Какой закон в СССР запрещал проживание в Москве после лишения свободы?
Гражданам Российской империи предписывалось жить в определенном месте. Большевики запретили эту систему, но через несколько лет ее пришлось восстановить. Почему «прописка» была так болезненна для советских граждан?
«В советское время человек без прописки считался бомжом — со всеми вытекающими отсюда последствиями», — заявил газете «Коммерсантъ» российский политик Сергей Миронов. — «Когда мне было 17 лет, я был прописан в ленинградском пригороде Пушкине вместе с матерью, отцом и сестрой.
Решив начать взрослую жизнь и поехать в Сибирь на геологические экспедиции, я сказал маме, что хочу выписаться из квартиры. И она, будучи мудрой, ответила: «Когда ты там устроишься, тогда я тебя выпишу».
Три недели спустя, голодный и без денег, я вернулся, и до сих пор благодарен, что она не пошла у меня на поводу».
Во время дефицита 1980-х годов в Москве продукты продавались только людям с московской регистрационной печатью в паспорте.
Без бумажки ты букашка
В советское время нельзя было получить прописку — постоянный вид на жительство, который ставился в паспорте. В настоящее время в Российской Федерации нет вида на жительство как такового — только регистрация резидента (хотя ее до сих пор часто называют пропиской). Это все еще выглядит как штамп в паспорте с вашим текущим адресом. При переезде с одного места жительства на другое граждане России обязаны зарегистрировать свое новое место жительства в течение трех месяцев. Однако не все соблюдают это правило, и распространенный вопрос в государственных учреждениях или даже при совершении покупок в Интернете: «Это ваш адрес прописки или фактический адрес?».
Но в советское время о своем переселении нужно было сообщить властям за три дня, не больше. И это было справедливо даже для поездки на море в отпуск. Почему регистрация по месту жительства была так важна для советских людей?
С 1960 года проживание без прописки в Советском Союзе более трех дней считалось уголовным преступлением, наказывалось лишением свободы на 1 год или штрафом в 100 рублей (эквивалент месячной зарплаты опытного инженера в то время).
Однако даже в 1967 году официальные данные показывают, что 37% советских граждан не имели паспортов.
Но почему? Потому, что по советским законам той эпохи паспорта выдавались только людям, проживающим в городах и поселках городского типа.
Ограничения для простого народа
Сельские жители остались без паспортов, чтобы «сдержать рост городского населения». Эта ситуация вызвала многочисленные трудности для сельского населения. У них были проблемы с трудоустройством, браком, поступлением в вузы и техникумы, даже с получением и отправкой писем и посылок по почте! И прежде всего, они не могли нормально путешествовать — как уже было упомянуто выше, жить в СССР без прописки было преступлением. В результате большинство сельских жителей просто оставались там, где были, работали в своих колхозах и не переезжали — разве это не напоминает о том, как обращались с крестьянами во времена крепостного права?
В 1974 году советское правительство наконец решило выдавать паспорта всем категориям своих граждан — этот процесс, однако, начался в 1976 году и был завершен только в начале 1980-х годов. Но даже с паспортами советские люди были ограничены определенным местом жительства. Посмотрим, как сработала прописка.
В Российской империи паспорта были введены в XVIII веке. С 1724 года крестьянам, обладавшим строительными навыками, выдавались документы, именуемые паспортами, и они призывались в Петербург или другие города для участия в строительных работах.
Кроме того, крестьяне, которые покидали свое место жительства, чтобы работать в других частях страны, должны были иметь паспорта, которые имели их визуальное описание. В 1803 году паспорта крестьян были заменены «адресными билетами», находившимися в ведении полиции.
С помощью этих документов министерство внутренних дел контролировало перемещения крестьян по всей стране — и следило за их окончательным возвращением к соответствующим помещикам.
В 1903 году Ленин писал: «Социал-демократы требуют полной свободы передвижения и торговли для народа — уничтожить паспорта… Русский мужик до сих пор так порабощен чиновниками, что не может свободно переезжать в город, не может свободно выезжать на новые земли. Разве это не крепостное право? Разве это не угнетение народа?»
Что-то изменилось?
Естественно, сразу же после прихода большевиков к власти они запретили царскую паспортную систему, но ввели «трудовые книжки», чтобы контролировать население и искать тех, кто не работал. В 1925 году в советскую действительность впервые было введено понятие прописки: на удостоверениях личности советских граждан ставился штамп о постоянном месте жительства. В 1932 году паспортная система была полностью восстановлена, и прописка стала важной особенностью, позволяющей гражданину получить доступ к государственным услугам, включая медицинскую помощь, по месту жительства. Как уже упоминалось, в 1930-е годы почти все советские крестьяне не имели паспортов. Вплоть до 1980-х годов сельские жители должны были просить специальное разрешение, чтобы покинуть свою деревню и отправиться учиться или работать в город.
Поскольку формально частной собственности в СССР не было, квартиры, в которых проживали граждане, фактически принадлежали государству, которое «распределяло» их среди населения — вот что такое прописка, утверждали власти, — чтобы контролировать плотность населения и санитарные нормы. На самом деле прописка была единственным документом (штамп в паспорте), подтверждающим проживание в квартире. Потеряешь прописку — потеряешь крышу над головой.
Алла Довлатова, российская актриса, рассказывает «Коммерсанту» такую историю: «После замужества мама переехала жить к отцу, прописавшись в его комнате в коммуналке.
Через два года мамины родители смогли переехать в собственную квартиру и попытались оставить свою коммуналку маме, но получили отказ от властей: «Дочь уже выписали жить с мужем!».
Поэтому, чтобы этого избежать, моим родителям пришлось развестись, после чего мама зарегистрировалась в комнате коммунальной квартиры. А через полгода они снова поженились».
Хочу в Москву!
Прописку в больших городах достать было труднее — особенно в Москве. Многие люди шли на многое, чтобы получить ее, и, очевидно, были «браки по расчету», которые часто приводили к серьезным неудобствам, и в конечном итоге они распадались. Но даже в «приличных» браках мужчина или женщина из таких городов, как Санкт-Петербург или Москва, регистрировали иногородних супругов в своих квартирах, и в конечном итоге у тех не возникало проблем остаться в Москве или Питере — даже когда браки заканчивались разводом.
В 1990 году Комитет конституционного надзора СССР признал, что «Закон о прописке, обязывающий граждан получать разрешение на проживание в местах нахождения на территории СССР, ограничивает право граждан на свободу передвижения и свободу выбора места жительства.
Эти ограничения должны быть удалены из законодательства». Тем не менее, на протяжении большей части 1990-х и 2000-х годов прописка по-прежнему оставалась серьезной проблемой.
В Москве и Санкт-Петербурге существовали даже полулегальные брачные агентства, которые могли найти фиктивного московского мужа или жену с московской пропиской, чтобы зарегистрировать клиентов в столице.
В настоящее время проживание без регистрации может обернуться только административным штрафом (2 000 — 3 000 рублей) — и более того, процесс регистрации стал намного проще, чем в советские времена.
Кого нельзя выписать! Право бессрочного (пожизненного) проживания в жилом объекте. — блоги риэлторов | ЦИАН
Найти квартиру по желаемым параметрам — дело нехитрое. Выбрать можно любую, а купить — нет! Потому что у каждого объекта существует юридическая история, где могут быть скрыты существенные риски. Один из них — обременение в виде нежелательного соседства.
Например, купили жилплощадь, а в ней оказался зарегистрированный (прописанный) Гражданин, у которого есть право на бессрочное проживание в вашей квартире.
Обременительный квартирант — это существенный риск для нового собственника квартиры. Такое обременение, к сожалению, не регистрируется в ЕГРН.
Это большое правовое упущение, так как оно порождает изрядное количество судебных споров, которые часто, к огорчению покупателей, разрешаются не в пользу нового собственника.
Основанием для права бессрочного проживания чаще всего служит регистрация по месту жительства.
Как выяснить, кто зарегистрирован (прописан) в квартире?
Информация о зарегистрированных в жилых помещениях лицах содержится в выписке из домовой книги паспортного стола или в справках ЖЭУ, УК, ТСЖ. Однако случается, что нет возможности получить актуальные данные по всем зарегистрированным и снятым с регистрационного учета лицам по интересующему адресу. Приказ МВД РФ от 31.12.
2017 № 984 регулирует порядок регистрации и снятия с регистрационного учета, но не регламентирует порядок предоставления справок о всех зарегистрированных лицах плюс ограничивает полномочия паспортных столов по предоставлениям сведений в выписках.
Кроме того, возможно неполное отражение информации в источниках по причине «человеческого фактора».
Необходимо отметить: есть общее правило, которое устанавливает, что переход права собственности на Жилое помещение к другому лицу является основанием для прекращения права пользования квартирой членами семьи прежнего собственника (п. 2 ст. 292 ГК РФ).
Однако в этой норме закона есть исключения для определенной группы лиц, у которых нет права распоряжаться квартирой, но есть право проживать, пользоваться квартирой в бессрочном порядке, и данное право сохраняется и после продажи жилого помещения новому собственнику.
Но не только регистрация гражданина в жилом объекте дает право на бессрочное проживание, основанием для такого права может являться завещательный отказ или обязательное условие по соглашению сторон в договоре купли-продажи, договоре дарения, в брачном договоре супругов. Рассмотрим подробнее по порядку.
Каким лицам закон предоставляет бессрочное (пожизненное) право пользования жилым помещением?
1. Лицам, которые отказались от права приватизации квартиры.
Например, в муниципальной квартире проживает семья из 2-х человек. Оба изначально согласны на приватизацию, но по неким причинам первый отказывается от своего права приватизации.
В результате второй становится единоличным собственником жилого помещения, а у первого (у того, кто отказался) возникает право бессрочного проживания в квартире или пользования ею.
При этом обретенное право пользования в дальнейшем сохранится за первым, даже если второй захочет распорядиться квартирой: обменять, подарить, оформить в Наследство и пр. (ст. 19 ФЗ от 29.12.2004 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ»).
Сюда же относятся те лица, которые не смогли распорядиться своим правом на приватизацию по уважительным причинам.
Это лица, признанные судом безвестно отсутствующими, осужденные к лишению свободы, выехавшие в ПНИ или другое учреждение социальной защиты.
Таких лиц снимают с регистрационного учета на время их отсутствия по месту постоянного жительства, но после своего появления и возвращения они вправе зарегистрироваться и заселиться в квартиру. Суды выносят решения в их пользу.
2. Лицам, включенным в ордер на предоставление квартиры в Жилищно- строительном кооперативе (ЖСК).
Раньше (до 01 марта 2005 года) квартиру членам ЖСК предоставляли по ордеру. Лица, включенные в ордер как члены семьи собственника (пайщика ЖСК), приобретают самостоятельное право пользования квартирой и сохраняют за собой право бессрочного пользования жилым помещением.
Стоит отметить, что прямых законодательных норм для этой категории лиц не имеется, но суды права данных граждан приравнивают к правам членов семьи собственника приватизированной квартиры.
(Определение Верховного Суда РФ от 12.01.2016 № 56-КГ15-31).
3. Лицам, получившим такое право на основании завещательного отказа.
Это те лица, которым наследодатель в завещании отказал в праве обладания и распоряжения имуществом, но предоставил им право бессрочного проживания в жилом помещении. Такие лица называются отказополучателями.
Например, мужчина и женщина живут в гражданском браке. Квартира, в которой они проживают, находится в собственности мужчины.
Он составил Завещание, где обязал одного или нескольких наследников после его кончины исполнить завещательный отказ в пользу своей гражданской супруги — отказополучательницы.
Она после смерти мужчины не получит в собственность квартиру, но приобретет право пожизненного проживания в ней.
Отказополучатель вправе требовать от наследников зарегистрировать в ЕГРН обременение на жилое помещение на основании завещательного отказа. Свое право отказополучатель может реализовать в течение трех лет со дня открытия наследства.
4. Лицам, передавшим свое жилье по договору ренты.
Договор ренты является соглашением, по которому одна сторона передает свое Право собственности на квартиру другой стороне взамен ежемесячных денежных выплат или натурального обеспечения. Это может быть покупка еды, лекарства, одежды, оплата медицинских манипуляций, ремонта и пр. Таким образом люди пожилого возраста или инвалиды улучшают качество своей жизни.
Например, одинокая пенсионерка заключила договор пожизненного содержания с некоей организацией. Пенсионерка (рентополучатель) передала квартиру в собственность организации (рентодатель), которая со своей стороны обязана по договору содержать пенсионерку. Рентополучатель в данном случае сохраняет за собой пожизненное право пользования квартирой, если договором не предусмотрено иное.
5. Лица, обладающие таким правом на основании иных договоров и соглашений.
Бывает, что в договоре купли-продажи встречается условие о сохранения права бессрочного пользования за неким лицом. В договорах дарения такое условие встречается чаще. Даритель вправе проживать в квартире и пользоваться ею в бессрочном порядке.
Часто пожилые люди таким образом желают распорядиться своим имуществом еще при жизни и дарят квартиры своим родственникам, реже третьим лицам.
Несмотря на то, что договор дарения является безвозмездной и безусловной сделкой, суды рассматривают данные договоры с условием как смешанный договор, который может включать элементы различных договоров.
Также право на бессрочную регистрацию может быть условием брачного договора или соглашения о разделе общего имущества супругов, которое сохранится при разводе или в случае продажи квартиры.
Сюда же можно отнести нотариальные соглашения, заявления и обязательства, на основании которых возникает право пожизненной регистрации и проживания в жилом помещении. Причем в договоре это условие может быть не отражено.
(Апелляционное определение Московского городского суда от 12.01.2017 по делу № 33-1137/2017)
- Возможно ли прекратить право бессрочного (пожизненного) проживания досрочно?
- Выписать по суду нежелательного квартиранта невозможно!
- Право бессрочного проживания (пользования) может быть прекращено в случае добровольного выезда гражданина в другое место жительства с условием, что выезд будет иметь не временный, а постоянный характер.
Ключевое слово здесь — «добровольного выезда», а не вынужденного. При этом выехавший гражданин может не быть зарегистрированным в ином месте проживания, и это не будет являться основанием для сохранения за ним права бессрочного пользования в прежнем жилом помещении.
Поясню. В случае выезда гражданина в другое место жительства: по работе, учебе, в места лишения свободы и т.д. — будет иметь временный характер.
В случае вывоза своих вещей, переезда в другой населенный пункт, вступления в Брак, проживания с новой семьей в другом жилом помещении на постоянной основе и т.д. — будет имеет постоянный характер. Судом расценивается, что таким образом гражданин отказался от своих прав в одностороннем порядке.
Добровольный выезд — это когда выехавшему не чинили препятствий в проживании в спорном жилье, иначе такой выезд считается вынужденным. Период времени отсутствия добровольно съехавшего из спорного жилья и неучастие в оплате коммунальных услуг тоже имеет влияние на исход судебного спора.
(Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 11.06.2020 по делу № 88-13629/2020)
В конце хотелось бы отметить следующее. В проблеме прекращения или восстановления права бессрочного пользования не все так однозначно.
Судами спорные ситуации рассматриваются в индивидуальном порядке, учитываются множественные факторы, влияющие на исход дела.
Судебная практика по данной теме огромна, и рассмотреть все нюансы в настоящей статье по каждой перечисленной группе лиц невозможно. Здесь представлена общая информация без подробных деталей.
Особенно хочу отметить риск при покупке квартир с торгов обанкротившихся лиц.
Правовую документацию по квартирам выставленным на продажу готовят организаторы публичных площадок, которые обязаны выяснить все обременения и включить их в документацию торгов, что бывает далеко не всегда.
Для подготовки продажи арестованных объектов судебные приставы привлекают фирмы-однодневки, которые продают квартиры не заботясь о прозрачности процедуры и не предоставляют необходимую документально юридическую информацию.
Обнаружить выше рассмотренный риск не составит труда опытному риэлтору или профильному юристу. Но, увы! Бывает, встречаются такие правовые ребусы в юридической истории объектов, что приходится основательно поломать голову над их решением, привлекая к совету коллег и специалистов из смежных профессий.
Подготовила материал Эксперт по недвижимости Елена Солдаткина
Магистерские диссертации, дипломные и курсовые работы, по праву. Консультационные Услуги
Свяжитесь с нами:
ICQ: 197839245
e-mail: justicemaker@yandex.ru
ПОДБОР ЛИТЕРАТУРЫ, НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ. ПРОВЕРКА НА СООТВЕТСТВИЕ ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ. ИНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ УСЛУГИ.
- На нашем сайте Вы можете заказать консультативную помощь в подготовке студенческих работ по праву (юриспруденции).
- Консультативные услуги выполняются специалистами с высшим юридическим образованием, имеющими опыт научной и практической работы.
- Наши преимущества:
- консультации по подбору темы работы (бесплатно);
- бесплатные консультации по составлению плана работы;
- строгая специализация — консультации по подготовке работы оказываются лицами, имеющими, как минимум, высшее юридическое образование (мы оказываем консультационные услуги только по работам по праву).
- проверка работы на соответствии действующему законодательству;
- подбор новейших литературных источников и новейшей судебной практики;
- полное сопровождение до защиты работы;
- гарантийные обязательства.
При оказании наших услуг используются регулярно обновляемые справочные правовые системы «Гарант» и «Консультант Плюс», что позволяет учитывать самые последние вступившие в силу изменения законодательства, а также законопроекты, планируемые к принятию Государственной Думой в ближайшее время.
Имеющаяся в нашем распоряжении как обычная, так и обширная электронная библиотека, позволяет нам использовать как классические труды отечественных и зарубежных ученых-правоведов, так и научные работы, учебники, комментарии, монографии и статьи, вышедшие в самое последнее время. Как правило, обязательным требованием для магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ по праву является наличие в них использованных источников выпущенных в текущем году.
- На оказание наших услуг даются гарантии.
- Мы оперативно обрабатываем заказ и стараемся как можно быстрее помочь Вам.
- Мы оказываем консультации по следующим видам работ:
До сих пор секретное постановление о паспортах 1953?
?
Man With Dogs (man_with_dogs) wrote, 2009-06-03 02:27:00 Man With Dogs man_with_dogs 2009-06-03 02:27:00 Categories: Вопрос стоит так: люди не могут найти полный текст постановления Совета Министров от 21 октября 1953 с «Положением о паспортах».Это в догонку к теме о почти полувеке советского крепостничества на селе — паспортизация в которой играла одну из основных ролей.Предыдущий пост по этой теме дополнил: лишь 35 лет назад (1974!) выдали колхозникам паспорта (но справки от колхоза всё равно требовали)
http://man-with-dogs.livejournal.com/630148.html?format=light
Начало темы: Паспорт СССР — это напоминание о голодоморе 1932-33, это бумажка, которой убивали тысячи людей
http://man-with-dogs.livejournal.com/617124.html?format=light
Какой смысл в этой истории с паспортами? Очень простой — она пересекается сразу с двумя темами — голодом и рабством — тем, что дала советская власть русскому народу.
Как раз в момент расширения и усиления голода в голодомор 1932-33 и была введена паспортная система для очистки городов от беглых голодных крестьян — в это время Москву и Ленинград «очистили» от сотен тысяч людей — отправив их умирать с голода по месту жительства или в концлагеря.
https://www.youtube.com/watch?v=B4RCXINIYjg
Паспорта — это то, что сохранилось до сих пор — Положение о паспортной системе СССР 1974 до сих пор действует, хоть и с изменениями. Всеобщая паспортизация 1976-81 — это то, что стало началом уравнивания в правах горожан и селян, а до того более 60 млн селян были поражены в правах.
Что же принесла русским людям советская власть?
1) ГОЛОД . Лишь к 1970м годам подушевой валовый сбор с/х продукции стал стабильно превышать показатели 1913 (1, 2).
2) РАБСТВО. О крепостничестве на селе я ссылки уже привёл (1, 2, 3) — лишь в 1976-81 была снята большая часть ограничений прав десятков миллионов сельских жителей с выдачей им паспортов. А было в 1940-56 и рабство рабочих, служащих и принудительно мобилизованных фзушников (1).3) ВЫМИРАНИЕ. Красный террор — около 1.5 млн, голодоморы: ленинский 1921-23 — 5 млн, первый сталинский 1932-33 — 7 млн, послевоенный 1946-48 — 1,5 млн + кампании коллективизации, раскулачивания, репрессирования — итого порядка 20 млн при Ленине-Сталине. При последующих — в период разрешения абортов 1955-91 их было сделано 240 млн (1)http://www.vif2ne.ru/nvz/forum/arhprint/115579От Сергей Вадов К Durga Дата 27.09.2004 22:11:28 Рубрики Прочее;
Были ли опубликованы законы?
тут у меня есть личный опыт — когда-то крепко поспорил с дальним родственником, жившим в деревне, по вопросу о том, когда крестьянам раздали паспорта. В Москве пошел по библиотекам. Нашел сейчас файл. Оказалось, что прикрепление колхозников к месту проживания (заключавшееся в невыдаче им паспортов) было отменено Постановлением СМ СССР от 28 августа 1974 г. N 677 «Об утверждении положения о паспортной системе в СССР» (в нем впервые постулируется, что «Паспорт гражданина СССР обязаны иметь все советские граждане, достигшие 16-летнего возраста.», «Выдачу паспортов нового образца провести с 1 января 1976 г. по 31 декабря 1981 г., в т.ч. упоминаются и «граждане СССР, которым ранее паспорта не выдавались»). До этого выдача паспортов регулировалась «Положением о паспортах», утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 21 октября 1953 года. Его текста я так и не нашел (только ссылку об отмене в 1974 году). Завелся, дошел до библиотеки им. Ленина. Не нашел и там.Уже недавно, будучи еще раз в РГБ, попробовал поискать еще раз. Выяснилось, что из СпецХрана перевели в общий доступ многотомное «Собрание законодательства СССР», на котором стоит гриф и номер экземпляра, а тираж указан с точностью до 1 (!). В этом собрании нашел лишь часть «Положения о паспортах» 1953 года, посвященную наказаниям за его нарушение. Полного текста в РГБ (по состоянию на 2002 год) не нашел.Это меня когда-то поразило (и отчасти поражает до сих пор). Ведь обсуждается не абстрактный закон — в положении о паспортах (судя по части о наказаниях и по документам, на положение ссылающимся) установлено, в каких местностях паспорта выдавать, а в каких граждане не имеют права покидать место жительства более, чем на 30 дней, а в некоторых случаях даже и для краткосрочной командировки должны получать справку с указанием цели поездки (к слову, общепринятая точка зрения, что давали паспорт всем горожанам, и не давали всем селянам, не точна — в Прибалтике давали и на селе, а в Казахстане не давали и в некоторых мелких городах).Если вдруг у кого-то есть доступ к «Положению о паспортах», утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 21 октября 1953 года, пришлите мне текст, пожалуйста.Спасибо.С уважением,Сергей Вадовhttp://ru.wikipedia.org/wiki/Советский_паспортРанее выдача паспортов регулировалась «Положением о паспортах», утверждённым постановлением Совета Министров СССР от 21 октября 1953 года. Его полный текст на текущий момент (май 2007) является секретным.
Правовые проблемы реализации права на жилое помещение лицами, освободившимися из мест лишения свободы: анализ судебной практики
Для понимания поставленной проблемы необходимо, прежде всего, обратить внимание на правовые акты, которые гарантируют лицам, освободившимся из мест лишения свободы, право проживания в помещении, в котором они проживали до момента фактического осуждения к реальному лишению свободы.
В настоящее время российские суды при рассмотрении указанной категории дел руководствуются Постановлением Конституционного Суда РФ от 23 июня 1995 г.
№ 8-П «По делу о проверке конституционности части первой и пункта 8 части второй статьи 60 Жилищного Кодекса РСФСР в связи с запросом Муромского городского народного суда Владимирской области и жалобами граждан Е.Р. Такновой, Е.А. Оглоблина, А.Н. Ващука».
- Конституционный Суд РФ постановил (пункт 1), что временное отсутствие гражданина (нанимателя жилого помещения или членов его семьи), в том числе в связи с осуждением к лишению свободы, само по себе не может служить основанием лишения права пользования жилым помещением.
- Однако следует отметить, что указанное Постановление вступило в силу с момента его провозглашения и не имеет обратной силы, о чём было прямо в нём указано.
- Следовательно, возникает вопрос: «Существовали ли какие-либо гарантии сохранения жилого помещения за лицами, осужденными к реальному лишению свободы, до вступления в силу указанного Постановления?»
ЖК РСФСР, действующий до 01 марта 2005 года, в части 1 статьи 60 устанавливал, что жилое помещение сохраняется за временно отсутствующим нанимателем или членами его семьи в течение шести месяцев.
По истечении этого срока указанные лица могли быть признаны утратившими право пользования жилым помещением в судебном порядке (статья 61 ЖК РСФСР).
Пункт 8 части 2 статьи 60 устанавливал, что жилое помещение сохранялось за временно отсутствующими гражданами в случае осуждения к лишению свободы на срок свыше шести месяцев, ссылке или высылке – до приведения приговора в исполнение. Указанная категория лиц не попадала под действие статьи 61 ЖК РСФСР.
На наш взгляд, для лучшего уяснения логики судебных решений, принимаемых по конкретным делам, целесообразно смоделировать определённые жизненные ситуации, в которых оказываются лица после освобождения из мест лишения свободы.
Ситуация № 1
Осужденный освобождается из мест лишения свободы до 1995 года и в течение длительного времени не проживает в жилом помещении, которым он пользовался до заключения.
Интересным для анализа данной ситуации представляется Апелляционное определение Пермского краевого суда от 12 марта 2012 г. № 33 – 2002, в соответствии с которым было отменено решение суда первой инстанции, а по делу было принято новое решение.
Ответчик был признан утратившим право пользования жилым помещением и подлежащим снятию с регистрационного учёта.
Закон "О порядке выезда из СССР и въезда в СССР граждан СССР". Справка
Закон в соответствии с международными договорами СССР гарантировал гражданам страны право выезда из СССР и въезда в СССР, регулировал порядок выдачи заграничных паспортов гражданам СССР, устанавливал случаи временных ограничений права граждан на выезд из страны и порядок разрешения споров в связи с отказом в выдаче заграничного паспорта.
Согласно закону, граждане СССР могли выехать из страны и по личному заявлению, и по ходатайству государственных, общественных и религиозных организаций или предприятий.
Выезд из СССР или въезд в СССР осуществлялся по заграничным паспортам, выданным уполномоченными на то государственными органами. Заграничный паспорт был действителен для выезда из СССР во все страны мира.
Закон устанавливал, что при выезде из СССР необходимо наличие в заграничном паспорте въездной визы иностранного государства, в которое непосредственно въезжал гражданин.
До принятия закона документы на получение загранпаспорта могли рассматриваться очень долгий период.
Закон ввел жесткие сроки рассмотрения заявлений: заявления граждан о выдаче заграничных паспортов для временного пребывания за границей должны были рассматриваться в месячный срок, а если поездка связана со срочным лечением выезжающего, либо серьезной болезнью или смертью родственника, проживающего за границей, — в течение трех рабочих дней. Заявления о выдаче заграничных паспортов для выезда из СССР на постоянное жительство должны были рассматриваться в трехмесячный срок.
Согласно закону, среди оснований, по которым могли быть введены временные ограничения в праве на выезд из СССР, значились осведомленность гражданина в сведениях, составляющих государственную тайну, возбужденное против него уголовное дело, отбывание им наказания за совершение преступления и др. Гражданину СССР могли временно отказать в выдаче заграничного паспорта, если он подлежал призыву на действительную срочную военную службу — до ее прохождения или до освобождения от нее в соответствии с законом.
Закон оказался настолько прогрессивным, что Россия жила по нему еще несколько лет после распада Союза. Нормы закона бывшего Союза ССР от 20 мая 1991 г. в той мере, в какой они не противоречили Конституции Российской Федерации и ее суверенитету, действовали до принятия Федерального закона от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
В 1993 г. были отменены выездные визы и разрешена свободная выдача загранпаспортов.
В течение более чем 10 лет, прошедших со дня принятия закона о свободном выезде, большинство россиян продолжали пересекать границу с документами несуществующего государства — СССР.
Хотя МИД РФ начал выдачу паспортов нового формата в конце 1996 года, подразделения МВД продолжали выдавать загранпаспорта на старых советских бланках вплоть до 2001 г.
Повсеместный же переход на выдачу новых загранпаспортов произошел лишь в 2002 г.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Освобождение из лагерей и ссылок политических заключенных, реабилитация жертв политических репрессий
osolntseva
Жертвами политических репрессий принято считать людей осужденных по статье 58 (п.2-14) УК РСФСР (в УК других республик СССР имелась аналогичная статья), принятого в 1926 году. На самом деле большинство пунктов этой статьи не связано с политикой. В частности сюда входили организация восстаний, шпионаж, вредительство (например, печатание фальшивых денег), терроризм, саботаж (преступная халатность). Такие статьи имеются в УК любых государств, в том числе и в современной России. Чисто политической являлась лишь статья 58-10. Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений, а равно распространение или изготовление или хранение литературы того же содержания влекут за собой — лишение свободы на срок не ниже шести месяцев. Как правило, по этой статье в мирное время срок не превышал 3 лет. Однако, поскольку считалось, что все действия, определенные в статье 58 направлены на свержение, подрыв или ослабление советской власти, то преступления имеют политическую мотивировку (желание сменить политическую систему) и соответственно люди, осуждаемые по статье 58, преследовались по политическим мотивам. Отличительной чертой статьи 58 являлось то, что после отбытия наказания по этой статье люди отправлялись в ссылку, и не имели права возвращаться к себе домой.В 1953 году в лагерях ГУЛАГа находилось 467 946 заключенных, осужденных по статье 58. Из них особо опасных государственных преступников (шпионы, диверсанты, террористы, троцкисты, эсеры, националисты и другие) в особых лагерях МВД СССР находилось 221 435 человек. Кроме того, имелось еще 62 462 ссыльных, так что общее число «политических» составляло 530408 человек. Общее же число заключенных в лагерях и тюрьмах СССР в 1953 году составляло 2 526 402 человека. 26 марта 1953 года министр внутренних дел Лаврентий Берия подготовил и подал докладную записку с проектом указа об амнистии в Президиум ЦК КПСС. Проектом предусматривалось освобождение всех заключенных, осуждённых на срок до 5 лет. Предполагалось освобождение женщин, имеющих детей до 10 лет, и беременных женщин, несовершеннолетних в возрасте до 18 лет, пожилых и тяжело больных людей. Берия указывал, что из 2,5 миллионов заключённых ГУЛАГа лишь 220 тысяч человек являются особо опасными государственными преступниками. Предлагалось не распространять амнистию на преступников, осуждённых за бандитизм, умышленное убийство, за контрреволюционные преступления и за хищения социалистической собственности в особо крупных размерах. Кроме того, Берия предлагал вдвое сократить срок наказания осуждённым на срок более 5 лет и отменить ссылку для лиц, отбывших сроки заключения по 58 статье. В своей записке Берия указывал, что «…Ежегодно осуждается свыше 1,5 млн. человек, из которых большинство — за преступления, не представляющие особой опасности для государства. Если не пересмотреть уголовное законодательство, то и после амнистии, через 1-2 года общее количество заключенных опять достигнет 2,5-3 млн. человек». Поэтому Берия предложил немедленно пересмотреть законодательство, смягчить уголовную ответственность за нетяжкие преступления, а за хозяйственные, бытовые и должностные преступления карать административными мерами. Тогда же на имя Председателя Совета Министров СССР Маленкова Берия направил отдельное представление об амнистии всех осужденных внесудебными органами, прежде всего «тройками» НКВД и Особым совещанием ОГПУ-НКВД-МГБ-МВД с полным снятием судимости. В основном здесь речь шла о тех, кто был осужден во время репрессий 1937-1938 годов.
На следующий день после получения записки Берия 27 марта 1953 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «Об амнистии» всех заключённых, чей срок не превышал 5 лет, а также уменьшении в два раза сроков других заключенных, кроме осуждённых на 10-25 лет за бандитизм, умышленное убийство, за контрреволюционные преступления и за хищения социалистической собственности в особо крупных размерах. В первую очередь из лагерей освобождались несовершеннолетние, беременные женщины и имеющие малолетних детей, заключённые преклонного возраста и инвалиды. К иностранным гражданам амнистия применялась на общих основаниях.
В результате амнистии на свободу вышли 1 миллион 200 тысяч заключённых, и были прекращены следственные дела на 400 тысяч человек. В том числе на свободу вышло почти 100 тысяч человек, осужденных по статье 58 (политических заключенных), но не входивших в указанную выше категорию особо опасных преступников.
Кроме того, по указу об амнистии были досрочно освобождены все высланные, то есть те, кому запрещалось проживать в определенных местностях и городах (реально это относилось ко всем осужденным по 58 статье после выхода на свободу), а сама категория «высланных» перестала существовать.
Была освобождена и часть ссыльных (тех, кто должен был проживать в определенном поселении). Предложения Берии об амнистии лиц, осужденных внесудебными органами по статье 58 не нашли отражения в данном указе.
Тем не менее, первое крупномасштабное освобождение «политических заключенных», почти треть от общего количества, осуществил не Хрущев, а Берия.
На конец лета и осень 1953 г. Берия планировал произвести крупномасштабное возвращение на родину депортированных во время войны народов. В апреле — мае 1953 г. в МВД СССР были разработаны проекты соответствующих указов, которые предполагалось в августе представить на утверждение в Верховный Совет СССР и Совет Министров СССР.
Планировалось до конца 1953 г. вернуть на места прежнего проживания около 1,7 млн. человек, Однако в связи с арестом (или убийством) Л. П. Берия 26 июня 1953 года эти указы так и не состоялись. И лишь с 1957 года начал постепенно осуществляться план Берии.
В 1957-1958 годах были восстановлены национальные автономии калмыков, чеченцев, ингушей, карачаевцев и балкарцев. Этим народам было разрешено вернуться на свои исторические территории.
Возвращение репрессированных народов осуществлялось не без сложностей, которые и тогда, и впоследствии привели к национальным конфликтам (так, начались столкновения между возвращавшимися чеченцами и заселёнными за время их изгнания в Грозненскую область русскими, между ингушами и осетинами).
В 1964 году были отменены ограничительные акты в отношении депортированного немецкого населения, но указ, снявший полностью ограничения в свободе передвижения и подтверждавший право немцев на возвращение в места, откуда они были высланы, был принят лишь в 1972 году.
Что касается крымских татар, турок-месхитинцев, греков, корейцев и ряда других, их очередь подошла лишь в 1989 году. Так что роль Хрущева в освобождении депортированных народов была скорее отрицательной, так как план Берии начал реализовываться на 4 года позднее, чем планировалось и в существенно усеченном объеме.
4 мая 1954 года Президиум ЦК КПСС принял решение о пересмотре всех дел на людей, осужденных за «контрреволюционные преступления». С этой целью были созданы специальные комиссии, в которые вошли руководящие работники Прокуратуры, МВД, КГБ и Министерства юстиции СССР. Центральную комиссию возглавил генеральный Прокурор СССР Р.А.
Руденко, местные – прокуроры республик, краев и областей. Порядок работы комиссий был определен совместным приказом генерального прокурора СССР, министра юстиции СССР, министра внутренних дел СССР и председателя КГБ при Совете министров СССР от 19 мая 1954 г. К началу 1956 года комиссии рассмотрели дела в отношении 337 183 человек.
В результате было освобождено 153 502 человек, но только 14 338 из них были официально реабилитированы. К остальным был применен указ «Об амнистии». В сентябре 1955 года, был издан Указ «Об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупантами в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
» и значительная часть политзаключенных попала под эту амнистию. Трудно сказать имел ли Хрущев хоть какое-то отношение к этому этапу освобождения политзаключенных, когда на свободу вышло 300 с лишним тысяч человек. Скорее всего, основную роль здесь играл Маленков, который во многих аспектах был единомышленником Берия еще с 30-х годов.
А Берия начал свою деятельность на посту наркома НКВД осенью 1938 года именно с пересмотра всех дел на людей, осужденных в 1937-1938 годах, и в течение только 1939 года освободил из заключения более 200 тысяч человек, в том числе и тех, кому не успели привести в исполнение приговор о расстреле.
Заметим, что в том же 1939 году было осуждено по 58 статье УК 63 889 человек, то есть на свободу при Берии вышло в 3 раза больше, чем было осуждено. Таким образом, к 1 января 1956 года количество лиц, осужденных по 58 статье УК, составляло 113 тысяч 735 человек.
Большей частью это были люди, сражавшиеся с оружием в руках против советской власти, либо на стороне немцев в годы войны, либо в рядах националистов на Украине, в Прибалтике или в среднеазиатских республиках.
После доклада Хрущева на ХХ съезде возникла необходимость провести показательное освобождение и реабилитацию политзаключенных. Сразу после съезда были созданы специальные выездные комиссии Верховного Совета СССР.
Работали они прямо в лагерях, имели право принимать решения об освобождении или снижении срока наказания. Обычный состав такой комиссии — три человека: работник прокуратуры, представитель аппарата КПСС и кто-либо из уже реабилитированных политзаключенных. Всего было создано 97 таких комиссий.
Уже к 1 июля 1956 года комиссиями рассмотрено 97 639 дел. Освобождено со снятием судимости 46 737 человек. Из них только 1487 человек реабилитированы как осужденные по сфальсифицированным материалам. Итак, 90% из 530 тысяч политзаключенных было освобождено еще до ХХ съезда.
А число реабилитированных после съезда составляет 0.25%. Так что роль Хрущева в освобождении политзаключенных минимальна, а о реабилитации и говорить нечего.
http://studopedia.ru/10_197015_osvobozhdenie-iz-lagerey-i-ssilok-politicheskih-zaklyuchennih-reabilitatsiya-zhertv-politicheskih-repressiy.html