В КоАП РФ может появиться статья об отмывании денег юридическими лицами
Совершить преступление, которое принесет огромную прибыль – это еще не все. Просто так этими суммами в большом объеме воспользоваться не получится. Как следствие возникает такое явление, как отмывание денег. Разберем более подробно, что оно означает, каковы причины его появления и механизм осуществления, а также, собственно, ответственность за отмывание денег.
Основные понятия
К сожалению, в наше время даже детям не надо особо объяснять, что значит термин «отмывание денег». Это попросту Процедура легализации, т.е. придания деньгам, полученным незаконным путем вида законных доходов.
Что подразумевается под понятием «занижение налоговой базы» и какая за это последует ответственность
Если финансы стали достоянием вследствие преступной деятельности, то обладатель таковых не может пользоваться ими в полной мере открыто. Ибо, рано или поздно это вызовет подозрения у налоговых и силовых структур.
Процедура отмывания стала широко использоваться, начиная с 20х годов XX в., со времен появления первых наркобаронов. Есть даже версия, почему сама система получила такое название – отмывание.
Чтобы иметь возможность пользоваться нажитыми преступным путем деньгами, известному гангстеру Аль Капоне пришла в голову мысль, открыть в Чикаго широкую сеть прачечных.
Из-за низких расценок проходимость этих предприятий была столь высока, что власти просто не имели возможности отследить реальный доход от них, в который вплетались средства, полученные от преступной деятельности.
Но времена меняются, а вместе с ними усложняются процессы легализации финансов. В ходе их деньги могут по нескольку раз переходить из наличных в безналичные и наоборот. Существует множество схем отмывания, но в целом они осуществляются через прохождение следующих этапов:
- Осуществление противоправных деяний, следствием которых становится завладение крупной суммой;
- Вплетение полученных незаконным путем средств в объемный поток законных финансов;
- Запутывание путем распределения средств по многочисленным банковским счетам, активам предприятий и переводам за рубеж;
- Интегрирование всех отдельных сумм в качестве единого актива.
Основные способы отмывания
Пожалуй, самый распространенный способ отмывания денег в России сейчас осуществляется через банковские карты. В этой системе задействуют подставные фирмы – однодневки, а также отдельных граждан. На карты кладут и снимают деньги под любым предлогом. В принципе, законодательство не ставит серьезных препон в этой сфере.
Чтобы как-то противостоять подобной легализации в 2016 г. было введено ограничение на снятие денежных средств с карты в течение суток. Теперь общая сумма не может превышать 600 тыс. руб.
Читайте: Какая ответственность сокрытие доходов?
Плюс банковские служащие имеют право запросить документы, подтверждающие правообладание крупными капиталами и при непредоставлении таковых просто отказать клиенту в обслуживании. Но это при условии, что отсутствует элемент сговора между банком и лицом, проворачивающим такую схему.
Описанную систему в России очень удобно осуществлять через ИП, которым законодательно разрешено открывать неограниченное количество кредитных и дебетовых карт.
Примерно таким же способом проводится легализация средств через ООО. Например, определенной фирме (чаще всего однодневке) на банковский счет переводят сумму за поставку товаров или оказание Услуги, которые никто не поставлял и не оказывал. Практически сразу эти средства снимаются якобы для выплаты зарплат или на закупку оборудования. Обычно в таких махинациях замешаны и сами банки.
Особой популярностью пользуется процесс легализации средств с помощью оффшоров. Цепочек, связанных с такой схемой несколько. Самая популярная заключается в том, что на открытый за рубежом счет переводят средства из разных источников.
Причем, не обязательно счет этот должен находиться в оффшорной зоне.
И постепенно с помощью финансово-кредитных организаций все суммы таким способов выведутся на единый счет уже в оффшоре, где нет необходимости отчитываться об источнике доходов.
Может, кто-то и удивится, но в этой схеме нередко задействованы благотворительные фонды, которые осуществляют деятельность по индивидуальной системе налогообложения.
Откровенно говоря, российское законодательство не очень сурово к лицам, обвиненным в отмывании денег. Подобные деяния могут повлечь за собой следующие последствия для нарушителей:
- Привлечение к административной ответственности (ст. 15.27 КоАП РФ).
- Уголовное преследование (ст. 174 УК РФ).
Административная ответственность
Вид правонарушения | Мера наказания |
Банк или иная финансовая организация не создала службу контроля для воспрепятствования незаконной легализации доходов. | На административное лицо будет наложен Штраф в размере от 10 до 20 тыс. руб., а на организацию – от 100 до 200 тыс. руб. |
Банк не сообщил в контролирующий орган о случае отказа в обслуживании счета по причине отмывания средств. | Административное лицо выплатит штраф от 30 до 40 тыс. руб., а организация – от 300 до 500 тыс. руб. |
Непредоставление в контролирующий орган информации о клиентах по официальному запросу. | Должностным лицам будет необходимо внести штраф от 30 до 50 тыс. руб., а организациям – от 300 до 500 тыс. руб. |
Банк препятствует осуществлению проверок надзорным органом в рамках борьбы с отмыванием денег. | Для должностного лица предусмотрены штрафные санкции в размере от 30 до 50 тыс. руб., а для юрлица – от 700 тыс. до 1 млн. руб. |
Нарушение банком законодательства о воспрепятствовании отмывания денег, если сам факт легализации был установлен и по нему вынесено судебное решение. | Для должностных лиц предусмотрен штраф от 30 до 50 тыс. руб., а юридическим лицам придется уже внести от 500 тыс. до 1 млн. руб. |
Важно!
Указанные меры наказания не относятся к кредитным организациям.
Уголовная ответственность
Статья 174 УК РФ предусматривает, что виновное лицо, уличенное в схемах по отмыванию средств, полученных с помощью преступлений, будет наказано штрафом до 120 тыс. руб.
Читайте: Чем опасно незаконное обналичивание денег через ИП или ООО, и каковы последствия такого деяния?
Если преступным образом была легализована сумма в крупном размере, то это повлечет за собой штрафные санкции в размере до 200 тыс. руб. минимум, а максимум лицо будет лишено свободы на срок до 2 лет.
Если указанное деяние будет осуществлено гражданами, которые для этого вступили в предварительный сговор или лицом, которое для преступной деятельности воспользовалось своими служебными полномочиями, то виновных могут отправить на принудительные работы сроком до 3 лет (т.е. штрафных санкций уже не предусмотрено), а максимум лишить свободы на срок до 5 лет.
При осуществлении данного правонарушения группой лиц и/или в крупном размере минимальным наказанием станут принудительные работы на срок до 5 лет, а максимальным – лишение свободы на срок до 7 лет.
Крупным размером в данном случае признаются суммы, превышающие 1,5 млн. руб., а особо крупным уже свыше 6 млн. руб.
К сожалению, срастание законодательной, исполнительной ветвей власти с банковскими структурами и теневым бизнесом серьезно препятствует раскрытию преступлений по отмыванию денежных средств.
Поделиться ссылкой:
Грязные деньги
|
Златкин Алексей Автор статьи Юрист сайта Правовед.RU |
Как известно «отмывание» денег – это целая индустрия криминального бизнеса. Однако большинство об этом знают больше понаслышке и из криминальных детективов. А толком, что это из себя представляет и какую ответственность влечет, мало кто понимает.
Понятие, история правоприменения
В упрощенном виде, отмывание денег, полученных преступным путем, — это процедура придания вида законности источнику нелегальных денежных средств, полученных от преступной деятельности. То есть от теневого преступного бизнеса, такого как наркотрафик или торговля оружием. Коррупционные схемы получения взяток тоже требуют последующей легализации таких преступных доходов.
Из этого перечня не исключены и иные виды преступных доходов.
В истории России практика отмывания преступных доходов является совершенно новым видом правоотношений, правоприменение в сфере которых только формируется, что связано прежде всего со спецификой товарно-денежных отношений в советский период, в котором легальный оборот крупных денежных средств в частном секторе был вообще невозможен. Хотя криминальный бизнес все же существовал.
И когда брали подпольных советских миллионеров, громкие дела которых стали яркими моментами в истории советской криминалистики, то у них обнаруживались крупные денежные средства запрятанные самым тривиальным способом в домашнюю мебель и утварь или еще где. Вспомните знаменитый советский фильм «Прохиндиада или бег на месте» про такого же субъекта, который среди ночи заказывал такси на кладбище, чтобы отрыть запрятанные капиталы, поддавшись на развод других жуликов.
Сейчас же уже нет никакой необходимости прятать свои незаконные сбережения под матрасом или на кладбище. Пришедшие времена рыночной экономики позволили владеть крупными капиталами на законной основе, при условии законности их получения. И вот тут то и встает вопрос об их источнике. Все банковские операции строго учитываются, и по ним банк дает отчет по требованию фискальных органов.
Именно легализация преступных доходов в России и является самой сутью этой криминальной операции, которая стала сейчас просто видом криминальной индустрии. Гораздо больший опыт с которой имеют иные страны с длительной историей развития бизнеса, такие как США, в которой в 80-х годах и возник этот термин.
Формулировку понятию «отмывание денег» дала президентская комиссия США по борьбе с организованной преступностью, определив ее как «отмывание преступных доходов» — процесс, посредством которого скрывается существование, незаконное происхождение или незаконное использование доходов. Затем эти доходы маскируются таким образом, чтобы казаться имеющими законное происхождение.
Как видно из источника происхождения данного понятия, оно возникло как следствие преступности организованной, то есть целого криминального бизнеса, который требовал себе соответствующую особую финансовую систему обращения денежных средств для возможности свободного распоряжения ими.
Организованная преступность в этой сфере достигла такого масштаба, что вышла на международный уровень, потребовав международного правового регулирования мер борьбы с ней.
Это привело к тому, что в Венской конвенции ООН 1988 года «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» была предусмотрена отдельная статья о легализации доходов от преступной деятельности.
В статье 3 документа под легализацией понималось:
- конверсия или передача имущества, если известно, что такое имущество получено в результате правонарушения или правонарушений, или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях, в целях сокрытия или утаивания незаконного источника имущества или в целях оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении такого правонарушения или правонарушений, с тем, чтобы оно могло уклониться от ответственности за свои действия;
- сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, подлинных прав в отношении имущества или его принадлежности, если известно, что такое имущество получено в результате правонарушений или правонарушения, в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях;
- приобретение, владение или использование имущества, если в момент его получения было известно, что такое имущество получено в результате правонарушения или правонарушений или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях;
- участие, соучастие или вступление в преступный сговор с целью легализации преступных доходов или правонарушений, приведенных выше, покушение на совершение такого правонарушения или правонарушений, а также пособничество, подстрекательство, содействие или консультирование при их совершении.
В дальнейшем была принята Конвенция Совета Европы №141 от 8 ноября 1990г., которая расширила отмывание «грязных» денег, рассматривая ее не только как доходы от наркотрафика, но и иных видов преступной деятельности. Статьей 6 этой конвенции были даны наиболее широкие примеры действий при легализации преступных доходов:
- преступления — любые, предусмотренные уголовным законодательством;
- преступления, являющиеся типичными для организованной преступности;
- правонарушения;
- преступления и правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков.
В дальнейшем Специальная финансовая комиссия по проблемам отмывания денег в Страсбурге дала расширенное определение отмыванию денег, которое звучит так: «отмывание денежных средств и иного имущества — это процесс, в ходе которого средства, полученные в результате незаконной деятельности, различных правонарушений, либо помещаются, переводятся или иным образом пропускаются через финансово-кредитную систему (банки, иные финансовые институты), либо на них (вместо них) приобретается иное имущество, либо они иным образом используются в экономической деятельности и в результате возвращаются владельцу в ином воспроизведенном виде для создания видимости законности полученных доходов, сокрытия лица, инициировавшего данные действия и (или) получившего доходы, а также противозаконности источников этих средств.
Юридическая квалификация и борьба с отмыванием в России
За отмывание денег российским законодательством предусмотрена уголовная ответственность статьями 174, 174.
1 УК РФ, где дано четкое определение понятия состава преступления: «совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом».
И то же самое, если это делается самим лицом, получившим преступные доходы. За отмывание денег, в зависимости от их размера и способа легализации, предусмотрены различные виды наказаний.
Но видно, что самую большую общественную опасность имеют действия лиц, совершенные организованной группой или в особо крупном размере.
То есть, когда такое отмывание превращается в самостоятельный преступный бизнес.
Превращение такого рода махинаций с «грязными» деньгами для их легализации привело к принятию отдельного закона для борьбы с ними.
Федеральный Закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» N 115-ФЗ ввел определенные формы контроля за оборотом финансовых средств, позволяющие выявлять легализацию преступных доходов и иных активов сомнительного происхождения.
В качестве мер, направленных на противодействие легализации преступных доходов, Законом предусмотрено:
- организация и осуществление внутреннего контроля;
- обязательный контроль;
- запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, за исключением информирования клиентов о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, о приостановлении операции, а также об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о расторжении договора банковского счета (вклада) и их причинах, о необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом;
- иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.
Для отмывания денежных средств изобретены различные «хитроумные» схемы и способы. Эксперты ООН к моделям таких операция относят трехфазовые и четырехфазовые. Трехфазовая состоит из первоначального размещения «грязных» денег в финансовом секторе экономике (рlасеment).
И этот этап самый рискованный, потому как предполагает большую возможность для выявление легализации преступных доходов. Размещение происходит в кредитных учреждениях или сфере торговли.
Потом расслоение (layering), то есть непосредственный отрыв денежных средств от их источника формирования путем совершения многочисленных финансовых операций, которые делают затруднительным установление источника их первоначального образования.
Интеграция (integration) — эта стадия конечного перехода денежных средств в легальное владение выгодоприобретателя таких операций. В процессе интеграции денежные средства возвращаются в экономику уже под видом обычных легальных средств, когда в банковском секторе уже не возникает вопросов об их возникновении.
Четырехфазовая модель более сложная и предусматривает сеть третьих лиц, через которые проходят финансовые средства, для придания законности их происхождения, а также возможный вывод за границу.
Существует также и двухступенчатая модель отмывания средств. Она самая простая, так как предусматривает только введение нелегальных средств в финансовый сектор и их легализацию.
Судебная практика
В целях оптимизации судебной практики Верховным судом России было принято постановление Пленума Верховного Суда РФ от 07.07.2015 N 32. В пункте 1 данного постановления Верховный суд обратил внимание судов на то, что предметом преступлений, предусмотренных статьями 174 и 174.
1 УК РФ, являются не только денежные средства или иное имущество, незаконное приобретение которых является признак легализации преступных доходов, например, хищения, получения взятки, но и денежные средства или иное имущество, полученные в качестве материального вознаграждения за совершенное преступление, например, за убийство по найму, либо в качестве платы за сбыт предметов, ограниченных в гражданском обороте.
При этом вывод суда, рассматривающего уголовное дело по статье 174 или статье 174.1 УК РФ о преступном характере приобретения имущества, владению, пользованию или распоряжению которым виновный стремится придать правомерный вид, наряду с иными материалами уголовного дела может основываться на:
- Обвинительном приговоре по делу о конкретном преступлении, предусмотренном одной из статей Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации.
- Постановлении органа предварительного расследования или суда о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) за совершение основного преступления, в связи со смертью лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности, в связи с недостижением лицом возраста уголовной ответственности, в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, в случаях, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 24 УПК РФ, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, а также по основаниям, предусмотренным статьей 25.1 или статьей 28.1 УПК РФ, если материалы уголовного дела содержат доказательства, свидетельствующие о наличии события и состава основного преступления, и органом предварительного расследования или судом дана им соответствующая оценка.
- Постановлении органа предварительного расследования о приостановлении дознания или предварительного следствия в связи с неустановлением на момент рассмотрения уголовного дела лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого за основное преступление, если материалы уголовного дела содержат доказательства, свидетельствующие о наличии события и состава такого преступления, и органом предварительного расследования дана им соответствующая оценка.
Какие-то предположения в данном случае недопустимы. Сами по себе сомнения легальности денежных средств без установления их реального криминального источника получения, что должно быть подтверждено вышеуказанными актами юстиции, не может являться основанием для вывода об их отмывании и не должно повлечь за собой уголовную ответственность.
Это очень ценное указание Верховного суда РФ, которое ограничивает возможность правоохранительных органов использовать уголовное преследование по данной статье, как форму давления на бизнес, что могло иметь распространение без четких указаний высшей судебной инстанции.
Однако это также не должно являться препятствием для борьбы с нелегальной сферой криминального отмывания денег, в которой учитывая новые электронные финансовые инструменты, появляется все больше возможностей и способов для совершения таких действий. Это и побудило 7 марта 2019 г. Пленум Верховного суда внести в вышеуказанное постановление изменения, приравняв к безналичным денежным активам также и электронные деньги и виртуальные активы (криптовалюты).
И если раньше преступники могли облегченно вести операции по отмыванию денежных средств путем сделок с криптовалютой, биткоинов, то теперь это никак не спасает их от уголовной ответственности.
Мир меняется. Со все большим усложнением электронного обращения денежных средств, все больше изобретается способов легализации денежных средств, полученных от преступных доходов. Это автоматически обуславливает и соответствующее изменение правоприменительной и судебной практики по таким делам.
Эта статья участвует в Конкурсе на лучшую бизнес-статью.
|
Людмила Разумова Редактор Практикующий юрист с 2006 года |
В коап рф вводят новую «антиотмывочную» статью
23.06.2021
Коллаж: Legal.Report
Правительство РФ предложило установить административную ответственность для компаний за совершение их топ-менеджерами, членами совета директоров или бенефициарными владельцами сделок либо финансовых операций с имуществом, приобретенным преступным путем. Соответствующий законопроект поступил на рассмотрение в Госдуму.
Предлагается ввести в КоАП РФ новую статью 15.27.
3, устанавливающую ответственность за совершение в интересах юридического лица сделок или финансовых операций с имуществом, полученным преступным путем, — по аналогии с ответственностью за причастность к коррупции (ст. 19.
28 КоАП РФ «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица»), включая и распространяющийся на эту статью принцип действия КоАП РФ за пределами территории России.
В число обязательных признаков субъективной стороны нового правонарушения предлагается включить заведомость осознания лицом, выполняющим управленческие функции или имеющим возможность контроля над юридическим лицом, того, что сделки или финансовые операции совершаются с денежными средствами или иным имуществом, приобретенным преступным путем.
Предусматривается ответственность в виде штрафа для юрлиц в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости иного имущества, являющихся предметом административного правонарушения, с конфискацией либо без таковой. Или в виде приостановления деятельности на срок до 30 суток с конфискацией либо без таковой.
Дела по новой статье будут рассматривать судьи, а составлять Протоколы — должностные лица Росфинмониторинга. Срок давности привлечения к административной ответственности и применения обеспечительных мер в виде ареста денег и имущества составит три года. А назначенный штраф следует уплатить не позднее семи дней с момента вступления в законную силу судебного постановления.
Предусматривается, что юридическое лицо освобождается от административной ответственности в случае активной помощи расследованию, в том числе преступления, связанного с правонарушением.
Как поясняют в кабмине, введение ответственности обусловлено необходимостью создания новых эффективных мер противодействия преступлениям, совершаемым в интересах юридических лиц либо с использованием возможностей юридических лиц.
Также это позволит привести российское законодательство в соответствие с рекомендациями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и положениями Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии, конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма.
Отмывание сильно пачкается
В Госдуму внесен проект изменений в КоАП, распространяющий ответственность за отмывание средств, полученных преступным путем, на юридических лиц.
Мера ответственности будет зависеть от вины физлица, которое, будучи, например, членом органов управления или бенефициарным владельцем компании, совершило такие сделки или операции в ее интересах.
Избежать ответственности можно будет в случае содействия выявлению нарушения или даже расследованию уголовного дела в отношении такого физлица. В противном случае компаниям будет грозить штраф, Конфискация или приостановление деятельности.
Правительство внесло в Госдуму законопроект, расширяющий ответственность за участие в отмывании средств или имущества. КоАП предлагается дополнить статьей об ответственности юрлиц за действия «физиков»:
- представителей, действующих на основании учредительных документов или доверенности;
- лиц, занимающих должность в органах управления;
- а также бенефициарных владельцев.
Наказание последует, если они, зная о том, что имущество получено нелегально, совершали с ним сделки или операции для придания владению правомерного вида.
За это компании будет грозить штраф в размере до трехкратной суммы средств или стоимости такого имущества либо приостановка деятельности юрлица на срок до 30 суток с возможной конфискацией.
Избежать всего этого компания сможет, если она поспособствовала выявлению правонарушения, проведению расследования, а также раскрытию преступления, то есть если содействовала расследованию уголовного дела в отношении такого физлица.
К ответственности будут привлекаться и иностранные компании, даже если Правонарушение было совершено за рубежом, но направлено против интересов РФ.
Отдельно записывается порядок конфискации имущества, полученного преступным путем, если оно уже приобщено к законно полученному: конфискуется соответствующая его стоимости часть.
Если это невозможно, например из-за его использования, то по решению суда конфискуется сопоставимая денежная сумма.
Если же у компании недостаточного для этого средств, конфискации подлежит иной предмет, соответствующий по стоимости.
Составлять протоколы по таким правонарушениям будут сотрудники Росфинмониторинга и прокуратуры, дела же будут рассматриваться судами.
Срок давности и применения меры обеспечения в виде ареста денежных средств и имущества юрлица предлагается удлиненный — три года вместо одного.
Отметим, в первоначальной версии документа, разработанной Росфинмониторингом в марте 2020 года, предлагался более жесткий вариант — шесть лет.
Тогда ведомство аргументировало необходимость изменений тем, что уголовно-правовое воздействие за подобные деяния применяется к физлицам, не предусматривая меры в отношении юрлиц. Из-за этого у компаний отсутствует мотивация к соблюдению закона, когда его нарушение позволяет извлечь экономическую выгоду.
В пояснительной записке отмечается, что введение ответственности юрлиц обусловлено необходимостью «создания новых эффективных мер противодействия преступлениям», совершаемым в интересах юрлиц либо с использованием их возможностей.
Кроме того, такие изменения приводят российское законодательство в соответствие с рекомендацией Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF).
Руководитель уголовной практики BMS Law Firm Александр Иноядов отмечает, что после принятия поправок, «безусловно, активизируется работа по выявлению таких нарушений и их пресечению, что создаст дополнительное давление как на бизнесменов, так и на лиц, вовлеченных в такие операции». При этом, добавляет господин Иноядов, процедуры, установленные для конфискации, предполагают обязательное судебное решение в качестве основания — «это особенно актуально в случаях приобщения предмета к другому имуществу, что не исключает необъективных критериев».
Более критично оценивает проект партнер юрфирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов, отмечая, что такая ответственность является «избыточной и непомерной», вина юрлица ставится в зависимость от вины физлица.
«Это подразумевает, что все будет строиться на материалах уголовного дела, которое расследуется, как правило, без участия юрлица, а признательные показания «виновника торжества» в рамках следствия или приговора суда предопределят итог административного производства»,— говорит он.
Евгения Крючкова
За отмывание для компаний может быть установлена административная ответственность
Сейчас за отмывание преступных доходов установлена административная ответственность только для физических лиц. Росфинмониторинг предлагает предусмотреть административную ответственность за то же нарушение, но только для юридических лиц.
В случае принятия поправок за отмывание денег компаниям будет грозить штраф более 1 млн руб. или приостановление деятельности с конфискацией, при этом срок давности составит шесть лет со дня совершения административного правонарушения. Соответствующие законопроекты размещены на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Росфинмониторинг разработал 2 проекта федеральных законов (1), в соответствии с которыми предполагается установить административную ответственность за отмывание денег и иного имущества для юридических лиц. Документы предполагают внесение поправок в КоАП и 115-ФЗ («О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»).
Изменения необходимы для того, чтобы привести действующее противолегализационное законодательство в соответствие с Рекомендациями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), а также положениями ст. 10 Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии, конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма.
В частности, за совершение в интересах и/или от имени юридического лица сделок или финансовых операций с денежными средствами или иным имуществом, которое было приобретено заведомо для совершающего указанные действия лица преступным путем, предполагается предусмотреть штраф в размере до трехкратной суммы денежных средств или стоимости иного имущества, являющихся предметом административного правонарушения, но не менее 1 млн руб., либо административное приостановление деятельности на срок до 30 суток с конфискацией.
Под физическим лицом в целях поправок понимаются совершившие виновные деяния, следующие лица:
- физическое лицо, уполномоченное совершать действия на основании закона, иного правового акта, договора или доверенности;
- физическое лицо, занимающее должность в органах управления юридического лица или органах, осуществляющих контроль за финансово-хозяйственной деятельностью юридического лица;
- бенефициарный владелец юридического лица.
- Антикоррупционная Экспертиза и публичное обсуждение документов продлится до 14 мая — в течение этого срока в текст проектов могут быть внесены изменения.
- (1) «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части установления ответственности юридических лиц за совершение сделок или финансовых операций с денежными средствами или иным имуществом, полученных преступным путем)»
- «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в части установления ответственности юридических лиц за совершение сделок или финансовых операций с денежными средствами или иным имуществом, приобретенных преступным путем)»
Чем грозит несоблюдение требований 115‑ФЗ в период карантина
Принимая клиентов на обслуживание, компании должны проводить соответствующие проверки и сдавать информацию в Росфинмониторинг. В противном случае их ждет административное наказание.
Банк России опубликовал Информационное письмо от 10.04.2020 № ИН-014-12/59 «О неприменении Банком России мер за отдельные нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ». В письме указано только два вида обязанностей в сфере ПОД/ФТ, за нарушение которых наказания не последует:
- соблюдение сроков разработки и утверждения целевых правил внутреннего контроля;
- соблюдение порядка и сроков предоставления в Росфинмониторинг отчетности.
При этом в письме в числе исключений не указаны прочие требования в сфере ПОД/ФТ, такие как идентификация клиентов, подготовка и обучение кадров, разработка ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ. Работа по финмониторингу продолжается: в Письме Банка России от 10.04.2020 № ИН-014-12/61 было разъяснено, что в объявленные выходные дни информация в Росфинмониторинг должна сдаваться в штатном режиме.
Как отметил в заявлении Президент ФАТФ, «преступники используют в своих интересах пандемию COVID-19 для совершения недобросовестных мошеннических действий». В период карантина в разы увеличилось количество транзакций, направленных на обналичивание.
Фирмы-однодневки используют виртуальные активы и финансовые услуги в интернете для обналичивания доходов, полученных преступным путем.
Кроме того, появился ряд программ для помощи неплатежеспособным отраслям бизнеса, что приводит к увеличению коррупции и последующим рискам отмывания денежных средств.
Ситуация осложняется тем, что сотрудники финансовых организаций работают из дома, а там не всегда получается пользоваться автоматизированными системами внутреннего контроля, доступными в офисе.
Автоматическая проверка юрлиц и физлиц в соответствии с 115-ФЗ, присвоение определенного уровня риска и подготовка отчета.
Подключить сервис
В связи с этим надзорные органы в апреле 2020 года тщательно проверяли организации и предпринимателей на соблюдение 115-ФЗ. Например, Южное главное управление Банка России, Саратовское отделение Банка России и Отделение Банка России по Алтайскому краю направили в организации запросы о предоставлении ряда документов по ПОД/ФТ.
Среди запрошенных документов фигурируют правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ, акты проверок клиентов, ФЭС и квитанции об их приемке Росфинмониторингом.
Центральный аппарат Банка России также направлял в адрес отдельных организаций письма по ПОД/ФТ с рекомендациями по принятию мер по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе ранее проведенных проверочных мероприятий.
За несоблюдение требований 115-ФЗ грозит административная ответственность.
- Штрафы должностного лица от 10 000 до 50 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до двух лет.
- Штрафы юридических лиц от 50 000 до 1 млн руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 60 суток.
- За неоднократное нарушение 115-ФЗ — отзыв лицензии (ст. 74 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ).
В 2019 году у 28 банков была отозвана лицензия Центральным банком РФ, из которых 13 случаев связаны с неисполненнием 115-ФЗ.
Организации и предприниматели должны учитывать, что карантин не повод забыть о процедурах внутреннего контроля ПОД/ФТ. И если компания перешла на удаленную работу, важно продолжать выполнять все условия, описанные в «антиотмывочном» законе.
- Проводить идентификацию клиентов, их представителей, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев.
- Фиксировать все сведения о клиентах и определять уровень риска совершения клиентами операций в целях ОД/ФТ.
- Информировать Росфинмониторинг о выявлении признаков сомнительности клиентов или их операций.
- Сохранять все анкеты клиентов и регулярно обновлять сведения по ним.
Ольга Смирнова, руководитель проекта Контур.Призма
Организации будут штрафовать за отсутствие бдительности по «антиотмывочному» закону № 115-ФЗ
Росфинмониторинг разработал и опубликовал на едином портале для размещения проектов нормативно-правовых актов законопроект «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в части установления ответственности юридических лиц за легализацию (отмывание) денежных средств или другого имущества.
Вторым законопроектом с поправками в сам Федеральный закон от 7 августа 2001 г.
№ 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» предусмотрено введение новой обязанности для организаций принимать «обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по предупреждению легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем».
Следить за работниками и контрагентами
После принятия поправок руководители организаций будут обязаны принимать меры по предупреждению совершения организацией сделок или финансовых операций с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенных преступным путем.
Такие меры по предупреждению легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем будут включать:
- сотрудничество с правоохранительными органами и с уполномоченным органом по вопросам противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем;
- внедрение процедур, направленных на установление добросовестности контрагентов в рамках совершения сделок или финансовых операций;
- информирование работников юридического лица о принимаемых юридическим лицом мерах, направленных на предупреждение вовлечения их в легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем;
- иные меры в зависимости от специфики хозяйственной деятельности организации.
Таким образом организации обяжут «стучать» на контрагентов и работников в превентивных целях. Несогласных с этим будут наказывать.
Новые штрафы за закон № 115-ФЗ
Как отмечают чиновники в пояснительной записке:
Введение ответственности юридических лиц за отмывание денежных средств или иного имущества обусловлено необходимостью создания новых эффективных мер противодействия преступности, совершаемой в интересах юридических лиц либо с использованием возможностей юридических лиц, а также позволит привести законодательство Российской Федерации в соответствие с положениями 3 Рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и положениями статьи 10 Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии, конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма (ратифицирована Федеральным законом от 26.07.2017 № 183-ФЗ).
Поправки в КоАП РФ, предложенные Росфинмониторингом, вводят значительные штрафы за нарушение требований «антиотмывочного» закона №115-ФЗ. Авторы инициативы отмечают, что:
Угроза несения санкций будет мотивировать юридическое лицо более ответственно подходить к обеспечению безопасности, инвестиционной стратегии, будет способствовать принятию ими действенных мер контроля за членами органов управления, а также наемными работниками.
Новой статьей 15.27.3 КоАП РФ Предлагается привлекать к ответственности должностных лиц и владельцев компаний, включая бенефициарных владельцев за приобретение имущества, добытого третьими лицами якобы преступным путем. Как будет сказано в самой статье, правонарушением признается:
Совершение в интересах и/или от имени юридического лица сделок или финансовых операций с денежными средствами или иным имуществом, приобретенных заведомо для совершающего вышеуказанные действия лица преступным путем.
За такие деяния предусмотрен административный штраф в трехкратном размере стоимости приобретенного имущества, но не меньше 1 млн рублей. Так же будет предусмотрена приостановка деятельности организации на 90 дней с конфискацией приобретенного имущества.