Убирать мусор – коммунальная услуга по вывозу: кто должен делать уборку вокруг контейнерных площадок, кто отвечает за содержание и очистку мусоропровода?
Кто должен обустроить контейнерную площадку? Кто должен поддерживать на ней порядок? Такими вопросами задаются потребители Услуги по обращению с ТКО. Мы подготовили схему, которая наглядно объяснит, кто и за что отвечает на площадке накопления ТКО по закону.
-За что отвечают органы местного самоуправления (ОМСУ) на площадке накопления ТКО?
Создание и содержание мест накопления ТКО – зона ответственности органов местного самоуправления. Это закреплено в №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Обустройство контейнерных площадок и ведение их реестра также является зоной ответственности муниципальных властей. Это следует из Постановления Правительства РФ №1039.
-Какова зона ответственности потребителя на площадке накопления ТКО?
Потребитель должен складировать твердые коммунальные отходы исключительно в местах их накопления, которые утверждены территориальной схемой. Это прописано в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО и прямо следует из Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ №1156.
-Должен ли региональный оператор осуществлять уборку на контейнерных площадках?
В соответствии с Правилами обращения с ТКО (утв. Постановлением Правительства РФ №1156) региональный оператор несет ответственность за обращение с отходами с момента их погрузки в мусоровоз.
В тех же правилах содержится такой термин, как уборка мест погрузки ТКО — это действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке твердых коммунальных отходов и перемещению их в мусоровоз. Только эти действия являются зоной ответственности регионального оператора.
-Должны ли УК, ТСЖ (или иные лица, осуществляющих управление общим имуществом многоквартирного дома) наводить порядок на местах сбора ТКО?
В настоящий момент в Челябинской области много споров по этому вопросу. Причина — отсутствие межевания земли, на которой организованы контейнерные площадки.
По этой причине ряд управляющих компаний перекладывают ответственность за уборку мест накопления ТКО на муниципалитеты (так как земля муниципальная), а органы местного самоуправления – на управляющие компании (они обслуживают жилой сектор, мусор с которого складируется на контейнерных площадках).
Если способ управления домом определен:
Если собственники определили способ управления МКД, то за организацию, создание и содержание контейнерных площадок однозначно отвечает управляющая организация (или иная организация, которая управляет МКД). К ее компетенциям относятся:
1) Наведение порядка на ней однозначно является зоной ответственности управляющей организации.
Это напрямую следует из положений Постановления Правительства РФ No290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (МКД)».
Согласно документу обслуживающая МКД компания должна выполнять работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
2) Обслуживающие организации должны следить за недопущением загромождения дворовой территории металлическим ломом, строительным и бытовым мусором, шлаком, золой и другими отходами. Это следует из Правил и норм технической эксплуатации жилфонда (утверждены постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. No170).
3) Обслуживающие организации должны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории; проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории (Пункт 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. No170).
Если у дома не выбран способ управления:
В такой ситуации за создание и содержание контейнерных площадок отвечает собственник земельного участка, на котором она расположена. С 1 января 2019 выполнение этой функции относится к полномочиям органов местного самоуправления.
-Должен ли регоператор убирать мусор после санитарной очистки территорий (обрезь веток, покосы травы и пр.)?
В этом вопросе ООО «Центр коммунального сервиса» ориентируется на позицию Министерства природных ресурсов и экологии РФ, которое дает следующие разъяснения:
«Согласно Приказу Росприроднадзора №242 к ТКО отнесены отходы, образующиеся от смёта и уборки в поселениях и городах, растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, кустарниками и деревьями.
Однако, регоператор не должен вывозить отходы, образующиеся при содержании зелёных насаждений на придомовой территории многоквартирных домов за счёт установленного тарифа на услугу по обращению с ТКО.
- Мусор, образующийся при спилке деревьев и кустарников, покосе травы и уборке двора, по мнению Минприроды РФ, не является твёрдыми коммунальными отходами, поскольку не соответствует главному признаку в соответствии с №89-ФЗ – образованию в жилых помещениях.
- То есть в Тариф регоператора включен вывоз мусора, который Управляющие организации или ТСЖ собрали при уборке территории и газонов, а вот отходы от ухода за насаждениями и газонами – ветки, стволы, листья, траву и другие – должны вывозиться по отдельному договору и за отдельную плату».
- -Каков порядок вывоза крупногабаритных отходов?
К крупногабаритным отходам законодательство относит ТКО, размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах. Это мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ №1156 «Об обращении с ТКО» для накопления таких отходов должны быть оборудованы специальные площадки, либо установлены бункеры (большие металлические емкости).
Организация таких мест накопления относится к полномочиям органов местного самоуправления.
А места расположения площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.
Обычные мусоровозы не приспособлены для вывоза крупногабаритного груза. По этой причине для сбора этого вида бытовых отходов регоператор направляет отдельный транспорт. Машины вывозят крупногабаритный мусор не реже раза в неделю, как предусмотрено санитарными нормами, либо чаще (по заявкам потребителей).
Пресс-центр ООО «Центр коммунального сервиса»
Кто должен платить за вывоз строительного мусора из квартир в многоквартирном доме?
В России большинство квартир в новых многоквартирных домах строительные организации (застройщики) сдают в состоянии не пригодном для проживания, без какой-либо отделки, поэтому люди, которые приобретают такие квартиры, вынуждены доделывать в них косметические ремонты, чтобы довести эти свои квартиры до нормального жилого состояния, ещё вкладывая в это дополнительные немаленькие деньги. При таких отделочных, косметических ремонтах квартир образуется некоторое количество отходов, состоящих из остатков разнообразных отделочных материалов.Это обстоятельство стало благодатной почвой для мошенничества и обмана со стороны недобросовестных сотрудников почти всех управляющих организаций, которые занимаются обслуживанием и управлением многоквартирных домов. Особенно в домах — новостройках, недавно введённых в эксплуатацию. Для этого они придумали простую схему обмана собственников квартир, которая не могла бы быть реализована без соучастия местных чиновников и судей.Схема обмана собственников квартир на вывозе мусора
Бытовые отходы, состоящие из остатков разнообразных отделочных материалов, недобросовестные сотрудники управляющих организаций стали называть «строительным мусором» и стали в ультимативной жесткой форме принуждать всех собственников квартир в домах-новостройках платить им дополнительные не малые деньги за вывоз такого, якобы «строительного мусора».
На самом деле это наглый Обман и манипуляция со стороны управляющих организаций.
Такие отходы не является «строительным мусором» и относятся к категории обычного бытового мусора, вывоз которого собственниками квартир уже оплачивается в составе текущих платежей за коммунальное обслуживание.
Нормы действующего законодательства по этой теме сформулированы вот так:«Отходы от текущего ремонта в квартирах не относятся к строительному мусору, и подлежат вывозу оператором как твёрдые коммунальные отходы в составе уже действующего тарифа за коммунальное обслуживание квартир.Поэтому, не требуется никаких дополнительных платных услуг по вывозу мусора, который образуется от ремонта в квартирах, в том числе в новостройках, и фактически является не строительным, а обычным бытовым мусором.»
ФОТО (строительного мусора не существует)В этой примитивной схеме обмана денежные средства, украденные у собственников квартир за якобы вывоз несуществующего «строительного мусора», управляющие организации сразу отмывают в карманы своих недобросовестных сотрудников. Часть из этих украденных денег конечно же, идёт на взятки различным государственным чиновникам, в полномочия которых входит обязанность по выявлению и пресечению именно такой противоправной деятельности управляющих организаций.Но самое прискорбное, что в этой коррупционной схеме на стороне недобросовестных управляющих организаций также замешаны коррумпированные судьи. Они, нарушая Закон, всегда будут принимать свои заведомо неправосудные решения в пользу этих недобросовестных управляющих организаций, если вдруг кто-то из собственников квартир поймет, что его обманули, и через суд попытается вернуть свои деньги.Поэтому уже давно назрела необходимость в профессиональном юридическом разборе по этой теме со ссылками на нормативные акты.Начнём с терминов и понятий по этой теме.
Строительный мусор – это отходы, которые образуются в процессе строительной деятельности строительных и ремонтных организаций, имеющих соответствующие лицензии для выполнения таких работ. Строительный мусор подразделяется на 5 (пять) категорий по степени опасности и негативному влиянию на окружающую среду. (приказ №
511 от 15.06.2001 года Министерства природных ресурсов РФ)
Твёрдые коммунальные отходы (ТКО) – это отходы, которые образуются в жилых помещениях при использовании их физическими лицами в бытовых потребительских целях.
А также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Крупногабаритные бытовые отходы (КБО) – это твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и другое), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
Недобросовестные сотрудники управляющих организаций прекрасно знают, что остатки отделочных материалов, которые образуются при косметических и текущих ремонтах квартир, на самом деле являются обычным бытовым мусором, который по закону относятся к Твёрдым коммунальным отходам (ТКО) и Крупногабаритным бытовым отходам (КБО), и не является «строительным мусором».Но, у них слишком велик соблазн получить (а фактически украсть) дополнительные деньги у собственников квартир, не неся за это преступление никакой ответственности.Тем более, что простые граждане не слишком интересуются нюансами законодательства и всегда ленивы в отстаивании своих законных прав. Этим мошенники и пользуются.
Называя остатки отделочных материалов «строительным мусором» они в ультимативной, очень жесткой форме, иногда с угрозами, требуют от собственников квартир дополнительно доплатить за его вывоз. И большинство людей платит, потому что реально опасаются за свою безопасность.
На самом же деле, остатки отделочных материалов не относится к категории строительного мусора и являются обычными бытовыми отходами. Их вывоз и утилизация уже оплачен собственниками в ежемесячных платежах за коммунальное обслуживание своих квартир, в составе действующего тарифа.
Поэтому вывоз остатков отделочных материалов под видом «строительного мусора» на самом деле является фейком, то есть обманом. А требование дополнительной оплаты за такие фейковые услуги незаконна, и по сути является воровством денег у собственников квартир.
Такой вид мошенничества управляющих организаций стал возможен потому, что многие собственники квартир не имеют должных знаний в этой области и не понимают разницы между строительным и обычным бытовым мусором.
Наглость, с которой действуют недобросовестные руководители и сотрудники управляющих организаций под прикрытием коррумпированных судей и госчиновников, конечно же, вселяет немалый страх в сознание собственников квартир, поэтому большинство из них безропотно платит этим жуликам.
В законе по теме вывоза мусора из квартир в многоквартирных домах сказано вот что
Отношения собственников квартир и управляющих организаций, их взаимные права и обязанности, определяются Договором управления, условия которого регулируются Гражданским и Жилищным кодексами, а также рядом нормативно-правовых актов в сфере жилищно-коммунального обслуживания.
Перечень обязательных коммунальных услуг в договоре управления для собственников квартир строго определён статьёй 154 ЖК РФ. Эти услуги являются обязательными и исключить какие-то из них из договора управления вряд ли получится.Зато, никакие дополнительные платные услуги по закону не могут и не должны включаться в Договор управления в качестве обязательных услуг.
Согласно законодательству о Защите прав потребителей (ФЗ 2300-1 от 07.02.1997 г.) недопустимо и незаконно навязывание любых дополнительных услуг сверх тех, которые определены законом или договором.
Все условия о дополнительных услугах за дополнительную плату, сверх тех, которые определены статьёй 154 ЖК РФ для коммунального обслуживания квартир, если они были вписаны в Договор управления, являются заведомо незаконными, то есть, изначально эти условия не считаются действующими. Такие условия о допуслугах не по закону, не по здравому смыслу не могут быть включены в Договор управления.
Заведомую незаконность не требуется специально доказывать в судах.
Поэтому, абсолютно несостоятельно любимое утверждение всех мошенников от ЖКХ, что вам непременно нужно идти в суд, чтобы там попытаться доказать незаконность этих их заведомо незаконных условий в вашем договоре управления.И многие люди от незнания ведутся на этот обман и сдуру обращаются в суды, которые уже давно коррумпированы этими мошенниками из ЖКХ.
Естественно, коррумпированные судьи все свои заведомо незаконные решения по этой теме, всегда принимают и будут принимать в пользу недобросовестных управляющих организаций. В качестве типичного примера по этой теме можно привести одно из дел по которому судьи Малаховой Е.Б. и Сорокиной В.Н.
приняли свои решения вопреки нормам закона и разъяснениям ГЖИ и других государственных организаций, осуществляющих надзор в сфере ЖКХ. Любой собственник квартиры вправе не заключать никакие дополнительные, отдельные договоры, в том числе на оплату и (или) вывоз НЕсуществующего у вас «строительного мусора».
И вы вправе не оплачивать якобы дополнительные услуги по вывозу обычных бытовых отходов под видом «строительного мусора», даже если они уже были якобы оказаны вам. Тем более, что в вашей квартире нет и не может быть никакого «строительного мусора». Закон в этом случае на вашей стороне.
Ну а если вдруг так случилось, что вы по незнанию уже отдали свои деньги этим аферистам из управляющей организации, смело требуйте вернуть вам ваши деньги. В этом случае закон тоже на вашей стороне. (Смотри фото 2. ответ ГЖИ о незаконности доп.услуг)
Правда, вам следует учитывать, что коррумпированные суды будут против вас всегда принимать свои решения в пользу управляющих организаций.Так что не торопитесь сразу обращаться в коррумпированные суды.
Сначала напишите жалобы во все возможные инстанции, включая прокуратуру, которые занимаются контролем и надзором в сфере оказания услуг ЖКХ.
А ещё лучше никогда не торопитесь отдавать свои деньги, всяким мошенникам из управляющих организаций, даже если они оказывают на вас давление или угрожают.
Тут следует отметить важное обстоятельство.
Если многоквартирный дом был официально сдан в эксплуатацию и его начала обслуживать управляющая организация, и в нём вдруг обнаружится настоящий строительный мусор, который оставил или спрятал застройщик, вывезти и утилизировать этот строительный мусор обязан этот застройщик или управляющая организация, которая приняла дом в эксплуатацию. Причём сделать это они должны за свой счёт.
И никто из них не имеет никакого права перекладывать бремя этих расходов на собственников квартир в этом доме.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.
1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закон № 89-ФЗ):«К твердым коммунальным отходам (ТКО) относятся — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.»
Согласно пункту 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.
2016 № 1156 (далее – Правила № 1156),«Крупногабаритные отходы — твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и другое), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.»
Также существует ГОСТ Р56195-2014 Национальный Стандарт РФ. «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования».
В нём указано, что: «крупногабаритные отходы – отходы производства и потребления, являющиеся предметами, утратившими свои потребительские свойства (мебель, бытовая техника, велосипеды и другие крупные предметы), размеры которых превышают 0,5 метра в высоту, ширину или длину (пункт 3.3).
»
По мнению Минстроя России и Минприроды России
Бремя содержания контейнерных площадок
Подборка наиболее важных документов по запросу Бремя содержания контейнерных площадок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика: Бремя содержания контейнерных площадок
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.09.2020 N Ф01-12228/2020 по делу N А43-21924/2019Требование: Об отмене постановления о привлечении регионального оператора к ответственности по ч. 1 ст. 3.2 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях за невывоз крупногабаритного мусора с прилегающей к контейнерным площадкам территории.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку вывоз мусора оператор осуществлял в соответствии с установленным графиком из контейнеров на площадках, ответственность за чистоту которых он несет, на момент проверки контейнеры и площадка не были переполнены, доказательств того, что место, на котором обнаружены навалы отходов, является специально отведенной площадкой для их складирования, ответственность за содержание которой несет оператор, не представлено.
Таким образом, бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для сбора и накопления крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, расположенных на территории, не входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория, самостоятельно. Обеспечение складирования мусора в бункеры и контейнеры, поддержание контейнерной площадки и прилегающей к ней территории не входит в зону ответственности регионального оператора, обязанного осуществить сбор и вывоз мусора, размещенного в бункерах и контейнерах, непосредственно с территории контейнерной площадки.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Бремя содержания контейнерных площадок
Нормативные акты: Бремя содержания контейнерных площадок
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс: Минстроя России от 03.04.2019 N 11696-АО/06Из комплексного анализа законодательства Российской Федерации следует, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений многоквартирных домов или лицах, осуществляющих управление многоквартирными домами. При этом плата за организацию и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, входит в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в многоквартирном доме.
Кто должен убирать мусор вокруг контейнеров?
Большинство россиян выбрасывают мусор в предназначенные для этих целей контейнеры, располагающиеся на специально оборудованных под установку мусорных контейнеров площадках.
Несознательность граждан, непогода, бесхозные животные и прочие факторы приводят к тому, что санитарные территории завалены всеми видами отходов. Вокруг баков аккумулируются кучи, которые не всегда и не везде убираются.
В связи со сказанным у многих горожан возникает вопрос, кто должен убирать мусор вокруг контейнеров.
С точки зрения постановления РФ № 290, датированного 03.04.2013, очистка контейнерных площадок от отходов – это услуга, входящая в минимальный перечень работ по обслуживанию граждан, проживающих в многоквартирных домах.
За кем закреплены обязанности по установке контейнерных площадок?
ТКО – твёрдые коммунальные отходы. Вопрос обращения с ними регулируется на уровне регионов, потому нет общей схемы, предусмотренной для всей России.
В основе утилизационной схемы стоит региональный оператор, с которым согласуется вопрос ответственности за установку контейнерных площадок. Она может быть возложена как на жильцов, так и на юридических лиц.
Региональный оператор, взаимодействуя с муниципальной властью, уведомляет её о расположении мест сбора отбросов. На основании этой информации формируется схема обращения с мусором.
Важно: Регионального оператора определяют тендером. Выбор падает на компанию, максимально отвечающую правилам обращения с отходами.
Контейнерные площадки, размещаемые на землях, принадлежащих муниципалитету, устанавливаются за счёт городской власти. Вывоз ТКО осуществляется только с тех мест, которые обозначены в разработанной муниципалитетом схеме.
Можно ли сжигать мусор на своем участке?
Кто несёт ответственность за состояние контейнерных площадок?
За уборку территорий, прилегающих к мусорным бакам, в различных частях городов могут нести ответственность:
- жильцы;
- бюджетные организации;
- товарищества собственников жилья (ТСЖ);
- управляющие организации;
- региональные операторы и т. п.
Всё зависит от того, кто является собственником земли, выделенной под размещение баков для сбора мусора.
Ответственного за уборку около мусорных баков определяет постановление Правительства РФ № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами», датированное 12.11.2016 г. В п.13 документа говорится о том, что за содержание мусорных площадок отвечают собственники земельных участков.
Кто непосредственно занимается установкой?
Установкой площадок для выноса мусора могут заниматься региональные операторы либо перевозчики, подписавшие с ними договор. Решают, кто именно будет заниматься монтажом, жильцы или управляющая организация. В обоих случаях с исполнителем заключается официальный договор, в котором перечисляется фронт работ.
Предварительно подготовленный для обустройства контейнерной площадки участок должен соответствовать пунктам СанПина 2.1.2.2645-10. Главные требования документа такие:
- территория должна быть освещённой;
- наличие трёхстороннего ограждения не ниже 1,5 м;
- водонепроницаемость.
Функции управляющих организаций
В подавляющем большинстве случаев жильцы подписывают договор с управляющей организацией, которая берёт на себя выполнение следующих задач:
- содержание территорий для мусора;
- уборка площадок для контейнеров.
Перечисленные услуги включаются в общую стоимость обслуживания многоквартирных домов. Управляющая компания оставляет за собой право привлекать субподрядчиков.
Приобретение контейнеров для отходов
Покупка ёмкостей не входит в обязанности людей, проживающих в домах, прилегающих к контейнерным площадкам. Ёмкости могут быть предоставлены транспортной компанией, осуществляющей вывоз отходов или региональным оператором. Обязанность закупки контейнеров устанавливается подписанным сторонами договором.
Предоставить мусорные баки безвозмездно либо за установленную палату может и муниципалитет. Важно, чтобы контейнеры соответствовали требованиям региональных нормативов по обращению с ТКО.
Правила уборки территорий, прилегающих к мусорным бакам
Определиться, кто отвечает за чистоту в местах сбора отходов, помогут постановления, утверждённые в регионах, и ряд подзаконных нормативных актов.
ОКВЭД — вывоз мусора и бытовых отходов
В число основных документов входят Правила оказания услуг гражданам, проживающим в многоквартирных домах. В последней редакции сказано, что ответственность за санитарное состояние мест выноса отходов определяет документ, утверждаемый организацией, управляющей домом. Отвественными могут быть:
- застройщик;
- товарищество или жилищный кооператив;
- управляющая организация;
- жильцы.
В последнем случае речь идёт о ситуациях, когда граждане, проживающие в доме, решают взять на себя управление.
За кем закрепляется обязанность содержания территорий для ТБО?
ТБО – мусор, образующийся в результате жизнедеятельности людей. Сюда также входят отслужившие крупногабаритные предметы. Не входит в ТБО офисный утиль.
Ответственного за содержание мест складирования ТБО определяют жильцы. Они могут назначить:
- самих себя;
- застройщика;
- управляющую организацию;
- кооператив;
- ТСЖ.
Если территория принадлежит городу, ответственность ложится на плечи муниципальных властей. Ответственность регионального оператора начинается с момента начала погрузки мусора. За состояние того, что располагается возле контейнеров, он не отвечает.
Тарифы
Не следует путать плату за описываемую услугу с коммунальными платежами. Согласно статье 156 ЖК РФ она входит в тарифы, установленные за содержание имущества, которое является общим для всех жильцов.
Плата для различных квартир отличается и зависит от размера занимаемой жилплощади. Если территории принадлежат муниципалитету, сумма перечисляется из городского бюджета.
Как передаются места расположения контейнеров для мусора?
Муниципалитетам невыгодно платить за содержание участков с контейнерами для мусора, потому они стараются передать их юридическим лицам, которые убирают мусор, или гражданам, проживающим в прилегающих жилых массивах.
Процесс передачи регламентируется Правилами обращения с ТКО. Принимающая организация либо лицо обязаны в трёхдневный срок поставить об этом в известность регионального оператора и перезаключить с ним договор на вывоз мусора, содержащегося в контейнерах.
Новый закон о вывозе мусора
Заключение
Чтобы определиться, кто должен наводить порядок вокруг контейнеров, следует узнать, кому принадлежит земельный участок. Содержание мест складирования отходов в должном санитарном состоянии обязанность владельца территории, на которой располагаются огороженные участки с мусорными баками.
Кто отвечает за вывоз мусора: арендатор или собственник помещения — Эльба
Арендаторы и арендодатели часто спорят, кто должен платить за вывоз мусора из помещения. Мы разобрались в вопросе и позволим себе спойлер: по общему правилу это обязанность арендатора, и она не единственная относительно мусора. Однако есть частный случай. Теперь обо всём подробно.
Основной источник:
???? Закон Об отходах производства и потребления от 24.06.98 № 89-ФЗ
В чём проблема с мусором
Мусор — это всё, что осталось ненужным после потребления, производства, приготовления еды, оказания услуг или торговли. Это коробка от пиццы, обрезок доски, банка с остатками краски, остриженные волосы, картофельные очистки и стопка накладных от поставщика за прошлую пятилетку.
Закон называет мусор отходами. А всё, что выносят на мусорку из помещения — твёрдыми коммунальными отходами или ТКО.
Государство следит, чтобы отходы не вредили природе и человеку. Для этого специальные организации — региональные операторы по обращению с ТКО — собирают отходы из контейнеров и вывозят на свалку. Потом утилизируют или перерабатывают.
Жильцы домов, заводы и предприниматели обязаны заключить договор с региональным оператором своего города и каждый месяц платить по тарифу за очистку уличных контейнеров, в которые выкидывают мусор.
От имени жильцов в многоквартирном доме договор заключает ТСЖ и добавляет строку за вывоз ТКО в квитанцию.
Предприниматель заключает договор напрямую с региональным оператором и платит за вывоз ТКО из помещения, где ведёт бизнес. Формат деятельности неважен, мусор вывозят из офиса, с производства, из магазина и кафе. Получается, предприниматель платит дважды: за домашний и рабочий мусор. Но если предприниматель работает из дома, заключать второй договор и платить дополнительно не нужно.
Это ещё не все обязанности. Предприниматель должен определить класс опасности мусора и, если нужно, получить паспорт отходов.
Паспорт отходов и класс опасности
Отходы делят на пять классов по степени опасности для природы.
Первый класс — это чрезвычайно опасные отходы, например, ртуть. Пятый — практически неопасные — остатки еды, кассовые чеки, опилки.
Предприниматель обязан определить класс отходов от своей деятельности. Так нужно, чтобы оператор знал, как вывозить и утилизировать отходы из конкретного помещения.
Чтобы определить класс опасности, обращаются в специальную лабораторию, там делают биотестирование. Исследованиями занимаются коммерческие организации. Их можно найти в интернете по запросу «где сделать биотестирование отходов».
Если отходы от деятельности предпринимателя относятся к классам с первого по четвёртый, нужно получить паспорт отходов. Если к пятому — протокол биотестирования.
Паспорт и протокол тестирования предприниматель хранит у себя. Если придут с проверкой из Росприроднадзора, спросят именно эти документы.
На вывоз отходов заключают договор с региональным оператором. Чаще всего это обязанность арендатора
Мы уже говорили: чтобы из уличного контейнера регулярно вывозили мусор, надо заключить договор с региональным оператором. Такой есть в каждом городе.
По общему правилу в арендованном помещении договор на вывоз отходов заключает арендатор. Он собственник мусора, и заботы по вывозу лежат на нём — так сказано в ч. 4 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ. Кроме того, именно арендатор обязан платить за содержание арендованного помещения по ч. 2 ст. 616 ГК РФ.
Для заключения договора предприниматель подаёт заявку региональному оператору, сообщает адрес, размер помещения и вид деятельности. На вывоз отходов классов опасности с первого по четвёртый у оператора должна быть лицензия.
Если забить на вывоз мусора и, например, подбрасывать в чужой контейнер, будут проблемы.
Предпринимателя могут оштрафовать на сумму до 250 000 ₽ или закрыть на три месяца по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ. В лучшем случае выдадут предписание заключить договор на вывоз ТКО. Такое было с владельцем магазина сантехники — дело № А41-84137/19.
Ещё региональный оператор может обязать заключить договор через суд. И даже взыскать плату за уже вывезенный мусор с неустойкой. Такое тоже было — дело № А15-2160/2019.
По договору аренды за мусор может отвечать арендодатель
Арендатор и арендодатель могут договориться, что договор на вывоз отходов заключает арендодатель. Так можно согласно Письму Минприроды России от 09.07.2020 № 25-47/17005. В этом случае арендатор только оплачивает счета от арендодателя.
Обычно организацию вывоза отходов берут на себя собственники бизнес и торговых центров. Они обустраивают общую площадку с контейнерами и заключают договор с региональным оператором. Но никто не запрещает переложить обязанность на арендодателя и в небольшом помещении на первом этаже или мастерской в промзоне, если всех это устраивает.
Обязанность арендодателя вывозить мусор записывают в договор аренды. Формулировка примерно такая:
Арендодатель обязан заключить договор на вывоз ТКО из арендуемого помещения с региональным оператором и самостоятельно вносить плату. Арендатор компенсирует расходы на вывоз ТКО согласно выставленным арендодателем счетам.
Прочитайте свой договор аренды. Если нашли подобный пункт — за мусор отвечает собственник помещения.
Сервис заменит вам бухгалтера и поможет сэкономить. Эльба сама подготовит отчётность и отправит её через интернет. Она рассчитает налоги, поможет формировать документы по сделкам и не потребует специальных знаний.
Пока не выкинули в уличный контейнер, хранить мусор надо по санпинам
В санпинах по некоторым видам деятельности есть пункты, как хранить мусор, и даже требования к уличным контейнерам. Хранение зависит от того, насколько опасен мусор для сотрудников и клиентов. Обязанность хранить мусор по санпинам не получится переложить на собственника помещения.
Фитнес-клубы
СП 2.1.2.3304-15
Уличные контейнеры для сбора мусора делают с закрывающимися крышками. Под контейнером — твёрдое водонепроницаемое покрытие. Вокруг — непродуваемое ограждение. Контейнер ставят не ближе 25 м от спортивной площадки, если она на улице.
В помещении ставят мусоросборники. Их очищают при заполнении на ⅔ объёма.