Закон

Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания

Важной особенностью функционирования пенитенциарной системы в нашей стране является возможность помилования преступника в том случае, если он осознает тяжесть своего проступка и недопустимость совершения подобного злодеяния в будущем. Между тем амнистия – явление исключительное и очень редкое.

Намного чаще об освобождении ходатайствуют заключенные, к которым не могут быть применены меры воздаяния по состоянию их здоровья. Законом утвержден специальный перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания в колонии.

Речь идет о патологиях, с которыми арестант рискует не пережить тюремный срок.

В уголовном праве РФ действует легальный механизм освобождения человека от пребывания в местах не столь отдаленных. В случае болезни, которая отражается на психическом или физическом здоровье заключенного, у арестанта или его законных представителей есть все шансы добиться законной отсрочки отбывания наказания или даже окончательного освобождения.

Почему государство освобождает больных заключенных

Ни для кого не секрет, что российские зоны не имеют ничего схожего с санаториями: скудное несбалансированное питание, отвратительные экологические условия, тяжелый быт и сложная иерархическая система отношений среди осужденных.

Все, кто попадает в тюрьму, мечтают выбраться на свободу, а потому готовы использовать любую возможность.

В этом смысле проблемы со здоровьем и заболевание из перечня, препятствующее отбыванию наказания, – неутешительный, но легальный шанс покинуть мрачные тюремные стены.

Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания

Государство, предоставляя судебной структуре полномочия принимать решение об освобождении преступников от возмездия, руководствуется следующими достаточно вескими доводами:

  • Психически невменяемый человек, совершивший злодеяние, которое классифицируется в уголовном праве как преступление, не способен перевоспитаться. Душевнобольные люди не могут воспринимать корректирующее воздействие определенного законом возмездия, так как не отвечают за последствия своих поступков и не осознают себя людьми разумными.
  • В гуманном обществе недопустимо назначать наказание индивиду, если оно может повлечь за собой мучительную, сопровождающуюся страданиями смерть. Нахождение в угнетающих условиях заключения усугубит и без того тяжелое состояние здоровья арестанта.
  • Болезнь, которая входит в перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания в колонии, может быть заразной, а значит, угрожает людям, находящимся вокруг, что также является принципиально важным моментом. Вынося приговор, судья должен принимать во внимание факт того, что больной преступник способен обречь на смерть и мучения сокамерников, работников исправительных учреждений.

За рубежом обычно ни у кого не вызывает удивления практика досрочного освобождения человека от дальнейшего пребывания в тюрьме, если оно обусловлено патологией из перечня заболеваний, препятствующих отбыванию наказания.

Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. N 54 помимо списка болезней содержит также правила проведения процедуры освидетельствования лиц, представляемых к освобождению. Однако если верить статистике российской уголовно-исполнительной системы, то лишь в 50 % случаев суд удовлетворяет ходатайства осужденного об отсрочке или пребывании в колонии в связи с тяжелой болезнью.

Могут ли выпустить из тюрьмы по причине болезни. Законные основания

Уголовный Кодекс РФ (ст. 81) определяет три обстоятельства, при которых арестанту может быть назначено медицинское обследование в случае подозрения на патологию из перечня заболеваний, препятствующих отбыванию наказания в виде ареста в колонии:

  • психические расстройства;
  • поражение внутренних органов и серьезные функциональные нарушения организма, вызванные инфекционными, онкологическими, генетическими патологиями;
  • болезнь военнослужащего, ставшая причиной нетрудоспособности.

К первой категории относят психоэмоциональные нарушения, которые приводят к утрате контроля над своим поведением и способности адекватно расценивать его последствия для окружающих. Прошение подается, как правило, администрацией колонии либо законным представителем заключенного (адвокатом). К ходатайству обязательно прикрепляются выводы медкомиссии и личное дело осужденного.

Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания

Аналогичным является и алгоритм подачи прошения в случае обнаружения тяжелого заболевания. Однако в первом случае больной может покинуть колонию практически безоговорочно. Суд обязан «автоматически» освободить человека с расстройствами психики.

Каковы шансы на освобождение

Немного иначе будут обстоять дела, если причиной ходатайства является какое-либо нарушение физического здоровья из перечня заболеваний, препятствующих отбыванию наказания в виде ареста. Утверждается решение судом, а потому судьба больного арестанта находится только в руках правосудия.

Нередки случаи, когда судьи, основываясь на материалах дела и учитывая степень тяжести болезни, срок заключения и личную характеристику заключенного, решали, что он не нуждается в амнистии, так как его состояние здоровья якобы позволяло и дальше пребывать в колонии.

В этом случае у осужденных выход только один: попытаться обжаловать вердикт.

Стоит также отметить, что освобождение от пребывания в исправительной колонии носит условный характер. Выздоровев, освобожденный должен будет вернуться на зону, если только не истекут сроки давности преступления, в соответствии с положениями УК РФ.

Если психическое расстройство у подсудимого возникло после совершения им преступления, его освобождают от законного наказания. Если арестант заболел, находясь уже на зоне, его также могут отпустить на свободу. Заключенный, не осознающий опасность своих поступков для общественности, направляется судом на принудительное медицинское лечение в психиатрический диспансер.

Негоден к военной службе

Отдельного внимания заслуживают вопрос освобождения из тюрьмы военнослужащих. Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, утверждается и для этой категории заключенных. Военнослужащего, который находится под арестом, также отпускают на свободу при подтверждении серьезного недуга.

Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания

Заболевание, делающее человека негодным к дальнейшему прохождению службы, также является основанием для смягчения приговора. Неотбытый срок в исправительной колонии могут заменить штрафом или лишением звания, награды. По аналогии действий решение о данном виде освобождения безусловно и необратимо, является окончательным.

Лечение вместо воздаяния

Бесспорно, нет никакого смысла наказывать человека, который потерял Дееспособность, не в состоянии ответить за свои поступки, не имеет моральных, этических, нравственных представлений об ограничениях и запретах из-за психического расстройства.

Индивид с такими нарушениями не сможет осознать, почему ему вменяют те или иные воспитательные меры. Отчуждение от социума – мера неизбежная, при этом человек не должен подлежать воздействию корректирующих мер в исправительных учреждениях.

Чтобы «исправить» психически больного и направить его на путь истинный, необходимо сначала вернуть ему умение контролировать свои действия, разумеется, путем прохождения лечения в психиатрической клинике.

Терминального или тяжело больного человека подвергать пребыванию в тюрьме негуманно, так как наказание лишает его возможности проходить полноценное лечение, сводит на нет даже минимальные шансы на выздоровление.

Жизнь такого заключенного лежит на чаше весов, и, соглашаясь подвергнуть его риску летального исхода, пенитенциарная система автоматически превышает допустимую степень наказания за совершенное преступление, что является абсолютно неприемлемым.

Квалифицирующие принципы

Говорить о возможности отсрочки приговора или выхода на свободу можно только в том случае, если есть явные показания к прохождению медицинской комиссии и врачебного освидетельствования. Только эксперты способны дать объективную оценку состоянию здоровья осужденного.

При этом наиболее важным условием наступления законных оснований для освобождения является доказательство отсутствия симуляции болезни, препятствующей отбыванию наказания в колонии. Перечень заболеваний утверждается Правительством РФ.

Последний раз в документ были внесены изменения 19 мая 2017 года.

Постановление о перечне заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, основано на нормах и положениях УК РФ, в соответствии с которым основания для выхода на свободу или смягчения наказания не должны зависеть от воли подсудимого, а потому членовредительство не является поводом для освобождения от карательных мер.

Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания

Следует сосредоточить внимание вот на каком моменте: приостановление действия приговора не может считаться окончательным.

Если у человека получится восстановить физическое или психическое здоровье, ему придется отбыть оставшийся срок, предусмотренный вердиктом суда.

Избежать возмездия преступнику удастся только в том случае, если в больном состоянии он будет пребывать до момента истечения срока давности преступления и наказания за него.

Кстати, принудительное медицинское лечение психически больного человека сопоставимо с отбыванием в исправительных учреждениях. Каждый день, проведенный в лечебнице, приравнивается к нахождению в колонии.

Какие болезни относят к препятствующим отбыванию наказания

Перечень заболеваний утверждается, как уже было отмечено, Правительством РФ.

Действующий на сегодняшний день список недугов, которые дают право не только на освобождение из-под стражи, но и на прекращение или отсрочку судебного преследования, отмену наказания или откладывание его исполнения, был принят в феврале 2004 года.

В последней редакции перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказаний, был увеличен до 57 позиций, при том что ранее включал всего 41 название патологий.

Внесенные изменения значительно повлияли на возможности адвокатского корпуса, занимающегося делами амнистий, УДО и освобождения по болезни. Приводить весь перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, в виде выдержки из официального документа нецелесообразно, но упомянуть об основных категориях все-таки нужно.

Помимо психических нарушений, которые проявляются невменяемостью и неадекватностью поведения (в их числе психозы, биполярные расстройства, шизофрения, слабоумие), освободиться от карательных мер пенитенциарной системы можно по причине других патологий. Вкратце перечень заболеваний, препятствующих аресту и отбыванию наказания в колонии, выглядит следующим образом:

  • Длительное течение хронических заболеваний, вызванных туберкулезной палочкой, в тяжелой форме.
  • Онкологические патологии, не подлежащие хирургическому лечению по удалению опухолей.
  • Болезни эндокринной системы, включая осложнения сахарного диабета, надпочечниковой недостаточности, подагру, новообразования гипофиза и гипоталамуса.
  • Функциональные нарушения центральной и периферической нервных систем.
  • Заболевания крови с осложнениями.
  • Сердечно-сосудистые болезни, протекающие в тяжелых формах.
  • Хронические патологии легких.
  • Геморрагические типы недугов ЖКТ, органов брюшной полости.
  • Почечная и печеночная недостаточности.
  • Болезни мочеполовой сферы.
  • Дисфункции опорно-двигательного аппарата с выраженными и устойчивыми сбоями в работе других органов и систем.
  • Ампутации конечностей.
  • СПИД.

Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания

Порядок прохождения медицинского освидетельствования

Убедившись, что в указанном перечне заболеваний, препятствующих отбыванию наказания в виде ареста и других карательных мер, присутствует та самая болезнь, осужденному (его представителю) придется получить соответствующее заключение от специалистов. Вердикт медиков должен быть подкреплен официальными выводами комиссии ЛПУ ГУФСИН. В целом, порядок освидетельствования экспертами имеет следующие особенности:

  • В состав медкомиссии должно входить не менее трех врачей.
  • Лицо подлежит процедуре освидетельствования при подозрении на недуг, который относится к перечню заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, в течение десяти дней с момента предоставления соответствующих документов.
  • Больному арестанту сообщают о том, как будет проходить Процедура освидетельствования, а также дату назначенного мероприятия.
  • В качестве одного из доказательств патологии может быть принята история болезни. Специалисты вправе запросить дополнительные материалы о состоянии здоровья пациента или направить на повторное прохождение обследования.
Читайте также:  Какие должны быть соблюдены условия для подачи ходатайства об удо?

Правительство расширит список освобождающих от тюрьмы заболеваний — РБК

В кабинет министров передан на подпись проект постановления, разработанный еще два года назад. Документ существенно дополняет список заболеваний, наличие которых является основанием для освобождения заключенного

Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания

Вячеслав Прокофьев / ТАСС

Министерство юстиции передало на подписание в правительство проект постановления, который расширяет список заболеваний, препятствующих отбыванию наказания в заключении. Об этом 20 февраля на коллегии Минюста, где присутствовал корреспондент РБК, заявил глава ведомства Александр Коновалов.

В пресс-службе министерства РБК рассказали, что речь идет о документе, работа над которым стартовала еще в начале 2015 года.

«Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, разработан по предложениям Минздрава и приведен в соответствие с действующей международной классификацией болезней (МКБ-10)», — отметили в ведомстве, подчеркнув, что в список добавились пункты, которые позволят смягчить наказание тем заключенным, кто страдает тяжелыми заболеваниями.

Этот документ должен заменить постановление от 2004 года, которое со временем несколько раз было расширено. В 2010 году его нормы распространили не только на осужденных на срок в тюрьмах и колониях, но и на подследственных, которые находятся в изоляторах временного содержания. Одним из поводов тогда стала смерть юриста и аудитора фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского.

В новую версию постановления включены, например, некоторые осложнения, которые развиваются на фоне антиретровирусной терапии ВИЧ, кавернозный туберкулез легких, раковые заболевания во 2-й стадии (раньше в списке были только опухоли в терминальной стадии или 4-й), лимфома Ходжкина и другие.

После того как в 2015 году постановление было опубликовано на портале нормативных правовых актов, доцент кафедры судебной медицины и правоведения Санкт-Петербургского государственного медицинского университета Леонид Петров подчеркивал в разговоре с «Коммерсантом», что в документе удалось «отойти от конкретных формулировок, ведь ни один перечень не может охватить все тяжелые заболевания».

Право осужденных на освобождение по болезни конкретизировано

Правительство опубликовало Постановление о внесении изменений в Постановление от 6 февраля 2004 г.

№ 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью».

Теперь в документ включены правила направления на медосвидетельствование осужденных, ходатайствующих об освобождении (представляемых к освобождению) от отбывания наказания в связи с болезнью.

Указывается, что основанием для направления на медицинское освидетельствование является обращение осужденного, у которого наступило психическое расстройство, препятствующее отбыванию наказания, либо его законного представителя, а также осужденного, заболевшего иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, в суд с ходатайством об освобождении от дальнейшего отбывания наказания. Также основанием является подготовка начальником учреждения или органа, исполняющего наказания, представления об освобождении осужденного в связи с наступлением психического расстройства или иной тяжелой болезнью.

Отмечается, что начальник учреждения или органа, исполняющего наказания, запрашивает в медицинских организациях УИС медицинские документы, отражающие состояние здоровья осужденного, наличие у него заболевания, включенного в перечень препятствующих отбыванию наказания. Не позднее рабочего дня, следующего за днем получения документов, он должен направить их в медицинскую организацию УИС для проведения медосвидетельствования осужденного. Документы могут представить также сам осужденный или его законный представитель.

Владимир Путин подписал Закон, уточняющий порядок освобождения тяжелобольных заключенныхТеперь администрация пенитенциарного учреждения может обратиться в суд с представлением об освобождении осужденного в связи с его тяжелой болезнью

Поправки внесены и в Правила медицинского освидетельствования осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью. Конкретизируется, что они определяют порядок медосвидетельствования не только осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания, но и ходатайствующих об освобождении в связи с болезнью.

Отмечается, что для проведения консультаций по вопросам медицинского освидетельствования осужденного могут привлекаться врачи-специалисты из медицинских организаций государственной или муниципальной системы здравоохранения в соответствии с законодательством РФ в сфере охраны здоровья граждан.

Согласно изменениям врачебная комиссия в течение 10 рабочих дней со дня поступления направления на медосвидетельствование и приложенных к нему документов принимает решение о дате, времени, месте и условиях его проведения (в стационаре или амбулаторно).

В течение дня, следующего за днем принятия решения, врачебная комиссия должна проинформировать об этом начальника учреждения или органа, исполняющего наказания. Медосвидетельствование проводится в период до 10 рабочих дней с указанной даты.

При необходимости получения дополнительных сведений о состоянии здоровья осужденного, а также проведения дополнительного его обследования срок проведения медицинского освидетельствования может быть продлен, но не более чем на месяц.

Указывается, что при поступлении в учреждение, исполняющее наказания, решения врачебной комиссии начальник этого учреждения в течение рабочего дня, следующего за днем его получения, уведомляет осужденного или его законного представителя, адвоката (с письменного согласия осужденного или его законного представителя) о дате, времени и месте проведения медицинского освидетельствования.

Подчеркивается, что необходимым условием проведения медосвидетельствования является данное осужденным или его законным представителем добровольное согласие на него на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о методах медосмотра и медицинских исследований, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, а также о его последствиях. При этом проведение медосвидетельствования без добровольного согласия допускается в случаях, установленных законодательством РФ в сфере охраны здоровья граждан.

Теперь осужденный может отказаться пройти дополнительное обследование, рекомендованное врачебной комиссией, или получить дополнительные сведения о состоянии здоровья из других медицинских организаций.

В этом случае проведение медицинского освидетельствования прекращается. Указывается, что в протоколе врачебной комиссии должно отражаться особое мнение членов комиссии, не согласных с принятым решением.

Об ознакомлении с решением врачебной комиссии в журнале регистрации медицинских освидетельствований осужденных составляется запись, удостоверяемая подписями осужденного, его законного представителя или его адвоката и членов врачебной комиссии.

Отмечается, что в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения врачебной комиссии медицинской организацией УИС оформляется заключение, содержащее обоснованный вывод о наличии или отсутствии у осужденного заболевания, препятствующего отбыванию наказания.

В заключении отражаются отказ осужденного от проведения медосвидетельствования, медицинского вмешательства, отказ пройти дополнительное обследование, рекомендованное врачебной комиссией, или отказ осужденного выразить согласие на получение дополнительных сведений о состоянии здоровья из других медицинских организаций, а также имевшие место случаи несоблюдения осужденным режима лечения. Копия заключения выдается осужденному или его законному представителю не позднее одного рабочего дня после его вынесения, а также по письменному заявлению указанных лиц направляется его адвокату.

В комментарии «АГ» адвокат, управляющий партнер АБ FORTIS Вячеслав Земчихин отметил, что принятые изменения в правила и порядок медицинского освидетельствования заключенных не могут не радовать. По его мнению, самое важное нововведение – это установление сроков проведения процедуры медицинского освидетельствования.

«Сроки определены отдельно как для начальника учреждения, который запускает процедуру, так и непосредственно для медицинской комиссии. Это позволит персонализировать ответственность за нарушение процедуры.

Теперь осужденным не придется годами добиваться освидетельствования и ждать законного освобождения, ведь, как правило, заболевания, включенные в список, имеют стадию терминальных», – подчеркнул он.

В то же время Вячеслав Земчихин заметил, что одновременно с поправками возникает и ряд проблем. Во-первых, указал адвокат, это полная неопределенность по процедуре обжалования акта освидетельствования, а во-вторых, готовность системы ФСИН.

«Эти поправки могут коснуться до 20 тыс. осужденных, которые практически одновременно запустят в работу свои процедуры.

Справится ли система ФСИН в рамках столь сжатых сроков с таким объемом работы? Должна быть проделана огромная работа», – заключил он.

Директор юридического бюро FACTUM Оксана Труфанова отметила, что данное постановление призвано облегчить жизнь тяжелобольным, их представителям и адвокатам и осложнить ее сотрудникам ФСИН. Эксперт посчитала, что в какой-то степени его можно даже назвать революционным.

«Во-первых, оно действительно призвано обеспечить право тяжелобольных заключенных на то, чтобы лечиться на свободе (а, как мы знаем, в тюремных больницах ФСИН – кадровый голод на узких специалистов), и, как это ни жестоко звучит, право умирать на свободе.

Наше волонтерское движение помощи тяжелобольным заключенным “Обреченные умирать в неволе” давно борется именно за эти права.

Во-вторых, если постановление будет исполняться сотрудниками ФСИН, то и количество обращений в ЕСПЧ по Правилу 39 Регламента, в частности по неоказанию медпомощи тяжелобольным заключенным, значительно снизится», – указала Оксана Труфанова.

Кроме того, она посчитала, что у врачебной комиссии ФСИН будет меньше способов препятствовать тяжелобольным в освобождении по болезни и, по сути, подменять собой суд (т.е. решать, кто уйдет домой, кто будет лечиться на свободе, а кто останется в местах лишения свободы), поскольку п. 10 обязывает вносить в протокол особое мнение несогласных членов комиссии.

Оксана Труфанова также заметила, что постановление приведено в соответствие с Законом об основах здоровья граждан в части ознакомления с медицинской документацией. «Теперь препятствий в получении копий медкарт больше не будет», – заключила она.

Сизо не по здоровью

Минюст намерен существенно расширить действующий список болезней, препятствующих содержанию в СИЗО. Сегодня завершается общественное обсуждение подготовленного ведомством документа.

Так, в изоляторы нельзя будет поместить обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений, у которых выявлены ряд онкологических и инфекционных заболеваний, болезней органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, зрения, недугов, связанных с беременностью и родами, а также состояния, требующие паллиативной помощи. Правозащитники положительно оценили документ, но призывают реформировать и правоприменительную практику.

Сегодня заканчивается срок общественного обсуждения подготовленного Минюстом проекта постановления правительства, вносящего изменения в перечень тяжелых заболеваний, с которыми обвиняемые или подозреваемые в преступлениях не могут содержаться в СИЗО.

Согласно инициативе ведомства, препятствием помещению в следственные изоляторы, в частности, станут болезни, связанные с беременностью, родами и послеродовым периодом.

Также впервые в перечне окажутся болезни кожи и подкожной клетчатки, костно-мышечной системы и соединительной ткани, врожденные пороки развития, а также заболевания (состояния), требующие оказания паллиативной медицинской помощи.

Минюст предлагает пополнить и список инфекционных болезней, среди которых помимо туберкулеза органов дыхания появятся и другие виды туберкулеза.

В документ войдут также лимфомы, лейкоз, различные формы злокачественных новообразований и все случаи новообразований, которые требуют лечения в специализированном медицинском учреждении, например хирургических операций, лучевой и противоопухолевой лекарственной терапии.

Читайте также:  Как оформить квартиру в счёт уплаты алиментов

Расширен состав болезней эндокринной системы и крови, в него включены расстройства питания и нарушения обмена веществ, системы кровообращения, органов дыхания, пищеварения и мочеполовой системы.

К заболеваниям нервной системы добавят болезнь Паркинсона и эпилепсию, а к болезням глаз отнесут «выраженное снижение остроты зрения на почве стойких патологических изменений» (прежде в перечне фигурировала только полная слепота).

Напомним, список болезней, препятствующих заключению под стражу, был утвержден правительством в 2011 году. Тогда в него входило более 20 тяжелых болезней, среди которых туберкулез, ВИЧ, тяжелые формы диабета и болезней щитовидной железы, злокачественные новообразования, полная слепота.

Правозащитники неоднократно заявляли о необходимости расширения этого списка. В 2020 году бизнес-омбудсмен Борис Титов совместно с представителями Минздрава и ФСИН поддержал эту инициативу.

Он, в частности, призвал обратить внимание на любые хронические и затяжные психические расстройства, в том числе и тяжелые формы депрессии.

Как следует из пояснительной записки к законопроекту Минюста, перечень тяжелых заболеваний будет приведен в соответствие с Международной классификацией болезней МКБ-10 и дополнит постановление правительства «О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений». Авторы сообщают, что нововведения направлены на «гуманизацию законодательства», а необходимость корректировки действующих норм показали обращения граждан и НКО и результаты анализа правоприменения законодательства в сфере охраны здоровья лиц, находящихся под стражей.

По данным Минюста, данные продемонстрировали «несоответствие ряда заболеваний и степени функциональных нарушений тяжести состояния пациента».

Зампред Общественной наблюдательной комиссии Москвы Ева Меркачева отметила, что перечень «давно требовал обновления». Особенно важно, по ее мнению, что в него вошли не только болезни, «но и состояния».

«Человек в СИЗО может быть парализован, у него ряд болезней, но ни один из этих тяжелых недугов не входит в перечень.

Санитаров в СИЗО нет, заключенные жаловались, что если повезет, то разве что сокамерник отнесет их в туалет»,— говорит она.

Член НКО «Правозащитный совет Санкт-Петербурга» Григорий Михнов-Вайтенко назвал документ Минюста «неожиданно весьма гуманным». «Будем надеяться, что он будет принят, а принятие не затянется»,— сказал он.

При этом господин Михнов-Вайтенко замечает, что «если по целому ряду заболеваний человека невозможно содержать в СИЗО, то возникает вопрос: можно ли с этими заболеваниями держать его в колониях?» Правозащитник считает, что гуманизация законодательства в этой области должна быть объединена «одной концепцией», а «лишение свободы можно заменять штрафами и ограничениями свободы».

Эксперт Института прав человека (внесен в реестр иноагентов) Арсений Левинсон также назвал инициативу Минюста «позитивной работой, которую нужно приветствовать».

«Я не увидел в документе фрагментов, где он был бы хуже, чем тот, что действует в отношении осужденных,— полемизирует он с господином Михновым-Вайтенко.— До этого у осужденных было больше оснований для освобождения по состоянию здоровья, чем у заключенных в СИЗО».

Как “Ъ” ранее сообщили во ФСИН, ежегодно в медико-санитарных частях ведомства на наличие тяжелых заболеваний освидетельствуют около 5 тыс. осужденных (в 2019 году — 5,8 тыс. человек, в 2020-м — 4,4 тыс., в первом полугодии 2021 года — 2,3 тыс.

), из них «около половины» решением судов освобождаются от отбывания наказания в связи с болезнью (2,3 тыс., 1,8 тыс. и 879 человек соответственно). Перечень болезней, по которым осужденный освобождается от наказания, был утвержден в 2017 году.

Статистику о положении дел в российских СИЗО в ведомстве не предоставили.

Григорий Михнов-Вайтенко обратил внимание и на необходимость изменений в правоприменительной практике, «которая обычно важнее, чем то, что написано в законе».

«Если не будет четко прописан регламент процедуры, если не будет дана возможность независимого медицинского освидетельствования, закон будет бумагой»,— отмечает он.

Ранее в Минюсте сообщили “Ъ”, что «в процессе процедуры общественного обсуждения законопроекты могут быть доработаны». “Ъ” направил запрос в Минюст с просьбой рассказать о возможных корректировках законопроекта, но ответа пока не получил.

Мария Литвинова

Фсин предлагает освободить несколько тысяч тяжелобольных заключенных — милосердие.ru

Федеральная служба исполнения наказаний разработала проект изменения порядка медицинского освидетельствования заключенных на предмет их освобождения по болезни ( т.н.

постановление № 54), расширив перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания.

Если правительство утвердит эти предложения, то на свободу могут выйти несколько тысяч тяжелобольных заключенных, рассказал «МК» заместитель начальника ведомства Валерий Максименко.

По его словам, проект находится на рассмотрении в правительстве с сентября 2016 года. О возможных сроках принятия по нему решения не сообщается.

«В 2016 году наши медики направили в суд материалы об освобождении 3497 тяжелобольных (речь идет об осужденных). Но тот освободил только 1688 человек (48,3%)», – сообщил представитель ФСИН.

Что касается порядка освидетельствования тяжелобольных подозреваемых и обвиняемых, заключенных под стражу до суда («Постановление №3»), то проекта внесения в него изменений в настоящее время нет. «Но мы будем работать над этим. Вообще, медицинское освидетельствование по постановлению правительства №3 возложено на гражданские медицинские учреждения.

Но последнее слово остается за судом, и даже если медицинские работники выносят заключение о наличии тяжелого заболевания, не всегда суд выносит решение об освобождении», – рассказал Валерий Максименко.

«Мы обратимся к председателям судов с просьбой дела об освобождении людей из СИЗО рассматривать в кратчайшие сроки. Надеюсь, Фемида нас услышит», – заявил он.

Также, по словам представителя ФСИН, готовится разрешение юридической коллизии, в соответствии с которой лишается возможности освобождения по болезни заключенный, подавший апелляцию на свой приговор – в настоящее время он не подпадает ни под одно из двух постановлений.

По данным ФСИН, из людей, находящих за решеткой, нуждаются в серьезной медпомощи более 20%. «Речь в основном о хронических больных.

На первом месте по заболеваемости ВИЧ, 65 тысяч человек, на втором — сердечно-сосудистые недуги, около 50 тысяч, на третьем — туберкулез, 25 тысяч», – сообщил Максименко.

При этом число умерших в заключении в 2016 году составило 3408 человек – на 420 человек меньше, чем годом ранее.

В конце января 2017 года стало известно о завершении деятельности межведомственной рабочей группы по разработке законопроекта об освобождении тяжелобольных осужденных. Об этом сообщили в аппарате уполномоченного по правам человека в РФ Татьяны Москальковой. По словам сотрудников ведомства уполномоченного, доработанный законопроект связан с достойным и гуманным отношением к осужденным в случае выявления у них неизлечимой болезни».
«Документ содержит пакет изменений в Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы в целях гуманизации законодательства о тяжелобольных осужденных. В частности, авторы законопроекта предлагают усовершенствовать порядок условного освобождения по болезни, а также предоставления отсрочки от отбывания наказания для прохождения необходимого лечения», — говорится в сообщении, опубликованном на сайте омбудсмена.

«Люди выходят из тюрьмы с ненавистью. Тюрьма никого не исправляет»

Суд освободил онкобольную после смерти трех заключенных женщин в Петербурге

Тяжелобольных заключенных будут освобождать, несмотря на характеристики

Обзор законодательства №16

Приказом Минздрава России от 16.05.2017 г.

№226н утвержден Порядок осуществления экспертизы качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании. Данный нормативный правовой акт применяется к оказанию платных медицинских услуг и медицинской помощи, которая финансируется за счет бюджетов.

Экспертиза качества медицинской помощи будет проводиться в рамках государственного и ведомственного контроля качества медицинской деятельности.

При государственном контроле она будет применяется при проведении проверок: соблюдения госорганами и организациями прав граждан в сфере охраны здоровья; соблюдения организациями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи. Экспертизу в данном случае будут проводить эксперты, аттестованные при Росздравнадзоре.

При ведомственном контроле качества медицинской деятельности будут привлекаться ученые и специалисты, находящиеся, как правило, на территории региона, при этом согласно п. 21 приказа Минздрава России от 21.12.2012 г. №1340н они не должны состоять с подведомственным органом или организацией в трудовых или иных договорных отношениях.

  • Методология экспертизы следующая: проверка соответствия оказанной медицинской помощи критериям качества, установленным до 1 июля 2017 года приказом Минздрава №422ан от 7 июля 2015 года, а с 1 июля приказом Минздрава №203н от 10 мая 2017 года с выявлением нарушений при оказании медицинской помощи, оценки ее своевременности, правильности и степени достижения запланированного результата.
  • При выявлении нарушений в оказании медицинской помощи должны быть выявлены их негативные последствия и лица, допустившие нарушения.
  • Отдельно эксперты и специалисты при оценке степени достижения запланированного результата должны идентифицировать наиболее значимые нарушения, повлиявшие на исход заболевания.
  • По результатам экспертизы качества медицинской помощи оформляется заключение установленной формы и прилагается к акту проверки, в рамках которой проводилась экспертиза.
  • Из этого приказа следует, что частная медицина будет подвержена экспертизе качества медицинской помощи только в рамках государственного контроля качества медицинской деятельности.
  • Приказ вступает в силу с 11 июня 2017 года. 
  • ***

Правительство направит на закупку вакцины от полиомиелита 1,192 млрд рублей

Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2017 г. №1081-р принято решение о выделении из резервного фонда правительства бюджетных ассигнований на закупки инактивированной вакцины от полиомиелита.

Закупки осуществляются для обеспечения мероприятий по профилактике полиомиелита в рамках Национального календаря профилактических прививок. На эти цели Минздрав получит в 2017 году из резервного фонда Правительства РФ 1,192 млрд рублей. Эти средства обеспечат закупку 1 110 тыс. доз инактивированной вакцины для проведения мероприятий по профилактике полиомиелита у детей из групп риска.

***

Расширен перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания

Постановлением Правительства РФ от 19.05.2017 г. №598 внесены изменения в перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания.

Решение Верховного суда: Решение N АКПИ16-307 от 25.05.2016 Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция

  • ВЕРХОВНЫЙ СУД
  • РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • Дело №АКПИ16-307
  • РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Москва 25 мая 2016 г.

Верховный Суд Российской Федерации в составе

председательствующего

судьи Верховного Суда Романенкова Н.С.

Российской Федерации

судей Верховного Суда Борисовой Л.В.

Читайте также:  Проблемы охраны здоровья и телесной неприкосновенности личности в свете частичной декриминализации побоев

Российской Федерации Иваненко Ю.Г.

при секретаре Паршине Н.А.

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Шаханова А В о признании частично недействующим постановления Правительства Российской Федерации от 14 января 2011 г. № 3 «О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений»,

установил:

согласно Перечню тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2011 г. № 3, болезни глаз, сопровождающиеся полной слепотой относятся к тяжелым заболеваниям, препятствующим, содержанию под стражей.

Гражданин Шаханов А.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующим постановления Правительства Российской Федерации от 14 января 2011 г.

№ 3 «О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений», ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат части 1 статьи 9 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и части 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

Как указывает административный Истец, в связи с расследованием по уголовному делу он был заключен под стражу, где у него ухудшилось состояние здоровья После медицинского обследования ему проведена операция в отделении

и поставлен диагноз « ». По ходатайству защиты проведено его медицинское освидетельствование, согласно которому у него отсутствуют тяжелые заболевания, препятствующие содержанию под стражей Между тем, — это заболевание глаз, сопровождающееся полной слепотой.

В разделе «Болезни глаза и его придаточного аппарата» Перечня тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, отсутствуют наименования заболеваний и четкие медицинские критерии состояния больного органа, что не отвечает принципу правовой определенности, нарушает права на охрану здоровья и получение квалифицированной медицинской помощи, а также право на своевременное, до наступления тяжких последствий для подозреваемого или обвиняемого, освобождение из-под стражи в связи с наличием тяжелого заболевания.

Административный истец Шаханов А.В. извещен о времени и месте судебного разбирательства.

Адвокат Арибджанов Р.Т., представляющий интересы административного истца Шаханова А.В.

, поддержал в судебном заседании заявленные требования и пояснил, что в результате применения оспариваемого нормативного правового акта следователем было отказано в удовлетворении ходатайства об изменении меры пресечения Шаханову А.

В., поскольку диагностированная у него ведущая к полной потере зрения, не была признана заболеванием, препятствующим содержанию под стражей.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству юстиции Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний Министерству здравоохранения Российской Федерации (поручение от 31 марта 2016 г. № СП-П4-1769).

Представители Правительства Российской Федерации Новицкий С.С Павлов А.В., Андре А.А. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения адвоката Арибджанова Р.Т., представляющего интересы административного истца Шаханова А.В., представителей Правительства Российской Федерации Новицкого С.С., Павлова А.В., Андре А.А., пояснения специалиста Киселевой О.А.

, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.

Ф полагавшей, что административный Иск не подлежит удовлетворению, и Судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с частью первой.

1 статьи 110 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации мера пресечения в виде заключения под стражу также изменяется на более мягкую при выявлении у подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления тяжелого заболевания препятствующего его содержанию под стражей и удостоверенного медицинским заключением, вынесенным по результатам медицинского освидетельствования. Перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, порядок их медицинского освидетельствования и форма медицинского заключения утверждаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение требований федерального законодателя Правительство Российской Федерации 14 января 2011 г. издало постановление № 3 «О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений», которым утвержден перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений (далее — Перечень).

Текст нормативного правового акта опубликован в «Российской газете» 21 января 2011 г., Собрании законодательства Российской Федерации 24 января 2011 г.

Перечень включает заболевания, затрагивающие различные системы человеческого организма, а также включает раздел «Болезни глаза и его придаточного аппарата».

Согласно Международной классификации болезней МКБ-10, одобренной Всемирной организацией здравоохранения, Класс VII «Болезни глаза и его придаточного аппарата» включает болезни век, слезных путей и глазницы болезни конъюктивиты, болезни склеры, роговицы, радужной оболочки и цилиндрического тела, болезни хрусталика, болезни сосудистой оболочки и сетчатки, глаукома, болезни стекловидного тела и глазного яблока, и другие Перечнем к тяжелым заболеваниям, препятствующим содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых, отнесены такие болезни глаз, которые сопровождаются полной слепотой. Под состоянием полной слепоты понимается исход, к которому могут привести заболевания, травмы либо осложнения иного сопутствующего или хронического заболевания. При этом наличие того или иного заболевания глаза и его придаточного аппарата не всегда может привести к слепоте.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г.

№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусматривает создание врачебной комиссии в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, а также принятия решения по иным медицинским вопросам (частью 2 статьи 48). В частности, такие комиссии создаются для дачи медицинского заключения о наличии или об отсутствии у подозреваемого или обвиняемого тяжелого заболевания.

  1. Медицинское освидетельствование лица согласно части 1 статьи 65 данного Федерального закона представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий.
  2. Оспариваемые положения нормативного правового акта являются ясными и определенными и не допускают их неоднозначного толкования учитывают как правовое положение подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, так и наличие у них выявленных тяжких заболеваний, препятствующих содержанию под стражей, в том числе болезни глаз, сопровождающихся полной слепотой.
  3. Статьей 9 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в ходе уголовного судопроизводства запрещаются осуществление действий и принятие решений, унижающих честь участника уголовного судопроизводства, а также обращение, унижающее его человеческое достоинство либо создающее опасность для его жизни и здоровья (часть 1).

Оспариваемые положения нормативного правового акта направлены на защиту интересов подозреваемых или обвиняемых и не могут расцениваться как нарушающие их права, поскольку не ограничивают Перечень указанием на конкретные заболевания, а предусматривают в каждом случае проведение медицинских исследований, направленных на установление наличия или отсутствия у указанных лиц тяжелого заболевания, препятствующего содержанию под стражей. При этом учитывается тяжесть заболевания критерий, определяющий степень поражения органов и (или) систем организма человека либо нарушения их функций, обусловленные заболеванием либо его осложнением, как это определено в пункте 20 статьи 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В случае выявления у подозреваемого или обвиняемого в установленном порядке заболевания, препятствующего содержанию под стражей действующее правовое регулирование предполагает незамедлительное разрешение вопроса об изменении данной меры пресечения, что направлено на охрану жизни и здоровья этих участников уголовного судопроизводства и обеспечивает защиту их прав и законных интересов. Получение лицом или органом, в производстве которых находится уголовное дело, медицинского заключения, содержащего вывод о наличии у подозреваемого или обвиняемого тяжелого заболевания, препятствующего его содержанию под стражей, влечет за собой обязанность принятия решения об изменении или отмене данной меры

пресечения.

В соответствии с частью 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения. Положения данной нормы распространяются на осужденных, тогда как оспариваемые положения нормативного правового акта распространяют свое действие только на подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, и не могут входить противоречие с указанной нормой.

По делам об оспаривании нормативных правовых актов, суд проверяет нормативный правовой акт на предмет соответствия нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Следовательно, ссылки административного истца на приказ Минздрава России и Минюста России от 9 августа 2001 г.

№ 311/242 «Об освобождении от отбывания наказания осужденных к лишению свободы в связи с тяжелой болезнью», которым утвержден перечень заболеваний, который может быть использован в качестве основания для представления к освобождению от отбывания наказания осужденных к лишению свободы, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

  • В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
  • На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
  • решил:

в удовлетворении административного искового заявления Шаханова А В о признании частично недействующим постановления Правительства Российской Федерации от 14 января 2011 г. № 3 «О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений» отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме председательствующий судья Верховного Суда Н.С. Романенков Российской Федерации судьи Верховного Суда Л.В. Борисова Российской Федерации

ЮГ. Иваненко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector