Право

Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений

Особенность каждой отрасли состоит в своеобразном методе, способе правового регулирования — дозволении, запрещении, обязывании совершать те или иные действия.

Так, метод дозволения характерен для гражданского права, запрещения — уголовного права, обязывания — административного права.

Метод представляет собой совокупность приемов и способов воздействия на социальные отношения, отражающих специфические особенности отрасли права.

Понятие метода гражданско-правового регулирования связано тесным образом с вопросом о том, как названные ранее общественные отношения регулируются нормами гражданского права.

Предмет гражданского права предопределяет применение к нему метода гражданско-правового регулирования.

Ввиду того, что общественные отношения, составляющие предмет гражданского права, носят взаимооценочный характер, наиболее полное развитие эти отношения получают в условиях юридического равенства сторон.

Из этого логично вытекает, что в гражданском праве применяется метод юридического равенства сторон.

Применение метода юридического равенства сторон обеспечивает участникам гражданских правоотношений независимость, самостоятельность, право совершать любые действия не запрещенные законом.

Наряду с «равенством» существуют еще два признака гражданско-правового метода. Имеются в виду автономия участников гражданского правоотношения и их имущественная самостоятельность.

Первый признак означает способность лица свободно формировать свою волю. Смысл второго выражается в возможности самостоятельно распоряжаться принадлежащим лицу имуществом.

Гражданско-правовой метод – способ воздействия на общественные отношения, который является дозволительным, характеризуется наделением субъектов на началах их юридического равенства способностью правообладания, диспозитивностью и инициативой, обеспечивает установление правоотношений на основе правовой и имущественной самостоятельности сторон.[1]

Специфическими чертами этого метода являются:

— юридическое равенство участников гражданско-правовых отношений (п.1 ст.17 ГК, п. 4 ст. 212 ГК). К имущественным отношениям, основанным на административном и ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством (п.3 ст.2 ГК);

— автономия воли участников гражданско-правовых отношений ( п. 2 ст. 1 ГК, ст. 8 ГК);

  • — имущественная самостоятельность участников отношений ( ст. 18, 48,209 ГК;
  • — право на защиту гражданских прав от правонарушений (ст. 12 ГК);
  • — имущественный характер гражданско-правовой ответственности, который характеризуется принципом полного возмещения вреда или убытков.

Поэтому гражданское право можно определить как систему правовых норм, регулирующих на началах юридического равенства, имущественной самостоятельности и автономии сторон имущественно-стоимостные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

Особенность каждой отрасли состоит в своеобразном методе, способе правового регулирования — дозволении, запрещении, обязывании совершать те или иные действия.

Так, метод дозволения характерен для гражданского права, запрещения — уголовного права, обязывания — административного права.

Метод представляет собой совокупность приемов и способов воздействия на социальные отношения, отражающих специфические особенности отрасли права.

Понятие метода гражданско-правового регулирования связано тесным образом с вопросом о том, как названные ранее общественные отношения регулируются нормами гражданского права.

Предмет гражданского права предопределяет применение к нему метода гражданско-правового регулирования.

Ввиду того, что общественные отношения, составляющие предмет гражданского права, носят взаимооценочный характер, наиболее полное развитие эти отношения получают в условиях юридического равенства сторон.

Из этого логично вытекает, что в гражданском праве применяется метод юридического равенства сторон.

Применение метода юридического равенства сторон обеспечивает участникам гражданских правоотношений независимость, самостоятельность, право совершать любые действия не запрещенные законом.

Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений

Наряду с «равенством» существуют еще два признака гражданско-правового метода. Имеются в виду автономия участников гражданского правоотношения и их имущественная самостоятельность.

Первый признак означает способность лица свободно формировать свою волю. Смысл второго выражается в возможности самостоятельно распоряжаться принадлежащим лицу имуществом.

Гражданско-правовой метод – способ воздействия на общественные отношения, который является дозволительным, характеризуется наделением субъектов на началах их юридического равенства способностью правообладания, диспозитивностью и инициативой, обеспечивает установление правоотношений на основе правовой и имущественной самостоятельности сторон.[1]

Специфическими чертами этого метода являются:

— юридическое равенство участников гражданско-правовых отношений (п.1 ст.17 ГК, п. 4 ст. 212 ГК). К имущественным отношениям, основанным на административном и ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством (п.3 ст.2 ГК);

— автономия воли участников гражданско-правовых отношений ( п. 2 ст. 1 ГК, ст. 8 ГК);

  1. — имущественная самостоятельность участников отношений ( ст. 18, 48,209 ГК;
  2. — право на защиту гражданских прав от правонарушений (ст. 12 ГК);
  3. — имущественный характер гражданско-правовой ответственности, который характеризуется принципом полного возмещения вреда или убытков.
  4. Поэтому гражданское право можно определить как систему правовых норм, регулирующих на началах юридического равенства, имущественной самостоятельности и автономии сторон имущественно-стоимостные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

Регулирование гражданско-правовых отношений

Определение 1

Гражданское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих имущественно-стоимостные и личные неимущественные отношения. Указанные нормы основаны, в первую очередь, на принципе юридического равенства сторон.

Круг общественных отношений, регулируемых гражданским правом, настолько обширен и разнообразен, что дать их исчерпывающий перечень практически невозможно. Следует выявить лишь характерные свойства отношений, которые делают их предметом гражданского права.

Предмет гражданско-правового регулирования

Известно, что гражданское право имеет дело с имущественными отношениями. Под имущественными обычно понимают такие общественные отношения, которые возникают по поводу различного рода материальных благ широком смысле этого слова. То есть, вещей, работ, услуг и т.п.

Предметом гражданско-правового регулирования являются следующие отношения:

  1. имущественные;
  2. личные неимущественные.

Обе эти группы отношений объединяет то обстоятельство, что они основаны на равенстве, автономии воли и самостоятельности участников, возникают между юридически равными и независимыми друг от друга субъектами, собственниками своего имущества. Иначе говоря, это отношения между субъектами частного права.

Замечание 1

Гражданское право регулирует далеко не все имущественные отношения, возникающие в нашем обществе, а только определенную их часть, именуемую имущественно-стоимостными отношениями. К ним относятся, в первую очередь, товарно-денежные вопросы.

Вместе с тем, следует иметь в виду, что гражданским правом регулируются и такие имущественные отношения, которые непосредственно не связаны с денежным обращением.

Другой составной частью предмета гражданского права, в соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса РФ, являются личные неимущественные отношения. Они возникают по поводу неимущественных благ, таких как честь, достоинство, деловая репутация, доброе имя гражданина и т.п.

Кроме того, в личных неимущественных отношениях проявляется индивидуальность отдельных граждан или организаций, осуществляется оценка их нравственных и иных социальных качеств.

В имущественных отношениях взаимная оценка проявляется в стоимостной форме, а в неимущественных – в моральной. Поэтому предмет гражданского права можно определить как взаимооценочные общественные отношения.

Имущественные отношения могут не относиться к предмету гражданского права и не регулироваться его нормами. Прежде всего, это касается отношений, основанных на административном или ином властном подчинении одной стороны другой. Например, участники налоговых и других финансовых отношений не являются юридически равными субъектами.

По этой же причине из сферы действия гражданского права исключаются отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом, возникающие между органами публичной власти.

Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений

Рисунок 1.

Метод гражданско-правового регулирования

Если понятие предмета гражданского права связано с вопросом о том, какие общественные отношения оно регулирует, то понятие метода – с вопросом, как осуществляется этот процесс. Поэтому между предметом и методом правового регулирования существует неразрывная связь.

Метод предопределяется особенностями предмета правового регулирования. Наличие общего родового свойства, присущего всем общественным отношениям, входящим в предмет гражданского права, предопределяет и применение к ним единого метода правового регулирования.

Общественные отношения, составляющие предмет гражданского права, носят взаимооценочный характер.

Взаимная же оценка участников общественных отношений может правильно формироваться лишь при условии равенства оценивающих сторон.

Это означает, что в гражданском правоотношении ни одна из сторон не может предопределять поведение другой только в силу занимаемого ею положения, как это имеет место, например, в административном правоотношении.

Замечание 2

Применение метода юридического равенства сторон обеспечивает участникам гражданских отношений независимость и самостоятельность, позволяет им проявлять инициативу и предприимчивость, совершать любые действия, не запрещенные законом.

Метод правового регулирования представляет собой комплекс средств и способов воздействия соответствующей отрасли права на общественные отношения, составляющие ее предмет. Выделяют четыре основных признака метода правового регулирования общественных отношений:

  1. характер правового положения участников регулируемых отношений;
  2. особенности возникновения правовых связей между ними;
  3. специфика разрешения возникающих конфликтов;
  4. особенности мер принудительного воздействия на правонарушителей.
Читайте также:  Нужен адвокат по пенсионному праву

При этом для метода гражданского права, учитывая особенности регулируемых им отношений, характерны дозволение и правонаделение, предоставление субъектам возможности совершения инициативных юридических действий. Речь идет о самостоятельном использовании различных правовых средств для удовлетворения своих потребностей и интересов.

Признаки и особенности гражданско-правового регулирования

Существуют следующие признаки гражданско-правового регулирования:

  1. экономическая независимость и самостоятельность участников регулируемых гражданским правом отношений;
  2. по общему правилу исключается возникновение между субъектами каких-либо правоотношений помимо их согласованной общей воли (например, по воле только одного из них или по указанию органа публичной власти);
  3. преобладание в гражданском праве диспозитивных предписаний, содержащих возможность для участников регулируемых отношений самостоятельно выбрать наиболее целесообразный для них вариант поведения;
  4. споры между субъектами гражданских правоотношений могут разрешать только независимые от них органы, не связанные с кем-либо из них организационно-властными, имущественными, личными или иными отношениями (судебный порядок защиты гражданских прав и разбирательства возникающих конфликтов);
  5. гражданско-правовая ответственность, как и большинство других мер защиты, носит имущественный характер.

К числу особенностей гражданско-правового регулирования можно отнести:

  1. юридическое равенство сторон;
  2. автономия воли и имущественная самостоятельность участников гражданско-правовых отношений позволяют характеризовать метод гражданского права как метод координации (в отличие от распространенного в других отраслях права метода власти, подчинения или субординации);
  3. поскольку число и значение диспозитивных норм права преобладает над императивными, метод гражданского права носит договорный и диспозитивный характер;
  4. поскольку гражданские права и обязанности возникают из различных оснований, признанных законом, определяются многими гражданско-правовыми регуляторами общественных отношений, то метод гражданского права характеризуется чертами плюрализма и децентрализации;
  5. имущественно-компенсационная (восстановительная) направленность;
  6. значительная роль в процессе регулирования общественных отношений принадлежит частной инициативе и личному усмотрению участников гражданского оборота.

Особенности гражданско-правового метода регулирования общественных отношений

Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений

Аннотация. Статья раскрывает особенности гражданско-правового регулирования: автор рассматривает метод регулирования отношений, носящих гражданско-правовой характер. Подчеркивается диспозитивность данного метода, наиболее свободное поведение субъектов гражданских правоотношений, их договорной характер. Также выявлено принципиальное отличие гражданского права от иных отраслей: инициатором санкции к нарушителю выступает сам субъект, т.е. пострадавшее лицо, но не уполномоченные органы государства.

Ключевые слова: гражданское право, метод регулирования, диспозитивный метод, запрет, ответственность, восстановление нарушенного права, санкция, принуждение.

   У абсолютно любой отрасли российского права есть свой собственный способ, при помощи которого она влияет на общественные отношения. Под таким способом понимает метод правового регулирования.

Он обусловлен характером и содержанием отношений, выявляет юридическое содержание отрасли, являясь выражением содержания норм той или иной отрасли права. Существуют методы дозволения, запрета и обязывания [1].

Но поскольку предмет рассмотрения настоящей статьи составляет именно гражданско-правовое регулирование, то наибольшее внимание будет уделено методу дозволения, как  основному в данной отрасли.

   Итак, методом гражданско-правового регулирования является совокупность различных способов и средств влияния вышеназванной отрасли на общественные отношения, а также поведение субъектов в них.

   Особенность отношений, подпадающих под гражданско-правовое регулирования, является их взаимооценочный характер, а также равенство сторон юридически. Таким образом, гражданско-правовые отношения исключают навязывание воли какой-либо из сторон другой стороне, вследствие чего, невозможно установить господство или подчинение в таких отношениях.

   Выступая основной чертой рассматриваемого нами метода, юридическое равенство обуславливает существование ряда важнейших признаков, которые тесно взаимосвязаны:

   — воля участников правоотношений является автономной, т.е. стороны не вправе навязать свою волю кому-либо;

   — право выбора линии поведения в отношениях, т.е. диспозитивность [2]. Так, стороны могут выбирать приемлемое для них поведение, даже отходя от нормы, путем заключения договоров и соглашений (в рамках закона);

   — наличие у каждой стороны отдельного имущества (обособленного);

   — возмездный характер метода: так, если права одной из сторон были нарушены, то она может требовать возмещения убытков, отмены акта, являющегося незаконным, признания ее права и т.п.;

   — исковой судебный порядок защиты прав.

   Таким образом, равенство сторон предполагает возможность для них самостоятельного совершения действий, которые не запрещены законом.

Однако равенство – не единственный признак рассматриваемого метода регулирования: это автономия и имущественная самостоятельность [3].

Автономия предполагает свободное изъявление воли лицом, а второй названный признак несет в себе возможность самостоятельного распоряжения имуществом.

   Поэтому гражданское право можно определить как систему правовых норм, регулирующих на началах юридического равенства, имущественной самостоятельности и автономии сторон имущественно-стоимостные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

   Выделяют следующие особенности гражданско-правового метода:

   1. Наделяет участников отношений определенмныи правами, что влечет за собой результат правообладания [4]. Но это вовсе не свидетельствует о том, что в данном виде отношений присутствуют только права, без обязанностей.

Несмотря на то, что ведущим элементом данного правоотношения выступает право субъекта, его содержание образовано правами одной стороны и соответствующими обязанностями другой.

Это обусловлено тем, что в качестве правового средства существования права выступает именно обязанность.

   2. Проявление инициативы участниками правоотношений. Пункт 2 ст. 1 ГК РФ [5] гласит, что действия субъектов и их инициатива (воля) способствуют осуществлению ими своих прав. Основным аспектом здесь является то, что к приобретению прав субъектами подталкивают именно их собственные действия, а не правонаделяющая воля государства.

   3. Субъекты права могут принимать свободные решения, имея право выбора. Данное право закреплено в вышеуказанной статье ГК, которая наделяет субъектов гражданских отношений свободой в установлении прав и обязанностей на договорных началах, но при условии, если они не противоречат закону.

   Безусловно, такая свобода все же имеет ограничения, как и само право. Так, в ст.

10 ГК перечислены пределы осуществления прав [5], согласно которым, запрещается осуществлять права с намерением причинения вреда другим лицам, с любым злоупотреблением права и в других формах.

Так, закон запрещает использовать права с целью ограничить конкуренцию, либо злоупотреблять доминирующим положением на рынке.

   Являясь правовой свободой, диспозитивность проявляет себя на различных уровнях права: объективного и субъективного. В первом случае – это присутствие диспозитивных норм в отрасли: т.е.

стороны должны придерживаться определенных правил поведения, однако у них есть некоторая свобода в подчинении этим правилам.

Так, заключив между собой соглашение, стороны вправе указать в нем друге правила, которые впоследствии станут для них обязательными.

   Изложенное выше дает основание полагать, что диспозитивные нормы носят восполнительный характер регулирования: то есть, их действие наступает лишь тогда, когда сторонами не установлено иное в договоре.

   4. Стороны юридически равны в правоотношениях гражданского характера. Существовавшее ранее мнение в литературе о том, что юридическое равенство – это главная и единственная характеристика гражданско-правового метода, было достаточно распространенным.

Данная категория представлялась как полная правовая автономия сторон, исключающая всякие отношения подчиненности и власти [6]. Если говорить о юридическом равенстве именно в данном смысле, то его практическое значение сложно переоценить в раскрытии особенностей гражданско-правового регулирования.

Более того, это важный аспект в сфере разграничения гражданско-правовой и административной отрасли, а также сферах их применения.

Если речь идет о гражданских правоотношениях, то  здесь одна сторона может влиять на поведение другой лишь при условии ее согласия на это, которое устанавливается в рамках заключаемого между сторонами договора. Возьмем, к примеру, отношения купли-продажи.

Данный вид отношений является договорным, вследствие чего, отношения власти и подчинения сторон исключены, а подлежат применению гражданско-правовые нормы. Другой пример: возникновение правоотношений возможно только при подчинении одной стороны другой. Здесь нормы вышеуказанного права неприменимы, поэтому данные отношения будут регулироваться иными отраслями.

   Полагаем, что стоит обратить внимание на такой важный момент, как метод принуждения в гражданско-правовых отношениях. Так. названные выше характеристики диспозитивного метода реализуются при использовании принуждения.

   Первое, что обращает на себя внимание, это – назначение принудительных мер, которые используются в гражданском праве.

Читайте также:  Через какое время можно подать ходатайства о замене наказания на более мягкое?

Для наглядности сравним меры принуждения, применяемые в иных отраслях: так, уголовное право применяет принуждение к нарушителю закона в качестве наказания, т.е. кары за совершенное преступление [7].

А вот в гражданском праве принуждение нацелено на защиту или восстановления нарушенного права лица.

   Особенностью принудительных мер гражданско-правового характера является их многостороннее назначение: они могут быть направлены либо на пресечения нарушения (например, подача негаторного иска), либо на восстановление уже нарушенного права (подача виндикационного иска) [8].

Кроме того, меры принуждения могут применяться в целях компенсации потерь или вреда имуществу лица (возмещение убытков, уплата неустойки). Все вышеперечисленное относится к средствам защиты субъективных прав, так как вред возмещается непосредственно пострадавшей стороне, т.е.

возмещение не идет в пользу государства. Но как же обстоит дело, например, с конфискацией, которая тоже казана в качестве санкции в ст.

169 ГК РФ [5]? Здесь взыскание имущества как раз производится в пользу государства, однако такая мера носит публичный характер и подлежит применению в случае нарушения общественного порядка.

   В ГК РФ принудительным мерам защиты прав посвящена глава 2. В статье 11 закреплен судебный порядок защиты гражданских прав.

Однако в некоторых случаях может быть предусмотрен и административный порядок.

Следующая стать 12 перечисляет способы, которыми субъекты могут защищать свои права, но содержащийся в ней перечень – не исчерпывающий: законом могут быть предусмотрены и иные способы [5].

   Для того, чтобы к нарушителю в гражданских правоотношениях были применены меры принуждения, необходимо наличие воли потерпевшего лица, т.е. оно должно проявить инициативу, чтобы виновный понес ответственность. Это – принципиальное отличие гражданского права от иных отраслей, где уже сам по себе факт нарушения выступает основанием для санкций.

   Возьмем, к примеру, уголовное принуждение, которое обладает публично-правовым характером: здесь возбуждение дела и применение наказания к нарушителю происходит независимо от желания потерпевшего, в отличие т гражданского права, где пострадавшая сторона сам должна заявить о том, что ее право было нарушено, и доказать данный факт. Потерпевшему следует обратиться в суд, подав исковое заявление о защите нарушенного права, с целью его восстановления. Таким образом, суд не вправе выражать свою волю по применению санкций гражданско-правового характера[9].

   В любом случае, меры принуждения в гражданском праве подвержены неизбежному влиянию правовой диспозитивности. Приведем пример: стороны заключили между собой соглашение, в котором установили обязанность выплатить неустойку.

Это и мера ответственности, и мера защиты. Возможно также установление ограничений мер ответственности: так, п.1 ст. 15 ГК содержит положение о неполном возмещении убытков  [5].

То есть, стороны по своему усмотрению могут внести данное условие в договор между собой.

Также не стоит забывать, что и в основу мер принуждения в гражданском праве положено юридическое равенство. Это позволяет устанавливать одинаковую степень возможной ответственности для каждой из сторон: так, например, в отношениях аренды имущества, взаимную ответственность несут и арендодатель, и арендатор друг перед другом.

   Важно также отметить имущественное содержание принудительных мер в гражданско-правовых отношениях.

Здесь нарушитель отвечает перед потерпевшим своим имуществом, которое направляется на восстановление нарушенных им прав, с целью компенсировать потери для пострадавшей стороны.

Гражданско-правовое принуждение имеет свою специфику: оно не выступает основным элементом для обеспечения порядка, это, в больше степени – вспомогательное средство, благодаря которому обеспечивается соблюдение закона и договорных обязательств сторонами.

   Таким образом, опираясь на рассмотренное нами выше, можно сделать вывод об особой природе гражданско-правового метода регулирования: он направлен не на наказание нарушителя, а на восстановления права потерпевшей стороны, т.е.

носит восполнительный, частноправовой характер.

Кроме того, в отличие от других отраслей права, в рассмотренной нами отрасли преобладает диспозитивное регулирование, которое дает наибольшую свободу субъектам – участникам правоотношений.

Список литературы

   1. Гражданское право: учебник: в 2 т. / О.Г. Алексеева, Е.Р. Аминов, М.В. Бандо и др.; под ред. Б.М. Гонгало. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2018. Т. 2. 560 с.

   2. Юкша Я. А. Гражданское право. В 2 частях. Часть 2. Учебное пособие. М.: РИОР, 2018. 232 с.

   3. Яковлев В.Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. М.: Статут, 2006. 240 с.

   4. Карпычев М. В., Хужин А. М. Гражданское право. Учебник. В 2 томах. Том 2. М.: Форум, Инфра-М, 2016. 560 с.

   5. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ. Часть 1// http://www.consultant.ru/

   6. Ломовский В.Д. О методе правового регулирования. // Журнал российского права. — 2015. — №4/5. — С.91-95.

   7. Толстой Ю.Ж. Метод правового регулирования и его исследователи // Правоведение. — 2015. — № 6. — С.108-113.

   8. Яковлев В.Ф. Гражданско-правовые методы регулирования общественных отношений. М.: Закон и право, 2014. — 132с.

   9. Рукавишникова И.В. Метод в системе правового регулирования общественных отношений. // Правоведение. — 2015. — № 1. — С.217 — 222.

Правовое регулирование

Правовое регулирование – осуществляемое при помощи системы правовых средств воздействие на общественные отношения.

Для того чтобы общество было организованным и упорядоченным, необходимо осуществлять определенное согласование разнообразных интересов как отдельного человека так и сообщества людей.

Это осуществляется посредством социального регулирования, то есть целенаправленного воздействия на поведение людей.

Регулирование может быть внутренним (саморегулирование) и внешним (со стороны кого — либо).

 В системе социального регулирования важная роль принадлежит именно правовому регулированию. Регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели.

Воздействие норм, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовыми.

Если под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а иногда противоречащие целям законодателя, такое воздействие не может считаться правовым регулированием.

Также нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Например, воздействие на сознание людей через средства массовой информации, нравственное и правовое просвещение.

 Предмет правового регулирования

Право не должно и не может регулировать все общественные отношения и все социальные связи людей. Поэтому должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования, то есть те связи, которые необходимо урегулировать правом.

  • В сферу правового регулирования должны входить отношения со следующими признаками:
  • — в них находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные;
  • — в них реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения другого;
  • — они строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил;
  • — они требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой
  • Этим признакам отвечают три группы общественных: отношений:
  • 1) отношения людей по обмену материальными и духовными ценностями (имущественные);
  • 2) отношения по властному управлению обществом (государственное управление социальными процессами);

3) отношения по обеспечению правопорядка (призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе). Эти отношения возникают из нарушения правил поведения людей в двух указанных сферах.

  1. Общественные отношения, входящие в эти группы составляют предмет правового регулирования, поскольку по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и требуют правового регламентирования.
  2. От характера и содержания общественных отношений зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования.
  3. Такой характер и вид общественных отношений обусловливают степень интенсивности правового регулирования (широта охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения).
  4.  Методы, способы и типы правового регулирования

Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия. В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.

Метод децентрализованного регулирования (автономный, диспозитивный) – построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих свои частные интересы (в сфере отраслей частноправового характера).

Читайте также:  Подлежит ли возврату ружье, которое было изъято судом в рамках уголовного судопроизводства?

Метод централизованного (императивного, авторитарного) регулирования – базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. В этих отношениях приоритетным является общественный интерес. Централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (в конституционном, административном, уголовном праве).

Метод правового регулирования является одним из важных критерия разграничения прав на отрасли.

Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей. В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

1. Дозволение – состоит в предоставлении субъектам прав на совершение определенных положительных действий (предоставление субъективных прав).

Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд).

Дозволения весьма не однородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес.

Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

2. Обязывание – заключается в возложении обязанности совершить определенные положительные действия (обязанность платить налоги).

Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо в договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязанности перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

3. Запрет – сводится к возложению обязанности воздерживаться от определенных действий.

Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющее собой определенное долженствование.

Второй и третий способы имеют определенное сходство. Оба предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности носят позитивный характер, то в другом – пассивный. Кроме того, можно выделить дополнительные способы правового воздействия. Это:

— поощрение- выражается в награждении субъектов за определенные заслуги;

— рекомендации – состоят в предложении избрать наиболее целесообразный (оптимальный вариант поведения).

Также к дополнительным способам относятся применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за правонарушение). К дополнительным способам можно отнести предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность правового применения правового принуждения.

В юридической литературе и в практике существуют две юридические формулы (принципа), на основе которых выделяются два типа правового регулирования.

Общедозволительный тип – выражается в принципе: разрешено все, что прямо не запрещено законом. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленных целей.

Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение.

Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (например, купля – продажа наркотиков).

Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств  способов достижения поставленных целей.

Разрешительный тип – выражается в принципе: запрещено все, что прямо не разрешено законом. Участники правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Разрешиетльный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер государственного принуждения.

Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действия, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение запрещается.

Его формула звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Метод гражданско-правового регулирования

При раскрытии сущности гражданского права, наряду со спецификой его предмета, необходимо учитывать и специфику его метода (предмет: «что регулирует?»; метод: «как регулирует?»).

Метод правового регулирования представляет собой систему способов, средств, приемов, посредством которых право воздействует на общественные отношения в нормативном порядке, устанавливая правила поведения их участников, предоставляя им права и наделяя их обязанностями.

  • Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений представляет собой такой способ воздействия на общественные отношения, который является дозволительным, характеризуется наделением субъектов на началах их юридического равенства способностью правообладания, диспозитивностью и инициативой, обеспечивает установление правоотношений на основе имущественной самостоятельности их участников.
  • Для метода гражданско-правового регулирования общественных отношений характерно:
  • 1) юридическое равенство всех участников регулируемых гражданским правом отношений;
  • 2) автономия воли субъектов гражданского права;
  • 3) диспозитивность гражданско-правовых норм;
  • 4) имущественная самостоятельность участников гражданских правоотношений;
  • 5) как правило, имущественных характер гражданско-правовой ответственности;
  • 6) преимущественно судебный порядок разрешения гражданско-правовых споров.

Отличие гражданско-правовой отрасли от других отраслей права состоит, прежде всего, в том, что она располагает уникальным юридическим инструментарием, который позволяет обеспечивать порядок и организованность без непосредственного принуждения со стороны государства по отношению к экономическим интересам участников таких правоотношений. В гражданских правоотношениях на равных началах участвуют как физические и юридические лица, так и публично-правовые образования – РФ, ее субъекты и муниципальные образования.

Принципы (основные начала)гражданского права:

Гражданскому праву присуще также наличие своих принципов. Под принципами гражданского права понимаются основные начала гражданско-правового регулирования общественных отношений. Принципы гражданского права пронизывают все гражданское законодательство, отражая его основные свойства.

Данные принципы нашли свое отражение непосредственно в ст. 1 ГК РФ. В соответствии с п.

1 упомянутой статьи гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора (п.2 ст.1 ГК РФ).

При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (п.3 ст. 1 ГК РФ).

Никто не вправе не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (п.4 ст. 1 ГК РФ).

Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (п.5 ст. 1 ГК РФ).

  1. Таким образом, выделяют:
  2. 1) принцип дозволительной направленности гражданско-правового регулирования;
  3. 2) принцип юридического равенства участников гражданских правоотношений – равенства правового режима для всех субъектов гражданского права;
  4. 3) принцип неприкосновенности собственности;
  5. 4) принцип свободы договора;
  6. 5) принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела;
  7. 6) принцип беспрепятственного осуществления права;
  8. 7) принцип обеспечения восстановления и защиты нарушенных прав;
  9. 8) принцип добросовестности.
  10. 9) принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на территории Российской Федерации.
  11. Наряду с общеотраслевыми принципами гражданского права также существуют принципы отдельных подотраслей и институтов.

Поиск на сайте:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector