Возможно ли обжаловать обыск в рамках прокурорского надзора?
Эффективность деятельности государства напрямую зависит от правовой грамотности граждан. Органы прокуратуры в числе многих обязанностей отвечают за разъяснения аспектов правовой деятельности путем осуществления надзорных функций.
Просвещение в области права выполняется путем устранения и предупреждения правонарушений.
Согласно закону №182 органы прокуратуры обязаны заниматься разъяснением законодательства при обращении общественности.
Обжалование отказа или игнорирование требования предоставления объяснений, именуемое как бездействие прокуратуры, подлежит обязательному рассмотрению согласно действующему законодательству.
Право обжалования действий прокурора имеют лица, чьи законные интересы нарушены или затронуты в ходе делопроизводства независимо от того, уголовное это судопроизводство или процессуальные действия.
Целью оспаривания действий или бездействий прокурора является:
- обеспечение соблюдения прав лиц, задействованных в процессе;
- выявление нарушения законных прав физических и юридических лиц;
- обнаружение допущенных ошибок со стороны прокурора;
- устранение допущенных прокурором нарушений.
Порядок работы с обращениями и жалобами регулируется законодательно – Рисунок 1.
Рисунок 1. Положения по процессу обработки жалоб и прочих обращений граждан
Правила оформления документов по обжалованию
Опротестование принятого прокурорского решения производится путем изначального обращения в прокуратуру. Процесс апеллирования необходимо запускать согласно структуре органа. Обжалование решения районного прокурора невозможно путем подачи документов в генеральную прокуратуру. Такое обращение без рассмотрения будет перенаправлено в соответствующий нижестоящий орган.
Обращение составляется в письменной форме и содержит:
- точное полное наименования органа обращения;
- ФИО того, кто подает обращение, актуальный адрес (подтвержденный документами личности);
- детальное описание ситуации, в которой возникло нарушение;
- суть обращения (чего добиваемся жалобой);
- прошение о выполнении необходимого для выявления нарушения ряда действий;
- доказательства нарушения;
- дата отправки заявления, ФИО и подпись лица, являющегося заявителем.
Единого образца нет, в каждом случае задействованы разные аргументы, рассматривается тематический вопрос. Можно проанализировать общую стилистику оформления и вид документа на примере образца из рис. 2.
Рисунок 2. Образец жалобы на бездействие судебного пристава
Порядок процесса обжалования решения прокурора
Первая инстанция для подачи обращения – вышестоящий орган относительно того, где было принято решение. Жалобы рассматриваются только в иерархическом порядке.
Обжалование сформированного постановления прокурора путем подачи заявления может производиться как лично через приемную прокуратуры, так и в электронном виде или письмом по почте. Также могут быть обращения от одного лица или коллективные. Рассмотрение поданного обращения обязательно и бесплатно.
Уполномоченное лицо (или группа) проводит рассмотрение, ряд действий по проверке отдельных аспектов на протяжении семи рабочих дней с момента получения такого обращения (отмечается в специальном журнале регистрации поступивших обращений). В случае перенаправления жалобы в другое структурное подразделение обязательно уведомляется инициатор обращения.
При проверке могут быть задействованы все правовые институты.
Рисунок 3. Структура органов прокуратуры
Срок обжалования полученного ответа прокуратуры на жалобу
Сроки рассмотрения обращений регламентированы законом №59-ФЗ. Поданное обжалование действий прокуратуры рассматривается на протяжении 30 дней с момента регистрации.
Этот период не увеличивается при перенаправлении. По итогам рассмотрения может быть принято решение о полном, частичном удовлетворении запросов обращения или об отказе в выполнении изложенных требований.
Обязательно прилагается пояснение принятого решения.
Если заявление рассматривает судья, то срок его обработки составляет 5 календарных дней, после чего назначается судебное заседание, и обязательно личное участие всех лиц, чьи интересы затронуты данным обращением.
При обращении в наивысшую инстанцию без рассмотрения согласно иерархии обращение без рассмотрения отправляется в соответствующее нижестоящее структурное подразделение, а срок рассмотрения увеличивается на 7 рабочих дней.
Рисунок 4. Нормативные акты по регулированию рассмотрения обращений
Как Прокуратура проверяет заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ: новые правила
Проверка прокуратурой бюджетного учреждения — это мероприятие, направленное на выявление нарушений со стороны заказчика при работе по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Предметом его являются любые действия проверяемого — от планирования закупки до исполнения контракта; нарушения, выявленные на любом из этапов, могут повлечь привлечение заказчика к ответственности.
На сайте проектов нормативных актов опубликовали проект приказа генерального прокурора, который регулирует организацию прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере закупок. Принятие этого документа необходимо, т. к.
прокуратура выявила нарушения в сфере закупок, связанные с неисполнением 44-ФЗ и 223-ФЗ. Продолжают принимать незаконные правовые акты, не соблюдать условия для добросовестной конкуренции, не размещать в ЕИС обязательные сведения.
Много случаев неправомерного уклонения от проведения торгов, завышения цен госконтрактов, ненадлежащего выполнения обязательств по контракту и приемки товаров, работ, услуг, несвоевременной их оплаты, различные коррупционные проявления.
Контролеры не выполняют полностью функции, которые на них возложены. До сих пор есть факты хищений бюджетных средств, «откатов» и других неправомерных действий уголовно наказуемого характера.
Из-за такой обстановки и чтобы обеспечить надлежащий прокурорский надзор за исполнением законов в сфере закупок, решили утвердить специальный приказ. В нем генеральный Прокурор сделал такие указания:
- Контролировать исполнение законов в закупках в рамках нацпроектов, госпрограмм, гособоронзаказа.
- Обратить особое внимание на социально значимые сферы здравоохранения, жилищно-коммунального и топливно-энергетического комплексов, транспорта, градостроительства, образования и культуры.
- Усилить надзор за законностью НПА в сфере закупок, в т. ч. через антикоррупционную экспертизу.
- Проверять законность закупок во время проверок соблюдения бюджетного законодательства.
- Обеспечить действенный надзор за исполнением законодательства при размещении в ЕИС обязательных сведений, формировании аукционной, конкурсной документации, определении поставщиков, подрядчиков, исполнителей, заключении госконтрактов и допсоглашений к ним.
- Пресекать закупки товаров, работ, услуг с избыточными потребительскими свойствами и предметов роскоши. Подробнее: «Предметы роскоши по 44-ФЗ: как их опознать».
- Устанавливать схемы кооперации при выполнении госконтрактов.
- Выявлять среди контрагентов организации, которые не имеют необходимой матбазы и трудовых ресурсов для исполнения их условий, фирм-однодневок и номинальных фирм-посредников, аффилированных с заказчиком юрлиц и физлиц. Для этого необходимо взаимодействие с органами Росфинмониторинга, ФНС, ФАС, казначейства, МВД и ФСБ.
- Принимать исчерпывающие меры реагирования по фактам несоблюдения заказчиками нацрежима, заключения соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивших конкуренцию, неправомерных закупок у едпоставщика, завышения цен и незаконного изменения условий госконтрактов, поставки некачественной продукции (товаров, работ, услуг), нарушений сроков исполнения контрактов и иных предусмотренных ими обязательств, неосуществления заказчиком и уполномоченными органами надлежащего контроля (надзора).
- Тщательно проверять реальность исполнения заключенных и оплаченных госконтрактов.
- Уделять внимание исполнению законов, которые регулируют применение типовых контрактов, типовых условий контрактов и закупок на сумму свыше 1 млрд руб.
- Проверять соблюдение прав на своевременную оплату заказчиками обязательств по госконтрактам, вопросы погашения задолженности перед ними держать под личным контролем.
- Рассматривать безотлагательно вопрос о возбуждении дел об административных правонарушениях за несоблюдение срока и порядка оплаты.
- Обеспечить соблюдение прав СМП, в т. ч. в части их СГОЗ и сокращенных сроков оплаты за выполненные обязательства по контракту.
- Акцентировать внимание на выявлении и пресечении уполномоченными органами фактов «откатов», хищений, нецелевого использования бюджетных средств и других уголовно наказуемых деяний с использованием различных противоправных схем.
- Обращаться в суд с исками и заявлениями, которые направлены на устранение нарушений в закупках и привлечение виновных лиц к ответственности, в т. ч. в рамках расследования уголовных дел.
Основания
Статья 1 Федерального закона о Прокуратуре определяет ее как орган власти, призванный следить за соблюдением Конституции РФ и всех законов, действующих на территории России. В их число входят Федеральный Закон о контрактной системе 44-ФЗ и Федеральный закон о закупках отдельных видов юридических лиц 223-ФЗ.
Статья 5 Федерального закона 182-ФЗ включает прокуратуру в число органов, вовлеченных в профилактику правонарушений, а ч. 2 ст.
6 того же закона отвечает на вопрос, может ли прокуратура проводить мониторинг, в том числе в сфере закупок, — да, может.
Прокуратура производит собственный контроль за деятельностью государственных и муниципальных заказчиков, источниками информации для нее выступают:
- единая информационная система — ЕИС;
- данные федеральных, региональных и местных органов власти;
- публикации в СМИ и интернете;
- обращения граждан и юридических лиц;
- сведения от организаций, защищающих интересы бизнеса и деловых объединений;
- отчеты об исполнении бюджетов, госзаданий, субсидий, государственных программ;
- информационные базы судов, ФССП и Федерального казначейства.
Проводимый мониторинг позволяет осуществлять основную функцию прокуратуры в сфере закупок — своевременное выявление правонарушений и реагирование на них.
Помимо мониторинга, прокуратура осуществляет контрольные мероприятия — проверки. Задача прокурорской проверки — сопоставить информацию о фактической деятельности конкретного заказчика с требованиями закона и установить наличие или отсутствие состава правонарушения.
Проверки бывают:
- плановыми — проводятся в соответствии с составленным заранее графиком;
- внеплановые — проводятся на основании, например, поступившей жалобы.
В зависимости от методики исследования информации контрольные мероприятия делятся на:
- документальные: прокурор запрашивает у проверяемого необходимые документы, вызывает его для дачи объяснений, на основании полученной информации формирует заключения;
- выездные — сотрудники прокуратуры выезжают непосредственно к проверяющему и работают с его документами на месте.
Подготовка
Государственные закупки — это процесс, которому обеспечена значительная степень открытости, прежде всего с помощью информационных систем. Заказчикам следует готовиться к возможным контрольным действиям.
Чтобы понимать, как подготовиться к проверке по 44-ФЗ и 223-ФЗ со стороны прокуратуры, и разработать эффективную стратегию мероприятий по подготовке, заказчикам необходимо учитывать, на что прокуроры чаще всего обращают внимание.
При проведении проверок работы в госзаказе прокурорские работники ориентируются на методические рекомендации, утвержденные Письмом Генеральной прокуратуры №7-16-2019 от 1 января 2019 года. Пункт 3 этого документа перечисляет, на какие аспекты деятельности заказчиков проверяющим стоит обращать пристальное внимание, приводя статистику из практики.
Предметом оценки становятся:
- правильность документального оформления как полномочий контрактного управляющего или контрактной службы, так и всех бумаг, сопровождающих закупочный процесс;
- действия заказчика на всех этапах закупки, обоснованность принимаемых решений;
- контроль заказчика за исполнением контракта поставщиком, исполнителем или подрядчиком — непринятие мер по отношению к контрагенту, который нарушает условия контракта, недопустимо.
Например, рассмотрим, что проверяют при прокурорской проверке комиссии по закупкам:
- корректность оценки соответствия заявок требованиям закупочной документации;
- обоснованность допусков и недопусков участников;
- порядок рассмотрения, оценки и сопоставления заявок;
- правильность и своевременность оформления протоколов;
- соответствие действий комиссии заказчика правилам, которые установлены в положении о закупке проверяемого лица.
Методические рекомендации указывают на необходимость обращать внимание на такие нарушения, как:
- неправильное оформление нормативных актов, связанных с закупками в организации, в их числе, например, положения о контрактной службе, порядке формирования и ведения планов-графиков или приказы о назначении должностных лиц;
- ошибки при планировании, нарушения при нормировании в сфере закупок, прокуратура обращает внимание на обоснованность тех или иных закупок, расчет и обоснования НМЦК, ошибки в ее определении, завышение цен;
- нарушение сроков публикации закупочных документов на всех этапах закупки;
- необоснованное заключение контрактов с единственным поставщиком без проведения конкурентной процедуры;
- дробление контрактов, когда вместо одного большого контракта, требующего проведения масштабной конкурентной процедуры, заключается несколько маленьких соглашений;
- заключение контрактов на условиях, которые не соответствуют закупочной документации;
- рассмотрение заявок, подлежащих отклонению;
- нарушения при утверждении закупочной документации;
- нарушение сроков публикации информации по закупке в ЕИС;
- отсутствие в контрактах упоминаний ответственности поставщика, подрядчика и исполнителя за нарушения условий соглашения или неприменение установленных санкций при фактическом нарушении;
- незаконное изменение условий контракта;
- нарушения, связанные с банковским сопровождением контрактов;
- оплата невыполненных работ, неоказанных услуг, непоставленных товаров, завышение объемов товаров, работ или услуг в приемочной документации по сравнению с реальным исполнением;
- конфликт интересов между заказчиком и участниками.
Проведение
Прокурорская проверка проводится, если в прокуратуру поступила информация о возможном правонарушении со стороны заказчика, а установить ее достоверность или лживость без проведения контрольного мероприятия невозможно.
Федеральным законом о Прокуратуре описана программа проведения проверки по 44-ФЗ и 223-ФЗ, она состоит из следующих этапов:
- Принятие решения о проведении контрольного мероприятия прокурором или его заместителем. Решение оформляется документально и содержит информацию о сроках, предмете и цели мероприятия. До проверяемого решение доносится не позднее дня начала мероприятия.
- Проверяемая организация в соответствии с требованием прокурора готовит и направляет ему необходимые документы. Важно понимать, почему прокурор требует вести документацию по определенным правилам: для прокуратуры является обязательным приказ Генпрокуратуры №450 от 29.12.2011, и проверяющие требуют оформлять документы на основании этой инструкции.
- Проверяющие анализируют полученные документы, при необходимости вызывают для дачи пояснения; если в ходе одной проверки по заявленному предмету выявлена возможность наличия иных нарушений, назначается новая проверка.
- По результатам рассмотрения всей поступившей информации прокурор устанавливает наличие или отсутствие правонарушения и оформляет итоговый документ: издает акт проверки или прибегает к мерам прокурорского реагирования. Например, если установлено, что сорван контракт на поставку, представление прокуратура выдает, чтобы обязать заказчика принять меры для устранения нарушения, рассмотреть возможность привлечения к дисциплинарной ответственности должностных лиц.
- Если нарушения выявлены, проверяемый уведомляется об этом и устраняет их.
Важным элементом процедуры, как прокуратура проводит проверку по жалобе, является срок этого мероприятия:
- базовый срок составляет 30 дней;
- если месяца не хватит, проверку обоснованно продлевают еще на 30 дней;
- продлить проверку во второй раз еще на 30 дней вправе только Генеральная прокуратура;
- указанные сроки приостанавливаются, если требуются сложные мероприятия или экспертизы, проверяемый препятствует проверке или не представляет требуемые документы.
Оформление итогов
Как прокурор подытожит проведенную проверку, зависит от того, выявлены ли в действиях проверяемого нарушения. Если нарушений не выявлено, в течение 10 дней после окончания проверки прокурор вынесет акт и направит его проверяемому — это правило установлено ч. 14 ст. 21 закона о Прокуратуре.
Если прокуратура обнаружила нарушения в закупочной сфере, применяются меры прокурорского реагирования, перечень которых установлен ст. 23–25.1 того же закона:
- Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, рассмотрением которого, в зависимости от состава правонарушения, занимается уполномоченный орган, например УФАС. Законом о Прокуратуре установлено, может ли прокуратура наказать за нарушение 44-ФЗ — нет, прокурор вправе возбудить административное производство или требовать его возбуждения, но самостоятельно принять решение о наказании он не вправе.
- Протест на противоречащий закону правовой акт. Проверяемый обязан в течение 10 дней рассмотреть вынесенный протест и либо принять меры по приведению акта в соответствие с законом, например через внесение изменений, либо направить мотивированное возражение.
- Предостережение о недопустимости нарушения закона — это предупредительная мера, с помощью такого предостережения прокурор предотвращает Правонарушение, которого еще нет.
- Представление об устранении нарушений законодательства о закупках — это документ, которым прокурор обязывает проверяемого исправить уже допущенные нарушения. У заказчика есть месяц на реализацию требуемых мер, по истечении которого он обязан направить ответ в прокуратуру на представление об устранении нарушений по 44-ФЗ или 223-ФЗ и отчитаться о выполнении предписания.
Если не согласны с актом прокурорской проверки или хотите узнать, какие решения прокуратуры не устояли в суде, загляните в базу судебной практики в КонсультантПлюс (бесплатный доступ к ней получите, перейдя по ссылке ниже). В базе собраны решения всех российских судов, а поиск такой же простой, как в Яндексе.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ.
Обжалование итогов
Любой документ, составленный по результатам прокурорской проверки, лицо, ей подвергнутое, вправе обжаловать в административном порядке — в вышестоящей прокуратуре или в суде.
Жалоба на вынесенный прокурором документ содержит следующую информацию:
- наименование адресата;
- наименование заявителя — проверенного лица;
- сведения о проведенной проверке: когда и кем она проводилась, в чем состояли ее предмет и цели, реквизиты решения о ее назначении;
- обоснование, почему заявитель считает итоговый документ проверки незаконным, какие его права и интересы нарушены проверяющими;
- требования, например отменить принятый прокурором акт.
Если прокурор по итогу проверки возбудил дело об административном правонарушении, передал его в суд и суд в свою очередь вынес решение против проверяемого лица, обжаловать его предстоит в апелляционном порядке в суде следующей инстанции в соответствии с нормами Кодекса об административном судопроизводстве.
Как признать обыск незаконным
Нередко следователи проводят обыск без достаточных к тому оснований или нарушают установленный порядок его производства. В таком случае нужно добиваться признания обыска незаконным.
Одним из наиболее эффективных следственных действий по уголовному делу, т.е. процессуальных действий, направленных на собирание доказательств, является обыск.
Основания и порядок производства обыска регламентирован ст.182 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее – УПК РФ).
Согласно данной норме закона основанием производства обыска является наличие достаточных данных полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела.
Обыск производится на основании постановления следователя. Кроме того, обыск в жилище производится на основании судебного решения.
В соответствии с ч.5 ст.
165 УПК РФ в исключительных случаях, когда производство обыска в жилище не терпит отлагательства, он может быть проведен на основании постановления следователя или дознавателя без получения судебного решения.
В этом случае следователь или дознаватель не позднее 3 суток с момента начала производства следственного действия уведомляет судью и прокурора о производстве следственного действия.
1 июня 2017 года Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п.
12 постановления № 19 «О практике рассмотрения судами ходатайств о производстве следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав граждан», обратил внимание нижестоящих судов на то, что разрешая ходатайство о производстве следственного действия, судья обязан в каждом случае наряду с проверкой соблюдения требований уголовно-процессуального закона, предъявляемых к порядку возбуждения ходатайства, проверить наличие фактических обстоятельств, служащих основанием для производства указанного следственного действия (например, при рассмотрении ходатайства о производстве обыска в жилище убедиться в том, что в материалах уголовного дела имеются достаточные данные полагать, что в указанном жилище могут находиться орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела).
Вместе с тем, несмотря на это, нередко следователи (дознаватели) проводят обыск без достаточных к тому оснований и (или) нарушают установленный порядок его производства.
В таком случае нужно добиваться признания обыска незаконным.
Как правило, если следователем (дознавателем) проведен обыск вне жилища гражданина, жалоба подается вышестоящему руководителю или прокурору в порядке, предусмотренном ст. 124 УПК РФ или в суд в порядке, установленном ст.125 УПК РФ.
Если же обыск проводился в жилище и на его проведение было получено разрешение суда, в который следователь обращался с соответствующим ходатайством, постановление суда необходимо обжаловать в вышестоящий суд.
Какое наказание может назначить суд за угон автомобиля?
- Если у лица, в отношении которого проводится такой обыск, есть адвокат (Защитник), он непременно постарается добиться признания такого обыска незаконным и исключении его результатов из числа доказательств по делу.
- Для наглядности, приведем пример из нашей недавней практики (фамилии участников изменены).
- Вот выдержка из моей апелляционной жалобы на постановление Горячеключевского городского суда о разрешении производства обыска в жилом доме гражданина, обратившегося ко мне за юридической помощью.
«07 октября 2020 года судья Горячеключевского городского суда Краснодарского края Петров В.А., рассмотрев ходатайство следователя СО ОМВД России по городу Горячий Ключ Краснодарского края Федорова Р.Р., вынес постановление о производстве обыска в жилище Иванова А.О., проживающего по адресу: Краснодарский край, г. Горячий Ключ (указан адрес).
На основании данного постановления обыск в жилище Иванова А.О. был проведен сотрудниками ОМВД России по г. Горячий Ключ 08 октября 2020 года. В результате обыска никаких предметов либо веществ, оборот которых ограничен либо запрещен на территории Российской Федерации обнаружено не было.
Полагаю, что обжалуемое постановление о производстве обыска является незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 29, 165 и 182 УПК РФ производство обыска в жилище может быть разрешено судом только в том случае, когда у следователя (дознавателя), являющегося инициатором проведения следственного действия, имеются достаточные данные полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия совершения преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела.
В силу ч. 4 ст. 7 УПК РФ определения суда, постановления судьи, прокурора, следователя, дознавателя должны быть законными, обоснованными, мотивированными.
Согласно п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 1 июня 2017 г.
№ 19 «О практике рассмотрения судами ходатайств о производстве следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав граждан (статья 165 УПК РФ)», разрешая ходатайство о производстве следственного действия, судья обязан в каждом случае наряду с проверкой соблюдения требований уголовно-процессуального закона, предъявляемых к порядку возбуждения ходатайства, проверить наличие фактических обстоятельств, служащих основанием для производства указанного в ходатайстве следственного действия (например, при рассмотрении ходатайства о производстве обыска в жилище убедиться в том, что в материалах уголовного дела имеются достаточные данные полагать, что в указанном жилище могут находиться орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела).
Каковы сроки проверки заявления о преступлении?
Достаточная достоверная информация о том, что у конкретного лица по соответствующему адресу могут находится предметы, имеющие значение для дела, должна быть получена из надлежащих источников: показаний потерпевших, свидетелей, подозреваемых либо обвиняемых по делу, очных ставок, протоколов предъявления для опознания, заключениях экспертиз, либо рапортах сотрудников, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Однако таких материалов следователем Федоровым Р.Р. судье Петрову В.А. представлено не было.
Судя по содержанию ходатайства следователя и обжалуемого постановления судьи, допрошенные по уголовному делу лица показаний о том, что кто-либо приобретал наркотические средства у Иванова А.О.
либо им что-либо известно о нахождении наркотических средств или иных запрещенных предметов и веществ по его месту жительства, не давали.
Других доказательств возможного наличия в его жилище предметов, которые могут иметь значение по делу, в суд также представлено не было.
Судья Горячеключевского городского суда Краснодарского края Петров В.А. в своем постановлении о производстве обыска в жилище Иванова А.О.
лишь сослался на то, что, «в ходе предварительного следствия… из отделения по контролю за незаконным оборотом наркотиков… в следственный отдел… поступили результаты оперативно-розыскной деятельности о том, что Иванов А.О. может быть причастен к сбыту наркотического средства».
Вместе с тем, сведения, полученные в результате оперативно-розыскных мероприятий, и не проверенные в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, а также результаты оперативной-розыскной деятельности, источник происхождения которых не установлен, не могут свидетельствовать о наличии достаточных оснований для производства следственных действий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина, в том числе, на неприкосновенность жилища.
Кроме того, в обжалуемом постановлении о производстве обыска указано, что «в ходе расследования по уголовному делу было установлено, что (цитирую дословно), «точная дата и время не установлено, но не позднее 18 часов 40 минут 26.06.
2020 года неустановленное лицо, находясь на участке местности с географическими координатами: широта 44.61392 долгота 39.12485… имея умысел… под деревом сбыло порошкообразное вещество…».
Далее по тексту постановления судьи следует, что данное наркотическое вещество было изъято в ходе личного досмотра у гр-на Голубева В. А. в ОМВД России по Динскому району.
Визуальное сопоставление текста ходатайства следователя о производстве обыска и обжалуемого постановления судьи позволяет сделать вывод, что судья Петров В.А. без какого-либо осмысления содержания ходатайства следователя механически скопировал его текст в свое постановление.
При этом судья не выяснил, каким образом изъятие наркотического средства у гражданина Голубева В.А. связано с обстоятельствами возможного нахождения наркотических средств по месту жительства Иванова А.О., в жилище которого произведен обыск.
Судья также не проверил достоверность и других сведений, содержащихся в ходатайстве следователя и, по его мнению, являющихся достаточными основаниями для производства обыска в жилище Иванова А.О.
Так, в ходатайстве следователя, а затем и в постановлении судьи, указано, что неустановленное лицо сбыло наркотическое средство, «находясь на участке местности с географическими координатами: широта 44.61392 долгота 39.12485».
Между тем, эти координаты не соответствуют координатам места жительства (нахождения жилища) Иванова А.О., т.к. согласно географическим картам адрес его проживания в городском округе Горячий Ключ Краснодарского края расположен на иных координатах — 44.512715, 39.112324.
Кто и каким образом рассчитал координаты, указанные судьей в постановлении о производстве обыска, не установлено. Судья также не разъяснил, с какой целью эти координаты упомянуты в его постановлении и почему наличие этих координат он счел достаточным основанием для производства обыска у Иванова А.О.
Кроме того, в постановлении о производстве обыска ничего не сказано о том, каким образом указанные следователем и судом географические координаты сбыта наркотических средств могут быть достаточными для производства обыска.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст. 53, 127, 389.1-389.4, 389.15, 389.20, 389.23 УПК РФ,
прошу:
- постановление судьи Горячеключевского городского суда Краснодарского края Петрова В.А. от 07.10.2020года о производстве обыска в жилище Иванова А.О. по адресу — Краснодарский край, г. Горячий Ключ (указан адрес) отменить;
- производство обыска в жилище Иванова А.О. признать незаконным».
Рассмотрев данную жалобу, Краснодарский краевой суд согласился с тем, что » Суд первой инстанции в своем постановлении в нарушение положений ч. 4 ст.
7 YTIK РФ не обосновал свои выводы о необходимости проведения обыска какими-либо фактическими обстоятельствами, которые послужили основанием для проведения следственного действия» и отменил вышеуказанное постановление Горячеключевского городского суда (дело № 22-6925/2020).
О других примерах успешного обжалования постановлений судов о проведении обысков можно прочитать в публикации Панфилова В.В. «Как признать незаконным постановление суда об обыске?»
Прокурорский надзор за государственными закупками
Из нашей статьи вы узнаете:
Проверкой заказчиков на наличие противоправной деятельности занимается Генеральная прокуратура. Проверку проводят досконально: нарушение на любом этапе начиная с составления плана и заканчивая исполнением контракта, может привести к административной и уголовной ответственности.
В этой статье мы подробно рассмотрим, как проходят прокурорские проверки, узнаем, что в них нового и расскажем, как к ним подготовиться.
Что из себя представляют проверки
Прокуратура контролирует исполнение законов во всех сферах общественной жизни. В её юрисдикцию входят также и проверки заказчиков в сфере государственных закупок. Проверяют заказчиков как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ.
Порядок проверки подробно описан в методических рекомендациях, его составила Генпрокуратура для прокуроров субъектов РФ. Основная цель проверок — выявление нарушений. Если таковые находятся, то заказчика, который их допустил, могут привлечь к административной ответственности.
Контрольные мероприятия проводят по плану и вне плана, если есть основания (о них мы подробнее остановимся в разделе «Основания для проведения проверки»). Также они могут быть выездными (например, при выезде сотрудников на юридический адрес заказчика) и документарными, когда для проверки к прокурору вызывают нужных ему лиц либо присылают нужные документы.
Что нового в прокурорском надзоре над закупками
14 января 2021 Генеральная прокуратура выпустила Приказ, целью которого стало утверждение дополнительных мер по контролю в сфере закупок.
Как было сказано в самом документе, новые правила необходимы, так как случаи нарушения закона в этой сфере до сих пор многочисленны.
Участники уклоняются от проведения торгов, исполнения контрактов, несвоевременно оплачивают Услуги, работы или товары и т.д. Отчасти это связано и с тем, что прокуроры не полностью соблюдали предписания по проверке заказчиков.
Генеральный прокурор в документе выдал приказания, исполнение которых должно значительно уменьшить количество нарушений. Вот лишь некоторые:
- Усилить надзор за исполнением законов.
- При осуществлении проверок обязательно проверять законность закупок.
- Обеспечить действенный надзор за исполнением законов на сайте «zakupki.gov.ru».
- Проверять соблюдение требований к ценообразованию и нормированию товаров, работ и услуг.
- Принимать исчерпывающие меры реагирования.
С полным списком вы можете ознакомиться в тексте документа «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере закупок».
Основание контроля прокуратурой области закупок
Прокуратура — это система государственных органов, которые осуществляют контроль исполнения Конституции РФ (ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ»). Надзор за исполнением положений 44-ФЗ и 223-ФЗ входит в юрисдикцию прокуратуры.
Профилактика правонарушений — одно из основных обязанностей прокуратуры. В законе «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ» утверждены некоторые из полномочий государственного органа.
Прокуратура может использовать различные средства для исполнения обязанностей, в том числе проводить мониторинг, выявлять лиц, склонных к нарушениям, а также выявлять и устранять причины и условия, приводящие к правонарушениям.
Полный список изложен в ст. 6 Федерального закона N 182-ФЗ.
Когда дело касается сферы закупок, средствами получения информации для прокуратуры являются: официальный сайт «zakupki.gov.ru», публикации в СМИ, обращения, базы данных и т.д.
Но главным источником достоверной информации об участниках являются контрольные мероприятия.
Именно во время их проведения, прокурор может получить наиболее полные сведения о заказчике и удостовериться, что он соблюдает законы.
Основания для проведения проверки
Как уже было сказано, прокуратура может проводить плановые и внеплановые проверки. Плановые проверки проводят в соответствии с составленным заранее графиком. С внеплановыми проверками сложнее: их могут провести в любой момент, если есть основания для такой проверки.
Основания для проведения внеплановой проверки — это жалобы на заказчиков, соответствующие обращения или информация о неправомерных действиях, полученная любым другим путём. Такую информацию обычно предоставляют поставщики, которые столкнулись с недобросовестными заказчиками.
Контрольное мероприятие может проходить в двух форматах: выездном или документарном.
Выездная проверка подразумевает, что сотрудники прокуратуры выезжают на место, где и проводят проверку. Обычно так поступают, когда установить все обстоятельства невозможно на основе одних только документов.
Документарную проверку проводят в органах прокуратуры, при этом документы могут запросить как в бумажном, так и в электронном формате.
Электронный документооборот — обязательный атрибут любого бизнеса, так как отправка некоторых сведений в контролирующие органы должна быть исключительно в электронном виде. «Астрал.ЭДО» — онлайн-сервис для организации внутреннего и внешнего юридически значимого электронного документооборота.
Осуществлять контрольное мероприятие прокурор может как единолично, так и с группой специалистов. В некоторых случаях в группу объединяются несколько прокуроров. Проверки также можно разделить на первичные, повторные и контрольные.
Вторая нужна для того, чтобы установить влияние первой проверки, а контрольная помогает определить качество и полноту проведённых ранее проверок.
Другими словами, вторая и третья прокурорская проверка нужны для того, чтобы выяснить, устранены ли нарушения.
Обобщим: внеплановый контроль могут проводить, когда есть основания — жалобы, обращения или любая другая информация.
Как подготовится к проверке по 44-ФЗ и 223-ФЗ со стороны прокуратуры
Заказчики должны быть всегда готовы к контрольным мероприятиям, чтобы они не застали врасплох. Для этого в первую очередь, всегда нужно помнить о возможной внеплановой проверке прокуратуры.
Если вести деятельность в соответствии с законом, тогда специально подготавливаться к проверкам не придётся.
Однако есть определённые моменты, на которые прокуратура обращает особенное внимание, и о них следует помнить.
Важно: информация о плановых и внеплановых проверках содержится в ФГИС ЕРП — «Едином реестре проверок». Правила формирования и ведения ФГИС ЕРП утверждены в соответствующем постановлении.
Как уже было сказано, во время проведения проверки сотрудники прокуратуры ориентируются на методические рекомендации. Из них можно почерпнуть полезную информацию, в частности, в п. 3 содержится информация об аспектах деятельности заказчика, на которые нужно обращать пристальное внимание. Сотрудники будут проверять факты:
- ненадлежащего правового сопровождения закупок;
- принятия незаконных правовых актов;
- нарушения требований по принятию, установлению сроков и содержания планов закупок;
- заключения контрактов с единственным поставщиком в обход конкурсов;
- отсутствия расчёта и обоснования начальной цены контракта;
- дробления контракта;
- заключения контрактов на условиях, отличных от установленных в документации;
- нарушений при определении победителей и выборе исполнителей.
Это малая часть того, что проверяют сотрудники прокуратуры. Именно поэтому заказчику рекомендуется изучить документ, разработанный Генпрокуратурой.
Проверяющие не выходят за рамки установленных для них рекомендаций, поэтому, если внимательно изучать данный документ, можно узнать, какие именно нарушения (если они есть) заказчику нужно устранить.
Полезно также пользоваться официальным порталом ФГИС ЕРП.
«Астрал.Тендер» — комплекс услуг для участия в торгах и госзакупках, одним из которых является тендерное сопровождение. Вам помогут найти подходящую закупку и подготовиться к ней, а также принять участие в торгах за вас.
Как проводится прокурорская проверка
Внеплановая прокурорская проверка проводится в несколько этапов, рассмотрим каждый из них.
- Прокуратура получает информацию, которая является поводом для проведения проверки.
- Документально оформляется решение о проведении контрольного мероприятия. В документе обязательно содержаться сроки, предмет и цели проверки.
- Прокуратура запрашивает у заказчика те или иные документы, тот, в свою очередь, представляет их.
- Сотрудники прокуратуры проверяют документы, представленные организацией и, если выявляют нарушения, фиксируют его и начинают расследование.
- В ходе расследования прокуратура тщательно проверяет все факты, а по окончании составляет акт проверки и применяет меры реагирования.
Задача заказчика — устранить выявленные нарушения, потому как за первичной проверкой последуют повторные.
Подведение итогов проверки
Итогом проведения проверки является акт, который составляет прокурор, а затем направляет его проверяемому. Если в ходе проверки нарушение выявлено не было, то этот акт составляется в течение десяти дней. Если же нарушение всё-таки обнаружили, то прокуратура прибегает к мерам реагирования.
Меры зависят от того, какое именно было допущено нарушение. Прокурор может:
- Принести протест на противоречащий закону акт (ст. 23 закона «О прокуратуре»). После получения такого протеста, проверяемое лицо должно рассмотреть изданный правовой акт в течение десяти дней, после чего результат нужно сообщить прокурору. В исключительных случаях этот срок может быть уменьшен.
- Внести представление об устранении нарушений (ст. 24 закона «О прокуратуре»). Если проверяемый допустил какое-то нарушение, то, в соответствии с вышеуказанным представлением, он должен его исправить. На это у него есть месяц, после чего о результатах нужно сообщить прокурору.
- Вынести постановление о возбуждении дела (ст. 25 закона «О прокуратуре»). Прокуратура может вынести данное постановление, но применять меры наказания не вправе. Поэтому документ направляется уполномоченным органам.
- Направить предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1 закона «О прокуратуре»). Оно способствует предотвращению нарушения, которое ещё не совершено. Направляется такое предостережение, когда есть сведения о готовящихся противоправных действиях.
Обжалование итогов проверки
Любой из вышеперечисленных документов можно обжаловать. Это можно сделать как в прокуратуре (вышестоящему прокурору), так и в суде. В первом случае проверяемому нужно обратиться в городскую или областную прокуратуру, именно там можно будет обжаловать действия сотрудников районного отделения. Подать заявление можно и на «Госуслугах».
Жалоба должна содержать все основные сведения о задействованных лицах, суть претензии и желаемые требования. Если же прокурор вынес постановление о возбуждении дела и вынес его в суд, а тот, в свою очередь, вынес решение против проверяемого, заказчик имеет право подать апелляцию.
Прокуратура делает проверки с ещё одной целью — это профилактика нарушений, а не только их выявление. Знание о возможных проверках останавливает заказчиков перед совершением противоправных действий. Информацию о проведении проверок всегда может предоставить официальный портал ФГИС ЕРП.
Обжалование обыска в жилище
Подборка наиболее важных документов по запросу Обжалование обыска в жилище (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика: Обжалование обыска в жилище
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Обжалование обыска в жилище
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Статья: Обжалование действий (бездействия) и решений органов расследования, прокурора в суд(Артамонов А.Н.)
(«Законодательство и практика», 2019, N 2)
То, что судебный контроль в отношении ограничения указанных конституционных прав и свобод реализован в законе как предварительный (в форме получения судебного решения), не исключает последующего судебного контроля, поскольку их нарушение может быть допущено и при осуществлении органами расследования самих процессуальных действий, на производство которых было получено разрешение суда. Например, в случае когда по судебному решению производится обыск в жилище, обжалованы могут быть действия по изъятию в ходе обыска конкретных предметов и документов, не имеющих, по мнению владельцев, значения в качестве вещественных доказательств, либо невозвращение такого имущества владельцам по завершении произведенных с ним процессуальных действий.
Нормативные акты: Обжалование обыска в жилище
Постановление Конституционного Суда РФ от 23.03.1999 N 5-П»По делу о проверке конституционности положений статьи 133, части первой статьи 218 и статьи 220 Уголовно — процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан В.К. Борисова, Б.А. Кехмана, В.И. Монастырецкого, Д.И.
Фуфлыгина и общества с ограниченной ответственностью «Моноком»3.
Согласно действующему уголовно — процессуальному законодательству на досудебных стадиях производства по уголовному делу обжалование в суд допускается лишь в отношении отказа в возбуждении уголовного дела, прекращения производства по нему, а также ареста обвиняемого (подозреваемого).
Заявления же лиц, чьи конституционные права затрагиваются другими решениями и действиями органов расследования, в силу статей 218 и 220 УПК РСФСР на этих стадиях не принимаются судами к рассмотрению, даже если нарушенные права не могут быть впоследствии восстановлены в процессе судебного разбирательства.
Кроме того, в ряде случаев заинтересованные в судебном обжаловании лица не являются участниками судебного разбирательства по уголовному делу и потому после окончания расследования и передачи дела в суд с обвинительным заключением не имеют возможности отстаивать свои интересы перед судом.
Так, в частности, не могло быть реализовано право на судебную защиту заявителями по данному делу — гражданином Д.И.
Фуфлыгиным, в жилище которого был произведен обыск, сопровождавшийся изъятием материальных ценностей, и обществом с ограниченной ответственностью «Моноком», на денежные средства которого, находившиеся на расчетном счете в коммерческом банке, в связи с производством по уголовному делу был наложен арест. В результате такие конституционные права заявителей, как право свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом (статья 35, часть 2), а также право на неприкосновенность жилища (статья 25), фактически остались без судебной защиты.
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Определение Конституционного Суда РФ от 02.11.2011 N 1463-О-О»Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Денисенко Людмилы Ивановны на нарушение ее конституционных прав статьями 1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации»Действующее законодательство предоставляет лицу, в отношении которого судом принимается решение о проведении обыска в жилище, право обжаловать и само судебное решение, и действия правоохранительных органов по его проведению. При этом гарантируется право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями этих органов или их должностных лиц, реализуемое как в порядке гражданского судопроизводства (статьи 151, 1064, 1069, 1070, 1099 — 1101 ГК Российской Федерации), так и в порядке уголовного судопроизводства: в части третьей статьи 133 УПК Российской Федерации установлено, что право на возмещение вреда имеет также любое лицо, незаконно подвергнутое мерам процессуального принуждения в ходе производства по уголовному делу (помимо перечисленных в части второй этой статьи лиц, таких как Подсудимый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор или уголовное преследование в отношении которого прекращено в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения; подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование которого прекращено, в том числе по основанию отсутствия в деянии состава преступления, и т.д.), часть четвертая этой статьи содержит исчерпывающий перечень оснований, ограничивающих право на реабилитацию (и ситуация, имевшая место в деле Л.И. Денисенко, в этом перечне отсутствует), а главой 18 УПК Российской Федерации установлен порядок возмещения вреда любому лицу, незаконно подвергнутому мерам уголовно-процессуального принуждения в ходе производства по уголовному делу.