Право

Потребительскую корзину устранить, прожиточный минимум не пересчитывать – новые законопроекты

Потребительскую корзину устранить, прожиточный минимум не пересчитывать – новые законопроекты

Министерство труда предложило упразднить понятие потребительской корзины. Кроме того, Прожиточный минимум больше не будет пересчитываться каждый квартал.

В прошлом году были пересмотрены правила назначения прожиточного минимума (ПМ) и минимального размера оплаты труда (МРОТ).

Ранее МРОТ рассчитывался на основании ПМ, а последний, соответственно – исходя из расчетов необходимого минимального потребления среднего гражданина, то есть потребительской корзины.

Введены понятия медианная заработная плата и медианный доход, и теперь все расчеты будут производится, исходя из данных сумм.

Медиана – понятие в математике: линия, делящая предмет или фигуру пополам. Половина остается до разделения, половина после. Медианные расчеты в экономике производятся исходя из условного деления какого-либо понятия пополам. То есть, все население России условно делится на две части.

Половина получает меньше данной суммы (зарплаты, доходы), половина больше. Понятие это условное, но в европейских странах пользуется популярностью давно.

Так как в любой стране людей с низкими доходами намного больше, чем тех, у кого размеры зарплаты и других поступлений высоки, то и цифра получится более приближенная к правде, чем средние цифры.

Минимальный размер заработной платы будет составлять 42% от медианной заработной платы. Прожиточный минимум – 44,2% от медианного дохода.

Поэтому подсчитывать продуктовую корзину теперь не имеет смысла – ее цифры не привязаны ни к одному из этих показателей. Да и при расчете использовались минимальные требования «к проживанию», а сами продукты и Услуги брались только самые дешевые. Приказ вступит в силу в ближайшее время.

Прожиточный минимум раньше рассчитывался каждый квартал. Перерасчет производился за счет инфляции за определенный период. Теперь его будут устанавливать 1 раз в полгода.

Приказ находится на доработке, но принят будет обязательно – в связи уже вступившими в силу изменениями в законодательстве (изменения внесены 29 декабря 2020 года в п.

4 Федерального Закона № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме»).

Для справки: теперь МРОТ составляет 12 792 рубля, а ПМ 11 653 рубля. Впервые за историю возникновения данных понятий минимальная оплата труда превысила прожиточный минимум и инфляцию.

Минтруд предупредил об отказе от расчета потребительской корзины — РБК

В состав потребительской корзины входят продукты питания, непродовольственные товары и услуги. Для трудоспособного населения учитываются также обязательные платежи и сборы.

Действующая корзина (не пересматривалась с 2012 года) включает в среднем на одного взрослого человека в год 126,5 кг хлебобулочных изделий, 290 кг молока и молочных продуктов, 100,4 кг картофеля, 114,6 кг овощей, 60 кг фруктов, 58,6 кг мяса, 18,5 кг рыбы, а также 23,8 кг сахара и кондитерских изделий.

Стоимость непродовольственных товаров и услуг для РФ в целом привязана к цене продовольственной корзины: 50% от ее цены составляют непродовольственные товары и еще 50% — услуги. Данные по ценам на продукты питания и непродовольственные товары Минтруду для расчетов предоставляет Росстат.

Состав продуктов питания в действующей потребительской корзине не соответствует рекомендациям Всемирной организации здравоохранения в части нормативов здорового питания и требует существенного пересмотра, признавали в Минтруде. В 2020 году в соответствии с требованиями законодательства состав потребительской корзины должен быть пересмотрен. Но Минтруд предложил перейти на новую методику расчета прожиточного минимума.

В чем суть новой методики для прожиточного минимума

В сентябре правительство одобрило проект нового подхода к определению прожиточного минимума в России: с 2021 года его планируется зафиксировать на уровне 44,2% медианного среднедушевого дохода россиян за предыдущий год.

Медианный среднедушевой доход — это уровень, доходы выше которого у 50% населения, а у второй половины, наоборот, ниже.

Соответствующие проекты поправок в законы «О прожиточном минимуме в РФ» и «О минимальном размере оплаты труда» внесены в Госдуму.

Новая методика установления прожиточного минимума в проектах поправок прописана не совсем детально, но в обозначенных контурах действительно нет места потребительской корзине, отметила ведущий научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Елена Гришина. Поскольку прожиточный минимум предлагается рассчитывать как долю от медианного среднедушевого дохода, потребительская корзина становится «ненужным инструментом», заметила она.

Значение прожиточного минимума на душу населения в 2021 году при расчете по новой методике составит 11 653 руб., поясняли в Минтруде. Это 44,2% от медианного среднедушевого дохода за 2019 год (по данным Росстата, 26 365 руб.). Согласно предложенному правительством подходу, прожиточный минимум будет устанавливаться ежегодно.

Соотношение между прожиточным минимумом и медианным доходом планируется пересматривать не реже одного раза в пять лет исходя из условий социально-экономического развития России. Вместе с тем вводится дополнительная защитная норма: прожиточный минимум не может опуститься ниже уровня предыдущего года.

Согласно новому подходу минимальный размер оплаты труда (МРОТ) будет также привязан к размеру медианной зарплаты и устанавливаться на уровне 42% от ее размера за предыдущий год.

Он не должен быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения (этот показатель превышает минимумы для пенсионеров и детей). В 2021 году величина федерального МРОТ составит 12 792 руб., сообщили в Минтруде.

Для сравнения: в 2020 году МРОТ составлял 12 130 руб.

Региональные прожиточные минимумы будут устанавливаться на очередной год субъектами РФ в соотношении с федеральным прожиточным минимумом на душу населения, но с учетом специально разработанных для каждого региона коэффициентов. В 61 регионе России прожиточные минимумы занижены на 5–36%, говорил глава Минтруда Антон Котяков. Но к 2025 году они должны поэтапно увеличиваться, поясняли в Минтруде.

Все будет зависеть от того, как новый подход к установлению прожиточного минимума будет осуществляться на уровне регионов, из проекта поправок это не очень понятно, констатировала Гришина.

По ее словам, предлагается конструкция различных коэффициентов, которые будут применяться к федеральному прожиточному минимуму для того, чтобы получить региональные прожиточные минимумы, — реализация этого подхода на местах как раз и будет задавать тон всему переходу, и по этому критерию можно будет оценивать его целесообразность, считает Эксперт.

Прожиточный минимум и потребительская корзина: что изменится с 2021 года?

Потребительская корзина — это некий набор товаров, продовольственных и непродовольственных, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека. Стоимость потребительской корзины учитывают при определении покупательской способности населения, установлении прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда (МРОТ).

https://www.freestockimages.ru/https://www.freestockimages.ru/

Что входит в потребительскую корзину сейчас?

Федеральный Закон от 03.12.2012 № 227-ФЗ чётко регламентирует список продуктов и услуг первостепенной важности.

Согласно закону, в корзину входят:

  • Продовольственные товары (продукты питания);
  • Непродовольственные товары;
  • Услуги.

В зависимости от группы граждан, к которой относится Потребитель, рассчитывается необходимое количество того или иного товара.

Фрагмент «Потребительской корзины» — продовольственные товарыФрагмент «Потребительской корзины» — продовольственные товары

Основным статистическим показателем, помимо перечня товаров и услуг, выступает стоимость потребительской корзины.

В зависимости от региона, стоимость потребительской корзины на 2020 год:

  • г. Москва — 14400 руб.;
  • С.Петербург — 10000 руб.;
  • Центральный ФО — 8200 руб.;
  • Южный ФО — 8500 руб.;
  • Приволжский ФО — 8500 руб.;
  • Дальний Восток — 10200 руб.;
  • Сибирь — 9300 руб.;

и т.д.

Исходя из цен в каждом субъекте РФ, Росстат высчитывает средний показатель продовольственной корзины. Для взрослого населения в 2020 году эта стоимость составила 10800 руб., для детей — 9900 руб., для пенсионеров — 8200 руб.

фото: Яндекс-картинки

Что может измениться с 2021 года?

30 сентября Правительство РФ вместе с проектами федерального бюджета РФ на 2021-2023 годы внесло в Госдуму законопроект об изменении МРОТ и прожиточного минимума с 2021 года.

С 2021 года минимальный размер оплаты труда предлагается рассчитывать исходя не из стоимости потребительской корзины, а на основе доходов граждан, а именно медианной (средней) заработной платы россиян.

С учетом этого в дальнейшем Министерство труда и социальной защиты РФ (Минтруд) не будет подсчитывать потребительскую корзину, поскольку методика установления прожиточного минимума изменится.

Согласно новой методике, с 1 января МРОТ увеличится до 12 792 рублей (на текущий момент — 12 130 рублей), а прожиточный минимум в 2021 году вырастет на 3,7% и составит 11 653 рублей.

  • И вероятнее всего, если законопроект будет принят, термин «потребительская корзина» из обихода уйдет.
  • Уважаемые читатели, напишите, пожалуйста, ваше мнение в х — правильно ли отменять ли расчет потребительской корзины?
  • Подпишись на канал чтобы видеть наши статьи раньше!

Бедность не порог: что случится с МРОТ после отмены потребкорзины

Министерство труда и социальной защиты РФ предложило упразднить привычный институт потребительской корзины. Также в ведомстве намерены отказаться от определения величины прожиточного минимума раз в квартал. Как предлагаемые новшества повлияют на наши зарплаты и на МРОТ? Снизится ли от этого число бедных в России? Подробности — в материале «Известий».

Изменение прожиточного минимума

Проект приказа Минтруда об упразднении института потребительской корзины размещен на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов. Также в министерстве намерены отказаться от ежеквартального установления величины прожиточного минимума в РФ.

С 1 января 2021 года прожиточный минимум россиян уже определяется не по «корзинке», а по медианному доходу. Это условный показатель, по которому всё работающее население страны делится пополам: у половины доход выше, у другой ниже него.

В министерстве рассчитывают на то, что прожиточный минимум будет зависеть от уровня доходов большинства граждан страны и повышаться по мере их роста. Медианный среднедушевой доход в большей степени отражает реальные доходы граждан и стандарты потребления.

Прожиточный минимум определен сегодня как 44,2% от среднедушевого медианного дохода.

Прежде прожиточный минимум считался на основании стоимости продуктов, включенных в потребительскую корзину.

Эта методика часто вызывала нарекания, поскольку в потребительскую корзину были включены только самые простые продукты питания, а сам набор продуктов субъективен и не отражает меняющихся стандартов потребления.

Читайте также:  Как восстановить  родительские права лица, объявленного умершим, в отношении усыновленного ребенка?

Отказываясь от такой модели, Россия становится в ряд с другими развитыми странами, где потребительская корзина для определения прожиточного минимума уже не используется, так как не отражает реальных потребностей их населения.

— В связи с принятой в прошлом году новой моделью установления прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда продолжается актуализация действующей нормативной базы. С учетом этих изменений и корректируется ряд нормативных актов, в которых используется устаревшая методика расчета прожиточного минимума, — пояснили в Минтруде.

В частности, Минтруд России совместно с Росстатом разработал проект приказа о признании утратившим силу перечня продуктов питания, который использовался для определения уровня потребительских цен на продукты питания при исчислении величины прожиточного минимума, в связи с переходом на новую модель расчета прожиточного минимума.

Что перемены нам готовят

Упразднение института потребительской корзины должно привести к повышению эффективности определения прожиточного минимума, полагают эксперты Санкт-Петербургского государственного экономического университета (СПбГЭУ).

Новая методика расчета, по их мнению, является более прогрессивной, она исключает манипуляции со стоимостью потребительской корзины за счет включения в нее дешевых товаров или услуг, которые могут и не приобретаться населением.

Есть две главные причины, по которым Минтруд решил поменять методику определения прожиточного минимума и МРОТ. Первая — расчеты правительства показали, что только в 13 регионах России прожиточный минимум соответствует федеральной методике.

В 11 регионах (среди них Москва, ХМАО, ЯНАО, Мурманская область, Карелия) он выше, в 61 регионе — ниже условной федеральной нормы минимального потребления. Вторая — прожиточный минимум в России с 2016 года составляет всё меньшую часть медианных доходов населения.

Если ничего не менять, указывают эксперты, то его вес будет снижаться и далее, потому что сейчас гарантированный государством минимум не привязан к росту зарплат в стране.

Поскольку федеральный закон №473-ФЗ установил, что прожиточный минимум устанавливается в процентах к медианному доходу, а не по стоимости потребительской корзины, как прежде, то потребительская корзина теряет смысл, и ее отмена вполне логична, отмечает профессор экономического факультета Новосибирского государственного университета (НГУ) Константин Глущенко. Однако стоимость потребительской (точнее, продовольственной) корзины рассчитывалась по фактическим ценам, то есть отражала уровень цен в регионе.

— Каким образом и на какой основе будет теперь осуществляться дифференциация прожиточного минимума по регионам, пока совсем неясно, — подчеркивает эксперт.

— Так как цены на продукты питания росли быстрее, чем цены на непродовольственные товары и услуги, входящие в ИПЦ (индекс потребительских цен. — «Известия»), то стоимость прожиточного минимума росла темпом продуктовой инфляции.

Видимо, решили, что это непорядок.

Теперь будем устанавливать его раз в год и исходя из прошлогоднего среднедушевого дохода (и целый год не корректировать на инфляцию), — разъясняет доцент факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге Юлия Раскина.

Бывший министр труда и соцразвития РФ, депутат Госдумы Сергей Калашников полагает, что после нововведений Минтруда изменится и статистика по бедности.

— У нас по медиане может получаться так, что теперь многие бедные будут среднебогатыми. В этом проблема медианного подхода. Ведь бедных у нас действительно намного больше, чем богатых.

Медианный подход лишь даст официальное снижение бедности по статистике. Так сложилось, что средняя зарплата всегда занижена по отношению к бедным слоям населения.

Именно поэтому и медиана в России всего лишь чуть более 40%, а в тех же западных странах — 60%, — сказал Калашников.

После новых правил Минтруда официально бедных станет меньше, но ситуация пока, увы, не изменится, подчеркивает депутат.

— Как видим, в основу расчета теперь положен медианный доход. Однако профсоюзы продолжают настаивать на том, что сам этот показатель должен рассчитываться по согласованным методикам и открыто публиковаться, — говорит президент Конфедерации труда России и член Совета при президенте РФ Борис Кравченко.

Заживем как среднебогатые

В западных странах представление о бедности базируется не только на удовлетворении минимальных потребностей, но и на отсутствии доступа к тем или иным благам и услугам.

Возможно, для определения реального уровня прожиточного минимума эффективнее исходить из среднедушевых доходов населения России, рассуждает специалист экономического факультета РУДН Алена Массарова.

По данным Росстата, в прошлом году среднедушевой денежный доход в стране составил 35 361 рубль.

— И если применить относительную концепцию определения бедности, которая используется во многих развитых странах (50% от среднедушевого денежного дохода, т.е. 17 680,5 рубля), уровень бедности в России вырастет в разы, — уверена Массарова. — Но к такому формату расчета прожиточного минимума Россия все-таки еще не готова.

Между тем, по словам Раскиной, все нововведения Минтруда свидетельствуют о том, что Россия перешла с абсолютного подхода к определению черты бедности (удовлетворение базовых нужд, минимальных жизненных стандартов) на относительную черту бедности — определенный процент от макропоказателя дохода.

— Богатые, развитые страны, как правило, поступают именно так — привязывают порог бедности к уровню жизни в стране. Если уровень жизни растет, то и порог бедности растет, — уточняет эксперт.

— Относительный подход к определению бедности применяется, например, в странах Евросоюза, — говорит ведущий научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования (ИНСАП) РАНХиГС Елена Гришина.

— Однако там уровень бедности определяется как доля населения с доходами ниже 60% от медианного дохода, а не ниже 44,2% от медианного дохода, как установлено в России. В отдельных странах для различных типов домохозяйств разрабатываются минимальные стандарты доходов — минимумы, обеспечивающие поддержание определенного стандарта жизни.

Эти минимальные стандарты могут использоваться как для установления МРОТ, так и для определения лиц, нуждающихся в социальной поддержке.

У медианного подхода есть и решительные противники. Бывший министр труда и социального развития РФ, член законодательного собрания Санкт-Петербурга Оксана Дмитриева считает, что России нужно переходить скорее не к медианным, а к среднеарифметическим зарплатам. В пример она приводит условный расчет.

— В настоящее время медианный доход меньше среднеарифметического примерно на 20–25%. Возьмем для примера четырех человек и посчитаем медианный доход и средний доход. Один человек получает 1 рубль, второй — 10 рублей, третий — 101 рубль, четвертый — 1000 рублей. Медианный доход будет составлять 100 рублей, ЗАТО средний — 278 рублей.

— В России слишком много бедных, и две трети у нас имеет доход ниже среднего арифметического. При использовании медианного подхода существенно занижаются показатели прожиточного минимума.

Чем больше неравенство, чем больше разница между полюсом богатых и всеми остальными, тем больше медианный доход отличается от среднего.

Поэтому в России прожиточный минимум, исчисленный по медианному доходу, будет ниже, чем при расчете от среднего, — объясняет Дмитриева.

То ли МРОТ, то ли не тот расчет

В соответствии с новыми правилами МРОТ сейчас составляет 42% медианной зарплаты, или 12 792 рубля. По сравнению с прошлым годом зарплата выросла на 5,5%. Ее увеличение коснулось 3,9 млн работающих россиян, из которых 1,8 млн человек — бюджетники, 2,1 млн — работники внебюджетного сектора. Закон запрещает снижать МРОТ даже при уменьшении медианной заработной платы.

— Будет ли теперь МРОТ выше, чем был бы при прежней методике (в привязке к потребительской корзине), пока сказать сложно, — говорит ординарный профессор факультета экономических наук НИУ ВШЭ Марина Колосницына. — Пока что впечатление такое, что коэффициент 0,42 выбран именно с целью сохранить МРОТ примерно на прежнем уровне.

Если в прошлом году федеральный МРОТ был 12 130 рублей, то в текущем году он оказался равным 12 792 рублям, что с поправкой на инфляцию то же самое, замечает эксперт ВШЭ.

— Теоретически, если медианная зарплата вдруг будет существенно расти в этом году, то на будущий год МРОТ тоже вырастет. Однако никто не мешает правительству через год изменить коэффициент с 42% на, скажем, 37%, — отмечает экономист.

— Так же, как и в случае с МРОТ, коэффициент 44,2% подобран таким образом, что прожиточный минимум по стране практически не изменился в текущем году в сравнении с прошлым годом (11 653 рубля в 2021 году против 11 301 рубля в 2020 году), — говорит Марина Колосницына.

— Если доходы малообеспеченных семей в нынешнем году будут хоть как-то расти (в частности, за счет расширения программ социальной помощи), то бедность станет сокращаться.

Заметим, что если бы в качестве черты бедности (прожиточный минимум) мы взяли бы 50% или 55% от медианного дохода, как это делается в большинстве стран, использующих относительный подход, мы получили бы автоматический рост бедности.

Вероятнее всего, Министерству труда и социальной защиты населения было бы правильнее оставить старую методику определения прожиточного минимума, расширив при этом структуру потребительской корзины, так как экономика РФ еще в полной мере не готова к новому переходу, убеждена доцент кафедры экономики труда СПбГЭУ Елена Акимова.

— Стоит обратить внимание на то, что в развитых странах в состав потребительской корзины также включаются расходы на образование, здравоохранение, досуг, питание вне дома, аренду жилья и другие потребности, в полной мере отражающие образ жизни современного человека, чего нельзя было сказать про пока еще действующую у нас потребительскую корзину, — говорит Акимова. — В связи с этим полагаю, что для России был бы оптимален путь включения новых статей расходов в потребительскую корзину и поднятия прожиточного минимума до адекватной величины, а не переход на новую методику его расчета.

Читайте также:  Договор купли-продажи квартиры (образец 2023 года): как правильно составить и оформить договор

Мрот пересчитают: что будет после отказа от потребительской корзины — мк

Минтруд подготовил проект приказа об упразднении потребительской корзины в России. Также от её стоимости официально отвяжут расчет минимального размера оплаты труда (МРОТ) и прожиточного минимума (ПМ).

Решение об отказе от весьма сомнительного набора было принято еще осенью 2020-го. Теперь важнейшие социальные показатели определяются исходя из медианной заработной платы в России.

Как впредь будет меняться МРОТ и ПМ, в материале «МК».

В конце 2020 года в России был введен новый порядок установления величины прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда. Теперь они считаются исходя не из потребительской корзины, а из медианного дохода. Сейчас Минтруд решил документально закрепить отказ от потребкорзины.

Тема пересмотра состава потребительской корзины неоднократно поднималась на протяжении последних лет.

В 2020-м она являла собой следующий набор на одного взрослого человека в месяц: 9 кг хлебобулочных изделий, 24 литра молока и молочных продуктов, 8 кило картофеля, почти 5 килограммов мяса, 15 яиц.

В корзину также входят и непродовольственные товары: одежда, обувь, лекарства, коммунальные платежи и транспортные услуги.

Как раз по поводу состава корзины давно уже ломают копья специалисты. Вопрос был настолько дискуссионным, что им заинтересовался глава государства. В начале 2020-го Владимир Путин сказал, что существующий перечень необходимо осовременить: добавить больше овощей, фруктов, рыбы.

Но вот проблема: такой пересмотр неизбежно привел бы к подорожанию потребкорзины, которая на тот момент являлась показателем качества жизни россиян и эталоном для расчета МРОТ и ПМ. Рост стоимости базового набора отразился бы негативно и на статистике бедности: корзина неизбежно подорожала бы, и за чертой бедности, определяемой как раз по ее стоимости, оказалось бы больше россиян.

А это в корне противоречит одной из главных национальных целей – добиться двукратного понижения бедности.

В результате чиновники нашли изящный способ и бедность не увеличить, и президента не обидеть. Они взяли и отменили потребительскую корзину как таковую, предложив другую формулу расчета социальных показателей.

С января 2021 года МРОТ и ПМ устанавливается сразу на год, а не по кварталам, как прежде, и по новым правилам – исходя не из стоимости потребительской корзины, а из медианного дохода. Сегодня медианная заработная плата составляет 30,5 тыс. рублей.

Половина работников в России получает больше, другая половина – меньше этой суммы. МРОТ составляет 42% медианного дохода, а именно – 12 тыс. 792 рубля. Прожиточный минимум в 2021-м – 11 тыс. 653 рубля – это 44,2% от медианного дохода.

Почему был выбран именно такой процент – независимым экспертам непонятно. Но, очевидно, он был откалиброван так, чтобы не очень напрягать бюджет. Уровень социальных показателей несильно вырос по сравнению с прошлым годом: МРОТ увеличился всего на 5,5%, ПМ – на 3,7%.

Шаг вперед, можно сказать, незаметный – с учетом того, что годовая инфляция сейчас составляет 5,8%.

«Нужно понимать, что за прожиточным минимумом сразу сдвинется расчет МРОТ, к которому привязана целая линейка расходов бюджета: зарплаты, выплаты по болезни, доходы бюджетников, а их в стране около 14 млн», – объясняет проректор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов.

По словам эксперта, недостаток потребительской корзины как таковой в том, что наблюдения за потреблением людей не всегда точны. «Реальное потребление домохозяйств может очень отличаться от статистических данных.

Например, жители Севера практически не едят овощи, а потребкорзина рассчитана исходя из того, что их потребляют все и в определенном объеме. Другой вариант: в условиях паники, вызванной кризисом, больше товаров приобретается впрок и не потребляется сразу.

Ни в какой корзине это не учитывается», – отметил Сафонов в беседе с «МК». Он также подчеркнул, что в случае снижения медианного дохода ПМ и МРОТ не снизят.

Отказ от потребительской корзины произошел в рамках мировой тенденции по переходу на другой формат расчета ключевых социальных показателей, сказал директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. «Стоимость потребкорзины очень изменчива: в нее входят товары и продукты, которые постоянно меняются в цене.

Летом в продаже дешевые овощи и фрукты, а зимой цены на них повышаются. Причем стоимость одних и тех же продуктов в каждом регионе своя. Считать раз в квартал стоимость потребкорзины – очень сложно. С медианной зарплатой проще: зафиксировал, вычислил прожиточный минимум и МРОТ.

Изменить методику расчета – разумное решение», – сделал вывод эксперт.

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №28526 от 26 апреля 2021

Заголовок в газете: Под корзиной подвели черту

Это серьезнее, чем кажется: зачем Минтруд отказывается от расчета потребительской корзины?

Ведомство аргументирует это тем, что прожиточный минимум теперь рассчитывается по медианным доходам.

С начала 2021 года в России меняется подход к расчету прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда. Так, если раньше прожиточный минимум рассчитывался, как двойная стоимость потребительской корзины (потому что по 50% от ее стоимости составляли непродовольственные товары и услуги), то сейчас расчет переведен на медианные доходы.

Так, теперь МРОТ определяется как 42% от медианной зарплаты, рассчитанной Росстатом. Медианная – это такая зарплата, больше которой получают ровно столько же людей, как и меньше этой суммы. То есть, эта цифра условно делит ранжированный ряд зарплат пополам. В теории, медианная зарплата более точно показывает средние доходы населения, чем средняя зарплата.

По новым правилам прожиточный минимум на душу населения будет равен 44% от медианных доходов (не зарплаты), а минимум на трудоспособных лиц, детей и пенсионеров будет рассчитываться в процентном отношении от этой цифры.

Соответственно, формально потребительская корзина больше не нужна – и Росстат сможет не тратить ресурсы на ее расчет (как правило, сотрудники региональных представительств Росстата просто переписывают ценники в магазинах).

Поэтому в Министерстве труда и социальной защиты предложили вообще отказаться от института потребительской корзины.

А заодно – и не рассчитывать прожиточный минимум раз в квартал (тем более что ежеквартальные цифры, кроме II квартала, почти ни на что не влияли).

Однако вряд ли отмена потребительской корзины будет быстрой – дело в том, что регионы пока не перешли на расчет прожиточного минимума по медианным доходам, для них введена возможность постепенного перехода.

Но все же такое решение – крайне важно для россиян.

Дело в том, что потребительская корзина предполагает, что прожиточный минимум привязывается к ценам на товары, которые почти никогда не дешевеют (и ПМ, соответственно, никогда не снижался в сравнении с прошлым годом).

Теперь же расчет будет привязываться к доходам, которые и сами зачастую зависят от прожиточного минимума – и которые могут сократиться у отдельных категорий населения.

Другими словами, хоть новый подход и считается более прогрессивным, в условиях кризиса прожиточный минимум будет расти намного медленнее, чем при прежнем порядке расчета с потребительской корзиной.

А учитывая, что прожиточный минимум – это черта бедности (если доходы ниже, семья считается малоимущей), если при очередном кризисе начнут у россиян снижаться зарплаты, это сильно исказит статистику бедности и сократит помощь от государства для наименее социальной защищенных слоев населения.

Настройка бедности

Министерство труда и социальной защиты представило на заседании правительства проект одного из самых значимых изменений в системе соцподдержки — коррекции принципа установления прожиточного минимума и МРОТ.

С 2021 года предлагается отказаться от расчета прожиточного минимума (ПМ) как статистической стоимости корзины потребления — и определить его как часть (44,2%) среднедушевого дохода. МРОТ же до 2026 года Минтруд предлагает установить на уровне 42% медианной зарплаты. Переход от «карточной системы» расчета ПМ к общемировому стандарту обойдется в 128,5 млрд руб.

дополнительных расходов в 2021 году и 439 млрд руб. в 2025 году — это первые крупные вложения Белого дома в сокращение доходного неравенства, которое при действующей системе расчета ПМ и МРОТ могло только расти.

Как стало известно “Ъ”, на вчерашнем заседании правительства был одобрен готовившийся не менее полугода новый подход к установлению прожиточного минимума (ПМ) и минимального размера оплаты труда (МРОТ). Соответствующие поправки в два профильных федеральных закона представил Минтруд.

Действующая модель социального минимума потребления, ПМ, введена федеральным законом №134-ФЗ в 1997 году. РФ, как и большинство постсоветских стран, унаследовала от СССР подход к определению ПМ (а вместе с ним — и бедности), называемый экономистами и социологами «абсолютным»: бедными считаются те, кто не имеет доходов для потребления минимальной корзины товаров и услуг.

В ЕС и в большинстве стран ОЭСР применяется относительный подход: граница бедности определяется относительно принятого в обществе «стандартного», обычного потребления. Существует третий подход: бедным считается тот, кто субъективно считает себя бедным; в чистом виде он не используется нигде, как дополнительный — в Армении, Казахстане, Белоруссии.

В США и Канаде используются «гибриды» первого и второго подходов.

Нынешний состав российской «минимальной потребительской корзины» работает с 1999 года и с 2012 года закреплен в 227-ФЗ, но восходит, по существу, к военной и послевоенной «карточной» системе рационирования потребления в Европе.

В минимальной корзине 50% составляет продовольствие (42 наименования продуктов, от 126,5 кг хлеба в год на трудоспособного до 11 кг растительного масла). Стоимость этого набора рассчитывается раз в квартал (из-за чего нередко в третьем квартале ПМ снижается из-за сезонного снижения цен на овощи).

В то же время «продовольственная корзина» ПМ имеет мало отношения к понятию «здоровое питание» в определении ВОЗ.

Читайте также:  Налоговые вычеты на детей

Непродовольственная часть «корзины» ПМ привязана к продовольственной — считается, что минимальное непродовольственное потребление должно стоить 50% продуктовой корзины, услуги — столько же. Наконец, к ПМ добавляются обязательные платежи и сборы.

Эта «натуральная» корзина должна пересматриваться раз в пять лет — последний раз это должно было произойти в 2018 году, но из-за существенного увеличения МРОТ и доведения его до уровня ПМ пересмотр был отложен до конца 2020 года.

В регионах рассчитываются собственные ПМ по территориальным группам.

Кроме оценки уровня бедности и установления МРОТ, ПМ используется для назначения соцподдержки (выплаты на детей, соцконтракты, соцобслуживание) и для расчета региональных и федеральных доплат к пенсии. Причины, по которым Минтруд предлагает менять методику определения ПМ и МРОТ, прозаичны.

Расчеты правительства показали, что только в 13 регионах России (среди них — Краснодар, Волгоград, Иваново) ПМ соответствует федеральной методике. В 11 регионах (Москва, ХМАО и ЯНАО, Мурманск, Карелия) он выше, в 61 регионе — ниже условной федеральной «нормы минимального потребления» на 4,1–36,8%.

Есть и долгосрочная проблема. ПМ в России с 2016 года составляет все меньшую часть медианных доходов населения (уровень, выше которого доходы ровно у половины населения РФ, этот показатель считается справедливее вычисления среднего дохода).

И если сохранять «натурально-карточную» систему расчета ПМ, его вес будет снижаться и далее — гарантированный социальным государством минимум в реальности не привязан к росту зарплат в стране, а реальная доля питания в потреблении снижается.

Идея Минтруда и заключается в переходе от «абсолютного» к «относительному» подходу — прожиточный минимум предлагается рассчитывать как долю медианного дохода по стране и на ближайшие пять лет зафиксировать ее на уровне 44,2% (пересматривать показатель предлагается не реже).

ПМ для трудоспособного населения предлагается определить как 109% от этого показателя, ПМ для детей — 97%, для пенсионера — 86% (это в среднем выше, чем сейчас).

Соответственно, МРОТ, который по закону не может быть меньше ПМ для трудоспособного населения, составит 42% медианной зарплаты в стране (она выше медианного дохода).

Региональные ПМ мгновенно довести до новой нормы не удастся — субъектам РФ предлагается сделать это поэтапно в 2021–2025 годах, регионам, которые сейчас «завышают» ПМ, можно продолжать это делать. ПМ на 2021 год предлагается установить на уровне второго квартала 2020 года и далее увеличивать по всем группам по правительственной методике.

«В целом переход к относительной линии бедности, устанавливаемой в долях от медианного душевого дохода,— это правильный путь. Такой подход соответствует мировой практике определения порога бедности на основе соотнесения с преобладающим стандартом потребления»,— отмечает проректор Высшей школы экономики Лилия Овчарова.

«В свое время, в 1990-е, потребительская корзина позиционировалась как временная, кризисная мера. Полагали, что мы через короткое время сможем отказаться от этого подхода и перейти к определению бедности через медианные доходы граждан.

Но мы прожили с этой временной мерой почти четверть века,— отмечает глава НИИ труда Дмитрий Платыгин.— Сегодня переход к установлению минимального размера оплаты труда в зависимости от медианного размера заработной платы — общемировой тренд.

Социальный смысл установления минимального размера оплаты труда — защита наиболее уязвимых, низкооплачиваемых групп работников.

В этом смысле увязка МРОТ с медианной заработной платой, которая растет более быстрыми темпами, чем стоимость потребительской корзины, будет «подтягивать» зарплаты уязвимых категорий работников».

Есть еще один аспект проблемы ПМ, о котором упоминает руководитель Общественной палаты Лидия Михеева. «Россия — страна с исторически большой долей серых зарплат, поэтому расчет от медианной зарплаты может показаться рискованным на первый взгляд.

На мой взгляд, риск таких искажений не настолько существенный.

Правительство уже сильно продвинулось в сфере налогового администрирования, налоговая уже видит большую часть доходов, расширен и успешно функционирует Налог на профессиональный доход, решающий проблему теневого рынка самозанятых,— со временем этот риск будет снижаться еще больше»,— уверена она.

Цена вопроса в ближайшие годы высока для бюджета не будет. В 2021 году она составит для федерального бюджета 48,2 млрд руб. допрасходов, для регионов — 23,4 млрд руб., для внебюджетного сектора — порядка 60 млрд руб. Цифры будут расти к 2025 году, когда федеральный бюджет должен будет найти дополнительные 241,3 млрд руб.

Долгосрочно же эффект от реформы более значим: по существу, это первая структурная мера в социальной политике, которая, привязывая соцвыплаты к стандартным для страны доходам, а МРОТ — к медианной зарплате, будет непосредственно влиять на масштабы социального расслоения (в том числе через использование медианных, а не средних оценок как базы для ПМ). Субъективное ощущение значительной части населения РФ прожиточного минимума и МРОТ как «очень низких» во многом следствие «абсолютного» подхода к оценке бедности и массового занижения ПМ в регионах. В массовой культуре в европейских странах (и в этом смысле РФ — страна европейская) бедность интуитивно оценивается от «нормы», близкой к медиане, тогда как «абсолютный» подход более понятен в странах третьего мира, где бедность — это не несоответствие стандартам «обычной» жизни, а невозможность выживания. В действующей модели лишь завышение МРОТ и ПМ богатыми регионами могло немного противостоять росту доходного расслоения, тогда как предлагаемая новая модель делает ПМ буквальным отражением интуитивно понимаемого «среднего дохода»: при реализации концепции Минтруда «бедным» в РФ будет считаться тот, кто может тратить на жизнь меньше двух пятых «среднего», то есть медианного для всей страны, дохода.

Неудивительно, что Минтруд предложил именно эту меру в качестве первого крупного изменения в соцполитике.

С одной стороны, ПМ — базовое понятие для любой конструкции «сети безопасности» в любой модели социального государства с XX века, и сохранять ее в архаичном «карточном» виде бессмысленно — такой ПМ просто будет обесцениваться, вызывая рост социального недовольства.

С другой стороны, все другие возможные инициативы Белого дома в соцсфере, в том числе адресность соцпомощи, будут так или иначе тормозиться постоянным бюджетным торгом Минфина с регионами вокруг расходов на поддержку наиболее проблемных социальных групп.

Наконец, хотя доля бедных в РФ, определяемая по новой методике, сама по себе не изменится, для региональных властей «справедливость» в поддержке таких социальных групп — важный и нефальсифицируемый фактор внутренней стабильности.

Дмитрий Бутрин

Потребительскую корзину уберут. Она помогала высчитывать прожиточный минимум | Телеканал 360°

Минтруд решил избавиться от потребительской корзины. Она существовала в России с 1999 года и показывала величину прожиточного минимума и товары, которые потребляет население.

Министерство труда и социальной защиты подготовило законопроект об упразднении потребительского набора товаров и услуг. Ведомство также решило отменить ежеквартальное установление размера прожиточного минимума.

Инициативу Минтруда разработали с опорой на принятый ранее закон о новом принципе расчета прожиточного минимума и МРОТ.

Для чего нужна корзина

Понятие потребительской корзины появилось в России в 1992 году, а закон, утверждающий продуктовый набор, вышел в 1999 году. Согласно законодательству, продукты и услуги в корзине нужно было пересматривать не реже одного раза в пять лет.

Независимый экономист Дмитрий Адамидов объяснил «360», что продуктовая корзина — это инструмент статистического наблюдения, который показывает величину прожиточного минимума и структуру товаров, потребляемых населением.

В российских условиях потребительская корзина была связана с расчетом инфляции

Корзин бывает несколько. Например, существует корзина для прожиточного минимума, которая была нужна для обоснования уровня пенсии. Корзину формирует все то, что потребляется в стране.

«Берут товары и услуги, которые удалось наблюдать статистически без теневого сектора, и раскладывают на отдельного человека. И понимаем, кто и сколько потребляет», — добавил экономист.

Дмитрий Адамидов отметил, что для научных обобщений такая методика нормальна, но иногда она доходит до абсурда, поскольку мужчина и женщина могут потреблять разные товары.

Стоимость потребительской корзины может рассчитываться с помощью сводок, которые предоставляют производители, и контрольных закупок в магазинах. Однако здесь, по словам экономиста, возникает вопрос, как правильно интерпретировать данные и какие цели ставятся при подсчете. Он напомнил, что для занижения стоимости корзины могут засчитывать стоимость самого дешевого низкокачественного товара.

Экономист объяснил и недостаток использования такого продуктового набора. По его мнению, он не соответствовал целям правительства, поэтому от него решили отказаться.

Новый размер прожиточного минимума и МРОТ

С этого года МРОТ и прожиточный минимум устанавливаются на основе медианной зарплаты и медианного дохода россиян. Последний подразумевает уровень, выше которого есть доходы у 50% населения. Соответственно, у другой части жителей он меньше.

По словам Дмитрия Адамидова, у этой идеи есть ряд недостатков, поскольку зарплата и прожиточный минимум зачастую мало соотносятся. К тому же такая методика расчета не учитывает занятость в теневом секторе. Однако чтобы говорить об эффективности, нужно апробировать методику.

В этом году правительство установило прожиточный минимум величиной в 11 653 рубля на душу населения. Для трудоспособных россиян предусмотрели 12 702 рубля, для пенсионеров — 10 022 рубля, а детям положено 11 303 рубля.

В соответствии с принятыми поправками в Конституцию МРОТ в этом году составил 12 792 рубля. В прошлом году показатель был равен 12 130 рублям, а в позапрошлом — 11 280.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector