Как получить в собственность чужое и бесхозяйное имущество
Грамотный учет выморочного и бесхозяйного имущества становится одним из источников дополнительных финансовых поступлений. О том, как построить эффективную модель учета имущества, рассказывает ведущий консультант Департамента развития комплексных решений Компании БФТ Юлия Кулагина.
Выявление и дальнейшее оформление в муниципальную собственность выморочного и бесхозяйного имущества является одной из сложных, но и вместе с тем, приоритетных задач органов местного самоуправления.
ИМУЩЕСТВО КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА
Текущая социально-экономическая ситуация в экономике России отражается и на доходах муниципальных образований, поэтому пополнение доходной части бюджетов муниципалитетов, в том числе за счет бесхозяйного и выморочного имущества, приобретает особую актуальность. Анализ нормативно-правовых актов органов местного самоуправления позволяет сделать вывод о том, что практически все местные власти в той или иной мере заинтересованы в вовлечении в хозяйственный оборот имущества, не имеющего собственника. Однако на практике оформление права муниципальной собственности на бесхозяйное и выморочное имущество складывается непросто, в результате чего не всегда удается достичь конечного результата.
Большинство муниципалитетов имеет ряд объектов, которые можно классифицировать как бесхозяйные и выморочные – это объекты как недвижимые, так и движимые, в числе которых:
- квартиры;
- жилые дома;
- земельные участки;
- гидротехнические сооружения;
- металлические гаражи;
- объекты коммунальной инфраструктуры (водопроводные, тепловые, канализационные сети и прочее);
- дороги;
- торговые павильоны и иные.
ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА МАЛОЛИКВИДНОГО, ЛИКВИДНОГО И ЦЕННОГО ИМУЩЕСТВА Основная проблема, с которой сталкиваются местные власти при организации работы с бесхозяйным имуществом – это отсутствие четко выстроенной системы получения оперативной информации о перечисленных объектах. В первую очередь становится известно о малоликвидном имуществе – это заброшенные металлические гаражи, ларьки, рекламные щиты и иные объекты, портящие внешний облик городов, создающие неудобства жителям, становящиеся местом стихийных свалок. Оформление прав на такое имущество осуществляется в судебном порядке. При подаче документов в суд необходимо указать индивидуализирующие признаки такого имущества, а поскольку объекты не подлежат техническому учету, выделить их из массы подобных сложно. Также в суд требуется предоставить доказательства, что собственник такого имущества отказался от него, в связи с чем, необходимо заблаговременно сделать соответствующие запросы в инстанции и определиться со стоимостью такого имущества. В этой связи следует провести рыночную оценку стоимости имущества, затратив средства бюджета на объекты, не являющиеся муниципальной собственностью. Проведение всех вышеперечисленных мероприятий потребует длительного времени, трудозатрат и расходов. В случае же, если орган местного самоуправления может позволить себе выделить для проведения такой работы отдельные трудовые ресурсы, Процедура проходит быстрее, однако на практике, в условиях многозадачности, рядовые специалисты загружены большим объемом работы по другим направлениям, что приводит к увеличению сроков оформления такого имущества. В отношении недвижимого имущества, являющегося ликвидным и ценным, самым сложным является процесс его своевременного выявления, поскольку до недавних пор обязанности информирования муниципалитетов о возможном бесхозяйном или выморочном имуществ не были возложены на какие-либо органы. Зачастую первыми о таком имуществе узнают мошенники, которые предпринимают действия по незаконному оформлению прав на бесхозяйное или выморочное имущество. В результате муниципалитеты утрачивают права на имущество либо втягиваются в затяжные судебные процессы, итоги которых не всегда положительны. Потенциально информацией о том что, к примеру, квартира является бесхозяйной или выморочной могут обладать службы, которым поступают платежи за оплату коммунальных услуг, однако большинство организаций, занимающихся обслуживанием коммунального хозяйства, являются коммерческими, ввиду чего не подотчетны органам местного самоуправления, поэтому не всегда заинтересованы в предоставлении информации о бесхозяйном и выморочном имуществе.
Другим источником таких сведений являются:
- обращения граждан;
- товарищества собственников жилья;
- информация, получаемая при осуществлении контрольных функций;
- информация от участковых уполномоченных полиции.
ПРАВА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА И ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА Зачастую мероприятия по оформлению прав на бесхозяйное и выморочное имущество не носят системный характер, а имеют хаотичный подход «от случая к случаю». Это происходит ввиду загруженности служб, на которые возложена организация такой работы, отсутствия предоставляемых на регулярной основе сведений от уполномоченных служб, трудоемкости и длительности достижения конечного результата, а также по причине нехватки программного решения, которое смогло бы упорядочить такую работу и обеспечить контроль за этапами осуществляемых мероприятий и их итогами. В связи с хлопотностью процедуры оформления прав на такое имущество и потребностью в некоторых затратах на него некоторые муниципалитеты неохотно ведут такую работу. Одним из доводов, приводимых при отказе от осуществления мероприятий по признанию имущества бесхозяйным – это то, что Закон не обязывает органы местного самоуправления обращаться с заявлением о принятии права на бесхозяйное и выморочное имущество. В свою очередь, органы прокуратуры придерживаются иной позиции и полагают, что оформление прав на бесхозяйное и выморочное имущество является обязанностью органов местного самоуправления и не принятие мер по постановке на учет и регистрации прав на такое имущество расценивают как незаконное бездействие со стороны органов местной власти. Анализ судебной практики показывает отсутствие единой позиции по данному вопросу со стороны судов. Так, в Апелляционном определении СК по административным делам Астраханского областного суда от 28 октября 2015 г. по делу № 33а-3508/2015, Апелляционном определении СК по гражданским делам Красноярского краевого суда от 30 октября 2013 г. по делу № 33-10453/2013, Апелляционном определении СК по административным делам Ставропольского краевого суда от 21 января 2014 г. по делу № 33А-84/2014, суды пришли к выводу о том, что поскольку орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, у органа местного самоуправления возникает обязанность обратиться в регистрирующий орган с заявлением о постановке в качестве бесхозяйной тепловой сети, расположенной в границах муниципалитета, и не выполнение обязанности является бездействием со стороны местной власти. В свою очередь, в Апелляционном определении СК по гражданским делам Алтайского краевого суда от 24 февраля 2015 г. по делу № 33-1566/2015, Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 сентября 2010 г. № Ф07-9362/2010 по делу № А21-1250/2008, Постановлении Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 октября 2007 г. № А43-2698/2007-9-111 суды пришли к противоположному выводу о том, что в силу диспозитивного характера норм статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе, но не обязаны обращаться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь. Вместе с тем, большая часть вынесенных на сегодняшний день судебных актов по вопросу бесхозяйного имущества позволяет сделать вывод о том, что оформление прав на бесхозяйное имущество является обязанностью муниципалитетов. Еще одной проблемой для муниципалитетов является вопрос оформления прав на бесхозные объекты коммунального хозяйства, в том числе водопроводные, электрические, тепловые сети, дороги. Зачастую такие объекты были построены в советское время, и документы на них не сохранились, либо остались после банкротств предприятий, которые раньше обслуживали их. Чаще всего эти объекты закреплены на баланс эксплуатирующих организаций, но при этом права надлежащим образом на них не оформлены. В результате чего возникает цепочка нарушений, в том числе нецелевое использование средств, на обслуживание таких сетей, споры на предмет компенсации за потери от эксплуатации сетей, выбора подведомственности организаций при ликвидации аварийных ситуаций на таких объектах. Поскольку признание права на брошенное и не оформленное имущество повлечет дополнительные расходы для органов местного самоуправления, местная власть затягивает процесс оформления прав на него.
Следует отметить, что выработка стратегии по выявлению, учету и оформлению прав на бесхозяйные объекты может позволить муниципалитету решить задачи не только по пресечению негативных последствий, но и пополнить бюджет путем передачи таких объектов в аренду либо концессию. Это также сможет позволить если не получить доходы то, как минимум не нести расходы на их содержание.
Говоря о бесхозяйном и выморочном имуществе, нельзя не затронуть вопрос о бесхозяйных и выморочных земельных участках. Несмотря на большой земельный ресурс в Российской Федерации, большинство земель обременено тем или иным видом прав. Однако много земли является заброшенной, не используемой по целевому назначению, либо правообладатели не торопятся с оформлением прав на нее, тем самым избегая уплаты налогов. И именно органы местной власти в первую очередь заинтересованы в том, чтобы навести порядок в данном вопросе. До недавнего времени законом не устанавливались лица, на которых возложена обязанность предоставлять сведения о бесхозяйном и выморочном имуществе. Вместе с тем, законодатель предпринял меры по восполнению такого пробела. С 1 декабря 2015 года вступили в силу поправки в пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и статью 45 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», согласно которым на органы кадастра возложена обязанность уведомлять муниципалитеты об объектах, в отношении которых в течение пяти лет с даты присвоения кадастровых номеров не зарегистрированы права. Такие требования закона также затронут лиц, получивших в Наследство имущество, но надлежащим образом его не оформивших, и владельцев, не зарегистрировавших новые объекты, уклонившихся тем самым от уплаты налогов. В свою очередь, муниципалитеты, получив информацию от органов кадастрового учета, смогут инициировать процедуру оформления прав на бесхозяйное имущество в судебном порядке. Соответственно, когда указанная норма заработает на практике, количество информации, которая будет поступать в постоянном режиме, будет достаточно объемной, что потребует введения автоматического учета таких сведений для возможности отслеживания этапов обработки информации. Кроме того, для планирования расходов на мероприятия по техническому учету потребуется системный подход к ведению реестров сведений о таком имуществе, что возможно обеспечить за счет автоматизации этого процесса.
ПРЕИМУЩЕСТВА ПОДХОДА КОМПАНИИ БФТ
Эксперты Компании БФТ готовы оказать Услуги по организации работы по учету бесхозяйного и выморочного имущества, что позволит:
- выстроить эффективную модель принятия на учет, оформления прав на бесхозяйное и выморочное имущество;
- создать отлаженную информационную систему, позволяющую отслеживать этапы оформления прав, а также контролировать сроки, на всех этапах;
- выявить скрытые резервы в части неналоговых доходов местных бюджетов;
- оптимизировать трудозатраты специалистов ОМСУ.
Дополнительную информацию Вы можете получить, обратившись в Департамент регионального развития Компании БФТ:
е-mail: bft@bftcom.com
тел./факс: (495)784-70-00
Вы можете направить все интересующие Вас вопросы по теме оформления прав на бесхозяйное и выморочное имущество Эксперту БФТ:
Как оформить на себя бесхозный дом. Инструкция Кадастровой палаты
Эксперты Федеральной кадастровой палаты совместно с «РБК-Недвижимостью» и юристами разобрались в тонкостях этой темы
olegmorgun1311/shutterstock
Ветхие бесхозные дома — достаточно частое явление в городах и тем более в дачных товариществах или деревнях. У владельцев соседних домов может возникнуть желание оформить такие постройки на себя. Причем желание это абсолютно законное.
Как оформить бесхозяйный дом на себя? «РБК-Недвижимость» совместно с экспертами Федеральной кадастровой палаты и юристами разбирались в тонкостях этой темы.
Что такое бесхозяйный дом и где его искать
Природа возникновения бесхозных домов разная. Например, такая недвижимость может возникнуть, если собственник умер, а Наследники отказались от имущества, не вступили в права собственности в нужный срок или у собственника не было наследников. Заброшенным дом может стать из-за того, что прежний владелец уехал и оставил свою недвижимость.
В России, как и во многих европейских странах, наибольшая часть заброшенных домов располагается в сельской местности, малонаселенных городских округах или муниципальных районах. Люди мигрируют в мегаполисы в поисках лучших условий жизни и оставляют свои дома (продать их в сельской местности иногда сложно).
Согласно Гражданскому кодексу, бесхозяйной считается вещь, у которой нет собственника, он неизвестен либо от которой собственник отказался (п. 1 ст. 225 ГК РФ).
Дом, о владельце которого ничего неизвестно или он отказался от права собственности, называют «бесхозяйкой» или «потеряшкой». Есть еще понятие «заброшка».
Так называют дом или участок, владелец которого известен или в результате поисков его удалось установить, но за своим имуществом он не следит (разъяснения Кадастровой палаты).
Единого перечня бесхозяйных жилых домов и земельных участков не существует. Однако большое количество сведений можно узнать при заказе выписки из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), если «потеряшка» поставлена на учет. Выписка поможет раскрыть информацию о доме, его собственнике и возможных обременениях.
Есть несколько способов стать владельцем заброшенного дома. Например, найти собственника и выкупить недвижимость, приобрести «заброшку» на торгах у муниципалитета или владеть открыто заброшенным домом 15 лет и стать впоследствии его законным владельцем. Рассказываем об этих вариантах.
Оформление бесхозяйного дома. Инструкция от Кадастровой палаты
Шаг 1. Поиск владельца и сбор информации о желанном доме
В первую очередь необходимо установить владельца дома. Если участок с домом находится на территории садового товарищества (СНТ), сначала следует обратиться к его председателю.
Возможно, через него получится узнать адрес и кадастровые номера дома и участка. К поискам можно подключить высокие технологии.
Например, попытаться найти кадастровые номера земельного участка и дома на публичной кадастровой карте или с помощью запроса сведений, содержащихся в ЕГРН.
Если неизвестно, расположен ли беспризорный дом в СНТ, следует обратиться по месту нахождения такого дома в органы власти, уполномоченные на выдачу разрешения на строительства. Там, возможно, помогут выяснить, кому выдавалось разрешение на строительство интересующего вас дома и, соответственно, дать информацию о предполагаемом владельце дома.
Вариант 1
Когда хозяина постройки удалось найти, передать свою собственность вам он сможет только по гражданско-правовой сделке, скорее всего, по договору купли-продажи. Но перед этим нужно поставить дом на кадастровый учет в случае, если сведения о нем отсутствуют в ЕГРН.
Земельным кодексом установлено, что судьба земельного участка и прочно связанных с ним объектов одинакова. Значит, оформлять права собственности на этот объект недвижимости, как и его покупку, целесообразнее одновременно с покупкой и оформлением прав на участок, на котором такой дом расположен.
- Вариант 2
- Если владелец остался неизвестен, но вы выяснили, что земельный участок под домом расположен в СНТ и не стоит на учете в ЕГРН, нужно снова обратиться в муниципалитет и перейти к следующему этапу.
- Шаг 2. Подача заявления о предоставлении заброшенного участка в собственность или аренду
- Чтобы оформить его в собственность, следует подать заявление в уполномоченный местный орган власти для постановки «бесхозяйки» (речь об объекте капитального строительства) на учет.
В течение 15 рабочих дней со дня приема заявления и документов дом внесут в Росреестр и направят вам уведомление. Если собственник у участка все же есть, но объект был принят на учет в связи с его отказом от владения, то он тоже получит уведомление.
Шаг 3. Обращение местных органов власти в суд
Со дня принятия на учет органом регистрации прав бесхозяйного дома необходимо подождать год — за это время может появиться его хозяин. Если этого не произошло, тогда уполномоченный орган местного самоуправления может обратиться в суд и признать Право собственности за собой.
Если объект находится в городах федерального значения: Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе — за постановкой бесхозяйной недвижимости на учет, а затем в суд должны обратиться органы исполнительной власти этих регионов. Во всех остальных случаях — органы, уполномоченные на государственную регистрацию права на недвижимость, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого находится оформляемая недвижимость.
Шаг 4. Проведение аукциона на бесхозный участок
После перехода заброшенных участков в собственность органов власти они выставляются на аукцион. Чтобы приобрести их, нужно выиграть этот аукцион.
«Существует ряд случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса, когда купить участок с домом, в том числе бесхозяйный, можно без торгов. Такое право есть, например, у членов СНТ, на территории которого расположен дом, если земля под ним не предназначена для общего использования», — отметили в Кадастровой палате.
Победителем аукциона признается тот, кто предложит наибольшую цену. Если в торгах принимает участие только одно заинтересованное лицо, то соглашение заключается с единственным участником. Либо такой участок может быть передан муниципалитетом в аренду заинтересованному в нем лицу, добавила Юрист компании «Генезис» Елизавета Марилова.
Шаг 5. Вступление в право собственности
Результатом регистрации права будет являться специальная регистрационная надпись на договоре и выдача выписки из ЕГРН. Срок процедуры оформления бесхозяйной недвижимости в среднем составляет чуть больше года.
Приобретательная давность, или 15 лет открытого владения
Еще один способ стать законным владельцем бесхозного дома обозначен в ст. 234 Гражданского кодекса и связан с таким понятием, как «приобретательная давность».
Согласно данной статье, Гражданин может занять бесхозный дом и открыто в нем проживать.
Если за 15 лет не объявляются законные претенденты на право собственности, то для нового владельца появляется возможность стать формальным (юридическим) собственником недвижимости, пояснила Елизавета Марилова.
Но для этого должно быть соблюдено три принципиальных обстоятельства. Во-первых, это добросовестное владение. Например, уход за земельным участком, проведение посадочных работ, оплата коммунальных услуг. Во-вторых, открытое владение.
То есть новый хозяин не скрывает факта нахождения заброшенного имущества в его владении. В-третьих, непрерывность владения.
Это значит, что лицо владело и пользовалось бесхозным домом на протяжении всего периода приобретательной давности, то есть 15 лет.
«Проще говоря, если гражданин проживал в бесхозном доме и фактически этот дом был его единственным жильем на протяжении 15 лет. Владение бесхозным домом начинается с первого факта, подтверждающего это. Например, с оплаты ЖКХ или проведения ремонтно-строительных работ», — сказала юрист.
«При этом владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. Именно по такой причине ст. 234 Гражданского кодекса не применяется, если владение имуществом осуществляется на основе договора», — добавила член Ассоциации юристов России (АЮР) Асия Мухамедшина.
Стать законным владельцем бесхозного дома на основании приобретательной давности можно по решению суда. Для этого в общей сложности должно пройти не менее 18 лет. «К 15-летнему сроку необходимо прибавлять трехлетний срок исковой давности, а именно, в суд можно обращаться только через 18 лет после начала владения имуществом», — сказала представитель АЮР.
После решения суда о признании права собственности на бесхозный дом новый владелец может зарегистрировать право собственности в Росреестре и распоряжаться им как полноправный владелец.
Цена вопроса
Расходы при оформлении бесхозяйной недвижимости предполагают, во-первых, оплату госпошлины за регистрацию права собственности, а во-вторых, уплату за:
- выписку из ЕГРН;
- покупку или аренду заброшенного участка вместе с домом, если он там расположен;
- снос заброшенного дома, если он не нужен новому владельцу;
- строительство новых объектов на этом участке, если у собственника есть такое желание.
Также существуют «бесхозяйки», которые нужно достраивать или вкладываться в ремонт. Возможны дополнительные траты на нотариальные услуги при заключении договора и другие издержки.
Подводные камни
Может возникнуть ситуация, когда человек оформил «бесхозяйку» в собственность и зарегистрировали на нее право, но неожиданно объявился предыдущий владелец.
При этом он утверждает, что не получал уведомления об операциях с его недвижимостью от местных властей или не знал о том, что его дом числится бесхозяйным.
Бывший хозяин хочет оспорить право нового владельца и выселить его. Данный вопрос придется решать в суде.
То же самое касается проживания в бесхозном доме в течение 15 лет. Надо учитывать, что в любой момент может появиться собственник дома и потребует покинуть его. В данном случае придется съезжать, потому что никакие права на дом у проживающего еще не появились.
«Если ваши физические «вложения» можно отделить от дома и увезти с собой, то вы сможете это сделать.
Взыскать с такого собственника сделанные вами капитальные вложения в дом возможно (например, в ситуации, если вы докажете, что иначе дом бы разрушился), но достаточно сложно.
При этом вы должны будете подтвердить, что сделали все необходимое, чтобы найти потенциального владельца дома», — предупредила юрист компании «Генезис».
В целом, приступая к выкупу или оформлению брошенной недвижимости, нужно учитывать, что данная процедура достаточно длительная и требует немаленьких вложений. Особенно если участок и дом нуждаются в серьезном уходе, ремонте или вовсе сносе.
Такие варианты обычно подходят людям, у которых по соседству находится заброшенный дом. В данном случае собственник может расширить свой участок. Но главное — убедиться, что недвижимость действительно никому не нужна.
Чтобы избежать неприятной ситуации в будущем.
Порядок признания права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество
Бесплатная консультация юриста по телефону:
Когда у недвижимого объекта нет законного хозяина (владельца), то он признается в качестве бесхозяйного. Данное положение сформулировано на основании текста Гражданского Закона (скачать ГК можно по ссылке).
В качестве бесхозяйного имущества не могут выступать участки земли и какие-либо природные ресурсы. В соответствии с положениями законодательства, подобные земли и ресурсы автоматически признаются собственностью государства.
Иными словами, под определение «бесхозяйное» имущество попадают жилые и нежилые объекты недвижимости. Например, квартира, дом, гараж, сарай, складское помещение и иное.
Чтобы заявить свои права на такое имущество, необходимо выдать определенное время, а затем выполнить ряд действий.
Что именно понадобится сделать, чтобы признать бесхозяйную недвижимость своей собственностью — будет описано в статье.
Урегулирование вопроса в досудебном порядке
Оформить права собственности на бесхозяйное имущество невозможно в досудебном порядке. Законом предусмотрено обязательное обращение в судебное учреждение. Данные меры предусмотрены в связи с тем, что на рассматриваемый объект отсутствуют какие-либо бумаги правоустанавливающего характера, поэтому вне суда зарегистрировать права собственности невозможно.
Заявить о своих правах на никому не принадлежащий недвижимый объект возможно при выполнении следующих этапов:
- до подачи обращения в судебное учреждение рекомендуется получить консультацию у юридического специалиста;
- собрать определенный перечень актов, а также написать Исковое заявление о признании прав собственности на бесхозяйную недвижимость;
- заручиться свидетельскими показаниями, которые будут оглашены в судебном учреждении в пользу заявителя;
- внести сумму обязательной госпошлины;
- подать акты на рассмотрение в суд.
Если перечень документации соответствует заявленным требованиям от работников суда и исковое заявление составлено грамотно, без помарок, то прошение будет принято к рассмотрению.
Как оформить право собственности на бесхозяйное имущество через суд?
Когда недвижимость является по закону бесхозяйной, то специализированные государственные органы ставят ее на учет. Когда имущество числится на учете период более года, то некоторые лица вправе заявлять свои права на владения. До истечения годовалого периода подавать прошение о признании прав собственности недопустимо по законодательным нормам.
Подать исковое прошение о признании прав владения может следующая категория:
- компетентные представители муниципальной организации. У них в прошении будет указано о признании их муниципальными владельцами в отношении рассматриваемого бесхозяйного объекта недвижимости;
- граждане России. Они вправе подать прошение о признании прав собственности, если данным жилым или нежилым помещением они пользовались длительное время. Установленный законодательством минимальный период пользования составляет 15 лет.
Основания для подачи иска и признании права собственности на бесхозяйное имущество:
- кто владеет бесхозяйным имуществом неизвестно ни покупателю недвижимости, ни судебному учреждению;
- персона, претендующая на оформление прав собственности на имущественный объект, не владеет сведениями о его владельце.
Если установленные законом основания отсутствуют, то судья не примет от истца бумаги на рассмотрение дела о бесхозяйном имуществе.
Образец иска
Заявление в судебную инстанцию составляется истцом. В бланке не должно быть ошибок, исправлений и помарок.
Указывать следует только правдивые сведения, так как вся указанная информация проверяется на достоверность уполномоченными работниками настоящего государственного органа.
Заявление о признании прав собственности на бесхозяйное имущество в виде жилой или нежилой недвижимости составляется в соответствии с требованиями ГПК России.
Содержание искового заявления о признании права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество состоит из следующих пунктов:
- название государственного судебного органа, который уполномочен вести разбирательства по делу о бесхозяйных недвижимых объектах;
- сведения о заявителе:
- если физ. лицо, то пишется имя, отчество, фамилия, адрес проживания, дата рождения и данные удостоверения личности;
- если Истец — юридическое лицо, то указывается название компании и сведения об уполномоченном лице представлять данную фирму.
- стоимость искового обращения;
- описание ситуации, в связи с которой рассматриваемая недвижимость стала считаться бесхозяйной. Например, предыдущие собственники жилого дома умерли, а наследников нет и никто не заявлял права на владение жильем;
- прошение, выставляемое суду — предоставить истцу права пользования данным жильем;
- детальное описание бесхозяйного недвижимого имущества;
- список актов, прилагаемых к письму;
- роспись истца и дата оформления искового заявления.
Скачать образец искового прошения о признании прав собственности на бесхозяйное имущество.
Важно! Разбирательства о признании прав на владение бесхозяйным имуществом рассматриваются только в Районном суде. Поэтому Иск и заявление следует подавать в данное учреждение.
Пакет необходимых документов
Компетентными сотрудниками судебного органа принимаются заявления на рассмотрение только в сопровождении определенного пакета актов. Заявителю требуется собрать следующий список документов, прилагаемых к иску о признании права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество:
- паспорт истца;
- бумаги, заполненные специальной комиссией, которая проводила осмотр бесхозяйной недвижимости;
- квитанция об уплаченной пошлине за подачу иска;
- акт, взятый из ЕГРП;
- доказательная база;
- акты, свидетельствующие о права владения предыдущих хозяев строения.
Важно! Весь перечень указанных актов в суд требуется предоставлять в нескольких копиях. Количество экземпляров должно соответствовать количеству человек, принимающих участие в судебном разбирательстве.
Размер госпошлины и срок исковой давности
Сумма государственной пошлины определяется в зависимости от индивидуальностей поданного иска. Рассчитывается размер в соответствии с текстом Налогового закона России. Настоящим законодательным актом установлены следующие ценовые категории государственной пошлины:
- когда цена искового обращения составляет до 20 тысяч рублей, то размер пошлины составляет 4 процента от всей стоимости. Но полученная сумма не должна быть менее 400 рублей;
- если стоимость бесхозяйного имущества достигает пределов в 100 000 рублей, то уплачивается государству 800 руб. плюс три процента;
- в случае, если Цена иска доходит до 200 тысяч, то сумма пошлины государству составляет 3200 рублей плюс 2 процента;
- если стоимость бесхозного объекта составляет от 200 001 рубля до 1 миллиона, то размер пошлины равен 5200 рублей плюс один процент;
- если цена искового заявления более одного миллиона рублей, то истец обязан оплатить пол процента от суммы и 13 200 рублей.
Уплаченная госпошлина возврату не подлежит, поэтому перед тем, как ее оплатить, следует помнить о сроке давности. В большинстве случаев, законодательством предусматривается срок — три года. Но при рассмотрении иска о бесхозяйном имуществе он составляет один год.
Оспаривание судебного постановления
Процедура рассмотрения иска о признании прав собственности на бесхозяйное недвижимое имущество производится в течение двух — трех месяцев. По прошествии данного периода, судья принимает решение. Оно оглашается на последнем слушании. Официальное вступление в действие судейского вердикта происходит через 10 дней после его вынесения.
Согласно нормам закона, обжаловать решение суда по делу о признании права собственности на бесхозяйное имущество возможно в данный десятидневный период.
Для обжалования, необходимо составить новое исковое заявление, в котором указать причины не согласия с вынесенным постановлением.
По общим правилам, обжаловать решение Районного суда возможно в высшей государственной инстанции. Поэтому исковое прошение подается в Арбитражный судебный орган.
Бесплатная консультация юриста по телефону:
Как суды разрешают споры о бесхозяйном имуществе с участием муниципалитетов
Проблемы с бесхозяйным имуществом обычно возникают из-за того, что местные власти не налаживают работу с ним: не ставят объекты на учет и не занимаются их содержанием. Во многом это объясняется тем, что не все обязанности органов местного самоуправления в отношении бесхозяйных объектов прямо указаны в законах.
Чиновники рассуждают так: пока имущество не муниципальное, мы за него не отвечаем. Может возникнуть и обратная ситуация: муниципалитет пытается получить в собственность имущество, у которого уже есть владелец. Дело заканчивается судом, который местные власти проигрывают.
Эта статья поможет вам не тратить время на бесполезные споры о бесхозяйном имуществе и минимизировать возможные убытки.
- Когда имущество нельзя признать бесхозяйным
- Отсутствие государственной регистрации права собственности еще не означает, что недвижимость можно признать бесхозяйной
- Вещь считается бесхозяйной, если:
- она не имеет собственника;
- ее собственник неизвестен;
- собственник отказался от прав на нее.
Это установлено пунктом 1 статьи 225 ГК.
Бесхозяйная вещь может быть возвращена во владение прежнего собственника либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
С требованием о признании права собственности на имущество в силу приобретательной давности владелец вправе обратиться в суд независимо от того, признано имущество бесхозяйным или муниципальным в суде (п.
19 постановления Пленума Верховного cуда № 10, Пленума ВАС № 22 от 29.04.2010).
Если владелец не зарегистрировал свое право собственности на недвижимость, это еще не основание признать ее бесхозяйной (постановление Президиума ВАС от 02.07.2013 № 1150/13 по делу № А76-24747/2011).
Имущество, которым фактически владеет лицо, исполняющее полномочия собственника, также нельзя признать бесхозяйным.
ПРИМЕР 1. Компания обратилась в управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на здание, которое использовала.
Чуть позже муниципалитет обратился с заявлением о постановке этого здания на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества. Управление Росреестра поставило здание на учет в качестве бесхозяйной вещи.
Компания посчитала действия управления незаконными, обжаловала их в суде и потребовала признать за собой право собственности на спорный объект.
Суд согласился с компанией. Поскольку она претендует на здание, которым открыто и непрерывно владеет с 2002 года, это имущество нельзя признать бесхозяйным. То, что компания пока не зарегистрировала право собственности, значения не имеет (постановление Президиума ВАС от 02.07.2013 № 1150/13 по делу № А76-24747/2011).
Что будет, если не поставить бесхозяйное имущество на учет
Рекомендация: Готовые образцы документов для работы с бесхозяйным имуществом прикреплены ниже
Бесхозяйное недвижимое имущество подлежит учету в Росреестре. Порядок учета бесхозяйных недвижимых вещей установлен приказом Минэкономразвития от 10.12.2015 № 931. Подать заявление о постановке бесхозяйного имущества на учет должен орган местного самоуправления.
Когда Росреестр получит заявление, он обязан в течение 15 рабочих дней принять решение по объекту: поставить его на учет или отказать муниципалитету. Если в ЕГРН нет сведений об объекте недвижимости, Росреестр примет его на учет в качестве бесхозяйного имущества и одновременно поставит на кадастровый учет.
Через год после принятия бесхозяйной недвижимости на учет муниципалитет может обратиться в суд с иском о признании права муниципальной собственности на нее (п. 3 ст. 225 ГК).
Если орган местного самоуправления своевременно не поставит имущество на учет в качестве бесхозяйного, эту обязанность на муниципалитет могут возложить принудительно.
ПРИМЕР 2. Прокурор обратился в суд и потребовал признать незаконным бездействие администрации сельского поселения. Орган местного самоуправления должен был поставить на учет бесхозяйную скважину и принять меры по профилактике чрезвычайных ситуаций, связанных с нахождением скважины на территории муниципального образования, но не сделал этого.
Суд удовлетворил заявленные требования прокурора. Подать заявление о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного может только орган местного самоуправления (ст. 225 ГК).
Отсутствие права собственности на гидротехнические сооружения не освобождает орган местного самоуправления от участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Суд возложил на муниципалитет обязанность обратиться в Росреестр с заявлением о постановке спорной скважины на учет в качестве бесхозяйного имущества и принять меры по содержанию бесхозяйного имущества в безопасном состоянии (решение Новгородского районного суда от 07.06.2012 по делу № 2–1239/2012).
Кто отвечает за содержание бесхозяйного имущества
Если нет доказательств принадлежности сетей каким-либо лицам, ответственность за их содержание несет муниципалитет
По общему правилу ответственность за содержание имущества несет его собственник (ст. 210 ГК). Закон напрямую не предусматривает обязанность муниципального образования содержать бесхозяйное имущество или имущество, которое еще не признали бесхозяйным. Однако такая обязанность муниципалитета вытекает из общих положений гражданского законодательства, в том числе статьи 225 ГК.
ПРИМЕР 3. Управляющая компания обратилась в суд, чтобы взыскать с муниципалитета расходы на ремонт бесхозяйных сетей. Чиновники с заявленными требованиями не согласились. Спорные сети не поставлены на учет в качестве бесхозяйных, поэтому муниципалитет не обязан финансировать их содержание.
Суд принял доводы управляющей компании и взыскал с органа местного самоуправления стоимость ремонта сетей.
В отсутствие доказательств принадлежности сетей каким-либо лицам ответственность за их содержание несет муниципалитет.
При этом не имеет правового значения то обстоятельство, что орган местного самоуправления не подал заявление о признании сетей бесхозяйным имуществом (постановление ФАС Уральского округа от 15.10.2012 № А50-22909/2011).
Орган местной власти обязан не только компенсировать расходы на ремонт бесхозяйного имущества, но и возместить стоимость ресурсов, которые потребляют эти объекты.
ПРИМЕР 4. Энергоснабжающая организация выявила потребление электроэнергии скважинами, расположенными на территории сельского по- селения. Она потребовала, чтобы орган местной власти погасил задолженность по оплате электроэнергии. Но администрация поселения возразила: водоколонки скважин бесхозяйные и не входят в состав муниципального имущества.
Суд указал, что ответчик обязан своевременно выявлять бесхозяйное имущество и принимать меры по оформлению государственной регистрации прав на него.
Обязанность по содержанию бесхозяйных объектов, в том числе по оплате потребляемых ими энергетических ресурсов, также возлагается на муниципалитет (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.12.2012 № 03АП-4149/2012, А69-1089/2012).
Кто возместит убытки, причиненные бесхозяйным имуществом
Вред личности или имуществу должен полностью возместить тот, кто его причинил (ст. 1064 ГК). Если вред возник из-за ненадлежащего содержания имущества, его должен возместить владелец имущества.
Собственники обязаны содержать имущество в исправном и безопасном состоянии (ст. 210 ГК). Аналогичная обязанность для муниципалитетов в отношении бесхозяйных объектов в ГК напрямую не прописана.
Однако она вытекает из статуса органа местной власти как единственного лица, имеющего право ставить объект на учет в качестве бесхозяйного, и возможности оформить на него право муниципальной собственности.
Поэтому ответственность за вред, причиненный третьим лицам в результате ненадлежащего содержания бесхозяйного имущества, может быть возложена на органы местного самоуправления. Находятся эти объекты во владении муниципалитета или нет, значения не имеет.
Если вы сдали землю в аренду, не пытайтесь возложить ответственность за бесхозяйное имущество на этом участке на арендатора. Он отвечает перед арендодателем только за содержание арендованного имущества. Ответственность перед третьими лицами за содержание бесхозяйного имущества несет муниципалитет.
ПРИМЕР 5. В результате пожара был уничтожен жилой дом. Возгорание произошло в результате перехода пламени с бесхозяйных деревянных строений (сараев). Владелец дома потребовал, чтобы ущерб возместила администрация муниципального образования. Истец утверждал, что муниципалитет не исполнил свою обязанность по содержанию подведомственной территории и бесхозяйного имущества.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в иске, так как участок был передан в аренду частной компании.
По договору она должна была благоустроить территорию и не допускать ухудшения качественных характеристик арендуемого земельного участка и экологической обстановки местности.
Поэтому суд апелляционной инстанции сделал вывод, что за соблюдение требований пожарной безопасности отвечает арендатор.
Верховный суд с позицией нижестоящих судов не согласился. Высший су- дебный орган указал, что в силу статьи 308 ГК обязательство не создает каких-либо прав и обязанностей для лиц, не участвующих в этом обязательстве.
Поэтому за находящееся на переданном в аренду участке бесхозяйное имущество перед третьими лицами должен отвечать собственник земли, то есть муниципалитет. Он же отвечает и за надлежащее содер- жание участка (определение ВС от 20.11.
2018 № 5-КГ18-227).
Выводы и рекомендации
Поддерживайте в безопасном состоянии бесхозяйное имущество, даже если оно находится на земле, которую вы сдали в аренду
1. Бесхозяйное имущество подлежит постановке на учет в Росреестре. Подайте туда соответствующее заявление. Если вы не поставите имущество на учет добровольно, эта обязанность может быть возложена на муниципалитет в судебном порядке.
2. Орган местного самоуправления должен поддерживать бесхозяйное имущество в надлежащем состоянии. Ремонт оплачивайте из средств местного бюджета. Исполняйте эту обязанность независимо от того, подавали ли вы заявление о постановке бесхозяйного имущества на учет. Судьи заставляют муниципальных чиновников заниматься содержанием имущества, если те не делают этого в добровольном порядке.
3. Поддерживайте бесхозяйное имущество в безопасном состоянии. Это касается и тех случаев, когда объекты перешли в фактическое владение третьего лица (например, арендатора). Если в результате ненадлежащего содержания бесхозяйного имущества причинен вред третьим лицам, его должен возместить муниципалитет за счет средств местного бюджета.
Оформление бесхозяйного имущества в муниципальную собственность
Подборка наиболее важных документов по запросу Оформление бесхозяйного имущества в муниципальную собственность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика: Оформление бесхозяйного имущества в муниципальную собственность
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.01.2022 N Ф04-8091/2021 по делу N А46-5662/2020Требование: О взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию, включая тепловые потери от централизованной сети до стены многоквартирного дома (МКД), неустойки.Обстоятельства: Энергоснабжающей организацией и застройщиком заключен Договор компенсации стоимости тепловой энергии и теплоносителя, поставленных на период пусконаладочных работ.
Решение: Требование удовлетворено частично, поскольку потребленный ресурс оплачен не полностью, из взыскиваемой суммы исключена стоимость потерь, так как по завершении строительства МКД застройщик своевременно инициировал процесс передачи вновь созданного участка тепловой сети в муниципальную собственность.
Исходя из изложенного, застройщик МКД, создавший при выполнении технических условий по подключению объекта к централизованной инженерной инфраструктуре участок тепловой сети и приобретший в силу этого право собственности на нее, несет бремя оплаты возникающих на этом участке потерь до момента отчуждения данной вещи иному лицу (включая муниципальное образование) либо до момента, когда основания для освобождения от бремени содержания вещи сложатся в силу объективно состоявшегося отказа от права собственности и реализованных на его основании процедур (одной из двух либо их совокупности): определения теплосетевой организации, ответственной за содержание и обслуживание выявленных бесхозяйных тепловых сетей; оформления права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь.
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Кассационное определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 18.08.2021 N 88А-6126/2021Категория: Споры в сфере управления и контроля за муниципальным, региональным, федеральным имуществом.Требования: Об обязании принять меры по регистрации бесхозяйных объектов.Обстоятельства: Бесхозный объект — центральный тепловой пункт, обеспечивающий теплоснабжением близлежащие дома и строения, не был учтен в ЕГРН, что указывает на наличие бездействия, несмотря на имеющуюся у органа местного самоуправления обязанность организации в границах поселения тепло- и горячего водоснабжения населения, которые относятся к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
Решение: Удовлетворено.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что оформление права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь и постановка такой вещи на учет не является обязанностью Администрации местного самоуправления г.
Владикавказа, поскольку такие полномочия отнесены к ведению Управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами согласно Положению о нем, утвержденному Решением Собирания представителей г. Владикавказа от 27 июля 2018 г.
N 45/35, не могут быть положены в основу отмены постановленных судебных актов, поскольку названное Управление привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица, является структурным подразделением Администрации местного самоуправления г. Владикавказа, в своей деятельности подчиняется главе администрации г.
Владикавказа, следовательно, указанный довод сводится к внутреннему распределению функциональных правомочий исполнительного органа местного самоуправления и о незаконности судебных актов не свидетельствует.