Каковы последствия передачи дела по подследственности в органы Следственного Комитета?
На обывательском уровне, когда происходит преступление, все знают, что надо обращаться «в полицию». Но это очень условная формулировка.
Система органов обеспечения безопасности устроена достаточно сложно. А если дело касается уголовного преступления, не всегда можно сразу определить, какой именно орган должен его расследовать.
Чтобы не возникало путаницы, было введено такое понятие как подследственность уголовных дел. Оно закреплено в ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ). На эту статью и нужно опираться, решая, куда направить материалы проверки.
Но часто бывает так, что в прокуратуру или другой орган поступает сообщение о совершении преступления (или подготовке к нему), а в возбуждении уголовного дела отказывают. Причем отказывает орган, к подследственности которого данные правонарушения не относятся.
Закон этого не запрещает. Но если вы считаете, что правоохранительные органы бездействуют, спросите у юриста, как заставить их шевелиться.
- Хотите разобраться, но нет времени читать статью? Юристы помогут
- Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажете
- С этим вопросом могут помочь 104 юристов на RTIGER.com
Решить вопрос >
Что такое подследственность?
В ст. 151 и 152 УПК РФ подследственность имеет три значения.
- Во-первых, это правовой институт, регулирующий отношения между органами, которые осуществляет расследования дел разной юрисдикции.
- Во-вторых, это система полномочий указанных органов.
- А в-третьих, это совокупность признаков уголовного дела, которые позволяют направить его «по нужном адресу».
Иначе говоря, Госнаркоконтроль занимается делами о наркотиках, ФСБ (Федеральная служба безопасности) — государственной безопасностью и т.д.Вот это и есть подследственность уголовных дел. И именно она нас интересует.
При этом нужно отличать ее от понятия «компетентность». Последняя — это просто права и обязанности конкретной службы. А подследственность — признаки уголовного дела, которые определяют, есть ли у этой службы право его расследовать.
Виды подследственности
Выделяют 5 видов подследственности: предметная, территориальная, персональная, для связи дел и альтернативная.
Хотим подчеркнуть, что в процессе определения подследственности уголовного дела, эти виды могут конкурировать между собой.
Например, предметно преступление входит в компетенцию ФСБ, а персонально — Следственного Комитета (СК РФ). И здесь действуют свои внутренние правила.
Предметная подследственность
Характер преступления напрямую влияет на то, какой именно орган правопорядка будет заниматься его расследованием:
- органы дознания и следствия;
- отдельные органы дознания;
- отдельные органы предварительного следствия.
Надо сказать, что по всем уголовным делам обязательно проводится предварительное следствие.
Однако в ч. 3 ст. 150 п. 1 УПК РФ приводится перечень преступлений, по которым предусмотрено только дознание. Какими преступлениями занимается определенный правоохранительный орган, написано в ст. 151 УПК РФ.
Прокурор может передать органам дознания дела о преступлениях небольшой или средней тяжести. В то же время дела, подследственные органам дознания, могут быть переданы на предварительное расследование.
Что касается тяжких преступлений, здесь все стабильно — ими занимаются только следователи. Но следователь следователю рознь, ведь они работают в разных ведомствах. Поэтому закон устанавливает компетенции каждого.
Существует оговорка. Если преступление совершил человек, страдающий психическим расстройством или будучи в невменяемом состоянии, предварительное следствие проводится обязательно.
Следственный комитет РФ (СК РФ) расследует уголовные дела, в соответствии с ч. 2 ст. 151 п. 1а УПК РФ:
- убийства — умышленные и по неосторожности;
- изнасилования, в том числе несовершеннолетних;
- нарушение конституционных и гражданских прав;
- преступления, совершенные военными и должностными лицами и др.
ФСБ защищает национальную безопасность. И расследует уголовные дела, перечисленные в ч. 2 ст. 151 п. 2 УПК РФ:
- государственная измена;
- диверсии и терроризм;
- шпионаж;
- незаконное пересечение границы;
- изготовление или продажа оружия массового поражения и т.д.
Следователи ОВД РФ (Органы внутренних дел) занимаются расследованием уголовных преступлений против личности, имущества и общественного порядка.
Полный список приводится в ч. 2 ст. 151 п. 3 УПК РФ:
- причинения тяжкого и средней тяжести вреда здоровью;
- неоказание помощи больному;
- работорговля;
- кража;
- мошенничество;
- вымогательство;
- грабеж;
- разбой и т.д.
Органы по контролю за оборотом наркотических веществ и психотропных средств осуществляют деятельность в рамках ч. 2 ст. 151 п. 5 УПК РФ. Сюда относится и торговля наркотиками, и их производство, и другие преступления.
Территориальная подследственность
Вы наверняка видели в криминальных фильмах истории, когда тело было обнаружено в одном месте, но человека убили в другом. Или жертв несколько, дела связаны, но трупы были обнаружены в разных местах. И между следователями из разных территориальных подразделений возникают разногласия.
Для этого и была введена территориальная подследственность уголовных дел. По закону, место совершения преступления считается та территория, на которой это произошло.
Она может быть подведомственна городу, району, области и т.д. И, соответственно, за эту область отвечает определенный орган правопорядка.
Но бывают случаи, когда преступление начинается в одном месте, а заканчивается в другом. Например, машину угнали, перегнали в соседний город, разобрали и продали на запчасти.
В процессе совершения уголовно наказуемого деяния злоумышленники пересекли сразу несколько территорий. Но расследование будет проводиться по месту окончания преступления.
Самый трудный случай — когда ни место начала, ни место окончания установить нельзя. Чья подследственность тогда? Обычно дело поручают тому органу, на территории которого было обнаружено преступление. Хотя в законе никаких указаний на это нет.
В ч. 3 ст. 152 УПК РФ есть еще одно важное замечание. Иногда преступления совершены в разных местах и равнозначны по тяжести (либо одно из них может быть более тяжелым). Самый яркий пример — серийный маньяк, который ищет жертв в разных городах.
Либо банда, которая грабит дома в области или крае. Места преступлений подведомственны разных органам правопорядка. Как быть с подследственностью в этом случае? В законе говорится, что ее определяет прокурор. При этом он может руководствоваться:
- местонахождением обвиняемого;
- местом проживания большего числа потерпевших и свидетелей;
- профессионализмом и степенью загруженности следователей определенного подразделения;
- разбросом мест преступления и т.д.
А наказуемы ли уголовные преступления, совершаемые за границей гражданами РФ? Безусловно. Они подследственны органам на территории проживания либо потерпевшего, либо свидетелей, либо самого обвиняемого, если он живет в России.
Персональная подследственность
Эти дела касаются, в основном, военных и должностных лиц. Практически все преступления, совершенные военными, депутатами, судьями, следователями и т.д., расследует СК РФ — в том случае, если преступные деяния были совершены в рамках исполнения их служебных обязанностей.
Но есть ряд правонарушений, которые перечислены в ч. 3 ст. 151 п. 1 УПК РФ, по ним проводится только дознание.
Преступления могут быть совершены и против этих лиц в связи с их служебной деятельностью. Если пострадал судья, прокурор, следователь (полный перечень — в ч.1 ст. 447 УПК РФ) или военнослужащие (полный перечень — в ч. 2 ст. 151 п. 1в), такие уголовные дела тоже расследует СК РФ.
Также к его подследственности относятся преступления, которые были совершены несовершеннолетними или против них. Речь идет об особо тяжких преступлениях.
Здесь есть интересный момент. Иногда, как мы говорили в начале, виды подследственности конкурируют друг с другом. Раньше, если, например, военнослужащий разглашал сведения, относящиеся к государственной тайне, этим занимался СК РФ.
Но не так давно в УПК РФ была внесена поправка. И все дела подобного рода теперь расследует только ФСБ, вне зависимости от статуса обвиняемого.
Альтернативная последовательность и связь дел
Для каждого органа охраны правопорядка в законе прописаны компетенции — дела, которые они могут расследовать. Но несмотря на то, что процесс расследования уголовных дел жестко регламентирован законодательством, с подследственностью иногда возникают сложности.
Некоторые преступления — например, бандитизм, мошенничество, присвоение чужого имущества — прописаны в перечне преступлений, которые может расследовать как СК РФ, так и ОВД РФ.
Это называется альтернативной подследственностью, а решение о передаче материала в те или иные органы принимает прокурор.
Также существует так называемая связь дел. При этом одна статья будет основной, а другая — побочной.
К примеру, торговля наркотиками и вовлечение в этот процесс несовершеннолетнего. Эти дела подследственны разным органам. Но в данном случае основное преступление — сбыт наркотических веществ. Так что это дело должен расследовать Госнаркоконтроль.
Подследственность на примерах
Приведем в пример два случая, когда подследственность установить можно сразу, а когда — нет. Это позволит проиллюстрировать, каким образом Прокуратура определяет, в какой именно правоохранительный орган следует передать то или иное уголовное дело.
Пример № 1. Анастасия устроилась на работу без трудового договора. Она отработала 4 месяца, а затем работодатель уволил ее, не заплатив ни за один месяц работы. Девушка написала заявление в прокуратуру, после чего ее вызвали к участковому.
Явившись для дачи показаний, Анастасия оформила заявление и назвала имена свидетелей, которые могут подтвердить факт ее работы. Через некоторое время ей пришло письмо, в котором говорилось, что в действиях работодателя усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 145 п. 1 УПК РФ.
А это значит, что по подследственности материалы проверки должны быть поданы в Межрайонный СК РФ для возбуждения уголовного дела.
Как видите, здесь все достаточно просто, и подследственность определить не составило труда. А теперь рассмотрим другой пример.
Пример № 2. Два друга, Геннадий и Артем, распивали спиртные напитки на улице. После этого они встретили трех студентов: Алексея, Игоря и Ивана. Началась ссора, которая переросла в драку.
В процессе потасовки Алексей потерял шапку, а Игорь — пуховик. Воспользовавшись этим, злоумышленники подобрали вещи и направились к своему дому. На просьбу вернуть одежду они не отреагировали.
Из окна подъезда Геннадий и Артем увидели полицию, вызванную студентами. Они выбросили шапку и пуховик в окно, а потом их задержали. Кому подследственно данное дело?
А вот здесь установить это сразу невозможно. Во-первых, неизвестно, насколько сильные телесные повреждения были нанесены студентам. Чтобы это установить, требуется медицинское освидетельствование. Предварительное расследование, в зависимости от тяжести побоев, будет вестись по-разному.
Во-вторых, хищение вещей таким способом можно квалифицировать как грабеж. Но нужно установить стоимость похищенного имущества и выяснить, был ли между нарушителями сговор.
В-третьих, важно знать возраст нарушителей и потерпевших, потому что дела, касающиеся несовершеннолетних, расследует СК РФ. То есть подследственность определится только тогда, когда все эти обстоятельства в ходе проверки будут установлены.
- Источники:
- Подследственность
- Обстоятельства, подлежащие доказыванию
- Формы предварительного расследования
Изменение подследственности: спорные аспекты
Конституционный Суд РФ в Определении от 8 июля 2021 г.
№ 1369-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ильницкого Василия Григорьевича на нарушение его конституционных прав взаимосвязанными положениями пункта 1 части первой статьи 39 и статьи 152 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» проанализировал допустимость изменения территориальной подследственности уголовного дела руководителем следственного органа по субъекту РФ по основаниям, напрямую не указанным в ст. 152 Кодекса.
КС счел возможным изменение подследственности в целях оптимизации предварительного расследованияПо мнению Суда, положения УПК, направленные на оптимизацию предварительного расследования и обеспечение права на судопроизводство в разумный срок, не могут нарушать права заявителя, тем более что территориальная подследственность изменена в рамках населенного пункта
- В частности, КС оценивал возможность изменения территориальной подследственности уголовного дела в целях распределения нагрузки между территориальными органами, осуществляющими предварительное расследование в рамках одного субъекта Федерации.
- На мой взгляд, позиция КС является довольно противоречивой.
- В частности, наиболее спорным представляется указание, что оспариваемые положения ст. 39 и 152 УПК направлены на:
- оптимизацию предварительного расследования;
- обеспечение права на судопроизводство в разумный срок.
Однако оптимизация предварительного расследования, как я полагаю, не может служить основанием для произвольного изменения территориальной подсудности, так как напрямую не предусмотрена положениями ст.
152 УПК и может стать основой для злоупотреблений со стороны органа предварительного расследования, фактически сделав подозреваемого (обвиняемого) «заложником» конкретного территориального органа, в который будет направлено дело руководителем следственного органа по субъекту РФ.
Право на разумный срок уголовного судопроизводства не является абсолютным и должно оцениваться во взаимосвязи с другими правами – в частности, с правом на защиту, – сохраняя при этом баланс интересов всех участников уголовного судопроизводства, включая потерпевших.
Более того, при передаче дела в другое подразделение, не имевшее к его расследованию никакого отношения, разумные сроки могут даже нарушаться, поскольку новому следователю потребуется время для его изучения.
Также в новом территориальном подразделении могут отсутствовать возможности для своевременного проведения различных следственных действий (например, судебных экспертиз), соответствующая материально-техническая база и т.д.
При этом указание Конституционного Суда на изменение территориальной подследственности в рамках одного населенного пункта (в частности, г.
Москвы), на мой взгляд, не может свидетельствовать об отсутствии нарушения прав подозреваемого (обвиняемого), так как способно привести к тому, что уголовное дело, расследуемое в отдаленном и труднодоступном с точки зрения транспорта и других факторов регионе, будет передано в орган предварительного расследования, куда обвиняемый физически не сможет добраться либо в котором он никогда не проживал, а основанием для передачи будет являться исключительно распределение нагрузки между территориальными подразделениями, осуществляющими предварительное расследование.
Кроме того, по моему мнению, создается предпосылка для дальнейших злоупотреблений, когда территориальная Подсудность будет произвольно меняться не только в рамках одного субъекта РФ, но и на территории нескольких субъектов руководителем вышестоящего органа предварительного следствия, а также в рамках органов предварительного следствия, которые относятся к разным системам (органы внутренних дел, следственного комитета и т.д.).
Конституционный Суд верно указал на недопустимость злоупотреблений полномочиями при использовании права на изменение территориальной подследственности уголовных дел.
В то же время КС, как я считаю, фактически вышел за рамки своей компетенции и вместо проверки конституционности положений оспариваемых норм УПК в конкретном деле оценил действия руководителя следственного органа по субъекту РФ по передаче уголовного дела из СУ УВД по СВАО ГУ МВД России по г. Москве в СУ УВД по ЮЗАО ГУ МВД России по г.
Москве с точки зрения законности и обоснованности передачи. Фактически орган конституционного контроля осуществил функции районного суда по рассмотрению жалобы, поданной в порядке ст. 125 УПК, заранее предрешив доводы такого суда при рассмотрении аналогичных случаев.
При этом КС правильно указал, что согласно положениям ч. 4 ст. 152 Кодекса предварительное расследование может осуществляться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей в целях обеспечения его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков.
Однако в тексте определения на это не делается основной упор, несмотря на то, что это один из немногих возможных способов законного изменения территориальной подследственности при условии сохранения баланса интересов подозреваемых (обвиняемых) и иных участников уголовного судопроизводства.
В своей практике мне приходилось сталкиваться с нарушением органом предварительного следствия правил территориальной подследственности, когда уголовное дело в нарушение ч. 2 ст.
152 УПК не передавалось в орган по месту окончания деяния, содержащего признаки преступления. Согласно указанной норме Кодекса, если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом, уголовное дело расследуется по месту окончания преступления.
При этом нередко нарушается не только территориальная подследственность дела, но и подсудность.
Вопрос о моменте реагирования на такие нарушения решается не однозначно.
Исходя из тактики защиты, есть возможность реагирования на подобные нарушения правил территориальной подследственности в период предварительного расследования непосредственно после обнаружения нарушения либо на стадии выполнения ст.
217 УПК путем подачи жалоб в порядке ст. 123–124 или 125 Кодекса, либо после поступления дела в суд для рассмотрения по существу путем заявления ходатайств (в частности, о возращении уголовного дела прокурору в порядке ст. 237 УПК).
Зачастую суды связывают возможность возвращения дела прокурору в порядке ст. 237 УПК в случае нарушения территориальной подсудности с несоблюдением прав обвиняемого на защиту, когда передача дела повлекла невозможность эффективного и достаточного участия обвиняемого в предварительном следствии, оценивая при этом степень нарушения его прав и последствия для данного лица.
Ситуации, подобные рассмотренной в обсуждаемом определении, на мой взгляд, возникают не часто и характерны в большей степени для регионов со значительной нагрузкой на следователей отдельных территориальных подразделений.
Для таких случаев, полагаю, необходимы разъяснения на уровне Верховного Суда РФ с целью предотвращения не предусмотренных процессуальным законодательством действий и возможных злоупотреблений, которые способны привести к нарушению прав подозреваемых (обвиняемых) на защиту.
Баланс между правом на защиту и правом на разумный срок уголовного судопроизводства должен сохраняться всегда!
Прокурор разъясняет — Прокуратура Челябинской области
Законодателем уточнены полномочия прокурора на досудебной стадии уголовного судопроизводства
Разъясняет начальник управления по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью Путилов А.А.
Федеральным законом от 27.12.2019 № 499-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации» пункт 3 части 2 статьи 37 УПК РФ дополнен полномочиями прокурора «требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях».
Согласно пояснительной записке к проекту данного Федерального закона он разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В.
Путина от 20 апреля 2017 года и направлен на предупреждение и устранение нарушений при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, так как правоприменительная практика показывает, что значительное число нарушений прав граждан на доступ к правосудию, а также фактов сокрытия преступлений выявляется именно на данной стадии уголовного судопроизводства.
Законодательно закреплена обязанность органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа при принятии решения о передаче сообщения о преступлении по подследственности направить прокурору копию соответствующего постановления в течение 24 часов с момента его вынесения.
По аналогии с частью 8 статьи 151 УПК РФ, согласно которой споры о подследственности уголовного дела разрешает прокурор, Федеральным законом от 27.12.2019 № 499-ФЗ предоставлена возможность разрешения прокурору таких споров и до возбуждения уголовного дела.
Так, статья 145 УПК РФ дополнена частью четвертой, регламентирующей порядок и сроки разрешения споров по подследственности: «Споры о передаче сообщения о преступлении по подследственности в соответствии с пунктом 3 части первой настоящей статьи разрешаются прокурором в течение 3 суток с момента поступления соответствующего обращения».
Одновременно с этим Федеральным законом от 27.12.
2019 № 499-ФЗ внесены изменения, направленные на уточнение определения «сообщение о преступлении», пункт 43 статьи 5 УПК РФ помимо заявления о преступлении, явки с повинной, рапорта об обнаружении преступления дополнен постановлением прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.
В соответствии с данными изменениями статья 143 УПК РФ изложена в следующей редакции: «Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, чем указанные в пунктах 1, 2 и 4 части первой статьи 140 настоящего Кодекса, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления».
В связи с чем, при поступлении в орган предварительного расследования постановления прокурора о направлении соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании составление рапорта об обнаружении признаков преступления не требуется.
Подследственность уголовных дел — Сам себе адвокат
Подследственность уголовных дел- это совокупность определенных признаков уголовного дела которые позволяют отнести предварительное следствие или дознание к компетенции того или иного органа предварительного следствия. Подследственность уголовных дел закреплена в ст.151 УПК РФ, которая периодически притерпевает изменения.
Виды подследственности
Из содержания ст.151 УПК РФ можно выделить следующие виды подследственности уголовных дел:
- подследственность предметная (родовая);
- подследственность альтернативная ( смешанная);
- подследственность персональная ;
- подследственность территориальная.
Подследственность предметная (родовая)
- Эта подследственность заключается в том, что подследственность уголовного дела определяется в зависимости от состава расследуемого преступления, то есть в зависимости от статьи УК РФ по которой квалифицируются действия виновного.
- По этому признаку к подследственности следователей Следственного комитета РФ отнесены уголовные дела относящиеся к категории тяжких и особо тяжких против личности, в частности уголовные дела об убийстве, причинении смерти по неосторожности, доведения до самоубийства, изнасиловании, преступления против конституционных прав граждан, против государственной власти, интересов государственной службы, основ конституционного строя, против правосудия, против порядка управления, против военной службы, против мира и безопасности человечества.
- К подследственности следователей органов ФСБ отнесены уголовные дела о контрабанде, преступления против общественной безопасности.
Предметным признаком определяется и подследственность следователей ФСКН РФ( органов по контролю за оборотом наркотических средств). Это уголовные дела в сфере незаконного оборота наркотических средств.
В зависимости о предметной подследственности, то есть состава преступления предварительное расследование проводится следователями или дознавателями. Преступления небольшой тяжести отнесены к подследственности дознавателей органов внутренних дел.
Уголовные дела средней тяжести и тяжкие расследуют следователи органов внутренних дел. Например, уголовные дела о неквалифицированной краже ( по ч.1 ст.158 УК РФ ) предварительное расследование проводится дознавателями органов внутренних дел, дела о квалифицированной краже ( по ч.2 и ч.3 ст.
158 УК РФ) расследуются следователями органов внутренних дел.
Подследственность альтернативная (смешанная)
— это когда расследование уголовных дел той или иной категории, в зависимости от определенных обстоятельств производится органами расследования принадлежащим различным ведомствам.
Так уголовные дела о незаконном обороте наркотических средств расследуют как следователи органов внутренних дел так и следователи ФСКН РФ в зависимости от того, чьи оперативные подразделения раскрыли это преступление.
Подследственность персональная
-это подследственнасть которая зависит от субъекта совершившего преступление. Так уголовные дела о преступлениях совершенных сотрудниками МВД, ФСБ расследуют следователи следственного комитета. Следователи следственного комитета расследуются уголовные дела в отношении военнослужащих, судей, должностных лиц таможенных органов.
Подследственность территориальная
По общему правилу уголовные дела расследуются следственными органами по месту совершения преступления. (ст.152 УПК РФ). Это правило распространяется на следствие так и дознание.
В связи с наличием этого правила имеется немало случаев, когда оперативные сотрудники переносили обнаруженные криминальные трупы с места его обнаружения на другое место, относящее к территории соседнего отдела МВД.
Если преступление является длящимся или продолжаемым, то есть началось в одном месте, а закончилось в другом, то расследование должно производится по месту окончания преступления.
Из названного общего правила предусмотрено исключение. В ч.4 ст.152 УПК РФ предусмотрена возможность в случаях расследования уголовного дела не по месту его совершения, а по месту нахождения обвиняемого, большинства свидетелей и потерпевших. Такое возможно в случаях, когда преступление совершено вне пределов России или Потерпевший проживает за пределами России.
Решение о передачи уголовного дела в таких случаях принимается руководителем следственного органа, а по уголовным делам расследуемым дознавателем- прокурор.
По делам особой важности руководитель следственного органа своим мотивированным постановлением может передать уголовное дело для производства предварительного расследования, в вышестоящий следственный орган уведомив об этом прокурора в письменной форме.
Последствия нарушения правил о подследственности уголовных дел.
Доказательства собранные ненадлежащим должностным лицом являются недопустимыми. Отсюда доказательства полученные следователем (дознавателем) с нарушением правил о подследственности не могут быть положены в основу приговора суда.
Если нарушение правил подследственности уголовных дел было выявлено на поздних стадиях уголовного процесса, это обстоятельство может повлечь прекращение уголовного дела, например в связи с уничтожением вещественных доказательств по уголовным делам о незаконном обороте наркотиков.
Подследственность при проведении неотложных следственных действий
- Анализ УПК РФ говорит о возможности проведения неотложных следственных действий (ПНСД) как при изменении формы предварительного расследования (смешанная форма расследования), так и при производстве расследования в одной форме (дознании или предварительном следствии).
- ПНСД в смешанных формах предварительного расследования можно условно разделить на группы — в зависимости от того, каким органом или должностным лицом они будут проводиться.
- 1.
При производстве смешанной формы расследования в сочетании дознание-следствие возможны следующие варианты:
а) при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, неотложные следственные действия проводятся органом дознания после возбуждения уголовного дела.
После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет дело руководителю следственного органа для решения вопроса о подсудности (части 1, 3 ст. 157 УПК РФ);
б) дознаватель, установив, что уголовное дело ему не последственно, производит неотложные следственные действия, после чего передает дело прокурору для направления по подследственности следователю.
ПНСД при сохранении формы предварительного расследование можно проиллюстрировать на следующем примере. Предварительное расследование начал проводить следователь органов внутренних дел РФ, и в результате выяснилось, что лицо, в отношении которого осуществляется следствие, относится к особой категории лиц, указанных в ст. 447 УПК РФ.
В этом случае следователь органов внутренних дел проводит неотложные следственные действия и передает уголовное дело руководителю следственного органа. По установленным ст.
151 УПК РФ правилам подследственности руководитель следственного органа передает такое уголовное дело следователю Следственного комитета РФ для производства дальнейшего следствия.
При производстве смешанной формы расследования в сочетании дознание-следствие следователь, установив, что уголовное дело ему не подследственно, производит НСД, после чего передает уголовное дело руководителю следственного органа для направления по подследственности дознавателю.
Подследственность Следственного комитета Российской Федерации
- ПОДСЛЕДСТВЕННОСТЬ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА
- РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- Предварительное следствие следователями Следственного комитета Российской Федерации производится в соответствии с подследственностью, установленной частью 2 статьи 151 УПК РФ, по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями Уголовного кодекса Российской Федерации:
— о преступлениях против жизни и здоровья — это убийства и все случаи неестественного наступления смерти (ст.ст.105-110, ч. 4 ст.111 УК РФ), ст. 120 УК РФ (принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации);
— о преступлениях против свободы, чести и достоинства личности (ст.126 УК РФ похищение человека, ст.127 УК РФ часть 2 и 3 — незаконное лишение свободы, совершенное при отягчающих обстоятельствах; торговля людьми и использование рабского труда ст. 127.1 — 127.2 УК РФ; незаконное помещение в психиатрический стационар ст.128 УК РФ);
— о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности (изнасилования, иные действия сексуального характера ст. ст. 131-135 УК РФ);
— о преступлениях против конституционных прав граждан (ст.ст. 136- 149 УК РФ);
— о преступлениях в сфере экономической деятельности (ст.170.1 УК РФ, ст. 171.2 УК РФ; злоупотребление ст.ст. 185-185.6 УК РФ; уклонение от уплаты налогов и сборов ст.ст.198-199.2 УК РФ);
— о преступлениях против общественной безопасности и общественного порядка (терроризм ст.ст.205-205.2 УК РФ, 205.3-205.5. ст.ст.208-212.1 УК РФ, ст.ст.215, 215.1, 216-217.2 УК РФ, ст. 227 УК РФ);
— о преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности (ст.ст.235.1, 237-239, 240.1, 242.1, 242.2 УК РФ);
— об экологических преступлениях (ст. ст. 246-249, ч.2 и 3 ст.250 УК РФ, ч.2 и 3 ст. 251-252 УК РФ, ч.2 и 3 ст.254, ст.255, ч.2 и 3 ст.258.1 УК РФ);
— о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. ст. 263-263.1 УК РФ, ст. ст. 269-271, 271.1 УК РФ);
— о преступлениях против конституционного строя (ст. 279 УК РФ, ст.ст.282-282.3, 284.1 УК РФ);
— о преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления — коррупционные преступления (ст.ст.285-291.1, 292-293, ч.2 и 3 ст.294, 295, 296, 298.1-305 УК РФ);
— о преступлениях против порядка управления, применение насилия в отношении представителя власти (ст. ст. 317, 318, 320, 321, 327.2, ст.328, 330.1, 330.2 УК РФ);
— о преступлениях против военной службы, мира и безопасности человечества (ст.ст.332-354.1, 356-361 УК РФ);
а также предварительное следствие по уголовным делам:
— о всех тяжких и особо тяжких преступлениях (ч. 4 и ч. 5 ст. 15 УК РФ), совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних;
— о преступлениях, совершенных:
- членом Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутатами всех уровней, членом выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления
- судьями, присяжным или арбитражным заседателем в период осуществления им правосудия
- Председателем Счетной палаты Российской Федерации, его заместителем и аудитором Счетной палаты;
- Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации
- Президентом Российской Федерации, прекратившим исполнение своих полномочий, а также кандидатом в Президенты Российской Федерации
- прокурором;
- Председателем Следственного комитета Российской Федерации
- руководителем следственного органа;
- следователем;
- адвокатом;
- членом избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса;
- зарегистрированным кандидатом в депутаты Государственной Думы, зарегистрированным кандидатом в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации,
а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных выше лиц в связи с их профессиональной деятельностью;
должностными лицами:
- Следственного комитета Российской Федерации
- органов федеральной службы безопасности
- Службы внешней разведки Российской Федерации
- Федеральной службы охраны Российской Федерации
- органов внутренних дел
- учреждений и органов уголовно-исполнительной системы
- таможенных органов Российской Федерации
- военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы
- лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации
- других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона,
- а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.
- О Б Р А З Е Ц З А Я В Л Е Н И Я
- Руководителю Следственного
- управления Следственного комитета Российской Федерации
- по Хабаровскому краю
- ___________
- от
- (Фамилия, имя, отчество)
- проживающего:
- (Домашний адрес: населенный пункт,
- улица, дом, корпус, квартира, контактный телефон)
- Об уголовной ответственности по ст.306 Уголовного кодекса Российской Федерации за заведомо ложный донос о совершении преступления предупрежден
- ___________________ ( ___________________________ )
подпись Ф.И.О.
- З А Я В Л Е Н И Е
- о преступлении
- __________________________________________________________________
- Излагается содержание заявления о преступлении: место, время, обстоятельства
- __________________________________________________________________
- происшедшего, наступившие последствия (материальный ущерб,
- __________________________________________________________________
телесные повреждения), имеющиеся данные о лице, совершившем преступление и т.д.
- __________________________________________________________________
- __________________________________________________________________
- __________________________________________________________________
- Приложение: (могут прилагаться материалы и документы, указывается количество листов в приложении).
- ________ ______________________ ( ________________________________ )
дата подпись Ф.И.О.
Передача дела в следственный комитет
Перейти к списку вопросов
Ситуация: Дело явно затягивается намерено: — после безуспешных попыток связаться со следователем, обратилась к начальнику следственного отдела ОВД. Он обещал взять дело под свой контроль, но всякий раз в ответ на мои звонки просил перезвонить. Была на приеме у начальника ОВД, обещал, что следователь со мной свяжется. Этого не произошло.
— куда дальше обращаться с этой просьбой? Хотела бы, чтобы дело забрали у сотрудников ОВД, т.к. на их справедливое расследование не рассчитываю. — надо ли ждать от прокурора официального письменного отказа с обоснованием или можно на основании устного отказа сразу обращаться к вышестоящему прокурору ? Уж больно долго они отвечают. |
ОТВЕТ:
Просьба о передаче дела
— передать дело в Следственный комитет может только прокурор (п.12 ч.2 37 УПК), соответственно — обращаться можно только туда. При этом, он может передать даже уголовное дело не относящееся к подследственности Следственного комитета (то есть, не только дела указанные в п.1 ч.2 151 УПК, но и любые иные)
— при отказе — обращаться к вышестоящему прокурору.
— в суд же обращаться не имеет смысла, так как жалобы на отказ прокурора передать дело — суд рассматривать не станет (п.3 Пленума № 1).
Сроки
— общее правило — которым можно руководствоваться во всех случаях — ждать ровно 30 календарных дней, после чего Вы имеете право считать «молчание» должностного лица нарушением ст.12 N 59-ФЗ.
— это универсальный срок (30 дней), которым можно руководствоваться при обращении — абсолютно в любой государственный орган.
— у каждого органа есть ведомственная инструкция (либо административный регламент), но нет необходимости их искать и изучать сроки рассмотрения. Можно просто руководствоваться ст.12 N 59-ФЗ — и никогда не ошибетесь.
Два типа сроков
— относительно рассмотрения обращений — есть 2 вида сроков: общие (ст.12 N 59-ФЗ) и уголовно-процессуальные (Глава 16 УПК).
— в уголовном процессе, временные рамки — более узкие.
— чтобы не путаться во всех этих видах сроков — можно поступать так: во всех случаях 30-днейный срок рассматривайте как максимальный (предельный).
Если на Ваше письменное обращение не дан ответ в этот срок — это нарушение 100 % и можно жаловаться либо в суд (на факт нарушения срока рассмотрения обращения подается административное Исковое заявление в порядке 124 КАС) либо вышестоящему должностному лицу (для уголовного процесса — актуален именно этот путь).
Разумные сроки
— при затягивании уголовного дела — Вы также можете обратиться к прокурору (начальнику СО) в порядке ч.2 123 УПК с жалобой на нарушение «разумного срока» производства по делу.
— критерии «разумного срока» — указаны в ч.3.1 61 УПК.
Итого
а) ждем 30 дней — обращаемся к Вышестоящему прокурору.
б) также, параллельно, не ожидая 30 дней — обращаемся к руководителю следственного органа с жалобой на затягивание дела (ч.2 123 УПК).
- Рекомендуемые материалы:
- Жалоба прокурору в стадии расследования дела, механизм 124 УПК
- Вернуться к перечню вопросов
Обратиться за консультацией