Проблема правовой природы биткоина
ГлавнаяЮридические вопросы
Потребность введения норм, регулирующих рынок виртуальных активов в Российской Федерации, появилась еще задолго до принятия Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и изменениях в некоторые Законодательные акты Российской Федерации» (от 31 июля 2020 года № 259-ФЗ).
С 2014 по 2020 годы законодательные органы прошли через различные стадии отношения к криптовалюте: от запрета до принятия. В результате в 2020 году Президент РФ подписал Закон, впервые вводящий виртуальные активы в правовое поле. Нормативный акт вступил в действие спустя 5 месяцев после его утверждения.
Официально датой начала правового регулирования криптовалюты в России считается 1 января 2021 года.
Правовое регулирование криптовалюты в России
Закон о ЦФА дает основные юридические определения и устанавливает правила использования виртуальных средств в РФ. В новом законе регламентированы два вида ресурсов:
- Цифровые финансовые активы (ЦФА), или иначе виртуальные ценные бумаги.
- Виртуальные валюты (под которыми понимаются биткоин и другие альткоины).
смотреть все биржи
Официальный статус криптовалюты
Документ подробно описывает все процедуры, связанные с выпуском, учетом, продвижением и обменом первого вида активов (ЦФА). Однако статус цифровых валют определен неоднозначно. Законодатель, возможно, планирует ввести отдельные нормы, устанавливающие порядок обращения биткоинов и альткоинов. Вопросы правового регулирования виртуальных валют обсуждаются в 3 условных направлениях:
Гражданское право |
|
Налоги и финансы |
|
Уголовное право |
|
Определение характера прав на криптовалюты в юридической среде вызывает некоторые вопросы. С одной стороны, цифровые валюты не могут быть предметом имущественных правоотношений, так как последние распространяются только на материальные объекты. С другой — правовой режим интеллектуальной собственности, напрямую связанной с творчеством автора, неприменим в отношении криптоактивов.
Цифровые валюты не могут быть квалифицированы и как деньги. В установленной системе объектов гражданских прав расчетные единицы государства представлены в двух формах:
- Материальные вещи (наличные деньги).
- Права требования к банкам и другим финансовым учреждениям (безналичные расчетные единицы).
Биткоин и альткоины не попадают ни под одну из этих форм, так как по сути представляют собой информацию, которой владеют участники блокчейна. Только пользователь, имеющий доступ к данным, может осуществлять действия внутри сети. Без этих сведений применять криптоактивы невозможно.
Это вызывает вопросы как теоретического, так и практического характера. Суды не имеют единого стандарта для вынесения решений и трактуют правовой статус криптовалют по-разному. Широко распространенным оказался подход, согласно которому цифровые валюты выступают объектами гражданских прав даже без указания на то в нормативном акте.
Закон о криптовалюте
Документ практически не фокусирует внимание на монетах и токенах, ЗАТО детально рассматривает порядок регулирования сферы цифровых финансовых активов. Согласно приведенному в законе определению, владельцы виртуальных прав имеют 4 способа реализовать их:
- Получение денежных средств.
- Предоставление акций и облигаций.
- Владение долей в капитале непубличных компаний.
- Передача акции или облигации согласно решению об эмиссии ЦФА.
Нет обязательного условия, что виртуальные активы должны быть выпущены с помощью децентрализованных реестров. Законом допускается их размещение, хранение и на других видах информационных ресурсов.
Особенность ЦФА в том, что всегда должна существовать организация-эмитент, ответственная перед покупателями или держателями таких виртуальных прав.
Стадии принятия закона о ЦФА
Из 27 статей Закона о ЦФА только одна посвящена исключительно цифровым валютам. Согласно нормативному акту, установлены следующие правила регулирования криптовалюты в России:
- Криптоактивы (не ЦФА) считаются имуществом.
- Операции с биткоином и альткоинами в РФ будут регулироваться отдельно (конкретная дата введения специального закона в действие еще не известна).
- Монеты и токены считаются выпущенными или обмениваемыми в России, если в процессе используются российские объекты информационной инфраструктуры: доменные имена, сетевые адреса и другое.
- Компаниям и физическим лицам нельзя рассчитываться биткоинами и альткоинами и принимать их в качестве оплаты за товары или Услуги. Это правило распространяется на всех, кто является налоговым резидентом в России, а также на филиалы, представительства и обособленные подразделения иностранных компаний, работающих в РФ.
- Кроме того, запрещено продвигать информацию о том, что криптовалюты принимаются в счет оплаты за товары и услуги.
- Любые судебные иски, связанные с криптовалютами, подлежат рассмотрению только тогда, когда о владении такими активами и операциях с ними было сообщено налоговым органам. Точная Процедура уведомления еще не определена. Этот момент регулирования также можно подвергнуть сомнению. Во-первых, Конституция гарантирует равенство прав перед законом и судом. Это значит, что государство обязано обеспечивать каждому эффективные меры защиты нарушенных прав без дискриминации. Во-вторых, обязательства в сфере налогов возникают и исполняются вне зависимости от других правоотношений. Непредоставление пострадавшим лицом декларации не может лишить его права на судебную защиту.
- Закон о криптовалюте признает существование биткоина и альткоинов, но запрещает их использование в качестве компенсации (законного платежного средства) в России. Тем не менее выпуск и торговля разрешены.
Все эти вопросы предстоит урегулировать в отдельном нормативном акте.
Загрузка …
Налог на криптовалюту
На территории России монеты и токены признаются имуществом. Это значит, что биткоин и альткоины официально могут быть предметом сделок. Если трейдер получает доход от продажи монет и токенов за фиатные деньги, согласно российскому праву, он должен включить его в налогооблагаемую базу.
В рамках законопроекта с поправками в Налоговый Кодекс было предложено обязать россиян, владеющих криптовалютами, декларировать транзакции на сумму, превышающую 600 тыс. рублей (около $8184) в год.
Однако официально законодательство РФ позволяет регулирующим органам взимать 13% в качестве налога на прибыль, полученную от инвестиций в рынок криптоактивов. А если доход превысит 5 млн рублей, применяется ставка 15%. Специальные правила налогообложения операций с виртуальными валютами не установлены, поэтому декларирование производится в общем порядке.
Налоговая декларация на криптовалюту заполняется в общем режиме
В силу отсутствия регулирующих норм в сфере криптовалюты, специальные меры взыскания за неправомерные действия с цифровыми активами не предусмотрены. Однако нарушители могут понести административную и уголовную ответственность, установленную в области налогового и финансового права:
- Широкое распространение монет и токенов на черном рынке привело к тому, что с этим явлением стали бороться в рамках противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма. Статьей 147 Уголовного кодекса РФ предусмотрена ответственность за легализацию доходов, полученных преступных путем.
- В сфере налогового законодательства предусмотрен Штраф за неуплату обязательных отчислений в пользу государства, взимаемых за доходы и декларирование имущества.
Кроме того, специальным нормативным актом допускается блокировка сайтов, которые содержат запрещенную к распространению информацию.
Законодательство до официального введения правового регулирования криптовалюты в России не ограничивало популяризацию сведений о монетах и токенах.
Однако это не мешало прокуратуре использовать блокировку виртуальных площадок, чтобы воспрепятствовать обороту цифровых активов в России.
Одним из знаковых судебных процессов подобного характера стало дело сайта Bitcoininfo, заблокированного в 2017 году за распространение информации о денежном суррогате — монете Bitcoin.
Реальные примеры из практики
В России было немного судебных процессов, связанных с виртуальными активами. Официально регулирование криптовалюты началось только в январе 2021 года. До этого момента суды полагались исключительно на правоприменительную практику.
Решение Арбитражного суда по делу о Bitcoin, Ethereum, Litecoin
Чаще всего такие споры о цифровых валютах заканчивались отказами в удовлетворении требования, так как невозможно отождествить владельца кошелька с участником процесса.
Похожее дело было рассмотрено в Тюменской области, когда пользователь перевел на карточку продавца деньги в ожидании получить криптовалюты. Однако этого не произошло. Истец заявил в суд о взыскании с ответчика суммы неосновательного обогащения. Последний не смог доказать, что добросовестно произвел обмен, в результате чего суд взыскал с него сумму требований.
Есть 2 ключевых вопроса, ответы на которые определяют успешный исход дела:
- Можно ли принимать баланс анонимного интернет-кошелька в качестве подтверждения перевода монет и токенов.
- На какую из сторон ложится бремя доказывания передачи цифровых валют.
Решением последнего может служить фиксирование в договоре тождественности адресов и их владельцев.
Часто задаваемые вопросы
❓ Законно ли создавать свои альткоины в России?
Прямого запрета на разработку собственной монеты или токена в нормативно-правовой базе РФ нет.
???? Может ли запрет на распространение информации о виртуальных валютах в России отразиться на их цене?
Стоимость цифровых активов зависит от спроса и предложения на мировом рынке. Существует маленькая вероятность того, что подобный запрет может повлиять на изменение этих факторов.
???? Владеют ли чиновники биткоинами и альткоинами?
В целях борьбы с коррупцией закон содержит нормы о запрете для некоторых категорий должностных лиц владеть криптовалютой. Кроме того, чиновники обязаны декларировать принадлежащие им иные цифровые финансовые активы.
???? Как пользователь может доказать, что совершил платеж в биткоинах?
Расчеты за товары или услуги монетами и токенами в РФ запрещены. Если человек планирует совершить криптовалютный перевод, он должен заранее зафиксировать в договоре адрес кошелька и имя его владельца.
???? Сколько лет потребуется для принятия нормативного акта, регулирующего монеты и токены?
На введение в действие Закона о ЦФА ушло около 3 лет. Сложно определить срок, необходимый для принятия нового закона о виртуальных валютах.
Саркис Дарбинян киберадвокат, Юрист, со-основатель “Роскомсвобода” Получайте главные новости из мира криптовалюты прямо на почту
Законодательное регулирование криптовалюты
С 1 января 2021 г. в России действует Закон, который регулирует отношения, связанные с оборотом цифровых активов и валюты, в т. ч. и криптовалюты. Выхода Закона, который бы регулировал правовое положение криптовалюты, ждали более двух лет.
Прежде чем перейти к обсуждению Закона, который регулирует рынок криптовалюты и другой цифровой валюты, разберемся с терминологией.
Что такое криптовалюта?
Непосвященному человеку легко запутаться в «цифровых» терминах, которые связаны с обращением криптовалюты.
Прежде всего, остановимся на понятии «криптовалюта», которое считается альтернативой бумажным деньгам, выпускаемым государством.
С 1 января 2021 года вступил в силу Закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте», в котором не упоминается криптовалюта, но дано определение цифровой валюте. А криптовалюта является разновидностью цифровой валюты.
- Отметим, что определение достаточно сложное, поэтому выделим его суть.
- Криптовалюта не имеет материального воплощения, не является денежной единицей.
- Криптовалюта, как и другая цифровая валюта, признается имуществом.
В ее основе лежит определенная технология, получившая название «блокчейн». С помощью специального адреса, который лежит в основе блокчейна, можно осуществлять переводы криптовалюты.
А «добывают» криптовалюту на специальных фермах, которые называют «майнинг-фермами».
Для того чтобы существовала криптовалюта, должны существовать мощности, на которых она вычисляется и обменивается — это платформа блокчейн.
По свидетельству специалистов, «майнинговое оборудование является специализированным компьютерным оборудованием, предназначенным для выработки криптовалюты (генерированный математический код).
Процесс выработки криптовалюты является непрерывным, поэтому оборудование изначально предназначено для непрерывного функционирования, не требует контроля со стороны персонала и работает полностью в автоматическом режиме после первоначальной настройки» (Постановление 17 ААС от 21.12.2020 № А60-1032/2019).
- Закон № 259-ФЗ не оперирует понятием «блокчейн», вместо него используется термин «распределенный реестр».
- Слово «транзакция» хорошо известно гражданам и в данной ситуации оно означает операцию, которая проводится в блокчейне.
- Первую криптовалюту составляли биткоины, которые были выпущены 12 лет назад.
- Тем не менее, Законодательное регулирование только сейчас легализовало цифровую валюту.
Как суды расценивают использование криптовалюты в расчетах?
Судебных споров, связанных с обращением криптовалюты, практически нет. Есть малочисленная судебная практика, сформированная до принятия Закона № 259-ФЗ, которая лишний раз доказывает правовую неопределенность операций с криптовалютой.
Так, физические лица обратились в суд о взыскании денежных средств, процентов. Суть событий заключалась в следующем: истцы-физические лица передали денежные средства в размере 140 тыс.
долларов ответчику для того, чтобы последний предоставил им майнинговые мощности и осуществил «добычу» криптовалюты. В свою очередь, ответчик должен был «добыть» криптовалюту по истечении определенного срока после передачи денег.
Но ответчиком обязательства по предоставлению майнинговых мощностей так и не были выполнены.
Истец обратился в суд. В качестве документов было представлено соглашение о майнинге, условием которого являлось предоставление клиенту права на майнинг. Договор не содержал предварительной либо фиксированной даты окончания срока действия, а поставщик услуг не несет ответственность за любые убытки, которые связаны с падением рынка биткоина.
Суд отказал истцу в возврате денег и процентов. Как подчеркнула судья, биткоин не подпадает ни под определение электронных денежных средств, ни под определение платежной системы. Биткоин также не является иностранной валютой и не относится к объектам гражданских прав.
Таким образом, в России отсутствует правовая база для данных платежей и все операции участниками сделки совершались на свой страх и риск.
Заключенный между сторонами договор являлся по своей конструкции договором возмездного оказания услуг, стороны реализовали свое право на свободу договора (гл. 39 ГК РФ).
А истцы не доказали, что понесли убытки в результате ненадлежащего качества услуг, а не вследствие падения рынка биткоина (Апелляционное определение Московского городского суда от 24.10.2019 № 33-45558/2019).
Что изменилось с принятием «цифрового» Закона?
Действующий с этого года Закон придал правовой статус криптовалюте, отнеся ее к цифровым деньгам. Законом криптовалюта приравнена к имуществу, что означает возможность включения ее в конкурсную массу при банкротстве. Отметим, что ранее в некоторых судебных решениях, криптовалюту приравнивали к имуществу (Постановление 9 ААС от 15.05.2018 № А40-124668/2017).
Теперь этот вопрос не будет предметом судебных разбирательств.
Цифровая валюта отнесена к средствам платежа (п. 3 ст. 1 Закона № 259-ФЗ). Тем не менее, ст.14 Закона запрещено принимать криптовалюту в оплату товаров, работ, услуг. Этот запрет распространяется на компании, а также граждан, которые находятся в России не менее 183 дней в течение календарного года.
То есть с криптовалютой можно проводить любые сделки, связанные с куплей-продажей, передавать в Залог, менять, но расплачиваться за купленный товар нельзя, поскольку на территории РФ официальной денежной единицей является рубль.
Криптовалюта в России в 2022 году: последние новости, закон, запрет криптовалюты в России
За громкими событиями последней недели многие уже забыли, как в феврале шли жаркие споры о будущем регулировании криптовалют в России. Центробанк и Минфин предложили кардинально разные концепции регулирования, и в одной из них цифровые валюты будут в стране под запретом. Мы разобрались, что именно предлагают ведомства, и как это отразится на тех, кто зарабатывает на цифровых валютах в России.
Криптовалюта – это электронный аналог обычных денег, построенный на технологии блокчейн. Эта технология предполагает, что информация об успешно проведенных транзакциях хранится в децентрализованной базе данных, распределенной на разных рабочих станциях. Отсутствие единого центра и мощные криптографические технологии позволяют обеспечить анонимность и надежность расчетов.
Технология блокчейн применяется не только в криптовалютах, с ее помощью можно улучшить документооборот или проводить научные исследования. Однако именно криптовалюты стали самым популярным применением технологии. И связано это не только с надежностью и анонимностью.
Дело в том, что архитектура криптовалют допускает ограниченное количество виртуальных «монет». И за счет роста популярности системы каждая из «монет» начинает расти в цене.
Один биткоин сейчас стоит более 42 тысяч долларов, хотя не так давно он приближался как к 60, так и к 30 тысячам долларов.
Криптовалюты во всем мире стали большой проблемой для государств – через них в теории можно проводить нелегальные платежи, которые «не видны» налоговым и правоохранительным органам. Проблем с криптовалютами несколько:
- невозможность отслеживать переводы и платежи криптовалютами;
- неурегулированный статус майнинга – «добычи» криптовалют;
- сложности со статусом криптовалют как имущества.
По сути, все регулирование криптовалют в России сводится к закону «О цифровых финансовых активах» и нескольким подзаконным актам. Как полагают юристы, существующая нормативная база несовершенна:
- цифровая валюта признается имуществом, но для ограниченного числа случаев – для «антиотмывочного» законодательства, законодательства в сфере банкротства и исполнительных производств;
- хранить криптовалюту закон не запрещает, но оплачивать ей товары и услуги нельзя (равно как и получать оплату). Также нельзя ее использовать и для взаиморасчетов – для этого законодательство разрешает только рубль;
- майнинг не урегулирован никак – он не запрещен и не разрешен.
Больше всего вопросов вызывает майнинг. По словам управляющего майнинг-пулом Дениса Смирнова, майнить криптовалюты в России можно, но только на официально ввезенном в страну оборудовании, которое прошло все таможенные процедуры (иначе его могут изъять).
А по словам Дмитрия Мачихина с сервиса Bitnalog, также есть обязанность уплаты налогов с дохода, полученного от майнинга криптовалюты. Кроме того, есть ответственность за уклонение от уплаты налогов и от декларирования доходов от майнинга.
Впрочем, чаще всего проблемы возникают не с самой процедурой майнинга, а с оплатой электроэнергии для него.
К настоящему времени доходность «добычи» биткоина и эфира такова, что с учетом стоимости оборудования и коммерческого тарифа на электроэнергию заработать очень сложно.
Поэтому многие майнеры размещают фермы дома, пользуясь льготными тарифами, или вообще на работе – и как раз за это предусмотрена ответственность.
Что предлагают ЦБ и Минфин
В начале года в высших кабинетах власти в России разгорелась борьба за будущее регулирование криптовалют. Участниками спора стали Центробанк и Минфин – с разницей в несколько дней они представили две разные концепции регулирования криптовалют.
Сначала свои идеи представил Центробанк. В его концепции было расписано, что криптовалюты несут значительные риски для экономики и грозят подрывом денежного обращения и суверенитета рубля, через криптовалюту россияне бесконтрольно выводят средства за рубеж, а еще ее достаточно часто воруют. В связи с этим, Центральный банк предложил такой набор мер:
- запрет на территории России организовывать выпуск и обращение криптовалют. То есть, не только майнинг, но и деятельность криптобирж с криптообменниками, и систем переводов криптовалют;
- за нарушение запрета – ввести ответственность;
- установить ответственность за использование криптовалют в качестве средства платежа (так как закон о ЦФА сам запрет уже ввел);
- запрет на вложения финансовых организаций в криптовалюты и связанные с ней инструменты;
- запрет использовать российских посредников и инфраструктуру для операций с криптовалютой (и ответственность за нарушение запрета).
То есть, Центробанк предлагает максимально жестко ограничивать криптовалюты в России – в концепции нет разве что запрета на ее хранение, но для хранения ее нужно как-то получить (майнить или покупать), поэтому запрет практически тотальный. Регулятор ссылается на опыт других стран, которые полностью или частично запретили криптовалюты – Турции, Китая, Индии, Индонезии и Вьетнама.
Многие эксперты раскритиковали позицию Центробанка – Россия занимает третье место по вычислительным мощностям для майнинга в мире, и запрет может уничтожить целую отрасль. И спустя несколько дней свою концепцию регулирования крипторынка представило Министерство финансов.
В документе от Минфина говорится, что у россиян есть криптовалюты на 2 триллиона рублей, а полный запрет приведет к дестабилизации отрасли. Поэтому ведомство предлагает более мягкий вариант регулирования:
- проводить операции с криптовалютой в рамках банковской инфраструктуры (это даст возможность идентифицировать участников);
- разрешить проводить операции с криптовалютами для физических и юридических лиц – при условии полной идентификации, а кошелек должен быть открыт в банке;
- организаторами системы расчетов могли бы быть банки, а клиентов-физлиц предлагается поделить на квалифицированных и неквалифицированных инвесторов;
- контролировать операции с криптовалютами Минфин предлагает через специальный сервис, работающий с помощью искусственного интеллекта;
- создать реестр операторов обмена криптовалют, и даже разрешить работать в России иностранным биржам цифровых валют;
- надзор над всем этим отдать Центробанку, Минфину, Росфинмониторингу, Минцифре, Генпрокуратуре и налоговой службе.
То есть, в концепции от Минфина клиент сможет открыть электронный кошелек на платформе банка, или пройти идентификацию и открыть его в обменнике или на бирже (с привязкой к банковскому счету). Все данные о транзакциях передаются в банк, который проверяет их на соответствие 115-ФЗ, после чего разрешает операцию.
Эту концепцию эксперты посчитали гораздо более адекватной ситуации – хоть ее вскоре раскритиковал Центробанк (придравшись к тому, что даже квалифицированный инвестор не сможет разглядеть всех рисков в этом виде валюты). Чуть позже именно концепцию Минфина утвердило правительство.
Запретят ли вообще криптовалюты?
Несмотря на то, что правительство поддержало концепцию регулирования криптовалют от Минфина (которая не предполагает их запрета), но позиции Центробанка во власти достаточно прочные – а потому идея запрета все еще может всплыть в будущем.
При этом Россия остается на третьем месте по мощностям майнинга – уступая только США и Казахстану. В стране построены мощнейшие майнинговые фермы из тысяч блоков – как правило, в регионах с низкой стоимостью электроэнергии (в сельской местности Иркутской области 1 кВт*ч стоит 86 копеек), и занимаются этим разные бизнесмены, включая олигархов.
Полный запрет в редакции от Центробанка мог бы стать неприятным известием для тех, кто вложил в фермы миллионы долларов. Но стоит ли ждать такого серьезного шага от властей? Мы опросили нескольких экспертов, и они уверены – полный запрет маловероятен, потому что он просто переведет этот бизнес в серую зону:
- по словам Дмитрия Мачихина, слухи о запрете беспочвенны – правительство не только приняло концепцию Минфина, но и уже разработало дорожную карту по внедрению предложенных механизмов регулирования. Если же запрет будет введен – он загонит отрасль в «серую» зону, приведет к эмиграции квалифицированных кадров из страны и затормозит технологический прогресс;
- единственный путь – регулирование, считает Денис Смирнов. При этом Центробанк имеет достаточно консервативные и сильные позиции – поэтому в ближайшие 1-2 года все же существует небольшая вероятность полного запрета на операции с криптовалютами. Это замедлит их проникновение в Россию, но заинтересованные стороны все равно смогут оставаться незамеченными контролирующими органами.
- полный запрет криптовалют лишь переведет участников на черный рынок, из-за чего государство потеряет не только контроль над ними, но и потенциальные налоги, считает Эксперт Николай Неплюев;
- запрет на криптовалюты в России приведет к тому, что весь легальный бизнес уедет за границу, а остальные – перейдут в «черный» сегмент, и продолжат работать. Государство при этом потеряет налоги от доходов с криптовалют, считает кандидат экономических наук Софья Главина.
Другими словами, запрет криптовалют в варианте Центробанка вряд ли принесет пользу стране. Регулятор, желая защитить неопытных инвесторов от потери денег и кражи криптовалюты, предлагает вообще запретить весь этот сегмент.
Есть еще один момент, на который обратила внимание Наталья Мильчакова из центра «Альпари»: Центробанк считает, что криптовалюты угрожают денежному обороту, при этом идея цифрового рубля по-прежнему остается на уровне концепции.
При этом аналогичный запрет криптовалют в Китае был подкреплен запуском цифрового юаня – он начал работать незадолго до недавних Олимпийских Игр в Пекине.
А полный запрет на криптовалюты приведет к тому, что россияне как раз потеряют свои деньги – которые они успели накопить на своих цифровых кошельках и не смогли вывести из-за запрета.
Вывести их тогда можно будет только через зарубежные банки и биржи с многократной конвертацией валют, и в нынешнее крайне непростое время это уменьшит россиянам их и без того небольшие капиталы.
Стоит ли инвестировать в криптовалюты в новых условиях?
Март 2022 года россияне встретили в совсем другой стране – против России были введены самые жесткие санкции в истории, финансовый рынок обвалился вместе с национальной валютой, а Центробанк повысил ключевую ставку до 20% годовых. Скорее всего, экономику ждет спад ВВП, высокая инфляция и серьезные внешнеэкономические проблемы. Проблемой стало даже не приумножение, а хотя бы сохранение своих накоплений.
Золото стало снова расти в цене, опять став защитным активом. Но сможет ли стать таким активом криптовалюта?
На самом деле, в отличие от золота, доллара, акций или облигаций, курс криптовалюты в меньшей степени зависит от фундаментальных факторов. То есть, строить прогнозы на курс криптовалюты практически невозможно с более-менее высокой степенью достоверности.
Так, только за последнюю неделю в этой сфере произошли такие перемены:
- в первый день обострения конфликта в Украине биткоин упал на 8% – до 34,3 тысяч долларов;
- уже на следующий день он вырос на 11% и стоил около 40 тысяч долларов;
- аналитики зафиксировали рост спроса на криптовалюту – вероятно, в ней многие хотят сохранить свои сбережения;
- источники сообщили, что против российских клиентов криптовалютных бирж ограничения вводить не будут;
- но уже сейчас известно, что биржи BTC-Alpha, KUNA и CEX IO начали блокировать счета россиян, а другие биржи заблокировали возможность вывести деньги на российскую карту.
При этом сейчас биткоин стоит более 42 тысяч долларов, и вложившие в него деньги инвесторы в начале кризиса пока получают хорошую отдачу.
Но стоит понимать главное – стоимость криптовалюты может изменяться в любую сторону и на любую глубину. Биржа не закроет торги при сильной просадке биткоина, поэтому надеяться на рыночные инструменты не стоит. А особенно не стоит покупать криптовалюты в Кредит – с нынешними процентными ставками это прямой путь к банкротству.
Эксклюзивные комментарии экспертов издания «Банки Сегодня» по теме статьи
«Криптовалюта не имеет законодательно закрепленного статуса в России»
Хранить можно, но платить — нет
«Вопрос о том, запретят ли криптовалюты в России, пока остаётся открытым»
Николай Неплюев: будущее криптовалюты в России пока что неопределённое
Два пути дальнейшего развития событий …
К вопросу о необходимости определения правовой природы и места криптовалюты в системе законодательства рф
К вопросу о необходимости определения правовой природы и места криптовалюты в системе законодательства рф
Научная статья
Бурдакова М.А. *
ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет», Волгоград, Российская Федерация
* Корреспондирующий автор (burdackova.margarita[at]yandex.ru)
Аннотация
В статье рассмотрены различные аспекты российского законодательства позволяющие определить правовую природу такого явления как криптовалюта. Автор поднимает проблематику соотношения таких понятий как «Цифровые права», «цифровые финансовые активы» и «криптовалюта».
А также определяет специфические черты криптовалюты, позволяющие отграничить этот термин от других схожих с ним. В работе приведены различные точки зрения цивилистов по поводу значения термина «криптовалюта».
Автор предлагает собственную точку по поводу определения правовой природы криптовалюты и законодательное решение данной проблематики.
- Ключевые слова: криптовалюта; объект гражданских прав; криптокошелек; платежное средство; обязательственное право; электронные денежные средства.
- TO THE QUESTION OF THE NECESSITY TO DETERMINE THE LEGAL NATURE AND PLACE OF CRYPTOCURRENCY IN THE SYSTEM OF LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION
- Research article
Burdakova M.A. *
Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education Volgograd State University, Volgograd, Russia
* Corresponding author (burdackova.margarita[at]yandex.ru)
Abstract
The article discusses various aspects of the Russian legislation that allow determining the legal nature of the phenomenon of cryptocurrency. The author brings up the point of correlation of the concepts of “digital rights,” “digital financial assets” and “cryptocurrency.
” It also determines specific features of cryptocurrency, enabling us to distinguish this term from other similar ones. The paper presents various views of specialists in civil law regarding the meaning of the term “cryptocurrency.
” The author offers her own idea of the definition of the legal nature of cryptocurrency and the legislative solution to this problem.
Keywords: cryptocurrency, object of civil rights; crypto-wallet; means of payment; law of obligations; electronic money.
Введение
Сегодня современный мир развивается со стремительной скоростью, в результате чего постоянно появляется огромное количество новшеств.
Так, появление и развитие криптивалюты и финансовых операций связанных с ней подчеркивает необходимость правового закрепления данных общественных отношений связанных с использованием нового вида денег.
И в данном случае, стоит отметить, что с 1 октября 2019 года последовали изменения в статье 128 ГК РФ, посредством которых в объекты гражданских прав были включены цифровые права. Исходя из этого, стоит обратить внимание на вопрос о правовом регулировании такого новшества как криптовалюта.
Прежде всего, стоит отметить, что в понятие «цифровые права», законодатель включает и криптовалюту. В связи с этим важно понимать соотношение понятий «цифровые права» и «криптовалюта», так как они имеют общие характеристики, но представлют собой разные понятия.
Говоря о цифровых правах, стоит отметить, что законодатель добавил ГК РФ статью 141.1, в которой не дал определение, но выделил признаки, особенности цифровых прав.
Итак, с точки зрения законодателя цифровые права представляют собой «обязательственные и иные права, содержание и условие которых определяются с правилами информационной системы». Законодатель дает достаточно широкое понимание такого понятия как «цифровые права».
Однако, для более точного понимания данного термина, в статье 141.1 ГК РФ законодатель конкретизирует ряд моментов. Во-первых, осуществление ряда правомочий с цифровыми правами возможно исключительно в информационной системе без обращения к третьему лицу.
Во-вторых, законодатель определяет, что обладателем цифрового права является лицо, имеющее возможность распоряжаться данными правами. В-третьих, в результате сделки переход цифрового права не требует согласия лица, которое имеет обязательства данному цифровому праву.
Исходя из всего вышесказанного, стоит обратить внимание на то, что правовая природа цифровых прав заключается как раз в том, что они представляют собой обязательства. А это значит, что между субъектами цифровых прав возникает право требования на выполнения какого-либо дейтсвия в электронном виде.
Тогда как правовая природа криптовалюты не содержит ни одного намека на существование обязательств. Данный факт выражается в том, что ни один субъект использующий криптовалюту не обязан совершить действие в пользу другого.
Так, например, при открытии криптокошелька, его владелец не обязан совершать ни каких операций, тогда как если бы отношения, связанные с использованием криптовалюты, были основаны на обязательственных правах, то с приобретением криптокошелька, его владелец был бы вынужден совершать то или иное действие, например, пополнить криптокошелек.
В связи с этим интересным может быть мнение эксперта Центра компетенции по нормативному регулированию цифровой экономики, к.ю.н.
Людмилы Соболевой, которая дала интервью «Журналу об IT-бизнесе, технологиях и цифровой трансформации» по поводу введения ФЗ от 18 марта 2019 года №34-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса РФ». Л.
Соболева считает, что «к цифровым правам могут относиться токены и криптовалюты, выпускаемые конкретными компаниями, но при этом классические криптовалюты (тот же bitcoin) к цифровым правам относиться не могут». Данная точка зрения действительно отображает всю сложность и уникальность сложившейся ситуации. Исходя из чего, можно предположить, что вводя понятие «цифровые права» законодатель был твердо уверен в том, что впоследствии будут введены дополнительные изменения, закрепляющие криптовалюту, выпускаемую конкретными организациями.
Однако стоит отметить и то, что цифровые права и криптовалюта имеют общие особенности, позволяющие утверждать о том, что данные понятия являются равными по смыслу.
Прежде всего имеется в виду то, что и криптовалюта и цифровые права могут осуществлять исключительно в информационной среде, не требуют обращения к третьим лицам, а их обладателями являются лица, которые имеют непосредственную возможность распоряжаться криптовалютой или цифровыми правами.
С учетом всего вышесказанного, стоит отметить, что криптовалюта и цифровые права обладают совокупностью общих черт, которые прописаны в статье 141.1 ГК РФ.
Однако учитывая, что правовая природа данных понятий кардинально отличается, не дает нам возможности говорить о равенстве данных понятий, а также о соотношении этих понятий как общее и частное.
Однако, если мы употребляем криптовалюту не в классическом смысле, а с учетом, что криптовалюта будет выпускаться конкретными компаниями, то в таком случае мы можем говорить о том, что криптовалюта по отношению к цифровым правам будет являться частным понятием.
В связи с учетом вышесказанного, думается, что общего закрепления понятия «цифровые права» не достаточно. Перед российским законодательством появляется необходимость в правовом регулировании такого новшества как криптовалюта.
И в данном случае, хотелось бы отметить, что на данный момент существует проект Федерального закона о внесении изменений в части первую, вторую и четвертую ГК РФ, в котором обращает на себя внимание то, что в нем законодатель обозначает криптовалюту понятием «цифровые деньги».
Исходя из анализа законопроекта, можно прийти к выводу о том, что законодатель отображает специфику такого вида денег как криптовалюта. А именно обозначает, что криптовалюта (цифровые деньги) представляет собой цифровой код, «созданный в информационной системе, отвечающий установленной законом признаком децентрализованной информационной системы».
Однако стоит отметить, что в законопроекте законодатель не раскрывает другие основополагающие принципы криптовалюты. Специфика такого платежного средства как криптовалюта, помимо указанных в законопроекте признаков, заключается в следующем.
Во-первых, при осуществлении действий с криптовалютой присутствует анонимность лиц, использующих ее, тогда как каждый может проследить транзакции каждой из криптомонеты. Во-вторых, государство не имеет возможности осуществлять контроль эмиссии криптовалюты.
В-третьих, для создания и использование криптовалюты не существует каких-либо барьеров, будь то административные, территориальные или политические. При этом, учитывая все вышесказанное, стоит отметить, что простого закрепления криптовалюты как объекта гражданских прав будет не достаточно.
В сложившейся ситуации нельзя не заметить, что государство, включая криптовалюту в объекты гражданских прав, не может осуществить тотальный контроль в области общественных отношений возникающих в результате использования криптовалюты. Так как в подобном случае криптовалюта утратит свою специфику.
При этом, без установления ограничений в использовании криптовалюты обойтись нельзя. Думается, что данный тезис следует аргументировать следующими положениями. Во-первых, между участниками отношений, связанных с использованием криптовалюты могут возникнуть проблемы при определении прав и обязанностей между ними.
Во-вторых, отношения, связанные с использованием криптовалюты носят рисковый характер, так как подобные отношения построены исключительно на вере субъектов в надежность компьютерной системы и предлагаемую блокчейном систему подсчета.
В-третьих, криптовалюты не обладают объективной ценностью в связи, с чем стоит отметить их мнимую стоимость.
Стоит отметить, что интересной точкой зрения является мнение Н.В. Макарчук, которая высказываясь о криптовалюте отметила, что «использование криптовалют допустимо, а ограничены должны быть лишь некоторые действия в отношении них физических и юридических лиц» [3]. Думается, что данная точка зрения является верной.
С учетом того, что существующие риски составляют специфику такого понятия как криптовалюта, то с их тотальным контролем исчезнет и само понятие. Но без должного ограничения в отношении некоторых действий физических и юридических лиц будут постоянно возникать споры по данным правоотношениям. Стоит отметить, что законодателю необходимо ограничить следующие действия.
Во-первых, должны быть созданы специализированные организации, имеющие права и гарантирующие осуществление правомерных сделок по купле-продаже криптовалюты. Во-вторых, на часть сделок, например на международные должны быть установлены ограничения при обращении с криптовалютой.
В-третьих, при осуществлении процедуры ICO, продажа токенов для физических и юридических лиц должна иметь ограничения, выражающиеся в ценовом эквиваленте.
Заключение
Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что закрепления в ГК РФ понятия «цифровые права» не достаточно для обеспечения правового регулирования отношений, связанных с криптовалютой.
Такие понятия как цифровые права и криптовалюта обладают различной правовой природой несмотря на совокупность общих признаков. Необходимо законодательно провести разграничение между понятием криптовалюты и криптовалюты, выпускаемой конкретными компаниями.
С учетом специфики криптовалюты необходимо частичное регулирование данных правоотношений, так как данная деятельность имеет рисковый характер.
Конфликт интересов Не указан |
Conflict of Interest None declared |
Список литературы / References