Право

Законопроект ФНС России по сбору официальных данных о человеке в единый реестр – принят во 2 чтении

20 Апреля 2020 11:08 20 Апр 2020 11:08 |

Поправки в законопроект о создании единого регистра сведений о населении во втором чтении в Госдуме внесли уточнения в части хранимой информации, по защите данных и взаимодействию с другими ГИС. Оператором выбрана ФНС, озвучены сроки запуска.

Госдума приняла во втором чтении законопроект о создании в России единого федерального информационного регистра сведений о населении. Оператором регистра назначена Федеральная налоговая служба (ФНС), которая будет обязана обеспечивать защиту персональной информации регистра.

Основой регистра сведений о населении станут 8 млн записей госреестра актов гражданского состояния, формируемого в облачных дата-центрах ФНС с октября 2018 г.

, около 540 млн актовых записей, сохранившихся в России с 1926 г.

, а также сведениями МВД России, данные баз Минобороны, Минобрнауки и государственных внебюджетных фондов, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на слова замглавы ФНС Виталия Колесникова.

На основе регистра, регулярно пополняемого ФНС и 12 остальными поставщиками данных по примерно 30 видам сведений, предполагается создать «золотой идеальный профиль», который, по словам Колесникова, станет не дублированием других ГИС, а приведением «всех систем к одному знаменателю».

По его словам, регистр вводит понятие «идентификатора» – признака совокупности сведений о человеке в государственном информационном ресурсе. С помощью реестра и данных других ведомств ФНС сможет выстраивать семейные связи россиян и затем, в частности, рассчитывать среднедушевой доход или доход по каждому домохозяйству.

«Жизнь сегодня показала, особенно последние месяцы, что у нас нет нормального объективно счетного понятия семьи, домохозяйства», – отметил замглавы ФНС. По его словам, точная идентификация граждан поможет «поставить любые контроли, любые пороги» и оказывать адресную социальную помощь.

Дата-центр, хранящий и обрабатывающий сведения регистра, будет расположен в городе Городец Нижегородской области.

Комитет Госдумы по информационной политике, ИТ и связи внес в законопроект на этапе второго чтения 16 поправок. Еще 30 поправок было отклонено.

В первом чтении законопроект был одобрен Госдумой 17 сентября 2019 г. с поручением представить поправки к следующему слушанию.

Помимо внесения поправок, федеральная база сведений о гражданах также переименована в «регистр». Ранее она называлась «реестром».

Учет персональных данных

В единый информационный реестр будут включены базовые сведения и дополнительные идентификаторы о физическом лице.

К базовым сведениям документ относит фамилию, имя, отчество, дату и место рождения и смерти, пол «и в случае его изменения иной пол», реквизиты записи акта гражданского состояния о рождении и смерти, СНИЛС и ИНН.

К дополнительным данным для внесения в регистр отнесено семейное положение и родственные связи (сведения о родителях, супруге и детях).

Законопроект ФНС России по сбору официальных данных о человеке в единый реестр – принят во 2 чтенииЗаместитель руководителя ФНС Виталий Колесников

  • Впервые в данных реестра появился идентификатор гражданства, где помимо российского, также будет фиксироваться факт наличия гражданства или подданства иностранного государства (или государств), а также документов, дающих россиянам право постоянного проживания в иностранном государстве, и данные о выходе из гражданства или отказе от ПМЖ другого государства.
  • В список идентификаторов также включены сведения о постановке на учет в налоговом органе (в том числе, для самозанятых и индивидуальных предпринимателей), данные о постановке на воинский учет, информация о регистрации в системах обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования, сведения о постановке на учет в службах занятости.
  • Дополнительно в регистр также будут заноситься данные об обучении, образовании и/или квалификации с указанием видов, номеров и других сведениях об удостоверяющих документах, плюс сведения о присуждении, лишении, восстановлении ученой степени или звания.
  • В регистре также будет присутствовать идентификатор учетной записи физического лица в Единой системе идентификации и аутентификации.
  • Такие данные как наличие транспортных средств, зарегистрированные юридические лица и информация о владении оружием, решено не включать в перечень сведений реестра.

Права и свободы «отдельных физических лиц»

В новой редакции законопроекта представлен переработанный и дополненный пункт об «обособленном» учете отдельных физических лиц. Причиной создания и ведения такого «регистра в регистре» называются цели «обеспечения безопасности государства, а также прав и свобод отдельных физических лиц».

Модуль «Управление активами и инвентаризация» на платформе Security Vision: еще больше возможностей

Безопасность Законопроект ФНС России по сбору официальных данных о человеке в единый реестр – принят во 2 чтении

В документе отсутствует конкретика по группам физических лиц, в отношении которых будет производиться «учет в обособленном порядке».

Документ предлагает вести такой учет в соответствии с законодательством «о государственной защите отдельных физических лиц».

Особенности обособленного учета в федеральном регистре сведений о населении, как и было сформулировано в первой редакции законопроекта, будут определяться Президентом России.

Обособленный порядок учета имеет отношение к защите «отдельных категорий лиц — судей, свидетелей и так далее. Эти действия могут осуществляться уже внутри реестра уполномоченными сотрудниками уполномоченных органов», — отметил замглавы ФНС Виталий Колесников в интервью агентству «Интерфакс».

В настоящее время в России действует ряд законов, определяющих государственную защиту для физических лиц, таких как судьи, должностные лица правоохранительных и контролирующих органов; потерпевшие, свидетели и другие участники уголовного судопроизводства («защита свидетелей»). Защита физических лиц также определена законом при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности.

Дополнительные поправки

Список изменений законопроекта включает требование по обеспечению непрерывности ведения, полноты, актуальности и достоверности сведений реестра.

Список документов, на которых базируется правовое регулирование учета сведений о населении, расширен законом о гостайне.

В документ добавлены требования о приведении уже существующих государственных информационных систем (ГИС) в соответствие с единым регистром сведений о населении.

Тимур Зиннятуллин, Angara Security: Развитие коммерческого SOC — это дорога без конца

Безопасность Законопроект ФНС России по сбору официальных данных о человеке в единый реестр – принят во 2 чтении

В документе появилось требование по использованию усиленной цифровой подписи при формировании и ведении регистра для подтверждения подлинности и целостности записей. Порядок использования усиленной цифровой подписи будет определяться Правительством России.

В пункте о содержании регистра, помимо сведений о гражданах России, впервые упомянуты «иностранные граждане и лица без гражданства» (в предыдущей версии они упоминались как «иные лица» – прим. CNews), а также «получившие временное убежище».

В новой редакции законопроекта впервые отмечена возможность предоставления гражданам и их законным представителям прав на получение информации из регистра через единый портал госуслуг или региональные порталы. Ранее таким правом предлагалось наделить только государственные и муниципальные органы.

Родителям, лишенным родительских прав, установлен запрет на доступ к сведениям о несовершеннолетних детях. Кроме того, граждане или их законные представители теперь могут обращаться с запросом на внесение изменений в свою персональную запись регистра.

Впервые в документе появился подпункт, декларирующий возможность использования базы данных реестра для совершения нотариальных действий.

Сроки внедрения

Предполагается что основные нормы закона будут введены в действие начиная с 1 января 2022 г. Переходной период, на время которого устанавливаются особенности создания, ведения, формирования и использования регистра, предлагается установить со дня опубликования закона до 31 декабря 2025 г. Ряд норм закона может вступить в силу только с 1 января 2024 г. и с 1 января 2025 г.

  • Прямой эфир «Программы-вымогатели — стремительно растущая киберугроза»

Владимир Бахур

Подписаться на новости Короткая ссылка

Принят закон об электронных досье на жителей России

Законопроект ФНС России по сбору официальных данных о человеке в единый реестр – принят во 2 чтении Центр обработки данных № 1 ФНС (Городец)

Госдума приняла в третьем чтении законопроект № 759897-7 «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации». Каждому гражданину присвоят уникальный неизменяемый номер, а всю информацию сконцентрируют в одной базе: так удобнее, считает правительство.

Федеральный закон «устанавливает правовые основы формирования и ведения единого Регистра, в том числе сбора, обработки, хранения, получения, использования и защиты указанных сведений, а также гармонизации государственных и муниципальных информационных ресурсов, содержащих сведения о населении Российской Федерации». В связи с постоянными и массовыми утечками персональных данных из разных государственных БД создание единого реестра позволяет уверенно предположить, что количество таких утечек уменьшится — ведь информация теперь будет сконцентрирована в одном месте и достаточно будет одной утечки. В общую базу сведут примерно 30 показателей из 12 ведомств (среди них ЗАГСы, МВД, Пенсионный фонд и другие). Как подчеркнули авторы закона в пояснительной записке, создание федерального ресурса о населении «позволит обеспечить повышение эффективности борьбы с правонарушениями, сокращение числа мошеннических действий при получении мер социальной поддержки и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей, повышение собираемости платежей в бюджеты бюджетной системы России». Кроме того, государство получит более полную информацию о населении, о поло-возрастном составе, уровне образования и так далее. Этого своего рода перепись населения, которая обновляется практически в режиме реального времени. Законопроект ФНС России по сбору официальных данных о человеке в единый реестр – принят во 2 чтении Центр обработки данных № 1 ФНС (Городец) Единый реестр предоставляет расширенные возможности по моделированию различных сценариев социального воздействия на население. Но это только фундамент: его нужно дополнить более полными профилями, которые можно получить из социальных сетей. Возможно, в будущем граждан попросят привязать свои аккаунты в социальных сетях к персональным идентификаторам для упрощения аналитики.

Заместитель руководителя Федеральной налоговой службы (ФНС) Виталий Колесников ранее заявил, что единый реестр поможет рассчитать доходы граждан. По его словам, сейчас в России «нет нормального объективного счётного понятия семьи, домохозяйства».

Читайте также:  Можно ли купить 1 акцию на двоих?

Однако, пояснил замруководителя ФНС, доход семьи можно будет рассчитать, используя данные о семейных связях из единого регистра.

« можно будет рассчитать и доход семьи, среднедушевые доходы, поставить любые контроли, любые пороги и оказывать соответственно, правительству, президенту ту помощь, которая будет нужна именно в данном случае».

Какая информация будет в базе

Регистр будет содержать конкретные сведения о гражданине: Ф.И.О., дату и место рождения, пол, СНИЛС, ИНН, гражданство, семейное положение и так далее. Ниже полный список.

Сведения о физическом лице

  • фамилия, имя и отчество (при наличии) и в случае их изменения — иные фамилия, имя и отчество (при наличии);
  • дата рождения;
  • дата смерти;
  • место рождения;
  • место смерти;
  • пол и в случае его изменения иной пол;
  • сведения о семейном положении физического лица (записи актов о заключении и расторжении брака);
  • гражданство Российской Федерации и (или) гражданство (подданство) иностранного государства/иностранных государств;
  • сведения о наличии у гражданина Российской Федерации документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (при наличии);
  • сведения об обращении гражданина РФ в полномочный орган иностранного государства о его выходе из гражданства данного государства или об отказе от имеющегося у него документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (при наличии).

Идентификаторы

  • записи акта о рождении;
  • записи акта о смерти;
  • документа, удостоверяющего личность физического лица, включая вид, номер и иные сведения о таком документе;
  • документов или отметок в документах, удостоверяющих личность, подтверждающих право иностранного гражданина и лица без гражданства на пребывание (проживание) в РФ;
  • сведений о регистрационном учете гражданина РФ и миграционном учете иностранного гражданина и лица без гражданства в РФ;
  • сведений о принятом решении по вопросам гражданства РФ;
  • сведений о постановке на учет в налоговом органе, в том числе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход;
  • сведений о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  • сведений о постановке на воинский учет граждан РФ, обязанных на нем состоять;
  • сведений о регистрации в системах обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования;
  • сведений о постановке на учет в органах службы занятости;
  • документа об образовании и (или) о квалификации, документа об обучении, включая виды, номера и иные сведения о таких документах, сведений о присуждении, лишении, восстановлении ученой степени, ученого звания;
  • учётной записи физического лица в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»;
  • записей федерального регистра сведений о населении о физических лицах, являющихся родителями физического лица, супругом (супругой) физического лица, ребенком (детьми) физического лица.

Заметим, что электронное досье в единой базе не содержит номера телефона, автомобиля и адреса проживания гражданина.

Кто её будет вести

Вести ресурс будет Федеральная налоговая служба на основании имеющихся у нее данных, а также данных МВД, Минобороны, Минобрнауки, государственных внебюджетных фондов.

Данные из регистра будут предоставлять государственным и муниципальным органам, МФЦ, нотариусам, а также самому гражданину или его законному представителю. Запрашивать информацию из регистра также смогут государственные и муниципальные органы, внебюджетные фонды и избирательные комиссии.

Спецслужбы тоже будут иметь доступ к единой базе данных.

Каждое из 12 ведомств-субъектов, поставляющих информацию в регистр, будет иметь доступ только к своей части: «Условно говоря, сотрудник Пенсионного фонда не сможет зайти посмотреть сведения о человеке, которые не касаются его компетенции», — пояснил глава думского комитета по СМИ Александр Хинштнейн, комментируя принятый в третьем чтении законопроект.

Будут в регистре и закрытые части, в которых планируется хранить данные лиц под госзащитой и госохраной — за этот раздел будут отвечать только сотрудники спецслужб. Законопроект ФНС России по сбору официальных данных о человеке в единый реестр – принят во 2 чтении Центр обработки данных № 1 ФНС (Городец) Сведения о гражданине могут быть изменены по обращению физического лица, в отношении которого они составлены, или его законного представителя. Также федеральные органы исполнительной власти будут обязаны направлять сведения о выдаче и замене документов, выдаче вида на жительство, удостоверения беженца, разрешения на работу и т. д.

Как она будет храниться

Центр обработки данных, в котором будут обрабатываться сведения регистра населения, будет расположен в городе Городец Нижегородской области. Глава ФНС Даниил Егоров пояснил, что вся информация физически будет храниться не в одном месте, а в разных центрах обработки данных.

Как обеспечат защиту

Налоговая служба также будет обязана обеспечить защиту всех имеющихся сведений. В ведомстве заверили, что информационная безопасность будет на самом высоком уровне. Кроме того, в регистре нет никаких биометрических данных, а также телефонов, налогов, имущества, штрафов.

Вместо прямого хранения данных в реестре будут прямые ссылки на личные кабинеты гражданина на портале госуслуг, в налоговой службе и в Пенсионном фонде. Персональная информация хранится уже там: почта, адрес, телефон, налоги, имущество и др. Закон предполагается ввести в действие с 1 января 2022 года. Некоторые нормы вступят в силу с 1 января 2024 года и с 1 января 2025 года.

Также предусмотрен переходный период до 31 декабря 2025 года. Кроме того, до 2023 года нормативные правовые акты РФ не смогут устанавливать требование об использовании регистра в качестве единственного и обязательного источника получения сведений.

Закон принят несмотря на определённые возражения со стороны отдельных представителей общественности и даже некоторых силовых структур.

Например, аналогичный законопроект о «цифровом профиле гражданина» ранее был забракован в ФСБ. Специалисты Федеральной службы безопасности отмечали, что «обработка данных в рамках единой инфраструктуры значительно повысит риски утечек информации».

На это указали несколько десятков учёных, которые направили открытое письмо в администрацию президента РФ, правительство, Совет Федерации и Госдуму. На изъяны Единого регистра населения указывали и сами парламентарии.

Например, депутат Николай Земцов обратил внимание на поспешность, с которой принимается законопроект: «Законопроект требует широкого обсуждения, парламентских слушаний, общественных слушаний, работы с экспертами. И мы не можем понять, зачем такая спешка. Никакими обстоятельствами вот этой пандемии, коронавирусной инфекции он не обусловлен. То есть это никак не связано. Нам хотелось бы обсуждения. Потому что речь идёт об очень важных вещах», — сказал Земцов.

На что повлияет регистр населения России

Законопроект ФНС России по сбору официальных данных о человеке в единый реестр – принят во 2 чтении

Евгений Разумный / Ведомости

Президент подписал закон «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации». В сети собираются подписи против «электронного концлагеря», а представители конфессий высказываются против использования систем с личными кодами или идентификационными номерами. Что же в нем плохого?

Регистр будет содержать сведения о населении России, которое представлено гражданами России, иностранными гражданами и лицами без гражданства, временно или постоянно проживающими в России, а также беженцами.

Из реестра ЗАГС в новый регистр будут предоставляться фамилия, имя и отчество и их изменение, о рождении и смерти, усыновлении и отцовстве, заключении и расторжении брака. Также регистр будет содержать сведения о поле и его изменении.

МВД предоставит сведения о документе, удостоверяющем личность, гражданстве, регистрации и миграционном учете, наличии у гражданина России права постоянно проживать в иностранном государстве, о выдаче иностранным работникам разрешений на работу и т. д. Рособрнадзор – о документах об образовании и квалификации. Минобрнауки – об ученой степени и ученом звании.

Минобороны – о постановке на воинский учет. ФНС – об учете в налоговом органе и о регистрации ИП. Роструд – об учете в службе занятости или в качестве безработного. ПФР, ФСС, ФОМС – о регистрации в системах обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования.

Минкомсвязь – об учетной записи лица в ЕСИА (в частности, через такую учетную запись происходит авторизация на сайте госуслуг). Помимо данных самого физического лица, регистр будет содержать сведения о его родителях, супруге и детях.

В 2016 г. президент подписал указ, предусматривающий формирование единого федерального информационного ресурса сведений о населении России, включая сведения органов ЗАГС. Так был создан электронный реестр записей органов ЗАГС, который должен был стать основной частью будущего регистра населения.

С октября 2018 г. органы ЗАГС ведут записи не только в бумажном, но и в электронном виде, все записи попадают в единый электронный государственный реестр ЗАГС.

Оператором реестра назначается ФНС, которая отвечает за его создание, эксплуатацию, обработку информации, бесперебойную работу, а также защиту сведений, в том числе персональных данных. То есть теперь уже ФНС предоставляет органам ЗАГС доступ к электронной системе, где те ведут записи.

Органам ЗАГС поручено оцифровать все свои книги за весь период хранения и завершить этот процесс к 31 декабря 2020 г. Дополнительные расходы федерального бюджета на внедрение реестра ЗАГС – 10,6 млрд руб.

К сведениям реестра ЗАГС ФНС дает доступ множеству органов и организаций, подключенных к СМЭВ – государственной информационной системе, введенной Минкомсвязью в эксплуатацию в 2010 г.

для обеспечения межведомственного информационного взаимодействия.

Читайте также:  Семейные споры - раздел имущества при разводе

Сейчас к системе подключено более 10 000 пользователей, среди которых федеральные, региональные и муниципальные органы власти, кредитные организации и т. д.

В 2017 г. правительство утверждает концепцию формирования регистра, где среди предпосылок для его формирования называет необходимость повышения собираемости налогов, улучшения налогового администрирования, снижения издержек на поддержание налоговой системы и т. п.

Ранее ФНС уже создала государственный реестр налогоплательщиков и электронные личные кабинеты.

Наладив информационное взаимодействие с органами юстиции, ЗАГСами, органами, осуществляющими миграционный учет, выдачу паспортов и разрешений на работу, нотариусами, адвокатскими палатами, органами опеки и попечительства, ФНС вышла на новый уровень налогового администрирования. Постоянно выверяя и синхронизируя поступающие сведения, ФНС повышала их качество для более эффективного соотнесения с конкретными физическими лицами.

ФНС получила и функции администрирования страховых (в пенсионный, социальный и медицинский фонды) взносов. Укрепление платежной дисциплины при расчетах с внебюджетными фондами требовала, помимо создания реестра ЗАГС, единого централизованного информационного ресурса, где можно было бы получить полные сведения о физлице.

На тот момент российские органы власти вели множество информационных ресурсов с различными сведениями о населении, но каждый делал это по-своему, и однозначно установить принадлежность сведений к определенному лицу иногда было невозможно.

По мере роста числа транзакций между государством и гражданами все более очевидной становилась необходимость обеспечить одинаковый подход всех органов к работе со сведениями и как результат – однозначность сведений, их сопоставимость и возможность проследить их изменение, что стало бы возможным при введении единого федерального ресурса. Конечно, в первую очередь такой ресурс значительно упростил бы налоговое администрирование, но также положительно повлиял бы и на оказании госуслуг и избавил бы граждан от необходимости многократно сообщать одни и те же сведения.

Основными источниками данных для такого ресурса в первую очередь стали бы службы, ответственные за регистрацию событий жизненного цикла человека и миграции населения.

Затем данные расширились бы за счет присоединения «второй очереди» информсистем – налоговой службы, службы соцстрахования и пенсионного обеспечения, статистической службы, службы земельного кадастра и регистрации прав собственности, органов внутренних дел, министерства обороны, избиркомов и т. д.

В довершение вся информация, содержащаяся в федеральном регистре, предоставлялась бы запрашивающим лицам через систему электронного взаимодействия между ведомствами.

Основы регистра были изначально заложены указом президента, направленным на укрепление платежной дисциплины при осуществлении расчетов с внебюджетными фондами.

Концепция правительства, разработанная во исполнение этого указа, также делает акцент на повышении собираемости налогов и сборов, совершенствовании налогового администрирования, снижении издержек на поддержание функционирования налоговой системы.

Пояснительная записка к принятому закону среди целей упоминает переход на качественно новый уровень расчета и начисления налогов на доходы физических лиц, повышение эффективности борьбы с правонарушениями, сокращение числа мошеннических действий при получении мер социальной поддержки и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей, повышение собираемости платежей в бюджеты бюджетной системы России.

Помимо этого сведения из регистра помогут удовлетворить многие другие потребности государства – решение вопросов социально-экономического развития, подготовка проектов бюджетов, реализация госпрограмм, составление списков избирателей, обеспечение исполнения воинской обязанности, исключение ошибок при оказании государственной поддержки и борьба с мошенничеством в этой сфере, совершение нотариальных действий, повышение качества статистического учета, а также исполнение запросов судов, органов прокуратуры, следственных органов, службы судебных приставов и т. д. С помощью регистра можно решать стратегические задачи. Например, прогнозировать количество призывников или абитуриентов, на основании чего финансировать бюджетные места в вузах.

Польза для общества будет в минимизации количества обращений граждан для получения госуслуг, а также в упрощении процедуры получения адресной помощи.

В высказываниях представителей ФНС именно желанием надлежаще оказывать адресные меры социальной поддержки обосновывается тот факт, что теперь «регистр населения позволит выстроить на основании данных человека его семейные связи, соответственно, потом, используя информационные ресурсы других ведомств, можно будет рассчитать и доходы семьи, среднедушевые доходы, поставить любые контроли, любые пороги и оказывать соответственно, правительству, президенту те помощи гражданам, которые будут нужны именно в данном случае» (цитата по «Интерфаксу»).

Помимо угроз непосредственно физическим лицам, регистр населения может повлиять и на бизнес.

В частности, регистр может помочь ФНС в борьбе с нелегальными налоговыми схемами с участием формально независимых лиц и компаний. При создании цепочек фирм-однодневок ключевой ресурс – люди. Правила регистрации и ликвидации компаний ужесточались, вводились новые требования для учредителей.

Налоговые органы обнаруживали взаимозависимости между задействованными в схемах людьми, в частности, через запросы в ЗАГСы. Регистр населения позволит выстраивать дополнительные логические связи и выявлять взаимозависимость существенно быстрее. По той же причине регистр населения может сказаться и на дроблении бизнеса для целей налоговой оптимизации.

Потенциально регистр поможет выявить связь между проживающими вместе неродственниками.

Если речь идет о привлечения к субсидиарной ответственности, то в случаях вывода активов на родственников и бывших сотрудников регистр может ускорить и повысить качество вычисление таких лиц, чем пригодится ФНС и АСВ.

Регистр может быть полезен и для тендерных процедур, в частности, государственных, когда в тендере участвуют компании, формально зарегистрированные на независимых лиц. ФАС может использовать данные регистра для целей расследования антиконкурентных сговоров, в том числе на торгах, определения состава группы лиц и т. д.

Но не исключены и разнообразные утечки информации.

Регистр может вписаться и борьбу с коррупцией, курс на которую взяло правительство.

Автор – старший юрист группы по правовому обеспечению цифровой экономики «Пепеляев групп»

Путин подписал закон о создании единого регистра сведений о населении — РБК

В пояснительной записке к проекту было сказано, что реестр поможет сократить сроки оказания госуслуг и мошенничество с обязательными платежами, например, при уплате налогов.

Оператором базы станет Федеральная налоговая служба (ФНС). Кроме ее сотрудников, ответственных за регистр, никто не сможет получить полный доступ ко всем личным данным россиян.

Однако сведения из регистра могут предоставляться по запросу госорганам, МФЦ, избирательным комиссиям, нотариусу, а также самому гражданину, если он запрашивает сведения о себе или лицах, находящихся на его попечении.

Хинштейн уточнял, что спецслужбы России смогут запрашивать информацию из базы.

Руководитель международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков отмечал, что любой сбор данных создает определенные риски злоупотребления, а руководитель департамента системных решений компании в сфере кибербезопасности Group-IB Антон Фишман указывал, что важна защита самого механизма обращения к информации базы.

Ранее на электронном ресурсе Change.org появилась петиция, которая назвала создание единой базы данных «угрозой национальной безопасности».

Авторы заявили, что добавление персональных данных россиян в реестр без их согласия нарушает Конституцию и влечет риски «криминального характера».

В петиции сказано, что к личной информации граждан смогут получить доступ «враги России» и различные злоумышленники.

Несколько известных артистов, в том числе Светлана Крючкова, Александр Розенбаум, Александр Михайлов и Сергей Никоненко, записали видеообращение против создания единого федерального регистра. Крючкова, в частности, сравнила создание регистра с введением нумерации заключенных в концлагерях.

«Мы не цифры», — сказала Крючкова, отметив, что жертвами закона в первую очередь станут дети, которых с детства начнут приучать к «тотальному контролю». С концлагерем сравнил регистр и Розенбаум, по словам которого, присвоение номеров обезличивает людей, низводя тех «до скотского положения», что вряд ли устроит граждан.

Михайлов призвал президента России Владимира Путина не подписывать закон о едином федеральном регистре в связи с угрозами, которые тот создает.

2 июня вопрос о создании единого федерального регистра стал поводом для конфликта соведущих программы «Полный контакт» Владимира Соловьева и Анны Шафран. Последняя критиковала идею регистра, что закончилось ее уходом из программы.

Позднее Шафран в интервью RTVi заявила, что закон о регистре, в том числе в связи с возможностью утечки данных, представляет «серьезные риски и угрозы» для внутренней жизни России, связанной с безопасностью граждан, неприкосновенностью частной жизни, с угрозами мошенничества и так далее.

И тебя посчитают: фнс создаст базу доходов россиян — газета.ru

Правительство России намерено проследить доходы российских семей, для этой цели данные о гражданах планируется внести в особый информационный госреестр, сообщает Федеральная налоговая служба (ФНС). Получив такой инструмент, государство планирует получать «золотой идеальный профиль» информации о человеке.

Комитет Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи дал «зеленый свет» на слушания во втором чтении законопроекта правительства «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении РФ».

Согласно документу, будет создана база, куда будут стекаться сведения «о гражданах РФ и иных лицах, определенных проектом федерального закона, содержащихся в иных государственных и муниципальных информационных ресурсах органов госвласти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами».

Учет населения в реестре будет будет формировать и вести ФНС России. По словам замглавы налоговой службы Виталия Колесникова, огромнейший массив официальных данных о каждом россиянине в едином регистре позволит определять доходы каждого домохозяйства.

«Приведение всех информационных систем к одному знаменателю будет рождать так называемый «золотой идеальный профиль», в котором будут обобщаться примерно 30 видов сведений от 12 основных поставщиков,

Читайте также:  Какое наказание грозит по ч. 2 ст. 158 ук рф?

— цитирует «Интерфакс» выступление Колесникова на заседании комитета Госдумы, где рассматривался этот законопроект. — Жизнь сегодня показала, особенно последние месяцы, что у нас нет нормального объективного счетного понятия семьи, домохозяйства».

По словам чиновника, реестр позволит на основании внесенных данных человека проследить за его семейными связями.

Имея эту информацию, потом с помощью многочисленных баз данных других ведомств уже будет просто узнать реальный доход семьи, среднедушевые доходы, «поставить любые контроли, любые пороги и оказывать соответственно, правительству, президенту ту помощь, которая будет нужна именно в данном случае», рассказал Колесников.

  • В законопроекте указано, что в федеральный регистр о населении будут передаваться базовые данные: фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения или смерти, пол, реквизиты записи акта гражданского состояния о рождении, СНИЛС, ИНН, семейное положение, родственные связи.
  • Кроме того, в законопроекте есть формулировка «(и иные) сведения о физическом лице».
  • Ресурс будет наполнятся сведениями о гражданах РФ и иных лицах, определенных проектом федерального закона, содержащихся в иных государственных и муниципальных информационных ресурсах органов госвласти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами.
  • Представитель ФНС сообщил, что ко второму чтению законопроекта кое-что пришлось скорректировать в части информации об особом круге лиц.

«Они (изменения) касаются защиты отдельных категорий лиц — судей, свидетелей и так далее. Эти действия могут осуществляться уже внутри реестра уполномоченными сотрудниками уполномоченных органов», — пояснил замглавы ФНС.

Он также сообщил, что «введено интересное понятие «идентификатора» — как некоего признака, указывающего на совокупность сведений о человеке в государственном информационном ресурсе». Центр обработки данных (ЦОД) о россиянах будет базироваться в Городце (Нижегородская область).

  1. «Законопроект мне самому все больше и больше нравится в процессе работы», — поделился с агентством мнением Колесников.
  2. Профильные депутаты также выразили поддержку данной инициативе правительства, отметив ее острую необходимость в данный момент.
  3. «В условиях коронавирусной инфекции очевидно, что нам такого закона не хватает», — сказал глава комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн.

В россии появится единый регистр со всей информацией о жителях страны. его критикуют за угрозу утечек данных — разборы на tj

Все партии, кроме «Единой России», просили отложить принятие закона и внести в него поправки, но документ одобрили.

{«id»:175480,»gtm»:null}

Фото с сайта Госдумы Продолжение: Путин подписал закон о создании регистра сведений о россиянах

Законопроекту о создании единого федерального информационного регистра осталось пройти последнюю стадию — подписание президентом. Его уже одобрили Госдума и Совет Федерации.

Регистр будет отслеживать все этапы жизни людей в России (в том числе иностранных граждан) и предоставлять информацию о них ведомствам. Критики законопроекта утверждают, что обеспечить стопроцентную безопасность данных в этой базе невозможно, и её создание чревато масштабными утечками.

Законопроект о едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении, внесло правительство. В пояснительной записке к документу говорится, что создание общей базы данных сократит сроки оказания госуслуг, повысить эффективность государственной политики и вообще упростит обмен информацией между ведомствами.

«Например, для получения какого-либо разрешения или лицензии не нужно будет предоставлять выписки, справки или их заверенные копии из различных ведомств — всё уже будет доступно через [единую] систему информации», — объяснил бывший председатель комитета Госдумы по информационным технологиям Леонид Левин, который сейчас работает аппарате правительства.

Кроме того, власти таким образом будут бороться с мошенничеством при получении мер социальной поддержки и уплате налогов. И, по словам первого замминистра финансов Татьяны Нестеренко, смогут эффективнее контролировать доходы и расходы чиновников.

Замруководителя ФНС Виталий Колесников отметил, что с помощью регистра можно будет прогнозировать развитие региона: «Говорить, какие люди, какого возраста, с каким образованием находятся в различных муниципальных образованиях — это очень важно с точки зрения прогноза развития региона». База возьмёт на себя и функцию оперативного статистического учёта, добавил Колесников.

Предполагается, что информационная база заработает в России с 1 января 2023 года. Со дня официального опубликования закона до 31 декабря 2025 года будет длиться переходный период.

Все сведения, которые поступают в эту базу, — это общие данные, которыми государство и так сегодня располагает, но они не соединены воедино.

Грубо говоря, мы предлагаем не срывать яблоки по одному и носить их, а складывать их в корзину. Наши оппоненты говорят о том, что по одному яблоки можно срывать, а в корзину класть нельзя. Но они уже и так сорваны.

Федеральный регистр будет содержать сведения о гражданах России, временно или постоянно проживающих в стране иностранных гражданах и лицах без гражданства, людях, признанных беженцами или получивших временное убежище на территории РФ, а также об иностранных гражданах, временно проживающих здесь из-за работы.

При этом закон предусматривает защиту внутри регистра отдельных категорий лиц. «Внутри этой базы будет еще одна внутренняя база, связанная с деятельностью силовых структур», — рассказал Хинштейн.

В регистре будут храниться сведения о каждом физическом лице и идентификаторы. Понятие «идентификатора» — новое, оно вводится вместе с законом и указывает «на совокупность сведений о человеке в государственном информационном ресурсе».

  1. ФИО и в случае их изменения — иные ФИО;
  2. дата рождения;
  3. дата смерти;
  4. место рождения;
  5. место смерти;
  6. пол и в случае его изменения иной пол;
  7. сведения о семейном положении физического лица (записи актов о заключении и расторжении брака);
  8. гражданство РФ и (или) гражданство (подданство) иностранного государства/иностранных государств;
  9. сведения о наличии у гражданина РФ документа на право постоянного проживания в иностранном государстве;
  10. сведения об обращении гражданина РФ в полномочный орган иностранного государства о выходе из гражданства этого государства или об отказе от имеющегося у него документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.
  1. записи акта о рождении;
  2. записи акта о смерти;
  3. документа, удостоверяющего личность физического лица, включая вид, номер и иные сведения о таком документе;

  4. документов или отметок в документах, удостоверяющих личность, подтверждающих право иностранного гражданина и лица без гражданства на пребывание (проживание) в РФ;
  5. сведений о регистрационном учёте гражданина РФ и миграционном учёте иностранного гражданина и лица без гражданства в РФ;

  6. сведений о принятом решении по вопросам гражданства РФ;
  7. сведений о постановке на учет в налоговом органе, в том числе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход;
  8. сведений о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  9. сведений о постановке на воинский учёт граждан РФ, обязанных на нём состоять;
  10. сведений о регистрации в системах обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования;
  11. сведений о постановке на учёт в органах службы занятости;
  12. документа об образовании и (или) о квалификации, документа об обучении, включая все сведения о таких документах, о присуждении, лишении, восстановлении ученой степени;
  13. учётной записи физического лица во ФГИС;
  14. записей федерального регистра о родителях физического лица, супруге и детях.

Приведение всех информационных систем к одному знаменателю будет рождать так называемый «золотой идеальный профиль», в котором будут обобщаться примерно 30 видов сведений от 12 основных поставщиков.

Оператор регистра — Федеральная налоговая служба. А обрабатывать сведения будут в центре в Нижегородской области. Налоговая служба обязана обеспечить защиту всех имеющихся данных. А федеральные органы исполнительной власти будут направлять туда новую, не учтённую ранее информацию.

Государственные органы будут иметь доступ к сведениям «каждый — в части своей компетенции», рассказал председатель комитета Госдумы по информационным технологиям Александр Хинштейн: «Если кто-то работает в системе образования, он не сможет посмотреть данные, связанные, скажем, с номером ОМС».

Запрашивать сведения из регистра также смогут муниципальные органы, МФЦ, избирательные комиссии, внебюджетные фонды и нотариусы. Физическое лицо или его представитель может запросить информацию о себе из базы через портал Госуслуги. Если в регистре обнаружится ошибка, её должны исправить по заявлению. Удалять записи из регистра нельзя.

Закон предполагает, что в некоторых случаях сведения из регистра будут предоставляться обезличенными. Например, если их собирают для статистики, при подготовке проектов бюджета или составлении государственных программ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector