Взыскивает ли страховщик сумму, выплаченную потерпевшей стороне, с виновника (по ОСАГО)?
Здравствуйте! Взыскивает ли страховщик сумму, выплаченную потерпевшей стороне, с виновника (по ОСАГО)?
Адвокат Антонов А.П.
Добрый день!
Согласно ст.
14 Федерального закона «Об ОСАГО», к страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если:
а) вследствие умысла указанного лица был причинен вред жизни или здоровью потерпевшего;
б) вред был причинен указанным лицом при управлении транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного);
в) указанное лицо не имело права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред;
г) указанное лицо скрылось с места дорожно-транспортного происшествия;
д) указанное лицо не включено в Договор обязательного страхования в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства только указанными в договоре обязательного страхования водителями);
е) страховой случай наступил при использовании указанным лицом транспортного средства в период, не предусмотренный договором обязательного страхования (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства в период, предусмотренный договором обязательного страхования);
ж) утратил силу с 1 мая 2019 г. — Федеральный Закон от 1 мая 2019 г. N 88-ФЗ
з) до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции приступило к ремонту или утилизации транспортного средства, при использовании которого им был причинен вред, и (или) не представило по требованию страховщика данное транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы;
и) на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов;
к) страхователь при заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа предоставил страховщику недостоверные сведения, что привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии.
Страховщик имеет право предъявить регрессное требование в размере осуществленного страхового возмещения к оператору технического осмотра, выдавшему диагностическую карту, содержащую сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, если страховой случай наступил вследствие неисправности транспортного средства и такая неисправность выявлена или могла быть выявлена в момент проведения технического осмотра этим оператором технического осмотра, но сведения о ней не были внесены в диагностическую карту.
Страховщик вправе требовать от лиц, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, возмещения расходов, понесенных при рассмотрении страхового случая.
Положения настоящей статьи распространяются на случаи возмещения вреда, причиненного имуществу потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия, страховщиком, застраховавшим его гражданскую ответственность, с учетом особенностей, установленных статьей 14.1 настоящего Федерального закона.
Регрессное требование о возмещении вреда, причиненного транспортному средству, не может быть предъявлено к пешеходу в случае причинения вреда его здоровью либо к его родственникам или наследникам в случае его смерти в результате дорожно-транспортного происшествия с участием этого транспортного средства.
К профессиональному объединению страховщиков, осуществившему компенсационную выплату лицам, указанным в пункте 2.1 статьи 18 настоящего Федерального закона, переходит право требования потерпевшего к лицам, указанным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, в размере осуществленной компенсационной выплаты.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Таким образом, страховщик может взыскать страховое возмещение только в предусмотренных законом случаях.
С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».
Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!
Зачем ОСАГО, если платит виновник?
Как решается вопрос по возмещению ущерба, если страховая выплата не покрывает ремонт автомобиля? В каких случаях пострадавщий в ДТП может требовать с виновника дополнительного возмещения для ремонта авто?
Казалось бы, ответ на вопрос, кто платит по ОСАГО в случае аварии, очевиден. Если происшествие относится к страховому случаю, это делает страховщик. Однако не все так просто.
Весной 2017 года Конституционный суд России принял решение, по которому платит за ремонт виновник ДТП, если тех денег, которые предусматривает страховка, не хватает на полное восстановление автомобиля.
При этом замена запчастей рассчитывается по стоимости новых, и тот факт, что машина б/у и ее цена (а значит, и всех ее деталей) значительно ниже рыночной, зачастую игнорируется.
Таким образом, платит разницу виновник ДТП как за восстановление нового транспортного средства.
Многих автомобилистов эта ситуация не устраивает.
А на вопрос, кто платить должен потерпевшей стороне, мы получаем другой ответ – тот, из-за кого случилась авария, если ущерб превысил сумму покрытия. Получается, что водителю, устроившему аварию, придется раскошелиться дважды.
При этом открытым остается другой вопрос: зачем ОСАГО, если платит виновник аварии вместе со страховой компанией, у которой он уже купил полис?
Для кого страхование убыточно
При возмещении ущерба потерпевшей стороне убытки несет страховая компания, которая обязана выплатить по договору нужную сумму.
Но если раньше водителю, по чьей вине произошло ДТП, достаточно было просто оформить все документы на месте происшествия, а дальше спокойно заниматься ремонтом своего собственного автомобиля (если он тоже пострадал в аварии), то теперь нужно еще и тратить собственные деньги на восстановление чужого транспортного средства.
И хорошо, если пострадало недорогое авто бизнес-класса. Тогда основную часть ремонта может покрыть страховой полис. А что делать, если придется оплачивать ремонт дорогостоящего джипа премиум-класса или лимузина, у которого отдельные запчасти стоят по 100−200 тысяч рублей – как целый автомобиль? Для многих автовладельцев ситуация может обернуться настоящей финансовой катастрофой.
При этом существует два мнения – страховщиков и водителей.
Первые уверены, что новый принцип возмещения ущерба сделает водителей внимательнее на дорогах и стимулирует их тщательнее соблюдать правила дорожного движения. По их мнению, ситуации, когда тот, по чьей вине произошла авария, не несет ответственности, являются неправильными.
Ведь основные хлопоты как раз достаются потерпевшей стороне. Водитель, автомобилю которого причинен ущерб, должен сам оформлять все справки, чтобы получить страховое возмещение, а тот, чьи действия привели к ДТП, фактически не должен ничего предпринимать.
В связи с этим страховые компании поддерживают решение Конституционного суда.
А вот представители сообщества автомобилистов с ними не согласны. Мало того, что страховка является обязательной и обходится многим водителям недешево (особенно владельцам новых дорогих иномарок, имеющим маленький стаж вождения и высокий КБМ). По данным РСА, средняя стоимость полиса на 2019 год составляет порядка 6 тысяч рублей.
Ситуация, когда придется из своего кармана оплачивать ущерб потерпевшей в аварии стороне, может привести к тому, что водители массово перестанут страховаться и будут всеми способами избегать покупки настоящего полиса ОСАГО (или будут ездить с поддельными документами).
И в моральном плане они будут отчасти правы – на каком основании они должны платить дважды? И кроме того, получается, что полис обязательного страхования не выполняет своей функции – не избавляет водителя от дополнительных расходов, если он становится виноват в ДТП.
Тогда вообще зачем ОСАГО, если платит виновник еще и помимо стоимости полиса?
Одной из инициатив автомобилистов сегодня является замена выплат по страховке ремонтом пострадавшего автомобиля. На сегодняшний день (время написания статьи – март 2019 года) эта идея еще не стала законопроектом и не вынесена на рассмотрение в парламенте.
Когда ОСАГО выгодно страховщику
Согласно новым правилам, если пострадавшему водителю не хватит на ремонт тех денег, которые выплатят по ОСАГО, остальную сумму он вправе требовать с виновника ДТП.
Начиная с 2017 года в России действует Единая методика расчета расходов на восстановление транспортного средства по договору страхования гражданской ответственности. Стоимость деталей рассчитывается при этом с учетом изношенности.
К примеру, запчасти отечественных авто после трех лет эксплуатации оцениваются в половину своей цены. Максимальный износ может составить не более 50% (как правило, такой показатель у транспортных средств, бывших в эксплуатации более 5 лет).
Если суд встал на сторону потерпевших и обязал водителей, по чьей вине произошло ДТП, возмещать материальный ущерб дополнительно.
Но тогда зачем оформлять ОСАГО?
Ведь если страховка не снимает всей ответственности с застрахованных водителей, почему они должны платить фактически дважды (за сам полис и за возмещение материального ущерба потерпевшей стороне)? Вопрос остается открытым.
Когда ОСАГО выгодно потерпевшей стороне
Если рассуждать по справедливости, то водитель, виновный в аварии, должен оплачивать ремонт и замену запчастей по их себестоимости. Но в том случае, когда автомобиль изношен, детали будут закуплены новые – как если бы производился ремонт новой машины.
Получается, что транспортное средство изношено, его рыночная стоимость значительно ниже, чем была, а виновник ДТП должен платить столько же, сколько за восстановление модели, не бывшей в употреблении. Таким образом, он фактически за свой счет делает апгрейд автомобиля потерпевшей стороны.
И многие спрашивают, зачем страховка, если платить виновник должен сверх того, что отдал за полис?
Этот вопрос возмущает многих автомобилистов, которые бывают не готовы к дополнительным (помимо страховки) расходам на ремонт, да еще и по завышенной стоимости. По справедливости, раз машина б/у – то и детали должны быть б/у.
Представим, что виновник в ДТП обязан оплатить все детали автомобиля потерпевшей стороны. Получается, что пострадавший автовладелец получит в свое распоряжение совершенно новый автомобиль и не просто восполнит свои имущественные потери, но и останется в выигрыше.
Все это хорошо, но на вопрос, кто почему платить должен не только страховщик, но и водитель, нарушивший ПДД?
К сожалению для многих, судебная практика показывает, что это фактическая рыночная стоимость пострадавшего автомобиля и цена новых запчастей и комплектующих практически никогда не соотносятся. А значит, автомобилиста, устроившего ДТП, в большинстве случаев обяжут выплатить ремонт по той стоимости, как если бы речь шла о новом автомобиле.
Таким образом, чем больше пострадает деталей автомобиля потерпевшей стороны, тем в более выгодном положении окажется водитель, ставший участником аварии не по своей вине. При минимальных взносах он не только покроет убытки, понесенные в ходе дорожно-транспортного происшествия, но и получит обновление деталей своего авто за чужой счет.
Когда страховка выгодна виновнику ДТП
Что же делать тому, по чьей вине произошло дорожно-транспортное происшествие? Чтобы ответить на вопрос, зачем ОСАГО, если платит виновник, нужно рассмотреть реальную правоприменительную практику возмещения ущерба. Она показывает, что все не так плохо для того, по чьей вине случилась авария, как выглядит на первый взгляд. Ситуаций, когда можно не доплачивать разницу в стоимости ремонта, несколько:
- Страхового покрытия хватает на восстановление авто.
- Тот, кто виноват в аварии, оплачивает по соглашению сторон не весь ремонт, а только его часть.
- Стоимость запчастей в официальном справочнике может быть заниженной относительно рыночных расценок и фактически равняться цене деталей б/у.
- Покупаются не оригинальные и новые запчасти, а более дешевые аналоги или комплектующие, бывшие в употреблении.
А теперь перечислим случаи, когда виновник аварии платить не должен. Их два:
- дорожно-транспортное происшествие оформлено по европротоколу;
- возмещение ущерба производится в виде направления на ремонт. В этом случае доплата потерпевшей стороне может осуществляться только на добровольной основе и не может быть взыскана в принудительном порядке.
Во всех остальных случаях, если суммы страхового покрытия не хватит на возмещение ущерба, доплачивать придется тому, кто устроил аварию.
Судебная практика по возмещению ущерба без учета износа
35 статья Конституции России наряду со статьями 19 и 52 (гарантирующими права собственности) определяет, что возмещение вреда в результате дорожно-транспортного происшествия и его объем определяются после объективной оценки понесенного потерпевшим ущерба. Тогда фактически возмещать стоимость деталей водитель, виновный в аварии, и должен по актуальной цене – с учетом того, что машина была в эксплуатации.
По общим правилам Гражданского кодекса возмещение имущественного ущерба происходит за счет того, кто спровоцировал дорожно-транспортное происшествие. А в том случае, если авто участника ДТП признано источником повышенной опасности, возместить затраты на ремонт потерпевшей стороны он обязан даже в том случае, если авария случилась не по его вине.
Для страховой компании главным будет наличие признаков страхового случая, если столкнулось два и более транспортных средства.
Рассмотрим порядок возмещения ущерба по страховке. Если причинен вред не только автомобилям, но и здоровью людей, он будет компенсирован за счет источников, перечисленных ниже:
- по программе полиса обязательного страхования, если ущерб был причинен в результате происшествия, которое относится к страховому случаю. При этом полис ОСАГО виновник ДТП должен иметь действующий;
- за счет гражданина, управлявшего авто (своим или чужим – по доверенности), если авария не относится к страховому случаю;
- за счет водителя, управлявшего транспортным средством без законного основания (в результате угона или без согласия владельца);
- за счет лица, управлявшего авто, если у него нет полиса ОСАГО или истек срок действия страховки;
- за счет автовладельца, если участником аварии стал наемный водитель или лицо, которое оказывает другие Услуги собственнику транспортного средства на возмездной основе.
Но даже при наличии страхового случая нередко суммы возмещения не хватает на покрытие расходов потерпевшей стороны, и тогда водитель, виновный в ДТП, будет возмещать разницу из своего кармана.
Напомним, страхование автогражданской ответственности предполагает максимальную сумму возмещения ущерба в 400 тысяч рублей, а в случае причинения вреда здоровью – 500 тысяч. Потерпевший должен ждать компенсацию в течение 20 дней.
Заключение
Фактически решение Конституционного суда вскрыло это противоречие, но при этом четких указаний в области правоприменения дано не было.
Таким образом, водителям, виновным в аварии, просто приходится полагаться на справедливое решение суда пользу и ждать новых законодательных инициатив, которые изменят порядок страхования автогражданской ответственности и возмещения ущерба.
И хотя нередко оплачивать приходится не всю стоимость ремонта, на вопрос, кто платит по ОСАГО, ответ будет один – тот, по чьей вине случилась авария, если ущерб превысил размер страхового покрытия.
Имеет ли право страховая компания взыскать деньги с виновника ДТП?
Не стоит успокаиваться, если после совершенного по вашей вине дорожно-транспортного происшествия (ДТП) страховая компания выплатит пострадавшей стороне в полном объеме страховое возмещение. Спустя некоторое время она может напомнить о себе, предъявив вам материальные претензии следующего характера.
После окончательного расчета с потерпевшим в аварии лицом, вся выплаченная страховщиком на возмещение ущерба потерпевшему сумма будет выставлена в претензии к вам. И при вашем отказе от ее удовлетворения вполне возможно, что разбирательством данной спорной ситуации будет заниматься суд.
Когда страховая компания может взыскать деньги с виновника
Страховщик может заявить требования о возмещении ему той суммы, которая была уплачена им потерпевшему. Данные его действия будут обоснованными только в следующих случаях:
- при суброгации. Страховая компания, выплатившая по полису ОСАГО пострадавшей стороне определенную сумму, может взыскать ее с лица, обязанного возместить ущерб. Такое право она получает только после окончательного расчета с пострадавшим во время ДТП лицом. Тем самым она принимает меры к уменьшению своих затрат и снижению расходов на выплату страховых возмещений. Как известно, выплаты страховой компанией возмещения производятся только в пределах обусловленного договором страхового лимита. И страховщик может взыскать с другого страховщика только ту сумму, которую он фактически выплатил в виде страхового возмещения пострадавшей в аварии стороне (в указанных выше пределах). Но нередко этой суммы оказывается недостаточно для полного возмещения ущерба пострадавшей в аварии стороне. В таких случаях оставшуюся сумму (разницу между размером реального ущерба и выплаченным страховым возмещением) в судебном порядке сможет взыскать с виновника сам потерпевший;
- в порядке регресса. Речь идет о взыскании с виновного в ДТП лица суммы, уплаченной по полису ОСАГО потерпевшему, в тех случаях, когда авария не признана страховым случаем.
Это допускается только при следующих обстоятельствах, когда:
- ДТП было совершено виновником аварии умышленно;
- лицо, управлявшее автомобилем, нарушившим правила дорожного движения, находилось в состоянии наркотического или алкогольного опьянения;
- имя водителя не было вписано в полис ОСАГО;
- лицо, виновное в ДТП, самовольно покинуло место происшествия до приезда сотрудников ГИБДД;
- водитель управлял транспортным средством без оформленных полномочий, например, не имел водительских прав или имел права не той категории;
- страхователь не успел передать в установленный срок (15 дней со дня совершения аварии) полный пакет документов страховщику или представил ненадлежаще оформленные документы;
- на автомобиль, участвовавший в ДТП, отсутствовала диагностическая карта, свидетельствующая о том, что транспортное средство находилось в технически исправном состоянии.
Многие страховые компании, осуществив окончательные расчеты с потерпевшей в аварии стороной, начинают принимать конкретные меры по возмещению своих расходов и предъявляют претензии к непосредственным виновникам аварии.
Эти действия страховой компании вполне законны и основаны на условиях заключенных ими договоров. Но многих водителей данный факт возмущает и они полагают, что в действиях страховщика есть признаки мошенничества. Это можно объяснить тем, что они не внимательно знакомятся с условиями договоров перед их подписанием.
Страховая компания производит выплаты потерпевшим лицам практически во всех случаях, даже если ДТП было совершено лицом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, или оно скрылось с места происшествия. После чего, будучи заинтересованной в уменьшении своих убытков, страховщик покрывает произведенные затраты, предъявив Иск на основании полиса ОСАГО к недобросовестному водителю.
Обычно после аварии и до предъявления регрессного иска проходит определенное время. Виновное лицо полагает, что инцидент исчерпан и о нем забыли. Но успокаиваться на этом не стоит. Ведь рассмотрение заявлений о выплате страхового возмещения, проверка его обоснованности, расчет суммы возмещения и ее выплата требуют определенного времени.
У страховой компании есть три года, в течение которых она может начать предъявлять свои регрессные требования. Начало срока идет со дня, когда она полностью удовлетворила требования пострадавшей в аварии стороны и рассчиталась с ней.
Обычно страховщики всегда используют свои права на подачу регрессного иска и возврата суммы страхового возмещения.
Если страховая компания предъявила вам требования материального характера в порядке регресса, то примите во внимание следующие рекомендации.
Если вы получили повестку о явке в суд по иску страховой компании, то начните с того, что восстановите в памяти все обстоятельства аварии. Это особенно важно, если со дня ДТП прошло уже немало времени. Также стоит найти все документы, имеющие отношение к аварии: извещение, постановление, справка о ДТП. Они пригодятся в ходе судебного разбирательства.
Учитывая, что страховщиком предъявляется одновременно несколько исков по схожим исковым требованиям, не исключено, что именно в вашем случае они подготовили иск шаблонно, без учета особых обстоятельств дела. И у вас есть шанс доказать необоснованность предъявленных вам исковых требований.
Обратите внимание на соблюдение страховой компанией установленных законом сроков для подачи ею иска.
По регрессным требованиям этот срок равен трем годам. Начало срока идет с даты выплаты страховщиком страхового возмещения пострадавшему лицу.
При суброгации трехгодичный срок исчисляется по другим правилам: он начинается со дня наступления страхового случая.
Многие страховые компании подают такие иски в конце срока исковой давности, рассчитывая на то, что ответчик уже забыл все обстоятельства совершения ДТП и не сможет тщательно подготовиться к судебному заседанию.
Нередко имеют место случаи пропусков страховщиком сроков исковой давности. При выявлении таких обстоятельств можете смело заявлять в суде о допущенном истцом нарушении. Это повлечет за собой отказ в удовлетворении его требований.
Тем самым вы оградите себя от притязаний со стороны страховщика.
Если вы не акцентируете внимание суда на пропуск истцом срока исковой давности, то суд может начать рассмотрение этого дела.
Суды применяют положения о пропуске срока исковой давности только по указанию сторон.
Ни в коем случае не игнорируйте получаемые вами судебные повестки. Такие ваши действия не будут основанием для откладывания дела на долгий срок.
Вполне возможно, что дело может быть рассмотрено при вашей неоднократной неявке без уважительных причин без вашего участия в порядке заочного производства.
Тем самым вы лишите себя возможности представить нужные доказательства и защитить свои интересы в суде.
Получив копию искового заявления, внимательно ознакомьтесь с ней. Стоит проанализировать все доводы истца, сопоставить их с имеющимися документами. Ведь не все исковые требования страховых компаний удовлетворяются судами полностью или частично. Причиной тому служат нестыковки в документах, противоречия между ними. Поэтому шансы на вынесение решения в свою пользу имеются всегда.
Зачастую страховые компании вместо отчета об оценке причиненного ДТП ущерба прикладывают к иску документы, подтверждающие только факт закупа деталей и запчастей по завышенным ценам, а также произведенного ремонта. Используя информацию о реальной стоимости запчастей, можно снизить сумму иска.
Также внимательно ознакомьтесь с актом оценки. Возможно, что и в нем будут содержаться недостоверные данные о стоимости работ и деталей. Анализ материалов, касающихся самой аварии, также немаловажен.
Если при их составлении были допущены грубые нестыковки и противоречия, то имеет смысл отрицать свою вину в совершении ДТП. Если изучение искового заявления и анализ прилагаемых к нему документов и иных доказательств вызывают затруднения, воспользуйтесь квалифицированной помощью юристов, которые специализируются на делах этой категории.
В случае положительного исхода дела все понесенные вами расходы по оплате услуг юристов будут вам возмещены ответчиком.
Некоторые страховые компании предъявляют иск на сумму реального ущерба, причиненного потерпевшему, в то время как размер страхового возмещения, выплаченного ими, был намного ниже. При таких обстоятельствах есть все основания для оспаривания цены иска.
Внимательно изучите все документы, имеющие отношение к сумме причиненного материального ущерба: насколько характер повреждений автомобиля соответствует фактическим обстоятельствам совершенной аварии.
Например, если транспортное средство виновника аварии врезалось в задний бампер автомобиля потерпевшего, а в документах говорится о замене передних фар. Все эти нестыковки свидетельствуют в пользу надуманности требования страховщика.
Нередко при определении размера ущерба не учитывается износ автомобиля, что приводит к тому, что сумма ущерба намного превышает стоимость самого транспортного средства. По закону учитывать износ следует обязательно.
Если это сделано не было, заявляйте ходатайство о назначении повторной экспертизы. Будьте внимательны, если в обоснование иска была положена Экспертиза, проведенная сотрудниками страховой компании или связанной с ней оценочной фирмой.
Требуйте оценки независимого эксперта.
Имеют место случаи, когда участник аварии не считает себя виновным в ее совершении, но по различным причинам не посчитал нужным оспаривать данное обстоятельство и не обжаловал постановление ГИБДД. Такое происходит, когда это лицо, рассчитывая на наличие у него полиса ОСАГО, полагает, что ущерб придется платить не ему, а страховой компании.
Он заявляет сотрудникам ГИБДД о своей невиновности, но они не учитывают его доводы. Сам участник ДТП не принимает никаких мер к доказыванию своей невиновности и не оспаривает выводы ГИБДД.
Однако, спустя почти два года, к нему предъявляет исковые требования страховая компания. Сумма иска выходит приличная – 120 000 рублей. Выясняется, что пострадавшее лицо имело страховку КАСКО. Сумма причиненного ему ущерба была намного выше лимита по ОСАГО.
При таких обстоятельствах ответчику остается оспаривать только свою виновность в совершении аварии: следует вернуться к своей первоначальной позиции и довести ее до конца.
Сделать это будет непросто. Для этого следует заручиться всеми документами по аварии, которые могут свидетельствовать об его невиновности или о наличии вины двух участников ДТП. Если это будет доказано, то сумма материального ущерба будет перераспределена. Для истребования всех нужных документов заявите в суде ходатайство об истребовании материалов дела из ГИБДД.
Если суд вынесет решение, с которым вы будете не согласны полностью или частично, обжалуйте его в установленный срок в суд вышестоящей инстанции.
Если вы уверены в своей позиции, то на данном этапе будет разумно воспользоваться помощью квалифицированных юристов, которые смогут найти все слабые места в судебном решении и подготовить обоснованную жалобу.
Не стоит беспокоиться о расходах, понесенных вами на оплату услуг юристов или адвокатов. Если вам удастся доказать свою правоту, то все понесенные вами затраты будут возмещены ответчиком. Данное положение зафиксировано в ст. 100 ГПК РФ.
Подача жалобы на решение суда приостанавливает его исполнение.
В этом случае момент вступления его в силу зависит от даты рассмотрения поданной на решение суда жалобы. Этого срока может оказаться достаточно для сбора денежных средств на случай необходимости возмещения ущерба, если жалоба вышестоящим судом удовлетворена не будет.
Регресс по ОСАГО — основания для регресса с виновника, как избежать, срок исковой давности
Виновник аварии после возмещения ущерба страховой компанией потерпевшему не должен успокаиваться. К нему страховщик может выдвинуть регрессивное требование для возмещения своих убытков. Мы расскажем, в каких случаях это происходит, когда регресс невозможен, что делать при выдвижении регрессивных требований. Приведем типичные ошибки.
- Что такое регресс в страховании ОСАГО
- Что говорит закон
- В каких случаях возможны регрессивные требования
- Когда регресс от страховой невозможен
- Срок исковой давности
- Правильные действия при регрессивных требованиях и частые ошибки
- Ответы на вопросы
- Подведем итоги
Что такое регресс в страховании ОСАГО
Регресс по ОСАГО – это требование страховой компании о возмещении выплаченного ущерба к виновнику происшествия или станции техобслуживания.
Право регрессивного требования дано страховым компаниям в Законе об ОСАГО №40-ФЗ от 25.04.2002 г.
В статье 14 определено, что в установленных случаях право требования потерпевшего к виновнику ДТП переходит страховой компании, в размере выплаченного страхового возмещения.
В каких случаях возможны регрессивные требования
Регрессивные требования выставляются в случаях, которые не признаются страховыми компаниями в качестве страховых, т.е. ДТП произошло в результате умышленных противоправных действий виновника.
Когда выставляются требования возврата компенсации виновником:
- Страхователь ТС представил при заключении договора недостоверные сведения, которые привели к снижению суммы страховой премии;
- У виновника аварии не было права вождения автомобиля, в т. ч., если водительское удостоверение показалось просроченным;
- Если отсутствует Доверенность на управление чужим транспортным средством;
- Причиной ДТП стало алкогольное, наркотическое или другое опьянение виновного;
- Если виновник сбежал с места совершения автомобильной аварии;
- Отсутствие права у виновника управлять транспортным средством, т. е. он не был вписан в полис ОСАГО;
- Если доказано, что виновник специально спровоцировал аварию;
- Если ДТП произошло не в период, указанный в страховом полисе;
- Если виновный начал ремонтировать свое пострадавшее ТС ранее чем через 15 дней после ДТП, при оформлении по европротоколу, и не предъявил страховщику автомобиль для осмотра;
- Если на момент аварии истек срок действия диагностической карты;
- Когда в ДТП участвовал грузовой автомобиль с прицепом, но в договоре ОСАГО нет информации о такой возможности.
Регрессивное требование к СТО предъявляется в том случае, когда доказано, что в диагностическую карту не были внесены сведения о неисправности автомобиля, которые привели к страховому случаю, если они могли быть выявлены во время техосмотра.
Получается, что станция техобслуживания должна будет заплатить, если осмотр произведен некачественно.
Когда регресс от страховой невозможен
По Закону регресс по ОСАГО не предъявляется, если транспортное средство пострадало из-за пешехода, когда был нанесен вред его здоровью, а в случае его смерти в результате ДТП, к его родственникам или наследникам.
Срок исковой давности
Право на предъявление регрессивных требований сохраняется в течение 2 лет с момента выплаты по происшествию. Если возмещение касалось жизни и здоровья потерпевшего, страховая может выставить требование к возмещению убытков в течение 3-х лет.
Если есть обоснованные причины, страховщик имеет право продлить срок исковой давности, обратившись в суд.
Правильные действия при регрессивных требованиях и частые ошибки
Если к вам страховая компания выставила регрессивные требования, действуйте следующим образом:
- Убедитесь, что ваш случай допускает это по закону;
- Проверьте соответствие сумм, сколько было выплачено пострадавшему и сколько требует возместить страховая компания в поручении на оплату;
- Если вы не согласны с суммой выплаты, направьте в адрес страховщика обоснованную обратную претензию;
- Не подавайте в суд на страховую компанию самостоятельно, дождитесь, чтобы это сделала СК.
Ошибкой является попытка игнорирования происходящего. Если вы не совсем понимаете происходящую ситуацию, не действуйте самостоятельно, лучше обратитесь к профессиональным юристам для консультации.
Ответы на вопросы
Какой объем регрессивных требований может выставить СК? | Регрессивные требования выставляются в сумме, выплаченной в качестве возмещения ущерба. |
Можно ли подать возражения на регрессный иск, оспорить расчет убытков по ОСАГО. | Да, в судебном процессе. |
Возможен частичный отказ от иска? | Если размер требований завышен, либо расчет, представленный страховой компанией, выполнен с нарушением методики ЦБ РФ, можно иск признать только в обоснованной части. Это доказывается в суде. |
Подведем итоги
Регресс по ОСАГО с виновника ДТП 2021 может быть выставлен только в случаях, установленных Законом.
Регрессивные требования могут выставлены к СТО.
К пострадавшим пешеходам регресс не выставляется.
Если вы не согласны с требованиями страховой компании, но не готовы к юридическим разборкам, обратитесь к специалисту.
Если вред возместил виновник в ДТП, страховщик по ОСАГО возместит убытки?
Могу ли я, как виновник ДТП, сам возместить вред, причиненный потерпевшему, а потом обратиться в страховую компанию, застраховавшую автогражданскую ответственность по ОСАГО, за возмещением выплаченных мной потерпевшему денежных средств?
Ответ:
Да, можете, однако, необходимо помнить, что в этом случае вы должны будете представить страховщику доказательства наступления страхового случая и размер причиненного вреда. Будьте готовы к тому, что страховщик не обрадуется вашему требованию и наверняка будет оспаривать если не факт наступления страхового случая, то уж точно размер причиненного (и выплаченного вами потерпевшему) вреда.
По данному вопросу высказывался в «Обзоре» Верховный Суд РФ:
«Вопрос 24: Подлежат ли удовлетворению требования страхователя к страховщику о страховой выплате в случае, если страхователь в добровольном порядке возместил потерпевшему причиненный им в результате дорожно-транспортного происшествия вред?
Ответ: Согласно ст. 1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г.
N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» по договору обязательного страхования страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
Исходя из вышеизложенной нормы, на страховщике лежит обязанность произвести страховую выплату непосредственно потерпевшему.
Вместе с тем в соответствии с ч. 2 ст. 11 указанного выше Закона о случаях причинения вреда при использовании транспортного средства, которые могут повлечь за собой гражданскую ответственность страхователя, он обязан сообщить страховщику в установленный договором обязательного страхования срок и определенным этим договором способом.
При этом страхователь до удовлетворения требований потерпевших о возмещении причиненного им вреда должен предупредить об этом страховщика и действовать в соответствии с его указаниями, а в случае, если страхователю предъявлен иск, привлечь страховщика к участию в деле.
В противном случае страховщик имеет право выдвинуть в отношении требования о страховой выплате возражения, которые он имел в отношении требований о возмещении причиненного вреда.
Следовательно, закон не запрещает страхователю лично возместить причиненный потерпевшему вред его жизни, здоровью или имуществу.
Однако в том случае, если страхователь самостоятельно возместит потерпевшему вред, он сберегает денежные средства, которые страховщик обязан выплатить потерпевшему при наступлении страхового случая, поэтому требования страхователя о выплате этих сумм страховщиком обоснованны и основаны на положениях ст. 1102 ГК РФ (обязанность возвратить неосновательное обогащение).
При этом страховщик имеет право выплатить страхователю страховое возмещение только в том случае, если страхователь доказал страховщику наличие реальных убытков, связанных с наступлением страхового случая.
Таким образом, если страхователь в добровольном порядке возместил потерпевшему причиненный им в результате дорожно-транспортного происшествия вред, то его требования к страховщику о страховой выплате подлежат удовлетворению.
Однако такая выплата возможна только в том случае, если страхователь предоставил страховщику доказательства, подтверждающие наступление страхового случая и размер причиненного вреда» («Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года», утвержден постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 г.; опубликован в «Бюллетене Верховного Суда РФ» № 9 за 2006 год).
Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ в 2015 году
В утратившем силу Постановлении Пленум ВС РФ от 29.01.2015г. № 2 указывал, что если вред, причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия, возмещен не страховой организацией причинителя вреда (или в случае прямого возмещения убытков – страховой организацией потерпевшего), а иным лицом, то лицо, возместившее вред, имеет право на возмещение убытков.
Лицо, возместившее потерпевшему вред (причинитель вреда, страховая организация, выплатившая страховое возмещение по договору добровольного имущественного страхования, любое иное лицо, кроме страховой организации причинителя вреда или страховой организации потерпевшего), имеет право требования к страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего только в случаях, допускающих прямое возмещение убытков (статья 14.1 Закона об ОСАГО). В иных случаях такое требование предъявляется к страховщику, который застраховал гражданскую ответственность причинителя вреда.
Лицо, возместившее вред, причиненный в результате страхового случая, имеет право требования к страховщику в размере, определенном в соответствии с Законом об ОСАГО.
При этом реализация перешедшего права требования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с соблюдением положений Закона об ОСАГО, регулирующих отношения между потерпевшим и страховщиком (пункт 23 статьи 12 Закона об ОСАГО).
(См. п. 18 утратившего силу постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 января 2015 г. № 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»)