Право

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17 января 1992 г.

№2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» Генеральная Прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации.

  • Сотрудничество с компетентными органами иностранных государств, а также с международными органами и организациями является одним из приоритетных направлений деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
  • В частности, Генеральная прокуратура Российской Федерации принимает активное участие в мероприятиях, проводимых по линии Организации Объединенных Наций (ООН), Совета Европы, Содружества Независимых Государств (СНГ), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), объединения Федеративной Республики Бразилии, Российской Федерации, Республики Индии, Китайской Народной Республики и Южно-Африканской Республики (БРИКС), а также международных неправительственных организаций (Международная ассоциация прокуроров).
  • Представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации в составе российских делегаций принимают участие в работе сессий и / или рабочих групп органов и профильных структур:
  • — ООН (Комиссия по наркотическим средствам, Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию, конференция государств — участников Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности и Конвенции ООН против коррупции);
  • — Совета Европы (Европейский комитет по проблемам преступности и подчиненный ему Комитет экспертов по действию европейских конвенций о сотрудничестве по уголовным делам, Консультативный совет европейских прокуроров);
  • — БРИКС (антикоррупционная и антитеррористическая рабочие группы).
  • Успешно осуществляется международное сотрудничество Генеральной прокуратуры Российской Федерации на многосторонней основе в рамках Координационного совета генеральных прокуроров государств — участников СНГ (КСГП).
  • На базе Университета прокуратуры Российской Федерации (ранее — Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации) с 1995 года функционирует Научно-методический центр КСГП, которым обеспечена подготовка и направление в генеральные прокуратуры государств — участников СНГ методических пособий по борьбе с преступностью на территории СНГ.
  • Сотрудничество с компетентными органами иностранных государств осуществляется как в рамках участия в мероприятиях международного характера, так и в формате двустороннего взаимодействия.
  • В соответствии с международными договорами и российским законодательством Генеральная прокуратура Российской Федерации является компетентным органом по вопросам выдачи и оказания правовой помощи по уголовным делам, а также по вопросам принятия и передаче Российской Федерацией лиц, страдающих психическими расстройствами, в отношении которых имеется решение суда о применении принудительных мер медицинского характера.
  • Основными международными договорами для Российской Федерации в указанной области являются:

— Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. и Протоколы, её дополняющие: Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за неё от 15 ноября 2000 г., Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху от 15 ноября 2000 г.;

— Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г. и протоколы к ней: Дополнительный протокол от 15 октября 1975 г., Второй дополнительный протокол от 17 марта 1978 г. и Четвертый дополнительный протокол от 20 сентября 2012 г.;

— Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г. и Дополнительный протокол к ней от 17 марта 1978 г.;

— Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. с изменениями, внесенными Протоколом от 28 марта 1997 г.;

  1. — Конвенция о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения от 28 марта 1997 г.
  2. Кроме того, российское законодательство предусматривает возможность международного сотрудничества в отсутствие международных договоров — на условиях взаимности.
  3. Генеральная прокуратура Российской Федерации имеет исключительные полномочия в сфере выдачи.

Не менее значительным является международное сотрудничество Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сфере оказания правовой помощи по уголовным делам. Важнейшим направлением этой работы сегодня является сотрудничество с зарубежными коллегами в вопросах розыска, ареста, конфискации и возврата из-за рубежа имущества, добытого преступным путем.

Генеральная прокуратура Российской Федерации — субъект международного сотрудничества не только в области уголовного судопроизводства (правовой помощи в широком смысле), но и правоохранительного (полицейского) содействия и является компетентным органом по международным договорам и межправительственным соглашениям о сотрудничестве в борьбе с преступностью.

Кроме того, главой 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Генеральная прокуратура Российской Федерации определена одним из компетентных органов по вопросам оказания правовой помощи по делам об административных правонарушениях.

В настоящее время Генеральной прокуратурой Российской Федерации заключено 90 соглашений и иных договоренностей о сотрудничестве с зарубежными партнерами из 72 государств.

Главное управление международно-правового сотрудничества, май 2020 г.

Вопрос 416. Общая характеристика оснований и порядка осуществления международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства

Вопрос 416. Общая характеристика оснований и порядка осуществления международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.

  • Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства – основанное на международном договоре РФ, международном соглашении или на принципе взаимности взаимодействие российских судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями по вопросам оказания правовой помощи, выдачи лица для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачи лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является.
  • В УПК (ст. 453-473) закреплены нормы, регулирующие различные аспекты международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства:
  • — оказание правовой помощи;
  • — выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора;
  • — передача лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является.

Под правовой помощью по уголовным делам в межгосударственных отношениях понимается выполнение судами и другими органами уголовного правосудия по поручению иностранных властей отдельных процессуальных действий (допрос свидетелей, обвиняемых, вручение судебных документов, производство экспертизы и т.п.) по уголовным делам.

Другими словами, правовая помощь по уголовным делам – это деятельность одного государства по выполнению (по соответствующей просьбе другого государства – стороны договора) определенных процессуальных действий в сфере уголовного судопроизводства, тем самым оказание помощи в применении права для осуществления правосудия в другой стране.

  1. В перечень предусмотренных видов (форм) взаимной правовой помощи по уголовным делам входят:
  2. 1) получение показаний и заявлений от отдельных лиц (включая обвиняемых, подозреваемых, свидетелей, потерпевших, экспертов и др.);
  3. 2) содействие в предоставлении задержанных или других лиц для дачи свидетельских показаний или оказания помощи в проведении расследований;
  4. 3) вручение документов, связанных с производством по уголовному делу, в том числе повесток;
  5. 4) производство обысков и выемок;
  6. 5) производство осмотров, в том числе судебных;
  7. 6) предоставление информации, вещественных доказательств, оригиналов или заверенных копий соответствующих документов и материалов, включая банковские, финансовые, юридические и деловые;
  8. 7) установление личности и местонахождения лиц;
  9. 8) проведение экспертиз;
  10. 9) определение или выявление доходов, собственности, средств или других вещей, их передача для доказательственных целей, а также осуществление мер, связанных с наложением ареста, конфискацией и передачей имущества, полученного преступным путем, реституцией и взысканием штрафов;
  11. 10) оказание любой другой помощи, не противоречащей внутреннему законодательству запрашиваемого государства.

Особо значимым для России многосторонним документом, регулирующим рассматриваемые вопросы, стала Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная в Минске 22 января 1993 года Россией, Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном, Молдовой, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном, Украиной. К ней в 1995 г. присоединился Азербайджан, а в 1996 г. – Грузия.

В настоящее время в России действуют также двусторонние договоры о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенные ею (либо СССР) с Албанией, Алжиром, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грецией, Ираком, Ираном, Йеменом, Кипром, Китаем, КНДР, Кубой, Латвией, Литвой, Монголией, Польшей, Румынией, Тунисом, Финляндией, Чехословакией, Эстонией и Югославией.

Выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора. Производство по большинству уголовных дел осуществляется силами и средствами национальных правоохранительных органов на территории государства, где было совершено преступление.

Однако на практике возникают ситуации, когда лицо, совершив преступление на территории одного государства, с целью избежать уголовной ответственности либо по иным причинам уезжает в другое государство, где проживает открыто или скрывается от правоохранительных органов.

Существующий в международном праве институт выдачи или экстрадиции обязывает государства, между которыми заключены соответствующие двусторонние или многосторонние договоры, по заявленному в установленном порядке требованию выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.

В случаях, когда выдача невозможна, государства, на территории которых находятся правонарушители (запрашиваемые государства), обязуются самостоятельно возбуждать и осуществлять уголовное преследование этих лиц.

Вопросы оказания правовой помощи, выдачи и уголовного преследования между странами – членами Совета Европы решаются на основе Европейской конвенции о выдаче (открыта для подписания 13 декабря 1957 г., вступила в силу 18 апреля 1960 г.).

Данная конвенция установила обязательства, условия и порядок взаимной выдачи лиц, в отношении которых ведется уголовное преследование или которые разыскиваются для приведения в исполнение приговора или постановления о задержании. Тесно связанная с ней Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (вступила в силу 12 июня 1962 г.

Читайте также:  Продление гарантийного срока: основания, порядок и сроки проведения ремонта, отказ в продлении гарантии

) регулирует комплекс вопросов, касающихся оказания правовой помощи на взаимной основе в вопросах уголовного преследования.

Основная цель договоров (конвенций) о выдаче, взаимной правовой помощи по уголовным делам и другим вопросам международного сотрудничества в борьбе с преступностью заключается в том, чтобы создать правовые возможности сотрудничества компетентных органов различных государств в целях эффективного осуществления уголовного правосудия

При отсутствии у России международного договора или международного соглашения правовая помощь осуществляется на основе принципа взаимности. Он подтверждается письменным обязательством компетентных органов Российской Федерации оказать от имени России правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий.

Передача лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является.

Основанием такой передачи является решение суда по результатам рассмотрения представления компетентных органов соответствующего государства, либо обращения осужденного или его представителя, а равно компетентных органов иностранного государства в соответствии с международным договором РФ на основе принципа взаимности.

Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства

Замечание 1

Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства — это взаимодействие российских прокуроров, судей, следователей, органов дознания с должностными лицами и компетентными органами международных организаций и иностранных государств, основанное на международном договоре, согласованности, принципе обоюдовыгодного взаимодействия (ст. 4621 Уголовно-процессуального кодекса).

С развитием общества и ростом процессов интеграции РФ в мировое сообщество возрастает роль идей равенства, справедливости, законности и гуманизма в обще социальном, уголовно-правовом, уголовно-процессуальном аспектах. УПК РФ закрепляет новеллы процессуального законодательства — особые положения о международном сотрудничестве в сфере уголовного судопроизводства.

Основные виды международного сотрудничества:

  • вопросы оказания правовой помощи по уголовному производству;
  • передача осужденного лица соответствующим органам для отбывания наказания, исполнения приговора, уголовного преследования в стране, гражданином которой это лицо является;
  • транзитная перевозка выданных лиц;
  • передача судопроизводства по уголовным делам.

Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства — это деятельность должностных лиц и компетентных органов исполнительной и судебной власти, органов прокуратуры стран-участников соглашения, регламентированная международными и национальными нормативно-правовыми актами. Международное сотрудничество реализуется на любой стадии судопроизводства для обоснованного, законного, справедливого разрешения дела по существу.

Принципы международного сотрудничества

Для международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства характерны особые принципы, на которых оно строится и развивается. Общепризнанные принципы международного права — это основополагающие императивные нормы международного права, признаваемые международным сообществом.

К принципам международного судопроизводства относятся общепризнанные принципы, закрепленные в УПК, Уставе ООН, Декларации о принципах международного права.

Сотрудничество государств должно основываться на принципах:

  • невмешательства во внутренние дела страны;
  • равного суверенного государства;
  • добросовестного выполнения принятых обязательств;
  • мирного разрешения споров.

В УПК (гл. 2) предусмотрена система принципов уголовного судопроизводства.

Объединенные в эту систему принципы распространяют свое действие на всю процессуальную деятельность, этапы производства по уголовному делу, на процессуальные институты и т.д.

Эти положения должны быть основополагающими для деятельности уполномоченных органов и должностных лиц в сфере уголовного судопроизводства в рамках международного сотрудничества.

Принципы уголовного судопроизводства:

  • законность производства уголовного дела;
  • разумный срок судопроизводства;
  • осуществление правосудия только органами суда;
  • неприкосновенность личности;
  • уважение чести и достоинства человека;
  • охрана прав, свобод гражданина в судопроизводстве;
  • Презумпция невиновности;
  • неприкосновенность жилища;
  • тайна переговоров, переписки, телеграфных, почтовых и иных сообщений;
  • состязательность сторон;
  • свобода оценки доказательств;
  • обеспечение задержанному и обвиняемому права на защиту;
  • язык производства;
  • право на обжалование процессуальных действий.

УПК предусматривает принцип взаимности, имеющий прямое отношение к международному сотрудничеству в сфере уголовного производства. Принцип взаимности — один из основополагающих принципов международного сотрудничества в вопросах оказания правовой помощи.

Правоведы считают, что в уголовно-процессуальном законодательстве необходимо закрепить за каждым принципом соответствующую статью и краткое пояснение (ч. 5 УПК).

В УПК необходимо закрепить следующие принципы: законности, взаимности, уважения прав, свобод гражданина, обеспечения права на защиту, невыдачи своих граждан, судебного контроля.

Перечисленная система принципов должна обеспечить такую деятельность, которая соответствовала бы международным и правовым стандартам, обеспечивающим права и свободы человека.

Правовая помощь по уголовным делам в межгосударственных отношениях

Правовая помощь по делам в межгосударственных отношениях — это установившийся в межгосударственных отношениях комплекс организационно-правовых и нормативных средств, закрепленных международными договорами, внутренним законодательством государств, благодаря которым реализуется взаимодействие государств по выполнению судебных и других обязательств.

Государства, подписавшие соглашение о правовой помощи, касающейся уголовных дел, обязаны предавать по соответствующему запросу всю необходимую для следствия информацию, данные из судебных материалов в полном объеме.

Полученные на территории другого государства доказательства пользуются такой же юридической силой, как полученные на территории РФ в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса (ст. 455).

Такие доказательства должны быть заверены, проверены с точки зрения допустимости, относимости и достоверности.

Если возникают вопросы в отношении допустимости полученного на территории иного государства доказательства, то необходимо проверить соблюдение норм национального законодательства этого государства, а также норм, которые регламентируют соответствующие правоотношения.

Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства — это часть сотрудничества между государствами в борьбе с преступностью.

Такое сотрудничество ограничено рамками уголовного процесса, представленного взаимодействием прокуроров, органов суда, следователей, органов дознания с должностными лицами, компетентными органами международных организаций и иностранных государств для реализации уголовного судопроизводства, в основе которого лежит международный Договор, национальное уголовно-процессуальное законодательство и принцип взаимности.

88. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА.. Шпаргалка по уголовно-процессуальному праву России … 89

Взаимодействие судов, прокуроров, следо–вателей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями регламентируется ст. 453-459 УПК.

Производство по большинству уголовных дел осу–ществляется силами и средствами национальных правоохранительных органов на территории государ–ства, где было совершено преступление.

Однако на практике возникают ситуации, когда лицо, совершив преступление на территории одного госу–дарства, с целью избежать уголовной ответственно–сти либо по иным причинам уезжает в другое государ–ство, где проживает открыто или скрывается от правоохранительных органов.

Существующий в меж–дународном праве институт выдачи или экстрадиции обязывает государства, между которыми заключены соответствующие двусторонние или многосторонние договоры, по заявленному в установленном порядке требованию выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответ–ственности или для приведения приговора в испол–нение.

  • УПК РФ предусмотрел в своей структуре отдельную часть – пятую, посвященную международному сотруд–ничеству в сфере уголовного судопроизводства. Та–кое сотрудничество реализуется в трех основных направлениях:
  • 1)во взаимодействии судов, прокуроров, следовате–лей и органов дознания с соответствующими ком–петентными органами и должностными лицами ино–странных государств и международными организа–циями (глава 53 УПК);
  • 2) в выдаче лица для уголовного преследования или исполнения приговора (глава 54 УПК);

3) в передаче лица, осужденного к лишению свобо–ды, для отбывания наказания в государстве, граж–данином которого оно является (глава 55 УПК).

Напомним, что многосторонние и двусторонние меж–государственные международные договоры Российской Федерации, включая договоры, заключенные СССР, правопреемницей по которым выступает Россия, со–гласно ч. 4 ст.

15 Конституции РФ являются составной частью российской правовой системы и действуют непосредственно. Если ими установлены иные прави–ла, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 3 ст. 1 УПК).

Государство должно выполнять обязанности, возло–женные на него международным договором, после вступления этого договора в силу в целом и для кон–кретного государства. Обычно для вступления догово–ра в силу недостаточно лишь его подписания уполно–моченными органами или лицами договаривающихся государств.

Например, подписанные Российской Фе–дерацией международные договоры, предметом кото–рых являются основные права и свободы человека и гражданина, подлежат ратификации. Равным обра–зом подлежат ратификации международные договоры России, при заключении которых стороны условились о последующей ратификации (ст. 15 Федерального за–кона от 15 июля 1995 г.

«О международных договорах Российской Федерации»).

После ратификации международного договора и вступления его в силу он становится составной частью правовой системы Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

89. ЗАПРОС О ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ

При необходимости производства на территории иностранного государства следственных или иных процессуальных действий суд, Прокурор, следова–тель, дознаватель вносит запрос об их производстве компетентным органом или должностным лицом ино–странного государства в соответствии с междуна–родным договором Российской Федерации, между–народным соглашением или на основе принципа взаимности.

Согласно ч. 3 ст. 453 УПК запрос о производстве процессуальных действий направляется через:

  1. 1) Верховный Суд рФ (по вопросам его судебной дея–тельности);
  2. 2) Министерство юстиции РФ (по вопросам, связан–ным с судебной деятельностью всех судов, за ис–ключением Верховного Суда РФ);
  3. 3) Министерство внутренних дел РФ, Федеральную службу безопасности РФ, Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (в отношении следствен–ных действий, не требующих судебного решения или согласия прокурора);
  4. 4) Генеральную прокуратуру РФ (в остальных слу–чаях).

Содержание и форма запроса указаны в ст. 454 УПК РФ; запрос и прилагаемые к нему документы пе–реводятся на официальный язык того иностранного государства, в которое они направляются (ч. 4 ст. 453 УПК РФ).

Запрос о производстве процессуальных действий составляется в письменном виде, подпи–сывается должностным лицом, его направляющим, удостоверяется гербовой печатью соответствующего органа и должен содержать: наименование органа, от которого исходит запрос; наименование и место–нахождение органа, в который направляется запрос;

наименование уголовного дела и характер запроса; данные о лицах, в отношении которых направляется запрос, включая данные о дате и месте их рождения, гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания, а для юридических лиц – их на–именование и местонахождение; изложение подле–жащих выяснению обстоятельств, а также перечень запрашиваемых документов, вещественных и других доказательств; сведения о фактических обстоятель–ствах совершенного преступления, его квалификация, текст соответствующей статьи УК РФ, а при необходи–мости также сведения о размере вреда, причиненно–го данным преступлением.

Доказательства, полученные на территории иност–ранного государства, пользуются такой же юридиче–ской силой, как если бы они были получены на терри–тории РФ (ст. 455 УПК).

Статьей 457 УПК устанавливаются правила испол–нения в Российской Федерации запроса о правовой помощи. При исполнении запроса применяются нор–мы УПК, однако могут быть применены процессуаль–ные нормы законодательства иностранного государ–ства, если это не противоречит законодательству и международным обязательствам РФ.

Читайте также:  Работающим пенсионерам с 1 августа повысят пенсии

На основании ст.

458 УПК в случае совершения преступления на территории РФ иностранным граж–данином, впоследствии оказавшимся за ее предела–ми, и невозможности производства процессуальных действий с его участием на территории Российской Федерации все материалы возбужденного и рассле–дуемого уголовного дела передаются в Генеральную прокуратуру РФ, которая решает вопрос об их направ–лении в компетентные органы иностранного государ–ства для осуществления уголовного преследования. Аналогичный запрос компетентного органа иностран–ного государства рассматривается также Генераль–ной прокуратурой РФ (ст. 458 УПК).

90. ВЫДАЧА ЛИЦА ДЛЯ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ ИЛИ ИСПОЛНЕНИЯ ПРИГОВОРА

Российская Федерация может направить иностран–ному государству запрос о выдаче ей лица для уголов–ного преследования или исполнения приговора этим го–сударством или дать письменное обязательство Генерального прокурора РФ выдавать в будущем на ос–нове принципа взаимности этому государству лиц в со–ответствии с законодательством РФ. Направление за–проса о выдаче лица на основе принципа взаимности осуществляется, если в соответствии с законодатель–ством обоих государств деяние, в связи с которым на–правлен запрос о выдаче, является уголовно наказуе–мым и за его совершение либо предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание – в случае выдачи для уголовного преследования, либо лицо осуж–дено к лишению свободы на срок не менее шести меся–цев – в случае выдачи для исполнения приговора.

При возникновении необходимости запроса о вы–даче все необходимые материалы представляются в Генеральную прокуратуру РФ для решения вопроса о направлении в соответствующий компетентный орган иностранного государства запроса о выдаче лица, находящегося на территории данного государ–ства (ч. 3 ст. 460 УПК).

Лицо, выданное иностранным государством, при–влечено в качестве обвиняемого, без согласия госу–дарства, его выдавшего, а также передано третьему государству за преступление, не указанное в запросе о выдаче.

Вместе с тем согласия иностранного госу–дарства не требуется, если: 1) выданное лицо в тече–ние 44 суток со дня окончания уголовного судопроиз–водства, отбытия наказания или освобождения от него покинуло территорию РФ; 2) выданное лицо покинуло территорию РФ, но затем добровольно возвратилось в РФ.

Решение о выдаче лица, находящегося на террито–рии РФ, принимается Генеральным прокурором рФ или его заместителем. Решение может быть обжаловано в областной суд в течение 10 суток с момента получе–ния уведомления (ст.463 УПК).

  • Выдача лица не допускается:
  • 1) в отношении гражданина РФ;
  • 2) в отношении лица, которому предоставлено убежи–ще в РФ;
  • 3) в отношении лица, которому за то же самое деяние вынесен вступивший в законную силу приговор или прекращено производство по уголовному делу;
  • 4) если в соответствии с законодательством РФ истекли сроки давности или по иному законному основанию;

5) имеется вступившее в законную силу решение су–да РФ о наличии препятствий для выдачи данного лица в соответствии с законодательством и меж–дународными договорами Российской Федерации (ч. 1 ст. 464 УПК).

В выдаче лица может быть отказано, если: а) деяние, послужившее основанием для запроса о выдаче, не является по УК преступлением; б) дея–ние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, совершено на территории РФ или против интересов РФ за пределами ее территории; в) за то же самое деяние в РФ уже осуществляется уголовное пресле–дование; г) уголовное преследование возбуждается в порядке частного обвинения (ч. 2 ст. 464 УПК).

Российская Федерация уведомляет иностранное госу–дарство о месте, дате и времени передачи выдаваемого лица. Если данное лицо не будет принято в течение 15 су–ток со дня, установленного для передачи, то оно может быть освобождено из-под стражи. Во всяком случае лицо подлежит освобождению по истечении 30 суток со дня, установленного для его передачи (ст. 467 УПК).

  • 81
  • 82
  • 83
  • 84
  • 85
  • 86
  • 87
  • 88
  • 89
  • 90
  • 91

Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства: проблемы категориального определения

Библиографическая ссылка на статью:
Лясковец А.В. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства: проблемы категориального определения // Политика, государство и право. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://politika.snauka.ru/2015/02/2741 (дата обращения: 24.01.2022).

Эффективность организации международного сотрудничества в отдельных отраслях и институтах права является одним из базовых показателей уровня участия государства в международных отношениях.  Современный этап развития российского государства характеризуется тенденцией глобализации межгосударственных взаимодействий с иностранными государствами по различным вопросам.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов выступает международное сотрудничестве в области уголовного судопроизводства. Сложность рассматриваемой проблематики во многом обуславливается относительной неразработанностью указанного вопроса в современной юридической науке.

В то же время необходимо отметить, что и законодательная регламентация международного уголовно-процессуального сотрудничества вызывает ряд серьезных вопросов.

В первую очередь необходимо разобраться с терминологией, так как использование категориального аппарата без его определения, по сути, сводит к минимуму потенциально положительный эффект проведенного исследования.

Важно учитывать тот факт, что международное сотрудничество по своей правовой природе является сложным процессом, включающим в себя целый комплекс различного рода аспектов, в той или иной степени характеризующих различные стороны исследуемого правового явления.

В то же время само понимание процесса международного уголовно-процессуального сотрудничества вызывает ряд вопросов с точки зрения его категориального определения.

Любые взгляды и точки зрения на современные проблемы уголовного судопроизводства обречены быть только идеями до тех пор, пока не будут практически реализованы. Поэтому, в первую очередь, необходимо изучить мнение законодателя по рассматриваемому вопросу, выраженное в нормативных предписаниях действующего российского уголовно-процессуального законодательства.

Анализ нормативного регламентирования международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства позволяет прийти к выводу, что  базовой составляющей исследуемого процесса выступает оказание правовой помощи государствами по отдельным вопросам реализации норм уголовного судопроизводства. Под правовой помощью по уголовным делам в межгосударственных отношениях понимается выполнение судами и другими органами уголовного правосудия по поручению иностранных властей отдельных процессуальных действий по уголовным делам.

Однако, на наш взгляд,  подобного рода определение является в некоторой степени неполноценным, так как не позволяет в полной мере оценить весь комплекс различного рода правоотношений между правоохранительными органами государств-участников сотрудничества, возникающих в связи с его осуществлением.

Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства впитывает в себя широкий комплекс различного рода правоотношений, которые возникают между государствами и их правоохранительными органами, участвующими в процессе уголовного судопроизводства, в связи с осуществлением взаимных усилий по обеспечению надлежащего функционирования правового механизма, используемого для выявления и раскрытия преступлений, изобличения лиц, виновных в их совершении, и применения к ним предусмотренных правовыми предписаниями мер воздействия.

Нужно уточнить, что в круг рассматриваемых отношений входят не только вопросы практической реализации международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства. Немаловажное значение играет также нормативная регламентация осуществления исследуемого процесса.

То есть усилия по разработке взаимоприемлемых международных соглашений по вопросам, затрагивающим отдельные аспекты уголовного судопроизводства на межнациональном уровне, безусловно, также являются немаловажной составляющей исследуемого явления.

В то же время российский законодатель не уделяет данному аспекту сколь-нибудь существенного внимания, что в свою очередь следует рассматривать в качестве исключительно негативного явления.

Среди направлений и форм международной борьбы с преступностью выделяют также: обсуждение проблем предупреждения преступлений и обращения с правонарушителями; научно-информационный обмен опытом и знаниями в борьбе с преступностью; координация в договорно-правовом порядке борьбы с преступлениями, затрагивающими интересы нескольких государств, и др.[3, с. 3]

Если же затрагивать практическую сторону рассматриваемого вопроса, то есть качественное и взаимное исполнение запросов о правовой помощи иностранного государства, то важно отметить, что именно правовая регламентация института международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства является тем самым определяющим фактором, который служит одним из базовых критериев оценки эффективности практической реализации данного процесса. Однако законодательное закрепление данного института в российском УПК вызывает ряд вопросов.

Нормы национального, межнационального и международного уголовно-процессуального законов должны быть сформулированы таким образом, чтобы их применение компетентными органами юстиции взаимодействующих государств в целях установления по уголовному делу объективной истины осуществлялось с наименьшей затратой сил, средств и времени. [2, с. 141]

В то же время следует отметить, что российское уголовно-процессуальное законодательство не в полной мере соответствует вышеобозначенным принципам. Причем подобная несогласованность во многом объясняется именно относительно неудачным правовым закреплением понятия международного уголовно-процессуального сотрудничества.

Отметим, что  в науке уголовного судопроизводства представленная тематика также вызывает довольно-таки серьезные дискуссии.

Специалистами предлагаются несколько определений исследуемого института, которые, как правило, характеризуют лишь отдельные стороны рассматриваемого процесса.

Безусловно, подобное разнообразие взглядов отражает актуальность вопросов, связанных с законодательным оформлением института международного уголовно-процессуального сотрудничества, однако данная тенденция порождает естественные проблемы его процессуального закрепления.

В этом свете одним из наиболее разработанных видится определение сформулированное А. Г.

Читайте также:  Куда следует обращаться за защитой персональных данных?

Волеводзом, который определил международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства  как регулируемую нормами международного и внутригосударственного права деятельность по защите интересов личности, общества, государства и мирового сообщества от международных, транснациональных и имеющих транснациональный характер преступлений, посягающих на внутригосударственный правопорядок, которая осуществляется путем принятия согласованных между странами мер по установлению наказуемости в уголовном порядке определенных общественно опасных деяний (криминализации) и унификации на этой основе уголовного законодательства; пресечению готовящихся или совершенных преступлений, в том числе и путем проведения в необходимых случаях оперативно-розыскных действий; оказанию помощи в расследовании уголовных дел и осуществлении уголовного преследования; организации деятельности международных судебных органов, связанной с расследованием международных преступлений, осуществлением уголовного преследования и наказанием лиц, виновных в их совершении; обеспечению исполнения уголовных наказаний; постпенитенциарному воздействию, а также оказанию профессионально-технической помощи и предупреждению преступлений.[1, с. 56] Данное определение уделяет  достаточное внимание основным составляющим процесса международного уголовно-процессуального сотрудничества и позволяет с более перспективных позиций рассматривать исследуемый процесс.

Подводя итоги, заметим, что современная регламентация международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства в российском уголовно-процессуальном законодательстве является недостаточно разработанной и требует, на наш взгляд, существенной доработки. Причем при проведении подобного рода реформирования необходимо учитывать международный опыт, так как  базовая направленность исследуемого института подразумевает активную  интеграцию правовых систтем Российской Федерации и иностранных государств.

Библиографический список

  1. Волеводз, А. Г. Правовые основы новых направлений международного сотрудничества в сфере уголовного процесса: Дис. … докт. юрид. наук. – М., 2002.
  2. Михайлов, В. А. Правовая основа международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства// Публичное и частное право. – 2014. – № 11. – С. 140- 154.
  3. Смирнов, П. А. Понятие и содержание международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства как одно из направлений международной борьбы с преступностью// Международное уголовное право и международная юстиция. – 2011. – № 1. – С. 3 – 5.

К вопросу о принципах международного сотрудничества и взаимодействия государств в сфере уголовного судопроизводства

Федюнин, А. Е. К вопросу о принципах международного сотрудничества и взаимодействия государств в сфере уголовного судопроизводства / А. Е. Федюнин, А. В. Зуйков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 23 (209). — С. 148-150. — URL: https://moluch.ru/archive/209/51193/ (дата обращения: 17.03.2022).



Сотрудничество между государствами и их взаимодействие при расследовании уголовных дел осуществляется на основе многочисленных ратифицированных международных договоров, деклараций, соглашений и иных регламентов, которые, в свою очередь, базируются на основополагающих и общепризнанных принципах [1] и нормах международного права, к которым относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств. В. К. Волошина в своей научной работе указывает, что принцип уголовного процесса — это обусловленная историческими, экономическими, социальными и нравственными закономерностями объективно-субъективная категория права, облеченная в форму закона, выражающаяся в требовании общества к государству по обеспечению прав и законных интересов человека и гражданина в процессе возбуждения, расследования и разрешения уголовного дела в рамках задач уголовного процесса [2]. Следует отметить, что правоохранительные и судебные органы Российской Федерации в своей работе, при взаимодействии с компетентными органами иностранных государств, обязаны, в первую очередь, обеспечивать достижение национальных интересов, а также поддерживать все виды безопасности государства, хранить государственную тайну, обеспечивать поддержание территориальной целостности и суверенитет не только России, но и других стран, которым с нашей стороны оказывается правовая и иная помощь. На данных положениях строится принцип суверенного равенства каждого государства, признанного Организацией Объединенных Наций (далее — ООН), означающий не только право осуществлять в пределах своей территории всю полноту власти, но и обязанность сторон международного сотрудничества не свершать каких-либо действий, прямо или косвенно угрожающих территориальной целостности и политической независимости конкретной страны независимо от размера ее территории, формы государственного правления и административно-территориального устройства, наличия или отсутствия регулярной армии и численности населения. Поэтому, любая деятельность одного государства, в рамках международного сотрудничества по уголовному процессу или же в иной сфере, на территории другого государства возможна лишь при согласии и под контролем последнего, за исключением случаев, когда на подобное вмешательство есть согласительная Санкция ООН. Важность соблюдения всех основных принципов при международном сотрудничестве, в том числе в рамках уголовного судопроизводства, подтверждена многочисленными спорами, возникающими при нарушениях, допускаемых сторонами подобного сотрудничества. Однако, подходы к пониманию и классификации существующих принципов существенно отличаются в трудах различных отечественных и зарубежных исследователей данной области знаний. Так, например, кроме общих выделяют ряд специальных принципов при взаимодействии государств и их судебно-следственных органов в борьбе с преступностью. Первым специальным принципом является ограничение межгосударственного сотрудничества, а именно: взаимодействие сторон осуществляется только по уголовным делам и преступлениям, которые имеют общеуголовный характер. Это значит, что к данной категории дел не относятся запросы о правовой помощи по преступлениям политического, идеологического, национального, религиозного и расового характера, а также воинские преступления. Вторым специальным принципом выступает неотвратимость наказания за совершенное Правонарушение. Следует отметить, что лица, совершившие преступление, при наличии доказанности их вины, будут нести уголовную, административную и иную ответственность независимо от своего статуса, занимаемой должности, неприкосновенности, а также наличия или отсутствия гражданства. В случаях, когда такое лицо обладает определенным видом иммунитета на территории одного государства, то будет нести ответственность согласно нормам национального законодательства страны, гражданином которого оно является. Третьим специальным принципом является осуществление процессуальных и иных действий по оказанию международно-правовой помощи исключительно на основе внутреннего законодательства запрашиваемой страны. По мнению одного из ведущих специалистов в области международного публичного и международного частного права профессора Галенской Л. Н., специальные принципы не могут и не должны противоречить общим принципам международного права независимо от сферы международных отношений [3]. Между ними действуют отношения подчиненности, субординации. А это значит, что каждый специальный принцип действует во взаимосвязи с общими принципами международного права. Однако существуют и другие точки зрения, согласно которым именно специальные принципы проявляют себя при взаимодействии государств по вопросам уголовного процесса. Так, например, в Сирийской Арабской Республике происходит взаимодействие различных государств и международных организаций, причем большинство из них действуют против воли официальных властей Сирийской Арабской Республики, тем самым нарушая не только общие, но и специальные принципы и нормы международного права. В данном случае, прежде всего нарушается принцип суверенного равенства государств, поскольку нахождение представителей конкретных государств допускается лишь при согласии запрашиваемой стороны, то есть Сирии, что подрывает авторитет ООН и всего международного права.

Литература:

  1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» (в ред. от 5 марта 2013 г. N 4) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, декабрь 2003 г., N 12
  2. Волошина В. К. Понятие и значение принципов уголовного процесса // Актуальные проблемы России и стран СНГ – 2007: материалы IX Международной научно-практической конференции (29–30 марта 2007 г.). Челябинск, 2007. С. 147.
  3. Галенская Л.Н. Правовые проблемы сотрудничества в борьбе с преступностью. Л., 1978. С. 8.

Основные термины (генерируются автоматически): принцип, специальный принцип, уголовный процесс, государство, международное сотрудничество, взаимодействие государств, Сирийская Арабская Республика, территориальная целостность.

Под принципами уголовного судопроизводства (уголовного процесса) понимаются общие основные

Согласно ст. 1 УПК РФ в уголовном процессе действуют международные принципы, принципы, закрепленные в Конституции РФ и принципы, закрепленные в УПК РФ.

Развитие принцип территориальной целостности получил в принятой в 1970 г. Декларации о принципах международного права: «Каждое государство должно воздерживаться от любых действий…

Иными словами, она выражает принцип суверенитета государств и право наций на самоопределение. В статьях 2, 3, 5 нашли отражение такие основные принципы, как территориальная целостность и неприкосновенность каждого государства

государство, непризнанное государство, международное сообщество, образование, международная

Региональное сотрудничество стран Центральной Азии: взгляд из…

Государства, формировавшиеся ранее на территории региона, основывались на принципе.

Обострилось противоречие между принципами суверенитета и территориальной целостности государства, с одной стороны, и правом наций на самоопределение и правами человека – с другой.

Сегодня, развитие мировой политики и международных отношений между государствами протекают в условиях противоречивых процессов, что в свою очередь делает

Как уже выше было отмечено, целостность государства обеспечивается самой Российской Федерацией.

самоопределение народов, принцип, территориальная целостность, нация, принцип самоопределения народов, территориальная целостность государств, собственное государство… Косово: к вопросу о правовой легитимности обретённого…

самоопределение народов, принцип, территориальная целостность, нация, принцип самоопределения народов, территориальная целостность государств, собственное государство

Взаимодействие и укрепление доверия со странами Совета сотрудничества Персидского залива

Основные термины (генерируются автоматически): Ближний Восток, млрд баррелей, Ирак, Иран, Сирийская Арабская Республика, Саудовская Аравия, политическое давление…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector