Новости

Почему оперативники не могут использоваться «наведение справок» для получения электронной почты

  • Наведение справок — это оперативно-розыскное мероприятие, которое заключается в получении информации, имеющей значение для решения конкретных задач ОРД путем направления запроса юридическому или физическому лицу, располагающему или могущему располагать таковой, а равно и ее получение путем непосредственного ознакомления с соответствующими материальными носителями, в том числе из оперативных, криминалистических и иных баз данных (учетов), информационных систем и других источников.
  • Учитывая изложенное, данное мероприятие предусматривает два способа получения информации: направление запроса и непосредственное ознакомление с носителями информации.
  • Объектом мероприятия являются документы или иные носители информации, которые содержат представляющие оперативный интерес сведения.

Виды необходимых документов и места их нахождения определяются сотрудником оперативного подразделения. Наибольшее количество информации, представляющей оперативный интерес, содержится в документах органов внутренних дел и других правоохранительных органов: уголовных делах, делах оперативного учета, отказных материалах и др. Кроме того, немало ценной информации при решении конкретных задач ОРД можно получить из документов других организаций и ведомств: бухгалтерских отчетов, личных дел сотрудников, регистрационных журналов, историй болезней и т. д.

Другим объектом данного мероприятия являются различные информационные системы (банки данных).

Для наведения справок используются банки данных различных служб органов внутренних дел: Главного информационно-аналитического центра МВД России, информационных центров МВД (УМВД, ГУ МВД), информационных подразделений уголовного розыска и ЭБиПК, ГИБДД, по вопросам миграции, лицензионно-разрешительных подразделений, дежурных частей и др. Важное значение имеет получение сведений из информационных систем других ведомств: прокуратуры, судов, службы судебных приставов, таможенных органов, банков, страховых компаний, медицинских учреждений, частных охранных агентств и т. д.

Целью наведения справок является сбор сведений о лице, позволяющих установить его причастность к противоправной деятельности или получение иной информации, необходимой для решения задач ОРД.

Эти сведения могут включать в себя данные о биографии, образовании, роде занятий, имущественном положении, местах проживания, перенесенных заболеваниях, прежних судимостях, криминальных связях, фактах допущенных в прошлом правонарушений и другие факты.

Порядок проведения наведения справок. При наличии оснований полагать, что у юридического или физического лица, на различных носителях (учетах, базах данных) имеется необходимая для решения задач ОРД информация, ему направляется запрос.

Запрос оформляется в письменной форме, однако если обладатель информации готов её предоставить без письменного оформления, то такая информация может получаться по устному обращению. В письменном запросе делается ссылка на п. 2 ч. 1 ст.

6 Закона об ОРД и указываются конкретные запрашиваемые сведения. Если в соответствии с законом запрашиваемая информация предоставляется по судебному решению, то для получения таких сведений необходимо получить разрешение суда.

К ним относится информация, содержащая государственную или иную охраняемую Федеральным законом тайну.

Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден ст. 5 Закона о государственной тайне и конкретизирован соответствующими подзаконными нормативными актами.

Кроме того, на получение в ходе наведения справок сведений, содержащих коммерческую, аудиторскую, адвокатскую, банковскую тайну, а также тайну информации, полученной ломбардом от заемщика или поклажедателя в связи с заключением договора займа или договора хранения, за исключением наименования, описания технических, технологических и качественных характеристик невостребованной вещи, на которую в порядке, установленном ст. 12 Федерального закона от 19 июля 2007 г. № 196-ФЗ «О ломбардах», обращено взыскание, требуется решение суда.

Причем при осуществлении оперативно-розыскной деятельности не допускается ограничение прав граждан на некоторые виды тайн, охраняемых федеральными законами. Так, предоставление сотрудникам оперативных подразделений полиции информации о сведениях, содержащих врачебную (ст. 13 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации), нотариальную (ст.

5 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате) тайну, возможно только при наличии возбужденного уголовного дела, а предоставление сведений о лице, от которого в СМИ поступила информация, возможно только в случае, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом (ст. 41 Закона РФ «О средствах массовой информации»).

  1. Следует заметить, что в соответствии с ведомственными нормативными актами МВД России подразделениями полиции, правомочными направлять операторам связи запросы о предоставлении информации о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи, а также иной информации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, являются только Бюро специальных технических мероприятий МВД России и бюро специальных технических мероприятий территориальных органов МВД России на региональном уровне.
  2. Кроме того, наведение справок в отношении информации ограниченного доступа осуществляется, как правило, только путем направления запроса, подписанного руководителем органа, осуществляющего ОРД.
  3. Запрос в иной территориальный орган МВД России должен быть подписан руководителем органа, осуществляющего ОРД, либо руководителем территориального органа МВД России соответствующего уровня.
  4. В запросе должны быть указаны данные и служебный телефон подготовившего его лица, чтобы в случае возникновения вопросов их можно было максимально быстро разрешить.

При непосредственном изучении носителей информации сотрудником оперативного подразделения, интересуемые сведения получаются им самостоятельно. Это же правило распространяется при работе с информационными системами.

Организационное и техническое обеспечениемероприятия предполагает правильное определение видов и мест хранения необходимых документов и информационных систем, содержащих необходимые сведения. В качестве основного технического средства реализации данного ОРМ выступает современная компьютерная техника, на базе которой создается и функционирует большая часть оперативно-розыскных банков данных.

Оформление результатов наведения справок.

Результаты изучения документов или иных носителей информации могут оформляться справкой или рапортом оперативного сотрудника с приложением полученных оригиналов документов или их копий.

Поступившие письменные ответы приобщаются к соответствующим материалам или делам. В случае необходимости они могут направляться в установленном порядке следователю для приобщения к материалам уголовных дел.

Почему оперативники не могут использоваться «наведение справок» для получения электронной почты                                                                                                   Почему оперативники не могут использоваться «наведение справок» для получения электронной почты

Запросы из полиции: как грамотно выкрутиться

Многие компании и предприниматели сталкиваются с запросами из полиции о предоставлении документации и информации. Как вести себя в такой ситуации? Нужно ли предоставлять истребуемую документацию? Законны ли требования сотрудников полиции? Давайте вместе разберемся в этом.

В соответствии с частью 4 статьи 13 закона «О полиции» от 07.02.2011 г. №3-ФЗ (далее – Закон «О полиции»), «Требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции,…обязательны для исполнения…организациями, должностными лицами и иными лицами…».

Прежде всего, необходимо понимать, что не все требования сотрудников полиции обязательны для исполнения, а лишь те, которые являются законными. Законными являются требования, основанные на норме закона.

Сотрудники полиции, направляющие свои запросы о предоставлении информации и документации обязаны обосновать свои требования и назвать норму, в которой закреплено данное право.

Права сотрудников полиции перечислены в ст. 13 Закона «О полиции».

Кроме этого, деятельность сотрудников полиции регламентирована Федеральным Законом № 144-ФЗ от 12.08.1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – Закон «Об оперативно-розыскной деятельности»).

При направлении запросов сотрудниками полиции, в качестве обоснования законности своих требований, используются следующие нормы права:

  • 1. п.п. 4, 17 ч.1, ч.4 ст. 13 Закона «О полиции»;
  • 2. ст.ст. 6, 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»;
  • 3. ст. 19.7 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ;
  • 4. ст. 7 ФЗ РФ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  • 5. ст.ст. 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Рассмотрим их подробнее и выясним, являются ли они достаточным обоснованием законности требований:

1. Закон «О полиции»

Сотрудники полиции, в своих запросах «о предоставлении информации», обосновывают свои требования п.п. 4, 17 ст. 13 Закона «О полиции».

Пункт 4 части 1 статьи 13 закона «О полиции»

В данном пункте говорится о том, что в связи с расследуемыми уголовными делами и проверкой заявлений о преступлениях сотрудники полиции имеют право запрашивать и получать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии),иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан.

Данная норма дает работникам полиции право истребовать документы и их копии у организаций всех типов собственности. Но необходимо обратить внимание на один аспект – это законность и обоснованность запроса.

Помимо номера материала проверки или возбужденного уголовного дела, по которым истребуются документы, должны быть указаны факты (аргументы) почему истребуемые документы относятся (имеют связь) к проводимой проверке или уголовному делу.

Ведь теоретически можно истребовать финансовую документацию компании и по материалу проверки по факту ДТП или, например, побоев.

Пункт 17 части 1 статьи 13 закона «О полиции»

Согласно данному пункту, сотрудники полиции вправе истребовать для проведения экспертиз от организаций независимо от форм собственности предоставление образцов и каталогов своей продукции, техническую и технологическую документацию и другие информационные материалы, необходимые для производства экспертиз. В связи с некорректностью формулировки – «другие информационные материалы», сотрудники полиции могут включать в это понятие любые интересующие их предметы и документы. Экспертизы проводятся в рамках возбужденного уголовного дела и производства по делу об административном правонарушении.

Читайте также:  Жалоба на постановление следователя об отказе в ознакомлении с доказательствами по делу

Следовательно, если в запросе идет ссылка на вышеуказанную норму права — в обязательном порядке должна быть отражена информация о конкретном уголовном деле с присвоенным ему номером, либо деле об административном правонарушении, в противном случае, Вы вправе на запрос не реагировать, ввиду его необоснованности. Более того, при проведении доследственной проверки по уголовному делу, ссылки на указанную норму неправомерны, что является основанием отказа в предоставлении информации.

II. Федеральный закон № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года

При применении ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в запросах «о предоставлении информации», сотрудники полиции чаще всего ссылаются на ст.ст. 6, 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Статья 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»

В статье 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» перечислены оперативно-розыскные мероприятия, которые могут проводить сотрудники полиции:

  • Опрос.
  • Наведение справок.
  • Сбор образцов для сравнительного исследования.
  • Проверочная закупка.
  • Исследование предметов и документов.
  • Наблюдение.
  • Отождествление личности.
  • Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
  • Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
  • Прослушивание телефонных переговоров.
  • Снятие информации с технических каналов связи.
  • Оперативное внедрение.
  • Контролируемая поставка.
  • Оперативный эксперимент.

Оперативно-розыскное мероприятие, указанное в пункте 2 указанной статьи – «наведение справок» проводится для получения именно справок, поскольку понятия «справка» и «документация» не идентичны между собой. Вышеуказанное оперативно-розыскное мероприятие в данном случае может проводиться в виде гласного и подразумевает под собой получение согласия лица (организации), в отношении которого оно направлено.

Оперативно-розыскное мероприятие, указанное в пункте 5 указанной статьи – «исследование предметов и документов», относится только к тем предметам и документам, которые уже находятся у сотрудников полиции, то есть, добыты ими в рамках ранее проведенных оперативно-розыскных мероприятий.

Статья 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»

В статье 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» приведены основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Наиболее часто применяемое основание – это «ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела».

Указанные основания должны быть сообщены Вам в случае проведения в отношении Вас оперативно-розыскных мероприятий и на основании этих данных Вы решаете соглашаться с проведением оперативно-розыскных мероприятий или нет.

III. Статья 19.7 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Часто в своих запросах «о предоставлении информации» сотрудники полиции указывают на ответственность предусмотренную статьей 19.7 КоАП РФ — за непредставление сведений (информации).

Данной нормой установлена ответственность — для граждан — от ста до трехсот рублей; для юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей, за «непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде».

В соответствии с ранее действовавшим Законом «О милиции», сотрудникам милиции было предоставлено право:

  • получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них (п. 4 ст. 11 Закона «О милиции»);
  • получать безвозмездно от организаций и граждан информацию, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения соответствующей информации (п. 30 ст. 11 Закона «О милиции»).

При этом, согласно статьи 23 Закона «О милиции», законные требования сотрудника милиции были обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами.

Таким образом, наличие у милиции права получать от организаций и граждан информацию (п. 30 ст. 11 Закона «О милиции»), не порождало аналогичную обязанность у организаций.

А генеральный директор, равно как и иной сотрудник компании, как Гражданин не имел полномочий предоставлять документацию, связанную с деятельностью организации и был вправе не давать объяснений на основании ст. 51 Конституции РФ.

В связи с чем, ответственность за непредставление информации и документов для организаций и сотрудников не наступала.

Сейчас же невыполнение законных требований сотрудника полиции, предусмотренных п.п. 4 и 17 ст. 13 закона «О полиции» влекут за собой ответственность по статье 19.7. КоАП РФ. Согласно части 4 статьи 13 Закона «О полиции» «Требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции, предусмотренные пунктами 4…17…ч.1 ст.

13 Закона «О полиции», обязательны для исполнения…организациями…и иными лицами в сроки, установленные в требовании, но не позднее одного месяца со дня вручения». Как уже говорилось, статьей 19.7.

КоАП РФ, за неисполнение указанных требований, установлен следующий размер штрафа: для граждан — от ста до трехсот рублей; для юридических лиц — от трех до пяти тысяч рублей.

IV. ФЗ РФ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» № 115-ФЗ от 07 августа 2001 года

На практике в запросах «о предоставлении информации» также часто встречается ссылка на ФЗ РФ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», как основание запроса.

Однако никаких прав сотрудникам полиции запрашивать информацию документацию у граждан и организаций, данный закон не предоставляет. Также, данным законом не предусмотрено обязанности предоставления гражданами и организациями информации и документации сотрудникам полиции.

Иногда сотрудники полиции уточняют и указывают основание запроса не весь закон, а делают ссылку на статью 7 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В данной статье закреплены права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

Основной обязанностью организации является проверка клиентов, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, на возможную легализацию денежных средств, полученных преступным путем, и участие в террористической и экстремистской деятельности. Такая проверка должна осуществляться на всех стадиях операций с денежными средствами или иным имуществом.

Уполномоченным органом, в который организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны представлять сведения, предусмотренные данным законом, является Росфинмониторинг.

Как было указано выше, обязанности предоставлять сотрудникам полиции информацию и документацию гражданами и организациями, данной статьей не предусмотрено.

V. Статьи 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее УПК РФ)

Иногда в запросах «о предоставлении информации», встречается ссылка на ст.ст. 144, 145 УПК РФ.

  • Статья 144 УПК РФ регламентирует порядок рассмотрения сообщения о преступлении.
  • Статья 145 УПК РФ регламентирует порядок принятия решений по результатам рассмотрения сообщения о преступлении и описывает виды решений, принимаемых по результатам рассмотрения сообщения о преступлении.
  • Вышеуказанные нормы уголовно-процессуального законодательства не предоставляют сотрудникам полиции право изъятия и истребования документов в коммерческих и иных организациях, равно как и не возлагают на организации соответствующие обязанности по предоставлению информации.

Итак, из приведенного выше анализа прав сотрудников полиции и российского законодательства становится ясно, что с введением в действие Закона «О полиции» органы внутренних дел вправе запрашивать у субъектов предпринимательской деятельности сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, а соответствующие субъекты предпринимательской деятельности теперь обязаны предоставить запрашиваемые сведения, документы, информацию в сроки, установленные в требовании, но не позднее одного месяца со дня вручения. В случае неисполнения соответствующего законного требования сотрудника полиции, на лицо может быть наложена ответственность по ст.19.7 КоАП РФ.

Однако, в соответствии с п. 4 ч.1 ст.

13 Закона «О полиции» требования сотрудников полиции о предоставлении сведений, документов (их копии), иной необходимой информации будут являться законными в том случае, если они связаны с проверкой, проводимой на основании заявления о преступлении, административном правонарушении, происшествии, разрешение которого отнесено к компетенции полиции. До тех пор, пока Вам не понятны причины и основания проверки — Вы не можете оценивать обоснованность истребования запрашиваемых у Вас документов, а следовательно, не можете оценить законность данного требования и соответственно не можете быть абсолютно уверены в законности Ваших действий. В связи с чем, в ответ на запрос, Вы можете направить письмо с просьбой разъяснить Вам законность и обоснованность указанных в запросе требований (официально ли проводится проверка или возбужденно уголовное дело, каковы их номера). До получения разъяснений, подтверждающих законность требований сотрудников полиции, представлять документы не рекомендуется.

Читайте также:  Увольнение без объяснения причин: статья 278, законно ли, основания

Адвокаты Китсинг В.А. и Матюшенко А.С.

Почему оперативники не могут использоваться «наведение справок» для получения электронной почты

Наведение справок

Наведение справок — это оперативно-розыскное мероприятие, состоящее в получении фактической информации, имеющей значение для решения конкретных задач оперативно-розыскной деятельности, путем направления запроса (официального или неофициального) соответствующему юридическому или физическому лицу, располагающему или могущему располагать таковой, а равно ее получение путем непосредственного ознакомления с соответствующим материальным носителем.

Наведение справок по своему содержанию имеет много общего с действиями следователя по истребованию необходимых сведений от предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан (ч. 4 ст.

21 УПК РФ), предоставления предметов и документов организациями, должностными лицами и гражданами в качестве соответствующих участников уголовного процесса (ч. 2 ст. 86 УПК РФ) и осмотром документов, производимым им по возбужденным уголовным делам (ч. 1 ст. 176 УПК РФ).

Вместе с тем данное ОРМ существенно отличается от указанного способа собирания доказательств следователем и производства им осмотра документов.

Фактическим основанием для наведения справок является необходимость получения органом, осуществляющим ОРД (оперативным уполномоченным), определенных сведений из документальных источников либо от сведущих лиц, которые имеют значение для решения задач ОРД по первичным материалам или делам оперативного учета.

Правовые (юридические) основания для наведения справок и порядок его проведения предусмотрены п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД и ведомственными нормативными правовыми актами, регламентирующими организацию и тактику ОРД. Отдельные положения данного мероприятия изложены в ст. 5, 7 и 8, в п. 1 ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 17 указанного Закона.

Условия и порядок наведения справок. Наведение справок проводится по решению сотрудника оперативного подразделения при наличии фактических и правовых оснований.

Предметом наведения справок может быть любая информация, имеющая значение для решения оперативно-розыскных задач, в том числе оперативные, криминалистические и иные базы данных (учеты), информационные системы (местные, региональные и федеральные информационно-поисковые системы) и архивы, другие документальные источники, включая редкие коллекции и т. п. (это могут быть пофамильные картотеки и картотеки неопознанных трупов, дактилоскопические учеты, учеты утраченного (похищенного) оружия, преступников по внешним признакам (фотоальбомы, видеотеки) и по способу совершения преступления, похищенных и утраченных паспортов и др.

Объектом наведения справок может выступать как юридическое, так и физическое лицо.

Юридическими лицами являются российские правоохранительные органы и спецслужбы, суды, а также иные органы государственной власти или местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, в распоряжении которых может находиться искомая информация.

В качестве физических лиц — объектов наведения справок, могут быть: родственники, близкие лица и знакомые (по связям изучаемого лица), специалисты в различных областях науки, техники, искусства или ремесла (коллекционеры, архивариусы и др.).

Кроме того, оперативно-розыскные органы вправе обращаться в соответствующие правоохранительные органы других государств с просьбой о наведении справок на территории иностранного государства. Такие запросы исполняются на основании международного соглашения или договора.

Для обеспечения законности наведения справок необходимо соблюдение ряда законодательных предписаний. В частности, в соответствии с ч. 1 ст.

5 Закона об ОРД органы и должностные лица, осуществляющие ОРД, при проведении ОРМ должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции. Согласно этому положению законом охраняется информация, содержащая:

  • — государственную тайну (ст. 29 Конституции РФ, ст. 283, 284 УК РФ, Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне», Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденный Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203);
  • — коммерческую и служебную тайну (ст. 183 УК РФ, ст. 139 ГК РФ, Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», Положение о порядке обращения со служебной информацией ограничительного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1233);
  • — банковскую тайну (ст. 857 ГК РФ, ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»);
  • — налоговую тайну (ст. 102 Налогового кодекса РФ)[1];
  • — нотариальную тайну (ч. 2 ст. 16 Основ законодательства РФ о нотариате, утвержденных Верховным Советом РФ от 11 февраля 1993 г. № 4462-1);
  • — врачебную тайну (ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст. 9 Закона РФ от 2 июля 1992 г. № 3285-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»);
  • — журналистскую тайну (ст. 41 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»);
  • — конфиденциальные данные (ст. 727, 771 и 1032 ГК РФ, ст. 88, 216, 349.1, 349.5, 358 Трудового кодекса РФ).

Наведение справок может осуществляться двумя основными способами:

  • 1) путем непосредственного обращения оперативного сотрудника в соответствующую организацию;
  • 2) путем направления письменного запроса в ту или иную инстанцию.

По форме проведения данное ОРМ может быть как гласным, так и негласным. Оперативный сотрудник, обращаясь негласно к соответствующему адресату, обязан зашифровать истинную цель наведения справок.

Основными субъектами наведения справок являются оперативно-розыскной орган (оперативное подразделение) и оперативный сотрудник (оперативный уполномоченный).

По их заданию (поручению) могут наводить справки сотрудники специальных подразделений правоохранительных органов и других специальных служб.

Дополнительный субъект — конфидент или иное лицо, содействующее проведению ОРД (ст. 17 Закона об ОРД).

Для наведения справок запрашиваемые сведения оформляются запросом (требованием), в котором отражаются: орган (учреждение), направляющий запрос (требование), с указанием своих данных, исходящего номера и даты; кому он направляется с указанием персональных данных и почтового адреса; его фактическое основание (событие или факт, по которому осуществляется проверка) и юридическое основание (пункт, часть, статья соответствующего законодательного акта, закрепляющего полномочия субъекта ОРД обращаться с запросом); требуемые сведения и исходные данные, необходимые для их поиска; адрес, по которому необходимо направить ответ; телефон и фамилия исполнителя запроса для возможных справок.

Сведения, полученные в результате наведения справок, оформляются справкой, рапортом сотрудника оперативного подразделения, актом с приложением полученных при наведении справок оригиналов документов или ксеро-, фото- и зафиксированных иным способом копий. В оперативно-служебном документе указывается основание для данного ОРМ и другие обстоятельства.

Эти материалы в соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона об ОРД могут представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении, в допустимом объеме и пределах, установленных законодательством и иными нормативными правовыми актами.

Результаты наведения справок при производстве по уголовному делу могут быть трансформированы в доказательства уголовно-процессуальными средствами, например:

  • — путем осмотра представленных документов и их приобщения к уголовному делу, в том числе в качестве вещественных доказательств, если полученные сведения обладают такими свойствами;
  • — назначением и производством соответствующей судебной экспертизы и т. д.

Однако в любом случае следователь обязан допросить в качестве свидетеля сотрудника оперативного подразделения либо лица, осуществлявшего по его поручению наведение справок, а также иных лиц, осведомленных о данных, полученных в ходе этого ОРМ. При этом предметом показаний этих лиц могут быть любые сведения, имеющие значение для уголовного дела и связанные с условиями и порядком наведения справок и получения информации.

Впоследствии эти доказательства могут быть положены в основу принятия решений по уголовному делу, а также использоваться в качестве исходных данных при выдвижении версий, планировании расследования и т. д.

По результатам наведения справок могут быть сформированы следующие доказательства: показания свидетелей и иных лиц (потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого), Протоколы следственных действий (например, осмотра), заключения и показания эксперта и специалиста, вещественные доказательства и иные документы в объеме, связанном с этим ОРМ.

Новое оперативно-розыскное мероприятие «получение компьютерной информации»: содержание и основы осуществления

В статье анализируется содержание нового оперативно-розыскного мероприятия «получение ком­пьютерной информации», прорабатываются основы его практического осуществления, дается классифи­кация источников оперативно значимых компьютерных данных, а также способов доступа к ним.

     Обеспечение безопасности граждан и госу­дарства невозможно без постоянно  осуществля­емого правоохранительными органами в рамках оперативно-розыскной деятельности добывания информации о действиях криминальных струк­тур и элементов.

В современном мире значи­тельные объемы такой информации циркулиру­ют в сети Интернет, концентрируются в инфор­мационных ресурсах и различных технических устройствах в компьютерной форме. В связи с этим в оперативно-розыскной науке и практике ведется активный поиск оптимальных форм и методов сбора компьютерной информации.

Читайте также:  Как узнать задолженность по алиментам: по фамилии, онлайн

При этом, как правило, отмечается недостаточная правовая регламентация получения доступа к компьютерным данным в интересах оперативно­-розыскной деятельности.

     До недавнего времени вариант законода­тельного закрепления соответствующих дей­ствий был предложен лишь в модельном законе «Об оперативно-розыскной деятельности (новая редакция)», принят на XXVII пленарном заседа­нии Межпарламентской Ассамблеи государств участников СНГ (постановление от 16 ноября 2006 года № 27-6), где соответствующее меро­приятие было названо «мониторинг информаци­онно-телекоммуникационных сетей и систем» и определено как «получение сведений, необходи­мых для решения конкретных задач оперативно-­розыскной деятельности, и их фиксация путем наблюдения с применением специальных техни­ческих средств за характеристиками электромаг­нитных и других физических полей, возникаю­щих при обработке информации в информаци­онных системах и базах данных и ее передаче по сетям электрической связи, компьютерным сетям и иным телекоммуникационным системам». По­лагаем, что такое определение, излишне пере­груженное техническими деталями и содержа­щее технические неточности, не дает достаточно четкого представления о содержании предлагае­мого мероприятия. Кроме того, в общепринятом понимании термин «мониторинг» связывается со сбором, анализом и оценкой информации в опре­деленной сфере, деятельностью по наблюдению за соответствующими явлениями, и его исполь­зование вряд ли можно признать удачным для обозначения всех тех действий, направленных на получение компьютерной информации, речь о которых пойдет ниже.

     Известно, что основным способом собирания оперативно-розыскной информации является осуществление оперативно-розыскных меропри­ятий (далее  ОРМ), исчерпывающий перечень которых определен в ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее ФЗ об ОРД).

Федеральный закон от 06.07.

2016 № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федераль­ный закон “О противодействии терроризму” и отдельные Законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнитель­ных мер противодействия терроризму и обеспе­чения общественной безопасности» дополнил этот перечень мероприятием, названным «полу­чение компьютерной информации». Понятно, что появление ОРМ, учитывающего специфику доступа к информации в современных компью­терных системах, требует детального уяснения сущности и содержания нового мероприятия, проработки основ его практического осуществ­ления.

     Для решения этой задачи в первую очередь необходимо разобраться с тем, какое содержание вложено законодателем в ОРМ «получение ком­пьютерной информации».

Следует отметить, что выбранное законодателем название нового меро­приятия оставляет в этом вопросе неясные мо­менты.

И прежде всего привлекает внимание, что в отличие от названий иных оперативно- розыскных мероприятий оно отражает не способ получения оперативно-розыскной информации, а форму, в которой эта информация представлена.

     Практически все предусмотренные ФЗ об ОРД мероприятия направлены на получение оперативно-розыскной информации в той или иной форме (в устной или текстовой, в форме видео- или аудиозаписи, фотоизображения и т.д.).

Определенная часть из них допускает полу­чение результатов ОРМ в виде компьютерных файлов (снятие информации с технических кана­лов связи, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, обследование по­мещений, зданий, сооружений, участков местно­сти и транспортных средств и др.).

Почему же законодатель посчитал нужным закрепить полу­чение компьютерной информации в качестве

самостоятельного ОРМ?

     Очевидно, это решение связано с широчай­шей распространенностью компьютерной формы представления оперативно значимой информа­ции и ее специфическими свойствами, обуслов­ливающими особые способы ее получения. При­нимая такой подход, анализ содержания нового ОРМ важно начать с уяснения сущности понятия «компьютерная информация».

     Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в ст. 2 дает общее понятие информации это сведения (со­общения, данные), независимо от формы их представления. Понятие компьютерной инфор­мации на уровне законодательства закреплено только в гл. 28 УК РФ, где в примечании 1 к ст.

272 обозначено, что под компьютерной инфор­мацией понимаются сведения (сообщения, дан­ные), представленные в форме электрических сигналов, независимо от средств их хранения, обработки и передачи. Интересно, что в преды­дущей редакции ч. 1 ст.

272 УК РФ компьютер­ная информация определялась как информация на машинном носителе, в электронно-вычис­лительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети. Не отступает от упоминания технических средств и определение, приведенное в Согла­шении о сотрудничестве государств — участни­ков СНГ в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации (Минск.О1.06.

2001), где компьютерная информация обозначена как «информация, находящаяся в памяти компьюте­ра, на машинных или иных носителях в форме, доступной восприятию ЭВМ, или передающаяся по каналам связи». Сравнение показывает, что в новой редакции ст.

272 УК РФ законодатель дал определение компьютерной информации через форму ее представления, а не через перечисление средств ее хранения, обработки и передачи, и сделал эго, на наш взгляд, совершенно обосно­ванно, поскольку спектр таких средств постоян­но изменяется и расширяется.

Оперативно-розыскная деятельность

Url

Дополнительная информация:

— п.2 ч.2 75 УПК  показания свидетеля, без источника — недопустимы

— показания свидетеля, не способного указать источник информации являются недопустимыми (п.2 ч.2 75).

— оперативники же ссылаются на ч.1 12 N 144-ФЗ, которая допускает сокрытие источников сведений.

— но в пп.1 п.2 ч.1 7 N 144-ФЗ указано, что основаниями для проведения ОРМ являются сведения о признаках противоправного деяния.

  • — то есть, речь идет именно о конкретных сведениях.
  • — а сведения, это не слухи и предположения — а информация:
  • а) исходящая из конкретного источника.
  • б) проверяемая, то есть которую возможно проверить путем исследования (допроса) этого источника.
  • Оспаривание
  • — если доказательство основывается на оперативной информации, то надо «бить» (указывать в жалобе) по двум аспектам (указывать на них в жалобе):

Url

Дополнительная информация:

  1. п.9 Пленума № 55 результаты ОРМ допустимы только если они:
  2. п.9 Пленума № 55 проведены — для задач из 2 144-ФЗ
  3. п.9 Пленума № 55 проведены — при наличии оснований из 7 N 144-ФЗ
  4. п.9 Пленума № 55 проведены — с соблюдением условий из 8 N 144-ФЗ
  5. п.9 Пленума № 55 должен быть — соблюден порядок передачи
  6. п.9 Пленума № 55  должны быть закреплены — процессуальными действиями

а) оперативная информация — не проверена в судебном заседании (ссылайтесь на п.9 Пленума № 55, он устанавливает требования к использованию результатов ОРМ).

б) оперативная информация уже не может быть проверена (или это крайне затруднительно). То есть достоверность сведений уже невозможно проверить, и сомнения нереально устранить. Если же сомнения неустранимы, то они должны трактоваться только в пользу обвиняемого (ч.3 14 УПК).

  • Зависит от роли в доказательственной базе
  • — как неоднократно говорилось: при «выбивании» доказательства, дальнейшая судьба дела (возврат дела или смягчение приговора) зависит в первую очередь — от роли которую играет конкретное доказательство в доказательственной базе.
  • — то есть, признание одного из доказательств недопустимым приведет к возврату дела прокурору:

а) при условии, что совокупность иных доказательств, оставшихся в уголовном деле — не может считаться достаточной (ч.1 88 УПК) для оставления приговора неизменным.

б) при условии, что кассационный суд не может сам устранить  нарушения. Кассация должна постараться сама устранить нарушения (п.19 Пленума № 19). Например, кассационный суд может оправдать осужденного по одному из эпизодов, без возврата дела прокурору.

Нарушения при оформлении

— на практике, в качестве зацепки может служить какое-либо нарушение при оформлении ОРД. Иллюстрация: Кассационное определение Девятого кассационного суда от 12.02.2020 N 77-45/2020. К отмене приговора привело отсутствие в деле постановления суда о разрешении прослушки.

Отсутствие сведений до проведения ОРМ

— а вот нарушения не связанные с неправильным оформлением использовать для защиты затруднительно.

— например: ст.7 N 144-ФЗ требует, чтобы до производства ОРМ были сведения о готовящемся преступлении.

— а если при обжаловании удастся доказать, что сведений о готовящемся преступлении не было, то приведет ли это к изменению приговора ?

— на практике, если  в результате такого безосновательного ОРМ были к примеру изъяты запрещенные предметы — то сам факт наличия этих предметов уже достаточен. Ну и что, что проверочная закупка была «наугад», результат ее — протокол изъятия, который уже является доказательством.

Провокация

Перспективной для обжалования в вышестоящих судах является ситуация, когда сотрудники полиции подталкивают лицо к совершению преступления, либо имея возможность пресечь его деятельность — специально ожидают совершения им новых эпизодов. Подробнее об этом можно прочитать здесь: Провокация к совершению преступления, недопустимость таких доказательств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector