В России появились новые суды
С первого октября в России заработают новые судебные органы: пять апелляционных и девять кассационных судов общей юрисдикции, а также апелляционный и кассационный военные суды. И начнет применяться принцип «сплошной кассации». Что это даст простому гражданину, которому придется в том или ином качестве контактировать с юстицией?
Как известно, апелляция — это обжалование судебного решения, еще не вступившего в законную силу.
Кассация — попытка потерпевшего поражение на апелляции обжаловать судебное постановление, в законную силу уже вступившее.
С ходу настораживает одна деталь: коль скоро кассация — это следующая ступень после апелляции, почему же кассационных судов создается целых девять, а апелляционных — только пять?
Как пояснил корреспонденту «Росбалта» доцент МГЮА Дмитрий Туманов, обычных граждан в первую очередь коснутся изменения в процессе кассации. В вопросах апелляции меняется достаточно мало.
Новые апелляционные суды создаются исключительно для пересмотра дел, рассмотренных в первой инстанции верховными судами республик и приравненными к ним судами (краев, областей и др.).
А такие суды по первой инстанции рассматривают не так уж много дел.
Конечно же, в связи с созданием новых апелляционных судов и тут есть свои нюансы, и не всегда положительные: например, в связи с территориальной удаленностью таких судов от первых инстанций. Но основная масса дел, могущая, не дай Бог, коснуться нас с вами, рассматривается мировыми судьями и районными судами. Тут с апелляцией все по-прежнему.
Другое дело — кассация. На сегодняшний день осужденный или проигравшая сторона, потерпев неудачу на апелляции, имеет право подать кассационную жалобу сначала в президиум суда республики (и приравненного к нему суда), потом, если не повезет, в соответствующую коллегию Верховного суда РФ.
А не повезет жалобщику почти наверняка — только ни до какого президиума и коллегии Верховного суда РФ он не дойдет. Дело вот в чем: кассационные жалобы для начала проходят этап фильтрации.
Специальный судья в соответствующем суде, не вызывая участников процесса и не представляясь им, решает вопрос о том, достойна ли жалоба быть принятой на кассацию.
Нетрудно догадаться, что подавляющее большинство жалоб поступает «в корзину».
«Защищать свои права трудящимся становится все сложнее»
«Основания к отмене судебного постановления по кассации в законе прописаны очень абстрактно, — рассказал Туманов.
— Это должны быть некие „существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможна действительная защита прав и интересов“… Получается, что судья, не опираясь на четко прописанные в законе основания, сам оценивает, является ли нарушение существенным. Иной раз и ученому правоведу нарушение представляется существенным, а судья говорит: нет! Поэтому, если проиграна апелляционная инстанция, шансы на выигрыш в кассации ничтожны».
Что же меняется теперь? Функция кассации изымается из областных судов и передается вот как раз в эти девять новых кассационных судов. И этапа фильтрации там не будет: жалобы станут рассматриваться коллегиально (в Верховном суде РФ, правда, этап фильтрации остается).
Всего девять судов на всю РФ. Их «зоны ответственности» не совпадают с границами субъектов Федерации, создается ощущение независимости от региональных властей. И в этих новых стенах, где кассация станет главным занятием, по идее законодателя, подход к ней должен стать более обстоятельным.
Пока что разница между апелляцией и кассацией очень велика. «Когда речь идет об апелляции, там наиболее широкий спектр оснований для поверки и возможной отмены или изменения не вступивших в законную силу постановлений.
Суд апелляционной инстанции, по сути, проверяет судебное решение путем нового рассмотрения дела, — рассказал Эксперт. — А вот в кассационном производстве речь идет о проверке только законности уже вступивших в силу постановлений». Вопросами фактов кассационный суд уже не занимается.
А теперь (в гражданском процессе и в административном судопроизводстве) в определенной мере — будет. По новому закону одним из оснований к отмене или изменению постановления может являться то, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела или имеющимся в деле доказательствам.
Это несомненный плюс, поскольку в действительности не может быть правильным и законным необоснованное решение.
Основания же для отмены или изменения судебного постановления в связи с нарушением закона, преимущественно в гражданском процессе и в меньшей степени в административном судопроизводстве, приближаются к апелляционным, которые и ранее были определены довольно четко и конкретно. Но в данном случае речь идет только о первой кассации!
Запрос на перемены к худшему?
«Однако, по непонятным причинам, — продолжил правовед, — в уголовном процессе в качестве основания к отмене или изменению судебного акта (даже в первой кассации) указано только абстрактное „существенное нарушение законности“, что как следует из сказанного ранее, правильным не является».
Существенным недостатком новой системы Дмитрий Туманов считает то, что кассационных судов общей юрисдикции очень мало, и они могут не справиться с объемом поступающих жалоб, что скажется на качестве пересмотра. Кроме того, теперь на кассацию многим жалобщикам и представителям осужденных придется далеко ехать. Особенно в азиатской части РФ.
В Москве-то все равно, все инстанции будут в одном городе. Но если дело происходит на Камчатке, то первая кассационная инстанция — Девятый кассационный суд, Владивосток. Тоже Дальний Восток, но расстояние в пару тысяч километров.
И выступать там представителем жалобщика по соглашению, даже по гражданским делам, сможет только профессиональный Юрист, которого надо нанять и оплатить ему дорогу.
Затраты могут быть очень велики, и это может существенно демотивировать заинтересованных лиц в вопросах обжалования.
Уповать же на то, что ездить в кассацию не обязательно, поскольку она сама разберется с убедительностью доводов жалобы, вряд ли стоит. Свою позицию многие люди могут куда лучше донести до суда лично и устно, чем на бумаге. Рассчитывать на участие в кассационном суде посредством видеоконференцсвязи тоже вряд ли стоит, ее не так просто обеспечить.
Не исключено, что однажды, с целью решения территориальной проблемы, в отдаленных от кассационных судов местах будут созданы их судебные присутствия, но когда это будет — неизвестно.
(Кстати, нелегко придется и людям, соприкоснувшимся с военной юстицией: военный апелляционный суд расположится в подмосковной Власихе, а кассационный — в Новосибирске).
Указанные недостатки нового порядка кассационного производства, по мнению Туманова, перевешивают его достоинства.
«Законодатель, с одной стороны, устраняя фильтрацию из первой кассации и как бы обеспечивая ее доступность с точки зрения реального рассмотрения жалобы в судебном заседании коллегией судей, с другой стороны, из-за возможной удаленности кассационных судов и невозможности участия в кассации в гражданском процессе и административном судопроизводстве через любого свободно выбранного представителя, создает существенные и порой непреодолимые для простого человека сложности в доступе к ней», — считает правовед.
Невиновных в России нет!
Определенный скепсис в отношении новшества высказал адвокат, доцент РАНХиГС Андрей Гольцов.
«Если говорить о настоящей судебной реформе, которая изменила бы отношение к самой судебной системе и ее практике, то нужно было бы реформировать именно суды первой инстанции и, прежде всего, региональные, — подчеркнул он.
— Под их юрисдикцией находятся все районные суды и все мировые судьи данного региона. Установки районным судам и мировым судьям задает не Верховный Суд РФ, а именно региональные суды».
Региональные — то есть областные, республиканские, краевые и т. д. Их юрисдикция охватывает территорию всего субъекта РФ, что приводит к «естественному процессу сращивания судебной власти с региональной исполнительной».
«Изначально идея судебной реформы была в том, чтобы реформировать организацию именно региональных судов. Разбить их связь с местной властью — к примеру, создать судебные округа.
Чтобы судебный округ не совпадал с административно-территориальным делением, — рассказал Гольцов. — А реформа пошла по другому пути: она оставляет систему судов общей юрисдикции прежней.
Только между региональными судами и Верховным судом РФ появляются две промежуточные инстанции. Полезный эффект здесь тоже присутствует, но больше косметического плана».
Что же касается оживления кассационного процесса по примеру апелляции, то здесь эксперт напомнил, что в реальности и апелляция-то чаще всего сводится к письменной форме.
«По правилам апелляционной инстанции, я вправе устно изложить свою позицию, вновь исследовать имеющиеся в деле доказательства, представить дополнительные доказательства, — отметил эксперт. — А что на самом деле? В судебном заседании, если я начинаю излагать позицию, меня тут же останавливают.
Говоря: „А зачем? Мы ведь жалобу прочли“. Я говорю: „А давайте тогда исследуем доказательства“. Они говорят: „А зачем? Мы же дело-то изучили“.
И вся эта Процедура превращается в пятиминутку, если не считать время, затраченное на обрядность (разъяснение прав, заслушивание доклада судьи, ожидание судебного решения)».
Из данного правила бывают исключения: случается, что некоторые обстоятельства вызывают интерес у апелляционных судей, тогда они и свидетелей могут передопросить, и экспертизу новую назначить. Но это бывает довольно редко. В целом же, по оценке адвоката Гольцова, «нагромождение судов общей юрисдикции в стране будет просто колоссальным».
Леонид Смирнов
Новые суды и «процессуальная революция»: как прошла судебная реформа — новости Право.ру
2018 год запомнится двумя важнейшими для всей судебной системы законами. Первый – о создании новых кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции. Второй – «процессуальная революция», которая внесла множество изменений во все основные кодексы. Их принятие подвело черту под масштабной судебной реформой в России.
В октябре 2017 года Пленум Верховного суда предложил так называемую процессуальную революцию – масштабный пакет поправок в процессуальные кодексы. Спустя несколько месяцев законопроект поступил на рассмотрение в Госдуму, где пробыл почти девять месяцев. За это время инициатива претерпела значительные изменения.
- Октябрь 2017 года. Пленум ВС представляет проект процессуальной реформы. Среди новелл – отказ от мотивировочных частей решений по целому ряду дел, профессиональное представительство в судах и увеличение числа дел, рассматриваемых в упрощенном порядке.
- Февраль 2018 года. Законопроект поступает на рассмотрение в Госдуму. Федеральная палата адвокатов и Совет по правам человека выступают с критикой: им не нравится норма об отказе от «мотивировок».
- Апрель 2018 года. Комитет Госдумы по госстроительству и законодательству дает законопроекту «зеленый свет». Председатель комитета Павел Крашенинников обращает внимание, что норма о «мотивировках» требует серьезного обсуждения. Критике подвергаются и другие положения реформы.
- Май 2018 года. Верховный суд вносит в Госдуму поправки в «процессуальную революцию». Они расширили список решений, мотивы которых придется разъяснить. При этом председатель ВС Вячеслав Лебедев тогда заявил: этот перечень может быть пересмотрен в будущем.
- Июнь 2018 года. Законопроект проходит первое чтение, но еще без поправок. Спустя неделю рабочая группа предлагает сразу несколько серьезных поправок в реформу. Эксперты сходятся во мнении, что норма об отказе от мотивировок для реформы не нужна. От новеллы о профпредставительстве в судах решено не отказываться, но и ее смягчают.
- 20 сентября 2018 года. Рабочая группа предлагает новый пакет поправок: с новыми требованиями к правилам идентификации должников и старыми суммами для упрощенного производства.
- Ноябрь 2018 года. Законопроект выходит на финишную прямую – 6 ноября его принимают во втором чтении, 20 ноября – в третьем. 23 ноября он получает одобрение Совета Федерации.
- 28 ноября 2018 года. Путин подписывает «процессуальную революцию».
Подписанный президентом Путиным в конце ноября 219-страничный Закон вобрал в себя изменения во все основные процессуальные кодексы. Но к тому моменту реформа претерпела значительные изменения.
Так, в итоговую версию документа не вошли положения об отказе от мотивировочных частей решения: от них избавились в процессе рассмотрения документа в Госдуме.
Кроме того, граждан решили не обязывать самостоятельно отслеживать движение дел в интернете.
Карточки Путин подписал «процессуальную революцию»
При том что из итоговой версии документа убрали основные спорые положения, в нем все равно содержится множество значимых изменений. Так, в российских судах впервые появилась «сплошная кассация».
Сейчас вопрос о передаче дела на рассмотрение ставится на усмотрение судьи кассационного суда.
Председатель ВС Вячеслав Лебедев, комментируя ход судебной реформы, отмечал: «Обеспечить качественную проверку кассационных жалоб можно только при сплошном кассационном производстве, а не выборочной кассации».
Изменились и правила судебного представительства. После вступления норм закона в силу представителями сторон в суде при рассмотрении гражданских и арбитражных дел смогут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование или ученую степень по юридической специальности, но за исключением дел, которые рассматривают мировые судьи или районные суды.
https://www.youtube.com/watch?v=0PRwo_QGA-0
Подробно о значимых изменениях, принесенных «процессуальной революцией», мы писали в день публикации закона, в материале «Путин подписал «процессуальную революцию».
Новые суды: кто, где, когда?
«Процессуальная революция» принималась во многом в увязке с другой инициативой Верховного суда, который еще летом 2017 года предложил создать в России новые апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции.
Законопроект принимали в течение года, и он тоже претерпел ряд изменений.
В итоговой редакции депутаты утвердили пять апелляционных судов общей юрисдикции, девять кассационных и по одному кассационному и апелляционному военному суду.
Законодательство В России появились новые суды
Новые апелляционные суды будут пересматривать дела, которые по первой инстанции разрешают суды субъектов (Верховные суды республик, областные, краевые суды).
В их же ведении окажутся споры по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Новые апелляционные суды будут вышестоящими судебными инстанциями по отношению к действующим на территории верховным судам республик, областным судам и прочим.
Кассационные суды общей юрисдикции по аналогии рассматривают дела в качестве суда кассационной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Он будет являться вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного кассационного округа федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям.
Апелляционные суды создали в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Нижнем Новгороде и Новосибирске. В Московской области (г. о. Власиха) заработает апелляционный военный суд. Для просмотра интерактивной карты нажмите на картинку.
Кассационные суды решили разместить в Саратове, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Самаре, Челябинске, Кемерове и Владивостоке, а военный – в Новосибирске. Для просмотра интерактивной карты нажмите на картинку.
Суд | Председатель | Адрес суда | Сайт |
Первый кассационный суд общей юрисдикции | Николай Подкопаев | 410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74 | https://1kas.sudrf.ru/ |
Второй кассационный суд общей юрисдикции | Анатолий Бондар | 129090, г. Москва, ул. Гиляровского, д. 31, стр. 1 | https://2kas.sudrf.ru/ |
Третий кассационный суд общей юрисдикции | Василий Волошин | 129090, г. Санкт-Петербург, ул. Пестеля, д. 9, литера А | https://3kas.sudrf.ru/ |
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции | Алексей Шишкин | 350020, г. Краснодар, ул. Морская, д. 3 | https://4kas.sudrf.ru/ |
Пятый кассационный суд общей юрисдикции | Михаил Тарасенко | 357502, г. Пятигорск, ул. Лермонтова, д. 9 | https://5kas.sudrf.ru/ |
Шестой кассационный суд общей юрисдикции | Александр Ефанов | 443030, г. Самара, ул. Урицкого, д. 19 | https://6kas.sudrf.ru/ |
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции | Сергей Минин | 454140, г. Челябинск, ул. Труда, д. 34 | https://7kas.sudrf.ru/ |
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции | Алексей Кирюшин | 650991, г. Кемерово, ул. Николая Островского, д. 12 | https://8kas.sudrf.ru/ |
Девятый кассационный суд общей юрисдикции | Александр Хижинский | 690090, г. Владивосток, ул. Светланская, д. 54 | https://9kas.sudrf.ru/ |
Первый апелляционный суд общей юрисдикции | Юрий Рябцов | 129090, г. Москва, ул. Гиляровского, д. 31, стр. 1 | https://1ap.sudrf.ru/ |
Второй апелляционный суд общей юрисдикции | Ирина Подносова | 191028, Санкт-Петербург, ул. Пестеля, д. 9, литера А | https://2ap.sudrf.ru/ |
Третий апелляционный суд общей юрисдикции | Евгений Кузин | 354000, г. Сочи, ул. Советская, д. 26а | https://3ap.sudrf.ru/ |
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции | Магомед Магомедов | 603022, г. Нижний Новгород, просп. Гагарина, д. 17, литера А, пом. П1 | https://4ap.sudrf.ru/ |
Пятый апелляционный суд общей юрисдикции | Марина Алексина | 630120, г. Новосибирск, ул. Титова, д. 184 | https://5ap.sudrf.ru/ |
В первоначальной версии законопроекта о судах фигурировали другие города. Так, первый кассационный суд общей юрисдикции предлагали разместить в Калуге (в итоге его переместили в Саратов), а шестой – в Казани, откуда он переехал в Самару. Калугу лишили апелляции и отдали ее Москве, потому что в столице лучшая материально-техническая и кадровая база и транспортная доступность.
Судьи Как в России решили кадровый вопрос новых судов
После того, как в конце июля закон был принят, начался процесс их кадрового наполнения. Начался он с поиска руководителей – к 15 октября, в установленный законом срок, все председатели были назначены. В основном ими стали председатели судов областного уровня, а подробнее обо всех руководителях можно прочитать в нашем материале «Путин назначил председателей новых судов».
После этого процесс формирования кадрового состава судов продолжился. В конце ноября ВККС одобрила кандидатуры 14 зампредов в новые суды, а в декабре – еще 16. Получили рекомендации судьи как в апелляции, так и в кассации.
Суд считается образованным, если в него набрано не менее половины судей от установленного числа. Подробнее о том, как комплектуются новые СОЮ, мы писали в материале «Как в России решили кадровый вопрос новых судов».
Завершение реформы
В конце февраля 2018 года председатель Совета судей Виктор Момотов принял участие в заседании СПЧ, посвященного совершенствованию процессуального законодательства. Тогда он рассказал о трёх основных стадиях судебной реформы.
- Объединение Верховного суда и Высшего арбитражного суда (2014 год).
- Создание новых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции.
- Реформа процессуального законодательства.
Конечной целью реформы глава Совета судей назвал создание той модели судебной системы, «которая будет отвечать современным запросам гражданского общества, пользоваться доверием у этого общества и обеспечивать высочайший уровень правовой защищенности».
Таким образом, все три «больших» стадии судебной реформы уже приняты на законодательном уровне, но пока не вступили в силу. Это произойдет не позднее 1 октября 2019 года. Изменения в процессуальное законодательство вступят в силу в тот же день, в который начнут работать новые апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции. Решение о конкретной дате примет Пленум Верховного суда.
В россии появятся новые суды. защитить свои права станет проще
Парламентарии приняли 20 ноября 2018 года закон, благодаря которому в России появятся апелляционные и кассационные суды, которые будут независимыми от председателей городских и областных судебных инстанций.
Опрошенные Лайфом эксперты уверены, что принятый Госдумой РФ закон о процессуальной реформе, который создаёт новые апелляционные и кассационные суды, направлен на независимость судебной системы и создание новых рабочих мест для юристов.
Кроме того, они отмечают, что должно вырасти и качество самих юридических услуг, оказываемых гражданам в судах.
Дело в том, что, согласно новому закону, вступающему в силу в октябре 2019 года, оказывать юридические Услуги смогут только те специалисты, которые имеют высшее профессиональное образование.
По словам одного из разработчиков законопроекта о реформе процессуального законодательства, председателя думского комитета по государственному строительству и законодательству Павла Крашенинникова, согласно законопроекту представителями сторон в суде при рассмотрении гражданских и арбитражных дел могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование или учёную степень по юридической специальности.
— Сейчас правило о наличии высшего юридического образования действует в отношении административных дел, — отмечает парламентарий.
Управляющий партнёр юридического бюро U-Partners Андрей Андреев положительно оценивает данное нововведение.
— Что касается наличия высшего юридического образования у представителей сторон при рассмотрении гражданских и арбитражных дел, то данное ограничение давно напрашивалось на законодательное закрепление. Хотя, надо признать, наличие высшего юридического образования не является гарантом оказания квалифицированной юридической помощи, — говорит Андреев.
По словам Павла Крашенинникова, в законопроект вносятся необходимые изменения процессуального законодательства в связи с реформой судоустройства. До 1 октября 2019 года в системе судов общей юрисдикции появятся обособленные надрегиональные апелляционные и кассационные суды, которые будут осуществлять пересмотр судебных актов в качестве апелляционной и кассационной инстанции соответственно.
Адвокат Александр Островский пока осторожно комментирует новшество.
— Это просто раздутие судебной системы и создание хорошо оплачиваемой работы, — считает Островский. — И, конечно, создание проблем гражданам, так как новые суды будут обслуживать жителей двух-трёх регионов, поэтому добираться до апелляционных и кассационных инстанций гражданам будет непросто.
Бывший военный судья Артур Рамазанов считает, что создание межрегиональных апелляционных и кассационных судов позволит разгрузить Верховный суд РФ и повысить независимость судов.
— Вот, например, все районные суды — а значит, и судьи — подчинены главе Мосгорсуда Ольге Егоровой, которая возглавляет кассационную инстанцию — президиум Мосгорсуда.
Это, видимо, в Верховном суде считают неправильным и решили вывести кассации в отдельное судопроизводство.
Поэтому кассационные полномочия городских, областных и республиканских судов передаются создаваемым кассационным и апелляционным межрегиональным судам, — говорит Рамазанов.
По мнению юриста Андрея Андреева, отдельные кассационные и апелляционные суды действительно будут более независимыми, так как дела будут рассматриваться не только не в том же суде, но и в другом субъекте РФ.
— Это обеспечит более объективный пересмотр дел. Сейчас на практике с этим большие проблемы, особенно в части уголовного судопроизводства. Приговоры практически не отменяются.
И одна из причин этого — взаимосвязь судей одного суда, субъекта РФ, которые не хотят портить статистику и отношения друг с другом.
Реформа позволит эту проблему решить, что в итоге приведёт к повышению качества правосудия в целом, — считает Андреев.
С юристом Андреевым согласен и адвокат Владимир Постанюк.
— Согласно задуманной процессуальной и судебной реформе решения, вынесенные судебной инстанцией в одном городе, обязательно будет проверять суд, находящийся в другом регионе. Это должно обеспечить независимость судов и оградить от давления на них — например, местных властей, как это происходит в областных судах, — утверждает адвокат.
По его словам, практически все областные судьи живут в тех регионах, где и работают, там же проживают их семьи. Естественно, что областные судьи не заинтересованы портить отношения с местными властями и силовиками.
Владимир Постанюк считает, что теперь ситуация может измениться, поскольку апелляции и кассационные жалобы начнут рассматривать суды в других регионах. Повлиять на состав судей будет гораздо сложнее, чем прежде.
По информации Лайфа, кроме судей для апелляционных и кассационных судов потребуются ещё и сотрудники судебных аппаратов. В апелляционных судах будет 362 вакансии работников аппарата, а в кассационных — 2049 вакансий. Кроме того, открыты вакансии для 143 сотрудников охраны кассационных судов и 30 сотрудников охраны апелляционных судов.
Опрошенные Лайфом эксперты сходятся во мнении, что на проведение самой судебной реформы потребуется более четырёх миллиардов рублей, а на повседневное обеспечение деятельности кассационных и апелляционных судов ежегодно необходимы десятки миллиардов рублей.
Новые суды согласно законопроекту будут состоять из президиума и трёх судебных коллегий: по гражданским делам, административным делам, уголовным делам.
Апелляционных судов будет пять. Первый будет находиться в Москве, второй — в Санкт-Петербурге, третий — в Сочи, четвёртый — в Нижнем Новгороде, пятый — в Новосибирске.
Кассационных судов будет девять: в Саратове, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Самаре, Челябинске, Кемерове и Владивостоке.
В россии появились новые суды
Путин подписал закон об апелляционных и кассационных судах общей юрисдикции. Теперь предстоит их сформировать – часть судебных составов переведут, к переезду готовятся более 400 судей. Назначения состоятся до 15 октября этого года, вместе с этим суды будут считаться сформированными, однако работать начнут ближе к осени 2019 года. Подробнее о том, как это будет.
Локации
В итоговой редакции утвердили пять апелляционных судов общей юрисдикции, девять кассационных и по одному кассационному и апелляционному военному суду. Кассационные суды разместят в Саратове, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Самаре, Челябинске, Кемерове и Владивостоке, а военный – в Новосибирске.
Апелляционные суды закрепятся в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Нижнем Новгороде и Новосибирске. В Московской области (г. о. Власиха) заработает апелляционный военный суд.
В первоначальной версии законопроекта о судах фигурировали другие города – так, первый кассационный суд общей юрисдикции предлагали разместить в Калуге (в итоге его переместили в Саратов), а шестой – в Казани, откуда он переехал в Самару.
В следующем варианте правок в Калуге решили разместить первый апелляционный суд общей юрисдикции, однако в итоге в этом городе новых судов не оказалось вовсе: суд перенесли в столицу.
Редакция расположений учитывала региональные особенности и была выработана после согласований с Верховным судом, рассказывал Павел Крашенинников.
Перенос апелляционного суда в Москву связали с тем, что в столице лучшая материально-техническая и кадровая база, учли также транспортную доступность.
Верховный суд предполагал, что закон вступит в силу уже 1 июля, однако принять его удалось только к 30 июля.
Компетенции
Новые апелляционные суды будут пересматривать дела, которые по первой инстанции разрешают суды субъектов (Верховные суды республик, областные, краевые суды). В их же ведении окажутся споры по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Новые апелляционные суды будут вышестоящими судебными инстанциями по отношению к действующим на территории верховным судам республик, областным судам и прочим.
Так, например, 4-й апелляционный суд общей юрисдикции (Нижний Новгород) будет вышестоящей инстанцией для соответствующих судов Мордовии, Татарстана, Самарской, Пензенской, Ульяновской и других областей (зеленая штриховка на карте).
Кассационный суд общей юрисдикции по аналогии рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Он будет являться вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного кассационного округа федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям.
Помимо основных судов, закон позволяет создать постоянные судебные присутствия по другому адресу. Это поможет обеспечить доступность правосудия для тех, кто живет в отдаленных районах.
Судебные составы
И кассационные, и апелляционные суды будут возглавлять председатели сроком на шесть лет. Они смогут занимать должность не более двух сроков подряд. Если на сегодня (30 июля) судья уже исчерпал лимит, то возглавить новые суды он сможет лишь на один срок. Такое же правило действует для заместителей председателей. Предельный возраст пребывания в должности главы суда ограничен 76 годами.
ЦИФРА 453 судьи переедут для работы в новых судах
В состав кассационного суда общей юрисдикции входит президиум, коллегии по гражданским, административным и уголовным делам. В президиум суда входит председатель, его заместитель и другие судьи, количественный и персональный состав утверждает пленум Верховного суда. Аналогичные требования и условия установлены для апелляционных судов.
«Введение в федеральных апелляционных и кассационных судах должностей председателя суда, заместителя председателя суда, судей предлагается за счет сокращения должностей судей в судах областного звена», – сообщается в финансово-экономическом обосновании к проекту. Аналогичная ситуация произойдет с гражданским штатом.
Из судов областного звена уволят 362 гражданских служащих в случае с апелляционными судами, и еще 1362 – с кассационными. Из-за введения апелляционных судов, согласно предварительным подсчетам, переведут 91 судью, еще 90, по предположению законодателя, откажутся от перевода.
В кассационных судах с переводом продолжат работу 362 судьи, а 361 судья уволится в случае отказа от перевода. В случае увольнения гражданским служащим выплатят четыре оклада, судьям выплатят годовую зарплату. В случае переезда судьи и его семьи из бюджета выделят по 100 000 руб.
В итоге из-за реформы сократят 1724 гражданских служащих. Предполагается, что 451 судья откажется от переезда и уволится по собственному желанию, такие расчеты приведены в финансово-экономическом обосновании к проекту.
«Мы ожидаем, что деньги для создания этих судов могут понадобиться только по одной статье – не все судьи (занимающиеся сейчас апелляциями и кассациями) захотят работать в новых судах, и по действующему законодательству они должны будут получить компенсации, общие расходы составят около 3 млрд руб. Но это предположительная сумма, мы ещё не знаем, сколько точно судей не захотят работать в новых судах», – комментировал председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев.
Кассационные и апелляционные суды должны начать работу не позднее октября 2019 года, решение о дате примет пленум Верховного суда. Судей в новые образования назначат уже в середине октября этого года.
Федеральный конституционный закон от 29.07.2018 № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции».
В россии начинают действовать 14 окружных судов общей юрисдикции
МОСКВА, 1 октября. /ТАСС/. Новые окружные суды — девять кассационных и пять апелляционных — начинают работать в России в соответствии с реформой судоустройства. Таким образом, суды общей юрисдикции полностью переходят на четырехступенчатую систему — для каждой инстанции будет действовать свой суд, по аналогичной модели 15 лет функционируют арбитражные суды.
Апелляционные суды будут рассматривать жалобы на решения судов областного уровня, не вступившие в силу. Кассационные суды наделены полномочиями по рассмотрению кассационных жалоб на вступившие в силу судебные постановления нижестоящих судов.
Новые кассационные и апелляционные суды образованы по экстерриториальному принципу.
Кассационные округа
Кассационные суды станут третьей инстанцией для решений районных судов и мировых судей. Ранее эти кассационные жалобы рассматривались президиумами областных, краевых и республиканских судов.
Новые инстанции заработают в Саратове, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Самаре, Челябинске, Кемерове и Владивостоке. Каждый из девяти кассационных судов будет охватывать от семи до 13 регионов (например, суд в Саратове — 13 регионов, в Кемерове — 12, в Пятигорске и Челябинске — по семь).
При этом кассационные округа не будут совпадать с федеральными. Например, для Новосибирской и Иркутской областей кассация будет подаваться в Кемерове, для Московской и Курской областей — в Саратове.
С созданием кассационных судов в России вводится институт сплошной кассации, когда правильно оформленная Кассационная жалоба должна быть рассмотрена по существу без какого-либо предварительного отбора и без рассмотрения судами обоснованности самой подачи жалобы.
Как ожидается, уровень кассационного рассмотрения серьезно вырастет — по данным Верховного суда, в 2018 году областные суды рассмотрели лишь 10% (85 тыс.) кассационных жалоб по уголовным делам, 5% (135 тыс.) — жалоб по гражданским и 4% (12 тыс.
) — по административным делам.
Самыми крупными кассационными станут суды в Самаре (штатная численность 113 судей) и Саратове (103 судьи), самыми небольшими — суды во Владивостоке и Пятигорске (со штатной численностью 44 и 27 судей).
Всего предварительный штат новых кассационных инстанций составит 723 судьи.
Как ранее сообщил глава Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев, помимо председателей судов президент РФ назначил на должности в новых судах 466 судей (65% от штатной численности).
Жалобы на решения районных и мировых судей смогут доходить и до Верховного суда России, но лишь в порядке выборочной кассации — после принятия судьей решения о необходимости передачи дела на рассмотрение (и лишь после прохождения кассационного суда).
Апелляционные округа
Кроме того, приступают к работе пять апелляционных судов (в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Нижнем Новгороде и Новосибирске), куда можно подать апелляцию на решения по делам, рассмотренным в первой инстанции высшими судами регионов (республиканскими, краевыми, областными и приравненными к ним). Ранее апелляции на эти решения подавались в Верховный суд РФ.
Для них третьей (кассационной) инстанцией станет Верховный суд РФ, куда можно будет подавать жалобы в порядке сплошной кассации (жалобы на промежуточные будут рассматривать кассационные суды). В апелляционных судах будет по 36-37 судей (60% судей уже назначены).
Начало работы
По закону о создании надрегиональных судов они начинают работу с момента, когда в каждом из них будет назначено не менее 60% судей, но не позднее 1 октября.
Но пока для судов, которые только сформировали свои составы и переехали в новые здания начнется фактически организационный период. Кассационные суды начнут рассматривать дела, решения по которым вступили в силу лишь с 1 октября, апелляционые — жалобы, поступившие после 1 октября.
Вступившие в силу решения судов или уже обжалованные до 1 октября решения областных судов будут рассмотрены по прежнему порядку.
Перспектива новых судов
Верховный суд России будет анализировать работу новых судов, оперативно получая информацию об их работе. Об этом ранее сообщил председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев.
Окружные инстанции, по его оценке, дадут больше гарантий правосудию и объективности рассмотрения дел.
При этом он не исключил, что практика работы новых судов может выявить вопросы и проблемы, которые пока невозможно представить и не исключил, что практика может привести к инициированию более совершенных механизмов работы окружных судов.
Председателями новых апелляционных судов стали четверо бывших глав региональных судов (Тульской, Ленинградской областей, Ставропольского края и Республики Алтай) и бывший судья Верховного суда РФ, главами новых кассационных судов — семь бывших председателей региональных судов (Подмосковья, Волгоградской, Нижегородской, Челябинской, Кемеровской областей, Приморского края и Башкирии) и двое бывших председателей арбитражных судов — Северо-Кавказского округа и Самарской области.
Принят закон о создании новой системы апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции
Также законом определяются полномочия, порядок образования и деятельности этих судов. Проект был разработан и внесен в ГД Верховным Судом
РФ.
По действующему законодательству в системе судов общей
юрисдикции действуют мировые, районные, областные, а также верховные суды
республик, суды автономного округа, автономной области, города федерального
значения, рассматривающие дела в первой инстанции.
«Вынесенные ими решения
можно оспорить в апелляционной инстанции.
Так, вердикты районных судов можно обжаловать в областных. Если же и их решения
сочтут несправедливыми, то обращаться можно уже с кассационной жалобой, которую
рассматривает президиум областного суда.
При этом в апелляционной и кассационной коллегиях отдельные составы, но находятся они в одном суде, с одним председателем», — пояснил Председатель Комитета по государственному
строительству и законодательству Павел Крашенинников, добавив, что эту систему
закон и изменит.
Ко второму чтению поправки в законопроект внес Председатель ГД Вячеслав Володин совместно с Председателем СФ Валентиной Матвиенко, Павлом Крашенинниковым и Андреем Клишасом.
Законом предлагается создать 5 апелляционных судов общей
юрисдикции и 9 кассационных судов общей юрисдикции, которые будут действовать в пределах соответствующих судебных округов. Каждый кассационный и апелляционный
судебный округ будет включать в себя несколько регионов.
«В таком случае
рассмотрение апелляционных и кассационных жалоб и представлений на судебные
акты не будет осуществляться в том же суде, который рассматривал дело в первой
инстанции.
Это позволит обеспечить независимость и самостоятельность судебных
инстанций, снизит коррупционные риски и региональное влияние, что положительно
скажется на защитите прав граждан», — отметил Павел Крашенинников.
Новые апелляционные суды общей юрисдикции будут рассматривать
дела в качестве суда апелляционной инстанции.
В них будут направляться жалобы и представления на не вступившие в силу судебные акты, принятые в первой
инстанции судом субъекта РФ на территории соответствующего судебного
апелляционного округа, а также дела по новым и вновь открывшимся
обстоятельствам. По судебным актам, принятым в первой инстанции районным судом
или мировым судьей, апелляционная инстанция остается прежней.
Кассационные суды общей юрисдикции будут являться вышестоящей
инстанцией для апелляционных судов, судов субъекта РФ, районных судов и мировых
судей на территории соответствующего кассационного судебного округа.
В его
компетенцию будет входить рассмотрение дел в качестве суда кассационной
инстанции.
Будут рассматриваться жалобы и представления на вступившие в законную
силу судебные акты, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.
- Апелляционные суды общей юрисдикции будут размещены в следующих городах:
- — Первый апелляционный суд – в городе Москве;
- — Второй апелляционный суд – город Санкт-Петербург;
- — Третий апелляционный суд – город Сочи;
- — Четвертый апелляционный суд – город Нижний Новгород;
- — Пятый апелляционный суд – город Новосибирск;
- — апелляционный военный суд – городской округ Власиха Московской области.
- Кассационные суды
общей юрисдикции расположат в следующих городах: - — Первый кассационный суд — в городе Саратове;
- — Второй кассационный суд – город Москва;
- — Третий кассационный суд – город Санкт-Петербург;
- — Четвертый кассационный суд – город Краснодар;
- — Пятый кассационный суд – город Пятигорск;
- — Шестой кассационный суд – город Самара;
- — Седьмой кассационный суд – город Челябинск;
- — Восьмой кассационный суд – город Кемерово;
- — Девятый кассационный суд – город Владивосток;
- — кассационный военный суд – в городе Новосибирске.
Каждый из девяти кассационных и пяти апелляционных судебных
округов включает в себя по несколько регионов.
Важно отметить, что в целях
приближения правосудия к месту нахождения или жительства лиц, участвующих в деле, предлагается возможность образования в составе суда постоянного судебного
присутствия, расположенного вне места постоянного пребывания суда, но осуществляющего его полномочия.
«Это повысит доступность правосудия для лиц,
находящихся или проживающих в отдаленных местностях. Кроме того, обеспечению
доступности правосудия способствует использование в судах видео-конференц-связи», — отметил Павел Крашенинников.
Создаваемые апелляционные и кассационные суды общей
юрисдикции будут действовать в составе президиума суда и судебных коллегий по гражданским, административным и уголовным делам.
Сроки назначения председателей новых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции предложено установить с момента вступления
закона в силу и до 15 октября 2018 года.
Период образования новых апелляционных и кассационных судов
устанавливается со дня официального опубликования закона и до 1 октября 2019 года.
Указывается, что кассационные и апелляционные суды считаются
образованными с момента назначения на должность не менее половины от установленной численности судей соответствующего суда.
Решение о начале
деятельности новых судов будет принимать Пленум Верховного Суда РФ и официально
извещать об этом не позднее 1 октября 2019 года.
До начала деятельности новых судов апелляционные и кассационные жалобы будут рассматриваться теми же судами, которыми
рассматриваются в настоящее время.