Образование (учреждение) юридических лиц
Процесс образования юридического лица включает действия лиц, инициирующих его создание, и уполномоченных государственных органов, придающих этой инициативе юридическую силу. В зависимости от степени участия первой или второй группы субъектов в процессе создания юридического лица выделяются несколько способов образования юридических лиц.
При явочном порядке для того, чтобы организация считалась созданной, необходимо лишь волеизъявление учредителей. Вмешательства государственных или иных органов в данном случае не требуется. Такой порядок используется за рубежом при создании юридических лиц отдельных видов.
Распорядительный порядок предполагает, что для создания юридического лица достаточно распорядительного акта учредителя, государственной регистрации юридического лица не требуется. Этот порядок преобладал в период господства в СССР плановой экономики, когда юридические лица создавались по распоряжениям уполномоченных государственных органов.
Используемый в настоящее время в Российской Федерации явочно-нормативный (или нормативно-явочный, заявительный, регистрационный) порядок заключается в том, что для образования юридического лица учредители подписывают и представляют в регистрирующий орган пакет документов, предусмотренный законом.
Этот орган производит государственную регистрацию юридического лица при отсутствии оснований для отказа в такой регистрации. Согласия какого-либо государственного органа, в том числе регистрирующего, на создание юридического лица не требуется. Перечень оснований для отказа в регистрации строго ограничен п. 1 ст.
23 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: (1) непредставление в регистрирующий орган всех предусмотренных этим Законом документов или (2) представление их в ненадлежащий орган.
Иные основания отказа в государственной регистрации юридического лица предусмотрены законами, определяющими правовое положение отдельных видов юридических лиц.
Юридическое лицо в Российской Федерации считается созданным с момента его государственной регистрации — внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 2 ст. 51 ГК).
В порядке исключения из общего явочно-нормативного порядка при создании некоторых видов организаций законом может быть установлена необходимость соблюдения разрешительного порядка.
Для образования юридического лица в таких случаях учредителям необходимо до государственной регистрации юридического лица получить согласие (решение, разрешение) от органа, уполномоченного на это соответствующим нормативным актом.
Разрешительный порядок устанавливается в целях защиты публичных интересов. К примеру, для банков такой порядок установлен, прежде всего, для защиты прав широкого круга лиц, которые будут доверять этим организациям свои денежные средства.
При создании коммерческих организаций, которые могут занять доминирующее положение на рынке определенного товара (Услуги), необходимость согласия антимонопольного органа установлена в целях поддержания и защиты конкуренции на этом рынке.
По общему правилу государственная регистрация юридических лиц в настоящий момент осуществляется органами Федеральной налоговой службы России.
Они принимают решения о государственной регистрации, ведут Единый государственный реестр юридических лиц, вносят в него записи о создании, прекращении юридических лиц, предоставляют в установленном законом порядке информацию о сведениях, включенных в Реестр, осуществляют иные связанные с этим полномочия.
Однако в ряде случаев государственная регистрация осуществляется по решению иных уполномоченных на это органов. Например, на основании ст.
15 Закона о банках решение о государственной регистрации банков и иных кредитных организаций принимает ЦБ РФ, который в целях осуществления контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций.
Государственная регистрация общественных объединений осуществляется по решению Министерства юстиции Российской Федерации или его территориальных органов.
Отказ в государственной регистрации юридического лица может быть обжалован в судебном порядке.
Правовой основой деятельности юридического лица являются его учредительные документы. В них учредители на основе норм действующего законодательства определяют правовое положение юридического лица, закрепляют особенности реализации им своей правоспособности в гражданском обороте, особенности имущественных и иных отношений внутри самого юридического лица.
Для большинства видов юридических лиц учредительным документом является устав. К учредительным документам обществ с ограниченной ответственностью, союзов и ассоциаций, помимо устава, относится также учредительный Договор.
В то же время договор, заключаемый при создании акционерного общества, его учредительным документом не является.
Какой именно документ служит учредительным для того или иного вида юридических лиц, определяется нормами ГК и принятых в соответствии с ним законов.
Учредительный договор заключается лицами, участвующими в создании юридического лица, и действует с момента его подписания. Он содержит соглашение о создании юридического лица, определяет порядок совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица, условия передачи ему своего имущества и условия своего участия в деятельности юридического лица (п.
2 ст. 52 ГК). Законами может быть установлена необходимость включения в учредительный договор и иных сведений, обязательных для той или иной организационно-правовой формы юридических лиц. Кроме того, учредительный договор может содержать другие, не предписываемые, но и не противоречащие закону условия, о которых учредители юридического лица достигли соглашения.
Устав юридического лица утверждается общим собранием учредителей. Он определяет правовое положение юридического лица в процессе его деятельности, регулирует имущественные отношения между участниками юридического лица, а также между ними и самим юридическим лицом. Устав вступает в силу с момента государственной регистрации юридического лица.
- Для ряда некоммерческих организаций Закон допускает возможность осуществления ими своей деятельности на основании общего или типового положения об организациях данного вида.
- Требования к содержанию учредительных документов юридических лиц различных организационно-правовых форм либо осуществляющих определенные виды деятельности установлены законодательством, регулирующим правовое положение соответствующих юридических лиц.
- Изменения в учредительных документах (в том числе изменения сведений о размере уставного капитала, о порядке формирования исполнительных органов юридического лица, о порядке распределения прибыли и иных сведений) должны быть зарегистрированы в порядке, установленном Законом о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Изменения приобретают юридическую силу для третьих лиц лишь с момента такой регистрации либо, если это предусмотрено законом, с момента уведомления об этих изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.
Это означает, что юридическое лицо и его учредители в отношениях с третьими лицами не могут ссылаться на изменения в учредительных документах до тех пор, пока эти изменения не вступят в силу.
Однако, если третьи лица действовали с учетом таких изменений, юридическое лицо и учредители не могут ссылаться на то, что они не зарегистрированы.
Процесс образования юридического лица включает действия лиц, инициирующих его создание, и уполномоченных государственных органов, придающих этой инициативе юридическую силу. В зависимости от степени участия первой или второй группы субъектов в процессе создания юридического лица выделяются несколько способов образования юридических лиц.
…
При явочном порядке для того, чтобы организация считалась созданной, необходимо лишь волеизъявление учредителей. Вмешательства государственных или иных органов в данном случае не требуется. Такой порядок используется за рубежом при создании юридических лиц отдельных видов.
Распорядительный порядок предполагает, что для создания юридического лица достаточно распорядительного акта учредителя, государственной регистрации юридического лица не требуется. Этот порядок преобладал в период господства в СССР плановой экономики, когда юридические лица создавались по распоряжениям уполномоченных государственных органов.
Используемый в настоящее время в Российской Федерации явочно-нормативный (или нормативно-явочный, заявительный, регистрационный) порядок заключается в том, что для образования юридического лица учредители подписывают и представляют в регистрирующий орган пакет документов, предусмотренный законом.
Этот орган производит государственную регистрацию юридического лица при отсутствии оснований для отказа в такой регистрации. Согласия какого-либо государственного органа, в том числе регистрирующего, на создание юридического лица не требуется. Перечень оснований для отказа в регистрации строго ограничен п. 1 ст.
23 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: (1) непредставление в регистрирующий орган всех предусмотренных этим Законом документов или (2) представление их в ненадлежащий орган.
Иные основания отказа в государственной регистрации юридического лица предусмотрены законами, определяющими правовое положение отдельных видов юридических лиц.
Юридическое лицо в Российской Федерации считается созданным с момента его государственной регистрации — внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 2 ст. 51 ГК).
В порядке исключения из общего явочно-нормативного порядка при создании некоторых видов организаций законом может быть установлена необходимость соблюдения разрешительного порядка.
Для образования юридического лица в таких случаях учредителям необходимо до государственной регистрации юридического лица получить согласие (решение, разрешение) от органа, уполномоченного на это соответствующим нормативным актом.
Разрешительный порядок устанавливается в целях защиты публичных интересов. К примеру, для банков такой порядок установлен, прежде всего, для защиты прав широкого круга лиц, которые будут доверять этим организациям свои денежные средства.
При создании коммерческих организаций, которые могут занять доминирующее положение на рынке определенного товара (услуги), необходимость согласия антимонопольного органа установлена в целях поддержания и защиты конкуренции на этом рынке.
По общему правилу государственная регистрация юридических лиц в настоящий момент осуществляется органами Федеральной налоговой службы России.
Они принимают решения о государственной регистрации, ведут Единый государственный реестр юридических лиц, вносят в него записи о создании, прекращении юридических лиц, предоставляют в установленном законом порядке информацию о сведениях, включенных в Реестр, осуществляют иные связанные с этим полномочия.
Однако в ряде случаев государственная регистрация осуществляется по решению иных уполномоченных на это органов. Например, на основании ст.
15 Закона о банках решение о государственной регистрации банков и иных кредитных организаций принимает ЦБ РФ, который в целях осуществления контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций.
Государственная регистрация общественных объединений осуществляется по решению Министерства юстиции Российской Федерации или его территориальных органов.
Отказ в государственной регистрации юридического лица может быть обжалован в судебном порядке.
Правовой основой деятельности юридического лица являются его учредительные документы. В них учредители на основе норм действующего законодательства определяют правовое положение юридического лица, закрепляют особенности реализации им своей правоспособности в гражданском обороте, особенности имущественных и иных отношений внутри самого юридического лица.
Для большинства видов юридических лиц учредительным документом является устав. К учредительным документам обществ с ограниченной ответственностью, союзов и ассоциаций, помимо устава, относится также учредительный договор.
В то же время договор, заключаемый при создании акционерного общества, его учредительным документом не является.
Какой именно документ служит учредительным для того или иного вида юридических лиц, определяется нормами ГК и принятых в соответствии с ним законов.
Учредительный договор заключается лицами, участвующими в создании юридического лица, и действует с момента его подписания. Он содержит соглашение о создании юридического лица, определяет порядок совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица, условия передачи ему своего имущества и условия своего участия в деятельности юридического лица (п.
2 ст. 52 ГК). Законами может быть установлена необходимость включения в учредительный договор и иных сведений, обязательных для той или иной организационно-правовой формы юридических лиц. Кроме того, учредительный договор может содержать другие, не предписываемые, но и не противоречащие закону условия, о которых учредители юридического лица достигли соглашения.
Устав юридического лица утверждается общим собранием учредителей. Он определяет правовое положение юридического лица в процессе его деятельности, регулирует имущественные отношения между участниками юридического лица, а также между ними и самим юридическим лицом. Устав вступает в силу с момента государственной регистрации юридического лица.
- Для ряда некоммерческих организаций закон допускает возможность осуществления ими своей деятельности на основании общего или типового положения об организациях данного вида.
- Требования к содержанию учредительных документов юридических лиц различных организационно-правовых форм либо осуществляющих определенные виды деятельности установлены законодательством, регулирующим правовое положение соответствующих юридических лиц.
- Изменения в учредительных документах (в том числе изменения сведений о размере уставного капитала, о порядке формирования исполнительных органов юридического лица, о порядке распределения прибыли и иных сведений) должны быть зарегистрированы в порядке, установленном Законом о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Изменения приобретают юридическую силу для третьих лиц лишь с момента такой регистрации либо, если это предусмотрено законом, с момента уведомления об этих изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.
Это означает, что юридическое лицо и его учредители в отношениях с третьими лицами не могут ссылаться на изменения в учредительных документах до тех пор, пока эти изменения не вступят в силу.
Однако, если третьи лица действовали с учетом таких изменений, юридическое лицо и учредители не могут ссылаться на то, что они не зарегистрированы.
Как оформить юридическое лицо в 2021 году?
В настоящей статье мы представляем общий порядок оформления документов для регистрации юридического лица, способы создания юрлица. Однако при регистрации отдельных организационно-правовых форм юридических лиц законодательством предусмотрены особенности процедуры регистрации юридического лица в данной форме.
Пошаговая инструкция “Как оформить юридическое лицо?”
Итак, что нужно для регистрации юридического лица в налоговой или Минюсте? Процесс создания и регистрации юридического лица можно описать пошагово следующим образом:
Шаг 1. Определяем структуру юридического лица, состав учредителей (если применимо для данной формы юрлица) и лицо, действующее без доверенности от имени юрлица (наименование должности, срок полномочий и т.д.)
Процедура открытия юридического лица должна включать в себя выбор организационно-правовой формы регистрации бизнеса, определение системы налогообложения, видов экономической деятельности, состава учредителей, структуры органов управления, размера уставного капитала, решение вопросов аренды/покупки помещения и принятие решения по другим важным вопросам. Решение данных вопросов в процессе создания предприятия помогут снизить финансово-управленческие риски в будущем (расходы на внесение изменений в устав, ЕГРЮЛ, на неоптимизированное налогообложения в связи с неверно выбранной системой налогообложения и т.д.).
Иногда для того чтобы оптимизировать бизнес-процессы, требуется создание группы компаний разных правовых форм и/или с разными системами налогообложения.
Поэтому до начала регистрации и разработки документов нужно четко понимать основные бизнес-процессы в будущей компании, оценить риски в данной сфере бизнеса, предусмотреть механизм защиты от обозначенных рисков, на основании данной информации “нарисовать” структуру бизнеса, предусмотреть нюансы в учредительных документах и т.д. Конечно, оценить риски и придумать механизм их минимизации может и сам предприниматель, пользуясь знаниями, полученными в университете, в бизнес-школах, собственным опытом, специальной литературой, однако Юрист, обладающий опытом в соответствующей сфере и специализацией, сможет провести оценку быстрее и выявить риски, пользуясь собственным практическим опытом.
О вариантах оперативного управления юридическим лицом читайте в статье “Директор в компании: формы управления фирмой, плюсы и минусы, порядок оформления”.
При выборе директора организации необходимо также проверить кандидатуру назначаемого руководителя в реестре дисквалифицированных лиц, так как если Гражданин включен в данный реестр, регистрирующий орган может отказать в регистрации компании.
При выборе учредителя также проверьте наличие ограничений на участие в юридических лицах данного учредителя.
Указанные проверки можно осуществить онлайн с помощью сервиса “Прозрачный бизнес” на сайте ФНС.
Шаг 2. Определяем место нахождения юридического лица
На практике место нахождения организации, указанное в государственном реестре, часто называется “юридическим адресом” организации и в первое время существования компании зачастую не соответствует фактическому месту нахождения офиса, магазина.
Так как регистрирующие органы при регистрации компании менее щепетильны при проверке юр.адреса, то компании часто использует не совсем “качественный” адрес, что в дальнейшем может привести к значительным рискам и убыткам.
Мы советуем уже при создании компании подойти серьезно к выбору места нахождения компании.
Подробнее о выборе юридического адреса компании читайте в статье: “Юридический адрес: как выбрать, риски недостоверности юридического адреса”.
После выбора адреса необходимо получить от собственника помещения документы, подтверждающие использование юридического адреса: гарантийное письмо о предоставлении адреса для регистрации юридического лица, копию документа о праве собственности, договор аренды (если помещение арендуется). Эти документы для регистрации необязательны, но могут пригодиться в будущем для законного функционирования организации.
Шаг 3. Разрабатываем учредительные документы будущего юридического лица и принимаем решение о его регистрации
Законодательством РФ предусмотрены следующие виды учредительных документов юридического лица:
- устав (обязателен для всех юридических лиц, за исключением хозяйственных товариществ и государственных корпораций)
- учредительный договор (для хозяйственных товариществ, также обязателен ассоциаций, союзов и его вправе иметь АНО)
Для регистрации юридического лица необходимо принять решение о его создании. В случае учреждения юридического лица одним лицом решение о его учреждении принимается учредителем единолично (оформляется решение единственного учредителя).
В случае регистрации ЮЛ двумя и более учредителями указанное решение принимается всеми учредителями единогласно (2 и более учредителя оформляют решение об учреждении компании протоколом).
Содержание решения об учреждении юридического лица зависит от организационно-правовой формы юрлица.
Шаг 4. Готовим заявление по форме Р11001 о регистрации юридического лица, заверяем подпись заявителя (заявителей) на заявлении нотариально (при необходимости)
Форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@.
Для регистрации большинства юрлиц нужно заполнить: титульный лист, листы со сведениями об учредителях, о директоре (иных лицах, осуществляющих его функции), о кодах ОКВЭД и со сведениями о заявителе. Остальные листы (К, Л и М) нужно заполнять только в отдельных случаях.
Например, лист К заполните, если вы регистрируете АО. Учитывайте общие и специальные требования к заполнению заявления. Если этого не сделать, то в госрегистрации юрлица может быть отказано.
Как заполнить заявление по форме Р11001?
Титульный лист заявления по форме Р11001 На титульном листе обязательно заполните первые три раздела. АО заполняют также 4-й раздел. При заполнении титульного листа укажите:
- разд. 1 (Наименование на русском языке). Укажите полное наименование юрлица, т.е. полностью напишите организационно-правовую форму (или вид юрлица), а также произвольную часть наименования. Сокращенное наименование укажите, если оно предусмотрено в учредительном документе
- разд. 2 (Адрес (место нахождения)). Адрес директора (иных лиц, выполняющих его функции), по которому будет поддерживаться связь с юрлицом (юридический адрес, о котором говорилось выше). Обязательно укажите индекс и код субъекта РФ. Остальные графы (например, о районе, населенном пункте) заполните, если в адресе есть соответствующие элементы. Юрлица, адрес которых находится в г. Москве и г. Санкт-Петербурге, не указывают: район, город, населенный пункт. Указывайте “юридический” адрес в точном соответствии с документами, подтверждающими предоставление адреса.
- разд. 3 (Сведения о размере капитала (фонда)). Нужно выбрать из предложенных вариантов вид капитала/фонда (зависит от организационно-правовой формы юр лица) и вписать его размер.
- разд. 4 (заполняется при регистрации АО). Необходимо указать цифру 2 (регистратор), сведения о нем укажите в листе К.
Сведения об учредителях Для сведений об учредителях в форме предусмотрены листы А, Б, В, Г и Д. В соответствии с Законом о госрегистрации юридических лиц данные сведения заполняют следующие юрлица:
- хозяйственные товарищества и общества (акционерные общества, ООО и т.д.)
- учреждения
- унитарные предприятия
- производственные кооперативы
- жилищные накопительные кооперативы
Государственная регистрация юридического лица: как проходит процедура
Согласно законодательству России, юридическое лицо – это организация, созданная с определенной целью, имеющая в собственности обособленное имущество. Юрлицо может осуществлять имущественные и неимущественные права, а также вправе быть истцом или ответчиком в суде.
К основным признакам юридического объекта можно отнести наличие обособленного имущества и самостоятельное участие в гражданско-правовых отношениях. В соответствии с Гражданским кодексом РФ юридические образования делятся по:
- цели деятельности, например, получение прибыли;
- организационно-правовой форме;
- характеру отношений между юрлицом и его учредителями.
Юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие организации. Первые являются участниками рынка и осуществляют свою деятельность ради прибыли. Деятельность некоммерческих организаций не имеет отношения к получению прибыли. Классификация как коммерческих, так и некоммерческих юрлиц выглядит следующим образом:
- хозяйственные товарищества и общества;
- производственные кооперативы;
- государственные и муниципальные унитарные предприятия;
- некоммерческие организации.
- В свою очередь, основные виды юридических лиц могут делиться на подвиды. Так, существуют следующие хозяйственные товарищества и общества:
- общества с ограниченной ответственностью (ООО);
- общества с дополнительной ответственностью;
- акционерные общества;
- дочерние и зависимые общества;
- полные товарищества;
- товарищества на вере.
С апреля 2018 года учредительные документы инспекции выдают в электронном виде. Однако по запросу пользователей в ведомствах выдают и бумажные документы. Если вы решили создать ООО (общество с ограниченной ответственностью), вам нужно будет подготовить следующие документы для государственной регистрации:
- заявление на регистрацию;
- решение о создании юридического лица;
- устав общества;
- квитанция об уплате государственной пошлины.
- Создать ООО можно совместно с другими физическими лицами. В этом случае потребуется более серьезная подготовка и следующие документы:
- прошение о регистрации;
- протокол собрания учредителей;
- договор об учреждении коммерческой организации;
- устав компании;
- квитанция об оплате государственной пошлины.
Помимо этого, нужно подготовить документы, которые смогут подтвердить юридический адрес. Если среди учредителей ООО есть иностранцы, нужно будет перевести на русский язык документы, удостоверяющие их личности. Подать обращение на регистрацию юридического объекта вправе как учредитель, так и представитель при наличии нотариальной доверенности.
Порядок государственной регистрации юридического лица
Согласно Гражданскому кодексу РФ, юрлицо начинает существовать на законных основаниях с момента госрегистрации. Получить заветный документ о регистрации реально, пройдя следующие шаги:
- Сбор необходимых документов для регистрации. Перечень нужных бумаг установлен Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
- Выбор налогового органа. Согласно российскому законодательству, обращаться нужно в инспекцию ФНС (Федеральную налоговую службу), расположенную в том же районе, что и юрлицо. Адресом регистрации обычно считают место пребывания руководителя. Это может быть как офис учредителя, так и домашний адрес руководителя компании;
- Передача документов в налоговую инспекцию. Делать это позволяют как лично, так и с помощью почты, но при объявлении ценности и с описью вложения.
- Получение документов о госрегистрации. Если сотрудники налоговой не найдут нарушений и проблем в заявлении и других документах, то зарегистрируют юрлицо и выдадут необходимую документацию в срок до пяти рабочих дней (обычно это занимает два-три дня).
- Количество действий и сложность их исполнения зависит от разновидности юрлица, которое вы хотите зарегистрировать. Например, для регистрации ООО необходимо проделать следующие шаги:
- Придумать фирменное название ООО, не противоречащее законодательству. Есть правила, согласно которым аббревиатуры и названия на иностранных языках могут идти лишь в качестве дополнения;
- Определить юридический адрес. Чтобы снизить риски получения отказа, используйте сервис проверки адресов массовой регистрации юрлиц;
- Выбрать коды ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности), которые описывают деятельность будущей компании. Используйте подборки кодов ОКВЭД по направлениям бизнеса, чтобы ничего не упустить;
- Определить сумму уставного капитала. Его минимальный размер – 10000 рублей. Внести уставной капитал возможно в течение четырех месяцев со дня регистрации, но лучше с этим не затягивать;
- Оформить протокол собрания об учреждении ООО или же решения учредителей. Найдите образец в интернете, чтобы не допустить ошибок в процессе заполнения бумаг;
- Разработать регламент ООО. Можно воспользоваться типовым уставом или разработать свой документ, который учтет специфику и правила конкретной организации;
- Заполнить форму Р11001. Образец заявления о госрегистрации несложно найти в интернете;
- Оплатить госпошлину. На сегодняшний день регистрация юрлица стоит 4000 рублей. При нескольких учредителях ООО, эту сумму нужно разделить на всех;
- Подготовить уведомление о переходе на УСН (упрощенная система налогообложения), если планируете платить налоги по этой схеме;
- Проверить документацию и передать ее в ИФНС (инспекция федеральной налоговой службы).
Регистрация юридических лиц входит в полномочия Федеральной налоговой служба (ФНС). Однако подавать документы разрешено не в любое отделение.
Необходимо искать инспекцию, которая находится в том же районе, что и юридическое лицо. Сервис в налоговом органе поможет легко и быстро найти нужное отделение.
Введите в специальных полях город, улицу и дом, а через мгновение, узнаете, в какой именно налоговый орган вам стоит обратиться.
Помимо основных документов, сотруднику инспекции нужно предъявить гарантийное письмо на юридический адрес. Письмо должен оформить собственник помещения.
Таким образом он подтвердит готовность разместить в своем помещении офис будущей организации. Закон не запрещает оформление юридического лица по домашнему адресу руководителя.
Правда, в этом случае учредителю придется доказать, что Предпринимательская деятельность не затронет интересы других жильцов.
Размер госпошлины и порядок оплаты
Чтобы подать документы на регистрацию юридического объекта в налоговую инспекцию, нужно заплатить специальный взнос. В случае создания ИП придется заплатить 800₽, при создании ООО – 4000₽. Реквизиты для оплаты возможно получить в налоговой инспекции, а саму оплату необходимо проводить через Сберкассу.
Сотрудники ФНС примут ваши документы только с квитанцией о проведенной оплате.С регистрацией юридических лиц связано много заблуждений. Например, регистрировать юрлицо в пенсионном фонде России не нужно, процедура происходит автоматически.
Для начала работы предприятия/фирмы достаточно записи налоговой в едином реестре предприятий.
По каким причинам ФНС вправе отказать в регистрации
Налоговый орган вправе отказать в регистрации юридического лица, если найдет подозрительные сведения в документах или выявит нарушения и несоответствия. Чаще всего в регистрации отказывают по следующим причинам:
- в процессе заполнения документации пропустили некоторые пункты или неправильно их заполнили;
- в разных частях заявления данные, которые должны быть идентичными, не совпадают;
- в заявлении есть помарки или исправления;
- в документах указано имя генерального директора, который присутствует в списке «массовых директоров»;
- указан адрес, который присутствует в списке адресов массовой регистрации;
- нарушена форма заявления;
- устав содержит пункты, противоречащие законодательству;
- допущена ошибка в подаче документов, например, в пакете отсутствуют некоторые бумаги.
Индивидуальные предприниматели и общества с ограниченной ответственностью – наиболее популярные формы регистрации юрлиц в РФ. Причем у каждой формы есть как свои минусы, так и плюсы. К особенностям ИП можно отнести:
- небольшой размер госпошлины – 800₽;
- прошение не нужно заверять у нотариуса;
- небольшие штрафы за нарушения законодательства;
- при обнаружении долгов предприниматель отвечает личным имуществом;
- разрешено вести упрощенный бухучет;
- необходимо регулярно платить страховые взносы;
- открывать расчетный счет не обязательно;
- для ликвидации достаточно подать заявление в налоговую инспекцию.
- Однако далеко не всегда есть возможность выбрать ИП, например, если владельцев бизнеса несколько. Особенности ООО следующие:
- учредители не отвечают собственным имуществом по долгам фирмы;
- в обязательном порядке нужно открыть расчетный счет;
- существенные штрафы за нарушения законодательства;
- страховые взносы и налоги платятся лишь тогда, когда осуществляется какая-то деятельность;
- дорогая госрегистрация (минимальный размер капитала – 10000₽, госпошлина – 4000₽);
- заявление на регистрацию нужно заверять у нотариуса;
- учредителей бывает несколько;
- сложная процедура ликвидации лица.
Свидетельство о регистрации – доказательство того, что компания числится в реестре юрлиц (ЕГРЮЛ) или индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). Запись подтверждает законное существование компании, а оформляется она на специальном бланке формы Р51001 с водяными знаками. В свидетельстве содержится следующая информация:
- название фирмы или ФИО предпринимателя;
- дата регистрации лица;
- основной государственный регистрационный номер (ОГРН);
- название органа, который выдал документ;
- серия и номер документа.
Помимо свидетельства предпринимателю дают выписку, где содержится информация о госрегистрации. Эта выписка нужна для открытия расчетного счета в банке.
Ликвидация юрлица
В соответствии с законодательством, ликвидация юрлица – прекращение существования лица и утрата им гражданской правоспособности. Сложность, длительность и продолжительность ликвидации зависит от типа юридического объекта. Например, для закрытия ООО нужно потратить около трех месяцев и выполнить следующие действия:
- Принять решение о ликвидации лица и сообщить о начале процедуры. Подобное решение должны принимать все учредители, причем единогласно. Затем нужно передать в налоговую нотариально заверенное уведомление о ликвидации по форме Р15001 и протокол с решением о ликвидации.
- Опубликовать сообщение о ликвидации в журнале «Вестник государственной регистрации». Делается это после внесения новых данный в ЕГРЮЛ. Помимо этого, ООО обязано уведомить всех кредиторов о прекращении деятельности.
- Уведомить регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса. Не раньше, чем через 60 дней после публикации в «Вестнике государственной регистрации», бухгалтерия должна подготовить промежуточный ликвидационный баланс. Лучше всего подать его на госрегистрацию вместе с уведомлением о ликвидации по форме Р15001.
- Сдать ликвидационный баланс ООО и прошение о ликвидации. После внесения в ЕГРЮЛ информации о промежуточном балансе, бухгалтерия составляет ликвидационный баланс. Его-то и нужно подать в ФНС вместе с заявлением о регистрации юридического лица в связи с ликвидацией лица по форме Р16001. Помимо этого, к документам нужно приложить квитанцию об уплате госпошлины в размере 800₽.
Ликвидация юрлица бывает как добровольной, так и принудительной. По решению суда юридическое лицо ликвидируется, когда, например, были допущены ошибки в процессе создания или изменения этого лица. Чаще всего в принудительном порядке юрлица ликвидируют по следующим причинам:
- ошибки, которые допустили в процессе создания юрлица, невозможно устранить;
- у предприятия отсутствует лицензия и другая важная документация;
- деятельность юрлица противоречит законодательству;
- признание лица банкротом.
Создание юридических лиц: способы и порядок. Государственная регистрация юридических лиц
Законодательству известно несколько способов (порядков) создания юридических лиц:
- Явочно-нормативный (или нормативно-явочный, иногда называемый также заявительным либо регистрационным), он исключает необходимость получения предварительного разрешения органов публичной власти на создание юридического лица.
- Разрешительный порядок (связан с необходимостью получения предварительного разрешения (согласия) от органов публичной власти на создание соответствующего юридического лица, что обычно служит общим интересам всех участников оборота, например, в таком порядке создаются коммерческие банки, поскольку их деятельность связана с оказанием финансовых услуг неограниченному кругу потребителей и аккумулированием значительных денежных средств).
Некоторые авторы также выделяют распорядительный способ создания юридического лица (см., напр., Гражданское право: Учебник. В 2 т. / Под ред. Б.М. Гонгало. Т. 1. 2-е изд. перераб. и доп.– М.: Статут, 2017. – 511 с.
С.130.). Юридическое лицо в данном случае возникает на основании распоряжения учредителя (например, уполномоченного государственного органа). Распорядительный порядок применяется при создании унитарных предприятий, учреждений и т.д.
С выделением указанного способа создания юридического лица вряд ли можно согласиться, так как отграничение явочно-нормативного и разрешительного способов осуществляется по критерию необходимости получения предварительного разрешения органов публичной власти, а распорядительный способ выделяется на основании наличия (либо отсутствия) внутреннего распоряжения учредителя.
В качестве учредителей юридического лица могут выступать:
- их первоначальные участники (члены) (например, в хозяйственных обществах и товариществах, кооперативах, ассоциациях, общественных и религиозных организациях);
- собственник их имущества или уполномоченный им орган (при создании унитарных предприятий и учреждений);
- иные лица, вносящие в них имущественные вклады, хотя и не принимающие затем непосредственного участия в их деятельности (учредители фондов).
Всякое юридическое лицо (в отличие от гражданина) возникает в результате осуществления юридических процедур, общий смысл которых сводится к двум основным этапам.
Этапы образования (создания) юридического лица:
- принятие решения об учреждении юридического лица (включая подготовку учредительных документов в письменной форме и их представление заинтересованными лицами в регистрирующий орган);
- государственная регистрация юридического лица (ст. 51, 52 ГК).
Редакция и смысл положения абз. 1 п. 1 ст. 52 ГК (с учетом абз. 3 п. 1 ст. 52) позволяет сделать вывод, что по общему правилу юридические лица действуют:
- на основании устава;
- на основании учредительного договора (хозяйственное товарищество);
- на основании федерального закона (государственная корпорация).
Государственная регистрация юридических лиц
Замечание: Ниже представлено лишь правовое значение государственной регистрации юридических лиц (в т.ч. и ООО). При необходимости ознакомления с ньюансами поэтапного порядка действий при регистрации ООО можно порекомендовать сайт «Мой бизнес»
Юридические лица создаются по воле их учредителей, однако государство в интересах всех участников имущественного оборота контролирует законность их создания. Отсюда — требование обязательной государственной регистрации юридических лиц (п. 1 ст. 51 ГК).
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом (ст. 1 ФЗ Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (п. 8 ст. 51 ГК РФ). С этой же даты ВОЗникает и правоспособность юридического лица. Данная регистрация осуществляется налоговыми органами в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения:
- его постоянно действующего исполнительного органа;
- в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
Государственной регистрации также подлежат все изменения его статуса :
- состав учредителей или участников;
- состав органов юридического лица;
- изменение предмета его деятельности, места нахождения, размера уставного капитала и т.д.
Для регистрации предоставляются документы, исчерпывающим образом перечисленные в законе о государственной регистрации юридических лиц. Требовать предоставления иных документов закон запрещает.
Регистрация должна проводиться в срок не более пяти рабочих дней с момента представления документов в регистрирующий орган (ст. 8 ФЗ).
Отказ в государственной регистрации юридического лица возможен только по мотивам непредставления необходимых для регистрации документов или представления их в ненадлежащий регистрирующий орган, но не по иным основаниям, например из-за «отсутствия целесообразности».
Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.