Право

Могут провести осмотр жилища до возбуждения уголовного дела, если есть санкция суда?

Следственные действия до возбуждения уголовного дела проводятся в рамках проверки сообщения о преступлении. В это время следователю или дознавателю доступны лишь отдельные «инструменты». Однако их применения достаточно, чтобы установить, имелось ли в действительности событие состава преступления.

Важно понимать, какие мероприятия могут выполняться на «проверочном» этапе, а какие – нет. От этого зависит законность действий сотрудников, возможность использования полученной информации на следующих стадиях процесса.

Что понимается под следственными мероприятиями

Уголовно-процессуальный кодекс РФ не содержит определения понятия «следственные действия». Однако на практике потребовалось разграничить этот термин с другим – «иные процессуальные действия». Необходимость была вызвана большими отличиями в регулировании тех и других. Доктрина определила «следственные действия» следующим образом:

Это мероприятия, проводимые ограниченным кругом лиц, направленные на собирание доказательств по уголовному делу. Порядок их осуществления закреплен в УПК.

Внимание! Не все действия на «проверочной» стадии являются следственными. Одно из таких исключений – получение объяснений. В отличие от следственного мероприятия (допроса) свидетели, иные лица вправе отказаться от объяснений без каких-либо негативных последствий.

Какие виды работ проводятся

Виды мероприятий, которые следователь, дознаватель (или другое лицо, осуществляющее проверку сообщения о преступлении) вправе проводить, поименованы в статье 144 УПК РФ.

К ним относятся следственные действия:

  1. Получение образцов для сравнительного исследования – процедура, которая служит основой для других следственных действий. Может приобрести форму доказательства на последующих стадиях.
  2. Осмотр места происшествия, трупов;
  3. Изъятие и осмотр документов и предметов;
  4. Назначение и производство судебной экспертизы;

Могут провести осмотр жилища до возбуждения уголовного дела, если есть санкция суда?

Среди иных процессуальных полномочий, которыми наделяются сотрудники до ВУД, выделяют:

  1. Получение объяснений – направлено на поиск информации, которая может помочь принять решение по сообщению;
  2. Требование производства документальных проверок, ревизий;
  3. Привлечение специалистов, дача распоряжений органам дознания об осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

Справка! Мероприятия проводятся в срок, не превышающий 3 дня.  Однако при необходимости он может быть продлен до 10 или 30 дней (в зависимости от основания).

Мероприятия, которые должны выполняться в первую очередь, зависят от характера преступления, обстановки на момент проверки сообщения.

Зачастую наиболее оправдано выполнение действий, которые:

  1. Позволяют зафиксировать следы совершенного деяния;
  2. Обеспечивают установление личности лица, его совершившего;
  3. Направлены на задержание предполагаемого преступника.

Для этого сотрудники наделены правом осуществлять неотложные следственные действия. Они могут воспользоваться полномочием:

  • Осмотреть жилище, устроить обыск и выемку даже в ночное время;
  • Произвести личный обыск;
  • Изъять вещи, хранящиеся в ломбарде;
  • Наложить арест на имущество и ценности.

Эти мероприятия не требуют постановления суда, если их осуществление «не терпит отлагательства». Законность их проведения устанавливается судьей по представлению следователя в 3-дневный срок после начала осмотра, обыска и т.д.

Действия на месте преступления

Первичная информация о преступлении собирается на месте его совершения. Здесь сотрудники находят следы преступления, устанавливают события происшествия. Одна из основных задач на месте – установить участников и других лиц, которые могут владеть информацией о происшедшем.

После прибытия на место происшествия сотрудники полиции обязаны установить характер содеянного, попытаться остановить преступление (если оно продолжается), принять меры по задержанию подозреваемых, оказать помощь пострадавшим. Затем они должны выставить охрану места происшествия. Только после этого уполномоченные лица могут приступить к проведению следственных и иных процессуальных действий.

Осмотр места совершения преступления

Возможность осмотра места преступления до возбуждения уголовного дела предусмотрена статьей 176 УПК. Основные цели, которые преследуют сотрудники, проводя мероприятие:

  1. Нахождение и фиксация следов преступления;
  2. Составление картины происшедшего.

Осмотр места совершения преступления может охватывать любую местность – квартиру, дом, другое жилище. Если нельзя отложить проведение осмотра таких помещений, то постановление суда следователю не требуется.

https://www.youtube.com/watch?v=3VBwe63wFv4

Осмотр места преступления проводится в присутствии свидетелей, им показывают найденные следы преступления. Процесс протоколируется. Если место совершения деяния совпадает с жилым помещением, обязательно присутствие собственника жилища. При несоблюдении указанного порядка, осмотр может быть признан незаконным.

Осмотр тела (если это убийство)

Если совершенное деяние повлекло смерть потерпевшего, сотрудникам правоохранительных органов необходимо осмотреть тело. Мероприятие проводится с обязательным участием судмедэксперта или врача, в присутствии понятых.

Неотложность осмотра вызвана тем, что труп в течение короткого времени изменяется. Если упустить момент, то будет невозможно установить отдельные детали, которые могут повлиять на ход расследования.

Важно! Если труп уже захоронен, то следователь не вправе произвести эксгумацию, пока не выдаст постановление о возбуждении уголовного дела. Согласие или несогласие родственников при этом не имеет значения.

В отношении живого человека проводится сходное мероприятие – освидетельствование. Процесс так же отражается в протоколе, производится в присутствии врача и может быть назначен на проверочной стадии.

Опрос свидетелей или участников на месте преступления

Возможность опрашивать граждан на месте преступления зафиксирована в ч.1 ст. 144 УПК РФ. Опрос не является следственным действием, не фиксируется на бумаге (за исключением объяснительных). Процедура его проведения не регламентирована на законодательном уровне.

Получение показаний на месте необходимо, чтобы установить факта совершения события преступления в действительности (определение участников, выяснение причиненного вреда). В ходе объяснений сотрудники выясняют информацию, для последующей розыскной деятельности (описания внешности подозреваемых, неявные способы покинуть место преступления).

Следует различать опрос свидетелей (получение разъяснений) от допроса:

  • Опрос – беседа уполномоченного сотрудника правоохранительных органов с лицами, находящимися на месте преступления. Она не имеет принудительного характера и процессуального обеспечения. Это означает, что граждане всегда могут отказаться от дачи объяснений без каких-либо санкций со стороны следователя (дознавателя).
  • Допрос – следственное мероприятие, которое проводится только после возбуждения уголовного дела. Лица приобретают определенный статус – свидетель, потерпевший, обвиняемый. Следователь официально, в соответствии с нормами УПК, вызывает граждан на дачу показаний. В случае игнорирования требования представителя закона, лицо доставляется в место проведения допроса принудительно.

И на стадии получения объяснений, и на стадии допроса, допускается присутствие защитника.

Информация, полученная в ходе опроса, не может иметь статуса доказательств, ее нельзя использовать в доказывании, ссылаться на нее в приговоре. Однако она остается в деле, косвенно влияет на мнение судьи.

Проведение следственных действий до возбуждения уголовного дела – неотъемлемая часть работы правоохранительных органов по проверке сообщения о преступлении. От того, насколько быстро и полно они выполнены, зависит ход дальнейшего расследования.

О стадиях расследования уголовного дела информация в видео:

Тактические особенности осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц

Порядок осмотра жилища граждан в ходе уголовного судопроизводства регламентирован ч. 5 ст. 1 77 Уголовно-процессуального Кодекса РФ. Указанной нормой закреплена правовая гарантия того, что осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения.

Жилище может быть местом происшествия, в результате чего в нем остаются различные следы, подлежащие фиксации и изъятию. В связи с процессуальной важностью подобных осмотров необходимо обратить внимание на имеющиеся исключения из общего правила, регламентированные уголовно-процессуальным законом.

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 176 УПК РФ в случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия, в том числе и жилища, может быть произведен до возбуждения уголовного дела. На основании ч. 5 ст.

165 УПК РФ, в исключительных случаях, когда производство осмотра жилища не терпит отлагательства, данный осмотр может быть проведен на основании постановления следователя без получения судебного решения и согласия проживающих в нем лиц.

В этом случае дознаватель или следователь в течение 24 часов с момента начала производства следственного действия должен уведомить судью и прокурора о его проведении.

https://www.youtube.com/watch?v=okqHMK3XEEw

Перед проведением следственного действия следователь выясняет мнение о возможности проведения осмотра жилища у всех проживающих в нем лиц.

Под лицами, проживающими в жилище, подразумеваются совершеннолетние лица, постоянно или временно проживающие в подлежащем осмотру жилом помещении или владеющие им на праве частной собственности, независимо от факта их регистрации в этом жилище.

В ситуации, когда жилище сдано в аренду, нет необходимости получать согласие на осмотр от собственника, достаточно истребовать согласие арендатора. Если в жилище проживают недееспособные граждане или несовершеннолетние, на проведение осмотра требуется согласие их законных представителей.

Согласие не испрашивается у несовершеннолетнего ребенка, няни, домработницы или соседа и т.п.

В случае, если хотя бы один из проживающих в жилище возражает против производства осмотра в нем и следователь не считает, что проведение данного следственного действия не терпит отлагательства, действует судебный порядок получения разрешения на осмотр.

Собственник жилища вправе давать согласие на любых условиях: например, разрешить осмотр первого этажа дома и не разрешить — второго.

Если же возникла необходимость осмотреть иные помещения, а проживающие в квартире лица возражают, следователь вправе вынести соответствующее постановление и провести осмотр.

В такой ситуации следователь также в течение 24 часов с момента начала осмотра должен уведомить судью и прокурора о производстве следственного действия, приложив к уведомлению копии постановления о производстве осмотра жилища и протокола осмотра жилища.

Аналогичным образом вопрос проведения осмотра может быть решен и тогда, когда лица, проживающие в жилище, сначала дали согласие, но впоследствии изменили свое решение и возражают против продолжения осмотра.

В законе не указан порядок оформления согласия проживающих в жилище лиц на осмотр. По сложившейся практике такое согласие должно фиксироваться в протоколе следственного действия.

Осмотр жилища может быть произведен и при отсутствии проживающих в нем лиц. В таком случае для участия в осмотре должны быть приглашены представители местной администрации или той организации, в ведении которой находится жилое помещение (ЖЭУ, УК, ТСЖ и т.д.).

Поскольку необходимость производства осмотра жилища мотивируется в постановлении следователя, либо изложена в судебном решении, то в случае отказа жильцов добровольно предоставить следователю возможность для осмотра их жилища к ним могут быть применены меры принуждения.

Лица, отказывающиеся выполнить законное требование следователя, могут быть привлечены к административной (ст. 17.7 КоАП РФ) или уголовной (ч. 2 ст. 294 УК РФ) ответственности. Проживающим в жилище лицам следователем должна быть разъяснена предусмотренная законом ответственность.

Читайте также:  На меня подали в суд, можете ли вы мне помочь?

Что показывает судебная практика по данной статье?

В судебном порядке могут быть признаны недействительными все следственные мероприятия, если уполномоченное должностное лицо неправильно составит протокол осмотра и освидетельствования. Примером ситуации будет осмотр места преступления – бухгалтерии одного предприятия, где проводились финансовые махинации.

В ходе осмотра следователем были изъяты документы из столов, шкафов и сейфов в огромном количестве. На судебном заседании было принято решение признать следственное мероприятие и найденные в ходе разбирательства улики, недопустимыми.

Дело в том, что следователь должен был провести осмотр, а провел обыск, а он, как известно, проводится исключительно после возбуждения уголовного дела.

При осмотре не допускается изъятие документации из запертых сейфов и шкафов.

Если бы документация была изъята из открытых тумбочек и сейфов, то суд не принял бы такое решения, так как большой объем информации не может быть обработан на месте происшествия.

Какие решения чаще всего выносятся по статье 177 УПК?

Чаще всего признают следственные действия недействительными при освидетельствовании. В спешке следователи достаточно часто забывают о конституционных правах граждан и допускают ряд ошибок.

Самым банальным случаем является освидетельствование человека следователем противоположного пола. Подобное действие нарушает право на честь и достоинство граждан.

И такой осмотр без особых усилий адвоката любой судья признает незаконным.

Вторым по частоте нарушением выступает разъяснение прав участникам осмотра. Перед тем как начать мероприятие, следователь обязан разъяснить участникам процедуры их права, если он этого не сделает, а сразу начнет осмотр, то доводить до конца его уже в принципе нет смысла, так как порядок процедуры нарушен изначально.

Принимая во внимание тот факт, что чаще всего проводят исследование места происшествия, ошибки, влекущие за собой признание следственных действий недействительными, встречаются и при осмотре жилья подозреваемого.

Осмотр, это не обыск, но многие следователи с целью быстрее закрыть дело, превышают свои полномочия и неправильно осуществляют процедуру.

Если в процессе мероприятия будут повреждены вещи владельца дома, то государственный орган должен компенсировать их стоимость за свой счет.

Когда осмотр может быть признан недействительным?

Как и любая процессуальная процедура, осмотр может быть оспорен в судебном порядке и признан недействительным. Все улики, указывающие на вину подозреваемого человека, или реабилитирующие его, будут признаны недопустимыми доказательствами.

Итак, поводом для оспаривания процедуры могут стать:

  • изъятие объектов с нарушением порядка, утвержденного УПК РФ;
  • неправильное процессуальное оформление протокола;
  • отсутствие понятых, помимо исключительных случаев;
  • отсутствие протокола;
  • отсутствие постановления на проведение следственного мероприятия.

Наличие хотя бы одного указанного основания влечет за собой неблагоприятные последствия как для следователя, проводящего осмотр, так и для следствия в целом.

В процессе осмотра должны быть полностью соблюдены права владельцев объектов и проживающих в месте осмотра граждан.

Следователь должен проводить исследование бережно, чтобы не повредить частную собственность, а также не изымать вещи, не имеющие значения для следствия. Производить действия, порочащие честь и достоинство владельцев объекта, также категорически запрещено.

Обыск могут проводить только в период с 7 утра до 21 вечера, в ночное время обыск не проводят. Исключениям являются случаи, описанные в статье 170.

Осмотр места происшествия в квартире

До возбуждения уголовного дела осмотр места происшествия должен проводиться при наличии сообщения о преступлении, в жилище являющимся местом происшествия и при необходимости неотложности исследования жилища.

Перед проведением осмотра места происшествия попросите предъявить служебное удостоверение сотрудника правоохранительного органа, который планирует провести осмотр. Выясните, по какому материалу проверки или уголовному делу проводится осмотр места происшествия в жилище.

При наличии возможности позвоните в дежурную часть правоохранительного органа сотрудника, который проводит осмотр места происшествия, и выясните, действительно ли существует материал проверки или уголовное дело, по которому проводится осмотр места происшествия в жилище.

Осмотр места происшествия производится в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, и может быть произведен до возбуждения уголовного дела.

В том случае, если осмотр места происшествия проводится в жилище, то необходимо согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения. Если проживающие в жилище лица возражают против осмотра места происшествия, то следователь возбуждает перед судом ходатайство о производстве осмотра.3.

Имеете право заявить ходатайство о вызове на осмотр жилища своего представителя или адвоката, заявленное ходатайство должно быть отражено в протоколе дословно и указано кем, ходатайство заявлено;6.

Следователь принимает меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные в ходе осмотра обстоятельства частной жизни лица, в помещении которого был произведен осмотр, его личная и (или) семейная тайна, а также обстоятельства частной жизни других лиц;

Осмотр места происшествия

Халиков, А. Какая сумма ущерба для возбуждения уголовного дела в 2020 году? Каретников, С. Коретников ). Другие авторы (В. Шадрин, А. Петров ) выступают за сохранение стадии возбуждения уголовного дела.

Прежде чем приступить к характеристике таковых, стоит заметить, что Закон неодинаково подошел к условиям, позволяющим приступать к таковым. О чем речь?

Да о том, что осмотр трупа до возбуждения уголовного дела он дозволяет производить лишь «при необходимости (ч. 4 ст. 178 УПК РФ), а освидетельствование – «в случаях, не терпящих отлагательства (ч. 1 ст. 179 УПК РФ).

Совместно с членами СОГ дознаватель изучает обстановку на месте происшествия, следы и предметы, служившие орудиями преступления, и на которые были или могли быть направлены преступные действия.

На основе полученной информации он планирует и осуществляет неотложные мероприятия по раскрытию преступления.

Единственно возможный выход из такого положения в рамках действующего законодательства — полное описание всего увиденного и обнаруженного в ходе осмотра и имеющего значение для дела в соответствующем протоколе и параллельная фиксация тех же предметов, следов и явлений с помощью фотографирования.

Осмотр места происшествия в жилище до возбуждения уголовного дела

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Размер ущерба при краже для возбуждения уголовного дела в 2020? Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит. Ваш голос важен в дискуссии по банкротству юр. лиц. Лекторы: В. В. Витрянский, В. В. Бациев, Е. Д. Суворов, О. Р. Зайцев, А. В. Юхнин.1.

Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Левченко Евгения Константиновича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

В соответствии со ст.

125 УПК РФ постановления дознавателя, следователя, прокурора об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные их решения и действия (бездействие), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту производства предварительного расследования. Совместно с членами СОГ дознаватель изучает обстановку на месте происшествия, следы и предметы, служившие орудиями преступления, и на которые были или могли быть направлены преступные действия.

На основе полученной информации он планирует и осуществляет неотложные мероприятия по раскрытию преступления.

С принятием УПК РФ осмотр следов преступления в жилище, как уже говорилось, должен проводиться в соответствии с ч. 5 ст. 177 и оформляться протоколом осмотра жилища. Означает ли это, что производство осмотра жилища допустимо только после возбуждения уголовного дела, даже если на то есть согласие проживающих в нем лиц?

  Порядок предъявления обвинений в уголовном процессе

Уголовно-процессуальный кодекс не дает четкого ответа. Не совсем ясно, нужно ли получать согласие у лица, временно отсутствующего (например, уехавшего в командировку), если другие лица, проживающие в жилище, дали согласие на осмотр.

По смыслу закона, нужно выяснять мнение о возможности проведения осмотра жилища у всех проживающих в нем лиц. При этом закон не оговаривает зависимость получения такого согласия лиц от законности их проживания в жилище (в частности, помещение ими может быть самовольно занято, приобретено путем незаконной сделки и т. п.). 1.

Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь-декабрь 2013 года. — URL: http: //mvd.ru/Deljatelnost/statistics/reports/item/1609734 // Загл. с экрана.

Момент проведения До возбуждения уголовного дела и в период расследования После возбуждения уголовного дела Таким образом, осмотр жилища является одним из наиболее эффективных следственных действий, при котором обнаруживается и включается в сферу процессуального доказывания значительная часть материальных носителей криминалистической информации.

Доказательства будут признаны недопустимыми, если при проведении осмотра жилища суд выявит нарушения требований законодательства.

В тех ситуациях, когда жилище сдано в аренду, очевидным является то, что нет необходимости получать согласие на осмотр от собственника, а нужно истребовать согласие арендатора, поскольку именно он на этот момент непосредственно владеет и пользуется этим помещением.

Имеется и иной взгляд на эту проблему, что неотложный осмотр жилища против воли проживающих в нем лиц, если оно является местом происшествия, может быть проведен с соблюдением правил о судебном контроле и прокурорском надзоре, установленных ч. 5 ст. 165 УПК РФ, и до возбуждения уголовного дела. Полагаем, что следует руководствоваться следующими положениями уголовно-процессуального закона.

Тактические особенности осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц

В данной статье рассматриваются процессуальные и тактические особенности осмотра жилища. Делаются выводы о необходимости соблюдения требований, обеспечивающих законность осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц.

Читайте также:  Совфед одобрил закон об индивидуальном определении тарифов ОСАГО

Ключевые слова: осмотр жилища, тактические особенности, процессуальные особенности, конституционный принцип.

Следственный осмотр является одним из наиболее эффективных действий, с помощью которого обнаруживается и включается в сферу процессуального доказывания значительная часть материальных носителей криминалистически значимой информации.

Одно из главных требований, предъявляемых к следственному осмотру — это своевременное его проведение, без промедления после получения соответствующей информации о деянии [1, с. 116].

Часть 5 ст. 177 УПК РФ устанавливает порядок производства осмотра жилища. При производстве осмотра жилища одним из принципов его эффективности является незамедлительность проведения.

Однако, принимая решение о проведении этого следственного действия, у следователя в повседневной практике могут возникать трудности.

Это отчасти объясняется «…вольным толкованием закона, что приводит к риску признания полученных доказательств недопустимыми, нарушению конституционных прав и свобод граждан» [2, с. 29].

Конституционный принцип неприкосновенности жилища нашел своё закрепление в п. 4 ч. 2 ст. 29 УПК РФ, согласно которому только суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать решения о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц.

Право на неприкосновенность жилища является одним из важнейших в международном праве и закреплено во многих международных правовых актах. Так, согласно ст.

12 Всеобщей декларации прав человека 1948 года, «…никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища».

Так же право на неприкосновенность жилища закреплено в таких правовых актах как Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 года, в ст. 17 Международного пакта о гражданских и политических правах, в ст. 25 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 3 Жилищного Кодекса Российской Федерации.

Такой запрет не может быть абсолютным.

Необходимость обеспечения государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц требует в некоторых случаях ограничения права на неприкосновенность жилища.

Понятие «проживающие в жилище на законных основаниях граждане», на наш взгляд, включает в себя лиц, имеющих право собственности или право пользования на законном основании, т. е. при наличии документов, подтверждающих аренду, наем, поднаем жилого помещения и др.

Лица, занимающие жилое помещение противоправно (например, самовольное заселение построенного жилого дома, заселение без соответствующего разрешения освободившейся комнаты в коммунальной квартире, и т. д.), не имеют право на реализацию предусмотренных комментируемой статьей прав.

В тех ситуациях, когда жилище сдано в аренду, очевидным является то, что нет необходимости получать согласие на осмотр от собственника, а нужно истребовать согласие арендатора, поскольку именно он на этот момент непосредственно владеет и пользуется этим помещением.

Необходимо отметить, что согласие нужно спрашивать только у надлежащего лица. Согласие иного лица (ребенка, няни, домработницы и т. д.) в расчет не принимается.

Если в жилище проживают недееспособные граждане или несовершеннолетние, то согласие нужно спрашивать у их законных представителей. В тех случаях, если хотя бы один из проживающих в жилище возражает против производства осмотра, должен действовать судебный порядок.

Аналогичным образом следует поступить и тогда, когда лица, проживающие в жилище, сначала согласились на его осмотр, а потом поменяли свое решение.

Таким образом, постановление о возбуждении перед судом ходатайства о разрешении производства осмотра жилища выносится в тех случаях, когда проживающие в жилище лица не выразили согласие на производство осмотра. Только после этого следователь вправе обратиться с ходатайством в суд за получением разрешения на производство осмотра жилища.

Порядок производства осмотра жилища без согласия проживающих в нем лиц, практически не урегулирован законодателем. При наличии оснований для осмотра жилища, но при отсутствии согласия проживающих в нём лиц следователь обращается за соответствующим разрешением в суд. Когда уголовное дело возбужденно, следователь перед началом осмотра предъявляет соответствующее постановление суда.

При вхождении в жилище следователь объявляет присутствующим, какое следственное действие будет производиться и в чем состоит его цель. Если осмотр производится по постановлению следователя, то оно также предъявляется следователем владельцу или иному лицу, проживающему в данном жилище под роспись.

Вместе с тем закон не устанавливает порядок действия следователя, если проживающие в жилище лица на момент проведения осмотра отсутствуют. Сравнительный анализ ст. ст. 177, 180 и 182 УПК РФ позволяет сделать вывод, что осмотр жилища в отличие от обыска может быть произведен и при отсутствии проживающих в нем лиц.

Полагаем, что в таком случае для участия в осмотре должны быть приглашены представители местной администрации или той организации, в ведении которой находится жилое помещение (ЖЭУ, ТСЖ и т. д.).

Так, О. Я. Баев указывает, что при осмотре жилища одна из первых тактических задач следователя — это убедить проживающих в нем лиц дать согласие на проведение осмотра, путем разъяснения целей данного следственного действия, не противоречащих их интересам, а также негативных последствий отказа [3, с. 82,83].

Закон не указывает, что делать, если проживающие в жилище лица, несмотря на уговоры и наличие постановления об осмотре жилища или судебного решения, отказываются впустить участников осмотра.

Возможно, что в случае добровольного отказа жильцов предоставить следователю возможность осмотра их жилища к ним должны быть применены меры принуждения, аналогичные тем, которые применяются при обыске [4, с. 59].

Учитывая, что действия правоохранительных органов будут носить законный характер, нарушения конституционных прав проживающих в жилище граждан не произойдет. Впоследствии лица, отказывающиеся выполнять законное требование следователя, могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности [5, с. 29].

Как и в обычных ситуациях, когда проведение осмотра жилища требует предварительного получения судебного решения, в исключительных случаях также необходимы соответствующие основания и соблюдение процессуальной процедуры их проведения.

Поэтому результаты этого следственного действия могут быть признаны недопустимыми не только в связи с отсутствием ситуации, не терпящих отлагательств, но и из-за нарушения процессуальной процедуры при их производстве. К сожалению, отсроченный контроль со стороны прокурора и судьи может лишь выявить и устранить допущенные нарушения, но не предупредить их.

Этим и определяются повышенные требования к следователю по обеспечению законности и обоснованности производства осмотра жилища, в соответствии с ч.5 ст.165 УПК РФ.

Вся сложность решаемой следователями задачи заключается в том, что возрастает опасность нарушения закона, вызванная неопределенностью понятия «исключительность случаев, не терпящих отлагательства».

При этих обстоятельствах необходимо правильно понимать использовать указанный термин.

В комментарии к УПК РФ, изданном Институтом государства и права РАН, утверждается, что основания для таких исключений очевидны, они продиктованы самим характером этих следственных действий, когда любое промедление с их производством может лишить их смысла вообще [6, с. 77].

При производстве осмотра жилища, в соответствии с ч.5 ст.

165 УПК РФ предусмотрена возможность в исключительных случаях производить осмотр жилища на основании постановления следователя до получения судебного решения с последующим уведомлением об этом в течение 24 часов судьи и прокурора.

К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола следственного действия для проверки законности принятого следователем решения и в связи с этим оценки допустимости полученных доказательств.

В соответствии с ч.2 ст. 176 УПК РФ в случаях, не терпящих отлагательств, производство осмотра жилища, может производиться до возбуждения уголовного дела.

Вместе с тем, если осмотр места происшествия производится до возбуждения уголовного дела, когда факт совершения преступления достоверно не установлен и не имеется достаточных оснований для возбуждения уголовного дела, соответственно отсутствуют и аргументы, которыми можно было бы обосновать перед судом ходатайство о даче разрешения на осмотр жилища против воли проживающих в нем лиц. Следовательно, такой осмотр возможен лишь после возбуждения уголовного дела и получения разрешения суда. Но здесь необходима оперативность действий по выявлению признаков преступления, в то время как обращение в суд за разрешением на производство осмотра в вечернее и ночное время, в нерабочий день, при значительной удаленности места происшествия от места нахождения суда повлечет задержку во времени.

В ходе осмотра жилища участвуют понятые, которые удостоверяют факт производство следственного действия, его ход и результаты. В тех случаях, когда возникает опасность для жизни и здоровья, или жилище расположено в труднодоступной местности, следователь производит осмотр без участия понятых.

Если невозможно обеспечить участие понятых, то в протоколе должны быть указаны причины их отсутствия.

К таким причинам можно отнести следующие обстоятельства: а) необходимость немедленного проведения следственного действия в труднодоступной местности, куда доставка понятых неосуществима или осложнена; б) необходимость производства в неблагоприятных условиях.

Вместе с тем проведение следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав и свобод человека и гражданина, без участия понятых — исключительное обстоятельство и подобная практика не должна принимать системный характер.

В ч.3 ст. 170 УПК РФ закреплено требование, в соответствии с которым при производстве следственных действий в отсутствии понятых обязательно применение технических средств фиксации результатов таких действий.

Применение технических средств фиксации хода и результатов следственных действий возможно во всех случаях, в том числе и в отсутствии понятых.

При невозможности использования технических средств, следователь вносит в протокол соответствующую запись.

Если понятые участвуют в следственном действии, то следователь должен организовать осмотр жилища таким образом, чтобы они непосредственно наблюдали обследуемую обстановку и присутствовали при обнаружении следов преступления и иных значимых для уголовного дела обстоятельств.

Все обнаруженное и изъятое при осмотре жилища следователь в обязательном порядке предъявляет понятым и другим участникам следственного действия. По сложившейся практике понятые не редко допрашиваются в качестве свидетелей в целях проверки достоверности и допустимости результатов осмотра.

Следователи допрашивают их в качестве свидетелей, как правило, в тех случаях, когда лично не производили это следственное действие.

В ходе осмотра жилища следователь составляет протокол, в котором описывает все действия, а также все обнаруженное при осмотре в той последовательности, в какой производился осмотр, и в том виде в каком обнаруженное наблюдалось в момент осмотра.

Если осмотр некоторых предметов невозможно произвести в самом жилище, то следователь изымает их, упаковывает, опечатывает и заверяет подписями понятых и своей подписью и впоследствии осматривает их в ходе самостоятельного следственного действия.

Изъятые предметы прилагаются к протоколу, в котором указывается перечень изъятых предметов с описанием их индивидуальных признаков и особенностей. Внесенные в протокол изъятые предметы могут быть признаны постановлением следователя вещественными доказательствами.

В соответствии со ст. 74 и 180 УПК РФ доказательством по уголовному делу являются не сами результаты осмотра, а протокол этого следственного действия, в котором описываются все действия следователя при производстве осмотра, а также все обнаруженное при осмотре в той последовательности, в которой производился осмотр, и в том виде, в котором оно наблюдалось в момент обнаружения.

По окончанию производства следственного действия протокол следственного действия подписывается всеми участниками следственного действия.

  В соответствии с действующим законодательством в случае отказа подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или иного лица, участвующего в следственном действии, подписать протокол следственного действия, следователь вносит в него соответствующую запись, которая удостоверяется подписью следователя, а также подписями защитника, законного представителя, представителя или понятых, если они участвуют в данном следственном действии (ст. 167 УПК РФ).

Таким образом, осмотр жилища является одним из наиболее эффективных следственных действий, при котором обнаруживается и включается в сферу процессуального доказывания значительная часть материальных носителей криминалистической информации. Доказательства будут признаны недопустимыми, если при проведении осмотра жилища суд выявит нарушения требований законодательства.

Литература:

Читайте также:  В каком порядке можно обжаловать промежуточные судебные решения?

1.    Уварова И. А. Правовые и криминалистические основы предварительного расследования: учебное пособие / И. А. Уварова, Н. М. Перетятько; под общ. ред. П. П. Сергуна; М-во юстиции Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Российская правовая акад. М-ва юстиции Российской Федерации», Поволжский (г. Саратов) юрид. ин-т (фил.). М., 2011.

2.    Феоктистов А. Осмотр места происшествия: уголовно-процессуальные проблемы // Законность. 2006. № 2.

3.    Баев О. Я. Тактика уголовного преследования и профессиональной защиты от него. Следственная тактика. М., 2003.

4.    Долгинов С. Д. Осмотр жилища: уголовно-процессуальные аспекты // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2009. № 3. С. 58–62.

5.    Власенко Н., Иванов А. Осмотр жилища // Законность, 2004. № 11.

6.    Безлепкин Б. Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). М.: Проспект, 2014. С. 77.

Некоторые проблемы проведения осмотра места происшествия в жилище до возбуждения уголовного дела

Лизунов
А.С., преподаватель кафедры уголовно-правовых
дисциплин Волжского государственного
университета водного транспорта, Россия,
Нижний Новгород.

Юнусов
А.А., доктор юридических наук, доцент,
профессор кафедры уголовного права и
процесса Казанского инновационного
университета им. В.Г. Тимирясова, Россия,
Казань.

В
современных условиях система следственных
действий, производство которых
санкционируется законодателем до
возбуждения уголовного дела, подвергается
перманентным корректировкам.

При этом,
пожалуй, лишь одно следственное действие
этой системы начиная с 1963 года [5]
и по настоящее время не меняется и
занимает прочные позиции. Речь идет об
осмотре места происшествия.

По-видимому,
это связано с тем, что в реальной жизни
вряд ли возможно дать объективную оценку
первоначальной информации о преступлении,
принять правильное решение о наличии
(отсутствии) оснований для возбуждения
уголовного дела, не осмотрев место
происшествия, не сформировав в своем
сознании общую картину произошедшего
события. Очевидно, что это следственное
действие является неотложным еще и
потому, что с течением времени следы
преступления могут видоизмениться либо
утратиться вообще, что затруднит
дальнейший процесс доказывания по
уголовному делу.

Как
известно, наряду с осмотром места
происшествия Уголовно-процессуальный
кодекс
РФ регулирует еще несколько процессов
осмотра, в том числе осмотр жилища.
Данные следственные действия по
формальным основаниям, соблюдение
которых необходимо для их проведения,
существенным образом отличаются друг
от друга.

Так,
осмотр жилища может быть проведен
исключительно с согласия лиц, в нем
проживающих, а при отсутствии такого
согласия — на основании судебного
решения, полученного в порядке ст.
165
УПК РФ (ч.
5 ст. 177
УПК РФ).

Для проведения осмотра места
происшествия такого согласия не
требуется. Между тем осмотр места
происшествия в отличие от осмотра жилища
может быть осуществлен до возбуждения
уголовного дела (ч.
2 ст. 176
УПК РФ).

Однако
нередко место происшествия и жилище по
территориальному расположению совпадают
друг с другом и возникает проблема,
связанная с конкуренцией норм права. В
этой ситуации актуализируется вопрос
о том, какой нормой при проведении
осмотра следует руководствоваться:
положениями, которые регулируют порядок
осмотра жилища, либо нормой, определяющей
порядок осмотра места происшествия?

Дискуссия
по обозначенной выше проблеме в теории
уголовного процесса ведется давно. В
настоящее время наметилось два
противоположных подхода к ее решению.
Так, одни авторы указывают на то, что
«за исключением случаев, не терпящих
отлагательства (ст.

164
УПК РФ), осмотр жилого помещения
производится только с согласия проживающих
в нем лиц, а при их на то возражениях —
на основании судебного решения» [1,
с. 58].

Приведенная авторская позиция не
предполагает никаких исключений, в
частности, для случаев, когда осмотр
места происшествия необходимо проводить
в жилище.

Другие
ученые считают, что осмотр жилища без
согласия проживающих в нем лиц и без
получения на его производство судебного
решения возможен в случае, если жилище
является местом происшествия [3,
с. 14; 6,
с. 8].

Анализ
эмпирической составляющей указанной
проблемы позволяет выделить еще одну
(третью), компромиссную позицию в решении
этого вопроса.

Так, отсутствие в
нормативных актах указания на невозможность
проведения осмотра жилища на стадии
возбуждения уголовного дела для
следователей препятствием не служит,
поскольку в ситуации, когда место
происшествия расположено в жилище,
следователи ссылаются на норму,
разрешающую проведение осмотра места
происшествия до возбуждения уголовного
дела. При этом в большинстве случаев
перед проведением такого осмотра
получается согласие лиц, проживающих
в жилом помещении, т.е. выполняется
формальное условие, предусмотренное
для осмотра жилища.

Однако
ситуация осложняется тогда, когда лица,
проживающие в жилом помещении, своего
согласия на осмотр не дают или, что
встречается гораздо чаще, на момент
осмотра эти лица попросту в жилом
помещении отсутствуют и установить их
местонахождение оперативно не
представляется возможным.

В
этих условиях следователю в соответствии
со ст.
165
УПК РФ по логике вещей необходимо
обратиться в суд за получением разрешения
на проведение осмотра жилища без согласия
лиц, в нем проживающих.

В качестве
альтернативного варианта можно вынести
постановление о проведении осмотра в
жилище без согласия лиц, в нем проживающих,
провести указанное следственное действие
и затем уведомить об этом суд.

Первого
июня 2017 г.

было принято Постановление
Пленума Верховного Суда РФ N 19 «О
практике рассмотрения судами ходатайств
о производстве следственных действий,
связанных с ограничением конституционных
прав граждан (статья 165 УПК РФ)» (далее
— Постановление Пленума ВС РФ N 19) [7].

Пункт
1
данного Постановления содержит перечень
документов, которые должны быть
представлены в обоснование ходатайства
о проведении следственного действия.
В их числе копии постановления о
возбуждении уголовного дела и принятии
уголовного дела к производству.

Исходя
из этого можно сделать вывод, что до
принятия решения о возбуждении уголовного
дела могут быть проведены только те
следственные действия, на которые
оперативный судебный контроль не
распространяется.

Дополнительные
сложности в этом плане создает, как было
уже отмечено выше, отсутствие в УПК
РФ четкого указания на возможность
проведения осмотра жилища до возбуждения
уголовного дела.

Более того, совершенно
не исключено, что по результатам этого
осмотра — если гипотетически предположить
возможность его проведения в ходе
доследственной проверки — будет принято
решение об отказе в возбуждении уголовного
дела и такие документы, как постановление
о возбуждении уголовного дела, и принятии
его к производству, в принципе составляться
не будут.

Таким
образом, следователю для того, чтобы
получить формальное основание для
проведения осмотра жилища без согласия
лиц, в нем проживающих, ничего другого
не остается, как сначала возбудить
уголовное дело, по сути, нарушив тем
самым ч.
1 ст.

144
УПК РФ, предписывающую обязательность
проведения проверки по каждому сообщению
о совершенном либо готовящемся
преступлении до принятия решения о
возбуждении (отказе в возбуждении)
уголовного дела, затем вынести
постановление о проведении осмотра в
жилище без согласия лиц, в нем проживающих
(в случаях, не терпящих отлагательства),
и только после этого провести сам осмотр.

Сказанное
свидетельствует о наличии пробела в
положениях УПК
РФ в этой части, требующего внесения в
законодательство соответствующих
изменений.

Если в поисках решения данной
проблемы встать на позицию тех ученых,
которые полагают возможным разрешить
проведение осмотра места происшествия
в жилище без получения судебного решения,
то с позиции законодательной техники
это предложение легко осуществимо.
Заметим в этой связи, что ст.
25
Конституции РФ гласит: жилище
неприкосновенно.

Никто не вправе
проникать в жилище против воли проживающих
в нем лиц иначе как в случаях, установленных
федеральным законом, или на основании
судебного решения.

Как видим, конституционное
требование, касающееся неприкосновенности
жилища, не является абсолютным, оно
может иметь определенные исключения,
зафиксированные на уровне федерального
законодательства. Так, ч.
3 ст. 15
Федерального закона от 07.02.

2011 N 3-ФЗ «О
полиции» допускает вхождение
сотрудников полиции в жилое помещение
граждан в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации,
а также: 1) для спасения жизни граждан и
(или) их имущества, обеспечения безопасности
граждан или общественной безопасности
при массовых беспорядках и чрезвычайных
ситуациях; 2) для задержания лиц,
подозреваемых в совершении преступления;
3) для пресечения преступления; 4) для
установления обстоятельств несчастного
случая.

Однако
попытки экстраполировать такой подход
на процедуру осмотра места происшествия
в жилище без согласия лиц, в нем
проживающих, вызовут целый ряд
отрицательных последствий.

В частности,
в условиях отсутствия четкого определения
понятия «место происшествия»,
недостаточности информации на
первоначальном этапе досудебного
производства о месте, где было совершено
преступление, такая законодательная
новация приведет к обесцениванию
принципа неприкосновенности жилища.

Вхождение должностных лиц, осуществляющих
уголовное преследование, в жилые
помещения вопреки воле лиц, в них
проживающих, и без решения суда станет
скорее правилом, чем исключением из
него.

Можно
предложить два альтернативных варианта
решения этой проблемы.

Первый из них —
он, на наш взгляд, является более
предпочтительным — заключается в том,
чтобы реализовать предлагаемую отдельными
учеными-процессуалистами концепцию
упразднения стадии возбуждения уголовного
дела [2,
с. 46; 4,
с. 56 — 58]. И тогда обозначенные выше
трудности и пробелы законодательства
будут нивелированы сами собой.

Второй
подход — он может рассматриваться как
временная мера — заключается в том, чтобы
закрепить в УПК
РФ возможность проведения осмотра в
жилище до возбуждения уголовного дела
и внести соответствующие изменения в
Постановление
Пленума ВС РФ N 19.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector