Закон

Место мировых судей (судов) в судебной системе России

Омельченко, А. И. Место мирового суда в судебной системе Российской Федерации / А. И. Омельченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 20 (154). — С. 352-354. — URL: https://moluch.ru/archive/154/43575/ (дата обращения: 15.03.2022).



Судебная система России представляет собой совокупность всех судов Российской Федерации, входящих в единую судебную систему, имеющие общие задачи, принципы организации и деятельности по осуществлению правосудия и реализующих посредством правосудия самостоятельную судебную власть, действующую независимо от законодательной и исполнительной власти.

В Российской Федерации осуществляют деятельность федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые суды субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему России (ст.4 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»).

Мировой суд представляет собой локальный судебный государственный орган, наделенный компетенцией по рассмотрению и разрешению судебных дел подсудных ему.

Мировой суд как государственный институт обладает следующими признаками: 1) статус местного органа государства; 2) статус первичной судебной инстанции; 3) ограниченная юрисдикция; 4) использование некоторых упрощений в порядке осуществления государственных функций. В России мировой судья может осуществлять свои полномочия как единолично, так и в коллегии.

Выделяют несколько способов разрешения вопроса о месте мирового суда в судебной системе страны. Первый рассматривает суд как составную часть, нижнее звено системы судов общей юрисдикции. Мировые судьи становятся мелкими государственными чиновниками. Рассматриваемый способ был использован во Франции в XIX веке и привел к дискредитации самого института мирового суда. [1]

Второй способ признает мирового судью представителем местного суда, который входит в единую судебную систему государства, однако представляет собой ее особенную часть.

Анализируя закрепленные в нашем законодательстве тезисы о мировом суде можно сделать вывод о том, что законодатель пошел по первому варианту.

Соответственно существующее административно-территориальное и федеративное устройство Российской Федерации определяет четырехзвенную систему судов общей юрисдикции РФ, в которой верховенствующую роль занимает Верховный Суд РФ, а низовым звеном является мировой суд. Таким образом, мировой суд занимает особое место.

Рассматриваемый судебный орган максимально приближен к населению, что естественно облегчает доступ граждан к правосудию. Благодаря мировым судам ускорилось процессуальное разрешение дел, эффективная деятельность в свою очередь значительно облегчает работу федеральных судов.

В своей деятельности мировые суды опираются на Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, а также другие нормативно-правовые акты действующего законодательства.

Однако их отличительной особенность заключается в том, что их деятельность регулируется не только федеральным законодательством, но и законами субъектов Российской Федерации.

При этом в компетенцию последних входят вопросы наделения мировых судей полномочиями в виде избрания на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избрания на должность населением судебного участка, подписания и выдачи мировым судьям удостоверений, устанавливается первоначальный (не более 5 лет) и последующие (не менее 5 лет) сроки полномочий мировых судей, создаются и упраздняются судебные участки и должности мировых судей, в данном случае подразумевается установление границ судебных участков, их распределение по территории субъекта Российской Федерации. Общее число судебных участков зависит от плотности населения в конкретном регионе и определяется для каждого субъекта Российской Федерации в федеральном законе от 29 декабря 1999 г. № 218-ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации». Так, например, в городе федерального значения Москве их 438, в Свердловской области — 219; в Республике Татарстан — 188; в Ненецком автономном округе — 3; в Чукотском автономном округе — 4. [2] Финансовое обеспечение деятельности мировых судей, порядок организационного, материально-технического обеспечения деятельности мировых судей также осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований такого субъекта. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют порядок, сроки и формы получения дополнительного профессионального образования мировыми судьями, утверждают Положение об аппарате мирового судьи, утверждают структуру и штатное расписание аппаратов мировых судей, с учетом мнения председателя районного суда определяют место постоянного пребывания мирового судьи, регулируют отношения, связанные с обеспечением доступа к информации о деятельности мировых судей. Положения Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» применяются с учетом требований законодательства субъектов Российской Федерации. Помимо всего вышеперечисленного законы субъектов Российской Федерации могут предусматривать: установление флага субъекта Российской Федерации на зданиях, занимаемых мировыми судьями, а также помещение флага и отличительный знак мирового судьи. Урегулировать два последних вопроса субъект Российской Федерации вправе по своему усмотрению.

Остальные вопросы правового статуса и порядка деятельности мировых судей определяются федеральным законодательством РФ.

Компетенция мирового судьи включает рассмотрение уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях только по первой инстанции.

Вышестоящим судом для мировых судей, пересматривающим их решения, приговоры, определения и постановления в апелляционном порядке, является районный суд.

Как уже говорилось выше мировой суд является наиболее приближенным к населению, однако это не всегда возможно на практике.

Так, например, все мировые судьи судебных участков, расположенных на территории города Уссурийска, размещаются и осуществляют правосудие в одном здании, расположенном на окраине города, это приводит в результате к тому, что для части населения территориально более близким будет является районный суд, а не мировой судья.

В заключение стоит заметить, что мировые суды субъектов являются судами общей юрисдикции и входят в единую судебную систему России, в своей деятельности опираются только на законодательство Российской Федерации, никому не подотчетны. Специфика их деятельности не означает их обособленности от судебной власти в целом, тем более от иных ветвей государственной власти.

Литература:

  1. Решетников Ф. М. Правовые системы мира//Москва 1993г.- С. 184
  2. Борзов В. М. Актуальные проблемы деятельности судов общей юрисдикции Российской Федерации // Москва 2017г.- С 428

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, мировой суд, мировой судья, единая судебная система, районный суд, суд, исполнительная власть, мировой суд субъектов, общая юрисдикция, судебная система России.

Российская Федерация, мировой судья, судебная власть, судья, мировой, Россия, судебная система, государственная власть, исполнительная власть, общая юрисдикция.

мировой судья, Российская Федерация, судья, мировой, судебная система, статус судей, правовой статус, правовое положение, общая юрисдикция, дело.

С началом политических, социальных и экономических преобразований в России в конце 80-х гг. прошлого столетия назрела необходимость создать сильную современную систему правосудия, отвечающую мировым стандартам.

Институт мировой юстиции зародился еще в Российской империи. Отмена крепостного права, хаотичность действовавшей судебной системы, которая была создана еще во времена Екатерины Второй, сложность самого судопроизводства, так как для разрешения дел…

мировая юстиция, Российская федерация, мировой судья, субъект РФ, судья, мировой суд, законодательный уровень, Федеральный бюджет, Астраханская область, общая юрисдикция.

мировой судья, Российская Федерация, судебная система, судья, судебный участок, мировой, организация работы, организационное обеспечение деятельности мировых судей, федеральный бюджет, Хабаровский край.

мировая юстиция, судебная система, общая юрисдикция, судья, судебная власть, Российская Федерация, мировой судья, мировой, институт мировых судей, судебная реформа.

Российская Федерация, судебная система, районный суд, общая юрисдикция, суд, акт, судья, работник аппаратов судов, судебная реформа, качество суда.

Российская Федерация, мировой судья, Судебный департамент, судья, судебная система, Верховный Суд, мировой, судебный участок, организационное обеспечение деятельности мировых судей, создание условий.

Российская Федерация, мировой судья, судебная власть, судья, мировой, Россия, судебная система, государственная власть, исполнительная власть, общая юрисдикция.

мировой судья, Российская Федерация, судья, мировой, судебная система, статус судей, правовой статус, правовое положение, общая юрисдикция, дело.

С началом политических, социальных и экономических преобразований в России в конце 80-х гг. прошлого столетия назрела необходимость создать сильную современную систему правосудия, отвечающую мировым стандартам.

Институт мировой юстиции зародился еще в Российской империи. Отмена крепостного права, хаотичность действовавшей судебной системы, которая была создана еще во времена Екатерины Второй, сложность самого судопроизводства, так как для разрешения дел…

мировая юстиция, Российская федерация, мировой судья, субъект РФ, судья, мировой суд, законодательный уровень, Федеральный бюджет, Астраханская область, общая юрисдикция.

Читайте также:  Понятие доказательств в уголовном судопроизводстве. Относимость и допустимость доказательств

мировой судья, Российская Федерация, судебная система, судья, судебный участок, мировой, организация работы, организационное обеспечение деятельности мировых судей, федеральный бюджет, Хабаровский край.

мировая юстиция, судебная система, общая юрисдикция, судья, судебная власть, Российская Федерация, мировой судья, мировой, институт мировых судей, судебная реформа.

Российская Федерация, судебная система, районный суд, общая юрисдикция, суд, акт, судья, работник аппаратов судов, судебная реформа, качество суда.

Российская Федерация, мировой судья, Судебный департамент, судья, судебная система, Верховный Суд, мировой, судебный участок, организационное обеспечение деятельности мировых судей, создание условий.

Мировые судьи в России

Мировая юстиция в РоссииИстория мировой юстиции в России

Вплоть до XYIII в. в России не существовало специальных судебных учреждений. Полномочиями по осуществлению правосудия обладали главы административно-территориальных образований.

Естественно, что подобная ситуация приводила к различного рода злоупотреблениям, и уже в конце XYII — начале XYIII в. стала очевидной необходимость коренного изменения системы судебных органов в России.

Первым подобную попытку предпринял Петр I.

Следующим шагом в развитии судебной системы были реформы Екатерины II. В 1775 г. обнародована

1-я часть «Учреждений управления Российской Империей», где провозглашалось создание независимой ветви судебной власти, основанной на началах коллегиальности.

Созданная Екатериной II судебная система просуществовала почти 100 лет, претерпевая различные изменения.

Ко второй половине XIX в. стала очевидной необходимость коренной реформы судебной системы в соответствии с общепринятыми принципами организации судопроизводства: всесословности, гласности, обеспечения права на защиту и т.п., что и было осуществлено в рамках общих либеральных реформ, проводимых Александром II.

20 ноября 1864 г. были обнародованы «Судебные уставы», которые по-новому организовывали судебную власть. В частности, в судебную систему вводились новые суды — мировые.

Мировая юстиция представляла собой максимально приближенную к населению, обособленную замкнутую систему, построенную на началах выборности, всесословности, независимости и несменяемости судей в пределах выборного срока, гласности и состязательности.

Мировой судья был первой инстанцией для рассмотрения мелких уголовных (до 1 года лишения свободы) и гражданских (с ценой иска до 500 руб.) дел.

Участковый мировой судья избирался сроком на 3 года уездным земским собранием из числа граждан, достигших 25-летнего возраста, имевших высшее или среднее образование или стаж работы не менее 3 лет преимущественно по судебному ведомству, владеющих землей не менее 400 десятин, недвижимой собственностью, оцененной для взимания налога в 6 тыс.руб. в других городах. Списки кандидатов в мировые судьи составлялись местным предводителем дворянства и утверждались губернатором. Избранные мировые судьи утверждались Сенатом.

Право избрания на должность мировых судей было признано за выходцами из всех слоев населения.

Участковые мировые судьи получали содержание и не могли сочетать с этой должностью никакую другую государственную или общественную службу.

Одновременно с участковыми были учреждены должности почетных мировых судей, которые по просьбе сторон или ввиду отсутствия участковых мировых судей рассматривали подсудные им дела. Почетные мировые судьи избирались в том же порядке, что и участковые, но не получали денежного содержания и исполняли свои обязанности в случае необходимости.

Кассационной и апелляционной инстанцией по отношению к единоличным мировым судьям был уездный съезд мировых судей, в который входили все мировые судьи определенного округа, в том числе и почетные мировые судьи. Съезд мировых судей избирал из своего состава председателя сроком на три года. В заседаниях съезда мировых судей участвовал помощник прокурора, который давал свои заключения по конкретным делам.

Благодаря мировой юстиции, существовавшей обособленно от общих судебных установлений, мелкие уголовные и гражданские дела не переходили до бесконечности из одной судебной инстанции в другую.

Цензовые требования для занятия должности мирового судьи — возраст не менее 25 лет, высшее или среднее образование или трехлетний стаж работы в таких должностях, где можно было приобрести практические навыки в производстве судебных дел, владение землей или другим недвижимым имуществом, а также требование «неопороченности» (не находиться под следствием или судом, не быть несостоятельным должником и т.п.) — обеспечивали надлежащий уровень судейского корпуса в низовом звене.

Достаточно простая процедура судебного разбирательства в мировом суде и специфика источников права, которыми должны руководствоваться мировые судьи, не требовали пребывания на этих должностях лиц с юридическим образованием.

Во главу угла ставились личные качества мирового судьи, его авторитет и уважение в обществе.

Ему вменялось в обязанность «просьбы принимать везде и во всякое время, а в необходимых случаях и разбирать дела на местах, где оные возникли».

В гражданском судопроизводстве мировому судье были подсудны:

  1. иски по личным обязательствам и договорам, иски о недвижимости с ценой не свыше 500 руб.;
  2. иски о вознаграждении за ущерб и убытки, когда размер их не превышал 500 руб. или же во время предъявления иска не мог быть положительно известен;
  3. иски о личных обидах и оскорблениях;
  4. иски о восстановлении нарушенного владения, когда со времени нарушения прошло не более 6 месяцев.

Основная задача мирового судьи заключалась в том, чтобы склонить стороны к примирению и принятию мирового соглашения. При невозможности достичь мирового соглашения мировой судья своей властью выносил решение или приговор по делу.

С целью сделать низовое звено судебной системы максимально доступным для широких масс законодатель предусмотрел упрощенный характер процедуры в мировом суде, где все формальности были сведены до минимума.

В гражданском судопроизводстве обращение к мировому судье не требовало уплаты пошлин, употребления гербовой бумаги, решения записывались в установленную законом книгу. В уголовном — инициатива в возбуждении дела, вызове свидетелей, представлении доказательств принадлежала частному лицу, иногда это делалось полицией.

Судья обязан был реагировать как на устные, так и на письменные жалобы. Протокол судебного заседания оформлялся в произвольной форме. Если дело оканчивалось вынесением приговора, то он заносился в протокол. Сторонам разрешалось приводить свидетелей и представлять доказательства в апелляционную инстанцию, которой являлся съезд мировых судей.

Съезд либо утверждал состоявшееся решение или приговор мирового судьи, либо в пределах отзыва постановлял новое. При этом наказание обвиняемого не могло быть усилено без требования обвинителя.

Таким образом, мировой суд обеспечивал доступность, простоту, быстроту судопроизводства. Это был демократичный институт не только по способу формирования и характеру рассмотрения дел, но и по степени приближенности к населению.

Просуществовав в таком виде 25 лет, мировые судьи были упразднены. Закон от 12 июня 1889 г. сохранил их только в столицах и нескольких крупных городах.

В остальных городах вместо выборных мировых судей были введены городские судьи, назначаемые и увольняемые министром юстиции.

В уездах же судебная власть перешла к земским начальникам, являющимся одновременно чинами административного ведомства.

В 1912 г. был принят закон о преобразовании местного суда, уничтоживший судебную власть земских начальников, заменивший их, а равно и городских судей мировыми судьями, выбираемыми земскими собраниями, даже с некоторым расширением пределов их полномочий. Мировая юстиция возродилась, но не надолго.

Мировой суд был окончательно упразднен вместе со всей царской системой суда Декретом о суде от 24 ноября 1917 года.

И вот спустя 80 лет мировой суд возрождается.

17 декабря 1998 г. принят Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации», которым в судебной системе страны возрожден институт мировых судей.

(по материалам «Настольная книга мирового судьи: Учебно-методическое пособие / Под ред. проф.В.М.Лебедева. — М.:Издательство БЕК, 2002.)

Место мировых судей в судебной системе России

Мировые судьи входят в единую судебную систему России, в систему судов общей юрисдикции и относятся к судам общей юрисдикции субъектов Федерации. Мировой судья представляет собой односоставный суд. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации по общим правилам судопроизводства.

В отличие от федеральных судов суды субъектов Федерации образуются на основании законов этих субъектов. Кроме того, правовое регулирование статуса и обеспечения деятельности мировых судей осуществляется и Российской Федерацией, и ее субъектами.

Помимо мировых судей к судам субъектов Федерации относятся конституционные (уставные) суды субъектов, но они основаны на еще большей децентрализации. Их компетенция (в соответствии с предметами ведения, определенными в ст. 71—73 Конституции РФ), порядок деятельности и финансирования устанавливаются законодательством субъекта Федерации.

Да и сам вопрос о создании такого суда субъект Федерации решает самостоятельно, исходя из собственных потребностей, поэтому такие суды имеются не везде. Между мировыми судьями и уставными судами существуют и другие принципиальные отличия.

Если мировые судьи, по сути, являются продолжением федеральной системы судов общей юрисдикции, то уставные суды представлены только на региональном уровне, обособленно от федеральных судов.

Читайте также:  Законны ли действия инспекторов ГИБДД в данной ситуации?

Комплексный анализ федерального законодательства позволяет отнести к ведению субъектов Федерации следующие вопросы организации и деятельности мировых судей, которые должны быть урегулированы законами субъектов Федерации (в отношении указанных предметов ведения субъекты Федерации наделены полномочиями по правовому регулированию):

  • 1) порядок наделения мировых судей полномочиями в виде назначения (избрания) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации либо избрания на должность населением судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Федерации;
  • 2) порядок подписания и выдачи удостоверений мировым судьям;
  • 3) первоначальный (не более пяти лет) и последующие (не менее пяти лет) сроки полномочий мировых судей;
  • 4) создание и упразднение судебных участков и должностей мировых судей. Фактически речь идет об установлении границ судебных участков — распределении участков по территории субъекта. Число судебных участков определено для каждого субъекта Федерации в федеральном законе;
  • 5) финансовое обеспечение деятельности мировых судей, в том числе финансирование за счет средств бюджета субъекта Федерации расходов на повышение квалификации мировых судей (кроме финансирования расходов на заработную плату мировых судей и предусмотренных для них федеральным законодательством социальных выплат, осуществляемых за счет федерального бюджета через органы Судебного департамента при Верховном Суде РФ);
  • 6) организационное (в том числе материально-техническое) обеспечение деятельности мировых судей, осуществляемое органами исполнительной власти субъекта Федерации, включая порядок установления структуры и штатного расписания аппарата мировых судей (кроме мероприятий по включению информационных ресурсов мировых судей в объединенные базы данных и банки данных и установлению единых технических требований к функционированию информационных систем и использованию информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил, — они осуществляются Судебным департаментом при Верховном Суде России и его органами);
  • 7) порядок утверждения Положения об аппарате мирового судьи;
  • 8) место постоянного пребывания мирового судьи, определяемое с учетом мнения председателя районного суда.

Кроме того, законы о мировых судьях субъектов Федерации могут предусматривать:

  • 1) установление флага субъекта Федерации на зданиях, занимаемых мировыми судьями, а также помещение флага и изображения герба субъекта в залах судебных заседаний мировых судей;
  • 2) отличительный знак мирового судьи. Тогда мировой судья может отправлять правосудие, имея при себе такой знак отличия и не облачаясь в мантию.

Урегулировать два последних вопроса субъект Федерации вправе по своему усмотрению.

В залах судебных заседаний мировых судей обязательно помещаются Государственный флаг РФ и изображение Государственного герба РФ (ст. 40 Закона о судах общей юрисдикции).

Снижение нагрузки, споры вне суда и YouTube-канал: что нового предложил Верховный суд — новости Право.ру

Верховный суд подготовил новые предложения по совершенствованию уголовного судопроизводства, рассказал Лебедев. Сейчас уголовный закон предусматривает возможность обжалования в порядке сплошной кассации решений по уголовным делам, которые не обжаловались в апелляционной инстанции. В 2020 году в таком порядке рассмотрели 16% всех кассационных жалоб.

Пленум ВС Пленум ВС представил правила возобновления уголовных дел

Но кассационные суды не рассматривают доказательства по уголовным делам — эффективность такого обжалования под вопросом.

Поэтому председатель ВС пообещал: в скором времени Пленум представит законопроект, предусматривающий обжалование в порядке сплошной кассации жалоб по уголовным делам только тех судебных решений, которые уже были обжалованы в апелляционном порядке.

«Те, кто не воспользовался правом на апелляционное обжалование, получит право на подачу кассационной жалобы по процедуре выборочной кассации», — заверил Лебедев.

Кроме того, до конца этого года Пленум ВС представит несколько новых постановлений. Одно из них будет касаться правил рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства. Также готовятся разъяснения по правилам рассмотрения споров в арбитражных судах первой инстанции.

А Президиум ВС в скором времени утвердит обзор по договорам тепло- и энергоснабжения.

Мировые судьи: проблемы с финансированием

Мировые судьи рассматривают порядка 80% всех судебных споров в России, рассказал председатель Совета судей Виктор Момотов. Нагрузка на них остается высокой, но есть проблемы с финансированием мировых судебных участков.

Дело в том, что «денежные» вопросы решаются региональными властями.

В некоторых регионах «нет должного взаимодействия» между судейским сообществом и исполнительными органами власти субъекта, и это, по словам Момотова, приводит к снижению гарантий обеспечения деятельности мировой юстиции.

«Советы судей Владимирской, Кемеровской, Сахалинской областей, Забайкальского края, республик Ингушетия, Марий-Эл, Хакасия и Крым отмечают недостаток финансирования мировой юстиции своего региона», — заявил Момотов. А в Еврейской автономной области финансирование мировых судей на 2022 год уменьшили сразу на 46%. Из-за этого судьям не хватает денег ни на серверы для платформы ГАС «Правосудие», ни на кондиционеры.

Также во многих регионах существует проблема текучки кадров в аппаратах мировых судей. Причина этого, по мнению Совета судей, — низкий уровень зарплат.

«Это абсолютно недопустимая ситуация, и ответственность за нее лежит и на исполнительных органах власти субъектов, и на региональных советах судей, которые не смогли донести и должным образом отстоять потребности и интересы мировых судей», — заявил Момотов.

В России 7698 мировых судей, и каждый в равной степени должен быть обеспечен всем необходимым для отправления правосудия — от бумаги и помещения до помощников и секретарей.

Виктор Момотов

Нужно освободить мировых судей от рутинных и несвойственных им функций, подчеркнул Момотов. И один из способов — помощь искусственного интеллекта.

Глава Совета судей напомнил, что три участка мировых судей в Белгородской области участвуют в пилотном проекте: там при помощи программы готовят судебные приказы при взыскании с граждан имущественного, транспортного и земельного налогов.

«Планируется, что в дальнейшем программа будет доступна для всех мировых судей», — пообещал Момотов.

Путь примирения

«Само по себе увеличение количества судей является в какой-то мере тупиковым путем, так как не снижает ежегодно увеличивающееся количество дел, поступающих в суды различных уровней», — уверен Момотов. Решать проблему нужно другими путями, например через «упрощение некоторых судебных процедур» и с помощью дальнейшего развития досудебного порядка рассмотрения споров.

Пленум ВС Пленум ВС закрепил правила досудебного порядка

Так, Момотов предложил ввести обязательное досудебное урегулирование споров между дольщиками и застройщиками.

Сейчас дольщики направляют претензии строительной компании, а если застройщик их не удовлетворит — обращаются в суд.

Но лишь небольшая часть конфликтов между участниками долевого строительства и застройщиками успешно решается в досудебном порядке, подчеркнул председатель Совета судей. 

«На наш взгляд, участие третьего лица на досудебной стадии позволило бы снизить напряжение и конфликтность, которые часто возникают между сторонами по таким спорам, что способствовало бы мирному решению конфликта без обращения в суд», — заявил Момотов. Он подчеркнул, что нужно создать такой правовой механизм, при котором застройщики должны нести дополнительную экономическую ответственность, если они не смогли договориться с дольщиком до суда, а в суде проиграли.

«В целом необходимо расширять круг споров, по которым стороны обязаны использовать досудебное урегулирование, которое при этом не должно ограничиваться только претензионным порядком», — подытожил глава Совета судей.

Перераспределение нагрузки

Для разгрузки мировых судей Совет судей и ВС предлагают и другие шаги.

Вячеслав Лебедев рассказал, что уже подготовлен законопроект о внесудебной процедуре взыскания налоговой задолженности с физлиц, не являющихся ИП. Сейчас все долги граждан по налогам взыскиваются в судебном порядке, тогда как с ИП и юридических лиц они списываются «автоматически».

«Предполагается, что у должника будет в течение месяца со дня получения решения о взыскании задолженности возможность направить в налоговый орган письменное возражение, при поступлении которого взыскание может быть осуществлено только в судебном порядке», — пояснил председатель ВС.

Читайте также:  Договор дарения внукам (образец): порядок оформления, документы, налоги

Когда законопроект будет вынесен на обсуждение Пленума, Лебедев не уточнил.

Момотов предлагает передать мировым судьям все споры об алиментах, а не только те, что рассматриваются в порядке приказного производства. Такое предложение он объяснил «высокой нагрузкой районных судов», а также «приближенностью» мировых судей к населению.

Суды идут в YouTube

Совет судей прилагает много усилий по созданию единой системы информирования гражданского общества о работе судебной системы России, подчеркнул Момотов. Но «назрела необходимость» сделать новый шаг и от координации пресс-служб и различных площадок перейти к единому медиаресурсу, способному полноценно освещать деятельность судебной системы.

«На наш взгляд, таким ресурсом может стать открытие информационного канала на YouTube», — заявил Момотов. Популярность этого видеохостинга постоянно растет, и он становится «достойным конкурентом телевидению».

Председатель Совета судей рассказал, что сейчас разрабатывается перечень возможных тем и программ информационно-образовательного характера, с помощью которых можно будет не только транслировать актуальные новости судебной системы, но и вести просветительскую деятельность в части защиты прав и свобод человека.

Нагрузка на суды растет, а на колонии — падает

За 9 месяцев 2021-го российские суды общей юрисдикции рассмотрели 16,8 млн гражданских дел, 6,5 млн дел об административных правонарушениях и 3,47 млн административных дел, рассказал председатель ВС Вячеслав Лебедев.  Арбитражные суды рассмотрели чуть больше 1,2 млн экономических споров. По итогам трех кварталов 2021 года зафиксировано повышение нагрузки на судей на 5% относительно аналогичного периода 2020 года.

За 9 месяцев этого года российские суды рассмотрели 567 000 уголовных дел. Около 23% от них завершились прекращением уголовного преследования, а обвинительный приговор вынесли в отношении 439 300 человек. Наказание в виде реального лишения свободы получили 29% осужденных. 

Меру пресечения в виде заключения под стражу избрали в отношении 65 000 человек — на 9% меньше, чем в прошлом году. При этом суды удовлетворили 191 900 ходатайств о продлении срока содержания под стражей, что на 13% меньше, чем за 9 месяцев прошлого года. 

По состоянию на 1 ноября в колониях и тюрьмах находятся 469 283 человека. С 1 января количество заключенных сократилось на 13 549 человек.

Мировые суды РФ: полномочия, структура, функции и компетенция

Информационные материалы по данной статье для сайта ekspertizy.org предоставил администратор сайта – Александр Шпилёв. Задать вопрос автору.

Мировой суд – это самое первое звено в системе судов общей юрисдикции, который рассматривает наиболее простые споры и вопросы среди населения. Система судов РФ состоит из четырех звеньев, районные занимают вторую позицию в этой иерархии, а Верховный Суд РФ – четвертую.

Зачем нужны мировые суды?

В основном для разгрузки районных судов .

Когда в РФ поднимался вопрос о создании мировых судов, приводились следующие аргументы в их пользу:

  1. Упрощение и доступность судопроизводства для населения;
  2. Высвобождение районных судов от избыточной нагрузки;
  3. Закладывание фундамента для демократизации гражданского и уголовного судопроизводства.

После принятия и введения в действие ФЗ о мировых судьях внесли соответствующие изменения в процессуальное право. В частности, это коснулось УПК и ГПК РФ. После того, как был принят основной закон, регламентирующий деятельность этих представителей Фемиды, в течение полутора лет под них разрабатывалась и вводилась в действие процессуальная база.

https://www.youtube.com/watch?v=dIrYC71dv7o\u0026t=42s

На данный момент законодательством закреплено, что мировые судьи занимаются основной деятельностью в границах соответствующего судебного участка. Их количество устанавливается федеральном законом. Но инициатива исходит из субъектов федерации.

Расчет следующий – один мировой судья на 15-23 тысячи человек населения. В результате на территории РФ их действует около 6,5 тысяч.

Кто может стать мировым судьёй?

Мировые судьи приносят присягу.

Стать мировым судьей могут следующие лица:

  • граждане РФ;
  • возраст – от 25 лет;
  • стаж работы юристом – не менее 5 лет.

При этом кандидат должен сдать квалификационный экзамен, после которого получает рекомендацию. Ее выдает квалификационная коллегия судей конкретного субъекта РФ.

Назначается или избирается лицо на указанную должность на определенный срок. Он устанавливается законодательными актами субъекта федерации, но не может превышать 5 лет.

Какие дела рассматривает мировой суд?

Основными полномочиями мирового судьи является разбирательство уголовных и гражданских дел, а также дел об административных правонарушениях.

Те, кто сталкивался с разделением имущества или назначением алиментов, знает, что за этим можно обратиться к мировому судье. В частности, супруги обращаются с заявлением, в котором просят установить размер алиментов на ребенка. Если разногласий нет, в течение 5 дней выдается судебный приказ.

Компетенции мирового судьи позволяют ему рассматривать следующие дела и споры:

  1. Уголовные дела, в которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы, но на срок не более 2 лет. Есть исключения, которые указаны в УПК;
  2. О разводах, если не нужно урегулировать спорные отношения касательно детей;
  3. О разделе имущества между мужем и женой;
  4. Разногласия, природа которых выходит из семейно-правовых отношений. Исключение – оспаривание или установление отцовства/материнства, лишение родителей прав на ребенка, его усыновление или удочерение;
  5. Относительно имущественных требований, если цена иска не выше 500 МРОТ на момент обращения к представителю Фемиды;
  6. Споры между работодателем и персоналом, которые регулируются Трудовым Кодексом. Исключение – вопросы восстановления на работе;
  7. Оспаривание порядка пользования объектом недвижимости, включая земельные участки.

Кроме того, мировые судьи рассматривают административные правонарушения. Но это касается только тех дел, которые отнесены к их компетенции в соответствии с положениями КоАП РФ.

Также к компетенции рассматриваемых судов относится ведение дел по спорам, относительно которых они уже приняли решение. Полномочия мирового судьи распространяются на это в том случае, если решение вступило в силу, но появились новые обстоятельства, рассмотрение которых имеет существенное значение.

Если речь не идет о вновь открывшихся обстоятельствах и решение не вступило в силу, заинтересованные стороны могут обжаловать его в районном суде. Последние являются апелляционной и вышестоящей инстанцией для мировых судов.

Как ведется судопроизводство мировых судей?

При рассмотрении спора стороны могут прийти к мировому соглашению.

Поскольку с введением института мировых судей введены изменения в ГПК, им и следует руководствоваться при инициировании искового производства. Так, положениями ст.131 этого Кодекса регламентированы сроки направления иска, его форма, содержание.

Если в обращении допущены ошибки, оно не соответствует указанной норме, судья возвращает иск или оставляет его без движения. Как и при обращении в районные суды, заинтересованная сторона спора должна:

  1. Собрать все документальные обоснования требований, их копии приложить к иску;
  2. На суде представить оригиналы этих копий;
  3. Провести расчет государственной пошлины, оплатить ее, вместе с иском подать подтверждение сделанной оплаты (чек, квитанция).

Для справки! Расчет государственной пошлины требуется проводить при имущественных спорах. В остальных случаях она устанавливается положениями Налогового Кодекса.

При предварительном рассмотрении спора, а также в ходе основного слушания сторон они могут прийти к мировому соглашению. Допускается не для всех, а для определенных категорий дел. Судья откажет сторонам заключить такое соглашение, если оно:

  1. Не соответствует действующему законодательству;
  2. Затрагивает и нарушает права других лиц.

Если мировое соглашение удается заключить, стороны распределяют судебные расходы между собой. Это касается и стоимости услуг представителей.

В основном процесс судопроизводства происходит аналогично районным судам.

Стороны имеют аналогичные права и обязанности, могут заявлять ходатайства и отводы, пользоваться услугами профессиональных юристов, которые представят их интересы в суде на основании нотариально-заверенной доверенности. Независимо от того, какие дела рассматривает мировой судья, на рассмотрение дела отводится 2 месяца.

Судебная система Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector