Право

Источники регулирования наследственных отношений

В п. 2 ст. 1110 ГК РФ устанавливается, что наследование регулируется ГК РФ и другими законами, а в случаях, предусмотренных законом, – иными нормативными актами.

Наследственное право – подотрасль гражданского права, поэтому основная масса законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих наследование, является источниками гражданского права. Вместе с этим отдельные положения о наследовании содержатся в нормах иных отраслей права: земельного, финансового, семейного и др.

Рассмотрим источники наследственного права, располагая их в соответствии с их юридической силой:

1) Международные правовые акты (например, Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года[1]; двусторонние соглашения с различными государствами и др.).

2) Законодательство РФ:

а) Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г., имеет высшую юридическую силу в отношении любых законов и иных нормативных актов, в которой устанавливаются основные принципы и ряд основных норм гражданского законодательства. В ч. 4 ст. 35 содержится норма: «Право наследования гарантируется». Таким образом, основным понятием в этом положении является понятие «гарантии».

Необходимо отметить следующие особенности данной нормы:

— право наследования, предусмотренное ч. 4 ст. 35 Конституции РФ, включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом, так и право наследников на его получение;

— гарантом права наследования выступает государство, т.е. РФ.

Кроме того, право наследования вытекает и из ч. 2 ст. 35 Конституции РФ, которая предусматривает для собственника возможность распорядиться своим имуществом, что можно считать «основой свободы наследования»;

Свобода наследования не является абсолютной, так как может быть ограничена законодателем, но только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, т.е. при условии, что ограничение носит обоснованный и соразмерный характер;

б) Гражданский кодекс РФ, часть 3 – вступил в силу с 1 марта 2002 года (принят 1 ноября 2001 года)[2].

Ч. 3 ГК РФ является основополагающим, отраслевым, кодифицированным нормативно-правовым актом, определяющим правовое положение участников наследственных правоотношений, и регулирующий порядок перехода имущества гражданина после его смерти к другим лицам. Это основной источник наследственного права.

Согласно общему принципу – «закон обратной силы не имеет», нормы ч. 3 ГК РФ применяются к отношениям, возникшим после введения его в действие, т.е. после 1 марта 2002 года.

Из данного правила есть исключения, когда нормы ч. 3 ГК распространяются на отношения, возникшие до момента вступления его в силу.

Такие исключения предусмотрены в вводном законе – ФЗ РФ «О введении в действие части третьей ГК РФ» от 26 ноября 2001 года №147-ФЗ[3];

в) среди гражданско-правовых источников регулирования наследственных отношений наряду с ГК частью 3 действуют и целый ряд норм части 1 Гражданского Кодекса РФ (принят 21 октября 1994г., введен в действие с 1января 1995г.)[4] и части 2 ГК РФ (принят 22 декабря 1995г., введен в действие с 1марта 1996г.)[5].

В части 1 и 2 ГК РФ закреплены основные принципы регулирования отношений, составляющих предмет гражданского права, а следовательно и большей части отношений по наследованию, а также нормы, которые прямо относятся к наследованию: это и нормы о дееспособности, о сделках, о сроках, о субъектах, о праве собственности, о договоре дарения (п. 3 ст. 572, ст. 581 ГК РФ), о ренте (п. 2 ст. 589 ГК РФ), об аренде (ст. 617 ГК), о ссуде (ст. 700 ГК РФ), о страховании (п. 2 ст. 934 ГК РФ) и др.;

г) отдельные нормы, относящиеся к наследованию на уровне законов также содержатся: в Семейном кодексе РФ[6] (п. 1 ст. 36, п. 3 ст. 60); Кодексе торгового мореплавания РФ[7] (ст. 70); Земельном кодексе РФ[8] (п. 2 ст. 21, п. 10 ст. 22); Налоговом кодексе РФ, часть 2[9] (п.п. 3 п. 1 ст. 200, п.п. 18 ст. 217); Трудовом кодексе РФ[10] и некоторых нормах других отраслей права;

д) значительное место нормам, регулирующим наследственные отношения, отведено в законодательстве о нотариате: (Закон «Основы законодательства РФ о нотариате» 1993 г.[11]);

е ) отдельные нормы о наследовании содержатся в Федеральных законах

Источники наследственного права России

Вопросы наследования и регулирующая их совокупность норм представлены отдельной отраслью в российском законодательстве. Система источников наследственного права строго регламентирована, это необходимо для избежания разночтений.

Определение 1

Источниками наследственного права по закону считают нормативно-правовые акты. Данная документация управляет взаимодействиями граждан в сфере наследования на основании предписанных правил.

Важнейшие моменты по вопросам наследования определяются на федеральном уровне. Нормы наследования относятся к гражданскому законодательству Российской Федерации, к правам граждан. Принадлежность к гражданскому законодательству определена ст. 71 Конституции РФ.

Система наследственного права строится по комплексному принципу, включая в себя нормы из нескольких отраслей права:

  • Конституционное;
  • Гражданское;
  • Налоговое;
  • Нотариальное;
  • Земельное;
  • Семейное и другие.

Основные принципы наследования

Главный нормативно-правовой акт – это Конституция РФ. В ней зафиксированы базовые принципы правопорядка в стране, в том числе и по вопросам наследования. Неоспоримыми принципами наследственного права являются:

  • Все граждане равны перед судом и законом;
  • Права и свободы одного лица не могут препятствовать осуществлению прав и свобод других лиц;
  • Любая из форм собственности подлежит равной защите:
    • Государственная;
    • Муниципальная;
    • Частная и прочие формы.
  • Каждый имеет право обладать имуществом и распоряжаться им, единолично или вместе с третьими лицами;
  • Лишение имущества может происходить только по решению суда;
  • Частная жизнь в вопросах наследования неприкосновенна, никто не имеет право разглашать семейные и личные тайны;
  • Каждый может свободно пользоваться землей и другими природными ресурсами, если это не наносит урона окружающей среде и не нарушает прав других граждан.

Основы источников наследственного права

Наследственное право относится к Гражданскому Кодексу РФ, он является основой системы источников наследования. Данные вопросы регулируются разделом V – «Наследственное право». При этом некоторые аспекты определяются иными нормами ГК, в частности те, что закрепляют правила наследственного преемничества относительно определенных типов недвижимости и прочего имущества.

Иные статьи ГК относительно наследственного права:

  • П. 2 ст. 78 – права наследника в случае смерти участника товарищества;
  • П. 6 ст. 93 – порядок наследования долей уставного капитала в обществах с ограниченной ответственностью;
  • Ст. 581 – порядок действий при наследовании по обещанию дарения;
  • П. 2 ст. 617 – наследование прав и обязанностей арендаторов в рамках договора аренды недвижимости;
  • П. 2 ст. 1110 – права наследования регулируются не только Гражданским Кодексом, но и другими правовыми актами в рамках закона. При этом ни один из актов не может нарушать основы и положения, определенные ГК.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Другие законы, регулирующие наследственное право

Помимо ГК вопросы наследства затрагиваются в других кодексах – ГПК, НК, СК, ЗК РФ, определяются федеральными законами.

Федеральные законы, регулирующие нормы наследственного права:

  • От 26 ноября 2001 г. № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации»;
  • От 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»;
  • От 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
  • От 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;
  • От 30 декабря 2004 г. № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»;
  • От 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;
  • От 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
  • От 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии», в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1.

П. 6 ст. 3 ГК РФ допускает регулирование наследственного права не только законами, но и подзаконными актами – указами Президента, постановлениями правительства, актами министерств.

Читайте также:  ВС объяснил, когда долг становится обогащением

Пример 1

Постановления правительства, регулирующие наследственное право:

  • От 27 мая 2002 г. № 350 «Об утверждении предельного размера вознаграждения по договору хранения наследственного имущества и договору доверительного управления наследственным имуществом»;
  • От 27 мая 2002 г. № 351 «Об утверждении Правил совершения завещательных распоряжений правами на денежные средства в банках».

Пример 2

Приказы Минюста, имеющие отношения к правовой части наследования:

  • От 10 апреля 2002 г. № 99 «Об утверждении форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах»;
  • От 15 марта 2000 г. № 91 «Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации».

Нотариальная деятельность

Роль нотариата в реализации наследственного права заключается в защите интересов и свобод людей, деятельность строго регламентируется определенными актами, основные из них были перечислены выше, они также являются источниками наследственного права. Нотариальная деятельность выполняет публичную функцию, специалисты в данной области действуют от имени Российской Федерации.

Отдельное положение среди нормативных актов, управляющих деятельность нотариата занимают акты от Федеральной нотариальной палаты и органов нотариального самоуправления. Роль этих актов – защита соблюдения наследственных прав каждого гражданина.

Пример 3

Правление Федеральной палаты в протоколе от 27—28 февраля 2007 г. № 02/07 приняло и утвердило методические рекомендации по оформлению права наследования. Этот документ стал одним из самых важных актов в работе нотариата.

Стандарты международного права

Иными источниками наследственного права являются нормы международного права, а также международные договоры РФ, они перекликаются между собой.

Одним из компонентов правовой системы России является принципы международного права, это закреплено в Конституции РФ, ст. 15.

Правила международного договора используются в тех ситуациях, когда положения международного договора РФ диктуют правила, не предусмотренные законом.

Замечание 1

Когда вопрос не регулируется международным договором, государство вправе самостоятельно определять нормы наследования, принципы преемничества, круг и очередность законных наследников согласно завещанию и закону.

Определенные вопросы регулируют международные конвенции, например, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, принятая 22 января 1993 года в Минске.

Акты судебных органов

Акты судебных органов не попадают под понятие источников наследственного права, но они необходимы для практики, без них в толкованиях правил возникли бы разночтения.

Важнейшие акты Конституционного Суда относительно наследственного права:

  • Постановление от 13 декабря 2001 г. № 16-П по делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 16 Закона города Москвы «Об основах платного землепользования в городе Москве» в связи с жалобой гражданки Т. В. Близинской;
  • Определение от 7 февраля 2002 г. № 13-0 по жалобе гражданки Кулаковой Маргариты Ильиничны на нарушение ее конституционных прав абз. 5 ст. 4 Закона РФ «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения»;
  • Определение от 30 сентября 2004 г. № 316-0 по жалобам гражданки Балакир Елены Марковны на нарушение ее конституционных прав положениями п. 1 ст. 3 Закона РФ «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» и граждан Наумова Дмитрия Владимировича и Соболевой Юлии Владимировны на нарушение их конституционных прав теми же положениями Закона РФ «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения», положениями ст. 1111 и п. 2 ст. 1152ГКРФ.

Международно-правовое регулирование наследственных отношений

Наследственное право, как и брачно-семейное, — основная область возникновения «хромающих отношений».

В доктрине отмечается, что самыми эффективными способами уменьшения таких отношений выступают гармонизация национального коллизионного права и унификация коллизионных норм1.

Однако к унификации коллизионных норм наследственного права существуют серьезные препятствия. В сфере международного наследственного права принято очень небольшое количество универсальных межгосударственных соглашений.

Гаагская конвенция о коллизии законов, касающихся формы завещательных распоряжений (1961) (Австралия, Нидерланды, Швеция, Германия, Франция, Япония), — форма завещательного распоряжения считается действительной, если она соответствует:

  • 1) праву места совершения акта;
  • 2) праву того государства, гражданином которого был завещатель в момент составления завещания или смерти;
  • 3) закону страны, в которой наследодатель проживал в момент составления завещания или смерти;
  • 4) праву страны, где наследодатель имел постоянное место жительства в момент составления завещания или смерти.

Конвенция допускает, что законодательство страны места нахождения недвижимого имущества также учитывается при установлении компетентного правопорядка.

Кроме того, Конвенция устанавливает применение правопорядка по принципу наиболее тесной связи.

Если лицо не менее пяти лет проживает на территории одного государства, но остается гражданином другого государства, предусматривается применение права государства гражданства. Индивид имеет право выбора предпочтительной правовой системы.

Конвенция содержит правила о совместном завещательном распоряжении двух или более лиц. Форма совместного завещания подчиняется коллизионным правилам, установленным для обычного завещания.

Вопрос, имеет ли лицо домицилий в данном государстве, решается по праву этого государства.

Иностранное право не применяется, если такое применение противоречит публичному порядку соответствующего государства.

Базелъская конвенция о введении системы регистрации завещаний (1972) направлена на унификацию материальных норм наследственного права. Цель Базельской конвенции — создание системы, позволяющей завещателю зарегистрировать свое завещание. Договаривающиеся государства обязуются создать системы регистрации завещаний на своей территории.

Базельская конвенция не затрагивает правила, которые в каждом Договаривающемся государстве касаются действительности завещаний и иных актов.

Следовательно, если регистрации завещания не требуется для обеспечения действительности завещания в соответствии с внутренним законодательством Договаривающихся государств, то несоблюдение договорных норм не может повлиять на действительность завещания.

Вашингтонская конвенция о единообразном законе о форме международного завещания (1973) включает Типовой закон о форме международного завещания и устанавливает:

  • 1. Государство вносит в свое законодательство правила составления международного завещания.
  • 2. Договаривающиеся государства обязаны создать институт уполномоченных лиц, которые будут действовать в отношении международного завещания. За пределами государства функциями таких лиц облечены консульские и дипломатические представители.

Международное завещание представляет собой гибридную форму, упрощенную разновидность закрытого завещания. Завещание должно быть собственноручно выполнено наследодателем и им подписано.

Наследодателю вменяется в обязанность сделать заявление в присутствии двух свидетелей и уполномоченного лица. Если наследодатель не в состоянии подписать завещание, он оповещает об этом уполномоченное лицо (о чем делается запись в завещании) и указывает, кто подпишет завещание от его имени.

Наследодатель руководствуется правом того государства, на территории которого действует уполномоченное лицо.

Гаагская конвенция относительно международного управления имуществом умерших лиц (1973) предусматривает создание международного сертификата, определяющего лиц, уполномоченных управлять движимым имуществом умершего.

Сертификат, составленный в одном государстве-участнике, признается в других государствах-участниках.

Сертификат составляется компетентным органом (судебной или административной инстанцией) государства места обычного проживания умершего в соответствии с его внутренним правом. Допускается применение права страны гражданства умершего.

Для этого власти государства гражданства и государства проживания должны сделать совместное заявление. Закон гражданства применяется, если индивид проживал в стране, выдавшей ему сертификат, не менее пяти лет непосредственно до момента смерти.

Международный сертификат позволяет собирать информацию о составе наследственной массы, выявлять объем имущества, определять оптимальные цены при продаже имущества для ликвидации долгов наследодателя. Конвенция предоставляет владельцу сертификата право предъявлять иски в стране места выдачи сертификата, заключать мировые соглашения, разделять и продавать имущество.

Гаагская конвенция о праве, применимом к имуществу, распоряжение которым осуществляется на началах доверительной собственности, и о его признании (1985) -лицу, передающему наследуемое имущество, рекомендуется самостоятельно избрать право и сформулировать мотивы своего выбора в специальном акте.

Если выбор права не состоялся, то действуют предписания той правовой системы, с которым наследование доверительной собственности наиболее тесно связано.

Наиболее тесная связь существует с законодательством страны, на территории которой действует доверительный собственник наследуемого имущества (группа собственников, объединенных в корпоративное образование), либо с законодательством государства, в пределах которого находится центр управления трастом или фондом.

Гаагская конвенция о праве, подлежащем применению к наследованию недвижимого имущества (1989), устанавливает возможность выбора права по принципу наиболее тесной связи для регулирования отношений в сфере наследования недвижимого имущества.

Читайте также:  Нужен образец ходатайства об  отсрочке уплаты штрафа ГИБДД!

Оформление выбора права осуществляется посредством соответствующего заявления. Форма заявления и его содержание определяются законом страны места составления акта.

Применение законодательства государства, с которым лицо — субъект правоотношения — имеет наиболее тесную связь, возможно, если право государства места составления акта не указывает, какими именно нормативными актами следует руководствоваться.

Недопустимо возникновение наследственных притязаний друг к другу у лиц, находящихся под юрисдикцией разных государств, если не ясна очередность, в которой осуществляется призыв к наследованию. Конвенция провозглашает взаимосвязь между правом государства, которому лицо хотело бы подчинить режим наследования недвижимого имущества, и объемом этого имущества.

Гаагская конвенция о праве, применимом к наследованию в силу смерти (1989), устанавливает, что наследственный закон, выбранный в соответствии с положениями Конвенции, применяется к определению круга наследников по закону и по завещанию; к лишению наследства и признанию лица недостойным наследником; к отношению и уменьшению долей безвозмездно переданного имущества и их учету при расчете наследственных долей; материально-правовой действительности завещательных распоряжений (ст. 7).

Гаагская конвенция 1989 г. характеризуется выбором в пользу единства права, применимого к наследованию. Материальное право, определенное на основе коллизионных норм Конвенции, применяется ко всему наследству независимо от его пространственных или содержательных характеристик.

Наследодатель вправе выразить автономию воли относительно права, применимого к его имуществу. Но выбор применимого права должен по общему правилу распространяться на регулирование всего наследства. Наследодатель не может нарушить принцип единства наследования.

Кроме того, выбор может быть сделан только между правом государства обычного места жительства или правом государства гражданства наследодателя в момент такого выбора или на момент смерти (ст. 5). Выбор применимого права должен быть выражен в заявлении, совершенном в форме распоряжения на случай смерти.

Выбор права должен быть ясным и однозначным, не допускать сомнений в его толковании.

Конвенция СНГ 1993 г. закрепляет принцип равенства в наследовании по закону и по завещанию граждан договаривающихся государств (принцип национального режима).

Право наследования определяется по законодательству договаривающейся стороны, на территории которой наследодатель имел постоянное место жительства.

Право наследования недвижимого имущества подчиняется законодательству стороны, на территории которой находится имущество.

Споры, возникающие из наследственных отношений, рассматриваются:

  • 1) в отношении недвижимого имущества — в учреждениях страны места нахождения недвижимости;
  • 2) в отношении движимого имущества — судами государства, на территории которого наследодатель имел место жительства в момент смерти.

Коллизионные вопросы завещательной способности и формы завещания определяются по праву страны места жительства наследодателя в момент составления завещания. Завещание или акт его отмены не могут быть признанными недействительными вследствие несоблюдения формы, если форма удовлетворяет требования права страны места составления завещания.

В Конвенции 1993 г. установлена «цепочка» коллизионных норм, регулирующих наследственный статут:

  • 1. Право наследования движимого имущества определяется законом той стороны, на территории которой наследодатель имел последнее постоянное место жительства.
  • 2. Право наследования недвижимого имущества определяется законом той стороны, на территории которой это имущество находится.
  • 3. Способность лица к составлению завещания и его отмене, форма завещания и его отмена определяются законом той стороны, на территории которой завещатель имел постоянное место жительства в момент составления завещания.
  • 4. Завещание или его отмена не могут быть признаны недействительными вследствие несоблюдения формы, если она соответствует требованиям закона места составления завещания.

Наследственные права иностранцев в России и российских граждан за рубежом главным образом регламентируются в консульских конвенциях и двусторонних договорах о правовой помощи.

Основные положения двусторонних договоров РФ о правовой помощи в сфере наследственных правоотношений:

  • 1. Граждане одной стороны в области наследства приравниваются к гражданам другой стороны, т.е. за иностранцами признается способность наследовать по закону и завещанию наравне с собственными гражданами; наследственное имущество переходит к наследникам-иностранцам на тех же условиях, которые применяются к собственным гражданам.
  • 2. Наследование граждан одной стороны на территории другой допустимо только в отношении тех видов имущества, которые по закону данного государства могут быть объектом наследования для его собственных граждан. В этом отношении принцип национального режима применяется независимо от его закрепления в договоре.
  • 3. Объектом завещательного распоряжения на территории одной стороны гражданами другой стороны может быть все то, что по закону государства пребывания может быть объектом завещательного распоряжения ее собственных граждан.
  • 4. Проблема, в компетенцию органов какого государства входит производство по делу о наследстве, подлежит коллизионному регулированию на основе специальных привязок: при наследовании движимого имущества компетентно учреждение юстиции той страны, где наследодатель имел последнее постоянное местожительство; при наследовании недвижимости — учреждение юстиции той страны, где это имущество находится.
  • 5. Установлена возможность раздельной компетенции по отношению к имуществу, находящемуся на территории одного из договаривающихся государств, — наследование недвижимости регулируется правом этого государства, а наследование движимых вещей — по закону другого договаривающегося государства, на территории которого постоянно проживал наследодатель или чьим гражданином он являлся на момент смерти.
  • 6. Завещательная правоспособность гражданина определяется по личному закону наследодателя (гражданства или домицилия).
  • 7. Форма завещания определяется правом страны, на территории которой наследодатель имел последнее место жительства.
  • 8. Действительность завещания определяется правом места его составления.
  • 9. Завещание признается действительным с точки зрения формы, если она соответствует требованиям:
    • o права места составления завещания;
    • o права государства гражданства наследодателя в момент смерти;
    • o права государства, на территории которого наследодатель был домицилирован в момент смерти или составления завещания;
    • o права государства, на территории которого находится недвижимое имущество, если речь идет о наследовании такого имущества.

В договорах о правовой помощи, заключенных в 1990-х гг. и позже, выделяются особые случаи коллизий — в области оглашения завещаний.

В договоре между Россией и Польшей специально указывается, что завещание вскрывает (оглашает) орган договаривающейся стороны, на территории которой находится завещание.

Копия завещания и протокола о вскрытии (оглашении) пересылается органу, компетентному вести дело о наследовании.

Защита наследственных прав российских граждан за рубежом возложена на консулов и регулируется положениями консульских конвенций.

Российские граждане имеют право на получение наследственного имущества, если наследование открывается за рубежом.

Право наследования возникает на основе иностранного закона, соответственно, российские граждане признаются наследниками по праву того государства, которое применяется к наследственному статуту.

Основные положения консульских конвенций (с Великобританией, КНР, США, Швецией) в сфере наследственного права:

  • 1. Консул принимает меры для охраны оставшегося после смерти гражданина его страны имущества. Движимое имущество передается консулу с тем, чтобы он поступил с ним в соответствии со своим национальным правом.
  • 2. Власти государства пребывания обязаны известить консула об открытии наследства в пользу гражданина государства аккредитования.
  • 3. Консул имеет право представлять интересы граждан своего государства, претендующих на долю в наследственном имуществе в государстве пребывания.
  • 4. Консул является законным представителем граждан своего государства по вопросам наследования в судах и других органах государства пребывания.

Согласно положениям Консульской конвенции России с США представительство консула продолжается до тех пор, пока сам наследник не возьмет на себя защиту своих прав или не назначит своего представителя.

В судебной практике некоторых штатов США, требующих личного участия наследника при рассмотрении наследственных дел, принимается как соответствующее интересам наследников, проживающих за границей, их представление консулами.

Актуальные вопросы наследования с участием иностранных субъектов

22 Март 2018

Наследование с участием иностранных субъектов основывается исключительно на национальных правовых нормах. С другой стороны, существует тенденция более полного урегулирования наследственных отношений в нормах международного права. Ч. 4 ст. 15 Конституции 1993 года устанавливает приоритет норм международного права по отношению к внутренним источникам права.

Большинство норм в области наследования содержится в двусторонних договорах РФ о правовой помощи с иностранными государствами (чуть более 40) или региональных конвенциях, самая известная из которых — Минская от 22.01.1993 и её не ратифицированная РФ Кишинёвская редакция 2002 года. Вместе с тем многие положения их них устарели и требуют изменения и развития.

Читайте также:  Квартира в счет алиментов: как оформить у нотариуса, образец соглашения

Это касается и двусторонних международных договоров о правовой помощи между Россией и другими странами.

В этой связи, необходимо усилить, на мой взгляд, компаративный (сравнительный) аспект исследования наследственного права зарубежных стран, учитывая, что в каждом государстве действует свое наследственное право, определяющее основания, порядок и пределы применения иностранного права на его территории.

Важную роль в этом приобретает взаимодействие и сотрудничество нотариусов, занимающихся вопросами наследования и выдачи свидетельств о праве на наследство. В настоящее время, условиях сложной международной обстановки, для России происходит изменение приоритетов и целей такого сотрудничества.

На мой взгляд, приоритетной задачей становится унификация законодательства о наследовании, а в некоторых случаях рецепция наследственного права России и стран входящих, прежде всего в Таможенный союз. Это Беларусь, Казахстан, Киргизия, Армения. На мой взгляд, между нашими странами важен единообразный подход, унификация норм о наследовании.

Для всех остальных стран, необходимо продолжение развития общих начал построения работы по наследованию с участием иностранных субъектов на основе единых принципов, которые должны выразиться в создании и заключении специальных двусторонних договоров о наследовании, в отличие от договоров о правовой помощи, которые безнадежно устарели. Нотариусы, занимаясь выдачей свидетельств о праве на наследство осуществляют нотариальную деятельность, а не правовую помощь.

Их основными вопросами в области международного наследования должны стать: квалификация, выбор применимого права и применение компетентных норм о наследовании.

Прежде всего, необходимо определить понятия «иностранный субъект» в наследственном правоотношении. Международные договоры РФ не содержат определения «международного наследования«1, поэтому во всех случаях для квалификации данного понятия любой нотариус, в том числе российский должен опираться на национальное право. В России на (ст. 1186, 1187 ГК РФ). Понятие иностранный субъект (ст.

1186 ГК) в наследственном правоотношении исходит из факта нахождения наследственного имущества за рубежом, наличия иностранного гражданства у наследодателя, постоянного проживавшего на территории России, факта проживания наследодателя за рубежом при наличии имущества на российской территории.

Между тем нахождение наследников, даже имеющих российское гражданство, за границей создает дополнительные проблемы при ведении наследственного дела, связанные с необходимостью уведомления заинтересованных лиц о начатом наследственном процессе и его движении.

Иностранное гражданство наследников не оказывает существенного влияния на процедуру наследования, которая осуществляется в соответствии с российским правом. Специальные постановления об исчислении срока для принятия наследства содержатся в договорах о правовой помощи с Болгарией (п.4 ст.39 договора), Венгрией (п. З ст. 44 договора) и Польшей (п. З ст. 46 договора).

2Как предусматривается в этих договорах, в тех случаях, когда наследодатели являлись гражданами соответствующих договаривающихся государств и умерли на территории другого государства, срок для принятия наследства будет исчисляться со дня уведомления дипломатического или консульского представителя о смерти наследодателя.

Существенными являются положения международных договоров и конвенций о незамедлительном уведомлении другой договаривающейся стороны, гражданином которой являлся умерший, о смерти наследодателя, и доведении до сведения не только дипломатического или консульского представительства всех данных, которые известны в отношении наследников, отказополучателей, о составе и размере наследства, о наличии или отсутствии завещания, о том какие меры приняты по охране наследства и других сведений, но и нотариусов. Такие нормы предусмотрены двухсторонними договорами о правовой помощи со странами Балтии (например, Эстонией (ст.46), Латвией (ст.46), Литвой (ст.46), но должны лечь в основу двусторонних международных договоров о наследовании.

Важной проблемой является определение компетенции национального правоприменителя.

Вопрос о компетенции решается в приоритетном порядке на основании соответствующих правил международного договора РФ с иностранным государством, на территории которого находится наследственное имущество или проживал наследодатель, и только при отсутствии применимых договорных правил — на основании внутренних коллизионных норм.

В международных договорах РФ разрешение вопроса о компетенции по наследственным делам происходит по принципу разделения компетенции для оформления наследственных прав отдельно для движимого и недвижимого имущества.

Для оформления наследственных прав на движимое имущество компетентны учреждения государства по месту последнего жительства наследодателя, а в отношении недвижимого имущества компетентны учреждения государства по месту нахождения недвижимости. В частности, такой подход поддерживают Минская конвенция (ст. 48), Кишиневская конвенция (ст.

 51), двусторонние соглашения РФ о правовой помощи с Азербайджаном (ст. 45), Болгарией (ст. 35), Ираном (ст. 39), Кыргызстаном (ст. 45), Латвией (ст. 45), Молдовой (ст. 45), Монголии (ст. 41), Чехией и Словакией (ст. 43), Эстонией (ст. 45).

Проблемным для нотариусов является отсутствие норм о компетенции по наследственным делам в двусторонних договорах о правовой помощи, заключенных Россией с Алжиром, Грецией, Ираком, Испанией, Йеменом, Кипром, Китаем, Тунисом, Финляндией.

Поэтому важнейшей задачей, на мой взгляд, является развитие взаимоотношений с нотариатами этих стран с целью инициирования возможного заключения двусторонних договоров о наследовании.

Важное специфическое действие в делах компаративном наследовании заключается в выборе права, применимого к наследственным правоотношениям. В России коллизионные нормы направлены в большинстве случаев к применению российского материального права при регулировании наследственных отношений с внешним субъектом (п.1 ст.

 1224 ГК РФ, Минская конвенция, большинство двусторонних договоров о правовой помощи).

Международным соглашением Российской Федерации с иностранным государством могут быть установлены иные коллизионные правила, которые имеют приоритет по отношению к нормам международного частного права, содержащимся во внутренних источниках, и должны применяться для определения компетентных норм материального права.

Таким образом, речь опять идет о договорном режиме определения применимого к наследованию права, что подтверждает мой тезис о продолжении развития двустороннего сотрудничества, с тем, чтобы вопросы коллизионного права, превращались в двусторонних отношениях в нормы материального права.

От правильного ответа на этот вопрос зависит не только определение компетенции соответствующих органов и должностных лиц, но и правильный выбор применимого к наследованию права.

Например, международные договоры РФ с иностранными государствами в отличие от некоторых международных конвенций не содержат какой-либо универсальной дефиниции понятия «место жительство».

Думается, что и этот вопрос необходимо урегулировать в двусторонних международных договорах о наследовании.

Несколько слов об унификации регулирования выморочного имущества в порядке наследования. Это наиболее актуально в наших взаимоотношениях со странами Прибалтики, Украины, Молдовы. Вопросы правового регулирования выморочного имущества определены в Минской конвенции (ст.46), её Кишиневской редакции (ст.

49), в двусторонних договорах с Азербайджаном (ст.43), Болгарией (ст.ЗЗ), Венгрия (ст.38), Вьетнамом (ст.36), Ираном (ст.37), КНДР (ст.37), Кыргызстаном (ст.43), Латвией (ст.43), Литвой (ст.43), Молдовой (ст.43), Монголией (ст.36), Польшей (ст.40), Румынией (ст.38), Эстония (ст.43), Чехия и Словакия (ст.41).

В большинстве случаев движимое имущество должно поступать в собственность государства, на территории которого наследодатель имел последнее место жительства, а недвижимое — в собственность государства, на территории которого оно находится.

В связи с реституцией и уничтожением недвижимого имущества в результате гражданской войны в Украине, этот вопрос приобретает особую актуальность.

На практике рекомендуется использовать форму завещания, предусмотренных правом страны, которое предположительно будет применимо к самому наследованию. Завещание должно также соответствовать законодательству государства, где находится недвижимость (например, в договорах с Грецией (ст.

 22), Кипром (ст. 22), Финляндией (ст. 25). Однако, вопрос этот остается спорным и требует особого решения в двусторонних отношениях по наследованию.

Российские нотариусы с удовлетворением бы восприняли ускорение присоединения к информационной системе Европейских государств, связанных с поиском завещаний и их отменой, унификацией форм завещания, учитывая создание собственной информационной системы учета завещаний и их отмены.

В нашем случае Россия должна развивать процедуры унификации подходов к удостоверению и формам завещаний, присущей романо-германской системе права.

В заключение, хочу сказать, что, как Россия, так и страны где наследственные дела ведут нотариусы, находятся в орбите романо-германской правовой семьи. Это заставляет задуматься о создании упрощенной системы наследственных отношений между нашими странами, где проживает большое количество русского населения.

Казалось бы, восстановление членства РФ в Гаагской конференции по МЧП, произошедшее в 2001 году, давало надежду на то, что некоторые зарекомендовавшие себя на практике международные конвенции могли бы существенно упростить ведение международных наследственных дел в российской юрисдикции привела бы к успешной реализации наследственных прав российских граждан за рубежом, однако на практике указанные конвенции почти не действуют. Сомнение вызывает и реализация специального Регламента по международному наследованию в рамках Европейского Союза, который должен быть принят в 2015 году, учитывая тот факт что нотариусы России практически не участвуют в его создании. Следует отметить недостаточно налаженную систему информирования между государствами по вопросам наследования. Все это заставляет задуматься об активизации двусторонних отношений между нотариатами с целью установления гармоничного правового регулирования наследования и прежде всего по вопросам наследования с иностранным субъектом. Речь, прежде всего, должна идти об упрощении взаимоотношений нотариусов, стран международного нотариата, по ведению наследственных дел с иностранным субъектом. Думается, что нотариусы должны напрямую входить в информационные системы по наследственным делам, осуществлять обмен информацией, минуя административные препоны. Во исполнение резолюции Руководящего Совета МСН, одобренных в ходе заседаний в Брюгге в феврале 2009 года и в Лондоне в июне 2009 года принят Внутренний регламент Международной Нотариальной Сети3, с целью упростить в целом установление контактов между нотариусами, находящимся в разных странах. Эта сеть могла быть более продуктивно использована российскими нотариусами для обеспечения сведений о наследовании с иностранными субъектами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector