В УК может появиться новая статья «Злоупотребление влиянием»
За коррупцию в стране теперь будут отвечать не только должностные лица и чиновники. В Уголовном кодексе может появиться наказание для арбитражных судей и работников коммерческих организаций, выполняющих управленческие функции. Все это делается для борьбы с взятками и подкупом.
На рассмотрение Госдумы представлен законопроект, цель которого – сократить уровень коррупции в государственном секторе. По рекомендациям Совета Европы предлагается ужесточить наказание за подкуп должностного лица, планируется привлекать к уголовной ответственности третейских судей за злоупотребление полномочиями, предусмотрено ввести новые статьи об активном и пассивном подкупе.
О коррупции в россии знают все
По уровню коррупции Россия в прошлом году занимала 119-е место среди 174 государств мира. По данным Transparency International, в РФ особо распространено взятничество в государственном секторе.
Эти факты подтверждаются информацией, поступающей из российских государственных и неправительственных структур.
Так, по результатам опроса, проведенного «Левада-центром», 72% граждан считают, что «коррупция и финансовые преступления, а также использование своего положения для реализации собственных бизнес-схем – это типичное явление для российской власти». При этом каждый третий россиянин (36%) считает коррупцию одной из самых острых проблем государства и общества.
Как подсчитала Всероссийская антикоррупционная общественная приемная «Чистые руки», средний размер взятки в России в этом году составляет 809 тысяч рублей. Это почти на 200 тысяч больше, чем в прошлом году, то есть рост составил 25%.
Наиболее коррумпированными среди регионов считаются Москва, Московская область, Краснодарский край, Ленинградская, Саратовская, Самарская области, Татарстан, Крым.
Чаще всего правоохранительные органы выявляют незаконную дачу и получение взятки в сфере госзакупок, строительстве, содержании автомобильных дорог, здравоохранении, образовании, науке и культуре.
Дача взятки станет преступлением средней тяжести
Коррупция – одна из проблем, с которыми власть борется на федеральном уровне. У правительства даже есть План антикоррупционных мероприятий на 2016-2017 гг., утвержденный президентом. Среди мер – выполнение рекомендаций Совета Европы по усилению ответственности за коррупцию, а также внедрение антикоррупционных правовых инструментов в российское законодательство.
Необходимые поправки в Уголовный Кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ подготовил заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный.
В его законопроекте предложено расширить сферу действия положений о взяточничестве таким образом, чтобы преступлением считалась передача любого преимущества нематериального характера. Сейчас по статье 290 УК РФ «Получение взятки» должностное лицо могут осудить за получение денег, ценных бумаг, имущества, услуг или прав имущественного характера.
В будущем по этой же статье смогут привлекать к ответственности чиновников, которые незаконно получили любые виды услуг или прав либо любое другое преимущество.
Аналогичные нормы планируется распространить на всех лиц, которые принимают решения, даже если они работают в коммерческой или иной организации и фактически не являются должностными. Соответствующие изменения будут внесены в статью 204 УК РФ «Коммерческий подкуп».
Одновременно предлагается увеличить наказание по статье 291 УК РФ «Дача взятки» с 2 до 4 лет лишения свободы. Таким образом, это Правонарушение будет отнесено к преступлениям средней тяжести, подчеркивается в пояснительной записке к законопроекту.
Для борьбы с коррумпированными руководителями и судьями введут новые статьи УК РФ
Анатолий Выборный считает, что на уровень коррупции в России влияет и недостаток оснований для задержания недобросовестных чиновников и граждан. Поэтому он хочет внести в Уголовный кодекс РФ несколько новых норм:
Предпринимателей защитят от недобросовестных конкурентов по умолчанию
Среди рекомендаций Совета Европы – отмена правила, по которому коммерческая организация, пострадавшая от подкупа в частном секторе, обязательно должна подать заявление о начале разбирательства по факту правонарушения. Эта норма прописана в статье 23 УПК РФ «Привлечение к уголовному преследованию по заявлению коммерческой или иной организации», и ее предлагается отменить.
Депутат Выборный подчеркивает, что сейчас бизнесмены не заявляют о таких преступлениях, поскольку не хотят участвовать во всех разбирательствах.
Но если государство будет гарантировать организациям, не являющимся государственным или муниципальным предприятием либо компанией с участием государства, количество преступлений в этой сфере существенно снизится. А значит, и в целом уровень коррупции станет ниже.
Депутаты предлагают наказывать за "злоупотребление влиянием" на должностных лиц — новости Право.ру
Сегодня в Госдуму внесут законопроект, предлагающий ввести уголовную ответственность за «злоупотребление влиянием». Речь в нем пойдет о так называемых «решалах», пояснил «Известиям» автор инициативы Анатолий Выборный.
Согласно предложенным поправкам, в УК появится новая ст. 291.4 (злоупотребление влиянием).
Наказывать за использование личных связей для влияния «на принятие решения должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации» за материальное или нематериальное вознаграждение будут реальными тюремными сроками (до трех лет) и штрафами (до 15-кратно увеличенной суммы взятки). «Это люди, которые знакомы с каким-то высокопоставленным чиновником и предлагают свою помощь тем, кто не знает, как решить проблемы самостоятельно, в рамках действующего законодательства. Убеждают их, что могут «замолвить кому надо словечко» и добиться решения вопроса, но – за определенное вознаграждение. В нашей культуре это очень распространенный способ решения проблем, люди привыкли к такому подходу и соглашаются», – объяснил Выборный причину появления законопроекта.
Еще две запланированные ст. 204.3 и 291.3 УК будут предусматривать ответственность для тех, кто пообещал, предложил или попросил передать либо принять взятку или предмет коммерческого подкупа, а также предоставить конкурентное преимущество, в том числе используя свое служебное положение. За это предлагается лишать свободы на срок до 8 лет и штрафовать на сумму до 5 млн руб.
Изменить могут и ст. 204 УК (коммерческий подкуп). Сейчас к ответственности могут привлечь лишь за подкуп руководства коммерческой организации, авторы инициативы предлагают, чтобы преступлением считался подкуп любого сотрудника.
Во-вторых, такого рода инциденты, причинившие ущерб только компании, больше не будут считаться ее внутренним делом: возбудят дело вне зависимости от того, подала ли пострадавшая организация заявление и согласна ли она на расследование.
Поправки в УК вносятся по рекомендации Группы государств против коррупции (ГРЕКО).
Как пояснил член бюро ГРЕКО, замначальника управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генпрокуратуры Аслан Юсуфов,за невыполнение рекомендаций стране – участнице группы грозят санкции вплоть до направления миссии высокого уровня и публикации официального заявления о том, что она не выполняет принятые антикоррупционные обязательства.
Юристы к новелле отнеслись неоднозначно. С одной стороны, новые статьи действительно помогут бороться с коррупцией, а с другой, в них содержатся размытые понятия вроде «обещания или просьбы» передачи взятки или «влияние на принятие решений», что вызовет сложность их применения на практике.
- Взяточничество, Коммерческий подкуп, Законопроект
- Уголовный кодекс РФ
«Эшелон "решал" обычно остается за кадром»
Злоупотребление влиянием может довести до тюрьмы. Такие поправки в Уголовный кодекс подготовил заместитель председателя думского комитета по противодействию коррупции Анатолий Выборный. Документ уже внесен в Госдуму.
Парламентарий напомнил, что наказание за подобную деятельность предусматривает Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. Дополнение Уголовного кодекса России поможет привлечь к ответственности тех, кто обычно не попадает в поле зрения правоохранительных органов.
В этом уверен автор поправок, единоросс Анатолий Выборный.
«В обычном обороте это понимается как торговля влиянием, когда человек имеет определенный вес. Может быть, и не извлекается прямой выгоды имущественного характера.
Если мы говорим обычным языком, таких «решал» очень много, которые приходят и говорят, что в суде могут решить вопрос, в прокуратуре, на следствии, могут решить в министерстве, в ведомстве.
Когда мы говорим о коррупционном преступлении, как правило, это лица, которые обладают властными полномочиями. Второй эшелон — эшелон этих «решал» — остается как бы за кадром», — сообщил Выборный.
В России нет юридически прописанных границ, где заканчивается лоббизм интересов и начинается злоупотребление властью. Эти понятия необходимо четко определить, заявил ТАСС председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.
«Было поручение разработать механизмы лоббизма, определить их, нужны ли они, на какой стадии. Открытого лоббизма у нас мало, почти нет.
Понятно, что у нас лоббизм в основном является посредничеством во взятке, к сожалению. Очень сложно будет следователю объяснить эту историю. Надо обсуждать это с позиции экспертной и правоприменения.
Чтобы не было злоупотреблений, нужны четко прописанные понятия, что есть что», — считает Кабанов.
Эксперты отмечают, что в коррупционных делах всегда есть некий посредник. Предлагаемые нововведения могут сыграть и против закона — если правоохранители будут концентрироваться на одном преступнике, а не на всех участниках коррупционного процесса. Так считает член Палаты адвокатов Москвы Артур Айрапетов.
«Уголовный кодекс уже содержит ряд норм. Если он может повлиять на решение, то Уголовный кодекс квалифицирует это как взятку, если он не может повлиять на решение, но обещает это сделать, то как мошенничество. Поэтому я не вижу какого-то смысла в отдельной статье. Мы никак не будем влиять на количество подобных нарушений, подобных уголовных преступлений.
Есть необходимость работать уже по существующим статьям. Вторая проблема: если сейчас Закон будет реализован, тогда правоохранительные органы будут удовлетворены лицом, которое обещало помочь, но до конца цепочки мы не дойдем.
А на сегодняшний день в Уголовном кодексе статьи по взятке и мошенничеству, которые предполагают раскрытие всей цепочки», — подчеркнул в эфире «Коммерсантъ FM» Айрапетов.
В апреле Владимир Путин утвердил Национальный план противодействия коррупции на 2016-2017 годы. Ключевой темой документа стали конфликты интересов госслужащих. Генпрокуратура проверит руководителей регионов, министерств и ведомств. При этом эксперты отмечают, что в новый план не попали невыполненные требования предыдущих документов.
Алексей Соколов
«Решалам» отведут «статью» и отмерят срок?
Уголовный кодекс может пополниться новыми антикоррупционными статьями
Газета «Известия» сообщила о намерении, вызревшем в недрах Государственной Думы: в соответствии с замыслом депутатов, в УК РФ может быть введён новый состав преступления — «злоупотребление влиянием». К ответственности по ней предполагается привлекать тех, кто за вознаграждение подталкивает чиновника к принятию решения в интересах просителя.
При этом предусматривается Санкция – лишение свободы на срок до трёх лет со штрафом в размере 15-кратной суммы взятки. Аналогичную меру наказания предлагается установить за «обещание и предложение взятки или коммерческого подкупа, даже если само деяние так и не было совершено».
Инициатором выступил парламентарий Анатолий Выборный («Единая Россия»).
Сходные по смыслу предложения ранее уже вносились в Госдуму, но, по словам Выборного, «правительство высказало ряд замечаний к законопроекту, и его вернули на доработку». И вот, после доработки предпринята попытка №2.
Как отметил инициатор антикоррупционных инициатив, с рекомендацией о внесении поправок в уголовное законодательство обратилась к России «Группа государств против коррупции» (ГРЕКО) – «по итогам третьего раунда оценки российского законодательства и отечественной практики борьбы с коррупцией». И наша страна, будучи членом бюро ГРЕКО, должна выполнять рекомендации этой организации. Такие пояснения дал изданию член бюро ГРЕКО, замначальника управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры России Аслан Юсуфов.
Он заявил, что «в соответствии с уставом ГРЕКО, её доклады могут содержать рекомендации, адресованные оцениваемым странам для улучшения их внутреннего законодательства и практики борьбы с коррупцией. При этом страны — участницы группы отчитываются перед организацией о мерах, принятых во исполнение данных рекомендаций.
Правилами процедур ГРЕКО предусмотрены и санкции за невыполнение рекомендаций, вплоть до направления в эту страну миссии высокого уровня и опубликования официального заявления о невыполнении страной взятых на себя антикоррупционных обязательств».
Однако есть один нюанс, отмеченный газетой «Известия»: в ходе имплементации международных норм следует учитывать и положения нашего национального законодательства.
Одним из предлагаемых нововведений видится возможное дополнение УК РФ статьёй 291.4 «Злоупотребление влиянием».
В это юридическое понятие вкладывается следующий смысл: «использование своих знакомств для того, чтобы повлиять «на принятие решения должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации» за вознаграждение или услугу.
Как полагают сторонники нововведений в законодательство, карать необходимо не только не только в случаях непосредственной передачи денег за нужное решение, но и за передачу предложения, обещания и согласие оказать содействие. Санкцией видится «лишение свободы до трёх лет со штрафом в размере до 15-кратной суммы взятки». Т.е.
к уголовной ответственности станет возможным привлекать пресловутых «решал», торгующих своим влиянием.
О них как о феномене Анатолий Выборный высказался достаточно определённо: «Это люди, которые знакомы с каким-то высокопоставленным чиновником и предлагают свою помощь тем, кто не знает, как решить проблемы самостоятельно, в рамках действующего законодательства. Убеждают их, что могут «замолвить кому надо словечко» и добиться решения вопроса, но — за определённое вознаграждение. В нашей культуре это очень распространенный способ решения проблем, люди привыкли к такому подходу и соглашаются».
Ещё одним составом преступления видится потенциально «обещание взятки». Под таковым предполагается понимать «как обещание, предложение и просьбу принять либо передать взятку или предмет коммерческого подкупа, а также — предоставить незаконное преимущество.
В том числе в случаях, когда преступление совершено лицом с использованием своего служебного положения или если взятка предлагается за совершение заведомо незаконных действий». С этой целью в законопроекте обозначены аж две новых статьи — 204.3 и 291.3 УК.
Если их примут в предлагаемом виде, то виновных может ожидать наказание в виде штрафа до 5 млн руб. и лишение свободы – на срок до 8 лет.
В качестве к данному моменту Аслан Юсуфов пояснил: в действующем УК РФ имеется статья, которая предусматривает уголовную ответственность за «приготовление к совершению преступления», но применение её возможно только в том случае, если основной является статья, описывающая тяжкий и особо тяжкий состав преступления, при этом «подготовка преступления небольшой тяжести остается безнаказанной», на что и обратила внимание ГРЕКО.
Ещё одной новацией может стать корректировка действующей статьи 204 УК РФ («Коммерческий подкуп») – распространение её действия на факты подкупа в отношении любого сотрудника коммерческой организации (в сегодняшней редакции речь идёт исключительно о руководителях компаний). Наибольшей является санкция за передачу предмета подкупа — лишение свободы на срок до года, а за получение — до двух лет.
Другой нюанс заключается в том, что «документом отменяется и правило о том, что в случае подкупа, причинившего ущерб только интересам компании, уголовное преследование проводится только по заявлению этой организации или с её согласия».
Из разъяснения Аслана Юсуфова следует, что зачастую коммерческий подкуп совершается с ведома руководителя организации либо при его непосредственном участии.
А это означает, что при его заинтересованности в конфиденциальном характере такого рода информации осложняется расследование преступлений.
Другой же аспект проблемы: действующее ограничение имеет целью защиту коммерческих организаций от злоупотреблений со стороны правоохранительных органов. Попытки российских представителей убедить ГРЕКО в полезности имеющегося ограничения не возымели ожидаемого эффекта.
К осмыслению процесса газета «Известия» привлекла экспертов-правоведов. Директор юридической группы «Яковлев и Партнёры», доцент МГЮУ им. О.Е. Кутафина Анастасия Рагулина с одобрением относится к уточнению признаков отдельных коррупционных преступлений, а также расширению их перечня.
Она полагает, что «детализация деяний коррупционной направленности способствует снижению рисков необоснованного привлечения к уголовной ответственности.
Представляется, что новые статьи, во-первых, позволят привлечь к уголовной ответственности всех лиц, участвующих в коррупционных преступлениях, а во-вторых, уменьшат число желающих принимать в них участие».
Адвокат бюро «Деловой фарватер» Антон Соничев достаточно скептически оценил понятия «обещания или просьбы» передать взятку, поскольку убеждён в их неоднозначности, неопределённости и недетализированности.
По его мысли, «такие понятия не должны фигурировать в законе о возможном привлечении к уголовной ответственности граждан, поскольку права последних, гарантированные им Конституцией, рискуют быть нарушенными вследствие двоякого толкования закона».
При этом Юрист позитивно отозвался о возможности введения в УК РФ новых уголовно-наказуемых деяний: их необходимо расценивать в качестве «ключевого шага по борьбе с коррупцией, пронзившей все органы государственной и муниципальной власти».
Как полагает адвокат Соничев, предложенная идея, действительно, может быть воплощена на практике, но её необходимо доработать и конкретизировать.
Более обстоятельно изложил подходы к оценке законодательной инициативы Аслан Юсуфов.
По его мысли, понятия обещания и просьбы о предоставлении преимущества не нуждаются в расшифровке в законе: вполне определённым видится разъяснение на этот счёт, которое уже дано в постановлении Пленума Верховного суда «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях».
В пункте 14 этого документа сформулировано, что «обещание или предложение передать либо принять незаконное вознаграждение за совершение действий (бездействие) по службе необходимо рассматривать «как умышленное создание условий для совершения соответствующих коррупционных преступлений в случае, когда высказанное лицом намерение передать или получить взятку либо предмет коммерческого подкупа было направлено на доведение его до сведения других лиц в целях дачи им либо получения от них ценностей, а также в случае достижения договорённости между указанными лицами»». И, если в том возникнет надобность, такое разъяснение может получить дополнение – по итогам обобщения Верховным судом судебной практики уже после введения новой нормы.
При этом достаточно критически оценил изменения, предлагаемые к внесению в Уголовный кодекс, адвокат «BGP Litigation» Дмитрий Ипатиков. Они «только дробят статьи о коррупции, а их применение на практике вызовет сложности в силу размытости понятий «просьба, обещание» взятки, «влияние на принятие решений»».
Однако, по мысли Аслана Юсуфова, и в ныне действующем УК РФ имеется и без того немало составов преступлений, доказательство которых требует не меньшего юридического мастерства, чем то же «злоупотребление влиянием».
Тем не менее, правоохранительные органы вполне справляются с доказыванием фактов злоупотребления должностными полномочиями и их превышения.
Источник: официальный сайт газеты «Примрепортёр»
Злоупотребление влиянием на чиновника станет уголовно наказуемым
Также уголовная ответственность будет грозить за обещание и предложение взятки или коммерческого подкупа, даже если само деяние так и не было совершено. Соответствующий законопроект будет внесен в Госдуму 27 июля, рассказал «Известиям» автор инициативы Анатолий Выборный («Единая Россия»).
Аналогичные предложения уже вносились в Госдуму в октябре, но правительство высказало ряд замечаний к законопроекту, и его вернули на доработку. Новая редакция подготовлена с учетом этих замечаний, пояснил А.Выборный.
По его словам, внести такие поправки в УК России рекомендовала Группа государств против коррупции (ГРЕКО) по итогам третьего раунда оценки российского законодательства и отечественной практики борьбы с коррупцией.
Россия как член группы должна выполнять рекомендации этой организации, пояснил «Известиям» член бюро ГРЕКО, замначальника управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Аслан Юсуфов.
По его словам, правилами процедур ГРЕКО предусмотрены и санкции за невыполнение рекомендаций, вплоть до направления в эту страну миссии высокого уровня и опубликования официального заявления о невыполнении страной взятых на себя антикоррупционных обязательств.
Как отметил А.
Выборный, в новом законопроекте речь идет о так называемых «решалах», которые торгуют своим влиянием: «Это люди, которые знакомы с каким-то высокопоставленным чиновником и предлагают свою помощь тем, кто не знает, как решить проблемы самостоятельно, в рамках действующего законодательства. Убеждают их, что могут «замолвить кому надо словечко» и добиться решения вопроса, но — за определенное вознаграждение. В нашей культуре это очень распространенный способ решения проблем, люди привыкли к такому подходу и соглашаются».
В УК предлагают ввести и такие понятия, как обещание, предложение и просьба принять либо передать взятку или предмет коммерческого подкупа, а также — предоставить незаконное преимущество.
В том числе в случаях, когда преступление совершено лицом с использованием своего служебного положения или если взятка предлагается за совершение заведомо незаконных действий. Для этого проектируются новые статьи 204.3 и 291.3 УК.
Максимальная санкция по ним — штраф до 5 млн рублей и лишение свободы до 8 лет.
А.Юсуфов пояснил «Известиям», что УК предусматривает уголовную ответственность за «приготовление к совершению преступления», однако она наступает только в случае тяжкого и особо тяжкого состава преступлений, а подготовка преступления небольшой тяжести остается безнаказанной. Именно с этим, по его словам, и связана рекомендация ГРЕКО.
Авторы предлагают также внести в статью 204 («Коммерческий подкуп») УК изменения, предусматривающие ответственность за подкуп в отношении любого сотрудника коммерческой организации. Действующая сегодня статья распространяется только на руководителей компаний. Максимальная санкция за передачу предмета подкупа — лишение свободы на срок до года, а за получение — до 2-х лет.
Депутаты придумали уголовную статью для «решал»
В Госдуме хотят ввести в Уголовный кодекс понятие «злоупотребление влиянием». Тот, кто за вознаграждение подтолкнет чиновника к принятию решения в интересах просителя, может быть наказан лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере 15-кратной суммы взятки.
Также уголовная ответственность будет грозить за обещание и предложение взятки или коммерческого подкупа, даже если само деяние так и не было совершено.
Соответствующий законопроект будет внесен в Госдуму 27 июля, рассказал «Известиям» автор инициативы Анатолий Выборный («Единая Россия»).
Аналогичные предложения уже вносились в Госдуму в октябре, но правительство высказало ряд замечаний к законопроекту, и его вернули на доработку. Новая редакция подготовлена с учетом этих замечаний, пояснил Анатолий Выборный.
По его словам, внести такие поправки в Уголовный кодекс рекомендовала России Группа государств против коррупции (ГРЕКО) по итогам третьего раунда оценки российского законодательства и отечественной практики борьбы с коррупцией.
Россия как член группы должна выполнять рекомендации этой организации, пояснил «Известиям» член бюро ГРЕКО, замначальника управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Аслан Юсуфов.
— В соответствии с уставом ГРЕКО, ее доклады могут содержать рекомендации, адресованные оцениваемым странам для улучшения их внутреннего законодательства и практики борьбы с коррупцией.
При этом страны — участницы группы отчитываются перед организацией о мерах, принятых во исполнение данных рекомендаций.
Правилами процедур ГРЕКО предусмотрены и санкции за невыполнение рекомендаций, вплоть до направления в эту страну миссии высокого уровня и опубликования официального заявления о невыполнении страной взятых на себя антикоррупционных обязательств, — сказал он.
В то же время, отметил Аслан Юсуфов, в ходе имплементации международных норм следует учитывать и положения нашего национального законодательства.
Злоупотребление влиянием
Авторы законопроекта предлагают дополнить УК статьей 291.4 «Злоупотребление влиянием».
Это понятие расшифровывается как использование своих знакомств для того, чтобы повлиять «на принятие решения должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации» за вознаграждение или услугу.
При этом карается не только непосредственно передача денег за нужное решение, но и предложение, обещание и согласие оказать содействие. Максимальная санкция по этой норме — лишение свободы до трех лет со штрафом в размере до 15-кратной суммы взятки.
Речь идет о так называемых «решалах», которые торгуют своим влиянием, пояснил Анатолий Выборный.
— Это люди, которые знакомы с каким-то высокопоставленным чиновником и предлагают свою помощь тем, кто не знает, как решить проблемы самостоятельно, в рамках действующего законодательства.
Убеждают их, что могут «замолвить кому надо словечко» и добиться решения вопроса, но — за определенное вознаграждение.
В нашей культуре это очень распространенный способ решения проблем, люди привыкли к такому подходу и соглашаются, — сказал Анатолий Выборный.
Обещание взятки
Кроме этого, в УК предлагают ввести и такие понятия, как обещание, предложение и просьба принять либо передать взятку или предмет коммерческого подкупа, а также — предоставить незаконное преимущество.
В том числе в случаях, когда преступление совершено лицом с использованием своего служебного положения или если взятка предлагается за совершение заведомо незаконных действий. Для этого проектируются новые статьи 204.3 и 291.3 УК.
Максимальная санкция по ним — штраф до 5 млн рублей и лишение свободы до 8 лет.
Аслан Юсуфов пояснил «Известиям», что УК предусматривает уголовную ответственность за «приготовление к совершению преступления», однако она наступает только в случае тяжкого и особо тяжкого состава преступлений, а подготовка преступления небольшой тяжести остается безнаказанной. Именно с этим, по его словам, и связана рекомендация ГРЕКО.
Коммерческий подкуп
Авторы предлагают также внести в статью 204 («Коммерческий подкуп») УК изменения, предусматривающие ответственность за подкуп в отношении любого сотрудника коммерческой организации. Действующая сегодня статья распространяется только на руководителей компаний. Максимальная санкция за передачу предмета подкупа — лишение свободы на срок до года, а за получение — до двух лет.
Кроме того, документом отменяется и правило о том, что в случае подкупа, причинившего ущерб только интересам компании, уголовное преследование проводится только по заявлению этой организации или с ее согласия.
Как пояснил Аслан Юсуфов, коммерческий подкуп нередко осуществляется с ведома руководителя организации либо при его непосредственном участии. В таких случаях его заинтересованность сохранить информацию в тайне может препятствовать расследованию преступлений.
- С другой стороны, действующее ограничение направлено на защиту коммерческих организаций от злоупотреблений со стороны правоохранительных органов.
- — В свое время мы пытались убедить ГРЕКО в полезности этого ограничения, для чего приводили указанные аргументы и примеры из правоприменительной практики, однако организация осталась при своем мнении, — рассказал он.
- Мнение экспертов
Уточнение признаков отдельных коррупционных преступлений, а также расширение их перечня можно только приветствовать, считает директор юридической группы «Яковлев и Партнеры», доцент МГЮУ им. О.Е. Кутафина Анастасия Рагулина.
— Детализация деяний коррупционной направленности способствует снижению рисков необоснованного привлечения к уголовной ответственности. Представляется, что новые статьи, во-первых, позволят привлечь к уголовной ответственности всех лиц, участвующих в коррупционных преступлениях, а во-вторых, уменьшат число желающих принимать в них участие, — уточнила она.
Понятия «обещания или просьбы» передать взятку представляются неоднозначными, неопределенными и недетализированными, считает адвокат бюро «Деловой фарватер» Антон Соничев.
— Такие понятия не должны фигурировать в законе о возможном привлечении к уголовной ответственности граждан, поскольку права последних, гарантированные им Конституцией, рискуют быть нарушенными вследствие двоякого толкования закона, — пояснил он «Известиям».
В то же время, по мнению юриста, возможное введение в УК РФ новых уголовно-наказуемых деяний необходимо расценивать в качестве «ключевого шага по борьбе с коррупцией, пронзившей все органы государственной и муниципальной власти». Предложенная идея действительно может быть воплощена на практике, однако она должна быть доработана и конкретизирована, говорит он.
Понятия обещания и просьбы о предоставлении преимущества не нуждаются в расшифровке в законе — определенное разъяснение на этот счет уже дано в постановлении Пленума Верховного суда «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях», напомнил Аслан Юсуфов.
Согласно пункту 14 этого документа, обещание или предложение передать либо принять незаконное вознаграждение за совершение действий (бездействие) по службе необходимо рассматривать «как умышленное создание условий для совершения соответствующих коррупционных преступлений в случае, когда высказанное лицом намерение передать или получить взятку либо предмет коммерческого подкупа было направлено на доведение его до сведения других лиц в целях дачи им либо получения от них ценностей, а также в случае достижения договоренности между указанными лицами». При необходимости это разъяснение может быть дополнено по итогам обобщения Верховным судом судебной практики уже после введения новой нормы.
Изменения, которые предлагают внести в Уголовный кодекс, только дробят статьи о коррупции, а их применение на практике вызовет сложности в силу размытости понятий «просьба, обещание» взятки, «влияние на принятие решений», заявил адвокат BGP Litigation Дмитрий Ипатиков.
Однако Аслан Юсуфов полагает, что в Уголовном кодексе и так немало деяний, доказывать которые не проще, чем злоупотребление влиянием. Например, злоупотребление должностными полномочиями или их превышение.
Однако правоохранительные органы эффективно справляются с этой задачей, убежден он.
Генпрокуратура представила новые статьи УК о подкупе третейских судей и злоупотреблении влиянием — Русь Сидящая
Генпрокуратура РФ сегодня представила на своем сайте проект поправок в Уголовный кодекс, расширяющий понятие подкупа. Этот документ подготовлен в рамках реализации рекомендаций Группы государств против коррупции (ГРЕКО) по итогам третьего раунда оценки по теме «Криминализация преступных деяний».
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, рекомендацией III ГРЕКО предусмотрено введение понятий предложения, обещания и просьбы о предоставлении преимущества и принятия предложения или обещания в положения УК РФ об активном и пассивном подкупе в соответствии с Конвенцией Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года. Соответствующие изменения предлагается внести в статьи 204, 290 и 291 кодекса.
В соответствии с рекомендацией IV ГРЕКО необходимо расширить сферу действия положений о взяточничестве УК РФ, чтобы они однозначно охватывали любую форму неправомерного преимущества, в том числе любые преимущества нематериального характера, независимо от того, имеют ли они поддающуюся оценке рыночную ценность или нет. Для этого предлагается статьи 204 и 290 кодекса дополнить указанием на получение или предоставление услуг неимущественного характера, неимущественных прав или иных неправомерных преимуществ.
Также ГРЕКО указывает на необходимость толкования преступлений взяточничества в УК РФ таким образом, чтобы однозначно охватывать все случаи, когда преимущество предназначается не для самого должностного лица, а для третьего лица, как физического, так и юридического (рекомендация V). В связи с этим вносятся изменения в часть 1 статьи 290 кодекса.
Кроме того, ГРЕКО рекомендует привести нормы об уголовной ответственности за коммерческий подкуп, предусмотренные статьей 204 УК РФ, в соответствие со статьями 7 и 8 Конвенции, в частности, в отношении категории подпадающих под действие закона лиц, различных форм коррупционного поведения, непрямых форм совершения преступлений, случаев с участием третьих сторон-бенефициаров, и получателей нематериальных преимуществ (рекомендация VI). С учетом этого в статью 204 вносятся изменения, предусматривающие ответственность за подкуп в отношении любого лица, работающего в коммерческой или иной организации, а также расширение круга лиц, в интересах которых совершается преступление, в том числе являющихся получателями предмета подкупа.
Согласно указанной рекомендации также следует отменить правило о том, что в случаях совершения подкупа в частном секторе, причинившего ущерб исключительно интересам коммерческой организации, уголовное преследование проводится только по заявлению этой организации или с ее согласия. В связи с этим предлагается исключить статью 23 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
Рекомендацией VII предложено криминализировать торговлю влиянием в соответствии со статьей 12 Конвенции. В связи с этим предлагается дополнить УК РФ статьей 292.2 «Злоупотребление влиянием».
Согласно рекомендации VIII необходимо увеличить минимальный двухлетний срок давности за совершение подкупа, предусмотренного статьей 291 УК РФ. На реализацию данной рекомендации направлены предлагаемые изменения в статью 291, предусматривающие увеличение наказания за совершение указанных преступлений с целью отнесения их к категории преступлений средней тяжести.
Также в докладе ГРЕКО содержатся положения, рекомендующие недвусмысленно криминализовать подкуп национальных и иностранных третейских судей (пункт 53), в связи с чем УК РФ предлагается дополнить статьей 202.2, устанавливающей ответственность за подкуп третейских судей.
С текстом проекта федерального закона «О внесении изменений в Законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за коррупцию» можно ознакомиться здесь.
В ук могут появиться новые антикоррупционные статьи
Депутат Анатолий Выборный выступил с инициативой ужесточения наказания за коррупцию. Соответствующий законопроект он направил в Госдуму.
Парламентарий напомнил, что еще в 1990-х Россия ратифицировала Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. Этот шаг, отмечает он, накладывает на страну некоторые обязательства, а именно приведение национального уголовного законодательства в соответствие с международным документом.
Основная идея Выборного заключается в том, чтобы скорректировать все положения УК и УПК, касающиеся такого коррупционного преступления, как подкуп. Депутат, в частности, предлагает прописать, что ответственность за подкуп несет любое лицо, работающее в коммерческой или иной организации.
Законопроектом также предлагается отнести к взяточничеству получение любых преимуществ нематериального характера. Сделать это планируется для того, чтобы положения УК о взяточничестве «однозначно охватывали любую форму неправомерного преимущества».
Помимо этого с подачи парламентария в УК могут появиться новые статьи: ст. 291.4 «Злоупотребление влиянием», ст. 204.3 «Обещание, предложение или просьба участия в коммерческом подкупе» и ст. 291.
3 «Обещание, предложение или просьба принять либо передать взятку».
Максимальное наказание, которое грозит коррупционеру за совершение преступления (без отягчающих обстоятельств) по составу первой статьи, – двухгодичное заключение, по второму и третьему – год лишения свободы.
Однако самая интересная идея депутата – это, пожалуй, распространение действия ст. 202 УК о злоупотреблении частными полномочиями на арбитров (третейских судей). Сегодня эта норма распространяется только на нотариусов и аудиторов.
Автор законопроекта уверен, что судьи не менее подвержены коррупционным злоупотреблениям.
При этом ужесточать наказание за подобное деяние он не считает нужным – максимальный штраф по-прежнему останется в районе 300 000 рублей, а срок лишения свободы не превысит трех лет.
В конце лета правительство предложило создать систему оповещения работодателей о недобросовестных чиновниках, которые были замечены на коррупции. Для этого Кабмин предложил вести реестр утративших доверие госслужащих (см. «В ГД внесен законопроект о создании реестра утративших доверие чиновников»).
С текстом законопроекта № 3633-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в целях усиления ответственности за коррупцию» можно ознакомиться здесь.