Закон

До конца года примут проект по патриотическому воспитанию: это коснется и школьников

Не прошло и 30 лет после отказа от советской идеологической догматики в школах, и вот на минувшей неделе Госдума приняла в первом чтении поправки к закону об образовании 2012 года. Их суть: введение в учебных заведениях страны всеобщего патриотического воспитания школьников, учащихся СПО и студентов вузов.

Александр Трушин

Как выяснил «Огонек», дело не ограничится только поправками к закону, хотя они сами по себе важны. В Минпросе сейчас разрабатывается новый федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан РФ». Он станет еще одной частью нацпроекта в сфере образования.

И предусмотренные федеральным проектом средства пойдут на реализацию нового закона, который должен вступить в силу с 1 сентября этого года.

Министр просвещения Сергей Кравцов, представляя законопроект в Думе, перечислил его основные и принципиальные постулаты:

— Это формирование чувства патриотизма и гражданственности, уважение к памяти защитников Отечества и подвигам его героев. Также в детях будут воспитывать уважение к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, бережное отношение к культурному наследию и традициям многонационального народа РФ, к природе и окружающей среде.

Гораздо ярче высказался содокладчик, председатель комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов:

— Этот законопроект позволит школе воспитывать победителей.

Кого побеждать будем, Вячеслав Никонов не сказал. А о том, что задача школы не только учить, но и воспитывать, в последние годы говорят все настойчивее.

Причем чем хуже учат в школе и чем активнее родители привлекают репетиторов (опрос ВЦИОМа прошлого сентября показывает — больше половины родителей считают, что за последние годы качество школьного образования ухудшилось), тем больше тревожатся о воспитании.

Вот и сейчас — на носу ЕГЭ, перенесенный из-за коронавируса на более поздний срок, школьная программа в полном объеме не была пройдена, но главный экзамен все-таки назначен.

Как его будут сдавать дети, какие будут результаты, как будут оценивать знания, которые не были получены? Ведь с этим связана дальнейшая дорога ребят… Но нет, куем поколение победителей.

Те, кто постарше, тут обычно вздыхают (таким же глубоким и печальным вздохом сопровождались и комментарии наших экспертов, к которым обратился «Огонек»),— они помнят, как велась воспитательная работа в советской школе, какой нудной обязаловкой она была, как высокие моральные принципы, положенные на бумагу методичек и рекомендаций для «проработки», превращались в издевательскую профанацию, на которой всходили блистательные карьеры молодых циников, угробивших тот самый режим, поручивший им воспитывать «победителей» того времени. И вот в ту же реку и с теми же благими намерениями…

Выступая в Госдуме, Вячеслав Никонов заметил:

— Что касается обучения, об этом у нас много написано в законе. Существует много подзаконных актов, и процесс обучения строится на основе федеральных государственных образовательных стандартов и программ, которые существуют в школах.

Что касается воспитания, важнейшего компонента образования, то здесь ситуация пока гораздо хуже. И предлагается заполнить эту законодательную лакуну с тем, чтобы создать реально систему воспитательной работы с подрастающим поколением.

«Создать реально!» — обратите внимание. То, что не удалось сделать советской школе, до зубов оснащенной идеологией, карательными аргументами и 70-летней традицией промывания мозгов молодому поколению, нынешние чиновники берутся осуществить на новом историческом витке.

Как же будет преодолен фатальный разрыв между сегодняшним цифровым поколением, нуждающемся в срочном воспитании, и «победителями», которых предстоит вырастить?

Ответ есть. Министр просвещения Сергей Кравцов объяснил, в какой форме будет осуществляться патриотическое воспитание обучающихся.

Учителя школ, преподаватели средних и высших учебных заведений будут обязаны составлять «рабочие программы по воспитанию и включать их в примерные учебные программы по предметам».

Также министр рассказал, что его ведомство уже разработало «единую примерную программу воспитания школьников для всей страны». Вот тут надо сделать остановку и разобраться, что имеется в виду.

Воспитание под копирку

Годом раньше Рособрнадзор, из недр которого и вышел нынешний министр просвещения, проанализировал около 400 воспитательных программ в школах и выяснил: все они «написаны под копирку и реальной воспитательной работы не ведется». Прочитать эти программы большого труда не составляет — все они висят в интернете.

400 программ, по мнению министра,— это много (хотя составляют всего лишь 1 процент от числа российских школ). Когда-то его предшественница Ольга Васильева в таком же духе говорила об учебниках: «Десять учебников — это не учеба, три учебника — это учеба».

Новая программа должна исправить этот, как считает министр, недостаток.

До конца года примут проект по патриотическому воспитанию: это коснется и школьников

Действительно, сегодня в каждой школе есть программа воспитательной работы. Она составляется школой на основе разработанной несколько лет назад и рекомендованной министерством программы духовно-нравственного развития школьников.

И написана она так, что понять ее трудно, а изменить в ней что-нибудь невозможно.

Поэтому все учителя и пишут одинаково, как под копирку: «Организация духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся осуществляется по следующим направлениям…»

Однако если вместе с этим (или вместо этого) будет одна-единственная утвержденная министерством программа для всей страны, «окончательная, фактическая, настоящая», как говорил профессор Преображенский, то ведь и с ней произойдет то же самое: ее станут точно так же копировать, показывать проверяющим инспекторам, но работать-то по ней не будут.

Потому что в законе об образовании планируется записать так: «Воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых такими организациями самостоятельно» (стиль сохранен). Если кто не осилил цитату до конца или не понял, упростим: воспитание осуществляется. Причем на основе календарного плана воспитательной работы. То есть по великим праздникам. Но это уже совсем не новость, детей в школах — и советских, и постсоветских — всегда воспитывали под даты.

Между тем существует иной подход. Разработанный, правда, не в Министерстве просвещения, а в Институте стратегии развития образования Российской академии образования (РАО) в прошлом году.

Он описан в документе, который называется «Примерная программа воспитания», и даже одобрен (2 июня этого года) на заседании Федерального учебно-методического объединения (ФУМО РАО) по общему образованию.

Не утвержден, а именно одобрен, потому что его невозможно внедрить по всем школам страны и всюду требовать исполнения. Эту особенность подчеркивают авторы программы.

По сути, это не перечень обязательных мероприятий, а описание возможных задач, форм и способов работы с детьми. Например, чему надо учить в младших классах? Быть любящим, послушным и отзывчивым сыном, дочерью или внуком. Быть трудолюбивым.

Знать и любить свой родной дом, улицу, село, город, страну. Беречь и охранять природу. Проявлять миролюбие, избегать конфликтов. Быть вежливым и опрятным. Уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду. Уметь прощать обиды.

Быть уверенным в себе… Понятно, что для каждого возраста ставятся разные задачи воспитания. И для каждой школы эти задачи тоже могут быть разными. Но вся работа по воспитанию основана на общечеловеческих ценностях — семья, отечество, природа, труд, мир, знания, культура, здоровье…

И нет в этой программе ни слова о воспитании «победителей». И ни разу не употребляется термин «патриотизм».

Научный руководитель Института стратегии развития образования Светлана Иванова говорит:

— У нас было убеждение, что не надо в программе употреблять слово «патриотизм». Бывший министр просвещения Ольга Васильева тоже задавала нам такой вопрос: как это вы ни разу не упоминаете это слово? И согласилась с нашей позицией, что суть не в словах, а в делах и результатах.

Известно много появлявшихся в прошлом программ с трескучими словами про патриотизм, работать по которым оказывалось невозможно. Особенно когда предполагалось что-то «патриотическое» в детях оценить и замерить. Мы не понимаем, как это возможно.

Наш коллектив ученых под руководством Натальи Селивановой создавал эту программу вместе с педагогами из 800 школ страны, с экспертами из педагогических вузов. И уверены, что она сработает. При этом можно использовать собственные модели и разработки. Все учителя, дети и школы разные.

Где-то могут увлекаться военно-патриотическими играми, а где-то народными промыслами.

Павел Степанов, заведующий лабораторией стратегии и теории воспитания того же института, один из авторов программы, говорит, что в ней дается некий идеальный образ, или горизонт, к которому может стремиться учитель. Но не всегда можно его достигнуть.

До конца года примут проект по патриотическому воспитанию: это коснется и школьников

— Учитель, к счастью,— не папа Карло, а ученик не выструганное ожившее полено, которому можно дать пять золотых и отправить его в светлое будущее. Создать стандартного ребенка невозможно, и мы такую задачу не ставим.

Речь в программе идет не о том, чтобы ученик соответствовал стандарту воспитанности, а о том, чтобы обеспечить динамику его личностного развития и хоть чуть-чуть помочь ему в продвижении к идеалу. Но если родители и учителя видят развитие ребенка, откуда бы оно ни начиналось, пусть и от самой нижней точки,— это уже будет неплохо, это станет небольшой педагогической победой.

Сейчас в обществе, в жизни нашей много деструктивных, контркультурных практик, влияющих на детей, и семье и школе очень трудно этому противостоять. Трудно, но можно и нужно.

Дойдет ли эта альтернативная программа до школ? Увы, вопрос, похоже, риторический…

Клякса на репутации

Есть в проекте поправок к закону одна вещь, которая ставит в тупик.

Речь о новой редакции пункта 9 статьи 2: «Образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы и форм аттестации». Если прочитать, выбросив сбивающие с толку слова, мы получим: « комплекс, который представлен в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы и форм аттестации». То есть предусматривается аттестация (оценивание) тех, кого будут патриотически воспитывать.

Еще до революции 1917 года в школах была оценка по прилежанию. Если ученик ставил в тетрадке кляксу (о, нынешние дети даже не знают, что раньше писали перьевыми ручками и чернилами), значит, он не отличается прилежанием.

Читайте также:  Для пенсионеров могут ввести новые льготы по оплате жку

Потом, когда школы перешли на шариковые ручки и клякс не осталось, ввели оценку по поведению.

Пятерку получал тот, кто не бегал на перемене, не дрался, не ругался, не курил в туалете, не сбегал с уроков, не вертелся на занятиях, не дергал девочек за косички и вообще ничего не делал.

Теперь нам прописано патриотическое воспитание. И не только в школе, но и в колледже и вузе. Как его оценивать? И на что повлияют эти оценки?

Максим Дулинов, исполнительный директор Российского общества «Знание», говорит:

— Думаю, оценку по воспитанию вскоре введут, Рособрнадзор давно пытается это сделать. И даже, насколько мне известно, в этом ведомстве выстраивали некие шкалы и критерии оценок.

Это значит, что проверяющие инспекторы не будут удовлетворяться только бумажными отчетами о проведенных воспитательных мероприятиях. Они же понимают, что отчеты формальны. Значит, Рособрнадзору надо ввести какие-то собственные измерения уровня патриотизма.

Не удивлюсь, если появятся ВПР (всероссийские проверочные работы) по патриотическому воспитанию. Хотя это будет выглядеть очень странно.

А потому что патриотки

Когда говорят, что у нас в школе дело с воспитанием обстоит плохо или хуже, чем с обучением, то, мягко говоря, передергивают факты или лукавят. Воспитание детей у нас всегда было делом школы. И большинство родителей — что в советское время, что сейчас — тоже считают, что школа обязана воспитывать детей (см. «Опрос» к этому материалу).

Может быть, сейчас таких пап и мам стало чуть меньше, все-таки появляются семьи, имеющие противоположные взгляды. У нас вообще никогда не было школы без воспитания, даже до революции. А уж после 1917 года идеология заняла лидирующие позиции в школе. Система была отстроена на всех уровнях.

И учебные программы (кто ж из старшего поколения не учил: «Когда был Ленин маленький…»!), и мероприятия (линейки, смотры, зарницы), и объединения (октябрята, пионеры), и профиль Ленина на значке, и моральный Кодекс строителя коммунизма на четвертой обложке тетради — школьник был обложен идеологией, как мороженое льдом в холодильнике.

Скорее, возникали проблемы со знаниями. Но воспитание всегда было на первом месте.

Иногда, правда, появлялись странные педагоги, шедшие против общего педагогического движения. Например, фронтовик Василий Сухомлинский в своей Павлышской школе (на Украине) учил детей слышать музыку природы, говорил с ними о силе материнской любви…

Елена Ленская, директор центра изучения образовательной политики Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинка), вспоминает:

— Учителя, составляя планы каждого урока, обязательно должны были отмечать три цели — образовательную, развивающую и воспитательную. Но не помню, чтобы даже в советские времена на уроке специально ставилась задача воспитания патриотизма. Мне кажется, что вот так прямолинейно, в лоб, это невозможно сделать.

Вообще в воспитании, продолжает Елена Ленская, есть много вполне достойных задач, которые надо бы решать именно в школе. Например, воспитывать в детях уважение к окружающим. В том числе и к тем, кто не похож на них. Это могут быть дети с особенностями в развитии.

Ребенок носит очки — он уже кажется детям не похожим на них, его дразнят, унижают. Дети привыкают к жестокости, если их вовремя не остановить. А потом, во взрослой жизни, они будут считать это нормой общения.

Говорят ведь, хоть немногие в это верят: какие дети, какая у нас школа, таким будет и общество.

Эксперты считают, что введение в школьную программу (в образовательную программу, как выражаются чиновники) тематики патриотического воспитания — это не что иное, как индоктринация, насильственное навязывание школьникам или студентам ценностей, идеологий со стороны институтов власти. Психологи отмечают, что чем больше людей «зомбируют», тем больше они начинают сопротивляться. Особенно это касается молодежи.

Да так ли искренни государственные мужи, когда говорят о патриотизме, о воспитании любви к природе, уважении к человеку труда? Максим Дулинов замечает, что уже пытались воспитывать в школах патриотизм каждодневным исполнением гимна. Не получилось. Нельзя это слушать каждый день, надоедает.

Пытались говорить с детьми об уважении к людям труда. Тоже не работает. Потому что в нашей стране есть специфическая особенность: большинство бедных — это работающие семьи с детьми. И они прекрасно знают, как работодатели «уважают» их родителей.

К тому же, говорит Эксперт, сейчас у детей представление о труде отличается от того, как это понимают учителя. Для старших труд — это работа комбайнера или шахтера. А для детей, выросших с гаджетами, более привлекателен блогер, зарабатывающий на рекламе. Комбайнера многие и в глаза не видели.

Про любовь к природе учителя твердят чуть не на всех уроках. Но все впустую, потому что в школах, да и в городских домах тоже до сих пор нет раздельного сбора мусора. Для многих сельских детей свалка городского мусора — любимое место поиска всяких полезных вещей.

А дети, живущие в промышленных центрах, хорошо знают, что предприятия отравляют окружающую природу, и власти за это никого не наказывают. И этот жизненный опыт детей невозможно одолеть никакими воспитательными мероприятиями.

Елена Ленская обращает внимание, что слова «Гражданин» и «гражданство» чаще встречаются в произведениях русских авторов, чем «патриотизм». А слово «патриот» упоминается только один раз — и то из уст несимпатичного персонажа. В комедии Грибоедова «Горе от ума» Фамусов говорит: «К военным людям так и льнут, а потому что патриотки». Тогда еще не было в ходу слово «победители».

Патриотическим воспитанием школьников займутся на уроках и в Сети

До конца года примут проект по патриотическому воспитанию: это коснется и школьников © Depositphotos

С 1 января 2021 года в России стартует реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан РФ» в рамках нацпроекта «Образование». Школьникам смогут прививать базовые ценности на уроках и онлайн.

«Федеральный проект с 1 января следующего года начнет свою реализацию, в принципе организационно мы готовимся к началу запуска работы», — пояснил ТАСС замминистра просвещения Денис Грибов.

Он отмечает, что будет усилена воспитательная компонента в учебной и учебно-методической литературе, на уроках и во внеучебной деятельности.

По словам замминистра, родители будут благодарны, если детям будут прививать правильные ценности о семье, дружбе и взаимовыручке. При этом отдельного предмета по воспитанию в школах вводить не планируется, равно как и оценки.

Грибов добавил, что проект станет ресурсной базой для дальнейшей реализации поправок в Закон об образовании, направленных на воспитательную работу.

Ранее министр просвещения Сергей Кравцов заявил, что обучение патриотизму начнется с 2021 года.

Он напомнил, что тема воспитания была обозначена президентом РФ Владимиром Путиным в указе о национальных целях развития до 2030 года.

(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }()); (function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }()); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid2: '229103', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_774594', params: params }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); }

Патриотическое воспитание в школе в 2020-2021 году: что нового?

В 2020 году в силу вступил президентский закон, который внес поправки в ФЗ «Об образовании в РФ». Они касались не просто нескольких формулировок, но целого направления работы — воспитания.

Теперь учителя должны не просто ориентироваться на абстракцию, но следовать конкретным указаниям, которые позволят выстроить воспитательную работу в школе.

Рассказываем, о каких новшествах патриотического воспитания в школах в 2020-2021 году идет речь.

До конца года примут проект по патриотическому воспитанию: это коснется и школьниковПатриотическое воспитание в школе в 2020-2021 году: что нового?

Что произошло

Главное изменение, привнесенное в федеральный закон «Об образовании в РФ» — уточнение до этого неясного положения о воспитании (ст. 2, п. 2). Теперь у термина появилось определение, притом довольно большое. Все потому, что оно включает в себя не только описание самой деятельности, но и её направлений.

Он [закон – прим. Repit] выводит на новый уровень такие понятия, как формирование чувства патриотизма, гражданственности подрастающего поколения. Фактически возвращает воспитательную функцию в школы, нормативно закрепляет ее и за системой образования.

Объяснил министр просвещения РФ Сергей Кравцов

Закон вступил в силу 1 сентября 2020 года, но школам дали год на разработку рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы: это нужно сделать до 1 сентября 2021 года.

К счастью, в министерстве оставили и своеобразную «шпаргалку», которая позволит составить план патриотического воспитания в школе эффективно и быстро.

Она похожа на конструктор, складывающийся из социальных проектов, дискуссионных площадок, спортивных праздников и школьных концертов.

Предполагается, что в школьное воспитание будут встраиваться походы в театры, музеи, на выставки, а еще воспитательная деятельность родителей.

Обязательных пунктов нет. Школа самостоятельно решает, какие пункты оставит в собственном плане, а какие уберет.

Закон не предполагает оценок за чрезмерный или, наоборот, недостаточный патриотизм, да и отдельного урока не появится.

Тем не менее вполне возможно, что такие поправки будут внесены в закон чуть позже. Как рассказал Сергей Кравцов, сейчас в минпросвещения разрабатывают проект «Патриотическое воспитание граждан РФ». Как заявил министр, проект будет «служить ресурсной базой для закона по воспитательной работе в школе».

Что поменяется в школах

Конечно, в воспитательной работе будут участвовать учителя, притом не только классные руководители или предметники по истории и обществознанию, но вообще все педагоги.

Подразумевается, что время на воспитание будет выделено на классных часах. Кроме того, педагоги будут работать с учениками вне школы, на выездах и походах.

При этом конкретных наработок пока нет. В кабмине говорят, что основное отличие нового формата воспитательной работы от прежнего состоит в том, что теперь деятельность не будет абстрактной.

Кроме того, 12 ноября правительство опубликовало распоряжение с 33 пунктами стратегии развития воспитания по 7 направлениям. Перечисляем эти направления:

  1. Совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере воспитания
  2. Совершенствование организационно-управленческих механизмов в сфере воспитания
  3. Развитие кадрового потенциала
  4. Развитие научно-методических механизмов в сфере воспитания
  5. Развитие материально-технической базы и инфраструктуры в сфере воспитания
  6. Развитие информационных механизмов в сфере воспитания
  7. Управление реализацией Стратегии
Читайте также:  Каковы основные условия брачного договора?

Воспитательный компонент и раньше входил в образовательные программы, но в большинстве случаев эта работа выполнялась формально. Теперь рабочие программы должны содержать конкретные мероприятия, например, социальные проекты, дискуссионные площадки, спортивные праздники, игры и тренинги, совместные походы в театры и музеи.

Говорится на сайте пресс-службы правительства РФ

Реакция на изменения в плане патриотического воспитания в школах в 2020-2021 году

Мы попросили прокомментировать изменения завуча нижегородской МОУ СОШ:

Школа готовится к разработке воспитательной программы. Недавно, на прошлой неделе, пришли методические рекомендации по ее разработке, программа. Заниматься ее разработкой в основном будет заместитель директора по воспитательной работе. 

Осуществлять работу по воспитанию будут все: и учителя, и классные руководители. В начале этого учебного года все классные руководители прошли курсовую подготовку, думаю, что и здесь тоже будет что-то подобное.

Пока нововведения непонятны большинству школ. Как будто воспитательной работой до этого не занимались и не было ни воспитательной системы школы, ни планов воспитательной работы.

А что думаете вы? Поделитесь своим мнением об изменениях в х.

Это не про любовь к родине, а про охваты и отчеты: мнение педагога о новом проекте «Патриотическое воспитание»

Скоро в российских школах появятся советники по воспитанию, которые займутся внеучебной деятельностью — то есть досугом детей. Эта программа будет реализовываться в рамках проекта «Патриотическое воспитание». Как ожидают чиновники, с ее помощью удастся отвлечь школьников от улицы и интернета, а также воспитать в детях уважение к родине.

Однако для большинства родителей так и осталось загадкой, что входит в понятие «патриотическое воспитание».

Специально для «Летидора» с документом проекта ознакомилась Тамара Евгеньевна Шапошникова — кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, психотерапевт Единого реестра Европы, действительный член Российского психологического общества и заведующая редакцией «Психология, педагогика» издательского дома «Питер» — и поделилась с нами своими мыслями.

У нашей страны есть прекрасный опыт воспитательной работы. Имя Антона Семеновича Макаренко известно во всем мире, на его опыт до сих пор ссылаются во многих странах.

Традиции воспитания и создания воспитательных систем, заложенные А.С. Макаренко, В.С. Сухомлинским, Ш.А. Амонашвили, Л.И.

Новиковой, были ориентированы, в первую очередь, на формирование личности ребенка и опирались на гуманистические ценности.

При этом мы помним, что система Макаренко сформировалась на территории нынешней России и Украины, система Сухомлинского на территории современной Украины, система Амонашвили на территории современной Грузии, а Новикова всю жизнь проработала в Москве.

Но единство общечеловеческих ценностей, любовь к ребенку, уважение к его личности сделали их ориентиром для педагогов всей России.

Цели, задачи и ориентиры, прописанные в проекте по патриотическому воспитанию, никакого отношения к гуманизации и формированию гуманных ценностей (и вообще ценностей) не имеют.

Ключевые слова в этом проекте — ОХВАТ и ОТЧЕТ.

Если бы этот документ писали не чиновники из Министерства образования, а студенты педвуза, любой адекватный преподаватель отправил бы их переписывать, настолько не взаимосвязаны части этого документа.

У документа по воспитанию не прописана методологическая база, не дано даже четкого понятия патриотизма.

«Патриотизм как благоприобретенное качество, является предметом передачи — темой воспитания — и представляет собой важнейшую составную часть мировоззрения личности, что обусловливает необходимость встраивания патриотизма в сложную систему мировоззренческих установок.

Патриотизм должен неконфликтно соотноситься с представлениями о мире и человеке, с моралью и нравственностью, с представлениями о языке, коммуникации, культуре, власти, обществе и индивидуальности», — этот набор слов дан в качестве определения, данного в Глоссарии проекта.

Мы видим, что понятие патриотизма — ключевое в данном проекте — не раскрыто.

Еще интереснее читать определение патриотического воспитания: «Патриотическое воспитание — воспитание патриотической личности, характеризующееся развитием в гражданине фундаментальной личностной установки, которая определяет оценочную позицию человека по отношению к социокультурной действительности и мотивирует общественно значимую деятельность, в которой эта позиция выражается.

Содержанием этой установки является неразрывная связь с историей, традицией, территорией и культурой своей страны, в целом и частном, то есть от уровня малой родины до великой Родины».

То есть мы видим, что воспитание личности сведено к формированию оценочной позиции.

Каким образом эта оценочная позиция вступает в «неразрывную связь» с историей, традицией, территорией и культурой своей страны, в целом и частном не конкретизируется.

Вся информация, характеризующая методы патриотического воспитания, собрана в одном абзаце вперемешку (приготовьтесь, сейчас будет много букв): «расширение и распространение юнармейских программ по организации отдыха детей и их оздоровления, патриотических экспедиций “Российское движение школьников” разработан и реализуется единый комплекс системы патриотического воспитания участников детских объединений, включающий в себя организацию и проведение Всероссийского конкурса “Большая перемена”, направленного на профориентацию учащихся через построение индивидуальных траекторий профессионального развития, вовлечение детей с признаками деструктивного поведения в детские объединения для искоренения такого поведения, а также адаптированные программы воспитания вне основного образовательного процесса с созданием отдельной инфраструктурной поддержки и c применением IT платформы и модульным медиацентром .

Подтверждение достижения результата будет осуществляться путем предоставления отчетов о реализации проектов и проведении соответствующих мероприятий».

Мы видим здесь и юнармейские программы, и организацию отдыха, и профориентацию, и IT, и вовлечение детей с признаками деструктивного поведения. Все пускается под одну гребенку патриотического воспитания без конкретизации, осмысления особенностей, уточнений.

Из 125 страниц документа только 18 претендуют на описание содержания проекта.

Весь остальной документ является перечнем регионов с установлением «охвата» учащихся патриотическим воспитанием и уточнением финансирования, которое на осуществление данного охвата выделяется.

Итак, из всего этого можно сделать следующие предположения. Есть бюджет, который будет отправлен на «охват» и «отчеты».

То есть в ближайшем будущем (документы обозначают сроки с текущего года до конца 2024) нас ждет большое количество массовых мероприятий.

Они будут проводиться на самых разных федеральных и городских площадках, посвященных любого рода праздникам, дням отмечания, историческим персонам, и всему и вся, что можно отнести к «неразрывной связи» с историей, традицией, территорией и культурой своей страны.

Участие в этих мероприятиях будет условно-добровольным. Возлагаться это будет, в первую очередь, на замдиректоров по воспитательной работе и классных руководителей, на которых и повесят необходимость осуществить охват, а потом зафиксировать его в отчетах.

Правда, педагогам сулят премирование по результатам их отчетов в зависимости от охвата.

  • Остается открытым один вопрос – при чем здесь воспитание?
  • Воспитание предполагает:
  • • личный контакт, беседу, общение,
  1. • организацию обсуждений,
  2. • формирование мышления и позиции,
  3. • формирование ценностей,
  4. • формирование рефлексии,
  5. • анализ поведения.
  6. Для этого в отечественной педагогике было разработано множество методов, ни о чем из этого опыта не сказано в проекте.

Полезным в нем мне показался только пункт про развитие внутреннего туризма, но он не является универсальным методом воспитания.

Вопросы воспитания все острее встают перед современными родителями и педагогами, они нуждаются в серьезном, вдумчивом обсуждении, подключении педагогики «диалога культур» и вообще диалога.

К сожалению, представленный проект такими словами не оперирует.

А для родителей, которых волнует воспитание их детей, в том числе патриотическое, мы с коллегами из издательства «Питер» рекомендуем правильную литературу. Авторов, ставших классиками отечественной педагогики, подробно и бережно изложивших основы патриотического и гуманистического воспитания: А. Макаренко, В. Сухомлинского, Н. Аникеевой.

Visualrian.ru

О воспитании без занудства – «Летидор» теперь в TikTok! Подписывайтесь!

«Что если я не готова отдать жизнь за Родину?»: как в школах «воспитывают патриотов» и что меняет новый Стандарт — Разборы на TJ

Понятие гражданско-патриотического воспитания в России закрепили на высшем уровне — и вот что об этом думают учителя.

{«id»:407587,»gtm»:null}

Фото «Коммерсанта»

В начале июля министерство юстиции зарегистрировало новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального и основного общего образования. Эти документы содержат обязательные требования для школ: на их основе составляют образовательные программы, пишут учебники и готовят задания для государственной аттестации — ОГЭ и ЕГЭ.

Предыдущие ФГОСы действовали более 10 лет: стандарт для 1-4 классов приняли в 2009 году, для 5-11 — в 2010-м. Новые требования вступят в силу с сентября 2022 года. Самым обсуждаемым отличием документа стал пункт о гражданско-патриотическом воспитании. TJ объясняет, в чём суть изменений, как он отразится на школьном образовании и что про «воспитание патриотизма» говорят учителя.

Видов воспитания несколько — гражданское, трудовое, патриотическое, духовно-нравственное, физическое и экологическое. Такая формулировка есть в новом стандарте, где указано, что «личностные результаты» достигаются «в единстве учебной и воспитательной деятельности».

К гражданскому воспитанию относятся «выполнение обязанностей гражданина», «участие в жизни семьи, края и страны», «понимание прав, обязанностей и роли социальных институтов», «представление способов противодействия коррупции», а также «неприятие экстремизма и дискриминации». К патриотическому:

  • осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
  • проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры России, своего края, народов страны;
  • ценностное отношение к достижениям своей Родины — к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям;
  • уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам традициям разных народов, проживающих в стране.

В предыдущем варианте ФГОСа гражданско-патриотическое воспитание не выделялось в отдельные пункты и даже прямо так не называлось, а кратко описывались результаты освоения школьной программы.

К ним относились: воспитание гражданской идентичности (патриотизма и уважения к отечеству), осознание этнической принадлежности и культуры своего народа, понимание ценностей российского общества и воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

Учителя из Москвы, Петербурга и Вологодской области, с которыми поговорил TJ, говорят, что включение патриотического воспитания в стандарт — формальность, потому что оно и так есть в школе.

«Это лишь закрепило то, что от нас требуют уже не первый год.

При составлении любой программы везде нужно прописывать, как ты будешь формировать патриотизм и гражданскую идентичность», — пояснила учительница из Москвы.

Педагоги не отрицают необходимость гражданско-патриотического воспитания, так как «дети не умеют пользоваться своими правами и не знают обязанности». Но часто, по словам учителей, оно реализуется «только на бумаге, словах или постах в соцсетях».

Читайте также:  Ходатайство о завершении процедуры реализации имущества должника

«Руководству необходимо, чтобы все отчёты были сданы, а провёл ли ты классный час на тему „День народного единства” — это уже другой вопрос», — рассказывает учительница из Вологодской области.

Педагогам такое положение вещей не нравится. «Поговорили на уроке о правах? Предоставьте отчёт.

Сходили на акцию на 10 минут? Сделайте фотоотчёт и пост в соцсети с хештегом #япатриот», — жалуется учительница из другой школы области.

Я скорее поддерживаю [гражданско-патриотическое воспитание]: школа — это огромный механизм, через который проходят миллионы детей. Просто необходимо иметь что-то, что даёт им чувство общей принадлежности. Это очень циничный поход, но я думаю, что школа неизбежно будет вбивать в людей какую-то общую идею и лучше, если она будет гражданско-патриотической.

При этом, по словам петербургского педагога, патриотическое воспитание не должно реализовываться «по бумажке», когда «какой-нибудь сержант запаса» читает с листа текст. «Если честный и достойный учитель рассказывает детям действительно интересные и важные вещи, то получается хорошо», — отмечает он.

Это логичное продолжение тенденции последних лет. Новая Конституция среди прочего объявила детей «важнейшим приоритетом государственной политики». После её принятия, летом 2020 года, Владимир Путин внёс поправки в закон «Об образовании». В нём уточнили понятие «воспитания», с помощью которого теперь нужно формировать «чувство гражданственности и уважения к памяти защитников Отечества».

С марта 2021 года в школах десяти регионов ввели должность советника директора по воспитательной работе, которые организовывают патриотические слёты и акции, а также вовлекают «детей в юнармейские проекты». В число пилотных регионов вошла Вологодская область, двое учителей из которой подтвердили TJ появление новой должности в их школах.

Фото комитета по образованию Петербурга

Но всё это имеет и более глубокие корни. «Ведомости» отмечают, что тема патриотизма интересует Путина с начала первого срока: ещё в 2003 году он говорил, что «объединяющей идеологией» для России должен стать «общероссийский патриотизм».

Заслуженный учитель России Тамара Эйдельман считает, что пункт о гражданско-патриотическом воспитании включили в стандарт из-за участия школьников в акциях протеста. По мнению педагога, на министерство просвещения давят, а страдать приходится учителям. «Жаль, что очередная дурь обваливается на школу», — отмечает она.

Преподаватели из Москвы и Вологодской области, которым TJ задал вопрос о возможных причинах такого решения, также считают, что это может быть связано со страхом властей за своё положение и участием подростков в протестных акций. «Когда не хватает естественной поддержки, хочется сформировать её искусственно», — отмечает учительница из Москвы.

Мне иногда кажется, что это попытки восстановить систему воспитания СССР, но они настолько уродливы, что делают только хуже. В Союзе была общая идея, к которой стремилось общество, а сейчас её нет, к чему идёт общество и страна непонятно, вокруг клоуны и видимость сильного государства. Сложно воспитать патриота в условиях, когда говорят одно, а в жизни другое.

«Воспитание патриотизма» в школах занимает значительное количество времени, говорят учителя. «В программе появляются новые странные предметы, практически дублирующие уже существующие: например, Родной язык или Родная речь. Вот они как раз направлены на формирование патриотизма», — рассказывает учительница из Вологды.

По словам ещё одного педагога, сотрудники слышат про патриотизм чаще, чем про знания. «Мы каждый день должны воспитывать патриота — часто вместо занятий. Постоянные акции, конкурсы, видеоролики, вебинары, встречи, флешмобы и прочее… Но никакой системы нет: сегодня мы воспитываем патриота, завтра гражданина, послезавтра волонтёра-добродетеля», — говорит учитель.

Педагог из Москвы отмечает, что на истории от него требуют не только ежедневно заниматься патриотическим воспитанием, но и участвовать в «сотнях исторических конкурсов» и акций, в результате которых «дети должны возлюбить свою Родину».

Пару лет назад, 5 декабря, на четвёртом уроке нас всех выгнали в коридоры, где мы должны были спеть гимн Москвы. А 9 мая и 22 июня школьники и учителя выкладывали в соцсетях посты, посвящённые герою войны. Ссылки на них классные руководители обязывались отослать своим ученикам и их родителям, чтобы те поставили лайк и возложили виртуальные цветы.

Педагоги недовольны и тем, что в навязываемых мероприятиях нет никакой логики. По словам одной из учительниц, с детьми, которые ещё не проходили Вторую Мировую войну, заставляют говорить о ней, то же самое происходит с темой прав человека.

Детей тащат везде, а потом говорят, что они безынициативные или не хотят ни в чём участвовать. А как участвовать, если ты не понимаешь, о чём идёт речь? Конечно, есть такие, кто много читает, эрудирован, есть лидеры сами по себе, они справляются с любой работой и прут как танки, лишь бы быть участником событий. Но таких не много.

Что естественно, школьники по-разному относятся к «урокам патриотизма». Часто они рады какому-то мероприятию просто потому, что так можно пропустить уроки, рассказывает учительница из Вологодской области. «Относятся они к этому как к очередному школьному мероприятия без смысла. И в этом проблема: можно провести кучу акций и ни одна из них не заденет человека», — отмечает собеседница TJ.

По словам учительницы из Москвы, многие дети реагируют на патриотические мероприятия с большим негативом.

Это связано с большим количеством подобных акций, а также тем, что школьники не понимают их пользы, считает педагог. «Современные дети — это люди интернета, от них не скрыть неприглядную правду.

Они знают о коррупции, нищете и спрашивают, как любить страну, которая не заботится о гражданах», — подчёркивает она.

Мой ученик как-то спросил меня: «Представьте, в детстве мама вас любит, заботится, а потом из-за каких-то обстоятельств перестаёт это делать, постоянно придирается и поднимает руку. Вы всё равно будете её любить? Только честно». Это хорошее сравнение.

Все вокруг скажут, что маму нужно любить любую. Но большинство детей такую мать возненавидит и сбежит, даже несмотря на то, что она раньше целовала их пяточки.

Если наше правительство хочет воспитать поколение патриотов, нужно не акции проводить, а решать другие вопросы.

Отдельная история с «Юнармией» — детско-юношеским военно-патриотическим движением, существующим пять лет. Его целями называются воспитание «доброты, сочувствия, совестливости, верности, достоинства, любви к своей Родине» и формирование активной гражданской позиции. Но, по словам учителей, дети туда идут не за этим, а многие требования и цели существуют только «на бумаге».

Членов движения называют юнармейцами, они носят ярко-красные береты. В «Юнармия» их учат стрелять, оказывать медицинскую помощь и ориентироваться по карте. Учителя говорят, что дети состоящие в движении действительно серьёзно готовятся к патриотическим мероприятиям и «воспитывают свой патриотизм всё время».

«Но ведь патриотизм — это не ходить строем и не только военные подвиги к предкам. А системы воспитания любви к Родине и к своему краю нет», — подчёркивает один из педагогов.

По словам учительницы из Москвы, в их школе «Юнармия» позиционируется как «ещё один способ воспитания настоящего патриота», но выглядит «красиво только по документам». Предполагается, что в движение не должны брать всех подряд, а отбирать по успеваемости, поведению и физическим данным, но в реальности всё происходит иначе.

«Если школьник хочет вступить в «Юнармию», он пишет заявление и его принимают без всякого отбора. Кроме того, автоматически туда записывают всех учеников кадетского класса, который на деле давно превратился в «ссылку» для тех, с кем учителя не могут справиться», — рассказывает учительница.

При этом в школе существует «несколько сотен юнармейцев», которые получив красивую форму «исправились», отмечает педагог из Москвы. «Занятия не посещают, если посещают, то срывают их», — рассказала собеседница TJ.

Фото «Юнармия 35»

Все опрошенные TJ педагоги считают, что формировать патриотизм нужно, но другими методами.

«Дети любят узнавать о стране, в которой живут, но их интересует реальное положение вещей», — отмечает учительница из Вологды.

Она подчёркивает, что старается говорить с учениками на разные темы: от уважения к старшим до коррупции. «Думаю, что мои беседы с детьми расходятся с расчётами министерства просвещения», — добавляет она.

Ещё одна учительница отметила, что школа должна воспитывать патриотизм «не навязывая, и не только на примерах славного прошлого». По её мнению, дети начнут любить свою страну тогда, когда будут уверены, что «эта любовь ответна». Также стоит и разнообразить формы занятия, отмечают учителя.

«Можно организовать один разговор, просмотр фильма, встречу или одно совместное дело — и это запомнится на всю жизнь», — рассказывает учитель из Вологодской области.

Согласен с этим и педагог из Петербурга.

«Патриотизм должен появляться после того, как ты занимаешься удивительными вещами: например, на урок истории пришёл человек в доспехах русича, показал, как может прорубить череп», — говорит он.

Ещё одна учительница отмечает, что воспитание патриотизма подменяется в российских школах воспитанием воина, в то время как необходимо воспитывать «думающего человека, который знает историю свой страны, своего края, а не просто ходит на все подряд патриотический акции».

Меня вообще всегда напрягает определение патриотизма, что значит готовность на подвиг? А если я не готова отдать жизнь? Значит, я не люблю Родину? Может быть, воспитывать тех, кто знает о своей Родине? Кто любит и уважает свои корни, свою малую Родину? Начать с малого: не требовать от детей ходить строем и кричать на каждом углу, как они любят Россию. А просто научить их чувствовать и любить.

#образование #интервью #лонгриды

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector