Закон

Каковы правовые условия принятия решения о задержании подозреваемого?

Каковы правовые условия принятия решения о задержании подозреваемого?

Аннотация: Автор статьи рассматривает существующие проблемы в правовом регулировании процессуального задержания лица, которое подозревается  в совершении преступления: исследуются основания для задержания, в т.ч. и до момента возбуждения уголовного дела, а также наличие противоречий в действующем уголовно-процессуальном законодательстве.

Ключевые слова: задержание подозреваемого, основания задержания, захват, доставление, подозреваемый, задержанный, срок задержания, фактическое задержание, процессуальное задержание.

   Говоря о задержании как о процессе, следует отметить, что, несмотря на достаточную и полную изученность данного института в научной юридической литературе, единое представление о его характере и сути до сих пор так и не выработано.

Неоднократно делались попытки разрешения такой проблемы, как соотношение стадии возбуждения уголовного дела и процесса задержания подозреваемого. Так, например, были предложения разделить процесс задержания на три стадии: захват, доставление и процессуальное оформление.

Конечно же, множеству дискуссий подвержена характеристика рассматриваемого нами в данной статье правового института, но мы намерены уделить внимание лишь некоторым из них – это первичный этап задержания подозреваемого, именуемый захватом, а также последующим его доставлением в специальные учреждения для процессуального оформления документов.

   Задержание, являясь мерой процессуального принуждения, по своей юридической природе подразумевает вмешательство правоохранительных органов в область прав и свобод личности.

Именно по этой причине Закон предусматривает процессуальные гарантии, направленные на защиту прав личности, когда по отношению к конкретному индивиду применяются те или иные меры принуждения.

Одной из таких гарантий выступает специальный, строго регламентированный порядок, согласно которому, применяются все меры принуждения.

Так, должностные лица (следователь, дознаватель, Прокурор), вправе применить ту или иную меру принуждения только после того, как будет возбуждено уголовное дело, выявлены признаки преступления. Важно подчеркнуть, что для применения подобных мер необходимы соответствующие, перечисленные в законе основания, которые обязательно должны установить правоохранительные органы, суд. 

Задержание заключается в том, что лицо на короткий период находится под стражей, однако такое нахождение не предусматривает предварительного разрешения суда, прокурора, либо следственного органа. Рассмотрим, для чего же производится задержание подозреваемого.

   Задержание подозреваемого имеет две цели: это выявление причастности лица к преступлению, а также обеспечение такой меры пресечения, как заключение под стражу (если есть основания полагать, что лицо причастно к совершению преступления). В случае выяснения указанных выше обстоятельств, применение задержания недопустимо. Кроме того, как вид процессуального воздействия, задержание неприменимо для того, чтобы получить признательные показания от подозреваемого.

   В ст. 5 в п. 11 Уголовно-процессуального кодекса РФ дано определение понятию «задержание». Указанное определение содержит понятие момента фактического задержания, а также правила исчисления срока задержания. Пункт 15 вышеназванной статьи определяет, что моментом фактического задержания является момент, когда лицо фактически лишено свободы передвижения в установленном УПК порядке. Представляется, что для наиболее полной ясности требуется разъяснить законодательно понятие фактического лишением свободы передвижения, поскольку в УПК данного понятия не содержится. В статье 92 предусмотрен лишь порядок, применяемый при процессуальном задержании, причем регламентирован он с того момента, как подозреваемый доставляется в орган дознания или следствия.

   О недостаточной разработанности вопроса о моменте фактического задержания свидетельствуют множество научных источников, а также комментарии к УПК РФ. Совсем немногие авторы стремятся к детализации данного вопроса. Согласно позиции А.П. Короткова и А.В.

Тимофеева, являющихся авторами комментариев НИИ Генеральной прокуратуры РФ, лицо следует признавать подозреваемым, в случае, если его удалось застигнуть на месте совершения преступления, либо задержать (произвести захват) сразу же после его совершения.

Здесь делается акцент на фактическое ограничение в свободе передвижения такого лица, что дает основания считать его подозреваемым независимо от факта возбуждения уголовного дела [6].

   Некоторые из учебников по уголовному процессу трактуют момент фактического задержания как фактическое реальное ограничение свободы задержанного лица. Как считает В.И.

Радченко, комментируя УПК РФ, момент фактического задержания – это фактическое удержание лица, при котором может быть применена физическая сила, либо без ее применения, при этом у задержанного отсутствует с этого момента право на свободное распоряжение собой он утрачивает.

Важно отметить, что данный момент может предшествовать доставлению подозреваемого к следователю, дознавателю [8].

   Наиболее острым и дискуссионным является вопрос о задержании непосредственно на месте преступления.

Некоторые авторы придерживаются единого мнения об исчислении срока задержания с того момента, как подозреваемого доставили к следователю или дознавателю.

Имеется также и противоположная точка зрения, согласно которой, доставление подозреваемого в органы следствия, дознания, а также оформления соответствующего протокола – это все составные части уголовно-процессуального задержания [7].

   Причиной данной дискуссии послужило расхождение в терминах, содержащихся в УПК: «момент задержания» и «момент фактического задержания». Так, исходя из смысла ст. 5 УПК (п.

11), задержанием подозреваемого является мера, которую применяют органы следствия, дознания не более, чем на 48 часов с того момента, когда лицо было фактически задержано по подозрению в совершении им преступления. Далее, в п.

15названной выше статьи приводится понятие фактического задержания, которое, как уже отмечалось выше, является лишением фактической свободы передвижения.

   Но во многих случаях в правоприменительной практике в протоколе должностными лицами время задержания подозреваемого указано как то время, когда он был доставлен к следователю (дознавателю). Условно данный момент именуют «процессуальное» задержание.  

Очень часто со стороны подозреваемых обжалуется исчисление срока их задержания. Обжалование происходит в случае, если имеются несоответствия времени «фактического» и «процессуального» задержания.

   Указанная проблема расхождения фактического и процессуального времени задержания является своеобразным «правовым вакуумом», очень давно находящаяся на обсуждении ряда авторов. Однако и на сегодняшний день мы до сих пор не можем наблюдать положительную динамику в законодательстве по данному вопросу.

   Но такой пробел в законодательстве может привести и к негативным процессуальным последствиям: так, суд может признать доказательства недопустимыми при условии указания следователем в протоколе процессуального времени, а не фактического. Учитывая данное обстоятельство, важно предотвратить подобные ситуации с доказательствами, исчисляя время задержания подозреваемого с момента его фактического задержания, основываясь на буквальном толковании п. 11 и п. 15 ст. 5 УПК РФ.

   Но рассмотрим также и иные взгляды на данную проблему. К примеру, по мнению М.Е.

Токаревой, нельзя рассматривать как составной элемент уголовно-процессуального задержания фактический захват подозреваемого неуполномоченным на производство процессуальной деятельности сотрудником правоохранительного органа или иного лица, а также доставление к следователю (дознавателю) [2].

А вот согласно позиции, которой придерживается С.В. Шевелева, элементом процессуального задержания  не могут быть действия потерпевших, свидетелей и иных лиц, связанные с захватом и доставлением лица.

Что касается задержания фактического, то по мнению указанного автора, им правильнее всего считать тот период времени, когда лицо лишилось возможности свободного передвижения, но данное действие по отношению к нему обязательно должно быть осуществлено только со стороны уполномоченных сотрудников правоохранительных органов [3].

   Полагаем, что данное понимание фактического задержания, которого придерживаются названные выше авторы, не совсем верно.

Безусловно, УПК РФ нигде не закрепляет право обычных граждан на задержание лица, которое подозревается в совершении преступления, вместе с тем, в УК РФ, наоборот, такое право предоставлено любому субъекту (не обязательно сотрудникам правоохранительных органов).

Ярким примером является статья 38, в которой речь идет о причинении вреда при задержании (под задержанием понимается фактически задержание того лица, которое совершило преступление, и само задержание было произведено с целью доставить подозреваемого в правоохранительные органы).

Однако важно при этом понимать, что применение задержания должно быть обоснованным: т.е., если иными мерами доставить лицо было невозможно, а также причиненный вред не носил серьезного характера.

   О праве на фактическое задержание со стороны частных лиц в своих трудах речь вели многие известные ученые-процессуалисты.

Такие действия являются общественно полезными, поскольку из направленность – исключительно пресечение преступления и лишение преступника возможности скрыться [5].

В связи с этим, считаем, что в УПК РФ просто необходимо внести изменение, касающееся именно права граждан на фактическое задержание. Это позволит привести в нормативное соответствие УК И УПК РФ, а также поможет сделать наиболее ясным процедуру исчисления срока задержания.

   Некоторыми авторами момент задержания определяется как задержание процессуальное: со стороны правоохранительного органа принимается решение о взятии подозреваемого под стражу (вначале лицо объявляется подозреваемым), а затем задержание оформляется протоколом . Указанной позиции придерживается Р. Абдрахманов. Автор аргументирует свою точку зрения тем, что правовые последствия могут возникать лишь на основании соответствующих процессуальных документов (т.е. обязателен протокол задержания) [4].

   Однако, на наш взгляд, подобная позиция не соответствует УПК: во-первых, отсутствует необходимость в разъяснении понятия фактического задержания, ведь достаточно тогда будет определить лишь момент составления протокола, т.е. задержание будет всегда строго «процессуальным», во-вторых, сам факт задержание (т.е.

Читайте также:  Как взыскать сумму ущербу по дтп, не покрытую страховым возмещением?

фактический захват лица), может остаться нерегулируемым, хотя на практике нередко возникают такие обстоятельства, которые значительное увеличивают время доставления подозреваемого к следователю (погодные условия, аварии и т.п.).

Указанная позиция порождает еще одно несоответствие в уголовно-процессуальном праве: так, если мы полностью признаем действительным лишь процессуальное задержание, исключив момент фактического захвата лица, то тогда получается, что право на защиту у подозреваемого возникает лишь с момента процессуального оформления его задержания.

Получается, что при фактическом задержании и во время доставления до органа следствия или дознания, лицо полностью беззащитно. Но на сегодняшний день такое положение дел уже было признано неконституционным. И в УПК, в ст. 49 (п.3. ч.

3) закреплено правило о допуске защитника к участию в деле именно с момента фактического задержания лица, которое подозревается в совершении преступления. Здесь законодатель вполне справедливо связал задержание с фактическим лишением свободы передвижения лица, а не со моментом, когда будет составлен соответствующей протокол.

   Таким образом, подводя итоги, мы пришли к выводу о необходимости поиска новых подходов в решении рассматриваемой проблемы.

   Речь идет не только об органах расследования, уполномоченных производить уголовно-процессуальное задержание, но и о сотрудниках полиции, других правоохранительных органов, непосредственно производящих так называемое фактическое задержание или захват и доставление задержанных к следователю, дознавателю. Противоречивое регулирование данного института создает трудности для всех должностных лиц, как на этапе фактического захвата, так и на этапе его процессуального оформления.

   Очевидно, что уголовно-процессуальное задержание, являясь процессуальным институтом, должно применяться после возбуждения уголовного дела, о чем указано в действующем законодательстве.

С другой стороны законодатель закрепляет такие основания задержания и порядок их использования, которые больше определяют полномочия сотрудников правоохранительных органов, обеспечивающих правопорядок и безопасность, чем компетенцию следователя и дознавателя.

Список литературы

Глава 10. Задержание подозреваемого

Глава 10. Задержание подозреваемого

Подозреваемым является конкретное лицо, в отношении которого:

1) вынесено постановление о возбуждении против него уголовного дела (ч. 2 ст. 146 УПК);

2) составлен протокол о его задержании (ч. 1 ст. 92 УПК);

3) вынесено постановление об избрании меры пресечения до предъявления ему обвинения (ст. 100 УПК).

  • В статусе подозреваемого лицо может пребывать:
  • 1) в случае задержания — не более сорока восьми часов;
  • 2) при избрании меры пресечения — до предъявления обвинения — не более десяти суток;
  • 3) в случае возбуждения против него уголовного дела — до предъявления обвинения, а если расследование проводится в форме дознания — до составления обвинительного акта.
  • Если в последнем случае в отношении подозреваемого была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, то обвинительный акт составляется не позднее десяти суток со дня заключения подозреваемого под стражу.
  • Орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из нижеперечисленных оснований:
  • — когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
  • — когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
  • — когда на этом лице или его одежде, при нём или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
  • При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо:
  • 1) пыталось скрыться;
  • 2) не имеет постоянного места жительства;
  • 3) не установлена его личность;

4) когда прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении его меры пресечения в виде заключения под стражу (ст. 91 УПК).

Таким образом, под уголовно-процессуальным задержанием понимается мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы. Задержание в криминалистическом смысле — это тактический комплекс оперативно-розыскных и следственных действий, направленных на захват, доставление лица, подозреваемого в совершении преступления, для допроса и водворения его в изолятор временного содержания.

https://www.youtube.com/watch?v=EoYvkW0Z7Gk

Правовую основу уголовно-процессуального задержания подозреваемого образуют соответствующие нормы УПК РФ и Федеральный закон 1996 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

  1. Задержание производится в целях:
  2. — выяснения причастности задержанного к преступлению;
  3. — пресечения его преступной деятельности;
  4. — пресечения попытки скрыться от дознания, предварительного следствия, суда;
  5. — воспрепятствования попыткам помешать установлению истины по делу.
  6. При подготовке задержания целесообразно:
  7. — по возможности изучить личность задерживаемого путём собирания и анализа информации о его внешности, возможных действиях при задержании, наличии у него оружия, физических качествах, владении приёмами восточных единоборств (если речь идёт о задержании ранее судимого лица, сведения могут быть получены из его архивного уголовного дела);
  8. — рассмотреть вопрос о количестве и персональном составе группы задержания;
  9. — включить в состав группы оперативного работника женского пола, когда должно быть задержано лицо (лица) того же пола;
  10. — определить место (в необходимых случаях оно должно быть предварительно изучено), время, условия задержания*(16);
  11. — распределить обязанности между участниками задержания: определить, какие, в какой последовательности и кем должны быть выполнены соответствующие действия непосредственно до, во время и после задержания;
  12. — довести до сведения всех участников задержания имеющиеся данные о признаках внешности и личности заподозренного;

— в необходимых случаях обеспечить участников задержания соответствующими средствами криминалистической, оперативной и организационной техники (звуко- и видеозаписывающей аппаратурой, транспортом, средствами связи и т. д.);

— определить последовательность задержания. Если заподозренных несколько, решить вопрос о том, кем, куда и каким способом они будут доставлены после задержания, обеспечить их раздельное содержание;

— предусмотреть возможность проведения иных следственных действий до и после составления протокола задержания (личного обыска, освидетельствования задержанного, осмотра его жилища, одежды и т. д.) и подготовиться к ним;

  • — рассмотреть вопрос об участниках и организационно-тактических особенностях захвата заподозренного, если это необходимо для обеспечения его процессуального задержания (сформировать группу захвата, проанализировать и принять меры, обеспечивающие безопасность участников захвата, случайных прохожих, пассажиров и других граждан, исключающие возможность побега задерживаемого, создающие предпосылки для эффективного проведения данной операции).
  • Состав участников задержания определяется:
  • — характером содеянного, его последствиями и сложившейся по делу ситуацией;

— данными, характеризующими лицо, подлежащее задержанию (его пол, возраст, социальное положение, физические, психические особенности, наличие у него оружия, судимости и т. д.);

  1. — необходимостью осуществления в ряде случаев операции по силовому захвату подозреваемого, предшествующей его задержанию в процессуальном смысле;
  2. — возможностью правомерного применения группой захвата средств и приёмов физического воздействия в отношении заподозренного (это допускается в тех случаях, когда заподозренный не подчиняется законным требованиям участников задержания, оказывает или пытается оказать им сопротивление, покушается на побег, совершило действия, которые причинили либо могли причинить вред жизни, здоровью участников задержания, других граждан, ущерб имуществу, иным охраняемым законом отношениям и интересам).
  3. По ряду дел залогом быстрого и успешного задержания является обеспечение его строгой конспирации.
  4. Захват подозреваемого. В необходимых случаях целесообразно:
  5. — осуществить скрытное сближение с подозреваемым и легендированное вступление с ним в контакт (например, под видом случайных прохожих, приезжих, покупателей, ремонтно-строительных рабочих);
  6. — обеспечить быстроту, согласованность, внезапность и решительность самого акта захвата и прежде всего действий, направленных на ограничение свободы поведения передвижения заподозренного (например, подсесть к нему с разных сторон в транспорте под видом пассажиров);
  7. — принять меры по предупреждению и своевременному пресечению сопротивления со стороны задерживаемого, его бегства, совершения им самоубийства и других нежелательных действий (в этих целях при задержании может применяться служебно-розыскная собака, в отношении задерживаемого могут быть применены наручники, захват и удержание его рук, оперативный досмотр содержимого карманов его одежды и других вещей и изъятие находящихся в них оружия, наркотических веществ);
  8. — организовать за действиями своих коллег и задерживаемого, других лиц наблюдение со стороны специально выделяемого для этого сотрудника, не участвующего в непосредственном физическом контакте с заподозренным (это, в частности, необходимо для того, чтобы задерживаемый не мог незаметно выбросить вещественные доказательства);
  9. — обеспечить своевременную и надёжную изоляцию задержанного от окружающих лиц, быстрое водворение его в спецтранспорт и конвоируемое доставление в орган дознания.
  10. Последовательность действий в связи с задержанием:
  11. 1) анализ сложившейся по делу ситуации;
  12. 2) определение основания и целей задержания;
  13. 3) принятие решения о задержании;
  14. 4) доведение этого решения до сведения участников задержания (когда решение принимается лицом, которое непосредственного участия в задержании не принимает);
Читайте также:  Соседи жалуются на шум: что делать, как защитить свои права, допустимый уровень шума

5) разработка программы задержания (определение круга и функций участников задержания, места, времени его проведения и т. д.);

  • 6) исполнение решения о задержании подозреваемого (в том числе осуществление его захвата, если это необходимо), обеспечение профилактического наружного осмотра одежды задерживаемого и досмотра вещей на месте захвата);
  • 7) доставление задерживаемого в изолятор временного содержания.
  • Задержание может сопровождаться освидетельствованием, личным обыском, осмотром одежды задержанного и другими следственными действиями, о чём составляются отдельные Протоколы.
  • Задержание лиц, подозреваемых в совершении преступлений, производится в общественных местах, на открытой местности, в помещении.

Задержание в общественных местах, где бывает большое скопление людей, требует тщательной подготовки. Нужно, чтобы к моменту задержания специальная группа наблюдения перекрыла все пути возможного побега.

Задержание в кафе, ресторане производится, когда лицо, подлежащее задержанию, удалится из зала в туалет, гардероб. Там появляется возможность его задержания, не привлекая внимания других посетителей.

Желательно как можно быстрее вывести задержанного из помещения.

Во избежание посторонних помех со стороны оказавшихся у входа людей целесообразно обеспечить поблизости нахождение работника милиции в форме, заранее предупреждённого о предстоящем задержании.

Задержание на улицах, в парках и других открытых местах имеет свои особенности. При подготовке задержания на открытой местности или в населённом пункте следует изучить его рельеф, расположение дорог, лесных посадок, наличие проходных дворов, домов, подъезды которых имеют два выхода, маршрутов городского транспорта и др.

При задержании на оживлённых улицах категорически запрещается применение оружия, даже если это необходимо.

Поэтому в случаях, когда можно предполагать, что преступник окажет вооружённое сопротивление, его задержание следует планировать в менее людных местах (на более открытой местности), где ему труднее скрыться, где меньше вероятности, что там окажутся его личные преступные связи, которые могут помешать задержанию.

При подготовке задержания в помещении изучаются планировка помещения, входы и выходы, пожарные лестницы, особенности прилегающей к помещению территории, подъездные пути, места припарковки автомобильного транспорта, расположение гаражей и другие объекты.

Задача группы захвата — скрытно проникнуть в помещение через неизвестные задерживаемому входы, чердачные или подвальные помещения, балконы или с помощью лиц, которые не вызывают у задерживаемого подозрений и которым он, не опасаясь, может открыть дверь.

Когда преступник отказывается открыть дверь, то, учитывая его психическое напряжение и возможность импульсивных действий вплоть до применения огнестрельного оружия, следует вступить с ним в переговоры и попытаться убедить его в бесполезности сопротивления и необходимости сдаться на «милость победителя».

Сложным и опасным мероприятием может оказаться групповое задержание. При групповом задержании оперативные работники должны иметь численный перевес, быть вооружены автоматическим оружием и снабжены индивидуальными средствами защиты. Следует попытаться разобщить лиц, чтобы задержать их поодиночке.

Если это невозможно сделать, необходимо незаметно перекрыть пути отхода задерживаемым, окружить их. После этого подаётся команда типа «стой, руки вверх!» и при необходимости производятся предупредительные выстрелы.

Задержанные подвергаются личному обыску, на них надеваются наручники, и они поодиночке доставляются в соответствующий орган дознания.

В соответствии со ст. 92 УПК после доставления подозреваемого в орган дознания к следователю или прокурору в срок не более трёх часов должен быть составлен протокол задержания. В нём делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены его права.

В протоколе также указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства задержания (например, факт оказания задержанным сопротивления задерживающим, попытка скрыться).

Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.

О произведённом задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.

Подозреваемый должен быть допрошен. До начала допроса по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально.

В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем, следователем, прокурором с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника. В любом случае продолжительность свидания не может быть менее 2 часов.

После задержания подозреваемого дознаватель, следователь или прокурор должны, как того требует закон (ст. 96 УПК), не позднее 12 часов с момента задержания уведомить кого-либо из близких родственников подозреваемого о его задержании, а при их отсутствии — других родственников или предоставить возможность такого уведомления самому подозреваемому.

При задержании подозреваемого, являющегося военнослужащим, об этом уведомляется командование воинской части. Если подозреваемый является гражданином или подданным другого государства, о его задержании уведомляется посольство или консульство этого государства.

Уведомление о санкции прокурора может не производиться при необходимости сохранения в интересах расследования в тайне факта задержания. Это правило не распространяется на подозреваемых, являющихся несовершеннолетними.

  1. Подозреваемый подлежит освобождению по постановлению дознавателя, следователя или прокурора, если:
  2. — не подтвердилось подозрение в совершении преступления;
  3. — отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;
  4. — задержание было произведено с нарушением требований ст. 91 УПК
  5. («Основания задержания подозреваемого»).

По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания в порядке, установленном п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК.

Задержание подозреваемого и обвиняемого

К оглавлению

Глава 7. Меры процессуального принуждения

§ 2.      Задержание подозреваемого и обвиняемого

Задержание подозреваемого – это неотложная мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (п. 5 ст. 11 УПК).

 Фактическое задержание (захват) – это конкретные принудительные физические действия по нейтрализации вероятного преступника, лишении его свободы передвижения (п. 15 ст. 5). Фактический захват может быть элементом уголовно-процессуального задержания, если он завершается кратковременным содержанием под стражей подозреваемого.

Уголовно-процессуальное задержание надо отличать от административного задержания, которое регламентируется КоАП РФ и применяется по делу об административном правонарушении, а также от задержания, предусмотренного Уголовно-исполнительным кодексом РФ (ч. 2 ст. 30).

В отличие от меры пресечения в виде заключения под стражу задержание характеризуется признаками неотложности и кратковременности.

В силу неотложности задержание производится лишь на начальном этапе уголовного преследования без санкции прокурора или суда. Поэтому нельзя дважды задержать подозреваемого или обвиняемого по тем же самым основаниям, так как после первого задержания не­отложность ситуации расследования утрачивается.

Задержание должно быть кратковременным. До судебного решения никто не может быть подвергнут задержанию на срок более 48 часов с момента фактического задержания (ч. 2 ст. 22 Конституции РФ, ч. 1 ст. 10 УПК).

Задержание делится на две разновидности: задержание обвиняемого и задержание подозреваемого.

Задержание обвиняемого — это неотложная мера процессуального принуждения, содержание которой состоит в кратковременном содержании под стражей обвиняемого в целях незамедлительного доставления его в суд для рассмотрения ходатайства органов уголовного преследования об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу (ч. 3 ст. 210 УПК). Основанием для задержания обвиняемого является необходимость рассмотрения в суде обоснованного ходатайства следователя об избрании в отношении разыскиваемого обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу. Цель состоит в незамедлительном доставлении обвиняемого в суд для рассмотрения указанного ходатайства. В качестве мотива выступает опасение, что обвиняемый уклонится от явки в судебное заседание. Условием служит вынесение обоснованного постановления о привлечении в качестве обвиняемого, а в исключительных случаях — обвинительного акта.

Задержание подозреваемого предусмотрено гл. 12 УПК   представляет собой не­отложную меру процессуального принуждения, содержание которой состоит в кратковременном содержании под стражей лица с целью установить его причастность к совершению преступления и необходимость применения меры пресечения в виде заключения под стражу.

Закон предусматривает четыре основания для задержания подозреваемого (ст. 91 УПК).

1. Лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения.

2. Потерпевшие или очевидцы указали на данное лицо как на совершившее преступление.

3. На этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

4. Имеются иные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления. Эти данные — менее весомые доказательства виновности, нежели явные следы преступления (сходство внешности подозреваемого с описанием преступника, Явка с повинной, показания лиц, не являющихся очевидцами, и т. д.).

По данному основанию задержание возможно при наличии одного из четырех дополнительных условий: если это лицо пыталось скрыться, не имеет постоянного места жительства,  не установлена личность подозреваемого или в суд направлено ходатайство об избрании в отношении данного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Цели задержания подозреваемого логически вытекают из оснований его освобождения (ст. 94 УПК). Задержание предназначено для: 1) проверки подозрения — установления причастности или непричастности лица к совершению преступления; 2) определения оснований для применения меры пресечения в виде заключения под стражу.

Читайте также:  Место мировых судей (судов) в судебной системе России

Мотивами задержания являются опасения, что лицо, подозреваемое в совершении преступления, может воспрепятствовать производству по делу: скрыться, продолжить преступную деятельность или помешать установлению истины (угрожать свидетелю, иным участ­никам процесса, уничтожить доказательства).

Условия задержания подозреваемого разделяются на общие и специальные. Общими условиями процессуального задержания (как и применения всех мер процессуального принуждения) являются: 1) наличие возбужденного уголовного дела; 2) надлежащий субъект применения этой меры; 3) надлежащий объект задержания — задерживаемое лицо. 

Специальное условие задержания вытекает из его цели — определить необходимость заключения под стражу.

Задержание допускается лишь при подозрении в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы (ст. 91).

Вторым специальным условием задержания является соблюдение дополнительных требований, связанных со служебным иммунитетом отдельных категорий должностных лиц (ст. 449).

Процессуальный порядок задержания складывается из следующих этапов (ст. 92 УПК).

1) Фактическое задержание (захват), доставление подозреваемого и вынесение постановления о возбуждении уголовного дела. С момента фактического задержания исчисляется 48 часовой срок кратковременного содержания под стражей, и Защитник допускается к участию в деле.

2) В срок не более трех часов с момента доставления должен быть составлен протокол задержания, который является основанием для помещения подозреваемого под стражу. Копия протокола вручается подозреваемому по его просьбе.

3) В течение 12 часов с момента задержания уведомляются о произведенном задержании: прокурор, близкий или иной родственник подозреваемого [1] , командование воинской части (если подозреваемый является военнослужащим), представительство иностранного государства (если подозреваемый является его гражданином или подданным), защитник подозреваемого, который должен располагать информацией о месте или о перемене места содержания задержанного.

4) Не позднее 24 часов с момента фактического задержания подозреваемому должна быть предоставлена возможность дать показания в присутствии защитника, если он добровольно от него не отказался. До начала допроса подозреваемый имеет право на свидание с защитником продолжительностью не менее 2 часов.

5) Содержание подозреваемого под стражей регламентируется законом РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 года.

Условия содержания не должны причинять подозреваемому дополнительных лишений или преследовать цель незаконно воздействовать на него.

Встречи оперативного работника с подозреваемым допускаются только по письменному разрешению лиц, в производстве которых находится уголовное дело.

  • 6) Задержание подозреваемого завершается одним из трех решений:
  • Освобождением подозреваемого в связи с неподтверждением подозрения, отсутствием оснований для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, незаконностью задержания или истечением срока задержания.
  • Применением меры пресечения в виде заключения под стражу.
  • Продлением срока задержания судом не более чем на 72 часа для предоставления органами уголовного преследования дополнительных доказательств, подтверждающих необходимость заключения под стражу.

56 Вопрос. Задержание подозреваемого: основания, процессуальный порядок, сроки

  • Задержание
    подозреваемого –
    мера
    процессуального принуждения, применяемая
    органом дознания, дознавателем,
    следователем или прокурором на срок не
    более 48 часов с момента фактического
    задержания лица по подозрению в совершении
    прест-я.
  • Это
    кратковременное лишение свободы, к-е в
    силу своей неотложности не требует
    применения согласия суда.
  • Основанияст.
    91(если
    орган дознания, дознаватель, следователь
    или прокурор подозревают лицо в совершении
    прест-ия, за к-е может быть назначено
    наказание в виде лишения свободы):
  • когда
    лицо застигнуто при совершении прест-ия
    или непосредственно после его совершения);
  • когда
    потерпевшие или очевидцы укажут на
    данное лицо как на совершившее
    преступление;
  • когда
    на этом лице или его одежде, при нем или
    в его жилище будут обнаружены явные
    следы прест-ия

при
наличии иных данных, дающих основание
подозревать лицо в совершении прест-ия
(напр., лицо пыталось скрыться, не имеет
постоянного места жительства, или
прокурором/следователем/дознавателем
в суд направлено ходатайство о заключении
лица под стражу).

Порядок:

После
доставления в орган дознания в срок не
более 3-х часов составляется протокол
задержания с отметкой о том, что
подозреваемому разъяснены права,
предусмотренные ст. 46 УПК (подозреваемый
вправе знать в чем он подозревается,
давать объяснения и показания/отказаться
от дачи, пользоваться помощью защитника
с момента вынесения постановления о
привлечении лица в качестве обвиняемого…);

В
протоколе указываются дата и время его
составления; дата, время, место и основания
задержания, результаты личного обыска
и др. обстоятельства его задержания.
Протокол подписывают составитель и
подозреваемый.

О
произведенном задержании орган дознания,
дознаватель или следователь обязан
сообщить прокурору в письменном виде
в течение 12 часов с момента задержания
подозреваемого;

Подозреваемый
должен быть допрошен в соответствии со
ст. 46 (ему разъясняются его права), ст.
189 (общие правила проведения допроса) и
ст. 190 (Протокол допроса).

До начала
допроса подозреваемому по его просьбе
обеспечивается свидание с защитником
наедине и конфиденциально. В случае
необходимости пр-ва процес.

действий с
учетом подозреваемого продолжительность
свидания свыше 2-х часов может быть
ограничена дознавателем/следователем/прокурором
с обязательным предварительным
уведомлением об этом подозреваемого и
его защитника.

57. Вопрос. Понятие и виды мер пресечения, основания и порядок их применения (избрания, изменения и отмены)

Меры
пресечения –
предусмотренные
законом меры процессуального принуждения,
применяемые по уг. делу в порядке,
установленном УПК, к обвиняемому (в
исключительных случаях к подозреваемому),
подсудимому, временно ограничивающие
их права и свободы.

  1. Виды:
  2. подписка
    о невыезде (не
    применяется к несовершеннолетним и на
    судне, напр., к стюардессе, подводнику,
    шоферу-дальнобойщику, проводнику
    дальнего следования)
    ;
  3. личное
    поручительство; — требуется
    согласие обвиняемого
  4. наблюдение
    командования воинской части; — требуется
    согласие обвиняемого
  5. присмотр
    за несовершеннолетним обвиняемым;
  6. Залог;
  7. домашний
    арест; — только
    по суд. решению

заключение
под стражу. – только
по суд. решению

  • Основания
    (если дознаватель, следователь, прокурор,
    суд при наличии достаточных оснований
    полагают, что обвиняемый, подозреваемый):
  • скроется
    от дознания, предварительного следствия
    или суда;
  • может
    продолжать заниматься преступной
    деятельностью;
  • может
    угрожать свидетелю, иным участникам
    уг. судопр-ва, уничтожить док-ва либо
    иным путем воспрепятствовать пр-ву по
    делу;

  • Мера пресечения может избираться также
    для обеспечения исполнения приговора.
  • Порядок:

Досудебное
пр-во.
При
избрании меры пресечения должны быть
достаточные и проверенные данные (а не
интуиция след-ля и т.д.) для предположения,
что обвиняемый предпримет противоправные
действия, чтобы воспрепятствовать пр-ву
по уг. делу, продолжить преступную
деятельность и уклониться от исполнения
приговора.

Особого
внимания требует решение об избрании
мер пресечения к несовершеннолетнему
обвиняемому

(ст. 423).

Необходимо точно установить
число, месяц, год его рождения, уровень
его психического развития, склонность
к употреблению спиртного, наркотиков,
его отношение к учебе, соответствует
ли возрасту его интеллект, как относятся
к его воспитанию родители; осознавал
ли он фактический характер и общественную
опасность своих действий/бездействий
— для этого назначается комплексная
психолого-психиатрическая Экспертиза.
Из гуманных целей каждый раз должна
обсуждаться возможность отдачи его под
присмотр (ст. 105 Присмотр за несовершеннолетним
подозреваемым или обвиняемым).

При
избрании меры пресечения дознаватель/../..
выносят постановление,

вводная
часть

к-го содержит указания на дату, место
составления, фамилию должностного лица,
номер уг. дела, ФИО обвиняемого/подозреваемого,
квалификацию прест-ия.

Мотивировочная
часть –
данные,
обосновывающие избрание меры пресечения
со ссылкой на статью УК + основания для
избрания меры пресечения (ст. 97 УПК).

Резолютивная
часть –

мера пресечения, анкетные данные
обвиняемого.

Если
постановление вынесено дознавателем,
то в нем должно быть отражено согласие
начальника органа дознания.

В
судебном
пр-ве
вопросы,
касающиеся избрания и применения мер
пресечения, решаются судом в соответствии
с его полномочиями (гл. 5 УПК).

Особенности
применения мер пресечения к подозреваемому
(ст.
100):

В
исключительных случаях мера пресечения
может быть избрана в отношении
подозреваемого.

При этом обвинение
должно быть предъявлено подозреваемому
не позднее 10 суток с момента применения
меры пресечения, а если подозреваемый
был задержан, а затем заключен под стражу
– в тот же срок с момента задержания.

Если в этот срок обвинение не будет
предъявлено, то мера пресечения немедленно
отменяется, за исключением след. случаев:

Обвинение
в совершении хотя бы одного из преступлений,
предусмотренных ст. 205, 206, 208, 209… УК,
должно быть предъявлено подозреваемому,
в отношении к-го избрана мера пресечения,
не позднее 30 суток с момента применения
меры пресечения. Если в этот срок
обвинение не будет предъявлено, то мера
пресечения немедленно отменяется.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector