Уведомление о задержании подозреваемого
Адвокат Антонов А.П.
Обязанности по уведомлению о задержании следователь (дознаватель и др.) обязан исполнить в соответствии со ст. 96 УПК РФ. Содержание данной статьи нацеливает орган предварительного расследования на осуществление следующих видов уведомления:
- 1) «в случае отказа подозреваемого от права на телефонный разговор или невозможности в силу его физических или психических недостатков самостоятельно осуществлять указанное право» произвести уведомление о задержании близких родственников, родственников или близких лиц подозреваемого лично;
- 2) не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого уведомить о его задержании:
- — командование воинской части, где проходит службу задержанный подозреваемый, являющейся военнослужащим;
- — начальника органа, в котором проходит службу подозреваемый сотрудник органа внутренних дел;
- — секретаря Общественной палаты Российской Федерации и соответствующую общественную наблюдательную комиссию, образованную в соответствии с законодательством Российской Федерации, при задержании подозреваемого, являющегося членом данной общественной наблюдательной комиссии;
— адвокатскую палату субъекта Российской Федерации, если произведено задержание в соответствии со ст. ст. 91 и 92 УПК РФ адвоката, являющегося ее членом.
Иногда в интересах предварительного расследования факт задержания необходимо сохранить в тайне. В такой ситуации по мотивированному постановлению следователя (дознавателя и др.
) с санкции прокурора уведомление близких родственников, родственников или близких лиц подозреваемого может не производиться.
Обязательным остается лишь уведомление близких родственников, родственников или близких лиц, а также законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого. Причем и это уведомление должно осуществляться в течение двенадцати часов.
Именно поэтому мы не можем согласиться с мнением С.П. Щербы, который рекомендует о задержании уведомлять родителей или заменяющих их лиц, а при их отсутствии — других родственников несовершеннолетнего подозреваемого «не позднее 24 часов» . Автор не пишет, с какого момента следует вести отсчет указанного периода времени.
Но если двадцать четыре часа исчислять с момента фактического задержания несовершеннолетнего лица по подозрению в совершении преступления, то уведомление его законного представителя (близкого родственника, родственника и др.) в предлагаемые ученым сроки вполне может иметь следствием нарушение требований закона (ч. 1 ст.
96 УПК РФ) и, как следствие, негативные последствия как для хода уголовного процесса, так и для самого следователя (дознавателя и др.).
Обращаем в этой связи внимание правоприменителя на то, что ч. 4 ст. 146 УПК РФ не требует от следователя (дознавателя и др.) уведомлять всех заинтересованных лиц о возбуждении уголовного дела.
Таковые на момент принятия искомого процессуального решения органу предварительного расследования просто могут быть неизвестны. Следователь (дознаватель и др.) в соответствии с ч. 4 ст.
146 УПК РФ должен уведомить не заинтересованных лиц, а заявителя и лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело (подозреваемого).
В части же 11 ст. 108 УПК РФ вообще ничего не говорится об уведомлении кого-либо о чем-либо.
Об уведомлении, но не заинтересованных лиц, а кого-либо из близких родственников подозреваемого (обвиняемого), при их отсутствии — других родственников, при заключении под стражу военнослужащего — также командования воинской части, при заключении под стражу лица, являющегося членом общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, — также секретаря Общественной палаты РФ и соответствующей общественной наблюдательной комиссии, а при заключении под стражу сотрудника органа внутренних дел — также начальника органа, в котором проходит службу указанный сотрудник, речь идет в ч. 12 ст. 108 УПК РФ. Причем уведомляет следователь (дознаватель и др.) в этом случае не о применении меры пресечения, а о месте содержания подозреваемого под стражей или об изменении места содержания под стражей.
С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.
Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!
Что делать, если близкого задерживает полиция — Лайфхакер
Постарайтесь сохранять спокойствие и следуйте рекомендациям юристов.
По словам ведущего юриста Европейской Юридической Службы Павла Кокорева, близкие родственники могут позвонить в дежурную часть и попытаться по телефону узнать, где сейчас находится человек. Её контакты обязательно есть на сайте главного управления МВД вашего региона.
У этого способа есть уязвимости. Во-первых, информация стекается в дежурную часть далеко не сразу. В некоторых случаях этот процесс может растянуться до бесконечности, например если задержания происходят во время массовых мероприятий. Во-вторых, данные попадут в дежурную часть, только если полицейские действовали по закону и оформили всё по правилам.
Так что, увы, иногда приходится проявлять изобретательность. Например, если речь о массовых задержаниях, можно узнать из новостей, в какие отделения доставляют людей. Тогда задавать вопросы вы сможете более адресно.
Ещё один способ — позвонить людям, с которыми был ваш близкий, возможно, они располагают информацией.
Кроме того, можно заявить в полицию о пропаже человека — в конце концов, вы только подозреваете, что его могли задержать, но не уверены в этом.
Это зависит от того, по какому делу задержан человек. Если по уголовному, то он имеет право на один телефонный звонок в течение трёх часов после задержания. Он может позвонить родственникам или адвокату. Если человек сам не хочет сообщать о себе, то это делает дознаватель или следователь. Однако в интересах предварительного следствия факт задержания могут и скрыть.
В случае административного дела по просьбе задержанного его родственников или защитника должны уведомить о происшествии в кратчайший срок, но какой именно, в законе не сказано.
Независимо от того, о каком деле идёт речь — об уголовном или административном — о задержании несовершеннолетнего родителям или законным представителям сообщают в обязательном порядке.
Напомните тому, кого задерживают, что согласно 51-й статье российской Конституции он не обязан свидетельствовать против себя. А ещё, что лучше ничего не говорить без адвоката.
Ведущий Юрист Европейской Юридической Службы.
Не следует вмешиваться в процесс задержания, а тем более пытаться «отбить» задержанного. Можно заснять происходящее на видео, по возможности стоя чуть вдалеке от происходящего, чтобы не провоцировать правоохранителей задержать ещё и вас.
Если полицейские необоснованно применяют силу, жалуйтесь на горячую линию регионального МВД или в прокуратуру. В этом случае как раз и пригодится видеозапись. К тому же сам факт съёмки может оказать дисциплинирующее воздействие на сотрудников полиции.
Иногда есть смысл в том, чтобы проследовать за полицией до отдела и посмотреть, куда доставят задержанного.
В рамках уголовного дела подозреваемого не должны задерживать более чем на 48 часов. По истечении этого времени или суд отправляет его под арест, или его выпускают.
По административным делам срок задержания — 3 часа. До 48 часов он увеличивается, если речь идёт о серьёзном проступке вроде незаконного пересечения границы, или если нужно установить личность задержанного, или если наказание предусматривает административный арест.
Срок задержания отсчитывается с момента доставления в отдел. Запись об этом должны внести в книгу учёта задержанных.
Если человека не выпустили вовремя, он вправе потребовать за это компенсацию через суд. Чтобы подтвердить факт необоснованной задержки, ему будет необходимо собирать доказательства всеми доступными способами, например заручиться показаниями свидетелей и взять у них контакты.
Вам не дадут встретиться с близким, но к нему пропустят защитника. И ваша задача — обеспечить его присутствие.
Ведущий юрист Европейской Юридической Службы.
Если задержание произведено в рамках доследственной проверки по уголовному судопроизводству, то необходимо обращаться за юридической помощью к адвокату. Если в рамках административного судопроизводства, то подойдёт и юрист без статуса адвоката.
В любом случае вам нужен Защитник, которому вы можете доверять. Поэтому самый логичный путь поиска — по знакомым. Можно также обратиться в профильную правозащитную организацию.
По словам Павла Кокорева, передать посылку можно с разрешения уполномоченного сотрудника органа, который принял решение о задержании. Как правило, у каждого учреждения есть список разрешённых для передачи предметов. Всё, что не разрешено, — запрещено.
Многое будет зависеть от сотрудников. Иногда они могут придираться и не пропускать буквально ничего или превратить ваши продукты в труху в поисках запрещённых вещей. Но могут и проявить лояльность. Угадать здесь тяжело.
Определённо не позволят передать алкоголь и предметы, которые могут быть использованы как оружие. Также не примут скоропортящиеся продукты и еду в стеклянной упаковке.
Передавайте продукты, которые не нуждаются в сильной обработке: лапшу и пюре быстрого приготовления, чай и кофе, печенье, еду с долгим сроком хранения.
Причём вам будет необходимо продемонстрировать, что в передаче нет ничего запрещённого. Так что будьте готовы снять упаковки, но при этом сделать так, чтобы продукты оставались пригодными к употреблению.
Например, если все конфеты придётся развернуть, их потом нужно куда-то упаковать заново.
Пригодятся также тёплые вещи и средства гигиены.
Да, это поможет избежать его незаконного увольнения за прогул или отчисления. Впрочем, если человек задержан в рамках административного судопроизводства, он сам может потребовать в отделе, чтобы об этом сообщили на работу или на учёбу.
Пропускать работу по уважительной причине можно. Другое дело — считать ли задержание уважительной причиной. Их точного списка не существует. Однако практика показывает, что скорее да. Задержанный не может выбирать, прийти на работу или нет, события разворачиваются против его воли — значит, причина отсутствия уважительная.
Хотя очевидно, что в разных случаях события могут развиваться непредсказуемым образом. Так что если работодатель всё же попытается уволить человека, тот может продолжить разбирательство в суде.
Многое зависит от того, виновен ли задержанный в преступлении и как строго полицейские соблюдают законы. Скажем, если человек сделал то, в чём его подозревают, а правоохранители ведут себя в рамках закона, то польза от огласки сомнительная. Но если полицейские превышают полномочия, то общественное внимание к вопросу может выручить.
Например, журналиста Ивана Голунова в 2019 году задержали по подозрению в распространении наркотиков. За этим последовала волна массовых акций в его поддержку. В результате Голунова отпустили, а причастных к этому полицейских обвиняют в фальсификации уголовного дела.
Довольно часто общественный резонанс имеет значение в делах, связанных с самозащитой. Так что не стоит недооценивать чужое неравнодушие.
Обложка: Mihail Siergiejevicz / Shutterstock
Порядок и сроки административного задержания, задержания подозреваемого в порядке УПК
- Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
- Административное задержание вправе осуществлять:
- должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений, дела о которых рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых органы внутренних дел (полиция) составляют Протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;
- старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;
- должностные лица военной автомобильной инспекции — при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;
- должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
- должностные лица таможенных органов — при выявлении нарушений таможенных правил;
- военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3 КоАП (неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы), КоАП (передача либо попытка передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания), а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;
- должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — при выявлении административных правонарушений, дела о которых рассматривают эти органы, либо административных правонарушений, по делам о которых указанные органы составляют протоколы об административных правонарушениях;
- должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 КоАП (нарушение правового режима контртеррористической операции);
судебные приставы — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.26 (нарушение сроков и (или) порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений), 17.3 (неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов), 17.8 (воспрепятствование законной деятельности судебного пристава), 17.8.1 (незаконное использование слов «судебный пристав», «пристав» и образованных на их основе словосочетаний), 17.9 (заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод), 17.14 (нарушение законодательства об исполнительном производстве), 17.15 (неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера), 17.16 (клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава), частями 1 (неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП) и 4 (уклонение от отбывания обязательных работ) статьи 20.25 КоАП, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда).
- Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
- По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.
- Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.
- Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и имеющих специальные звания сотрудников органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов — орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.
- Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.
- Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.
- Порядок задержания подозреваемого в соответствии с УПК следующий.
- После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены следующие права:
- знать, в чем он подозревается, и получить копию постановления о возбуждении против него уголовного дела, либо копию протокола задержания, либо копию постановления о применении к нему меры пресечения;
- давать объяснения и показания по поводу имеющегося в отношении его подозрения либо отказаться от дачи объяснений и показаний. При согласии подозреваемого дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и при его последующем отказе от этих показаний, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 части второй статьи 75 УПК (показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде);
- пользоваться помощью защитника с момента возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица, с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, в случаях, предусмотренных статьями 91 (основания задержания подозреваемого) и 92 (порядок задержания подозреваемого) УПК, применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу, с момента вручения уведомления о подозрении в совершении преступления, и иметь свидание с ним наедине и конфиденциально до первого допроса подозреваемого;
- представлять доказательства;
- заявлять ходатайства и отводы;
- давать показания и объяснения на родном языке или языке, которым он владеет;
- пользоваться помощью переводчика бесплатно;
- знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания;
- участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству, ходатайству его защитника либо законного представителя;
- приносить жалобы на действия (бездействие) и решения суда, прокурора, следователя и дознавателя;
- защищаться иными средствами и способами, не запрещенными УПК.
В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.
О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.
Подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента его фактического задержания, а также в соответствии с требованиями статей 189 (общие правила проведения допроса) и 190 (протокол допроса) УПК. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально.
В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника.
В любом случае продолжительность свидания не может быть менее 2 часов.
При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу (часть 2 статьи 91 УПК).
Согласно части 2 статьи 94 УПК по истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания.
Памятка при задержании
В данном разделе представлена памятка о правах при задержании сотрудниками правоохранительных органов, а также руководство к действию при задержании.
-1-
Лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (статья 22 Конституции, статья 14 Федерального закона «О Полиции» от 07.02.2011 № 3).
При этом срок административного задержания не должен превышать 3-х часов, за исключением, если совершенное Правонарушение влечет административное наказание в виде административного ареста (ст. 27.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица (п. 4 ст. 14 ФЗ «О полиции»).
- По истечении 48-ми (или 3-х при административном задержании) часов с момента задержания задержанное лицо подлежит освобождению, если в отношении него не была избрана мера пресечения в рамках уголовного либо административного производства.
- -2-
- При обращении сотрудник полиции обязан выполнить следующие действия: 1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения; 2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина;
3) разъяснить лицу, подвергнутому задержанию, его право на юридическую помощь, право на Услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения (п. 4 ст. 5, п. 3 ст. 14 ФЗ «О полиции»).
-3-
Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции (п. 7 ст. 14 ФЗ «О полиции»).
-4-
После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права.
В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания.
Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым (ст. 92 УПК РФ).
-5-
Подозреваемый может быть подвергнут личному обыску. Личный обыск лица производится только лицом одного с ним пола и в присутствии понятых и специалистов того же пола, если они участвуют в данном следственном действии (ст. 184 УПК РФ).
ВНИМАНИЕ! Зачастую, именно при проведении личного обыска сотрудники правоохранительных органов могут совершить противоправные действия (провокации) в отношении задержанного лица.
Если вы уверены, что при вас нет никаких запрещенных предметов – требуйте присутствие понятых с самого начала обыска. Тогда совершить противоправные действия будет гораздо сложнее. Важно обратить внимание на понятых, записать их данные.
В случае незаконных действий, необходимо отобразить это в протоколе.
-6-
Задержанное лицо вправе пользоваться услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания (ст. 46 УПК РФ, п. 5 ст. 14 ФЗ «О полиции»).
-7-
Задержанный вправе отказаться от дачи показаний (статья 51 Конституции РФ — никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников).
ВНИМАНИЕ: мы настоятельно рекомендуем отказаться от дачи показаний до прибытия своего адвоката. Только после выстраивания линии защиты можно давать показания!
-8-
Задержанный вправе давать показания и объяснения на родном языке, которым он владеет (п. 6 ч. 4 ст. 46 УПК РФ).
-9-
Задержанный имеет право на получение медицинской помощи в необходимых случаях (ч. 1 ст. 29 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан).
-10-
Подозреваемый вправе получить копию постановления о возбуждении против него уголовного дела, либо копию протокола задержания, либо копию постановления о применении к нему меры пресечения (п. 1 ч. 4 ст. 46 УПК РФ).
-11-
Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании.
Скачать краткую памятку
Задержание подозреваемого
Задержание подозреваемого — мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК).
Сущность задержания состоит в кратковременном лишении подозреваемого в совершении преступления лица свободы, которое, в силу своей неотложности не требует для его применения судебного решения.
https://www.youtube.com/watch?v=EoYvkW0Z7Gk
Закон устанавливает целый ряд гарантий законности и обоснованности задержания, четко регламентируя условия, основания, мотивы, сроки и порядок задержания (ст. 91-96 УПК).
Основания задержания:
Лицо может быть задержано только по подозрению в совершении такого преступления, за которое предусматривается наказание в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 91 УПК), при наличии одного из следующих оснований:
-
- когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
- когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
- когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо
-
- пыталось скрыться, либо
- не имеет постоянного места жительства, либо
- не установлена его личность, либо
- если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.
«Иные данные» — фактические данные (доказательства), косвенно указывающие на причастность лица к преступлению. К ним могут относиться:
-
- показания свидетелей и потерпевших, не являвшихся очевидцами преступления, из содержания которых следует, что это лицо причастно к совершению преступления;
- показания обвиняемых, подозреваемых о соучастниках;
- результаты следственных действий, указывающие на причастность к совершению преступления конкретных лиц;
- материалы ревизий, инвентаризаций;
- сходство по приметам, указанным потерпевшим, свидетелем и т. д.
Поскольку «иные данные» менее определенны, чем основания для задержания, закон связывает задержание при наличии этих данных с определенными условиями (попыткой лица скрыться, отсутствием у него постоянного места жительства, отсутствием документов, устанавливающих личность подозреваемого). Наличие этих условий делает необходимым задержание, так как придает ему неотложный характер и повышает обоснованность предположения о причастности лица к преступлению.
- Следует обратить внимание на то, что если же существует одно из условий (например, лицо не имеет постоянного места жительства), но отсутствуют «иные данные», дающие основания подозревать лицо в совершении преступления, то уголовно-процессуальное задержание недопустимо.
- Следует различать фактическое задержание и задержание по правилам, установленным уголовно-процессуальным законом.
- Фактическое задержание означает захват лица и принудительное доставление его в органы дознания или к следователю.
- Право уголовно-процессуального задержания в порядке, установленном УПК, принадлежит только должностному лицу или органу, наделенному данными полномочиями в соответствии с законом.
Если лицо было задержано непосредственно при совершении преступления (т. е.
до возбуждения уголовного дела), то фактический захват определяется моментом фактического ограничения свободы передвижения (с этого момента начинается течение сроков задержания), но в течение трех часов после доставления такого подозреваемого в орган дознания или к следователю должны быть вынесены постановление о возбуждении уголовного дела (при наличии соответствующих оснований) и составлен протокол задержания. С момента составления протокола задержания лицо следует считать подвергнутым уголовно-процессуальному задержанию.
Избрание меры процессуального принуждения и выбор ее вида — это право, а не обязанность лиц, ведущих судопроизводство.
Закон устанавливает, что соответствующее должностное лицо вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления при наличии установленных законом условий и оснований.
Право превращается в обязанность лишь тогда, когда появляются мотивы, обусловливающие необходимость задержания в данном конкретном случае.
Мотивами задержания могут быть:
-
- пресечение преступного деяния;
- предотвращение совершения новых преступлений;
- лишение возможности скрыться, уничтожить доказательства или иным образом воспрепятствовать установлению обстоятельств уголовного дела;
- установление причастности (непричастности) задержанного к совершению преступления;
- своевременное решение вопроса об избрании в отношении задержанного меры пресечения в виде заключения под стражу.
Не допускается использование задержания как средства получения от подозреваемого признания вины в совершении преступления.
Срок задержания
Согласно ст. 94 УПК РФ срок задержания не может превышать 48 часов до судебного решения о применении судьей меры пресечения в виде заключения под стражу либо продления срока задержания в порядке п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК.
В соответствии с ч. 3 ст. 128 УПК при задержании срок исчисляется с момента фактического задержания, т.е. момента производимого в порядке, установленном УПК, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления (п. 15 ст. 5 УПК).
Важность четкого определения момента фактического задержания состоит не только в том, что с его наличием связывается начало течения 48-часового срока задержания, но и в том, что в силу сформулированной Конституционным Судом РФ конституционно-правовой позиции с этого момента задержанный имеет право на пользование услугами защитника и на реализацию прав, предусмотренных ст. 46 УПК. В момент фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, ему должно быть разъяснено право иметь защитника (п. 3 ч. 4 ст. 46 УПК).
Все сроки уголовно-процессуального задержания, за исключением срока составления протокола задержания, исчисляются с момента фактического задержания. Для правильного исчисления сроков требуется учитывать день, час и минуту фактического задержания.
УПК детально регламентирует порядок задержания подозреваемого, что является важной гарантией законности и обоснованности задержания и обеспечения прав задержанного.
Лицо считается подозреваемым с момента фактического его задержания.
Закон не регламентирует срок, в течение которого лицо должно быть доставлено в орган дознания или к следователю. Представляется, что географические особенности и транспортная инфраструктура России не позволяют установить какой-либо пресекательный срок для этого действия.
Но несмотря на это, задержанный по подозрению в совершении преступления должен быть доставлен в орган дознания или к следователю в течение разумного срока, но не более 48 часов. Истечение 48-часового срока является основанием для освобождения подозреваемого (ч. 2 ст. 94 УПК).
После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более трех часов должен быть составлен протокол задержания (ч. 1 ст. 92 УПК).
В течение этого време ни должны быть собраны необходимые данные о задержанном (установлена его личность и т. п.
) и оформлены сведения об основаниях задержания (если ранее они не оформлялись, например, в случае задержания лица при совершении преступления).
В протоколе задержания указывается как дата и время составления протокола, так и дата, время, исчисляемое в часах и минутах, место, основания и мотивы фактического задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства (ч. 2 ст. 92 УПК).
По смыслу этой уголовно-процессуальной нормы под другими обстоятельствами задержания подозреваемого следует понимать, в частности, сведения о применении физической силы, специальных средств, об оказании медицинской помощи задержанному, о наличии у него каких-либо телесных повреждений и тому подобное. В протоколе задержания должны быть указаны все имевшие место такие обстоятельства.
В протоколе делается отметка о разъяснении подозреваемому его прав. Протокол подписывается подозреваемым и лицом, его составившим.
В случае необходимости подозреваемый может быть подвергнут личному обыску в порядке, установленном ст. 184 УПК (ст. 93 УПК). В отличие от установленной для производства обыска традиционной процедуры (п. 6 ч. 2 ст.
29 УПК, ст. 182 УПК) подозреваемый может быть подвергнут личному обыску без вынесения соответствующего постановления, но лицом одного с ним пола и при участии понятых одного и того же пола с обыскиваемым (ч. 2 и 3 ст.
184 УПК).
В течение 12 часов с момента фактического задержания дознаватель или следователь обязаны уведомить (ст. 96 УПК РФ):
- прокурора (в письменном виде, ст. 92 УПК РФ);
- кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии — других родственников (предоставить возможность такого уведомления самому подозреваемому);
- командование воинской части (при задержании подозреваемого, являющегося военнослужащим); в случае задержания сотрудника органа внутренних дел — начальник органа, в котором проходит службу указанный сотрудник;
- секретаря Общественной палаты Российской Федерации и соответствующую общественную наблюдательную комиссию — при задержании подозреваемого, являющегося членом общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- посольство или консульство иностранного государства, если подозреваемый является гражданином или подданным другого государства.
При необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление с согласия прокурора может не производиться, за исключением случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним.
Порядок и условия содержания подозреваемых определяются Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Основания и порядок освобождения задержанного
Основания и порядок освобождения задержанного установлены в ст. 94УПК. По постановлению дознавателя или следователя подозреваемый подлежит освобождению, если:
-
- не подтвердилось подозрение в совершении преступления;
- отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;
- задержание было произведено с нарушением требований статьи 91 Кодекса.
По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если
-
- в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо
- суд не продлил срок задержания в порядке, установленном п. 3 ч. седьмой ст. 108 УПК РФ.
Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора.
Если имеется определение или постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, то копия этого определения или постановления выдается подозреваемому при его освобождении.
При освобождении подозреваемого из-под стражи ему выдается справка, в которой указываются, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения.
Подозреваемый подлежит освобождению по истечении 48 часов с момента задержания, если в отношении него не была избрана судом мера пресечения в виде заключения под стражу.
Исключение составляют случаи, когда судья по ходатайству одной из сторон откладывает окончательное принятие решения об избрании в качестве меры пресечения в виде заключения под стражу на срок не более чем 72 часа для представления заявившей такое ходатайство стороной дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. Судья указывает в постановлении дату и время, до которых он продлевает задержание, которое признано судом законным (п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК).
Процессуальный порядок и сроки задержания лица в качестве подозреваемого
Процессуальный порядок задержания регламентирован ст. 92 УПК РФ. Условием задержания является наличие возбужденного уголовного дела.
Порядок задержания состоит из следующих этапов:
а) при наличии оснований, указанных в ст. 91 УПК РФ, лицо задерживается и доставляется в орган дознания или к следователю.
Подозреваемому предоставляется право на один телефонный разговор на русском языке в присутствии дознавателя, следователя в целях уведомления близких родственников, родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения (ч. 3 ст. 46 УПК РФ);
- б) в срок не более 3 часов с момента доставления в орган дознания или к следователю должен быть составлен протокол задержания;
- в) подозреваемому разъясняются права, предусмотренные ст. 46 УПК РФ;
- г) в течение 12 часов с момента задержания лица — уведомляется Прокурор в письменном виде;
- д) не позднее 12 часов с момента задержания лица дознаватель уведомляет кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии других родственников или предоставляет возможность такого уведомления самому подозреваемому.
При необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление родственников может не производиться с согласия прокурора, за исключением случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним;
- е) в течение 24 часов с момента фактического задержания лица, оно должно быть допрошено. До начала допроса в случае реализации подозреваемым права на защитника, ему должно быть предоставлено свидание с защитником наедине и конфиденциально. Если необходимо производство процессуальных действий с участием подозреваемого, продолжительность свидания свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем, с обязательным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника;
- ж) подозреваемый может быть подвергнут личному обыску в порядке, предусмотренном ст. 184 УПК РФ.
Срок задержания — это установленный законом период времени, в течение которого лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления на основании ст.
91, 92 УПК РФ, фактически лишено свободы и временно находится в изоляторе временного содержания с целью проверки этого лица на причастность к совершению преступления. Срок задержания подозреваемого исчисляется 48 часами с момента фактического задержания — т.е.
с момента фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления производимого в порядке, установленном ст. 92 УПК РФ.
В свою очередь, порядок предусматривает составление протокола задержания, который составляется в срок не более 3 часов с момента доставления лица в орган дознания. Следовательно, срок задержания следует исчислять с момента составления протокола.
Задержание лица на месте совершения преступления (захват), удержание его и доставление в ОВД для выяснения всех обстоятельств — не входят в понятие процессуального задержания.
Период времени с момента удержания лица на месте совершения преступления и до момента составления протокола о задержании не включается в срок 48 часов, отведенный законодателем для задержания.
Этот период времени находится за рамками уголовнопроцессуальных отношений и регулируется другими нормативными актами, в том числе и ведомственными.
Требование законодателя о необходимости составления протокола задержания в срок не более 3 часов после доставления лица в орган дознания (ст. 92 УПК РФ) делает необходимым обязательное документирование доставления человека с отражением факта, времени, субъекта, основания и иных существенных обстоятельств доставления.
Срок задержания — 48 часов не продлевается. Однако если дознаватель обратится в суд с ходатайством о заключении под стражу лица, задержанного в качестве подозреваемого, то судья вправе продлить срок задержания на срок не более 72 часов, при условии признания задержания законным и обоснованным (ч. 7 ст. 108 УПК РФ).