Закон

Минюст предложил создать службу медиации для несовершеннолетних преступников

Минюст предложил создать службу медиации для несовершеннолетних преступников

тимур ханов / ПГ

  • В Минюсте разрабатывают поправки в законодательство, которые будут регулировать работу служб медиации в плане восстановительного правосудия в отношении подростков, совершивших опасные деяния, но ещё не достигших возраста, с которого начинается уголовная ответственность.
  • Восстановительное правосудие — это подход, который призван не наказать виновного путём изоляции его от общества, а восстановить материальный и моральный ущерб, нанесённый жертве и обществу, помочь правонарушителю осознать и загладить вину, и содействовать его реабилитации и ресоциализации.
  • Такая система поможет применять к юным нарушителям гуманные методы исправления, но нужно чётко прописать полномочия, права и обязанности сотрудников службы медиации, которые будут работать с детьми их родителями, заявил в комментарии «Парламентской газете» депутат Госдумы, член Комитета палаты по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный.

По его словам, сфера медиации остаётся всё ещё новой с точки зрения законодательства.

Она заработала в области гражданского права — при судах появились специальные уполномоченные лица, которые объясняют сторонам варианты разрешения спора в досудебном порядке, что экономит им время и деньги.

И в этом случае понятно, когда медиатор (посредник) вступает в отношения с нарушителем и потерпевшим — с того момента, как они к нему обратятся.

Если же говорить о сфере медиации применительно к работе с детьми, необходимо прописать законодательные нормы для таких отношений, отметил депутат.

«Необходимо понимать, кто в этом случае может быть медиатором — какое у гражданина должно быть образование, опыт работы в органах правопорядка или правосудия, какие у него функции, полномочия, обязанности, с какого момента он вступает в отношения с подростками и их родителями», — сказал депутат.

Подростки часто не задумываются о последствиях свои поступков, и о том вреде, который они могут причинить другим людям. Поэтому функциями служб медиации должны стать, в том числе, разъяснительная работа, привлечение нарушителей к положительным поступкам, которые они должны совершит осознанно, например, принести публичные извинения, пояснил Выборный.

«В службах медиации должны вести работу с детьми в том плане, чтобы они изменили своё отношение к своим проступкам, выстроили отношения с потерпевшей стороной. И когда виновник этого мероприятия осознает глубину своей ответственности, то в дальнейшем, возможно, никогда в жизни больше подобных правонарушений не совершит», — сказал депутат.

При этом такие службы должны открываться при соответствующих федеральных органах власти, а не в качестве структуры того или иного муниципального округа или региона, считает Выборный. Эта норма также может быть закреплена в законе, который сейчас разрабатывают в Минюсте, полагает депутат.

В целом система медиации могла бы стать современной альтернативой детской комнате милиции, которая существовала в СССР и эффективно работала на упреждение правонарушений, считает парламентарий.

С помощью служб медиации можно было бы решить одну из важнейших задач — минимизировать правонарушения среди детей и исправить юных нарушителей самыми гуманными методами, считает Выборный.

К тому же, эта система гуманна по отношению не только к проштрафившимся детям, но и к потерпевшим, которым возмещают материальный и моральный ущерб, добавил он.

Сегодня службы медиации создают в России на разных уровнях. Например, в образовательных учреждениях появляются службы школьной медиации (примирения) для урегулирования конфликтных ситуаций.

А в Выборгском районе Санкт-Петербурга создана районная служба медиация, которая призвана формировать пространство «для полноценного развития и социализации учащихся образовательных учреждений Выборгского района, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление учащихся в конфликт с законом».

Закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» действует с 1 января 2011 года. В целом, им предусматривается внесудебное урегулирование гражданских, семейных и трудовых споров при участии незаинтересованных посредников (медиаторов).

Намерение разработать законопроект, направленный на развитие восстановительного правосудия в отношении детей, значится в плане законопроектной деятельности Правительства на 2020 год. Минюст должен внести текст инициативы в Кабмин к декабрю этого года, а в феврале 2021 года Правительство собирается внести документ на рассмотрение депутатов Госдумы.

Также читайте о том, какие законы вступают в силу в марте.

Трудным подросткам найдут примирение

Минюст предложил создать в России службу медиации для детей, совершивших Правонарушение.

В России могут быть созданы службы медиации для детей, которые совершили правонарушение, но еще не достигли возраста уголовной ответственности (14 лет — по тяжким преступлениям, 16 лет — по остальным).

Это следует из законопроектов, разработанных Минюстом и опубликованных на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Если инициатива получит поддержку, в досудебной и судебной системах появятся профессиональные «примирители», которые будут помогать подросткам возмещать ущерб потерпевшим.

Кроме того, предлагается использовать таких специалистов и для разрешения сложных семейных конфликтов.

Минюст предлагает внести изменения в Уголовно-процессуальный и Семейный кодексы, а также в законы «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ» и «Об опеке и попечительстве».

Как указано в пояснительной записке к законопроекту, инициатива направлена на создание «дружественного к ребенку правосудия» и формирование «механизмов восстановления прав потерпевших от противоправных действий несовершеннолетних».

Как следует из текста проекта, специалистов-примирителей введут в досудебное и судебное производство с наделением их необходимым объемом полномочий.

По решению следователя или дознавателя они будут участвовать в уголовных делах наряду с законными представителями подростков — в частности, организовывать и проводить встречи несовершеннолетнего с потерпевшим, если обе стороны на это согласятся.

Во время проведения процедуры примирения будет составляться протокол, в котором должны указываться сведения об участниках встречи, их пояснения и результаты, включая условия примирения, если оно состоялось.

При этом, даже если стороны не придут к примирению, при вынесении приговора суд должен будет учесть действия подростка во время этой процедуры, а также то, насколько ему удалось минимизировать причиненный вред.

Служба примирителей будет встроена в структуру комиссий по делам несовершеннолетних. Акцент предполагается сделать на индивидуальной профилактической работе с малолетними преступниками.

Как сообщили «Известиям» в Минюсте, инициатива разработана в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность.

— Предлагаемые изменения направлены на минимизацию последствий общественно опасного деяния, совершенного несовершеннолетним, и исключение наказания, способного негативно повлиять на дальнейшую жизнь ребенка, а также на активное вовлечение всех сторон, чьи интересы были затронуты общественно опасным деянием, в процесс заглаживания вины в целях восстановления прав потерпевших, — говорится в ответе ведомства на запрос «Известий».

Примиритель получит право участвовать в допросе несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого и в других следственных действиях, в том числе знакомиться с материалами уголовного дела, давать показания, делать заявления и представлять те или иные доказательства, заявлять ходатайства и отводы. При этом специалист не имеет права разглашать данные предварительного расследования — его могут отстранить, если у следователя появятся основания полагать, что его действия наносят ущерб интересам подростка.

В перспективе примирителей планируется привлекать для разрешения всех видов конфликтов, где затрагиваются интересы или участвуют несовершеннолетние, особенно дети в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении и из неблагополучных семей, а также подростки с девиантным поведением. Участие специалиста возможно, например, при разрешении семейных конфликтов — в том числе с опекунами и попечителями или при разногласиях родителей о методах воспитания ребенка.

Мнения экспертов

Процедуры медиации набирают все большую популярность и особенно эффективны при разводах, сообщил «Известиям» управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский. По его мнению, использование примирителей при совершении преступления несовершеннолетними — неплохая идея, однако некоторые моменты вызывают вопросы.

— Допускать к участию примирителя будет следователь или дознаватель. Хотя было бы лучше, если бы в случаях, предусмотренных законом, примиритель, выбранный законными представителями или судом, мог вступать в дело без разрешения следователя, но с его уведомлением. Такое положение позволило бы избежать возможного противодействия органов расследования, — считает Юрист.

Он отметил, что пока статус примирителей не очень понятен и возможно дублирование их функций психологами и педагогами. Однако, подчеркнул Эксперт, необходимо дождаться работы инициативы на практике, так как при правильном подходе она может стать эффективным способом разрешения конфликтов с участием несовершеннолетних.

По мнению психолога Александра Теслера, подобная служба может стать дублирующей, поскольку сейчас действуют и институт психологов, и инспекторы по делам несовершеннолетних, которые в случае большего финансирования могли бы работать лучше и полностью решать стоящие перед ними задачи.

— Относительно малолетних нарушителей сложно достичь примирения с жертвой, поскольку преступник ощущает собственную безнаказанность в силу своего возраста. Каким образом планируется примирять его с пострадавшими, я как психиатр с 42-летним стажем не понимаю, — сказал он «Известиям».

В Минюсте подчеркнули, что работа над законопроектом еще не завершена. Общественные обсуждения документа закончатся 20 сентября, после этого он будет направлен на рассмотрение правительственной комиссией по законопроектной деятельности и в случае одобрения внесен в Госдуму. После принятия инициативы правительство должно будет утвердить специальное положение о службах примирения.

/Известия/

Не допускается использование всех материалов, размещенных в разделе «Мониторинг СМИ» официального сайта Министерства юстиции Российской Федерации, без указания их правообладателя, указанного для каждой публикации

Дружественное правосудие. Малолетних преступников будут мирить с жертвами

К 2017 году у подростков, которые совершили преступления, появится шанс избежать строгого наказания в обмен на примирение, признание своей вины и возмещение всех видов ущерба. Такой законопроект разработал и отправил на согласование в правительство Минюст.

По аналогии с другими странами в России предлагается создать службу медиации, которая призвана помочь примирить потерпевшего и малолетнего преступника, а также убедить последнего возместить моральный и материальный ущерб. Эта служба также будет работать с преступниками-детьми до 14 лет, которые не подлежат уголовной ответственности.

Эксперты пока осторожно относятся к этой идее и говорят, что нужно бороться с истоками детской преступности, а не смягчать её последствия.  

Новую ювенальную практику законодатели назвали «дружественным к ребёнку правосудием». Идея о её создании впервые появилась в 2012 году, когда была разработана концепция сети служб медиации по всей стране.

Медиация (синоним примирения) должна лечь на плечи территориальных Комиссий по делам несовершеннолетних, которые работают при территориальных властях.

Читайте также:  Как делится наследство между женой и детьми после смерти мужа и отца

Для этого в комиссиях создадут службу медиации, а сотрудников службы назовут специалистами-примирителями.  

В декабре Минюст направил эти поправки на согласование в Правительственную комиссию по делам несовершеннолетних. 

Проект закона вносит изменения в Семейный, Уголовно-процессуальный и Уголовный кодексы. Согласно ему, будет развиваться новый подход к расследованию преступлений, совершённых детьми. Подход назвали «восстановительным правосудием».

Его цель — уменьшить последствия совершённой провинности, причём как для провинившегося ребёнка, так и для пострадавшего от него человека.

В документах это описано так: «Восстановительный подход предполагает отделение самого правонарушителя от проступка, им совершённого, и нужен, чтобы не допустить изменения социального статуса правонарушителя («навешивания ярлыков»).

Заниматься этим будут особые специалисты-примирители. Можно сказать, что это будут профессиональные переговорщики. Например, если малолетний школьник избил одноклассника, посредниками в разбирательстве между родителями детей будут выступать именно сотрудники этой новой службы.

Они постараются разобраться в причинах конфликта, договориться о компенсациях, определить, какая помощь нужна детям, не получил ли кто психологическую травму, а заодно проведут беседы с участниками конфликта.

В последнее время, когда в разных регионах страны дети жестоко избивают друг друга, такие посредники будут очень кстати. 

 Однако это лишь часть работы будущей службы. Вышеописанная ситуация касается детей младше 14 лет, которых ещё нельзя привлекать к уголовной ответственности по возрасту. Если речь идёт о подростках-преступниках старше 14 лет, то примирители будут участвовать в следственных действиях или или судебных процессах.

Чтобы легализовать появление и деятельность специалистов-примирителей в судопроизводстве наравне с адвокатами, соответствующие изменения внесут в УК и УПК.

В поправках в УПК чётко расписаны полномочия примирителей. Они смогут заявлять ходатайства, присутствовать на допросах, знакомиться с материалами дела своего подопечного, представлять доказательства.

Одной из важнейших частей их работы станет проведение встреч между потерпевшим и обвиняемым в присутствии следователя и адвокатов. Подобной практики в российском ювенальном законодательстве ещё не было.

На этих встречах сотрудник службы медиации попытается помирить жертву и обвиняемого, а также договорится об условиях, на которых это возможно.

Статья 61 УК, которая определяет смягчающие обстоятельства, пополнится новым пунктом: «Действия несовершеннолетнего, направленные на примирение с потерпевшим и заглаживание вреда».

Как понятно из названия, если подросток, например, украл кошелек, а потом вернул всё похищенное, раскаялся и извинился перед владельцем, это зачтут как смягчающее обстоятельство и, скорее всего, не назначат реальный срок. Это, пишут авторы законопроекта, позволит «исключить наказание, способное негативно повлиять на жизнь ребёнка».

Ведь если человек, только начавший жить, совершит преступление и попадёт в колонию, из-за общения с матерыми зэками у него может сформироваться совсем другой, негативный или озлобленный взгляд на жизнь.  

Те изменения, которые внесут в Семейный Кодекс, подразумевают, что теперь в бракоразводном процессе тоже смогут участвовать примирители. Правда, только если один из супругов —несовершеннолетний.

— Медиация всё-таки отличается по ряду черт от примирения. Примирения могут достичь две стороны, по обоюдному желанию, не привлекая адвокатов, посредников.

А медиация — это процесс с участием посредника, медиатора, по результатам которого обычно заключается соглашение, где прописаны параметры и условия отказа от претензий, — говорит адвокат Тагир Самакаев.

— Причём в данном случае сам медиатор и инициирует этот процесс примирения, и занимает в нём активную позицию.

По словам Самакаева, компенсация вреда, извинение и признание вины остаются одними из важных условий для примирения. Также адвокат отметил, что идея создать подростковую медиацию правильная, потому что направлена на укрепление института семьи.

Согласно Уголовному кодексу, ответственность по большинству преступлений наступает с 16 лет. Однако за некоторые категории криминала порог возраста может быть снижен.

Например, подростки с 14 лет могут отвечать за убийства, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, кражу, грабёж, теракт, разбой, изнасилование, вандализм, заведомо ложное сообщение о теракте, а также другие составы. Ребёнок до 14 лет вообще не подлежит никакой уголовной ответственности.

— Даже если ребёнка до 14 лет задержат за убийство, то уголовное дело против него закрывается в связи с отсутствием субъекта ответственности, — рассказал Лайфу один из следователей СКР по Москве. — В моей практике был случай, когда 13-летний подросток признался в убийстве двух бомжей в Москве и Санкт-Петербурге.

Мы установили, что такие убийства действительно были, всё совпало, но ребёнка пришлось отпустить на все четыре стороны из-за возраста, потому что сделать с ним ничего нельзя. Он до сих пор ходит среди нас.

Максимум, что грозит такому серийному убийце, — что его поместят в школу специального типа, где его будут воспитывать.

Другие эксперты пока скептически относятся к идее применять медиацию к детской и подростковой преступности.

— В законопроекте пишут, что специалисты по примирению будут представлять интересы несовершеннолетних в судах и на следствии, но этим уже и сейчас занимаются органы социальной опеки, — рассказал Лайфу один из сотрудников Генпрокуратуры.

Расследованием преступлений по малолетству занимается специальный отдел Следственного комитета. Даже несмотря на то, что малолетних нельзя привлекать, следователи обязаны каждый раз проводить полноценную проверку. Один из сотрудников этого отдела рассказал Лайфу, что подобные меры мало помогут.

К тому же, по словам следователя, такой подход может стать благодатной почвой для вымогательства и коррупции. Вдруг, к примеру, родители пострадавшего школьника станут вымогать деньги с родителей другого ребёнка за примирение.

Да ещё и пообещают поделиться долей со специалистом-примирителем, если он выступит посредником.

«Лайт-версия» служб примирения уже существует с 2014 года в российских школах. Там разбирают, как правило, мелкие проступки детей.

Статистика подростковой преступности говорит о том, что новой, «криминальной» службе медиации найдётся много работы.

Прокуратура Москвы осенью отчиталась, что за восемь месяцев 2016-го несовершеннолетние совершили 527 преступлений, что на 68 преступлений меньше, чем за восемь месяцев 2015-го.

Но при этом тяжких преступлений подростки стали совершать аж на 48% чаще, чем за тот же период год назад.

Например, осенью в Красноярске тринадцатилетний Андрей зарезал своего одноклассника во время «стрелки» на школьном дворе. А в городе Валдае школьники буквально на днях избили свою 13-летнюю одноклассницу. 

Россия не первопроходец в области медиации. Много стран ЕС уже приняли законы о примирении между правонарушителем и потерпевшим. Примирение есть в Каталонии (Испания), Англии и Уэльсе, Финляндии, Германии, Ирландии и Польше. Там медиацию инициируют Прокурор или судья.

В Австрии и Франции в уголовно-процессуальном кодексе также устанавливается медиация для несовершеннолетних. Её тоже инициирует прокурор, и чаще всего, если примирение достигнуто, для нарушителя всё заканчивается условным сроком. Похожие законы есть в Норвегии и Швейцарии. В Норвегии медиация распространяется как на детей, так и на взрослых.

А вот Швейцария допускает своих граждан до процедуры примирения уже после вынесения приговора, когда обвиняемые отбывают срок в тюрьме.

О концепции развития до 2020 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в российской федерации от 30 июля 2014

(с изменениями на 1 сентября 2018 года)

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития до 2020 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации.

(Пункт  в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2018 года N 1837-р. — См. предыдущую редакцию)

2. Рекомендовать федеральным органам исполнительной власти при осуществлении своей деятельности руководствоваться положениями Концепции, утвержденной настоящим распоряжением.

  • Председатель ПравительстваРоссийской Федерации
  • Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНАраспоряжением ПравительстваРоссийской Федерации

от 30 июля 2014 года N 1430-р

(с изменениями на 1 сентября 2018 года)

________________

* Наименование в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2018 года N 1837-р. — См. предыдущую редакцию.

Концепция развития до 2020 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации (далее — Концепция), разработана с целью реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы и пунктов 59, 61, 62, 64 и 65 плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 года N 1916-р (далее — план).

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2018 года N 1837-р. — См. предыдущую редакцию)

  1. Концепция определяет основные цели, задачи и направления действий по созданию сети служб медиации, организации их работы, подготовке кадров, внедрению с их помощью медиативной и восстановительной практики в работу с детьми и подростками, вовлечению всех государственных и общественных институтов, участвующих в воспитании и формировании личности — от семьи до высшей школы, включая органы и организации, привлекаемые в случаях, когда имеет место правонарушение, а также меры, направленные на повышение эффективности государственного управления в сфере обеспечения защиты прав и интересов детей.
  2. Концепция направлена на внедрение инновационных для Российской Федерации медиативно-восстановительных способов и механизмов предупреждения и разрешения конфликтов с участием детей и подростков, реагирования на правонарушения, в том числе в отношении детей, совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность.
  3. Такие механизмы:
  4. обеспечивают реальную социализацию правонарушителя за счет активной коррекционной работы, направленной на предоставление ему возможности оставаться полезным членом общества, которое не отождествляет его с совершенным им проступком;
  5. позволяют вести эффективную профилактическую работу по предупреждению асоциальных проявлений, правонарушений в детско-юношеской среде в целом;
  6. оказывают действенную помощь семье как важнейшему институту, определяющему развитие личности;
  7. содействуют образовательной системе в создании безопасного пространства, необходимого для формирования физически и психологически здоровой личности.
  8. Развитие сети служб медиации направлено на:
  9. создание системы профилактики и коррекции правонарушений среди детей и подростков, оказание помощи семье;
  10. формирование безопасной социальной среды для защиты и обеспечения прав и интересов детей;
  11. гуманизацию и гармонизацию общественных отношений, в первую очередь с участием детей и подростков;
  12. улучшение межведомственного взаимодействия всех органов и организаций, участвующих в работе с детьми и подростками.
  13. Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом российского и международного опыта развития медиации и восстановительного правосудия.
  14. Конвенция ООН о правах ребенка, гаагские конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей (от 1980 года), о юрисдикции, применимом праве, признании, принудительном исполнении и сотрудничестве в отношении ответственности родителей и мерах по защите детей (от 1996 года), а также ожидаемое присоединение России к Конвенции о международном порядке взыскания алиментов на детей и других форм содержания семьи (от 2007 года) накладывают на Российскую Федерацию международные обязательства по внедрению новых норм и стандартов работы в этой сфере, новых принципов, технологий и подходов, в том числе медиативного и восстановительного.
  15. Для достижения цели и решения задач Концепции и Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы потребуется внесение изменений в законодательство Российской Федерации, в том числе в уголовное законодательство, которое в настоящее время затрудняет применение медиативного инструментария и реализацию принципов восстановительного правосудия.
  16. Концепция является основой для разработки федеральных, региональных государственных и местных (муниципальных) программ, стратегий и планов, направленных на:
  17. защиту прав и интересов детей и подростков, профилактику правонарушений, помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, неблагополучным и оказавшимся в сложной ситуации семьям;
  18. формирование механизмов восстановления прав потерпевших от противоправных действий несовершеннолетних, не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности;
  19. содействие позитивной социализации и ресоциализации несовершеннолетних, отбывающих или отбывших наказание в местах лишения и ограничения свободы, исправительных учреждениях, а также тех, кто не достиг возраста привлечения к уголовной ответственности, предотвращение повторных правонарушений.
  20. В Концепции используются следующие понятия:
  21. «восстановительное правосудие» — новый подход к отправлению правосудия, направленный прежде всего не на наказание виновного путем изоляции его от общества, а на восстановление материального, эмоционально-психологического (морального) и иного ущерба, нанесенного жертве, сообществу и обществу, на осознание и заглаживание вины, восстановление отношений, содействие реабилитации и ресоциализации правонарушителя;
  22. «восстановительный подход» — использование в практической деятельности, в частности в профилактической и коррекционной работе с детьми и подростками, в том числе при разрешении споров и конфликтов и после совершения правонарушений, умений и навыков, направленных на всестороннее восстановление отношений, доверия, материального и морального ущерба и др.;
  23. «медиация» — способ разрешения споров мирным путем на основе выработки сторонами спора взаимоприемлемого решения при содействии нейтрального и независимого лица — медиатора;
  24. «медиативный подход» — подход, основанный на принципах медиации, предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения и (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры;
  25. «сертификация» — деятельность по подтверждению соответствия организаций, выполняющих роль служб медиации, установленным требованиям.
Читайте также:  Можно ли и как вернуть неисправный телефон в магазин?

Забота государства о детях является безусловным приоритетом социально-экономического развития Российской Федерации. Достигнутые в этом направлении результаты, особенно в последние годы, очевидны.

Для защиты прав и интересов детей, оказания им помощи в трудных ситуациях, лучшей социализации детей и подростков государством создано большое количество органов и организаций, работающих с детьми.

К их числу относятся:

  • центры социальной помощи семье и детям;
  • центры психолого-педагогической помощи населению;
  • центры экстренной психологической помощи по телефону;
  • социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
  • социальные приюты для детей;
  • центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
  • реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями;
  • центры социального обслуживания населения;
  • комплексные центры социального обслуживания населения;
  • центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел;
  • специальные учебно-воспитательные образовательные организации для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением;
  • другие организации (учреждения) социального обслуживания семьи и детей.

Однако стандарты и эффективность работы указанных организаций не отвечают потребностям современного общества, новым проблемам и вызовам. Очевидна и проблема несогласованности действий и многочисленности служб, отвечающих за работу с детьми. Создание на различных уровнях межведомственных комиссий для координации их деятельности принципиально не меняет ситуацию.

Продолжают развиваться неблагоприятные тенденции общественной жизни.

Усиливается социальное расслоение людей и семей, слабо работают «социальные лифты», размывается система нравственных ценностей и ориентиров, рынок успешно заменяет ее чисто потребительскими ценностями, деградирует культура.

Культ насилия, агрессивность, конфликтность, отсутствие чуткости, сострадания, глубинные деформации человеческого общения (например, замена на общение исключительно в социальных сетях) и многое другое являются приметами современного общества, оказывающими крайне негативное влияние прежде всего на детей и подростков. Все это никак не способствует формированию благоприятной, гуманной и безопасной среды для их развития и социализации. Кроме того, в школах непрерывно усложняются программы, растет нагрузка, а с ней и стрессы.

В связи с усиливающимися миграционными процессами обостряются межнациональные проблемы, возникает необходимость в формировании навыка существования в многоликом пространстве разнообразных культур.

В результате действия всех этих неблагоприятных факторов растут или остаются стабильно высокими показатели детской и подростковой преступности, правонарушений, самоубийств, асоциальные проявления (например, детская наркомания, детский алкоголизм, безнадзорность).

Так, в 2012 году в Российской Федерации вынесено более 40 тысяч постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетних в связи с недостижением ими возраста уголовной ответственности. Внушительная цифра позволяет констатировать достаточно большое количество преступлений, совершаемых малолетними преступниками.

В то же время правосудие в отношении детей остается по своей сути карательным, зачастую усугубляя положение детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. При этом уголовно-исполнительная система, несмотря на имеющийся прогресс в понимании необходимости ее гуманизации, особенно по отношению к детям, сохранила многие черты старой, еще советской пенитенциарной системы.

Состояние и тенденции преступности несовершеннолетних — один из важнейших индикаторов развития общества. Нравственная картина общества определяется его отношением к детям, а борьба с преступностью не становится эффективнее при ориентации законодательства на карательные процедуры.

Согласно статье 19 Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года и ратифицированной в 1990 году Российской Федерацией, объектом особого внимания государства должны стать права и законные интересы несовершеннолетних, попавших в сферу уголовного судопроизводства.

  1. Медиация и восстановительный подход, являясь реальным инструментарием для решения задачи профилактики и коррекции в работе с детьми и подростками, делают лишь первые шаги.
  2. Восстановительное правосудие предполагает активное вовлечение всех сторон, чьи интересы были затронуты событием и (или) асоциальными или противоправными действиями, в процесс заглаживания вины посредством применения медиации и восстановительной практики.
  3. Восстановительный подход предполагает отделение самого правонарушителя от проступка им совершенного, недопущение изменения социального статуса правонарушителя («навешивания ярлыков»), минимизацию последствий правонарушения и наказания, способных негативно повлиять на дальнейшую жизнь ребенка, формирование у правонарушителя понимания совершенного поступка как проступка, осознания необходимости отвечать за свои поступки и их последствия.

Медиатор не наделен правом и полномочиями принятия решения по спору, а лишь содействует сторонам в поиске решения, основанного на договоренностях, отражающих интересы и потребности сторон спора. Медиация сохраняет за сторонами спора всю полноту власти и влияния на процесс выработки и принятия решения по спору, а также на содержание этого решения.

Медиация альтернативна судебному разбирательству, в котором решение принимает судья, а не стороны спора.

Медиация как Процедура по самой своей природе является восстановительным механизмом, поскольку ее базовыми принципами являются равноправие и взаимоуважение сторон, конструктивное поведение в условиях конфликта, ненасильственное реагирование на ситуации напряжения и эскалации конфликта.

Медиативный подход может использовать любой человек, прошедший соответствующее обучение, в том числе для разрешения или предотвращения спора, в котором он сам выступает стороной. Медиативный подход эффективен и необходим в качестве дополнительной компетенции, применяемой в повседневной профессиональной деятельности, в первую очередь представителям социально ориентированных профессий.

Продвижение идей восстановительного правосудия и восстановительного подхода в работе с детьми и подростками идет в настоящее время стихийно и фрагментарно. Чаще всего такие усилия предпринимаются отдельными негосударственными организациями.

В некоторых регионах существуют региональные программы.

Однако недостаточная координация деятельности различных органов и организаций, работающих с детьми, отсутствие необходимой подготовки кадров (обученности их современным технологиям работы с детьми) позволяют говорить пока лишь об отдельных успехах.

Непросто обстоит дело и с интеграцией медиации в нынешнюю систему правосудия. В условиях, когда количество обращений в суд превышает 25 млн. в год, именно судебная система может и должна стать основным элементом, содействующим формированию культуры мирного разрешения споров.

Это является также чрезвычайно важным и для самой судебной системы, страдающей от перегруженности делами, снижение вследствие этого качества правосудия, снижение уровня доверия общества к судебной власти.

При этом, чтобы квалифицированно направлять на процедуру медиации или применять медиативные навыки с целью содействия примирению сторон в суде, судьи должны пройти подготовку, которая даст им не только знания, умения и навыки медиации, но и поможет преодолеть подчас очень сильные психологические барьеры по отношению к нетрадиционным и непривычным формам работы. Так, если в целом мировым соглашением или иными формами примирения заканчивается менее 3 процентов судебных споров, то у судей, владеющих медиативным подходом, этот показатель достигает 33 процентов.

В целом по числу споров, разрешаемых с помощью внесудебной и досудебной медиации, статистики не ведется, но очевидно, что это количество постепенно растет, оставаясь при этом незначительной величиной относительно числа споров, переполняющих судебную систему.

Читайте также:  Жалоба на соседей (образец): куда жаловаться, как правильно написать жалобу

В то же время идет активная интеграция Российской Федерации в развивающееся мировое сообщество и международное правовое поле с соответствующим переходом на международные нормы и стандарты, методы и технологии работы с детьми и подростками, в том числе с вступившими в конфликт с законом.

В последние годы значительно повысилось внимание гражданского общества к проблемам создания благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации детей и подростков. Различные неправительственные организации предлагают самые разнообразные меры — от полезных и важных до опасных.

Более того, значение задачи внедрения медиации и восстановительного правосудия в защиту прав детей выходит далеко за пределы первичного контура «ребенок — семья — школа (специальное учреждение)». Если гуманный инструментарий решения трудных ситуаций будет успешно внедрен в сферу защиты прав и интересов детей, он будет быстрее распространен и на все общество.

Государственный медиатор?

5 октября 2020 г. 18:23

Минюст России подготовил проект закона «Об урегулировании споров с участием посредника (медиации) в Российской Федерации», которым предлагается узаконить запрет на совмещение адвокатской деятельности с деятельностью медиатора

Как стало известно «АГ», Минюст России подготовил проект закона «Об урегулировании споров с участием посредника (медиации) в Российской Федерации», который был направлен на изучение и составление заключений членам профессионального сообщества медиаторов.

Согласно пояснительной записке проект призван создать благоприятные условия для развития медиативных практик в России, их дальнейшей популяризации и совершенствования, что «позволит упростить и сделать более доступной защиту прав граждан и организаций, а также снизить нагрузку на судебную систему».

Сейчас медиаторами не могут быть лица, замещающие региональные и федеральные госдолжности, а также государственные и муниципальные служащие (ч. 5 ст. 15 Закона о медиации). Однако ч. 5 ст. 10 законопроекта установлено, что медиаторами также не смогут быть адвокаты и нотариусы.

Документ вызвал серьезную критику экспертов, в частности Национальная ассоциация профессиональных медиаторов «ПАРИТЕТ», президентом которой является председатель КА № 1 г. Тулы Юлия Дубинина, подготовила подробные замечания к нему.

Вице-президент ФПА РФ Михаил Толчеев назвал законопроект «попыткой практически полного огосударствления» медиации.

В пояснительной записке ведомство отмечает важность своих новых полномочий, вытекающих из законопроекта. Так, именно Минюст будет осуществлять полное нормативное регулирование процедуры допуска медиаторов, в том числе утверждать единые стандарты обучения медиаторов. Он же займется ведением реестра медиаторов.

«Данные полномочия позволят выработать унифицированный подход к проведению организационно-правовых мероприятий по реализации положений проекта федерального закона в отношении медиации как одному из способов альтернативного урегулирования споров», – утверждает Минюст в пояснительной записке. Он также напомнил, что сейчас занимается схожей деятельностью в отношении третейского разбирательства.

Ужесточение требований к медиаторам

Согласно ст. 15 действующего Закона о медиации деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе. В последнем случае медиаторами могут быть полностью дееспособные лица старше 18 лет, у которых нет судимости.

К профессиональным медиаторам ст. 16 Закона о медиации предъявляет более серьезные требования: возраст не менее 25 лет, высшее образование и дополнительное профессиональное образование в сфере медиации. Профессиональными медиаторами также могут быть судьи в отставке.

В ст. 10 законопроекта изложены иные требования к медиаторам. В случае принятия поправок ими смогут стать только лица:

  • – достигшие 30 лет;
  • – имеющие высшее образование по направлениям и специальностям в области юриспруденции, психологии, педагогики;
  • – прошедшие подготовку, соответствующую требованиям стандартов и программы подготовки медиаторов, утвержденной уполномоченным органом;
  • – прошедшие стажировку у медиатора;
  • – имеющие стаж работы по специальности не менее 5 лет;
  • – внесенные в единый федеральный реестр медиаторов.
  • Не предъявляются такие требования лишь к судьям в отставке и медиаторам, осуществляющим деятельность в образовательных организациях.

Ведущий юрист, медиатор АБ «Конова и Партнеры», член Коллегии посредников ТПП РФ Екатерина Смольянникова подчеркнула, что объяснить логику, по которой юрист может быть медиатором, а адвокат – нет, невозможно.

«Являясь тренером по медиации и отучив сотни адвокатов, а также нотариусов, судей, судей в отставке и представителей других специальностей, уверенно утверждаю, что “пригодность” для медиации определяется не профессией, а личными качествами каждого отдельного человека.

Среди перечисленных специалистов были прирожденные медиаторы, но встречались и те, кто не сможет работать вне зависимости от длительности обучения и количества стажировок», – подчеркнула эксперт.

Адвокат, партнер юридической фирмы INTELLEСT, медиатор Дмитрий Загайнов отметил, что закрепить законодательно предлагается и статус судебных примирителей. Поясним, что в п. 4 ст.

2 проекта указано, что судебный примиритель – судья, пребывающий в отставке.

Порядок проведения судебного примирения и требования к судебному примирителю определяются процессуальным законодательством, законодательством о статусе судей и Регламентом проведения судебного примирения, который утверждает ВС РФ.

Дмитрий Загайнов напомнил, что в октябре 2019 г. Пленум ВС утвердил Регламент проведения судебного примирения, где впервые были сформулированы требования к судебным примирителям.

«Судебный примиритель – это судья, пребывающий в отставке и включенный в список судебных примирителей, который утверждается Пленумом ВС.

Но поскольку Пленум не может являться полноценной нормативной базой деятельности для судебных примирителей, то, на мой взгляд, родилась идея подготовить новый законопроект, где статус судебных примирителей будет официально закреплен.

Таким образом, появляется государственный медиатор, который фактически и будет способствовать урегулированию споров, рассматриваемых в том суде, за которым закреплен соответствующий судебный примиритель», – убежден адвокат. На этом фоне вполне понятно желание авторов законопроекта узаконить запрет на совмещение адвокатской деятельности с деятельностью медиатора, считает Дмитрий Загайнов.

Адвокаты и нотариусы не смогут быть медиаторами

Сейчас медиаторами не могут быть лица, замещающие региональные и федеральные госдолжности, а также государственные и муниципальные служащие (ч. 5 ст. 15 Закона о медиации). Однако ч. 5 ст. 10 законопроекта установлено, что медиаторами также не смогут быть адвокаты и нотариусы. Иное, как и сейчас в отношении госслужащих, может быть предусмотрено федеральными законами.

«АГ» направила в Минюст запрос с просьбой пояснить, чем обусловлена необходимость введения такого запрета для адвокатов. Ответ от ведомства пока не поступил.

В комментарии «АГ» вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Михаил Толчеев назвал поправки «попыткой практически полного огосударствления» медиации.

«Предполагается, что уполномоченный орган утвердит кодекс профессиональной этики и стандарты деятельности медиатора, государственная квалификационная комиссия, состоящая из представителей органов юстиции, правоохранительных органов и судов, будет принимать экзамены и решения о соответствии действий требованиям кодекса профессиональной этики. Авторы законопроекта позаботились даже о том, что при проведении обязательной медиации расходы медиатора компенсируются за счет бюджета лишь частично», – пояснил Михаил Толчеев.

В то же время, подчеркнул он, отсутствует сама идея создания саморегулируемой организации, которая определяла бы хоть какие-то профессиональные особенности деятельности.

«Таким образом, несмотря на то, что осуществлять эту деятельность могут практически любые лица, достигшие 30-летнего возраста (непонятно, чем обусловлена именно такая цифра), в случае принятия концепции законопроекта медиацию нельзя будет больше считать самостоятельной профессией.

Она превращается в исполнение государственной функции», – убежден вице-президент ФПА. При этом в проекте специально оговаривается, что медиатором не могут быть иные государственные служащие, а также непонятно по какой причине, нотариусы и адвокаты, заметил он.

«Концепция законопроекта представляется не правильной по своим основным посылам. Примечательно, что подобный подход был реализован в законопроекте Минюста СССР об адвокатуре, который обсуждался еще в начале 90-х гг. прошлого века.

Тогда независимость адвокатуры удалось отстоять, – напомнил Михаил Толчеев.

– Позднее судьи КС РФ указывали на конституционную несостоятельность идеи тотального контроля и возможности исполнения публично значимых функций исключительно государственными или полностью контролируемыми им субъектами.

Такой подход основан на преувеличении талантов чиновничества и недоверии к негосударственным общественным институтам, их способности к самоорганизации и самоконтролю. Помимо прочего, отмечалось, что это ведет и к совершенно ненужному расходованию бюджетных средств».

С учетом изложенного, подытожил Михаил Толчеев, вряд ли этот законопроект может быть поддержан адвокатским сообществом.

«И уж точно, хотелось бы рассчитывать, что он не знаменует собой изменение подходов в нормативном регулировании, усиление контроля и понижение гарантий независимости общественных институтов, в том числе исполняющих возложенные на них публичные функции», – заключил вице-президент ФПА.

Председатель КА № 1 г. Тулы, президент Национальной ассоциации профессиональных медиаторов «ПАРИТЕТ» Юлия Дубинина напомнила, что ФПА РФ предлагает адвокатам пройти обучение медиации и засчитывает их в часы повышения квалификации.

«Давайте говорить откровенно: то, что сейчас медиация пробуждается от многолетней спячки и, наконец, обретает черты действующего института, – во многом заслуга адвокатского сообщества, региональных адвокатских палат и ФПА», – подчеркнула Юлия Дубинина.

По ее словам, только в Тульской области более 40 членов адвокатской палаты являются профессиональными медиаторами.

«Участие адвоката в процедуре медиации связано с оказанием сторонам спора квалифицированной юридической помощи в разработке конструктивного и в то же время законного и исполнимого соглашения по спорным вопросам.

Еще более абсурдным выглядит данный запрет в свете того, что предложенный законопроект предусматривает применение процедуры медиации по уголовным делам», – отметила адвокат.

По ее мнению, логично установить запрет на совмещение адвокатом деятельности медиатора и оказания юридической помощи одной из сторон спора или третьему лицу с противоположными интересами.

После опубликования материала «АГ» получила письмо от пресс-службы Минюста.

Ведомство не стало отвечать на поставленные вопросы, ограничившись лишь указанием на то, что сейчас законопроект проходит «межведомственное согласование с заинтересованными федеральными государственными органами, учреждениями и организациями». По результатам этого документ будет опубликован для общественного обсуждения на официальном сайте www.regulation.gov.ru, сообщила пресс-служба Минюста.

Подробная информация опубликована на сайте advgazeta.ru.

Екатерина Коробка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector