Мотоциклистов предложили штрафовать за движение по одной полосе с автомобилями
В Госдуме предложили штрафовать мотоциклистов и владельцев мопедов за опасное лавирование между рядами и параллельное с другим транспортом движение в одной полосе — сообщают ряд Российских СМИ. Инициатором выступила Светлана Бессараб, депутат Государственной Думы седьмого созыва от партии «Единая Россия».
Согласно проекту закона, Штраф за движение на мотоцикле вторым рядом в одной полосе составит 3 тысячи рублей, а в случае, если такое движение связано с опасным вождением — до 15 тысяч, или лишение права управления на срок от 2 до 6 месяцев. Фиксировать предполагается традиционными методами — с помощью инспекторов и камер автоматической фиксации.
Согласно данным Главного Управления по Обеспечению Безопасности Дорожного Движения МВД, за четыре месяца мотосезона 2019 года – с мая по август включительно — в России произошло 2908 дорожно-транспортных происшествий с участием мотоциклистов, в которых погибли 313 и пострадали 3184 человека. По словам начальника отделения пропаганды безопасности дорожного движения ГУОБДД полковника Антона Белана, водители и пассажиры мототехники являются наиболее уязвимыми участниками дорожного движения, им необходимо особенно внимательно относиться к соблюдению правил дорожного движения.
— Необходимо защитить как автомобилистов, так и мотоциклистов. В ДТП погибает почти в 30 раз больше водителей мотоциклов, чем автолюбителей
— Объективно мотоциклисты не защищены от травм в силу особенностей их транспорта. Обычная ширина полос в наших городах может составлять 2,75 м или даже меньше. Если поставить на такую полосу внедорожник, он займет 2 м. Сколько остается на мотоциклистов, которые и в таких условиях идут на обгон, подвергая себя опасности? Исправить это можно только большими штрафами.
— цитата интервью Светланы Бессараб с журналистом «Известия».
Светлана Бессараб, архивное фото
Редакция Омоймот, в свою очередь, напоминает, что согласно текущей редакции Правил Дорожного Движения, обгон это опережение, связанное с выездом на встречную полосу.
Таким образом, обгон не может выполняться в пределах одной полосы.
К сожалению, нам не удалось получить доступ к проекту закона и остаётся открытым вопрос, желает ли Светлана Бессараб запретить любое движение в 2 ряда в одной полосе, или запрет должен коснуться только мотоциклов и мопедов.
2 ряда машин в одной полосе. Яндекс-Панорамы
Поправки в КоАП — не первая попытка запретить мотоциклистам «междурядье». В 2016 году занимавший тогда должность первого вице-премьера Игорь Шувалов поручал МВД и Минтрансу проработать предложения по внесению соответствующих изменений в ПДД.
МВД выдвинуло контраргументы: Пересечение сплошной линии и так запрещено правилами дорожного движения, а параллельное движение нескольких транспортных средств в пределах одной полосы не запрещается при условии соблюдения безопасного бокового интервала. И если полоса широкая — 3–4,5 м, — то в ней помещаются и автомобиль, и мотоцикл.
В Минтрансе тоже посчитали нецелесообразным вносить такие поправки в ПДД. Вопрос был снят с повестки дня.
Не оценили идею Светланы Бессараб и сегодня. Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков не видит необходимости в штрафах для мотоциклистов и владельцев мопедов за лавирование между рядами: нет ни статистики таких правонарушений, ни запроса от профильного министерства — сообщают РИА-Новости.
Вячеслав Лысаков, депутат от фракции «Единая Россия», Председатель межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора».
Я могу практически сказать, как водитель: я нахожусь каждый день за рулём, езжу на работу, с работы, по делам и так далее. Я не могу сказать, что каждые пять или десять или даже полчаса мимо меня проносятся байкеры, которые мешают мне двигаться
Я не знаю, откуда возникла такая мысль (штрафы для мотоциклистов), но я никакой необходимости в этом не вижу, поскольку нет ни статистики, ни обращения МВД по этому поводу
— сообщил журналисту РИА депутат.
Написал
Omoimot_news 23 июля 2020 в 11:04
Смотрите, какая тема — Могут ли мотоциклисты двигаться между рядов с разметкой и без? Штраф и кто виноват, если сбили?
- ПДД резко различают понятия ряда и полосы движения на проезжей части дороги.
- Между тем, прямой запрет стоит только для движения по разметке и предписания пересекать её только при перестроении.
- Таким образом, нарушение у мотоциклиста будет за движение между рядами в случае его езды по разметке.
- Если же разметки нет, то речь идёт о рядах – в таком случае с учётом габаритов и безопасного бокового интервала мотоцикл, влезая рядом с легковой или грузовой машиной, просто создаёт ещё один ряд. И это не запрещено Правилами дорожного движения.
- Более того, даже при наличии разметки, согласно официальной трактовки ПДД, мотоциклисту ничего не запрещает создать в одном ряду с авто второй ряд.
- Между тем, судебная практика 2022 года и методика автоэкспертиз имеют картину в цифрах по безопасному боковому интервалу. Но в любом случае значение это начинает иметь только в случае ДТП.
- Штраф за нарушения расположения для мотоциклов составляет 1 500 рублей. Наказание уже давно хотя ужесточить вплоть до лишения прав. Однако, в силу пока ничего не вступало.
Опасность мотоциклов компенсируется их удобством на дорогах – особенно, внутри городов… И наоборот.
Однако, есть и законодательные тонкости в этом удобстве. В этой статье вы узнаете, что, на самом деле, далеко не всегда мотоциклисты могут ехать между рядами машин по ПДД. Мы также разберём наиболее насущные ситуации: какой размер штрафа за движение между рядов для водителей двухколёсных и что будет, если автомобиль собьёт мотоцикл между полос на дороге.
И выясним всё о новом законе, про который одни говорят, что байкерам разрешили передвигаться в междурядье, а другие – что теперь это, наоборот, запрещено. Но давайте обо всём по порядку!
Почему мотоциклистам нельзя ездить между рядами в 2022 году?
И начнём мы сразу с самого сложного (пока мыслительная деятельность свежа). Ниже вы поймёте, что само понятие «езда между рядами» для такого транспортного средства, как мотоцикл, в принципе абсурдна.
Впрочем, она не лишена практической реализации. Дело здесь в недопонимании терминов, согласно Правил дорожного движения.
А именно этим нормативным актом руководствуются сотрудники ГИБДД и суды при назначении штрафа или иного административного и даже уголовного наказания и виновников в ДТП.
Различие ряда и полосы по ПДД
Итак, первое, что нам нужно знать – это то, что транспортные средства включают в себя практически любые устройства, которые перевозят людей (в том числе только водителя) и/или грузы. Так устанавливают ПДД. Всю тонкость этого понимания мы и узнаем сейчас.
А теперь переходим ещё к трём другим терминам:
- линии разметки – здесь тоже всё очень просто: это нарисованные на дороги, собственно, линии, которые делят проезжую часть на полосы (но не на ряды),
- полоса движения – это линия определённой ширины на проезжей части, которая может иметь или не иметь обособляющую её разметку, но главное – она достаточна для движения в один ряд автомобилей,
- ряд движения – а вот этого определения в действующих в 2022 году ПДД нет.
Тем не менее, при отсутствии раскрытия самого термина есть всё же в Правилах пункт 9.1, который указывает, что на дороге количество полос определяется либо разметкой, либо, если она отсутствует, то самими водителями с учётом габаритов того, чем они управляют, а также необходимого бокового интервала.
И, наконец, 4-й термин для нас также не особо полезен – конкретных значений бокового интервала в сантиметрах или метрах в ПДД вы не найдёте. В этом случае пункт 9.
10 оперирует прецедентным значением этого параметра, предписывая, что интервал должен быть таким, который обеспечит безопасность движения. Произошло ДТП из-за бокового интервала? Значит, он был недостаточным, а 9.10 нарушен.
Не произошло? Значит, всё в пределах ПДД. Всё просто!
Таким образом, пока получаем главное: Правила не запрещают мотоциклистам ездить между рядов, так как их определения в ПДД не существует, а полоса фактически приравнивается к ряду только в случае движения по ней автомобилей. Однако, есть существенная разница между терминами «ряд» и «полоса» для движения при появлении на участке дороги мотоциклиста. И именно эта формальность практически делает большинство водителей мотоциклов нарушителями.
И вот почему!
Запрет движения по разметке между полос
Если на данном участке дороги есть дорожная разметка: прерывистая, сплошная либо двойная сплошная, то ехать по ней между рядами мотоциклисту нельзя. Об этом говорит пункт 9.7 ПДД.
Единственное исключение, которое приводит эта же норма – это манёвр перестроения.
Тонкость движения в междурядье, если разметки нет
А в случае, если никаких линий на данной дороге не нарисовано, тогда всё немного сложнее. Но разобраться всё равно можно.
- Если на проезжей части поместились и автомобиль, и мотоцикл, то они просто образовали 2 ряда для движения – никто ничего не нарушает, просто потому что они помещаются с учётом бокового интервала. Получается, и вопроса о том, можно или нельзя мотоциклисту двигаться между рядами, не может быть, потому как двухколёсный в своём ряду.
- Но вышеописанный пункт работает только в том случае, если они не столкнулись. Если автомобилист сбил мотоциклиста, значит, боковой интервал оказался небезопасным. Хотя, по виновности вопрос другой, и, кроме того, здесь возможны варианты с перестроением – ниже мы ещё поговорим о ДТП с мотоциклистами в междурядье.
- Ещё более сложная ситуация… При отсутствии линий разметки проезжая часть делится пополам на попутную и встречную. Так вот, если мотоциклист, к примеру, опережает машину, частично оказавшись на встречной полосе, только тогда можно говорит о том, что первый движется между рядов. Но это тоже относительно, потому что, если появится в этом примере встречный автомобиль, и все трое поместятся без столкновения, то боковой интервал снова оказывается безопасным, а рядов для движения мы получаем уже три – мотоциклист не едет в междурядье.
Движение в одной полосе мотоцикла с автомобилем
А теперь самое сложное – фактически ПДД и не запрещают даже при наличии прерывистой или сплошной разметки всунуться мотоциклисту в одну полосу с автомобилем. Да, при этом они образуют уже два ряда. Однако, никаких противоречий формально здесь быть не может, согласно предписаниям Правил.
- Самое определение полосы движения никак не устанавливает, что мотоцикл и автомобиль должны ехать по ней только по одному (да даже для двух автомобилей это работает также).
- Пункт 9.1 указывает на количество полос на проезжей части, но также самостоятельно не запрещает ехать в пределах одной полосы в два ряда.
- А пункт 9.7 вообще говорит просто про запрет наезжать на линии разметки.
Как итог, получаем вывод: мотоциклисту запрещается езда между рядами. Однако, это работает только в том случае, когда мотоцикл едет конкретно по линии разметки. Двухколёсному можно создавать новый ряд с учётом его габаритов на дороге без разметки, равно как не запрещено ехать в пределах одной полосы между линиями разметки с автомобилем.
Отобразим схематично, что можно, а что нельзя байкерам с учётом того, что мы теперь знаем о езде мотоциклистов между рядов как всей нашей темы:
Ситуации: слева – мотоциклу можно ехать в другой полосе; посередине – можно образовать второй ряд в одной полосе с автомобилем; справа – запрещено ехать между рядами по линии разметки.
Судебная практика о расстоянии между автомобилем и мотоциклом
Выше мы не раз упоминали такой важный параметр в динамике дорожного движения, как боковой интервал. А ещё указали, что в ПДД конкретных значений безопасности этого расстояния не указано.
Однако, и здесь не всё так просто! Дело в том, что есть целых 2 официальных акта, которые по сути имеют возможность указать боковой интервал в цифрах и имеют юридическую силу:
- справочник автотехнической экспертизы,
- судебная практика 2022 года.
Итак, эксперты уже давно умеют высчитывать значение безопасного бокового интервала. И делают это при ДТП – собственно, именно при наличии прецедента нарушения пункта 9.10 ПДД это приобретает значение.
- И формула расчёта напрямую зависит от скорости ТС и выглядит следующим образом:
- ХП=0,7+0,005 (V1+V2) м,
- где V1 и V2 – это скорости первого и второго транспортных средств.
Рассмотрим пример: легковой автомобиль движется со скоростью 60 км/ч, как его опережает мотоцикл «между рядами», едущий со скоростью 80 км/ч. В таком случае безопасный боковой интервал будет составлять: 9,7+0,005(60+80)=1,4 метра.
Заметьте, однако, ущербность данной формулы – здесь выглядит не всё так сложно, потому что разность в скорости составляет всего 20 км/ч. Но если бы мотоциклист ехал между рядов со скоростью уже 120 км/ч, то число безопасного бокового интервала увеличилось бы всего до 1,6 метров.
Соответственно, в общих случаях тот, кто влез в ряд (либо сделал попытку создать второй), того и могут признать виновником в случае ДТП при несоблюдении бокового интервала.
Но есть и другая методика расчёта. Заключается она просто в оценочном суждении безопасности интервала на основании личного убеждения суда путём объективного исследования всех доказательств. К слову, такие заумные слова прописаны в законе – статье 26.11 КоАП РФ.
Так вот, в одном из судебных решений суда Ленинградской области признано законным, когда мотоциклист влез в полосу автомобиля при следующих расстояниях:
- 1,6 метра от края машины до разметки,
- ширине мотоцикла 0,78 метра.
Таким образом, 82 сантиметра суд признал безопасным боковым интервалом. При этом, скорость движения транспортных средств вовсе не учитывалась.
Какой штраф за междурядье в 2022 году?
Если же автомобиль не сбил мотоциклиста между рядами, но сотрудники ГИБДД увидели нарушение со стороны байкера, то штраф в этом случае будет положен по части 1 статьи 12.15 КоАП в размере 1 500 рублей.
Это общая норма наказания за любые нарушения правил расположения ТС на проезжей части. Более частные наказания предусмотрены другими частями этой же статьи, и езды между рядами там нет.
Новый Закон о запрете или разрешении двигаться между рядов для мотоциклов
Кстати, уже давно ведутся разработки по ужесточению ответственности для мотоциклистов за междурядье и движение между автомобилями с небезопасным боковым интервалом. Так, один из последних проектов законов предлагает ужесточить наказание, введя отдельную норму для мотоциклов за это в виде:
- штрафа за движение мотоциклов между рядами от 3 до 5 тысяч рублей,
- или лишения прав от 3 месяцев до полугода.
Между тем, некоторые издания, далёкие от автозаконодательства, утверждают о том, что якобы «мотоциклистам хотят запретить двигаться между полос движения».
Зная то, что вы уже прочитали выше, можно понять всю абсурдность данного утверждения.
Ведь мотоциклистам итак нельзя ездить по полосам разметки, а помещаясь в один ряд с машинами, они могут, не нарушая ПДД, создать второй ряд в рамках одной полосы.
Новый штраф для мотоциклистов: им хотят запретить ехать параллельно с другими ТС в одной полосе
Размер взыскания для мотоциклистов-нарушителей составит от 3 тыс. до 15 тыс. рублей. Соответствующие пункты предлагается внести в обновлённую редакцию КоАП.
Новое предложение, касающееся мотоциклистов, разработали в Госдуме РФ. Инициаторы считают, что необходимо наказывать тех, кто пользуется двухколёсным моторным транспортом за лавирование между рядами и за параллельное движение в одной полосе с другим транспортом. Предполагается, что в числе санкций будут не только штрафы, но и сроки лишения прав.
По сведениям «Известий», мотоциклистов и владельцев мопедов за параллельное движение с другими транспортными средствами в одной полосе предлагают штрафовать на 3 тыс. рублей.
В случае, если инспекторы решат, что это движение имеет признаки опасного вождения и лавирования между рядами, то размер взыскания может вырасти до 15 тыс.
рублей, а альтернативой станет лишение прав на срок от двух до шести месяцев.
По словам автора документа, депутата Госдумы Светланы Бессараб, новые нормы позволят защитить и автомобилистов, и мотоциклистов. Она отметила, что в ДТП погибает почти в 30 раз больше водителей мотоциклов, чем автомобилистов, дело в том числе в том, что водители двухколёсного транспорта гораздо менее защищены от травм в случае аварии.
Автор инициативы также пояснила, что ширина полос в городах может составлять 2,75 метра (или меньше). Внедорожник на такой полосе занимает порядка 2 метров. Но даже в таких условиях некоторые мотоциклисты решаются на опасные маневры, подвергая опасности себя и других участников движения. По мнению депутата, решить проблему можно высокими штрафами.
По словам президента Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктора Травина, мотоциклисты нередко создают аварийные ситуации на дорогах, однако контролировать их поведение на дорогах довольно сложно. В свою очередь, Светлана Бессараб считает, что в этом помогут привычные «средства»: дорожные камеры, записи с видеорегистраторов автовладельцев, а также несущие службу на дорогах сотрудники ГИБДД.
Отрицательно о предложении ввести новые штрафы для мотоциклистов высказались директор Национального общественного центра БДД Сергей Канаев и координатор движения «Синие ведёрки» Пётр Шкуматов. По словам представителя автосообщества, возможность ехать между рядами является одним из преимуществ мотоциклистов, так что введение новых штрафов можно приравнять к запрету на езду на мотоциклах.
Отметим, ранее обсуждались поправки в ПДД, которые на официальном уровне позволили бы мотоциклистам находиться на одной полосе параллельно с автомобилем, об этом напомнил член сообщества МотоМосква Артём Гусляев. Сейчас же прямого запрета на подобные действия в документе нет, так что мотоциклисты ездят таким образом, не боясь наказания.
Ранее Kolesa.ru сообщал о важных изменениях для водителей, которые вступили в силу 1 июля, а также о том, какие нововведения были отложены на более поздний срок. К числу «отложенных» относятся к примеру, изменения получения медсправки, а также поправки в правилах регистрации тюнинга.
Мотоциклистов в России предложили штрафовать за езду между рядами
Перейти на мобильную версию
23 июля, 15:37, 2020Мотоциклистов в России предложили штрафовать за езду между рядами 23 июля, 15:37, 2020
Светлана Бессараб, представитель партии «Единая Россия», предложила ввести штрафы для мотоциклистов за опасное маневрирование между рядами и параллельное движение между другими автомобилями в одной полосе, сообщили в издании «Известия».
© shutterstock.com
Депутат пояснила, что данный законопроект был создан, чтобы в первую очередь защитить водителей мотоциклов, так как именно они погибают при ДТП в 30 раз чаще, чем автомобилисты. Соответствующие правки планируется внести в КоАП РФ.
© shutterstock.com
Так, в законопроекте предполагается подвергать байкеров штрафу в 3000 рублей за параллельное движение в одной полосе наряду с другими ТС. Если наблюдается лавирование между рядами или же маневрирование имеет опасный характер вождения, то штраф будет составлять 15 тысяч рублей или мотоциклиста лишат прав на 2–6 месяцев.
© shutterstock.com
Фиксация нарушений будет осуществляться камерами наружного наблюдения, видеорегистраторами других участников дорожного движения и инспекторами ДПС.
Подпишитесь на наши новости в Яндекс.Дзен
В госдуме снова предложили наказывать мотоциклистов за опасное движение в междурядье
О подробностях законопроекта Business FM рассказала его автор, депутат Госдумы Светлана Бессараб. Что о предлагаемых изменениях говорят мотоциклисты?
Антон Новодережкин/ТАСС
В Госдуме снова предложили наказывать мотоциклистов. В этот раз речь идет только о штрафах от 3 тысяч до 15 тысяч за опасное лавирование между рядами и параллельное с другим транспортом движение в одной полосе.
Соответствующие изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) предложила внести депутат Госдумы Светлана Бессараб.
В прошлом году она же предлагала вовсе запретить мотоциклистам ездить между рядами. Тогда резко против выступили мотосообщество, общественность и МВД, поэтому законопроект был доработан и уточнен.
Также в перспективе обсуждается возможность появления отдельных полос для мотоциклов.
О новом законопроекте Business FM рассказала автор инициативы и депутат Госдумы Светлана Бессараб:
— ДТП все-таки продолжаются, и, что самое неприятное, нет логики закона. Когда происходит дорожно-транспортное происшествие с участием двух автомобилей, равные виновные действия, равные правонарушения приводят, как правило, к максимум разбирательству в гражданском порядке по гражданско-правовому иску.
Если же такое же, с такой же степенью виновности дорожно-транспортное происшествие происходит между автолюбителем и мотоциклистом, то, как правило, мотоциклист страдает физически, и это приводит к увеличению ответственности, вплоть до уголовной, уже со стороны автолюбителя. То есть за одно и то же Правонарушение следуют совершенно разные санкции.
Давайте тогда изменим ответственность автолюбителя, что в случае ДТП с мотоциклистом не обращаем тогда внимания, потому что предполагаем, что мотоциклист изначально подвержен опасности, либо мы меняем тогда порядок. И если мы не можем запретить мотоциклистам движение в одной полосе параллельно с автолюбителями, то давайте запретим при определенных обстоятельствах, когда это становится опасным.
Это становится опасным при скорости потока 60 и выше километров в час. Это практически исключит запрет движения в городских условиях.
— В городе они смогут ездить в междурядье, а, допустим, по трассам — уже нет?
— Получается, да, в городе очень редкие случаи, когда разрешено движение быстрее 60 километров в час.
Мотоцикл покупают, чтобы не стоять в пробках, и действующего законодательства уже более чем достаточно, а новые меры, наоборот, снова уведут недобросовестных мотоциклистов в тень и только ухудшат ситуацию на дорогах, считает мотоциклист, участник сообщества «МотоМосква» Андрей Родионов.
Андрей Родионов мотоциклист, участник сообщества «МотоМосква»
Сейчас в ПДД нет прямого запрета на нахождение двух транспортных средств в одном ряду, но между ними должен соблюдаться безопасный боковой интервал. Четкого определения этого расстояния в правилах нет.
В 2017 году правительство поручило МВД, Минтрансу и правительству Москвы разрешить мотоциклистам двигаться между рядами и проработать для этого безопасные варианты движения. В ГИБДД сочли это нецелесообразным, поскольку байкеров не штрафуют за нахождение в одной полосе с другим транспортом.
Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?
Полоса — препятствие: мотоциклистам хотят запретить лавировать в потоке
В Госдуме предложили штрафовать мотоциклистов и владельцев мопедов за опасное лавирование между рядами и параллельное с другим транспортом движение в одной полосе. Соответствующие изменения предлагается внести в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Штрафы составят от 3 тыс.
до 15 тыс. рублей. Законопроект уже направлен на обсуждение в правительство. Эксперты согласны: байкеры часто создают аварийные ситуации на дорогах. Но если запретить им лавировать, ездить на мотоцикле не будет смысла, так как движение между рядами — основное преимущество этого вида транспорта.
Принцип вместимости
Разработанный законопроект предполагает, что за параллельное движение с другими транспортными средствами в одной полосе мотоциклисты и владельцы мопедов могут быть оштрафованы на 3 тыс. рублей. Если такое движение содержит признаки опасного вождения и лавирования между рядами, наказание может составить 15 тыс. рублей или от двух до шести месяцев лишения водительских прав.
— Необходимо защитить как автомобилистов, так и мотоциклистов. В ДТП погибает почти в 30 раз больше водителей мотоциклов, чем автолюбителей, — подчеркнула в разговоре с «Известиями» автор документа, депутат Госдумы Светлана Бессараб.
— Объективно мотоциклисты не защищены от травм в силу особенностей их транспорта. Обычная ширина полос в наших городах может составлять 2,75 м или даже меньше. Если поставить на такую полосу внедорожник, он займет 2 м.
Сколько остается на мотоциклистов, которые и в таких условиях идут на обгон, подвергая себя опасности? Исправить это можно только большими штрафами.
Согласно статистике, размещенной на официальном сайте ГИБДД, за последние пять лет зафиксировано 35,5 тыс. ДТП с участием мотоциклов, мопедов и приравненных к ним транспортных средств. В результате погибло 3958 человек, еще более 38 тыс. получили ранения.
— Мотоциклисты действительно создают опасность и аварийные ситуации. Часто случаются ДТП с их участием. Водители открывают двери на светофоре, мотоциклисты в них врезаются. Мотоциклы не всегда помещаются между машинами, когда едут по разделительной полосе, — отметил президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.
Однако, добавил он, это практически невозможно контролировать, потому что байкеров догнать сложно, а специализированных подразделений в Госавтоинспекции не так много.
По мнению Светланы Бессараб, фиксировать правонарушения можно традиционным способом — привлекать автоинспекцию, а также использовать камеры наблюдения и видеорегистраторы.
Два колеса — на свалку
Директор Национального общественного центра безопасности движения Сергей Канаев в разговоре с «Известиями» высказался против законодательной инициативы.
— С точки зрения безопасности, конечно, если мы не можем уменьшить смертность, нужно вводить запреты. Но в реальности всё зависит от адекватности тех, кто передвигается на мотоциклах и мопедах, — сказал он.
— Если, например, запретить мопеду объезжать автомобили, он не сможет первым вставать в ряд при старте со светофора.
А для двухколесного транспорта очень важно, чтобы поток ехал за ним — ему нужна скорость, чтобы не попасть под четырехколесный.
Не поддержал законопроект и координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.
— Движение между рядами — одно из преимуществ мотоцикла, иначе зачем он нужен? Это по сути прямой запрет езды на мотоцикле, — пояснил он свою позицию.
Ранее обсуждался вопрос о том, чтобы официально разрешить мотоциклистам находиться на одной полосе параллельно с автомобилем, напомнил член сообщества МотоМосква Артем «Лисандр» Гусляев. Планировались поправки в ПДД, но они так и не были внесены.
— Сейчас прямого запрета нет, и все этим пользуются, — отметил Эксперт.
Если законопроект будет принят, пропадет смысл использования мотоцикла, согласен он: если находиться с машиной в одной полосе будет нельзя, то объезжать пробки не получится. В итоге мотоциклисты пересядут за руль и поток автомобилей увеличится, считает эксперт.
Новый инструмент вряд ли будет рабочим, уверен Юрист международной юрфирмы «Ильяшев и Партнеры» Максимилиан Гришин.
— Как раньше ни пытались контролировать мотоциклистов и владельцев мопедов — ввели госрегистрацию, начали ставить на учет и выдавать российские номера, утвердили категорию А — ничего не работает, — отметил он.
— Главная проблема — мотоциклистов невозможно поймать. Камеры не успевают их фотографировать, инспектор редко может находиться в пробке в междурядье. У мотоциклов часто отсутствует номер.
Поэтому их владельцы ускользают безнаказанными.
Поправки в КоАП — не первая попытка запретить мотоциклистам двигаться между рядами. В 2016 году занимавший тогда должность первого вице-премьера Игорь Шувалов поручал МВД и Минтрансу проработать предложения по внесению соответствующих изменений в ПДД. МВД выдвинуло контраргументы.
Пересечение сплошной линии и так запрещено правилами дорожного движения. А параллельное движение нескольких транспортных средств в пределах одной полосы не запрещается при условии соблюдения безопасного бокового интервала. И если полоса широкая — 3–4,5 м, — то в ней помещаются и автомобиль, и мотоцикл.
В Минтрансе тоже посчитали нецелесообразным вносить такие поправки в ПДД. Вопрос был снят с повестки дня.
Мотоциклистам запретят ездить между рядами
Так они лишатся главного преимущества — возможности двигаться в междурядье и совершать обгоны, не выезжая на полосу встречного движения.
Материалы по теме
В Госдуме предложили бороться с высокими показателями смертности среди мотоциклистов с помощью штрафов и лишения прав. За маневрирование между рядами предлагается ввести штраф от 3 тысяч до 15 тысяч рублей и лишать прав на срок от 2 до 6 месяцев.
Как заявляют обеспокоенные безопасностью мотоциклистов депутаты, с введением штрафов все участники дорожного движения будут защищены, так как райдеры перестанут ездить между рядами, ширина которых недотягивает до трех метров, и сталкиваться с автомобилями.
Сегодня двигаться между рядами на двухколесном транспорте не запрещено. Стоять же в пробке вместе со всеми мотоциклист не хочет по двум причинам — это может привести к перегреву двигателя и самого райдера, одетого в защитную экипировку.
Недочеты нововведения объясняет главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков:
— Госдума отрабатывает свой дорогой хлеб. Теперь — новый наезд на байкеров в виде законопроекта, который предполагает штрафовать мотоциклистов и мопедистов за опасное лавирование между рядами и параллельное движение в одной полосе с автомобилями.
Похоже, авторы законопроекта последний раз заглядывали в Правила дорожного движения, когда учились в автошколе. В ПДД нет ни понятия «междурядье», ни определения того, что можно считать ездой между рядами.
Правила разрешают движение двух (и более) транспортных средств в пределах одной полосы при соблюдении безопасного бокового интервала. Например, разметки может не быть вовсе — и тогда водители руководствуются собственным пониманием безопасного бокового интервала и даже «на глазок» определяют воображаемую осевую линию, которая разделяет встречные потоки.
Пересекать прерывистую разметку можно только для перестроения из ряда в ряд, но никто не определяет частоту этих перестроений. Перестроился два раза в течение 30 секунд — это нормально? А если три раза — уже дорожный хулиган? И безопасный боковой интервал — это сколько? А на какой скорости?
Конечно, приструнить безумцев на двух колесах давно пора, но предлагаемая мера работать не будет.
Кто и как будет ловить и штрафовать байкеров? В некоторых крупных городах есть мотобаты, но сколько в них инспекторов? Что за странная штрафная вилка (3000–15000 рублей) и как ее будут применять — по кубатуре мотора? Вспомним принятое несколько лет назад определение опасного вождения: кого-нибудь оштрафовали? Наконец, какой смысл ездить в городе на мотоцикле, если нельзя проезжать в междурядье — хотя бы перед красным сигналом светофора?
Либо законопроект со свистом прокатят, либо у нас появится еще одна бездействующая норма.
Harley-Davidson
Мотоциклистов предложили штрафовать за опасное лавирование
Законопроект о штрафах для мотоциклистов и владельцев мопедов до 15 тыс. рублей за опасное лавирование между рядами и параллельное движение по одной полосе разработан в Госдуме. Об этом сообщает газета «Известия» со ссылкой на автора инициативы депутата Госдумы Светлану Бессараб.
Фото из архива БНК
Законопроект предлагает ввести штрафы в размере 3 тыс. рублей за параллельное движение с другими транспортными средствами в одной полосе. В случае наличия признаков опасного вождения и лавирования между рядами наказание может составить 15 тыс.
рублей или от двух до шести месяцев лишения водительских прав. Отмечается, что соответствующие изменения предлагается внести в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). По данным издания, законопроект направлен на обсуждение в правительство.
— Объективно мотоциклисты не защищены от травм в силу особенностей их транспорта. Обычная ширина полос в наших городах может составлять 2,75 м или даже меньше. Если поставить на такую полосу внедорожник, он займет 2 м.
Сколько остается на мотоциклистов, которые и в таких условиях идут на обгон, подвергая себя опасности? Исправить это можно только большими штрафами, — пояснила изданию Бессараб, отметив, что в ДТП погибает почти в 30 раз больше водителей мотоциклов, чем автолюбителей.
По ее мнению, фиксировать нарушения можно с помощью сотрудников автоинспекции, а также применяя камеры наблюдения и видеорегистраторы.
В свою очередь директор Национального общественного центра безопасности движения Сергей Канаев не поддержал инициативу, указав в разговоре с изданием на необходимость для мотоциклистов иметь возможность объезжать автомобили в ряду, чтобы первыми вставать на полосе на светофоре для безопасного старта. Против идеи штрафов высказался и координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов, заявив газете, что движение между рядами является одним из преимуществ мотоцикла, а законопроект по своей сути препятствует полноценному использованию этого транспорта.
По данным ГИБДД, в 2019 году в России зафиксировано 6,5 тыс. ДТП с участием мотоциклов, мопедов и приравненных к ним транспортных средств. В этих авариях погибли 653 человека. С начала 2020 года произошло 2,7 тыс. ДТП с байкерами и владельцами мопедов, жертвами происшествий стали 304 человека, уточняет ТАСС.
Мотоциклистам могут запретить движение в междурядье — Газета.Ru
В Госдуме предлагают запретить мотоциклистам опасное лавирование между рядами и параллельное движение с другими транспортными средствами в одной полосе. С соответствующей инициативой в Минтранс намерена обратиться депутат Светлана Бессараб. Она рассказала «Газете.
Ru», что изменение ПДД позволит сократить количество аварий с летальным исходом.
Мнения представителей экспертного сообщества разделились: одни считают, что мотоциклы нужны как раз для того, чтобы встраиваться между рядами машин, другие уверены, что это проблема, требующая решения.
Депутат Госдумы Светлана Бессараб предлагает внести изменения в правила дорожного движения, ограничив возможности опасного лавирования для мотоциклистов.
«Я считаю, что многие страны Европы, например, Германия пошли по правильному пути, запретив одновременное движение в полосе автомобилистов и мотоциклистов. Конечно, было бы правильно, чтобы со временем появились отдельные полосы для мотоциклов.
Но сейчас можно хотя бы запретить лавирование на городских улицах, где автомобилисты часто просто не ожидают появления мотоциклистов, и это приводит к самым катастрофическим последствиям.
Я буду обращаться в Минтранс, чтобы внести советующие изменения в правила дорожного движения», — сказала парламентарий «Газете.Ru».
- По ее словам, одна из самых острых проблем на дороге — несоизмеримая ответственность за столкновение с автомобилем и мотоциклом.
- «Если ДТП с участием двух автомобилей может завершиться простым разбирательством страховых компаний, то есть страдают только транспортные средства, то аварии с участием мотоциклов чаще имеют ужасающие последствия вплоть до гибели ничем не защищенного мотоциклиста», — пояснила она.
- Мотоцикл по сравнению с автомобилем, действительно, более опасный вид транспортного средства, согласна член правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения Наталья Агре.
«Водитель автомобиля защищен металлическим каркасом, в случае же, если ты движешься на мотоцикле, у тебя есть только защитная экипировка – шлем и так далее.
Кроме того, сегодня очень высока проблема, связанная с тем, что водитель за рулем отвлекается.
В случае ДТП с участием двух автомобилей столкновение из-за этого на небольшой скорости может обойтись царапинами транспортного средства, мотоциклист же рискует быть сбитым», — добавила она.
Два лагеря
Российское законодательство напрямую лавирование по междурядью не регулирует, сказал руководитель Национального общественного центра безопасности движения Сергей Канаев.
«Как это делать? Все мы отлично знаем, что, когда мотоциклист занимает целую полосу, его автомобилисты выдавливают оттуда. Мотоциклисты почему так ездят? Потому что на мотоцикле безопаснее ехать чуть быстрее основного потока. Медленнее ехать – вас сшибут, вместе ехать вам не дадут. А чтобы ехать быстрее, надо перестраиваться из полосы в полосу», — рассуждает он.
В вопросе отношения участников дорожного движения к лавированию всегда будет два лагеря, отметила Наталья Агре.
«В одном лагере мотоциклисты, которые говорят: «Зачем же нам тогда мотоцикл, если мы не можем лавировать?». И лагерь водителей, которые опасаются междурядья, потому что в случае возникновения ДТП водитель автомобиля, как управляющий средством повышенной опасности, несет больше ответственности», — пояснила эксперт.
Мотоциклисты лавируют, и это данность, подчеркнула она.
«Я думаю, что хорошим решением было бы разрешение движения по междурядью только там, где скорость не превышает 30-60 км/ч. То есть, если возникает пробка, мы даем возможность мотоциклистам воспользоваться своими возможностями. Если же скоростной режим превышает 60 км/ч – рекомендация остаться в своем ряду. С точки зрения безопасности это правильно», — считает Агре.
Отдельной полосы не будет
Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин в беседе с «Газетой.Ru» отметил, что если ширина полосы позволяет движение нескольких транспортных средств, то они могут быть любыми – хоть машиной, хоть мотоциклом.
«Отдельная полоса – это хорошо. Но у нас уже есть отдельная для велосипедистов, отдельная полоса для общественного транспорта, сейчас вот может появиться отдельная полоса для мотоциклистов. Так можно зайти очень далеко.
К тому же, городская инфраструктура подразумевает, что если для мотоциклистов выделят отдельную полосу, у автомобилистов станет меньше полос для движения. А автомобилей все же в разы больше, чем мотоциклов», — добавил он.
При этом мотоциклистов за лавирование наказывать нужно, подчеркнул он. Борьбе с такими правонарушениями, по его мнению, помогло бы создание специальных мотоциклетных батальонов ДПС.
Сергей Канаев появление отдельной полосы для мотоциклистов тоже считает маловероятным. «Тут с электротранспортом-то разобраться не могут», — посетовал он.