Закон

Минтруд утвердил новые правила выплаты детских пособий и больничных

В чем суть нового порядка

Суть перехода к новой модели заключается в следующем: сейчас при наступлении страхового случая (больничный, рождение ребенка и т.д.

) работодатель сам выплачивает работнику положенные социальные пособия, а страховые взносы перечисляет в бюджет ФСС за вычетом этих расходов.

Если объем расходов работодателя на выплаты пособий превышает сумму начисленных взносов, подлежащих уплате в бюджет ФСС, он обращается в фонд за возмещением средств на выплату пособий.

По новой схеме ФСС назначает и выплачивает гражданину пособия напрямую, минуя работодателя. За работодателем останется только функция предоставления в фонд необходимых документов для выплаты пособия работнику. Также предприятие должно будет оплачивать работнику первые три дня болезни (вместе с зарплатой).

Принципиальное отличие новой системы прямых выплат ФСС от старой в том, что оплата пособий больше не будет зависеть от того, перечисляет ли организация страховые взносы, замечает член генерального совета «Деловой России» Алексей Кучмин.

Также неважно, есть ли деньги на ее расчетном счете, — выплаты производит ФСС, добавляет он. «Главное, что должен сделать работодатель из пилотного региона — своевременно представить пакет необходимых документов.

Данные должны быть переданы в течение пяти календарных дней после того, как сотрудник принес документы в свою организацию», — добавил он.

Работнику в случае заболевания или при наступлении отпуска по беременности и родам достаточно будет оформить листок нетрудоспособности в электронном виде, поясняют в Минтруде. «Необходимость личного обращения застрахованного лица к работодателю с заявлением отпадает», — добавляют в министерстве.

Пособие по временной нетрудоспособности в связи с заболеванием или травмой первые три дня выплачивается за счет средств работодателя, а с четвертого — за счет средств ФСС. Если страховой стаж работника составляет менее пяти лет, ему выплачивают пособие по нетрудоспособности в размере 60% среднего заработка, от пяти до восьми лет страхового стажа — 80%, от восьми лет — 100%.

Таким образом, заболевший работник будет получать пособие в два этапа: за первые три дня — от работодателя, за остальные дни — от ФСС.

Выплаты по материнству включают пособия по беременности и родам, а также по уходу за ребенком.

Первые сейчас выплачиваются застрахованным женщинам суммарно за весь период отпуска по беременности и родам (или 70 дней после усыновления).

Размер пособия по уходу за ребенком составляет 40% от среднего заработка, оно выплачивается за весь период со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В чем преимущества нового порядка

При переходе на новый порядок получение пособий перестает зависеть от сроков выплаты зарплаты: ФСС выплатит пособие в течение десяти календарных дней с момента подачи документов, отмечает Минтруд.

Кроме того, работники гарантированно получат пособия независимо от финансового положения работодателя.

До перехода к новой системе причиной задержек на практике часто были финансовые и другие проблемы работодателя, замечают в министерстве.

Однако новая система не избавляет работников от необходимости обращения в ФСС в том случае, например, если работодатель по каким-либо причинам не передаст необходимые сведения о работнике, предупреждает глава правового департамента «Конфедерации труда России» Олег Бабич.

Работодатели оценят преимущества проекта: не надо изыскивать средства на выплату пособий и отражать эти суммы в отчетности, добавляет Кучмин. Главная сложность — большой объем дополнительной работы по обработке заявлений и формированию реестров, замечает он.

«Количество операций увеличивается в разы, если работодатель не пользуется электронными больничными. На каждый вид пособия работник заполняет форму заявления, которая состоит из семи листов.

Также участники пилотного проекта должны составлять три вида реестров для некоторых выплат», — сетует Кучмин.

Куда будут начисляться прямые выплаты

Работник через работодателя предоставляет территориальному органу ФСС информацию о выбранном способе выплаты ему пособия по обязательному социальному страхованию — например, данные банковской карты (счета), на которую переводятся выплаты, объяснили в Минтруде. «Обращаем внимание, что это может быть любая банковская карта. В случае, если у гражданина нет банковского счета, выплата может быть сделана почтовым переводом», — подчеркнули в ведомстве.

С 1 октября 2020 года пенсии, пособия по безработице, ежемесячные выплаты на детей с трех до семи лет и другие социальные выплаты перечисляются только на карты платежной системы «Мир».

По словам председателя Госдумы Вячеслава Володина, таким образом «средства граждан будут защищены, потому что это национальная платежная система».

«Таких гарантий [другие] платежные системы не дают — ни Visa, ни Mastercard, когда им начинают вкручивать поручения со стороны Госдепа [США] и других ведомств», — замечал он.

«Я боюсь, что государство воспользуется переходом на новый порядок для того, чтобы обязать всех работников получить карту «Мир», — рассуждает Бабич. Как только система заработает в полном объеме, в 2022 году, произойдет та же ситуация, что уже случилась со всеми социальными выплатами: люди будут вынуждены оформлять карту «Мир» для получения пособий, полагает он.

Тем не менее на данный момент в пилотных регионах можно получить пособие не только на карту «Мир», но и на любой банковский счет.

В чем основные риски прямых выплат

Главный риск — это потенциальная финансовая неустойчивость системы и дефицит средств на покрытие социальных обязательств ФСС, указывала недавно Счетная палата по итогам проверки пилотного проекта «прямых выплат».

«Особенно этот риск обостряется на фоне нестабильной эпидемиологической обстановки», — подчеркивали аудиторы. На протяжении всего пилотного проекта в регионах территориальным органам ФСС не хватало средств для «прямой» оплаты больничных и выплаты материнских пособий.

По итогам 2019 года 40 из 59 пилотных регионов столкнулись с дефицитом средств.

Недостающие суммы регионам ежегодно компенсировались из резерва ФСС, который формировался за счет свободных средств «регионов-доноров», не участвующих в пилотном проекте — Москвы, Подмосковья и Санкт-Петербурга, указывают аудиторы.

Но при полном переходе на прямой порядок выплат возникает необходимость погашения кредиторской задолженности ФСС перед работодателями (регулярно образовывалась за счет превышения расходов на выплату пособий над суммой начисленных страховых взносов), отмечают аудиторы.

На конец 2020 года, по оценке Счетной палаты, объем задолженности составит 52 млрд руб., и основная доля (56,2%) придется как раз на территориальные органы ФСС по Москве, Санкт-Петербургу и Московской области, что не позволит им в 2021 году быть донорами средств для других регионов.

По оценкам экспертов Счетной палаты, общий дефицит бюджета ФСС к концу 2020 года на фоне пандемического кризиса составит более 80 млрд руб., к концу 2021 года — около 56 млрд руб.

Однако, согласно проекту бюджета ФСС, дефицит бюджета фонда в 2021 году прогнозируется на уровне 17,6 млрд руб.

, к 2022 году он увеличится более чем в три раза и достигнет 59,4 млрд руб, а к 2023 году возрастет до 91 млрд руб.

В 2021 году переход на «прямые выплаты» приведет к тому, что ФСС либо понадобится поддержка федерального бюджета, либо он будет вынужден использовать накопленный резерв по взносам на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, что в свою очередь может создать риски уже для этого вида страхования. Кроме того, возможность покрытия дефицита по одному виду страхования за счет другого законодательно сейчас не предусмотрена, подчеркивают аудиторы.

Однако в ФСС уверены, что дефицит будет полностью покрыт за счет собственных остатков средств. «Бюджет фонда абсолютно сбалансирован, что обеспечивает исполнение всех социальных обязательств перед застрахованными лицами в полном объеме», — указывала первый зампредседателя ФСС Татьяна Лотоцкая.

Еще одна проблема — медицинские организации и работодатели пока недостаточно готовы к работе в цифровом формате, считают аудиторы. Только 39,6% (10,11 тыс.

) медицинских учреждений в России оформляют электронные больничные.

Доля работодателей, использующих систему информационного взаимодействия, где собираются данные об электронных больничных, не превышает 14,8%, следует из анализа Счетной палаты.

Больничный по уходу за ребенком — изменения в 2021 году

С 1 сентября 2021 года ФСС будет выплачивать 100 % от среднего заработка сотрудникам, которые берут больничный по уходу за ребенком до 8 лет (ст. 4 Федерального закона от 26.05.2021 № 151-ФЗ). Это значит, что при болезни ребенка семи лет и младше не имеет значения стаж родителя и порядок лечения (на дому или в больнице).

Для детей в возрасте от 8 лет правила останутся прежними (ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Больничный выплачивается в следующих размерах:

  • при лечении ребенка в амбулаторных условиях: за первые 10 календарных дней — в зависимости от страхового стажа, за последующие дни — в размере 50 % среднего заработка;
  • при лечении ребенка в стационарных условиях (в условиях дневного стационара) —  в зависимости от страхового стажа.
Читайте также:  Может ли работодатель отказать в предоставлении отпуска?

Еще одно важное изменение — размер больничного при пересчете на полный месяц не должен быть меньше МРОТ с учетом районного коэффициента (если он применяется). Такой порядок действует с 1 апреля 2020 года, подробнее о нем можно прочитать в статье «Расчет больничных в 2021 году — сравнение с МРОТ и районные коэффициенты».

Как рассчитать сумму больничного по уходу за ребенком

За время болезни ребенка родитель, взявший больничный по уходу, получит пособие. Его размер зависит от следующих факторов:

  • страховой стаж;
  • средний заработок;
  • возраст ребенка;
  • болезнь;
  • продолжительность лечения;
  • форма лечения.

Шаг 1. Узнаём страховой стаж

Порядок подсчета и подтверждения страхового стажа утвержден приказом Минтруда и соцзащиты от 09.09.2020 № 585н. Процент среднего заработка, выплачиваемый за время больничного, зависит от стажа:

  • стаж меньше 5 лет — 60 % среднего заработка;
  • стаж от 5 до 8 лет — 80 % среднего заработка;
  • стаж 8 лет и более — 100 % среднего заработка.

Взрослый, который ухаживает за ребенком младше 8 лет, получит пособие в размере 100 % среднего заработка, даже если его страховой стаж менее 8 лет.

Шаг 2. Рассчитываем средний заработок

Средний дневной заработок рассчитывается по формуле:

Средний дневной заработок = Выплаты работнику за расчетный период / 730

Расчетный период — два прошедших календарных года. Учитываются все выплаты, с которых были уплачены взносы в связи с временной нетрудоспособностью и материнством (ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Для больничного в 2021 году расчетный период — с 1 января 2019 по 31 декабря 2020 года.

В 2021 году среднедневной заработок для расчета больничного не может превышать 2 434,25 рубля и не может быть меньше 420,56 рубля.

Шаг 3. Считаем количество дней к оплате

ФСС оплачивает детский больничный с первого дня нетрудоспособности. Количество оплачиваемых дней в календарном году ограничено и зависит от возраста заболевшего и вида заболевания (п. 5 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Сколько дней в году оплатит ФСС

Возраст ребенка Особые условия Код причины нетрудоспособности Количество оплачиваемых дней в году
Старше 15 лет 09 30 дней, но не больше 7 дней по каждому случаю
От 7 до 15 лет 09 45 дней, но не больше 15 дней по каждому случаю
Младше 7 лет 09 60 дней
Младше 7 лет Заболевание входит в Перечень Минздравсоцразвития 12 90 дней
Младше 18 лет Дети-инвалиды 13 120 дней
Младше 18 лет Болезнь связана с поствакцинальным осложнением, злокачественными образованиями, ВИЧ-инфекцией 14 и 15 Без ограничений

Шаг 4. Узнаём, как лечили ребенка, — на дому или в больнице

Если ребенку меньше 8 лет, то не имеет значения, как он проходил лечение — дома или в медицинском учреждении. ФСС в любом случае выплатит родителю пособие в размере 100 % от среднего заработка за все время нетрудоспособности.

Если же ребенку 8 лет или больше, то важно определить, лечили его амбулаторно или в стационарных условиях:

  • при амбулаторном лечении — 10 дней оплачивается в зависимости от страхового стажа, а 11-й и последующие дни оплачиваются в размере 50 % от среднего заработка;
  • при стационарном лечении — больничный оплачивается в зависимости от стажа на весь срок лечения.

Если в стационаре лечится ребенок старше 15 лет, то больничный по уходу не оформляют (п. 46 приказа Минздрава от 01.09.2020 № 925н).

Во всех случаях ФСС не будет выплачивать пособие по временной нетрудоспособности за дни, которые вышли за рамки лимита (п. 5 ст. 6 Федерального закона № 255-ФЗ).

Примеры расчета больничных по уходу за ребенком с 1 сентября 2021

Мы подготовили примеры расчета больничных для детей семи лет и младше, чтобы показать, как новые правила работают на практике.

Общие условия

  • стаж работы сотрудницы — 4 года;
  • зарплата за 2019 и 2020 годы — 465 000 рублей и 845 000 рублей;
  • средний заработок — 1 794,52 рубля = (465 000 + 845 000) / 730.

Пример 1. Ребенку 5 лет, больничный после 1 сентября

Сотрудница ушла на больничный, чтобы ухаживать за пятилетней дочкой с 3 по 17 сентября 2021 года. Ребенок лечился дома, но мама регулярно ходила с ним к врачу на осмотры.

Так как ребенку меньше 8 лет, мама получит пособие в размере 100 % от среднего заработка за весь период лечения, несмотря на то, что ее стаж всего 4 года и ребенок лечился амбулаторно больше 10 дней.

Сумма больничного составит: 1 794,52 рубля × 100 % × 15 дней = 26 917,8 рубля.

Пример 2. Ребенку 5 лет, больничный переходящий — до и после 1 сентября

Сотрудница ушла на больничный, чтобы ухаживать за пятилетней дочкой с 6 августа  по 9 сентября 2021 года. Ребенок лечился амбулаторно.

За весь период болезни до 9 сентября включительно пособие выплачивается в зависимости от страхового стажа и типа лечения (амбулаторный). После 1 сентября пособие будут считать по прежним правилам, так как новый порядок применяется только для страховых случаев, наступивших после 01.09.2021.

Это значит, что за весь период ухода за ребенком мама получит пособие в следующем размере:

  • за первые 10 дней амбулаторного лечения — 1 794,52 рубля × 60 % × 10 дней = 10 767,12 рубля;
  • за следующие 25 дней амбулаторного лечения — 1 794,52 рубля × 50 % × 25 дней = 22 431,5 рубля.

Итоговая сумма больничного составит 33 198,62 рубля.

Пример 3. Ребенку 7 лет, амбулаторное лечение после 1 сентября

Та же сотрудница взяла больничный для ухода за заболевшим сыном 7 лет с 1 по 20 сентября. Ребенок лечился амбулаторно.

Так как ребенок младше 8 лет, то больничный будет выплачиваться в размере 100 % среднего заработка независимо от стажа и формы лечения. Но следует учесть, что для детей семи лет, по одному случаю болезни ФСС оплачивает только 15 дней. Поэтому еще 5 дней временной нетрудоспособности останутся неоплаченными.

Сумма больничного составит: 1 794,52 рубля × 100 % × 15 дней = 26 917,8 рубля.

«Прямые выплаты»: больничные и декретные работнику оплатит Фонд социального страхования

Минтруд РФ предлагает законодательно закрепить новый порядок выплаты по больничным листам и выплачиваемым в рамках социального страхования пособиям гражданам, имеющим детей. После принятия законопроекта эти выплаты будут приходить сотруднику напрямую от Фонда социального страхования, а не со счета работодателя. Такой порядок пилотируется в регионах уже с 2011 года. С января 2020 года по этому механизму работают в 69 субъектах Российской Федерации.

Раньше в стране повсеместно действовала так называемая «зачетная система» начисления пособий, предусмотренных системой социального страхования. Пособия выплачивал работникам работодатель в счет уплаты страховых взносов.

 «Прямые выплаты» дают ряд преимуществ как для застрахованного гражданина, так и для предприятия. Раньше, осуществляя страховые выплаты, предприятия при недостаточности начисленных страховых взносов изымали средства из оборота до момента возвращения средств в компанию со счетов Фонда социального страхования.

Предлагаемый нами порядок избавляет работодателя от этой необходимости. Значительно сокращаются временные затраты предприятий на обработку и расчет пособий. Механизм уже проверен регионами в рамках пилота и хорошо зарекомендовал себя на практике», — заявил Министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков.

Благодаря проекту «Прямые выплаты» получение пособий перестает зависеть от сроков выплаты заработной платы. Фонд выплатит пособие в течение 10 календарных дней с момента подачи документов.

Кроме того, застрахованным гарантируется получение пособий независимо от того, состоятелен их работодатель финансово или нет. До перехода к новой системе причиной задержек на практике часто были финансовые и другие проблемы работодателя.

При модели прямых выплат этот фактор риска устраняется.

Виды пособий, выплачиваемых в «прямых выплатах» непосредственно застрахованному:

  • Пособие по временной нетрудоспособности
  • Пособие по беременности и родам
  • Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности
  • Единовременное пособие при рождении ребенка
  • Ежемесячное пособие по уходу за ребенком
  • Пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием
  • Оплата пострадавшим на производстве санаторно-курортного лечения сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно.

Напомним, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.

2011 № 294 в России в пилотном режиме реализуется проект ФСС РФ «Прямые выплаты», направленный на осуществление страховых выплат по обязательному социальному страхованию застрахованным лицам непосредственно территориальными органами Фонда.

В 2011 году проект начался в двух регионах — Нижегородской области и Карачаево-Черкесской Республике, поэтапно переходили другие регионы РФ, а с января 2020 механизм прямых выплат уже реализуют 69 субъектов Российской Федерации.

Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей от 29 сентября 2020

(с изменениями на 20 декабря 2021 года)

В соответствии с подпунктом 5.2.103 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст.3528; 2020, N 31, ст.5184),

приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей.     

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. N 1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 декабря 2009 г., регистрационный N 15909);

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 августа 2010 г.

N 709н «О внесении изменений в Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. N 1012н» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 октября 2010 г., регистрационный N 18751);

Читайте также:  Можно ли заявлять требования по выделу 1/2 доли на имущество супругов?

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июня 2011 г.

N 473н «О внесении изменений в Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. N 1012н» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 июля 2011 г., регистрационный N 21373);

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 октября 2011 г.

N 1177н «О внесении изменений в Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. N 1012н» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 декабря 2011 г., регистрационный N 22511);

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 января 2012 г.

N 64н «О внесении изменений в Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. N 1012н» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 марта 2012 г., регистрационный N 23508);

приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 октября 2013 г.

N 547н «О внесении изменений в Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. N 1012н» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 октября 2013 г., регистрационный N 30271);

приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 июля 2014 г.

N 478н «О внесении изменений в Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. N 1012н» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 августа 2014 г., регистрационный N 33910);

приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 мая 2016 г.

N 212н «О внесении изменения в пункт 82 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. N 1012н» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 мая 2016 г., регистрационный N 42211);

приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 сентября 2018 г.

N 590н «О внесении изменения в Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. N 1012н» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 октября 2018 г., регистрационный N 52377).

МинистрА.О.Котяков

  • Зарегистрировано
  • в Министерстве юстиции
  • Российской Федерации
  • 23 декабря 2020 года,
  • регистрационный N 61741

     УТВЕРЖДЕНЫприказом Министерстватруда и социальной защитыРоссийской Федерации

от 29 сентября 2020 года N 668н

(с изменениями на 20 декабря 2021 года)

1. Настоящий Порядок устанавливает правила назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (далее — пособия).

  1. 2. В соответствии с настоящим Порядком гражданам, имеющим детей, назначаются и выплачиваются следующие виды пособий:
  2. а) пособие по беременности и родам;
  3. б) подпункт утратил силу с 11 сентября 2021 года — приказ Минтруда России от 29 июля 2021 года N 522н — см. предыдущую редакцию;
  4. в) единовременное пособие при рождении ребенка;
  5. г) единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
  6. д) ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
  7. е) единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
  8. ж) ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
  9. 3. Пособия назначаются и выплачиваются следующим категориям лиц:
  10. а) гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации;
  11. б) гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в войсках национальной гвардии, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в органах принудительного исполнения Российской Федерации, в таможенных органах, и гражданскому персоналу воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств, в случаях, когда выплата этих пособий предусмотрена международными договорами Российской Федерации;
  12. в) постоянно проживающим на территории Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также беженцам;
  13. г) временно проживающим на территории Российской Федерации и подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством иностранным гражданам и лицам без гражданства.
  14. 4. Пособия не назначаются:
  15. а) гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении;
  16. б) гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, лишенным родительских прав либо ограниченным в родительских правах, за исключением случаев назначения и выплаты пособия по беременности и родам и единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 11 сентября 2021 года приказом Минтруда России от 29 июля 2021 года N 522н. — См. предыдущую редакцию)

в) гражданам Российской Федерации, выехавшим на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации.

5. Лица, имеющие право на получение пособий, их законные представители или доверенные лица в целях получения пособий обращаются в организации, назначающие указанные пособия, с заявлением и документами (сведениями), предусмотренными настоящими Порядком, необходимыми для получения пособий.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2022 года приказом Минтруда России от 20 декабря 2021 года N 896н. — См. предыдущую редакцию)

Указанные заявление и документы могут быть направлены в организации, назначающие пособия, посредством почтовой связи. В этом случае направляются заверенные копии документов, подлинники документов не направляются.

Направление заявления и документов посредством почтовой связи осуществляется способом, позволяющим подтвердить факт и дату отправления.

6. Заявление и (или) документы (сведения), необходимые для получения пособий, могут быть направлены в организации, назначающие пособия, в форме электронных документов.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2022 года приказом Минтруда России от 20 декабря 2021 года N 896н. — См. предыдущую редакцию)

Заявление и (или) документы (сведения), необходимые для получения пособий, представляемые в форме электронных документов:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2022 года приказом Минтруда России от 20 декабря 2021 года N 896н. — См. предыдущую редакцию)

подписываются простой электронной подписью заявителя, в соответствии с пунктом 2_1 Правил определения видов электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2012 г. N 634 «О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 27, ст.3744; 2018, N 36, ст.5623);

  • представляются в органы и организации, назначающие пособия, с использованием электронных носителей и (или) информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть Интернет:
  • лично или через законного представителя при посещении органа или организации;
  • посредством многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — МФЦ);
  • посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — Единый портал), (без использования электронных носителей);

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2022 года приказом Минтруда России от 20 декабря 2021 года N 896н. — См. предыдущую редакцию)

иным способом, позволяющим передать в электронном виде заявление и иные документы (сведения).

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2022 года приказом Минтруда России от 20 декабря 2021 года N 896н. — См. предыдущую редакцию)

В случае направления в организацию, назначающую пособие, заявления в электронной форме основанием для его приема (регистрации) является представление заявителем посредством Единого портала документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г.

N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст.4179; 2020, N 31, ст.

5027) (далее — Федеральный Закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»), необходимых для назначения пособий.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2022 года приказом Минтруда России от 20 декабря 2021 года N 896н. — См. предыдущую редакцию)

  1. Организации, назначающие пособия, запрашивают документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты пособий, находящиеся в распоряжении у государственных органов, органов местного самоуправления, подведомственных им организаций, в случае если указанные документы не представлены заявителем, а также направляют такие документы (сведения) в другие организации, назначающие пособия по их запросу.
  2. При рассмотрении заявления организации, назначающие пособия, осуществляют проверку достоверности сведений, содержащихся в представленных документах, и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения, необходимые для назначения пособий, в органах и организациях, в распоряжении которых находятся соответствующие сведения.
  3. Ответы на запросы организаций, назначающих пособия, направляются соответствующими органами и организациями в течение 5 дней с даты их поступления.
  4. Лица, имеющие право на получение пособий, их законные представители или доверенные лица в целях получения пособий вправе по своей инициативе представить необходимые для назначения и выплаты пособия документы в полном объеме.
  5. Представление заявления и документов (сведений), необходимых для получения пособий, в форме электронных документов приравнивается к согласию такого заявителя с обработкой его персональных данных в организациях, назначающих пособия, в целях и объеме, необходимых для назначения пособия.
  6. 7. В заявлении, указываются:
  7. а) наименование организации, в которую подается заявление;
  8. б) фамилия, имя, отчество (при наличии) без сокращений в соответствии с документом, удостоверяющим личность, а также статус лица, имеющего право на получение государственных пособий (мать, отец, лицо, их заменяющее);
  9. в) сведения о документе, удостоверяющем личность (вид документа, удостоверяющего личность, серия и номер документа, кем выдан документ, дата его выдачи), заполняются в соответствии с реквизитами документа, удостоверяющего личность;
  10. г) сведения о месте жительства (пребывания) (почтовый индекс, наименование региона, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, корпуса, квартиры), указываются на основании записи в документе, удостоверяющем личность, или документе, подтверждающем регистрацию по месту жительства (пребывания) (если предъявляется не паспорт, а иной документ, удостоверяющий личность);
  11. д) сведения о месте фактического проживания (почтовый индекс, наименование региона, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, корпуса, квартиры), в случае отсутствия регистрации по месту жительства (пребывания);
Читайте также:  Является ли полис осаго официальным документом?

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2022 года приказом Минтруда России от 20 декабря 2021 года N 896н. — См. предыдущую редакцию)

  • е) вид пособия, за назначением и выплатой которого обращается лицо, имеющее право на получение государственных пособий;
  • ж) способ получения пособия: почтовым переводом либо перечислением на личный счет лица, имеющего право на получение пособия, открытый в кредитной организации;
  • з) сведения о реквизитах счета, открытого лицом, имеющим право на получение пособий (наименование организации, в которую должно быть перечислено пособие, банковский идентификационный код (БИК), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП), присвоенные при постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения организации, номер счета лица, имеющего право на получение пособий).
  • Указанные сведения подтверждаются подписью лица, подающего заявление, с проставлением даты заполнения заявления.
  • 7_1. При обращении за получением пособий, назначаемых территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, в заявлении дополнительно указываются следующие сведения:

Порядок и условия назначения и выплаты пособий гражданам, имеющим детей с 2021 г. (№ 668н от 29.09.2020)

1.
Какие пособия затрагивает

2.
Какие нововведения в Порядке

3.
У кого есть право на детские пособия

4.
У кого нет права на пособия на детей

5.
Заявление и документы на детское пособие

6.

Новый Порядок и условия назначения и выплаты гос. пособий гражданам, имеющим детей (далее – Порядок, Приказ № 668н) распространяется на 7 видов пособий, каждому из которых в документе посвящён отдельный раздел.

Это:

  • пособие по беременности и родам (БиР);
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
  • единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
  • ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Одновременно утратил силу прежний регламент назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (утв. приказом Минздравсоцразвития от 23.12.2009 № 1012н).

Какие нововведения в Порядке

В основном, они касаются процедуры назначения и выплаты детских пособий – порядка обращения за выплатой, предоставления документов и их рассмотрения.

В частности, с 2021 года урегулирован порядок направления заявлений и документов для получения детских пособий, в том числе в электронной форме, через:

  • личную явку в орган или организацию, назначающие пособия;
  • МФЦ («Мои документы»);
  • Единый портал Госуслуг;
  • иными способами (по почте копии документов).

Установлено, что подача заявления и документов приравнены к согласию заявителя с обработкой его персональных данных (т. е. отдельное соглашение не подписывается).

ПОДАЧА ЧЕРЕЗ ГОСУСЛУГИ ПОДАЧА В МФЦ
При направлении заявления и необходимых документов через сайт Госуслуг заявление регистрируется в автоматическом режиме.
Обратившемуся лицу направляют электронное уведомление о получении заявления с указанием даты представления необходимых документов.
Сотрудник МФЦ выдает расписку-уведомление о приеме (регистрации) заявления и необходимых документов с указанием:

  • регистрационного номера;
  • даты приема заявления.

Если к заявлению не приложены или приложены не все нужные документы, организация, назначающая пособия, в течение 5-дней с даты подачи заявления в МФЦ направляет в МФЦ электронное уведомление об отказе в рассмотрении заявления с указанием:

  • причин отказа;
  • порядка обжалования;
  • возможности подачи заявления и документов снова.

Что касается письменного уведомления об отказе в пособии на ребенка, то установлен срок его направления заявителю – не позднее 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения (ранее не уточнялось, что дни рабочие и с какого именно момента).

У кого есть право на детские пособия

Согласно новому Порядку № 668н, пособия на детей назначают и выплачивают следующим категориям лиц:

  • гражданам РФ, проживающим на территории Российской Федерации;
  • гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в ОВД, национальной гвардии, в Гос. противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в органах принудительного исполнения РФ, в таможенных органах, и гражданскому персоналу воинских формирований РФ, находящихся на территориях иностранных государств, когда выплата этих пособий предусмотрена международными договорами РФ;
  • постоянно проживающим на территории РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также беженцам;
  • временно проживающим на территории РФ и подлежащим обязательному соцстрахованию на случай временной нетрудоспособности и материнства иностранцам и лицам без гражданства.

Размеры пособий на детей в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяют с их учётом, если они не учтены в составе зарплаты (п. 81 Порядка).

У кого нет права на пособия на детей

Пособия по Приказу № 668н не назначают:

  • гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении;
  • гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, лишенным родительских прав либо ограниченным в родительских правах (исключения –пособия по БиР, единовременное женщине, вставшей на учет в мед. организациях в ранние сроки беременности, единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего службу по призыву);
  • гражданам РФ, выехавшим на постоянное место жительства за пределы России.

Заявление и документы на детское пособие

Электронные заявления и документы, необходимые для получения пособий на детей, подписывают простой электронной подписью заявителя.

Лица, имеющие право на получение пособий на детей, их законные представители или доверенные лица вправе по своей инициативе представить необходимые документы в полном объеме. Тогда чиновникам не придётся делать запросы в рамках межведомственного взаимодействия. И скорее всего, выплату сделают быстрее.

В Приказе № 668 учтено, что вместо бумажной трудовой книжки можно представить электронные сведения о трудовой деятельности (СТД-Р, СТД-ПФР).

Заключение

В остальном, Порядок сохранил прежние правила назначения и выплаты пособий на детей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector