Закон

Ошибки при проведении оперативно-розыскных мероприятий

Федеральный Закон «Об оперативно-розыскной деятельности», регламентируя условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, в части 1 статьи 8 конкретизировал конституционный принцип равенства всех перед законом и судом (статья 19 Конституции РФ).

В соответствии с этим принципом при наличии законных оснований ОРМ могут проводиться в отношении любых лиц независимо от их гражданства, национальности, имущественного, должностного и социального положения.

Однако необходимо иметь в виду, что этот принцип имеет некоторые исключения, связанные с провозглашенной Конституцией РФ неприкосновенностью Президента РФ, депутатов Федерального Собрания, судей, прокуроров и Уполномоченного по правам человека.

Ошибки при проведении оперативно-розыскных мероприятий

Проведение ОРМ

Специфика осуществления оперативно-розыскной деятельности требует от органов, ее осуществляющих, при проведении оперативно-розыскных мероприятий соблюдения ряда законодательно установленных условий.

Прежде всего, необходимо отметить, что Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон об ОРД), регламентируя условия проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее ОРМ), в части 1 статьи 8 конкретизировал конституционный принцип равенства всех перед законом и судом (статья 19 Конституции РФ).

В соответствии с этим принципом при наличии законных оснований ОРМ могут проводиться в отношении любых лиц независимо от их гражданства, национальности, имущественного, должностного и социального положения.

Однако необходимо иметь в виду, что этот принцип имеет некоторые исключения, связанные с провозглашенной Конституцией РФ неприкосновенностью Президента РФ, депутатов Федерального Собрания, судей, прокуроров и Уполномоченного по правам человека.

Некоторые оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в статье 6 Закона об ОРД, не требуют санкции руководителя органа, осуществляющего ОРД, и проводятся по решению сотрудника оперативного подразделения (опрос граждан; наведение справок; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, кроме жилищ граждан). Также не требует санкции руководителя соответствующего органа, осуществляющего ОРД, проведение исследования предметов и документов при наличии стандартизированных методов исследования (например, определение наркотического средства с помощью экспресс-анализа). Однако проведение данных ОРМ требует соблюдения некоторых других условий.

Так, например, следует помнить, что основным условием проведения опроса, в том числе опроса с использованием полиграфа, является добровольное согласие лица на проведение его опроса.

Образцы для сравнительного исследования собираются на основании утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, мотивированного рапорта сотрудника оперативного подразделения о необходимости проведения данного мероприятия, который приобщается к материалам оперативной проверки (дел оперативного учета). При этом, сотрудникам оперативных подразделений запрещается собирать образцы для сравнительного исследования, если их изъятие создает угрозу здоровью граждан, унижает их честь и достоинство, нарушает жизнедеятельность отдельных лиц, а также затрудняет функционирование учреждений, организаций, предприятий.

  Оперативно-розыскное мероприятие «опрос граждан»

Проверочная закупка также осуществляется в соответствии с рапортом сотрудника оперативного подразделения.

Однако, проверочная закупка предметов, веществ и продукции, свободная продажа которых запрещена либо оборот которых ограничен, проводится только на основе мотивированного постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (часть 5 статьи 8 Закона об ОРД).

Кроме того, при проверочной закупке разрешено без лицензии использовать наркотические средства или психотропные вещества (в соответствии со статьей 36 Закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»). Эти же условия должны соблюдаться при проведении такого ОРМ, как контролируемая поставка.

Для привлечения к исследованию предметов и документов специалистов, обладающих соответствующими познаниями, сотрудник оперативного подразделения мотивированным рапортом докладывает о необходимости исследования предметов и документов руководителю органа, осуществляющего ОРД, на основе которого направляется письменное требование о производстве исследования соответствующими специалистами.

Метод наблюдения, как правило, осуществляется специализированными оперативно-поисковыми подразделениями по поручению (заданию) руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Электронная форма наблюдения, если она предполагает ограничение конституционных прав гражданина на неприкосновенность жилища, проводится только на основании решения суда.

Оперативные подразделения обязаны обеспечить безопасность граждан, привлекаемых к проведению отождествления личности. В ходе оперативной идентификации, как правило, запрещается:

  • оказывать воздействие на лиц, участвующих в ОРМ, и искусственно создавать условия, приводящие к ошибочному отождествлению опознаваемого лица с разыскиваемым преступником;
  • привлекать к отождествлению личности граждан, физические и психические качества которых заведомо ставят под сомнение результаты мероприятия;
  • действовать с нарушением положений оперативно-розыскного закона, иных актов по организации и тактике ОРД,
  • допускать действия, исключающие дальнейшее использование результатов мероприятия в соответствии с законом. Так, например, осуществление отождествления личности может привести в невозможности или утере доказательственного значения такого следственного действия, как предъявление для опознания.

  О противодействии экстремизму

Как отмечалось выше, ряд ОРМ объективно влекут ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина (обследование жилища; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи), поэтому для их проведения необходимо соблюдение особых дополнительных условий. Различают две группы таких условий проведения указанных ОРМ: общеобязательные и характерные для экстренного проведения.

Проведение ОРМ: общеобязательные условия

Общеобязательными условиями для проведения таких ОРМ являются:

  • наличие судебного решения;
  • наличие специальной информации об объектах ОРД, перечисленных в статье 2 Закона об ОРД ;
  • документально оформленное задание оперативного подразделения (в форме мотивированного постановления, утвержденного соответствующим руководителем).

При этом прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях.

Кроме того, следует отметить, что, если целью указанных оперативно-розыскных мероприятий является обеспечение безопасности органов, осуществляющих ОРД, их проведение разрешается без судебного решения при наличии согласия защищаемого лица в письменной форме (часть 8 статьи 8 Закона об ОРД);

Проведение ОРМ: условия для экстренных случаев

Условия, характерные для экстренного проведения рассматриваемых ОРМ, предусматривают:

  • наличие обстоятельств, которые не терпят промедления и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления;
  • наличие данных о событиях и действиях, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;
  • наличие мотивированного постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
  • уведомление суда (судьи) о проведенном мероприятии в течение 24 часов.
  • получение органом, осуществляющим ОРД, судебного решения о проводимом ОРМ в течение 48 часов с момента его начала.

Дополнительными условиями, характерными для экстренного проведения прослушивания телефонных переговоров, согласно части 4 статьи 8 Закона об ОРД является наличие:

  • угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц;
  • заявления или письменного согласия таких лиц на прослушивание телефонных переговоров;
  • возможности прослушивать переговоры, ведущиеся только с телефона заявителя;
  • уведомления суда (судьи) о прослушивании в течение 48 часов.

  Что делать, если пытают в полиции

Часть 4 статьи 6 Закона об ОРД закрепляет порядок, согласно которого ОРМ, связанные контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, с прослушиванием телефонных переговоров, со снятием информации с технических каналов связи проводятся с использованием только оперативно-технических сил и средств органов ФСБ России и МВД России.

Закон запрещает проведение таких ОРМ, как обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров и снятие информации с технических каналов связи по основаниям, предусмотренным пунктами 1-4 и 6 части 2 статьи 7 Закона об ОРД, т.е.

в целях оперативно-проверочной работы.

Говоря об условиях осуществления оперативного внедрения, следует отметить, что в зависимости от вида и сложности данного ОРМ его инициатор готовит на рассмотрение и утверждение руководителя органа, уполномоченного на осуществление оперативно-розыскной деятельности, следующие документы: мотивированный рапорт о необходимости и наличии законных оснований для проведения данного оперативно-розыскного мероприятия, предполагаемом объекте и субъекте внедрения; постановление об оперативном внедрении и др. Однако, в целях соблюдения конспирации перечисленные и другие документы могут не составляться.

Оперативный эксперимент проводится по мотивированному постановлению, утвержденному руководителем органа, уполномоченного на осуществление ОРД и только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших (часть 6 статьи 8 Закона об ОРД).

Отсутствие оснований и несоблюдение установленных законом оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий могут впоследствии стать   для стороны защиты поводом для заявления  ходатайства о признании недопустимыми доказательств, сформированных по результатам этих ОРМ. В следующих публикациях будут рассмотрены вопросы, касающиеся порядка проведения некоторых оперативно розыскных мероприятий, несоблюдение которого может нарушить права и свободы граждан или отрицательно сказать на результатах расследования и судебного разбирательства дела.

Читайте также:  Образец ходатайства о назначении автотехнической экспертизы

Выявление грубейших нарушений при проведении ОРМ по уголовному делу

Начинается уже третий по счету треш-сезон направления дела в суд по ч.4 ст. 180 УК РФ — незаконное использование чужого товарного знака (контрафакт)

По моему мнению, данное уголовное дело Председательствующий снова возвратит прокурору, в противном случае он будет вынужден постановить оправдательный приговор, либо заведомо неправосудный обвинительный приговор, который не сможет устоять в суде высшей инстанции.

 В последнем случае пойти Председательствующему на этот шаг рискованно, какого количества фундаментальных нарушений уголовного и уголовно- процессуального законодательства, фальсификации и злоупотреблений по сравнению с каким-нибудь другим делом найти проблематично. Чаша всего этого безобразия переполнена и выплескивается наружу.

Да и сам я пообещал следователю, что мы еще увидимся по этому же делу. Надо слово держать, ничего не поделаешь

Мне сложно представить, как обвинение будет объяснять тотальную фальсификацию и волюнтаризм со стороны оперативного сопровождения. Пока еще этих нарушений не озвучивал, достаточно было осветить многого, многого другого. А еще много чего удивительного предстоит суду узнать в этом деле, но чуть позже.

Серийное проведение ОРМ «Проверочная закупка» как отдельного нарушения проведения оперативно-розыскных мероприятий, достойна отдельной статьи.

Но даже нарушение,  ст.ст.2, 5 ФЗ «Об ОРД», теряется на фоне других, более циничных подходов обвинения.  Коснусь только маленькой песчинки — контроль телефонных переговоров.

ОРМ. Контроль телефонных переговоров

Первое ОРМ — «Проверочная закупка» было проведено 16 декабря 2019 года. Согласно легенде, оперативный сотрудник, являлся покупателем женской бижутерии, договаривался о покупке, цене, проявлял желание и побуждал продавца, находящегося в разработке к продаже ему (полицейскому) предметов бижутерии.

 Во всех ОРМ все вовлеченные полицейские сами являлись закупщиками интересующих их изделий.

 После того как Председательствующий возвратил уголовное дело прокурору, на основании ч.1 ст.

237 УПК РФ,  тот в свою очередь следователю, следователь в нарушении Пленума решил восполнить неполноту предварительного следствия, дал поручение, найти и допросить полицейских агентов, которые имеют «активную жизненную позицию» согласно протоколов допросов – близнецов в качестве свидетелей, которые были очевидцами деятельности полицейских связанных с незаконным контролем телефонных переговоров разрабатываемого ими лица.

« п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.

2017 N 51 «О практике применения законодательства при рассмотрении уголовных дел в суде первой инстанции (общий порядок судопроизводства)» после возвращения судом уголовного дела прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом восполнение неполноты произведенного дознания или предварительного следствия недопустимо.»

Если на мое заявленное ходатайство об исключении доказательств, полученных  с нарушением закона, после возвращения делу прокурору в порядке ч.1 ст. 237 УК РФ, обвинение скажет – «нет», а председательствующий с ним согласится, тогда мы всем судом входим в совсем другую историю, о незаконном контроле телефонных переговоров и получении информации.

 20 декабря 2019 года, Московский городской суд, в лице Председательствующего вынес постановление в отношении ФИО на разрешение проведения оперативно-розыскных мероприятий – прослушивание телефонных переговоров и снятие информации с технических каналов связи по тел. 8-ХХХ-ХХХ-ХХ-ХХ сроком на 180 суток. 

  •  Мной обнаружено, при проведении ОРМ «проверочная закупка» 16 декабря 2019 года, оперуполномоченные занимались незаконным прослушиванием  телефонных переговоров, когда разрешение судом на контроль телефонных переговоров получен не был.
  • По серийным ОРМ «проверочная закупка», полицейские предупреждали друг друга о недопущении провокации, поскольку менялись ролями, один полицейский в роли закупщика, который договаривался о покупке у продавца – «подозреваемого» изделия, другой фиксировал данное мероприятие, потом наоборот.
  •  Хочет обвинение допросить свидетелей, как минуя разрешение суда, оперативники осуществляли контроль телефонных переговоров, и фиксацию, послушаем версию полицейских.
  • Протоколы допросов полицейских агентов, они же свидетели с «активной жизненной позицией» в деле наглядно показывают, как в их присутствии оперуполномоченные проводили 16 декабря 2019 года данное ОРМ, ссылались на Акт осмотра, перезаписи имеющихся на нем аудиофайлов, прослушивания записи и составления фонограммы опять же 16 декабря 2019 года, по получения соответствующего разрешения.

 Постановление о проведении ОРМ — «проверочная закупка» 16 декабря 2019 г.

 Органом полиции Постановление не составлялось, мало ли что Закон требует.

В силу непонятных причин, полицейский ограничился лишь составлением рапорта, на котором дали разрешение на проведение данного оперативного мероприятия руководители самого полицейского

Нарушено требование ч.8 ст.8 ФЗ «Об ОРД»

К профильному закону прилагается Инструкция. п.10 Инструкции, утвержденной совместным приказом МВД РФ, ФСБ РФ и другими правоохранительными органами от 27.09.2013 «О порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд»

Пункт 10.

«При представлении уполномоченным должностным лицам (органам) результатов ОРД, полученных при проведении проверочной закупки или контролируемой поставки предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативного эксперимента или оперативного внедрения, к ним прилагается постановление руководителя органа, осуществляющего ОРД (начальника или его заместителя), о проведении данного ОРМ».

Кассационное Определение Верховного Суда РФ от 22.09.2008 №69-О 08-37

Кассационной коллегией по уголовным делам ВС РФ оставлен без изменения оправдательный приговор в отношении сотрудника полиции Т. В получении взяток.

В этом судебном акте указано на отсутствие в материалах уголовного дела постановления о проведении оперативного эксперимента, что является нарушением требований части седьмой ст.

8 Закона РФ «Об ОРД», а потому влечет признание недопустимыми всех полученных доказательств в ходе оперативного эксперимента.

И это только два нарушения одного из многочисленной серии незаконных ОРМ по данному делу. И это далеко не сюрпризы.

 P.S. У меня такое чувство что, сотрудники оперативного подразделения в расследовании этого дела выйдут на самих себя. В недалеком будущем им самим потребуются Защитник. Я всё понимаю, но чтобы полицейские оформили доказательства (даже допросили в качестве свидетелей) для своего же изобличения — это перебор. А самое изумительное и неправдоподобное еще впереди.

Материалы оперативно-разыскной деятельности как доказательства — сам себе адвокат

Основной правовой базой оперативно-разыскной деятельности являются  Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» N 144-ФЗ от 12 августа 1995 г., другие подзаконные нормативные акты федеральных органов государственной власти.

В этом законе  сказано, что результаты оперативно-разыскных мероприятий передаются следователю, органу дознания или в суд на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, и в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными правовыми актами.

Так нарушение положений Инструкции о порядке представления результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд, утвержденной совместным Приказом МВД Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Следственного комитета Российской Федерации от 27 сентября 2013 г. N 776/703/509/507/1820/42/535/398/68, в процессе подготовки и представления результатов оперативно-разыскной деятельности органу, осуществляющему предварительное следствие, может повлечь в суде признание доказательств, сформированных на их основе, недопустимыми.

Согласно названной Инструкции представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела результаты оперативно-разыскной деятельности должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, содержать все сведения о порядке проведения оперативного мероприятия, способах документирования преступного деяния, используемых в процессе документирования, средствах объективного контроля, носителях полученной информации и всех иных фактах, имеющих значение при принятии решения о возбуждении уголовного дела.

 Наиболее типичные ошибки  при передачи материалов ОРД следователю

При ознакомлении с материалами уголовного дела обвиняемому и его защитнику следует проверить имеются ли в наличии следующие ошибки:

  1. документы, связанные с проведением ОРМ оформлены не уполномоченным на то должностным лицом;
  2. отсутствуют основания, предусмотренные законом, для проведения ОРМ;
  3. отсутствие решения суда на проведение ОРМ в отношении лица, обладающего особым правовым статусом;
  4. неверное отражение в документах ОРД статуса участвующих в нем лиц;
  5. провокация преступления;
  6. неверное название проводимого оперативно-розыскного мероприятия;
  7. незаконный досмотр лица;
  8. отсутствие постановления о предоставлении результатов оперативно-разыскной деятельности;

9 отсутствие  документов по фиксации результатов ОРД;

10 неправильное оформление изъятых документов, включая технические ошибки и исправления;

  1. несоблюдение требований закона к упаковке различных носителей информации, вещественных доказательств, изъятых в ходе проведенного оперативного мероприятия;
  2. отсутствие в постановлении о представлении результатов ОРД перечня представляемых документов, предметов.

Ошибки органов  осуществляющих ОРД отражается в  их оперативно-служебных документах,, которые они  передают  следователю. После  передачи  этих документов  следователю  они  уже носят открытый характер и защита может использовать допущенные ошибки  с целью признания документов  ОРД недопустимыми доказательствами.

Изучая  представленные материал,ы ОРД защите следует   проверить, соблюдены ли условия для производства  ОРМ, которые можно разделить на три группы:

  1. вынесено ли постановления о проведении ОРМ;
  2. получено ли разрешение  суда на проведение  ОРМ;
  3. составлен ли протокола по результатам проведения ОРМ.

Статья 8 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» содержит Полный  перечень оперативно-разыскных  мероприятий, проведение которых осуществляется на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность содержится в ст. 8 Закона об ОРД… В этот перечень входят следующие ОРМ:

  • , — оперативный эксперимент;
  • — , оперативное внедрение,
  • — проверочная закупка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен,;
  • — контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен.
  • Иные, перечисленные в законе оперативно-разыскные мероприятия не требуют вынесения отдельного постановления для их проведения.

Подлинный экземпляр постановления о производстве одного из вышеперечисленных ОРМ, согласно п. 10 Инструкции, должен передаваться следователю при представлении результатов ОРД.

В случае если в резолютивной части постановления о проведении ОРМ указана конкретная дата или период времени для его проведения, необходимо проверить, осуществлялось ли ОРМ в эту дату или в этот период времени и не вышло ли за его пределы. Если в постановлении была указана дата проведения ОРМ, но фактически оно было проведено в другое время на основании того же постановления, суд должен признать результаты такого ОРМ недопустимым доказательством.

Случаи необходимости санкционирования судом проведения определенных  ОРМ

Статья 8 Закона «Об ОРД предусматривает также случаи необходимости санкционирования судом проведения определенных  ОРМ. При этом законодатель не перечисляет конкретные оперативно-разыскные мероприятия, для проведения которых необходимо разрешение суда, а формулирует два признака, при наличии которых требуется обращение в суд для получения санкции на проведение мероприятия.

К таким признакам закон относит следующее:

  1. возможность или неизбежность ограничения конституционного права человека на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической или почтовой связи;
  2. возможность или неизбежность ограничения конституционного права человека на неприкосновенность жилища.

Это означает, что, любое  ОРМ, начиная от наблюдения и заканчивая оперативным экспериментом, ограничивающее указанные конституционные права  гражданина, может проводиться лишь при наличии соответствующего судебного решения. При этом закон содержит дополнительное условие, что документируемое противоправное деяние должно относиться к числу деяний, по которым производство предварительного следствия обязательно.

В общем порядке получение судебного решения должно предшествовать проведению такого ОРМ.

Однако закон содержит исключение из данного правила, : В случаях, которые не терпят отлагательств и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих указанные конституционные права граждан, с обязательным уведомлением суда в течение 24 часов.

При этом, если в течение 48 часов с момента начала проведения такого мероприятия судебное решение не вынесено, орган, осуществляющий  ОРМ, обязан прекратить его проведение.

При оценке результатов  ОРМ  нужно проверить как соблюдены гарантии неприкосновенности отдельных категорий лиц в соответствии с действующим законодательством (судей, адвокатов, депутатов).

Важнейшей проблемой использования оперативных материалов при расследовании уголовного дела, является провокация преступления, т.е. осуществление подстрекательства, склонения, побуждения в прямой или косвенной форме к совершению каких-либо противоправных действий, что прямо запрещено соответствующим законом о порядке осуществления оперативно-разыскной деятельности.

Приняв на себя обязанность соблюдать требования Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Россия помимо соблюдения предусмотренных в ней гарантий прав и свобод приняла на себя обязательство исполнять требования Европейского суда по правам человека, который в своих постановлениях определил критерии законности ОРМ, в частности, оперативного эксперимента как этапа преступной деятельности. Соответственно, суду необходимо установить основной момент — не спровоцировали ли оперативные службы совершение преступления, не они ли являлись инициаторами его совершения.

Согласно позиции ЕСПЧ проведенное ОРМ может считаться правомерным при условии, что заявление о провокации было тщательно проверено судом, с соблюдением ряда требований к процедуре такой проверки, и по результатам такой проверки было опровергнуто.

При этом ЕСПЧ сформулировал требования, которым должна отвечать судебная проверка для установления, имела ли место в конкретном случае провокация преступления или нет, а именно: бремя доказывания возлагается на органы, осуществляющие расследование; Процедура проверки должна осуществляться на основе равенства сторон; сам факт признания вины не должен освободить суд об обязанности исследовать вопрос о наличии (отсутствии) провокации и др.

Типичные ошибки при проведении оперативно-розыснкных мероприятий

Иркутский институт повышения квалификации прокурорских работников Генеральной прокуратуры 
РФ провел специальное изучение уголовных 
дел о взяточничестве (ст. 290 и 291 УК РФ). Так, были выявлены типичные ошибки и нарушения закона, которые допускаются 
правоприменителями различных регионов при проведении оперативно-розыскных мероприятий по данной категории дел.

В рамках выездных занятий 
в 12 субъектах Федерации были проанализированы материалы 53 уголовных дел. Особое внимание обращено на то, каким образом были легализованы, т. е. использованы для 
возбуждения уголовных дел и 
в доказывании по ним результаты оперативно-розыскной деятельности (далее — ОРД).

Из 53 уголовных дел 44 были возбуждены по фактам вымогательства взятки с проведением широко распространенной операции «изобличение вымогательства взятки»1 на основе такого вида оперативно-розыскных мероприятий (далее — ОРМ), как оперативный эксперимент (п. 14 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 12.08.

95 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»(далее — Закон об ОРД).

В ходе изучения указанных 
дел был выявлен ряд типичных ошибок, допускаемых работниками 
правоохранительных органов. На этом вопросе 
следует остановиться подробнее.

? Ошибка 1: ненадлежащее лицо. Постановление о проведении оперативного эксперимента часто утверждается ненадлежащим лицом. Согласно ч. 7 ст. 8 Закона об ОРДданный вид ОРМ проводится только на основании решения руководителя органа, осуществляющего ОРД.

На практике указанное постановление зачастую утверждается заместителем начальника, начальником подразделения (например, заместителем начальника районного отделения внутренних дел — начальником милиции общественной безопасности, заместителем начальника управления федеральной службы безопасности, начальником службы безопасности, отдела по борьбе с экономическими преступлениями, оперативно-розыскной части и т. п.).

Другие разновидности 
этой ошибки:

— документы, составляемые в 
ходе и по результатам оперативно-розыскных 
мероприятий (акты, справки и т. п.) подписывают лица, не уполномоченные на их проведение: постовые милиционеры, участковые, сотрудники ОМОНа, подразделения охраны и т. п. В ст.

 13 Закона об ОРД установлен закрытый перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Приказами руководителей уполномоченных органов определен перечень подразделений, правомочных осуществлять ОРД (ч. 3 ст. 13).

Так, актами МВД РФ участковые милиционеры не отнесены к соответствующим оперативным подразделениям;

Тактика проведения оперативно-розыскного мероприятия – наблюдение — Олег Хапов на vc.ru

{«id»:130701,»gtm»:null}

Осуществление мероприятий, направленных на формирование полной доказательной базы при осуществлении оперативно-розыскной деятельности в настоящее время требует научно-практического вмешательства.

С развитием информационных технологий шаг прогресса заметно дает результаты, в основном в криминальной среде.

Отражением данной проблемы являются статистические данные территориальных органов на региональном уровне по совершенным преступлениям за отчетный период.

Современному преступнику сложно обойтись без использования достижений науки и техники, поскольку принцип совершения преступлений, методы и порядок меняются на корню.

Ключевые слова: наблюдение, тактика проведения ОРМ, негласная деятельность, сбор информации, оперативная техника, принципы ведения диалогов с контингентом.

Наблюдение – это вид оперативно-розыскного мероприятия (далее ОРМ), предусмотренное п.6 ст.6 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» №144 от 12 августа 1995 года.

Основная суть проведения данного вида оперативно-розыскного мероприятия заключается в получении определенной информации, также установление дополнительных сведений путем негласного слежения за объектом наблюдения.

Оперативный сотрудник должен обладать такими личностными качествами, как альтруистичность, добросовестность, дисциплинированность, целеустремленность, исполнительность и стрессоустойчивость.

Также необходимо, чтобы субъект обладал уровнем интеллекта выше среднего, поскольку проведение оперативно-розыскного мероприятия требует неординарных решений, не предусмотренных здравым смыслом и планом действий.

Для более полного понимания качеств, ниже приводятся краткие пояснения:

— дисциплинированность является важнейшим качеством сотрудника ОВД, так как дисциплина в первую очередь это порядок поведения людей в строгом соответствии с правилами, сложившимися в обществе, а также к требованиям и нормативам ОВД;

— альтруистичность это готовность ставить чужие интересы на выше собственных, в данном случае имеются ввиду интересы осуществления оперативно-розыскной деятельности;

— добросовестность это честная самостоятельная оценка собственных действий с точки зрения морали;

— целеустремленность выражает активную позицию довести начатое дело до конца;

— исполнительность является основным качеством, поскольку сотрудник обязан строго следовать требованиям нормативно-правовых актов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;

— стрессоустойчивость также является составляющей в личности сотрудника, поскольку это совокупность свойств личности, обуславливающие твердое и стабильное психическое состояние в особые критические моменты.

Объектом наблюдения в основном выступает человек, также транспортное средство, которое он использует в процессе своего перемещения. Для успешного выполнения поставленных задач необходимо применение специальной техники из ряда состоящих на вооружении в органах внутренних дел.

Выбор необходимой спецтехники зависит от конкретного рода задач. Ключевую роль в наблюдении имеет планирование и создание подробной план-карты.

Предусмотренное планом мероприятие сопряжено с вторжением в частную жизнь гражданина лишь при проникновении в жилище, поэтому данное оперативно-розыскное мероприятие не требует судебного санкционирования.

Немаловажным аспектом при проведении данного оперативно-розыскного мероприятия является способ передачи данных между субъектами оперативно-розыскного мероприятия. Все сообщения при оперативном радиообмене должны передаваться в произвольной, краткой и понятной форме.

Проверку связи и готовности рекомендуется проводить два раза. На стадии подготовительной, и рабочей.

Проверку нужно начинать с оценки качества связи по пятибалльной шкале: 1-связь невозможна; 2-сильные помехи, доходят только отдельные фразы; 3-разборчивая связь на фоне сильных помех; 4-разборчивая связь на фоне слабых помех; 5-разборчивая связь, отсутствие помех.

Связь должна начинаться с «условного позывного абонента», и завершаться фразой «конец связи». После трансляции или передачи, каких либо сообщений, необходимо незамедлительно запрашивать подтверждение фразой «кто принял?» или «как принял?».

Строгое соблюдение правил радиообмена играет важную роль. Как правило, при решении оперативных задач, применяется квитанционный способ доведения информации.

Данный способ заключается в передаче получателем отметки о получении, так называемой «квитанции».

Важно, чтобы перед началом предполагаемой операции были проверены радиостанции, также все технические средства на их рабочее состояние, вплоть до используемых при ОРМ транспортных средств.

Ниже приводится рекомендуемый сеанс радиосвязи между тремя корреспондентами с позывными «центр», «107» и «волна» с применением рабочей карты. Ситуация: наружное наблюдение объекта «Машкин И.А.» с использованием транспортного средства. Участвующие абоненты:

«центр» оперуполномоченный сотрудник, занимает позицию позади условного объекта, координатор мероприятия;

«волна» оперуполномоченный сотрудник, занимает позицию впереди условного объекта;

«107» оперуполномоченный сотрудник, занимает позицию параллельно траектории движения условного объекта, играет роль запасного для экстренной подмены «центра» или «волны».

Задача: взять под наблюдение условного объекта на прилагаемой местности (Рис.1).

центр: Внимание, как проходит связь?

107: 107-центру, связь проходит на отлично, конец связи.

волна: волна-центру, связь проходит на отлично, конец связи.

центр: 107, волна, я вас принял. Начинаем операцию, объект движется на автомашине согласно плану, ВАЗ 2114 белого цвета, номера Р389РР123. Въехал со стороны поселка Нефтянников, двигается по Шарлыкскому шоссе в сторону администрации северного округа. Как приняли?

волна: я волна, вас принял.

центр: волна, направляйся на пересечение улиц конституции СССР и Театральной, по команде выезжаешь вперед. Как принял волна?

волна: я волна, вас принял.

При проведении наблюдения в обязательном порядке необходимо иметь подробные карты с отражением всех адресов и объектов. Ознакомление с картой происходит на подготовительной стадии, т.е.

на стадии планирования проведения оперативно-розыскного мероприятия.

При необходимости нужно нанести на карту специальными маркерами (цвет выделительного маркера подбирается исходя из расцветки самой карты) возможные места направления условного объекта, также маршрут передвижения, или места вероятного пребывания.

При проведении оперативно-розыскного мероприятия на сельских местностях с преобладанием возвышенностей, впадин и прочих природных рельефов, рекомендуется использовать топографические карты (Рис.2).

При правильном ориентировании на топографических картах, возникает возможность значительно сэкономить служебное время, которое можно направить на решение других задач и подготовку к проведению оперативно-розыскного мероприятия.

Необходимость в топографических картах возникает вследствие проведения оперативно-розыскного мероприятия на высокорельефных местностях, имеющих суммарную разницу в высоте относительно точки ведения наблюдения с расстояния до условного объекта наблюдения выше 2 метров, и при дистанции в 1,5-2 км, доставляет сложности. Таким образом, дистанционное наблюдение будет приносить сложности в собирании доказательной базы.

В исключительных случаях, при проведении наблюдения в труднодоступных местах, рекомендуется использовать комплексы с беспилотными летательными аппаратами. На вооружении органов внутренних дел состоит комплекс БПЛА ZALA 421-06.

Комплекс состоит из БПЛА, бортового комплекса управления, полезной нагрузки, канала связи и наземной станции управления. Вес самого БПЛА составляет 4.8кг., из которых до 1 кг. может составлять полезный вес. Размах крыла равен 1.6м. Дальность полета достигает до 210км, а скорость до 120км/ч.

Образец топографической карты в полном масштабе (Рис.3).

Топографическая карта загружена с интернет ресурса по адресу www.maps.vlasenko.net Рис.3

В зависимости от назначения карты делятся на виды. Наиболее полезные и удобные в использовании карты являются карты масштабов 1:25000 (в 1см 250м) – 1:100000 (в1см 100м).

Данные карты являются картами с грифом секретности и ограниченного доступа, поскольку на них детально изображены все объекты и географическими данными и характеристиками местности. При действиях в исключительных условиях могут выдаваться карты масштабом 1:10000.

Они предназначаются для изучения населенных пунктов и подходов к ним, также для ориентирования внутри населенных пунктов. Копирование карт с масштабами от 1:25000 до 1:100000 запрещено законом, поскольку содержат государственную тайну, и информацию ДСП.

При непосредственном проведении оперативно-розыскного мероприятия «наблюдение» допускается одновременное решение нескольких задач.

Данное мероприятие проводится для выявления преступной деятельности определенных лиц или установления определенных фактов совершения тяжких или особо-тяжких преступлениях, розыск преступников, фиксация (документирование) отдельных эпизодов преступной деятельности, проверка надежности агентуры и тому подобное.

Положительной чертой данного оперативно-розыскного мероприятия является то, что в процессе наблюдения становятся известными определенные факты.

В основном это негласная противозаконная деятельность объекта наблюдения, о которой ранее не было известно, установление психологического портрета, включающие в себя характер и эмоционально-волевые качества наблюдаемого лица. Вероятно, также установить полный круг общения лица, включающие в себя личные связи, служебные и криминальные.

Помимо этого, лицо может выдать используемые им тайники, состав преступной группы при ее наличии, количественный и качественный состав, лидеры и другие участники группы, место сбора (собрания), источники финансирования, психологическая характеристика группы, распределение обязанностей в определенных действиях, возможные подходы к группе через лиц, имеющих с ними контакты на постоянной основе, также информация о связях группы (или ее отдельных участников) с сотрудниками правоохранительных органов.

Важно, чтобы в процессе наблюдения производилась полная фиксация всех действий объекта наблюдения в порядке хронологии. Это обусловлено тем, что для дальнейшего сравнения результатов оперативно-розыскного мероприятия необходимо иметь исходные данные о лице, его действиях и связях.

Рекомендательный характер носит и фото, видео или аудио фиксация хода наблюдения. В дальнейшем оно может использоваться в качестве доказательной базы. Каждое движение (действие или бездействие) объекта наблюдения имеет определенный смысл и предпосылки.

Оперативно-розыскная аналитика как способ установления дополнительной информации

Всесторонний анализ всех действий и (или) бездействий, совершаемых объектом наблюдения, практически во всех случаях дает свои результаты. Логическая цепь, выведенная на основе данных, полученная путем анализа действий объекта наблюдения, может привести к новым сведениям, или выдать новые версии совершения преступления, также способы и детерминанты. Приведем условный пример:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector