Новости

Установили сроки для размещения текстов приговоров в интернете

Установили сроки для размещения текстов приговоров в интернете

Петербургское информационное агентство «Судебные Решения РФ» получило предупреждение от Роскомнадзора за публикацию решений российских судов. Если агентство продолжит публиковать у себя на сайте открытую информацию с сайтов российских судов, то Роскомнадзор грозит внести сайт судебныерешения.рф в «чёрный список» ресурсов с информацией, которая запрещена к распространению на территории Российской Федерации.

История звучит как бред из параллельной реальности: впервые в истории российское СМИ получило предупреждение за дословное воспроизведение судебного приговора.

К сожалению, это действительная практика российского законодательства. В данном случае Роскомнадзор ссылается на статью 4 Закона РФ «О средствах массовой информации».

Статья «Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации» запрещает использование средств массовой информации для разглашения специально охраняемой законом тайны. Статья 4. Недопустимость злоупотребления свободой массовой информацииНе допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань. Понятие «тайны» довольно многогранно: см. «Перечень нормативных актов, относящихся к категории ограниченного доступа». Туда входят государственная тайна, коммерческая тайна, налоговая тайна, банковская тайна, врачебная тайна, нотариальная тайна и так далее. И среди прочего — персональные данные (любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных)).

Ограничения на распространение персональных данных определены в статье 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных». Статья «Конфиденциальность персональных данных» гласит:

Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. Судя по всему, на основании этого определения Роскомандзор вынес своё предупреждение. Установили сроки для размещения текстов приговоров в интернете Повод кажется довольно надуманным. Администраторы сайта «Судебные Решения РФ» уверены, что Роскомнадзор пользуется предлогом, чтобы намеренно воспрепятствовать журналистам и СМИ распространять информацию об участниках судебных процессов.

Юристы агентства «Судебные Решения РФ» считают, что некоторые персональные данные — сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность, — в соответствии с Указом Президента РФ относятся к сведениям конфиденциального характера, но не являются тайной в правовом значении этого слова. Другими словами, Роскомнадзор просто использует юридические уловки, чтобы прекратить распространение информации о судебных решениях, которые с неприглядной стороны показывают работу судебной системы РФ.

  • Самое смешное, что у Роскомнадзора нет претензий к самим сайтам судов, которые публикуют судебные решения в открытом доступе (действительно, это малопосещаемые сайты), но есть претензии к СМИ, которые репостят эти сообщения из официальных источников!
  • Нужно заметить, что в соответствии со статьёй 38 того же Закона РФ «О средствах массовой информации», граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц.
  • Более того, в соответствии со статьёй 38, редакция не несёт ответственности за распространение сведений, представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации в случае, если эти сведения присутствуют в обязательных сообщениях (к которым относятся решения судов в адрес редакции) или они содержатся в материалах пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений.

В данном случае решения судов, опубликованные на официальных сайтах судов, вполне соответствуют описанию сведений, за распространение которых редакция не несёт ответственности.

Информационное агентство «Судебные Решения РФ» сообщает, что Роскомнадзор не в первый раз присылает незаконные требования, защищая интересы преступников и мошенников, которые требуют удалить персональную информацию о себе из интернета в соответствии с недавно принятым законом о «праве на забвение»: подробнее см. статью «Авторитет Михась воспользовался „правом на забвение” и удалил своё прошлое из поисковых систем».

Удивительно, но теперь органы власти (Роскомнадзор) вынуждены защищать интересы бывших мошенников и преступников, в том числе и тех, которые совершили преступления против органов власти и государства. Такой выходит юридический казус. Если же Роскомнадзор после нескольких вынесенных предупреждений заблокирует сайт «Судебные решения» за публикацию судебных решений, то этот казус грозит превратиться в настоящий маразм.

«Принципы гласности судопроизводства и необходимость публикации текстов судебных решений с данными об участниках процессов поддерживаются всеми — и самими служителями Фемиды, и правозащитниками, — сказал главный редактор ИА «Судебные Решения РФ» Павел Нетупский. — Только сотрудники Роскомнадзора категорически не приемлют принцип свободы слова. Причём действуют в интересах сомнительных личностей и создают различные „подлянки” журналистам».

Может быть насчёт «подлянок» главный редактор слегка преувеличивает, но действия Роскомнадзора действительно выглядят очень странно.

«Созданный для удобства граждан сайт, благодаря которому им не придётся прочёсывать весь Рунет в поисках интересующего их судебного решения, регулятор почему-то решил подвергнуть малообоснованному давлению.

Считаем это очередным проявлением запрещённой Конституцией РФ цензуры и надеемся, что факт вынесения предупреждения сайту „Судебные решения” — всего лишь ошибка в работе Роскомнадзора», — пишут правозащитники из Центра защиты и цифровых прав и движения «РосКомСвобода».

Агентство «Судебные Решения РФ» считает претензии Роскомнадзора незаконными и заявило о том, что не собирается удалять никакие сведения из опубликованных документов. Претензии Роскомнадзора будут оспорены в судебном порядке. Ждём также Роскомнадзора в связи с этой ситуацией.

UPD. Роскомнадзор опубликовал официальный комментарий.

О ситуации с предупреждением сетевому изданию «Судебные решения РФ» 5 июля 2016 года Роскомнадзор провёл проверки по факту получения четырёх жалоб граждан РФ в отношении редакции сетевого СМИ «Судебные решения РФ». Предметом жалоб является размещение на сайте указанного СМИ персональных данных участников судебных процессов. В результате проверок установлено, что редакция СМИ «Судебные решения РФ» размещает персональные данные участников судебных процессов с нарушением законодательства Российской Федерации. В трёх случаях установлены факты размещения персональных данных участников судебного процесса в избыточном объёме. В одном случае размещен судебный акт закрытого судебного заседания, в котором приводятся сведения о состоянии здоровья участника гражданского судебного процесса. Федеральный Закон 262-ФЗ №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» в целях обеспечения безопасности определяет предельный набор сведений об участниках судебного процесса, которые могут быть опубликованы. Это фамилия и инициалы. Публикация более широкого набора персональных данных участников судебного процесса выходит за рамки требований статьи 15 указанного закона. СМИ при опубликовании информации о деятельности судов обязаны руководствоваться своим профильным законодательством. Статья 4 федерального закона «О средствах массовой информации» ограничивает возможность опубликования в СМИ охраняемой законом информации, в том числе, персональных данных участников судебного процесса. В адрес редакции СМИ «Судебные решения РФ» неоднократно направлялись письма о выявленных нарушениях законодательства РФ о персональных данных. Эти письма были оставлены редакцией без внимания.

22 июня 2016 года Роскомнадзор вынес редакции сетевого издания «Судебные решения РФ» предупреждение за нарушение требований ст. 4 закона «О средствах массовой информации».

UPD 2. Представитель ИА «Судебные Решения РФ» зарегистрировался на Geektimes (SudReshenia) и опубликовал ссылку на официальный ответ к комментарию Роскомнадзора.

Кодексы перешли на особое положение

В России введено уголовное наказание за ложную информацию о действиях российской армии

Читайте также:  Особенности рассмотрения уголовных дел в отношении предпринимателей: разъяснения ВС РФ

Поправки в Уголовный Кодекс о наказании — до 15 лет тюрьмы — за дискредитацию, фейки о военной операции и призывы к санкциям вступили в силу. Юристы прокомментировали новые нормы и оценили, как они изменят работу журналистов

Установили сроки для размещения текстов приговоров в интернете

Михаил Гребенщиков / РБК

Президент России Владимир Путин в пятницу, 4 марта 2022 года, подписал закон об уголовной ответственности за фейки о действиях российских военных в рамках спецопераций и призывы к антироссийским санкциям. Председатель Госдумы Вячеслав Володин объяснил эти нормы необходимостью защитить «солдат, офицеров и «правду».

Глава комитета по информполитике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн, в свою очередь, в субботу заявил, что закон будет доработан, а ответственность распространят на ложную информацию о Росгвардии и «других государственных военных (и не только) организациях, участвующих в военной операции на Украине».

  • За публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных сил Российской Федерации» предусмотрен Штраф до 1,5 млн руб., принудительные работы или лишение свободы до трех лет.
  • Отягчающими факторами может стать служебное положение, фальсификация доказательств, корыстные побуждения или мотивы политической, расовой и другой вражды. В этом случае штраф увеличивается до 5 млн руб., принудительные работы — до пяти лет, лишение свободы — до десяти лет.
  • Если распространение дезинформации повлекло тяжкие последствия, тюремный срок составит от десяти до 15 лет.
  • За публичную дискредитацию вооруженных сил грозит штраф от 100 тыс. до 300 тыс. руб., принудительные работы либо лишение свободы до трех лет.
  • Если такие действия повлекли смерть по неосторожности, причинили вред здоровью или имуществу граждан, спровоцировали массовые нарушения общественного порядка, штраф возрастает до 1 млн руб., срок лишения свободы — до пяти лет.
  • Под запрет попадают призывы к введению санкций в отношении России. Наказание — штраф до 500 тыс. руб. либо лишение свободы на срок до трех лет (со штрафом до 200 тыс. руб.).

Что говорят о вступивших в силу поправках и что советуют журналистам юристы — в обзоре РБК.

Михаил Федотов, один из авторов первой редакции закона «О СМИ»:

«Устанавливая уголовную ответственность за «публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации, содержащей данные об использовании Вооруженных сил России в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности», законодатель решает одну задачу и одновременно создает другую. С одной стороны, он ставит преграду для заведомых фейков, целенаправленно распространяемых в формате информационного противоборства, а с другой — создает серьезные проблемы для работы профессиональных журналистов и СМИ, стремящихся добросовестно выполнять свою социальную миссию и не нарушать при этом ни закон, ни Глобальную хартию этики журналистов.

Трудности возникают уже из слов «публичное распространение», поскольку наше информационное законодательство понимает распространение не только как передачу информации от источника к потребителю, но и как предоставление доступа к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети.

Следовательно, не исключается уголовное преследование за сообщения и материалы, которые были размещены в интернете до вступления нового закона в силу и остались доступны публике позднее. Если после вступления закона в силу эти материалы будут удалены, то ответственность за их содержание исключается в силу требований ст.

10 Уголовного кодекса.

Следует обратить внимание и на формулировку о заведомой ложности распространяемой информации. Если распространитель осознает, что доводит до всеобщего сведения именно фейк, то в его действиях есть Правонарушение. Если он не знает, что это фейк, то в его действиях правонарушения нет. Бремя доказывания заведомой ложности лежит при этом на стороне обвинения.

В новом законе говорится также об уголовной ответственности за «публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных сил РФ в целях защиты интересов РФ и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности».

Здесь самая большая сложность связана с тем, что понятие «дискредитация» в отечественном законодательстве не определено и используется впервые.

Как оно будет толковаться на практике? Например, информация о том, что военнослужащих плохо кормят — это дискредитация или распространение общественно значимой информации, нацеленной на защиту прав военнослужащих, а следовательно, преследующей общественные интересы? Мне очевидно, что сокрытие такой информации, если она соответствует действительности, подпадает под действие ст. 51 закона «О СМИ» как злоупотребление правами журналиста. Но очевидно ли это будет суду?

Все это касается не только журналистов, но и блогеров, владельцев различных информационных ресурсов, не зарегистрированных в качестве СМИ, да и просто рядовых наших сограждан, имеющих свои аккаунты в социальных сетях.

Для журналистов же ситуация несколько упрощается благодаря тому, что в законе «О СМИ» есть ст. 57, которая освобождает журналистов, редакторов и редакции СМИ от ответственности за содержание распространяемой информации при определенных обстоятельствах:

  • Если сведения получены от информационных агентств. Например, если газета пишет, «как сообщает агентство Reuters», то редакция и редактор, как и журналист, подготовивший материал, освобождаются от ответственности. Главное — указать ссылку на информационное агентство. При этом ссылка, например, на соцсети от ответственности не освобождает.
  • Если это перепечатка из другого СМИ, которое может быть привлечено к ответственности. Естественно, речь идет о зарегистрированных СМИ. СМИ-первоисточник при этом от ответственности не освобождается.
  • Если эта информация содержится в ответе на редакционный запрос или в пресс-релизе государственных или общественных органов или организаций.
  • Если человек выступает в «прямом эфире» или на форуме, в чате, которые не проходят предварительную модерацию. Естественно, речь идет только о форумах, чатах и так далее, размещенных на сайтах зарегистрированных СМИ.

Нужно иметь в виду, что суд нередко не обращает внимания на эту норму как на незнакомую экзотику и делает вид, что ее нет. Но эта норма существует в законе «О СМИ», и она очень подробно разъяснена в постановлении пленума Верховного суда РФ 2010 года.

Безусловно, суды обязаны ее применять.

Но важно помнить, что данные правила, получившие название «относительной привилегии», не распространяются на блогеров, незарегистрированные СМИ и всевозможные интернет-ресурсы, работающие без регистрации в качестве СМИ».

Гарий Напалков, управляющий компании Legalight:

«Основная проблема в тексте нового закона — неопределенность формулировки состава. Что считать заведомо ложными сведениями? И кто это будет определять? Если я вижу и снимаю видео, то это ложная информация, если она не соответствует официальной позиции? А если я делаю выводы на основании таких видео — я тоже распространяю заведомо ложную информацию?

Вывод: создан очень мощный инструмент борьбы с мнением, отличающимся от официальной позиции. Останется понять, где именно «единственно верный» источник официальной информации. Этого в законе тоже нет.

Реальная ситуация будет зависеть от того, кто и как будет применять эту норму».

Какие СМИ прекратили работу из-за поправок о фейках

Первым о приостановке работы именно из-за возникающих рисков после введения новых поправок — на тот момент еще не принятых — сообщил телеканал «Дождь» (признан СМИ-иноагентом). Накануне Роскомнадзор ограничил доступ к телеканалу, объяснив это требованием Генпрокуратуры, усмотревшей в материалах «Дождя» ложную информацию о событиях на Украине.

В заявлении «Новой газеты» говорится о том, что закон «отразится на полноте редакционной повестки», а многие материалы будут удалены. Однако издание продолжает работать.

«В связи с большим количеством ограничений, которые появились в последнее время для работы СМИ в России», свою работу приостановил Znak.com.

Читайте также:  Конституционный суд разъяснил, как оспорить лишение прав

The Bell, в свою очередь, сообщил, что не будет освещать события на Украине, но продолжит «освещать последствия происходящего», прежде всего экономические. Аналогичное решение приняли редакции «Сноб» и Republic (признан СМИ-иноагентом).

Владимир Старинский, управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры»:

«Если у журналиста есть хорошее и правильным образом зафиксированное доказательство (фото, аудио, видео и документы), тогда это не фейковая информация, ответственности за это нет.

Главная рекомендация — максимально все фиксировать. Журналисты будут фактически превращены в следователей. Недостаточно просто на кого-то сослаться. Нужно принимать меры для тщательной фиксации доказательств».

Федор Кравченко, управляющий партнер Коллегии медиаюристов:

«Важно тщательно с помощью юриста редактировать свои публикации. В огромном и важном материале чаще всего самой опасной оказывается пара второстепенных фраз, которые Юрист мгновенно увидит. Не стоит делать «пресным и беззубым» весь материал — напишите его интересно, ярко и информативно, но дайте на вычитку юристу».

Судебные решения.РФ Порядок использования персональных данных при публикации судебных решений

Порядок публикации судебной информации

Конституция России гарантирует гласность судопроизводства. Разбирательство дел во всех судах открытое, исключение составляют только слушания, объявленные закрытыми в соответствии с федеральным законом.

Согласно Гражданскому процессуальному кодексу РФ, все присутствующие в открытом судебном заседании вправе фиксировать его письменно или вести аудиозапись.

Аналогичные права предусмотрены для присутствующих в уголовном и административном процессе.

А поскольку все оглашенное в таких заседаниях законом признается открытой информацией, ее можно свободно искать, получать, передавать и распространять.

Многие противники раскрытия этой информации ссылаются на Федеральный закон «О персональных данных», который якобы допускает распространение сведений о гражданине только с его согласия. Однако это миф.

Указанный закон предусматривает аж одиннадцать оснований для обработки, и только одно из них – согласие субъекта (гражданина). В десяти других можно использовать персональные данные, не испрашивая разрешения и даже вопреки ему.

Причем перечень допустимых случаев обработки и публикации сведений о гражданине является открытым. 

В самом Федеральном законе «О персональных данных» указывается, что распространение судебной информации, содержащей персональные данные, осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

Этот специальный закон устанавливает особый порядок размещения судебных решений в сети Интернет.

Из них НЕ должны исключаться фамилии, имена и отчества всех сторон судебного процесса, в том числе истцов, ответчиков, третьих и заинтересованных лиц, осужденных и оправданных, подозреваемых в административных правонарушениях и многих других, а также их представителей, адвокатов, прокуроров, судей и так далее.

Персональными же данными применительно к судебным актам являются только фамилии, имена и отчества иных участников (то есть потерпевших, экспертов и специалистов), дата и место рождения, место жительства или пребывания, номера телефонов, реквизиты паспорта, ИНН и СНИЛС, сведения о месте нахождения объекта недвижимости, транспортного средства и о вкладах в банках.

Таким образом, сведения о вышеперечисленных участниках судебных процессов являются открытыми и не только могут, но и должны публиковаться в открытом доступе.

Эту позицию официально поддерживает и уполномоченный защищать права субъектов персональных данных орган – Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Поэтому информационное агентство «Судебные решения РФ» не удаляет информацию об участниках судебных споров. Также мы убеждены, что законопослушный Гражданин не боится распространения объективной информации. А потому само по себе требование удалить ее чаще всего свидетельствует о попытке нарушителей скрыть правду о своей противоправной деятельности.

Некоторые претензии участников

Самый известный теперь Защитник своей личности – петербуржец Эдуард Ромуальдович Самашка, уличенный в афере с жильем, признанный виновником ДТП и т.д. По его требованию Роскомнадзор вынес предписания в адрес редакции, а сам недовольный гражданин требовал удалить его персональные данные в судебном порядке.

Однако все судебные инстанции признали доводы недобросовестных чиновников и истца необоснованными. Предписание было признано незаконным, а Иск г-на Самашка отклонен. Этот конфликт широко освещался в средствах массовой информации. Пытаясь скрыть свои противоправные действия Эдуард Самашка стал героем многочисленных публикаций, упоминался в эфире федеральных радиоканалов и т.д.

Добиваться «справедливости» пыталась и уволенная за аморальное поведение преподавательница колледжа Светлана Петровна Квинт. Ее стремления очевидны – факт увольнения по указанном обстоятельствам по действующему Трудовому кодексу РФ влечет фактическую дисквалификацию, причем пожизненную – она не вправе больше заниматься преподавательской и иной подобной деятельностью.

Но даже обращение в Генеральную прокуратуру РФ не помогли г-жи Квинт лишить добросовестных россиян права узнать о ее противоправный деяниях.

Лента жалоб

Харламов Станислав Сергеевич

На сайте размещен текст судебного решения по уголовному делу ?1-467/2011. В указанном деле я, Харламов Станислав Сергеевич, являлся подсудимым. 

В госдуму внесены законопроекты о порядке размещения судебных актов и трансляции судебных заседаний в интернете

  • Проекты федеральных законов «О внесении изменений в отдельные Законодательные акты Российской Федерации» и «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», определяющие порядок размещения судебных актов и трансляции судебных заседаний в Интернете, внесены в Госдуму.
  • Проекты подготовлены Минюстом во исполнение указа президента России от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», говорится на сайте правительства.
  • Трансляция заседаний

Законопроектами устанавливается, что трансляция открытого судебного заседания в сети «Интернет» допускается с разрешения суда.

Действия лиц, присутствующих в зале судебного заседания и осуществляющих разрешенные судом фото- и киносъемку, видеозапись, трансляцию судебного заседания по радио, телевидению и в сети «Интернет», не должны мешать порядку в судебном заседании. Эти действия могут быть ограничены судом во времени и должны осуществляться на указанных судом местах в зале судебного заседания и с учетом мнения лиц, участвующих в деле.

При проведении трансляции судебного заседания по радио, телевидению или в сети «Интернет» в протоколе судебного заседания указывается наименование средства массовой информации или сайта, посредством которого осуществлялась трансляция.

В сети «Интернет» могут осуществляться прямые, отсроченные и частичные трансляции судебного заседания.

Вид трансляции определяется судом с учетом соблюдения интересов правосудия, обеспечения безопасности участников судопроизводства, предотвращения разглашения информации, отнесенной в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну.

  1. Не подлежат трансляции в сети «Интернет» закрытые судебные заседания, а также судебные заседания, связанные с рассмотрением тех дел, решения по которым не могут быть размещены на официальном сайте суда.
  2. Размещение текстов судебных актов
  3. Сроки размещения текстов в Интернете:
  • тексты судебных актов (за исключением приговоров и судебных актов арбитражных судов) — в «разумный срок», но не позднее одного месяца после их принятия в окончательной форме;
  • тексты приговоров — не позднее одного месяца после их вступления в законную силу;
  • тексты судебных актов арбитражных судов — не позднее следующего дня после их принятия.

При размещении в Сети текстов судебных актов, в целях обеспечения безопасности участников судебного процесса и защиты охраняемой федеральным законом тайны, из актов исключаются персональные данные (фамилии, имена и отчества участников судебного процесса, дата и место рождения, место жительства или пребывания, номера телефонов, реквизиты паспорта, ИНН и пр.) и заменяются инициалами, псевдонимами и другими обозначениями, не позволяющими идентифицировать участников судебного процесса.

  • Не подлежат исключению фамилии, имена и отчества истца, ответчика, третьего лица, гражданского истца, гражданского ответчика, административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, осужденного, оправданного, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, секретаря судебного заседания, судьи (судей), рассматривавшего (рассматривавших) дело, а также прокурора, адвоката и представителя, если они участвовали в судебном разбирательстве.
  • Если в публикуемых текстах есть положения, которые содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, эти положения исключаются из текстов судебных актов.
  • Порядок размещения судебных актов в сети «Интернет», а также сроки хранения судебных актов в информационной системе суда определяют в пределах своих полномочий Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации и Судебный департамент.
  • Напомним, информатизация судебной системы и внедрение в её деятельность современных информационных технологий предусмотрена федеральной целевой программой «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы».
Читайте также:  Пенсионерам нужно определиться с набором социальных услуг до 1 октября

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Порядок официального опубликования муниципальных правовых актов. Сайт муниципальных образований – официальный публикатор

Одним из основных полномочий органов местного самоуправления является реализация права нормотворчества. Согласно статье 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131ФЗ) в систему муниципальных правовых актов входят:

  •   устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
  •   нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
  •   правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

          В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Частью 2 статьи 24 Конституции установлено, что «органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом».

          Кроме того, с опубликованием нормативного акта связано не только донесение его содержания до граждан, но и вступление его в силу.

          Частью 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

          Согласно абзацу второму части 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.

          Муниципальными образованиями, кроме собственных учрежденных периодических печатных изданий, для официального опубликования правовых актов, проектов правовых актов и иной официальной информации используются и иные средства массовой информации, такие как официальные сайты муниципальных образований.

В большинстве случаев опубликование осуществляется в местных периодических печатных изданиях, что позволяет доводить содержания муниципальных правовых актов до широких слоев населения.

Однако хотелось бы напомнить, что подобному опубликованию должно предшествовать определение в уставе муниципального образования выбранного средства массовой информации в качестве официального публикатора муниципальных правовых актов органов местного самоуправления.

  •           Необходимо сказать, что для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание (абзац третий части 2 статьи 47 Федерального закона № 131 -ФЗ).
  •           Обращаю внимание, что согласно статье 2 Закона о СМИ под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации.
  •           Федеральный закон № 131-ФЗ предусмотрел два способа доведения содержания муниципальных правовых актов до всеобщего сведения, которые определяются уставом муниципального образования: это официальное опубликование (обязательно печатное средство массовой информации) или обнародование (необязательно печатное средство массовой информации).
  •           В свою очередь порядок использования официальных сетевых изданий определяется уставом муниципального образования в зависимости от формы доведения содержания муниципальных правовых актов до всеобщего сведения (опубликование или обнародование).
  •           В соответствии с частью 2 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ в случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться.
  •           При этом вне зависимости от того, когда был опубликован (размещен) полный текст муниципального правового акта в сетевом издании, датой его официального опубликования будет считаться день выхода первой публикации полного текста муниципального правового акта или непосредственно муниципального правового акта (то есть без указанных приложений) в периодическом печатном издании.
  •           Из представленного следует, что федеральный законодатель отводит сетевому изданию не основную, а вспомогательную роль в официальном опубликовании муниципальных правовых актов.
  •           С учетом изложенного в уставе муниципального образования, в котором предусмотрено официальное опубликование муниципальных правовых актов, не может быть определено альтернативное использование печатного или сетевого издания для официального опубликования муниципальных правовых актов.
  •           В противном случае это будет противоречить федеральному законодательству.

          Хотелось бы отметить, что официальный портал Минюста России «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» зарегистрирован в качестве сетевого издания и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.

2018 № 327 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу ведения федеральных регистров и государственных реестров» определен в качестве официального источника текстов муниципальных нормативных правовых актов, содержащихся в федеральном регистре муниципальных нормативных правовых актов (далее – портал Минюста России).

          Официальное опубликование (обнародование) уставов муниципальных образований и изменяющих их актов на портале Минюста России возможно на безвозмездной основе при соблюдении следующих условий:

  • в устав муниципального образования включаются положения об использовании портала Минюста России для официального опубликования (обнародования) уставов муниципальных образований и изменяющих их актов, а также его доменные имена (http://pravo-minjust.ru, http://право-минюст.рф), регистрационный номер и дата его регистрации в качестве сетевого издания (Эл № ФС77-72471 от 05.03.2018);
  • в решении представительного органа (схода граждан) муниципального образования или в отдельном нормативном правовом акте, принятом представительным органом (сходом граждан) муниципального образования, которыми оформляются изменения и дополнения, вносимые в устав муниципального образования, содержится положение о его направлении в территориальный орган Минюста России для государственной регистрации и официального опубликования (обнародования) на портале Минюста России.

          Подводя итоги вышеизложенного, еще раз отмечаем важность заключительного этапа нормотворчества органов местного самоуправления. Правильная организация официального опубликования муниципальных правовых актов позволит обеспечить вступление их в законную силу и не допустить возможных случаев признания судом недействительными.

          РОМАН ЗАРЕЦКИЙ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАЧАЛЬНИКА ОТДЕЛА ПО ВОПРОСАМ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И РЕГИСТРАЦИИ УСТАВОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

          Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 07 (213) дата выхода от 20.07.2020.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector