Закон

Верховный суд объяснил, как определять, припаркован ли автомобиль на тротуаре

Чтобы использовать правила остановки и стоянки, нужно их изучить. Правила дорожного движения не могут быть нарушены даже в момент остановки или когда водитель пытается поставить свое авто на стоянку.

Если выполнить рассматриваемые действия неправильно, придется отвечать перед законом. В частности, водителей-нарушителей заставляют платить штрафную санкцию, если стоянка или остановка будет неправильной.

О её размере и способе оплаты поговорим дальше.

Верховный суд объяснил, как определять, припаркован ли автомобиль на тротуаре

В чем разница между остановкой и стоянкой

Остановка и стоянка хоть и подразумевают, что автомобиль останавливается, по сути, являются разными понятиями. Соответственно, они руководствуются разными правилами.

Если выделить главную отличительную суть рассматриваемых понятий – они отличаются временем, что затрачивается на каждую из рассматриваемых манипуляций.

Итак, остановку можно отнести к коротко текущему маневру, поскольку она не должна занимать больше нескольких минут. Стоянка же имеет длительную природу и может продолжаться часами и даже днями.

Если говорить об официальном определении рассматриваемых понятий:

  • Остановка – это прекращение движения длительностью до пяти минут. Имеет преднамеренную природу. Кстати, остановка может потребовать больше пяти минут, но только если нарушение временного лимита необходимо, чтобы посадить или высадить пассажиров, а также чтобы загрузить или разгрузить авто.
  • Стоянка – это прекращение движения автомобиля на срок, составляющий от пяти минут. При условии, что авто остановилось не для того чтобы выпустить/впустить пассажиров, загрузить/выгрузить груз.

Общие черты у рассматриваемых манипуляций также имеются. Оба относятся к категории преднамеренных движений – водитель сам его провоцирует своими действиями.

Сделать остановку или встать на стоянку человек хочет сам.

Именно этой чертой рассматриваемые понятия отличаются от прекращения движения из-за ПДД ( пропуская человека, который переходит на переходе) или из-за остановки по вынужденным обстоятельствам.

Другими словами, если выгружаете груз – это не будет считаться нарушениямиПДД. У водителя в анамнезе представлены другие действия, правила остановки считают нарушенными.

Стоите до 5 мин. Остановились на 5 мин. и больше
Посадить/высадить людей или загрузить/разгрузить вещи остановка остановка
Ничего вышеперечисленного остановка стоянка

Если стоите на месте 4 минуты 58 секунд – остановка. Если стоите 5 минут – это уже стоянка. А если выгружаете груз – можно стоять хоть 10 минут. Это все равно будет остановка (согласно ПДД).

Правила остановки и стоянки

Как говорят правиладорожного движения, остановка будет в тот момент, когда движение восстанавливается раньше пяти минут (если никто не работает с грузом или не занимается пассажирскими перевозками). Существует несколько других важных правил касаемо как момента остановки, так и перехода на стоянку. Не везде можно останавливаться или ставить автомобиль на стоянку:

  • Не разрешается становится на стоянку на территории, где стоянка запрещается – это нарушение;
  • Нарушение – становиться за областью городов/поселков, на дорогах обозначенных знаком главного движения;
  • Если водитель останавливается, где запрещена остановка, ему нужно побыстрее отсюда уйти, не мешать другому транспорту.

Чтобы подробнее узнать о других правилах, нарушать которые нельзя, водитель должен просмотреть главу 12 ПДД, где подробно описано каждое нарушение.

Где можно ставить автомобиль

Есть несколько важных правил, когда выбираете, где можно поставить автомобиль, чтобы это не засчитали как нарушение.

Справа

Правилаостановки водителя подробно описаны в пункте 12.1 ПДД. Согласно информации, поданной в этой части ПДД, остановку и стоянку транспортного средства можно выполнять справа от дороги (на обочине). Если обочины нет, можно совершить остановку прямо на дороге, прижавшись к краю проезжей части:

  1. Становитесь только на обочине, если на дороге она есть. Даже если обочина занята другими автомобилями или если там стоит какое-то другое препятствие, останавливаться прямо на дороге непозволительно.

  2. Оставлять машину на дороге можно, если на ней нет обочины. Ставить машину можно у бордюра – с самого края проезжей части.

    Обычно остановиться у бордюра нужно с помощью заднего хода, поскольку так машина занимает меньше места. А учитывая, что в городах много машин, именно такой способ парковки наиболее распространен.

    Если не сможете выполнить парковку таким маневром, паркуясь у края дороги – станете нарушителем.

Иногда водители могут оставить машину на тротуаре, но только в исключительных случаях.

Слева

Нет трамвайного пути, одна полоса — остановка возможна слева. Обычно это правило действует в городах. Прежде чем останавливаться слева, следует уточнить другие нюансы:

  1. Остановка возможна на дороге с двумя полосками с разным направлением. Но только при условии, что посередине нет путей для трамвая. А вот когда трамвайные пути расположены с какой-то одной стороны, запрет на остановку или парковку не работает. Слева все ещё разрешается парковаться. Но присмотритесь к типу разметки. В случае нанесения сплошной, ставить автомобиль слева запрещается.

  2. Если дорога имеет одностороннее движение, стоянка позволительна. Если рассматривается такой формат дороги, можно не обращать внимания на маршрут трамваев. Запрещается остановка только для грузовыхавтомобилей, вес которых составляет от 3,5 тонны. Они могут останавливаться чтобы загрузить или выгрузить груз.

Грузовикам запрещено становится на стоянку, останавливаться даже на пять минут, подбирать и высаживать пассажиров. Запрета для правой стороны дороги при таких же обстоятельствах нет.

Оставлять авто

Верховный суд объяснил, как определять, припаркован ли автомобиль на тротуаре

Правила стоянки рассказывают, как и где можно поставить автомобиль на длительное время.

Возле края дороги — параллельно трассе

Как правильно поставить автомобиль можно узнать из пункта 12.2 ПДД. Здесь описано, что правильное расположение автомобиля должна быть параллельно по отношению к проезжей части. Поставить транспортное средство нужно в ряд. Если нужно оставить двухколесного железного коня не имеющего бокового прицепа, располагать их можно двумя рядами.

ТС должно быть расположено параллельно к дороге, где проезжают другие автомобили. Есть только один важный нюанс – нужно прижаться как можно ближе к краю проезжей части.

Если водитель не умеет сделать параллельную парковку, а паркуется передней частью ТС придерживаясь небольшого расстояния – он нарушает. После таких манипуляций высока вероятность, что авто станет под некоторым углом.

Рассматриваемый тип парковки запрещен. Водителя-нарушителя накажут – выпишут Штраф.

Если управляете двухколесным ТС (мотоциклом, мопедом, скутером), правила немного отличаются от озвученного стандарта. Они ставятся в два рада, потому один из ТС может стоять не у края дороги.

Под углом к краю дороги

Если видите дорожный знак 6.4, что объединён с 8.6.4 или 8.6.9, дорожной разметкой может быть разрешено парковаться под углом. Это должна позволять ширина проезжей части, поскольку на узкой дороге выполнить такую парковку невозможно, чтобы не перекрыть движение транспорта.

Ставить автомобили под угловым наклоном можно не везде. Требуется, чтобы на этой местности было специальное уширение дороги. Ставить автомобиль таким образом можно только если будет сочетание определенных знаков, разметки и состояния дороги.

Выехав на тротуар

Существуют отдельные правила стоянки автомобилей на тротуаре, поскольку обычно ставить на тротуарах авто запрещается. Если тротуар граничит с проезжей частью, ставить здесь автомобиль можно, только если есть дорожный знак, который это разрешает.

Кроме того, свои дорожные знаки есть для мотоциклов, мопедов, велосипедов и не только. Это место должно быть обозначено знаком 6.

4 (Знак стоянки) или любым из знаков что обозначают вид транспортного средства и способ каким образом можно ставить транспортноесредство.

Тротуар можно занимать только легковым автомобилям, а не грузовой транспорт. Также это место доступно для мотоциклов, мопедов, велосипедов. Но только если есть дорожный знак, который позволяет стать на обозначенном месте.

Важно, чтобы ТС стояло именно тем образом, который изображен на картинке.

Например, один знак позволяет ставить автомобиль только передними колесами на тротуаре, а другие позволяют ставить авто впритык к тротуару тем или другим способом.

Если планируете поставить на тротуар грузовой транспорт – это запрещено в любом виде. Запрет распространяется как на грузовой транспорт С так и В типа. Грузовик может припарковаться исключительно параллельно к проезжей части. Но если на участке действует знак 8.6.2 — 8.6.9 в этом месте стоянкагрузовиков категорически запрещается.

Нарушив рассматриваемое правило, граждане будут вынуждены понести штрафные санкции.

Какие штрафы за неправильную парковку

Если нарушить правила стоянки грузовых автомобилей, придется нести наказание. Обычно грузовой транспорт несет штраф, размер которого меняется зависимо от особенностей правонарушения:

Выполнение остановки или стоянки нарушив правило Для Москвы и Санкт-Петербурга Для остальных регионов
Нарушить правило на переезде ДЖ Тысяча рублей/лишитесь прав на 3-6 мес.
Нарушить правило в месте предназначенном инвалидам 5 тыс. руб.
Нарушать правило, перекрывая пешеходный переход, заехав на тротуар, остановившись на остановке такси и общественного транспорта 3 тыс. 1 тыс.
Нарушить правило на трамвайных путях, дальше первого ряда, на территории, где действует запрещающий знак 3 000 руб. 1 500 руб.
Нарушить правило в тоннеле, создав для других препятствия 3 000 рублей 2 000 рублей
Нарушить правило в остальных случаях 2, 5 тыс. руб. 500 руб. но можно обойтись предупреждением
Читайте также:  Скажите, пожалуйста, сколько стоит консультация (полная) по ст. 163 УК. ????

На 2022 год нарушителей наказывают за каждое нарушенное правило, но наказание не отличается суровостью. Именно из-за этого многие водителинарушают ограничения. Возможно именно поэтому правило будут ужесточено, так что стоянка и остановка станет проблематичнее в местах, где они не разрешены.

Получить юридическую помощь по вопросу cтоянки и остановки по ПДД можно на нашем сайте.

Верховный суд обозначил границу парковки

Автомобилист из Москвы вынужден был дойти до Верховного суда (ВС) , чтобы отменить штраф в размере 2,5 тыс. руб. за неоплату парковки.

Он поставил свою машину у забора за пределами парковочной зоны, но инспекторы решили, что в этом месте тоже надо платить. Их доводы подтвердили и столичные суды.

ВС встал на защиту автовладельца: парковочное место обязательно должно быть обозначено соответствующим образом, это является обязательным условием оплаты.

Как следует из материалов ВС и Мосгорсуда, вечером 24 марта 2016 года автомобилист Александр Червяков припарковал свой Mercedes-Benz E200 на конце парковочной зоны №3207 по улице Ольховская, оставив машину около железных ворот. Разметка, обозначающая зону платной парковки, заканчивается непосредственно перед воротами, после них стоянка запрещена и начинается перекресток.

Пока машина находилась у ворот, мимо проезжал мобильный комплекс ЦОДД («Паркрайт»), проверяющий оплату парковки. Вместе с автомобилями, которые стояли на парковочных местах, в автоматическом режиме был сфотографирован и седан господина Червякова. Поскольку парковку автомобилист не оплачивал, ему пришел штраф в 2,5 тыс. руб. по ст. 8.14 КоАП Москвы.

Напомним, скидка на этот штраф не действует. Автовладелец обжаловал постановление сначала в Басманном районном суде, затем в Московском городском суде. Суды указали на то, что зона платной парковки на Ольховской улице обозначена знаком 6.4 «Парковка» и табличкой 8.

8 «Платные Услуги»: их действие не прекращалось в том месте, где стоял Mercedes-Benz Александра Червякова, а значит формально это платная зона.

Тогда господин Червяков обратился в вышестоящую инстанцию — Верховный суд, который встал на защиту автовладельца.

ВС указал на то, что машина была установлена не на специальном обозначенном месте платной парковки, а на границе платной зоны перед въездом на огороженную территорию.

«Размещение транспортного средства марки вне парковочного места на городской платной парковке не образует состав правонарушения,— сказано в постановлении ВС.— Материалы дела не содержат сведений о нарушении Червяковым А. Н.

иных требований, предписанных соответствующими дорожными знаками и (или) разметкой». ВС также указал, что нельзя переквалифицировать данное нарушение на ч. 1 ст. 12.16 КоАП РФ (нарушение требования знаков и разметки, 500 руб.), такая возможность не предусмотрена законодательством.

Постановлением ВС штраф в отношении господина Червякова был отменен.

Москвичи регулярно получают некорректные штрафы из-за неточностей работы «Паркрайта».

В сентябре 2017 года москвичка Екатерина Беляева попала в аварию в Москве на улице Расковой, после чего сразу остановилась и, не трогая автомобиль, ожидала приезда инспектора.

Проезжавшая мимо машина ЦОДД сфотографировала авто госпожи Беляевой, передав данные в Московскую административную дорожную инспекцию, после чего было оформлено постановление за стоянку в неположенном месте.

Екатерина Беляева попыталась отменить штраф в суде, но потерпела фиаско.

В начале 2018 года другой московский автомобилист был оштрафован на 3 тыс. руб. за парковку в зоне знака, хотя на самом деле просто стоял в пробке в крайнем ряду, а мимо в это время проезжал «Паркрайт». Позже начальник ГИБДД России Михаил Черников в интервью “Ъ” говорил, что ведомство внимательно отслеживает такие случаи.

Разработчиком «Паркрайтов» является компания «Технологии распознавания». Представитель компании Сергей Кусов пояснил “Ъ”, что комплексы поставляются ЦОДД по контракту с уже «прошитыми» картами и геокоординатами улиц Москвы.

А вот зоны, где «Паркрайт» должен фиксировать парковку, программируют уже специалисты ЦОДД, поскольку только они обладают точными данными о знаках и разметки, отметил господин Кусов. «Проблема с точностью определения той или иной машины может также возникать из-за слабого сигнала GPS-ГЛОНАСС,— говорит он.

— В последнее время эта проблема обострилась, об этом часто говорят и пользователи автонавигаторов».

Верховный суд объяснил, как определять, припаркован ли автомобиль на тротуаре

«''Паркрайт'' фиксирует автомобили, ориентируясь на координаты с некоторой погрешностью, на которую, возможно, накладываются еще и неправильно запрограммированные парковочные зоны,— пояснил “Ъ” Эксперт по системам фотовидеофиксации нарушений Григорий Шухман.

— Проблема в том, что любой комплекс фиксирует всего лишь событие с признаками нарушения, полученный материал должен быть обязательно исследован должностным лицом.

К сожалению, на практике это не происходит, решения выносятся наобум, невзирая на отсутствие в фотоматериалах признаков ограничения парковки, исходя из принципа ''нет оснований не доверять комплексу с сертификатами и поверкой''».

Отметим, что ЦОДД регулярно заключает контракты на обслуживание и поверку «Паркрайтов»: в 2018 году для этого были заключены контракты на общую сумму более 1,7 млн руб., в 2017 году — на 9,7 млн руб., следует из сайта госзакупок.

Иван Буранов

Верховный суд объяснил, почему фото нарушения не является его доказательством

С помощью мобильных приложений штраф может быть выписан за парковку на тротуаре или другое нарушение всего по одной фотографии. Однако снимок не может быть всеобъемлющим доказательством. К такому выводу пришел Верховный суд.

Гражданка Татьяна Дягилева получила по почте штраф за то, что припарковала свою машину якобы на тротуаре. Постановление было вынесено в упрощенном порядке, а факт нарушения зафиксирован с помощью мобильного приложения «Помощник Москвы». Инспектор Центра автоматизированной фиксации правонарушений (ЦАФАП) оформил постановление. Автомобилистка получило «письмо счастья».

Дягилева обжаловала это постановление в суде. Однако ни одна инстанция не стала досконально изучать дело. Что и послужило поводом для обращения в Верховный суд.

По словам автомобилистки, ее машина была припаркована вовсе не на тротуаре: это место является придомовой территорией. В подтверждение своих слов она приложила показания заместителя префекта и ГБУ «Жилищник», а также скриншот с картографического сервиса.

Суды не стали внимать доводам «нарушительницы»: поскольку на снимках видно, что автомобиль находится на участке дороги, отделенном бордюром, на котором растут зеленые насаждения и имеется покрытие для прохода пешеходов, вымощенное тротуарной плиткой, то считать место парковкой никак нельзя.

Верховный суд посчитал, что судебные инстанции ненадлежащим образом проверили доводы заявителя. Кроме того, не вызвали и не допросили должностное лицо, которое вынесло постановление. Также ВС указал, что согласно ПДД тротуар является элементом дороги, предназначенным для движения пешеходов и примыкающим к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенным от них газоном.

Определение тротуара закреплено и в ГОСТе: имеющее усовершенствованное покрытие инженерное сооружение, предназначенное для движения пешеходов в населенных пунктах, размещаемое в полосе отвода и на земляном полотне или придорожной полосе автомобильной дороги, а также часть дороги на мостовых и других искусственных сооружениях.

«Утверждение, что покрытие, вымощенное тротуарной плиткой, сделано для прохода пешеходов к домам, ничем не подтверждается.

Произрастание зеленых насаждений не свидетельствует о том, что спорный участок является тротуаром, и не опровергает содержащихся в письмах чиновников сведений о том, что названный участок является придомовой территорией», — цитирует решение Верховного суда «Российская газета».

Также ВС напомнил о презумпции невиновности. Конституционный суд неоднократно указывал, что фото- или видеофиксация правонарушения в области дорожного движения не отменяет принципа презумпции невиновности, суды не освобождаются от обеспечения всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения всех обстоятельств и справедливого разрешения дела.

Судебные инстанции надлежащим образом не проверили доводов жалобы, не допросили должностное лицо, вынесшее постановление, не запросили в компетентных органах сведений о том, является ли спорный участок дороги тротуаром. То есть меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела судебными инстанциями не были приняты.

Поэтому ВС отменил судебные акты, а дело направил на новое рассмотрение.

Верховный суд объяснил, как определять, припаркован ли автомобиль на тротуаре

Сейчас на многих АЗС и парковках у гипермаркетов организованы раздельные въезды и выезды с использованием знаков 5.5, 5.6 и 3.1.

В случае, если водитель проезжает в обратном направлении, сотрудники ДПС вменяют движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением. Часть 3 статьи 12.16 Коап за данное Правонарушение предусматривает ответственность в виде лишения права управления на срок от 4-6 месяцев или штраф 5000 рублей.

Читайте также:  Что означает формулировка "лишить права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами"?

Статья 12.16. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги

3.

Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением — влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Конечно, на прилегающей к дороге территории нет дороги. В ПДД чётко указано, что есть дорога, есть прилегающая к ней территория, остальное домыслы и фантазии заинтересованных лиц.

«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

В тексте статьи использую только выдержки из ПДД и Коап РФ.

Одно из ошибочных мнений состоит в том, что на прилегающей территории есть проезжая часть, а соответственно и дорога, ведь проезжая часть это элемент дороги.

«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

Приходят к этому мнению анализируя следующие пункты и определения ПДД:

17.1. В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22, движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств.

17.4. Требования данного раздела распространяются также и на дворовые территории.

«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

Таким образом, в жилой зоне есть проезжая часть и тротуары, и, следовательно, есть дорога. Требования 17 раздела ПДД распространяются также на дворовые территории (дворы). В свою очередь дворы (дворовые территории) и жилые зоны упоминаются в определении прилегающей территорий и далее всё это распространяется на остальные прилегающие территории (парковки, АЗС и т.п.).

Казалось бы, всё логично и правильно, но это не так. Раздел 17 ПДД содержит признаки жилых зон (наличие знаков 5.21, 5.22, тротуары, проезжая часть) и требования, предъявляемые к движению в жилых зонах:

17.1. В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22, движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств.

17.2. В жилой зоне запрещаются сквозное движение, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест.

17.3. При выезде из жилой зоны водители должны уступить дорогу другим участникам движения.

17.4. Требования данного раздела распространяются также и на дворовые территории.

Пункт 17.4 ПДД указывает, что требования 17 раздела ПДД распространяются и на дворовые территории (дворы). Всё верно, требования распространяются, но признаки жилых зон не распространяются — нет во дворах проезжей части.

  Равнозначный и неравнозначный перекресток определение

Вот, собственно, и весь ответ на поставленный вопрос.

На прилегающей территории, за исключением жилых зон (жилых массивов), нет проезжих частей, тротуаров, и, соответственно, дорог.

Следовательно, привлекать водителей за движение во встречном направление по дороге с односторонним движением на прилегающей территории, за исключением жилых зон (жилых массивов), неправомерно.

В случае, если вы въехали на прилегающую территорию (за исключением жилых зон) в нарушение требований знака 3.1 и вас остановил инспектор ДПС, то справедливо привлечёт вас по части 1 статьи 12.16 Коап.

Статья 12.16. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги

1. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи и другими статьями настоящей главы, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере трехсот рублей.

На основании вышеизложенного делаем следующие выводы в контексте данной статьи:

1. Прилегающие территории делятся на два типа:

а) жилые массивы (жилые зоны), обозначенные знаками 5.21 и 5.22, дворы (дворовые территории);

б) АЗС, парковки и т.п.

2. Проезжая часть и тротуары имеются только в жилых массивах (зонах);

3.

Требования раздела 17 ПДД (запрещены сквозное движение, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест, при выезде из жилой зоны водители должны уступить дорогу другим участникам движения) распространяются только на жилые зоны и дворовые территории;

4. Привлечь к ответственности по части 4 статьи 12.15 или части 3 статьи 12.16 можно только в жилых зонах.

Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона

4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Могут ли быть дороги на прилегающей территории?

Из определения ПДД движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с этими же правилами, что и с правилами на дороге, а в них опять встречается прилегающая территория — рекурсия.

Все просто, на прилегающей территории может также быть построена дорога и к этой дороге будет прилегать еще одна территория.

Например, въезд в жилой массив и внутри жилого массива въезд во двор. Или движение по какому-нибудь крупному предприятию или заводу.

Сквозной проезд через двор

Сквозной проезд механических транспортных средств через жилую зону или дворы правилами запрещен. Однако никто не мешает Вам в случае необходимости остановиться на 5-10 секунд во дворе и продолжить движение. В этом случае штраф ГИБДД не будет наложен.

Что касается немеханических транспортных средств (например, велосипедов), то они имеют право проезжать сквозь жилые зоны.

Перекресток или пересечение проезжих частей?

Выезд с прилегающей территории не является перекрестком из определения «Перекресток«. Пересечения дорог нет, соответственно и пересечения проезжих частей тоже нет.

Прилегать — ( аю, аешь, 1 ое лицо и 2 е лицо не употр.), ает; несовер., к чему. 1. Плотно обхватывать, облегать. Платье прилегает к талии. 2. Находиться рядом, примыкать. Поле прилегает к саду. | совер. прилечь ( лягу, ляжешь, 1 ое лицо и 2 е лицо не употр.) … Толковый словарь Ожегова

Дорога и выезд с прилегающей территории не пересекаются. Пересечение есть только между траекториями участников движения приоритет, которых определен пунктом 8.3 Правил дорожного движения.

Сейчас на многих АЗС и парковках у гипермаркетов организованы раздельные въезды и выезды с использованием знаков 5.5, 5.6 и 3.1.

В случае, если водитель проезжает в обратном направлении, сотрудники ДПС вменяют движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением. Часть 3 статьи 12.16 Коап за данное правонарушение предусматривает ответственность в виде лишения права управления на срок от 4-6 месяцев или штраф 5000 рублей.

Статья 12.16. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги

3.

Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением — влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Конечно, на прилегающей к дороге территории нет дороги. В ПДД чётко указано, что есть дорога, есть прилегающая к ней территория, остальное домыслы и фантазии заинтересованных лиц.

«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

В тексте статьи использую только выдержки из ПДД и Коап РФ.

Одно из ошибочных мнений состоит в том, что на прилегающей территории есть проезжая часть, а соответственно и дорога, ведь проезжая часть это элемент дороги.

Читайте также:  Близкие родственники по закону: кто считается ближайшим родственником по семейному, гражданскому, трудовому кодексу, коап и упк рф

«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

Приходят к этому мнению анализируя следующие пункты и определения ПДД:

17.1. В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22, движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств.

17.4. Требования данного раздела распространяются также и на дворовые территории.

«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

Таким образом, в жилой зоне есть проезжая часть и тротуары, и, следовательно, есть дорога. Требования 17 раздела ПДД распространяются также на дворовые территории (дворы). В свою очередь дворы (дворовые территории) и жилые зоны упоминаются в определении прилегающей территорий и далее всё это распространяется на остальные прилегающие территории (парковки, АЗС и т.п.).

Казалось бы, всё логично и правильно, но это не так. Раздел 17 ПДД содержит признаки жилых зон (наличие знаков 5.21, 5.22, тротуары, проезжая часть) и требования, предъявляемые к движению в жилых зонах:

17.1. В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22, движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств.

17.2. В жилой зоне запрещаются сквозное движение, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест.

17.3. При выезде из жилой зоны водители должны уступить дорогу другим участникам движения.

17.4. Требования данного раздела распространяются также и на дворовые территории.

Пункт 17.4 ПДД указывает, что требования 17 раздела ПДД распространяются и на дворовые территории (дворы). Всё верно, требования распространяются, но признаки жилых зон не распространяются — нет во дворах проезжей части.

Вот, собственно, и весь ответ на поставленный вопрос. На прилегающей территории, за исключением жилых зон (жилых массивов), нет проезжих частей, тротуаров, и, соответственно, дорог.

Следовательно, привлекать водителей за движение во встречном направление по дороге с односторонним движением на прилегающей территории, за исключением жилых зон (жилых массивов), неправомерно.

Парковка автомобилей во дворах жилых домов

Рассмотрим пункты правил, регламентирующие парковку во дворах жилых домов. Естественно, на дворовых территориях действуют те же правила дорожного движения, что и на обычной дороге, однако есть и некоторые особенности:

  • Стоянка с работающим двигателем запрещена.
  • Запрещена стоянка грузовых автомобилей.

В жилой зоне и на дворовой территории запрещена стоянка с работающим двигателем. В статье «Различия понятий остановка и стоянка» подробно рассматриваются признаки остановки. Здесь лишь хочу напомнить, что если транспортное средство не движется в течение более 5 минут и при этом не происходит посадка пассажиров или выгрузка грузов, то оно осуществляет стоянку.

Обратите внимание, что если в холодное время года водитель прогревает автомобиль в течении 5 минут или более, то он нарушает требование правил и может получить штраф ГИБДД, который будет рассмотрен ниже.

Правила парковки во дворах запрещают стоянку грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн, т.е. автомобилей категории C, вне специально отведенных мест (обозначенных дорожными знаками или разметкой).

Обращаю внимание, что на дворовой территории также запрещается ставить автомобиль и на газоне. Штраф за стоянку на газоне зависит от региона Российской Федерации и может быть достаточно крупным (несколько тысяч рублей).

Постановление Верховного Суда N 57-АД12-3 от 4 июля 2012 г

В соответствии с частью 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 данной статьи, влечет административное наказание.

В силу пункта 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г.

N 1090, дорога — это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.

Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии; полоса движения представляет собой любую из продольных полос проезжей части, обозначенную или не обозначенную разметкой и имеющую ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд; прилегающая территория — это территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное).

Из системного анализа приведенных выше норм следует, что административная ответственность по части 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает в случае, если движение во встречном направлении было осуществлено на дороге, но не на прилегающей к ней территории.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, водитель Плехов В.В. в нарушение требования дорожного знака 4.2.1 «Объезд препятствия справа» допустил движение во встречном направлении на прилегающей территории (во дворе дома).

Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 этой статьи и другими статьями главы 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, квалифицируется по части 1 статьи 12.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а не по части 4 статьи 12.15 данного Кодекса.

Верховный суд: фото на телефон — еще не доказательство

Порой человеку приходится доказывать, что он не стоял на тротуаре, потому что тротуара, где он стоял, вообще нет.

Материалы по теме

В связи с использованием упрощенных способов вынесения постановлений о нарушениях по фотографиям, сделанным на смартфоны, порой водители оказываются без вины виноватыми. В таких случаях о презумпции невиновности почему-то забывают и доказывать свою правоту должен сам пострадавший.

Татьяна Дягилева получила по почте штраф за то, что припарковала машину якобы на тротуаре. Постановление было вынесено в упрощенном порядке, а нарушение зафиксировано с помощью приложения «Помощник Москвы». Инспектор ЦАФАП оформил постановление и отправил «письмо счастья», пишет «Российская газета».

Женщина обжаловала постановление, но суды в деталях разбираться не стали, и ей пришлось дойти до Верховного суда.

Она утверждала, что место, где припарковала машину, — не тротуар, а значит, ставить машину там можно. Она приложила скриншот портала «Яндекс-карты», письмо заместителя префекта и ГБУ «Жилищник».

В них утверждалось, что место парковки — придомовая территория, которая не считается ни газоном, ни тротуаром.

Однако суды долго разбираться не стали и посчитали, что раз на фото видно, что автомобиль находится на участке дороги, отделенном бордюром, на котором произрастают зеленые насаждения и есть покрытие из тротуарной плитки, то считать это парковкой нельзя, а надо считать местом для прохода пешеходов.

ВС посчитал, что судебные инстанции ненадлежащим образом проверили доводы заявителя. Также они не вызвали и не допросили должностное лицо, которое вынесло постановление.

Согласно Правилам дорожного движения, тротуар — это элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.

Это инженерное сооружение, размещаемое в полосе отвода и на земляном полотне или придорожной полосе автомобильной дороги, а также часть дороги на мостовых и других искусственных сооружениях.

Если покрытие вымощено тротуарной плиткой, это еще не говорит о том, что этот участок дороги является тротуаром, и не опровергает содержащиеся в письмах чиновников сведения, что конкретный участок — придомовая территория. То, что там есть зеленые насаждения, также не свидетельствует о том, что спорный участок — тротуар, и не опровергает сведений о том, что это придомовая территория.

Кроме того, подчеркнули в ВС, фото- или видеофиксация нарушения ПДД не отменяет принцип презумпции невиновности, и суды, прежде чем выносить решение, должны были полно, объективно и всесторонне изучить обстоятельства дела. Жалобу досконально не проверили, не допросили должностное лицо, вынесшее постановление, не запросили в компетентных органах сведения о том, является ли спорный участок дороги тротуаром.

Поэтому ВС отменил судебные акты, а дело направил на новое рассмотрение в Измайловский суд Москвы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector