Права, смежные с авторскими
Если какие-то вопросы остались нераскрытыми, Вы можете обратиться к нам за юридической консультацией по авторским и смежным правам.
1. Понятие смежных прав
В Гражданском кодексе нет легального определения понятия «смежные права». С учетом существующих в науке точек зрения предлагаю Вам следующее определение.
Смежные права или права, смежные с авторскими, – это права исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций, публикаторов, изготовителей баз данных на созданные ими результаты интеллектуальной деятельности.
В английском языке для обозначения понятия «смежные права» используются термины «neighboring rights» и «related rights». Таким образом, не только в русском языке понятие смежных прав тесно связано с авторскими правами.
Возникновение понятия «права, смежные с авторскими» можно объяснить исторически. Дело в том, что первыми объектами смежных прав, были признаны во второй половине XX века исполнения и фонограммы.
Как правило, исполняют и записывают в видео- и звуковой форме творческие произведения – объекты авторского права. Другими словами, в большинстве случаев авторские права первичны по отношению к объектам смежных прав.
Например, композитор создает музыкальное произведение – объект авторского права. Затем музыкант исполняет это произведение на скрипке. В этот момент появляется исполнение – объект смежных прав.
Вместе с тем смежные права могут возникнуть при исполнении объектов, не относящихся к авторским правам. Например, авторское право не охраняет произведения фольклора, но на исполнения таких произведений смежные права возникают.
2. Возникновение смежных прав
Возникновение смежных прав подчиняется похожим правилам, что и возникновение авторских прав. Следует руководствоваться следующими правилами возникновения прав, смежных с авторскими:
- Смежные права возникают в момент создания объекта интеллектуальной собственности в объективной форме (принцип автоматической охраны). Объективная форма – это форма, доступная для восприятия иным, помимо правообладателя, лицам. Смежные права не подлежат регистрации, обязательному депонированию и не требуют соблюдения иных формальностей.
Статья 1304 Гражданского кодекса
Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей.
- Возникновение смежных прав зависит от соблюдения авторских прав. Так, для исполнения музыкального произведения, охраняемого авторским правом, необходимо получить разрешение правообладателя путем заключения лицензионного договора на произведение. Если разрешение не получено, у исполнителя не возникают смежные права на исполнение. Более того, Исполнитель становится нарушителем авторских прав.
Проставление знака охраны смежных прав, которым является латинская буква «P» в окружности, не является условием возникновения исключительного права.
3. Смежные права и интеллектуальная собственность
Интеллектуальная собственность – понятие, которое включает охраняемые в соответствии с Гражданским кодексом результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. То есть интеллектуальная собственность в России – это определенные объекты, на которые распространяются интеллектуальные права.
Более подробно об этом Вы можете прочитать в главе Интеллектуальная собственность и интеллектуальные права. Часть объектов интеллектуальной собственности охраняется правами, смежными с авторскими.
Таким образом, смежные права – это вид интеллектуальных прав, а объекты смежных прав – это некоторые из объектов интеллектуальной собственности.
Все объекты интеллектуальной собственности можно разделить так, как показано на схеме.
Если следовать представленной классификации, то смежные права следует отнести к результатам интеллектуальной деятельности. Однако смежные права могут распространяться как на творческие, так и нетворческие результаты.
Единственным объектом, к которому предъявляется требование творческого характера, являются исполнения. Однако уровень творчества исполнений и постановок, как правило, ниже, чем уровень творчества объектов авторского права.
Поэтому не следует применять к объектам смежных прав признаки творчества, характерные для авторских прав.
4. Объекты прав, смежных с авторскими правами.
В общем виде объектами прав, смежными с авторскими являются:
- исполнения и постановки;
- фонограммы;
- сообщения передач эфирного или кабельного вещания;
- содержание баз данных;
- публикации, обнародованные после перехода произведений науки, литературы и искусства в общественное достояние.
Эта тема является одной из ключевых в вопросе регулировании смежных прав, поэтому ей посвящена отдельная глава Библиотеки Sum IP «Объекты смежных прав».
5. Субъекты смежных прав
Теме «Субъекты смежных прав» посвящена самостоятельная глава, так как вопрос является обширным и вызывает особый интерес. Здесь же перечислим лишь основных лиц, у которых возникают права, смежные с авторскими:
- исполнители и режиссеры-постановщики
- вещательные организации
- изготовители фонограмм
- публикаторы
- изготовители баз данных.
6. Виды смежных прав
Смежные права, как и другие интеллектуальные права, можно разделить на несколько видов. При этом виды смежных прав обладают определенной спецификой, хотя по названиям сходны с видами авторских прав. Для наглядности предлагаю Вашему внимаю схему «Виды смежных прав»
1) Исключительное право – право использовать объект смежных прав любыми способами и в любой форме и запрещать такое использование третьим лицам. Исключительное право является имущественным и возникает на все объекты смежных прав. Лицо, обладающее исключительным правом, называют правообладателем.
2) Личные неимущественные права принадлежат только физическим лицам, которые являются исполнителями или режиссерами-постановщиками произведений. Другие субъекты смежных прав не обладают личными неимущественными правами. Личные неимущественные права исполнителей включают три права:
- право авторства
- право на имя
- право на неприкосновенность исполнения
3) Иные смежные права исчерпываются правами публикаторов, изготовителей фонограмм, вещательных организаций и изготовителей баз данных указывать имя или фирменное наименование на экземплярах соответствующих объектов прав, смежных с авторскими.
Это право является неотчуждаемым, но в полной мере не может быть отнесено к категории неимущественных и личных, поскольку в большинстве случаев оно принадлежит юридическим лицам.
Кроме того, при нарушении иных смежных прав нельзя требовать компенсации морального вреда, что допустимо в случае с личными неимущественными правами.
7. Срок действия смежных прав
В отличие от авторских прав срок действия смежных прав не является единым. Срок действия смежных прав (исключительного права) определяется в зависимости от конкретного объекта.
Такие различия не имеют строго объективных причин, а объясняются необходимостью найти баланс между интересами правообладателей, заинтересованных в сохранении исключительного права, и общества, заинтересованного в использовании интеллектуальной собственности.
Далее речь идет именно о сроке действия исключительного права на объекты прав, смежных с авторскими. Личные неимущественные права исполнителей охраняются бессрочно.
1) Срок действия смежных прав на исполнения и постановки равен жизни автора, но не менее 50 лет с года, следующего за годом осуществления, записи исполнения или сообщения его в эфир или по кабелю.
2) Смежные права на фонограммы действуют 50 лет с момента записи. Если фонограмма была обнародована в течение 50 лет с момента записи, то срок действия исключительного права равен 50 годам с момента обнародования. Таким образом, теоретически срок действия смежных прав на фонограммы может достигать 99 лет.
3) Срок действия смежных прав на сообщения радио- и телепередач составляет 50 лет с момента сообщения передачи в эфир.
4) Смежные права на базы данных действуют 15 лет с года, следующего за годом создания базы данных. Если база данных была обнародована до истечения 15 лет с даты создания, срок действия исключительного права в 15 лет отсчитывается с года, следующего за годом обнародования.
5) Срок действия смежных прав публикатора составляет 25 лет, начиная с года, следующего за годом обнародования произведения.
Полезные ссылки по теме «Права, смежные с авторскими: основные положения»
1. Российское авторское общество – http://rao.ru/
2. Всероссийская организация интеллектуально собственности – http://rosvois.ru
3. Статья В.Штенникова о правах, смежных с патентными
Что такое смежные права. Объясняем простыми словами
Являются смежными правами интеллектуальные права на:
- исполнительскую деятельность (исполнения),
- фонограммы,
- эфирное и кабельное вещание,
- содержание баз данных,
- произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.
У одного объекта смежных прав может быть несколько правообладателей разных категорий.
Например, авторские права на песню принадлежат ее автору, а смежными правами на запись этой песни могут владеть ее исполнители, а также звукозаписывающая компания и радиостанция, которая вещает эту песню в своем эфире.
«Бывшая солистка Большого детского хора СССР Ольга Королькова подала в суд на компанию «Развлекательный онлайн-сервис» (юрлицо американского стримингового сервиса Netflix в России), киностудию «Медиа юниверсал ивент» и лейбл «Первое музыкальное издательство». Королькова требует компенсации в 10 млн рублей. Артистка отстаивает свои смежные права на песню «Прекрасное далёко» в российском фильме «Пятница»».
(Из новости 2021 года.)
Срок действия исключительного права зависит от объекта смежных прав:
- на исполнение – вся жизнь автора, но не менее 50 лет с даты исполнения (записи, публикации). Для постановки те же правила отсчета, но с момента ее первого публичного исполнения,
- на фонограмму – 50 лет с даты записи,
- на сообщения передач – 50 лет с первого выпуска,
- на базу данных– 15 лет, при обновлениях базы – срок продляется ещё на 15 лет,
- на публикацию – 25 лет от следующего года после публикации.
За нарушение смежных прав может грозить:
административная ответственность в виде штрафа – если доказана цель извлечения доходов, гражданская ответственность – возмещение убытков, уголовная ответственность – в случае причинения крупного или особо крупного ущерба правообладателю.
Кроме того, правообладатель вправе требовать по своему выбору выплаты компенсации:
1) в размере от 10 000 до 5 млн рублей (по усмотрению суда исходя из характера нарушения),
2) в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров фонограммы,
3) в двукратном размере стоимости права использования объекта смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта тем способом, который использовал нарушитель.
Существует общепринятый знак правовой охраны смежных прав. Изготовители фонограммы и исполнители, а также иные обладатели исключительного права на фонограмму или исполнение используют знак ℗, который состоит из трёх элементов — латинской буквы «P» в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы.
Знак помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем её футляре.
Авторские и смежные права
Итак, как обычно отталкиваемся от буквы закона, а именно Части VI Гражданского кодекса РФ. Согласно Закону об авторском праве — оно распространяется на произведения науки литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения.
Перечень указанных объектов довольно широк. Это произведения литературы, музыки, искусства, к числу которых относятся аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы), а также оригинальные логотипы, этикетки, рекламные слоганы.
Кроме того, это результаты научных и конструкторских разработок, а также программы для ЭВМ и базы данных. Сюда же стоит отнести произведения архитектуры, градостроительства, фотографические произведения, географические и другие карты, планы эскизы.
Следует также упомянуть так называемые «производные» произведения: (переводы, обработки , аранжировки и иные переработки) и «составные» (сборники, энциклопедии и т.д.).
Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, концепции, принципы. Поэтому если кто-то вам заявит о своих авторских правах на некий коммерческий проект, усомнитесь! Важный принцип авторского права заключается в следующем: защите подлежит не идея, а ее материальное воплощение, выраженное в какой-либо объективной форме:
- письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);
- устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);
- звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);
- изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);
- объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее).
У всего творческого есть свой автор. Физическое лицо, чьим интеллектуальным трудом творение создано.
Причем творение (произведение) может быть создано несколькими авторами (соавторство), чьи взаимоотношения могут определяться соглашением между ними.
Нельзя забывать также еще иных субъектов — физических или юридических лиц, кому могут быть переданы права на нетленное творение: Наследники, работодатели, заказчики, продюсеры, издатели и т.д.
Следовательно, у автора(ов) изначально есть все предписанные законом права на созданное им произведение, которые заслуживают отдельного внимания.
Указанные правомочия разделены на две категории. Это, прежде всего, личные неимущественные права, принадлежащие автору:
- право признаваться автором про
- изведения (право авторства);
- право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);
- право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;
- право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).
Данная категория правомочий неотчуждаема, однако, безусловно, требует соблюдения третьими лицами.
Особое внимание следует обратить на совокупность исключительных прав на использование произведения имущественного характера. Автор имеет право, как осуществлять самостоятельно, так и запрещать другим следующие действия:
- воспроизводить произведение (право на воспроизведение);
- распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);
- импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);
- публично показывать произведение (право на публичный показ);
- публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);
- сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);
- переводить произведение (право на перевод);
- переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведения (право на переработку).
Данный объем прав может передаваться (за вознаграждение) другому лицу, как целиком, так и по частям. К примеру, может быть передано право лишь на воспроизведение и распространение фотографических снимков в периодическом издании. Чем, кстати, в большинстве случаев пренебрегают.
И, конечно, ничто не вечно, в том числе и авторские права. За исключением ряда случаев авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти.
Прогресс технический и законотворческий привел к возникновению института «смежных прав». Эти права, будучи отличны от авторских, непосредственно с ними связаны. Остановимся лишь на некоторых основных моментах.
Исторически первыми обладателями смежных прав были исполнители — актеры, певцы, музыканты, танцоры, исполняющие различными способами произведения литературы и искусства, а вслед за ними также режиссеры-постановщики, дирижеры и т.д.
Подобно автору исполнитель обладает исключительными правами, в число которых входят:
- личные неимущественные права – право на имя и право на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя;
- имущественное право на использование исполнения или постановки в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения или постановки.
Имущественные права относятся к категории исключительных и позволяют исполнителю разрешать или запрещать в отношении его исполнений:
- запись ранее не записанного исполнения или постановки;
- воспроизведение (тиражирование) на различных носителях (на компакт-дисках, на видеокассетах и т.д.);
- распространение экземпляров записи исполнения путем продажи, безвозмездной передачи другим лицам;
- прокат записей исполнения, передачу в эфир (показ по телевидению, передачу по радио) и сообщение для всеобщего сведения по кабелю (по кабельному телевидению, использование в цифровых интерактивных сетях, в частности, в Интернете и т.д.)
С момента возникновения первых звукозаписывающих устройств возникла потребность в защите интересов и прав следующих субъектов — производителей фонограмм. Создание первого радиоприемника привело к необходимости предусмотреть охрану прав организации эфирного или кабельного вещания.
Производителю фонограммы, равно как и упомянутым организациям вещания, принадлежат исключительные права на использование созданных фонограмм и транслируемых передач.
Итак, передаются только имущественные авторские или смежные права. Они могут передаваться по договору, переходить по наследству, по «трудовым» и по другим гражданско-правовым основаниям.
Основное правило, которое нужно помнить: АВТОРСКИЕ ПРАВА ПЕРЕДАЮТСЯ ТОЛЬКО ПО ДОГОВОРУ. Даже если речь идет о служебном произведении, т.е. автор создает некое творение в рамках своих должностных обязанностей и за заработную плату. Здесь важно учитывать, чтобы должностные обязанности по трудовому договору совпадали с характером созданного произведения.
Несколько слов о содержании авторского договора. Подобный Договор должен в обязательном порядке содержать ряд СУЩЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЙ.
В данном случае это характер передаваемых прав (исключительный или не исключительный), объем передаваемых прав с указанием конкретных правомочий (например, право на воспроизведение, тиражирование и т.д.
), срок и территорию передаваемых прав и, конечно же, размер и порядок выплаты авторского вознаграждения. Данный перечень условий не является исчерпывающим.
Общее обязательное правило: форма договора должна быть письменная. Причем не имеет значения, является ли это самостоятельным соглашением или специальным разделом иного договора, скажем на оказание рекламных услуг.
Еще одна особенность. Данный договор, также как и факт создания, не требует государственной либо нотариальной регистрации. Следовательно, при внимательном отношении к законным правам людей, чьему творчеству мы обязаны своим успехом, можно избежать многих неприятностей и проблем.
Авторские и смежные права
Авторское право (АП) – это совокупность неимущественных и имущественных прав авторов и их правопреемников, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства.
Смежное право – права исполнителей, производителей фонограмм и видеограмм и организаций вещания.
В отличие от объектов промышленной собственности (ТМ, изобретения, промышленные образцы), для объектов авторских и смежных прав действующее законодательство не требует выполнения формальностей для удостоверения прав собственности на них (получение свидетельства).
Однако регистрация объекта авторского и смежного права может стать важным этапом для дальнейшего распоряжения правами на результат творческой деятельности автора.
Это поможет избежать возникновения каких-либо споров относительно авторства и незаконного использования произведения и остановить недобросовестную деятельность нарушителей.
- Объектами авторского права являются:
- — литературные письменные произведения беллетристического, публицистического, научного, технического или иного характера;
- — выступления, лекции, речи, проповеди и другие устные произведения;
- — компьютерные программы;
- — базы данных;
- — музыкальные произведения с текстом и без текста;
- — драматические, музыкально-драматические произведения, пантомимы, хореографические и другие произведения, созданные для сценического показа, и их постановки;
- — аудиовизуальные произведения;
- — произведения изобразительного искусства;
- — произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
- — фотографические произведения, в том числе произведения, выполненные способами, подобными фотографии;
- — произведения прикладного искусства;
- — иллюстрации, карты, планы, чертежи, эскизы, пластические произведения, касающиеся географии, геологии, топографии, техники, архитектуры и других сфер деятельности;
- — сценические обработки произведений и обработки фольклора, пригодные для сценического показа;
- — производные произведения;
- — сборники произведений и другие составные произведения при условии, что они являются результатом творческого труда по подбору;
- — тексты переводов для дублирования, озвучивания и тому подобное;
- — другие произведения.
- Объектами смежных прав являются:
- — выполнение литературных, драматических, музыкальных, музыкально-драматических, хореографических, фольклорных и других произведений;
- — фонограммы;
- — передачи (программы) организаций вещания.
Компетентные специалисты нашего агентства помогут Вам в определении условий Вашего объекта, осуществят детальный анализ, а также должным образом подготовят все необходимые документы для подачи новой заявки на АП к регистрации в Украине. После согласования с клиентом документы подаются на рассмотрение в Министерство экономического развития и торговли Украины.
Срок регистрации авторского права, примерно 2-3 месяца, после чего государственная регистрация удостоверяется Свидетельством Украины.
Регистрация авторского права не является необходимой и в целом действует с момента создания произведения. Однако для большей защищенности Ваших наработок, а также для будущего отстаивания своих интересов мы советуем своим клиентам осуществлять данную процедуру.
Что касается регистрации АП в других странах, то каждое государство диктует свои правила на этот счет. Например, в США есть требование о необходимости данной процедуры для внедрения авторского права.
Более подробно о международной процедуру регистрации АП Вы сможете узнать, обратившись к нам лично. Благодаря своей партнерской программе мы можем осуществить регистрацию, как в Украине, так и за рубежом. Будем всегда рады ответить на любые Ваши вопросы.
- После регистрации авторского права владелец/автор получает соответствующие права по распоряжению собственным творением, а именно:
- 1) Неимущественные права – принадлежат исключительно физическому лицу, к которым относятся:
- § право авторства – требовать указание имени автора на произведении и во время любого его публичного использования;
- § право на имя – запрещать во время публичного использования произведения упоминание своего имени или псевдонима, если автор желает остаться анонимом;
- § право на обнародование – запрещать или разрешать обнародование произведения в любой форме, в том числе, с правом отозвать произведение в любой момент до обнародования;
- § право на защиту репутации – требовать сохранения целостности произведения и противодействовать любым изменениям произведения или любому другому посягательству на произведение, что может повредить чести и репутации автора.
- Срок действия неимущественных прав автора (согласно Закону) – бессрочно.
- 2) Имущественные права – права автора (заявителя), которые дают ему право получать вознаграждение за использование своего произведения. К ним относятся:
- § исключительное право на использование произведения;
§ исключительное право на разрешение или запрет использования произведения другими лицами (воспроизведение, распространение, импорт, публичная демонстрация и т.п.).
Срок действия имущественных прав (установленный Законодательством) — в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти (вознаграждение за использование произведения после смерти автора получают его наследники). В случае, когда АП создано в соавторстве, то оно действует в течение жизни соавторов и 70 лет после смерти последнего соавтора.
- Распоряжение имущественными правами на АП осуществляется на основании следующих договоров:
- 1) договоров о передаче прав;
- 2) лицензионных договоров;
- 3) франчайзинговых договоров
- 4) авторских договоров.
- Специалисты нашей компании, имея большой опыт работы по составлению договоров, умело помогут Вам определиться с объемом прав на Ваше произведение как предметом коммерциализации, помогут составить текст договора и профессионально будут представлять Ваши интересы перед регрегистрирующи органами как в Украине, так и за рубежом.
Гражданское право. Особенная часть: конспект лекций
В соответствии с действующим законодательством защите подлежат не только авторские права, но и права, смежные с авторскими. Данным правам посвящена гл. 71 ГК.
Кроме того, отношения, связанные со смежными правами, регулируются рядом специальных подзаконных нормативных актов, а также некоторыми международными соглашениями, в частности Женевской конвенцией 1971 года об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм, участником которой Россия является с 1995 г., и Римской конвенцией 1961 года об охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций.
Общие положения. Определение прав, смежных с авторскими, дано в п. 1 ст. 1303 ГК.
Смежными с авторскими правами (смежными правами) являются интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), фонограммы, сообщение в эфир или по кабелю радио– и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние. К смежным правам относится исключительное право, а в случаях, предусмотренных ГК, также личные неимущественные права.
- Объектами смежных прав являются:
- • исполнения (включая постановки), фонограммы;
- • сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;
- • произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.
Под исполнениями понимаются исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей, выраженные в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств. Важно отметить, что смежные права исполнителей возникают лишь тогда, когда «живое» исполнение записывается либо передается по каналам эфирного или кабельного вещания.
Фонограмма – это любая, но исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение.
Радио– или телепередачи представляют собой совокупности звуков и (или) изображений или их отображений, сообщаемые в эфир или по кабелю.
Как и в случае авторских прав, для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей (ст. 1304 ГК). В соответствии со ст.
1305 ГК Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре. Указанный знак состоит из трех элементов:
- 1) латинской буквы «Р» в окружности;
- 2) имени или наименования обладателя исключительного права;
- 3) года первого опубликования фонограммы.
При этом под экземпляром фонограммы понимается ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков либо их отображения, зафиксированные в этой фонограмме. Под отображением звуков понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств.
Как предусматривает ст. 1306 ГК, использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается в случаях свободного использования произведений (ст. 1273, 1274, 1277, 1278 и 1279 ГК), а также в иных случаях, предусмотренных гл. 71 данного Кодекса.
В отношении смежных прав применяются те же либо аналогичные тем, что регулируют соответствующие отношения по поводу авторских прав, положения, касающиеся договора об отчуждении исключительного права на объект таких прав, лицензионного договора о предоставлении права использования последнего, технических средствах защиты смежных прав, информации о них, ответственности за нарушение исключительного права на объект смежных прав, обеспечении иска по делам о нарушении этих прав (ст. 1307 – 1312 ГК).
Права на исполнение. В § 2 гл. 71 ГК содержатся нормы, относящиеся к правам на исполнение. В частности, в ст. 1313 ГК дается определение исполнителя.
Согласно этому определению, исполнителем (автором исполнения) признается Гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, – артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) и дирижер.
Статья 1314 ГК устанавливает смежные права на совместное исполнение, которые практически не отличаются от ранее изложенных прав соавторов произведений науки, литературы и искусства.
Права исполнителя определены в ст. 1315 ГК. Согласно п. 1 данной статьи, исполнителю принадлежат:
- • исключительное право на исполнение;
- • право авторства;
- • право на имя;
- • право на неприкосновенность исполнения.
Согласно норме п. 2 ст. 1315 ГК исполнители осуществляют свои права с соблюдением прав авторов исполняемых произведений. В то же время права исполнителя признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на исполняемое произведение, что свидетельствует об их самостоятельном характере (п. 3 указанной статьи).
Статья 1316 ГК аналогично авторским правам предусматривает охрану авторства, имени исполнителя и неприкосновенности исполнения после смерти исполнителя.
Важное значение для охраны интересов исполнителя имеет ст. 1317 ГК, регламентирующая исключительное право на исполнение.
В соответствии с названной статьей исполнителю принадлежит исключительное право использовать исполнение в соответствии со ст.
1229 ГК любым не противоречащим закону способом, в том числе способами, указанными ниже. Исполнитель может распоряжаться исключительным правом на исполнение.
В соответствии с п. 2 ст. 1317 ГК использованием исполнения считается:
- 1) сообщение в эфир;
- 2) сообщение по кабелю;
- 3) запись исполнения;
- 4) воспроизведение записи исполнения;
- 5) распространение записи исполнения путем продажи или иного отчуждения ее оригинала или экземпляров, представляющих собой копии такой записи на любом материальном носителе;
- 6) действие, осуществляемое в отношении записи исполнения и предусмотренное в п. 1 и 2;
- 7) доведение записи исполнения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к записи исполнения из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения);
- 8) публичное исполнение записи исполнения;
- 9) прокат оригинала или экземпляров записи исполнения.
В публичных интересах Закон допускает ограничение исключительного права на исполнение.
Так, данное право не распространяется на воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю и публичное исполнение записи исполнения в случаях, когда такая запись была произведена с согласия исполнителя, а ее воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю либо публичное исполнение осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения (п. 3 ст. 1317 ГК).
По общему правилу исключительное право на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю. По истечении срока действия исключительного права на исполнение это право переходит в общественное достояние. К исполнению, перешедшему в общественное достояние, соответственно применяются правила ст. 1282 ГК.
Согласно норме ст. 1320 ГК к правам на исполнение, созданное исполнителем в порядке выполнения служебного задания, в том числе к правам на созданное в таком порядке совместное исполнение, применяются правила ст. 1295 указанного Кодекса.
Право на фонограмму. Право организаций эфирного и кабельного вещания. Право изготовителя базы данных Право публикатора на произведение науки, литературы или искусства. Достаточно подробно в законе регламентированы также смежные права производителя фонограммы, организаций эфирного и кабельного вещания, изготовителя базы данных, публикатора (ст. 1322 – 1344 ГК).
Так, исключительное право на фонограмму действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись.
В случае обнародования фонограммы исключительное право действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором она была обнародована при условии, что фонограмма была обнародована в течение 50 лет после осуществления записи.
В соответствии со ст. 1331 ГК исключительное право на сообщение радио– или телепередачи действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место сообщение радио– или телепередачи в эфир или по кабелю.
Исключительное право изготовителя базы данных возникает в момент завершения ее создания и действует в течение 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее создания.
Исключительное право изготовителя базы данных, обнародованной в указанный период, действует в течение 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее обнародования.
Указанные выше сроки возобновляются при каждом обновлении базы данных (ст. 1335 ГК).
Исключительное право публикатора на произведение возникает в момент обнародования этого произведения и действует в течение 25 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования (ст. 1340 ГК).
Права, смежные с авторскими
Возникновение смежных прав относится к периоду после Первой мировой войны, с развитием новых технологий, обусловивших появление радио, кино, грампластинок, а затем телевещания, аудиокассет и т.п.
Понятие «смежные права» в основном употребляется в правовых системах романо-германской семьи. Англосаксонской системе это понятие неизвестно. Так, в США термин авторское право «copyright» относится как к объектам авторского права, так и к фонограммам. В России смежные права стали охраняться с принятием в 1991 г. Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик.
Интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние, являются смежными с авторскими правами (смежными правами).
К смежным правам относится исключительное право, а также личные неимущественные права.
Смежные права осуществляются с соблюдением авторских прав на произведения науки, литературы и искусства, использованные при создании объектов смежных прав. Смежные права признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских нрав на такие произведения.
Статья 1304 ГК РФ содержит перечисление пяти видов объектов смежных прав, содержание прав в отношении каждого из которых раскрывается в отдельных параграфах гл. 71 Кодекса:
- 1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров — постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;
- 2) фонограммы, т.е. любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;
- 3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;
- 4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;
- 5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.
Разграничение авторских и смежных прав можно провести но субъектному составу. Так, если автором произведения может быть только физическое лицо, чьим творческим трудом создано произведение, то субъектом смежных прав наряду с физическими лицами могут быть и юридические лица.
К примеру, исполнителем (автором исполнения) признается гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, — артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) и дирижер. Изготовителем фонограммы признается лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. Организацией эфирного или кабельного вещания признается юридическое лицо, самостоятельно определяющее содержание радио- и телепередач (совокупности звуков и (или) изображений или их отображений) и осуществляющее их сообщение в эфир или по кабелю своими силами или с помощью третьих лиц.
Статьей 1305 ГК РФ предусматривается возможность использования специального знака правовой охраны смежных прав: «Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов — латинской буквы Р в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы».
Несмотря на название — «знак правовой охраны смежных прав», непосредственно в приведенной статье речь идет о его использовании только двумя категориями правообладателей — исполнителями и изготовителями фонограммы, а также иными обладателями исключительных прав на фонограмму или исполнение.
Условия и порядок использования знака охраны смежных прав во многом аналогичны положениям, установленным в отношении знака охраны авторских прав (ст. 1271 ГК РФ).
Положения о возможности применения знака охраны смежных прав опираются на ст. 11 Римской конвенции, которая, в свою очередь, аналогична положениям ст. III Всемирной конвенции об авторском праве, предусматривающей использование символа С в окружности в качестве части знака авторско-правовой охраны.
Статья 11 Римской конвенции решает вопросы об ограничении формальностей, устанавливаемых различными национальными законодательствами в качестве условия предоставления охраны прав производителей фонограмм и (или) исполнителей.
Положениями данной статьи устанавливается, что если для получения охраны в соответствии с законодательством государства требуется соблюдение определенных формальных процедур, то все они считаются выполненными, если на экземплярах фонограммы или их упаковке размещается специальное уведомление.
Следует отметить, что размещение такого уведомления является не обязательным требованием к правообладателям, а только правом, предоставляемым правообладателям для упрощения процедуры получения ими охраны в тех государствах, национальное законодательство которых предусматривает формальности в качестве условия ее предоставления. В отличие от положений Бернской конвенции, запрещающих установление формальностей в качестве условия охраны произведений, Римская конвенция в отношении исполнений и фонограмм пошла по пути упрощения и ограничения формальностей, которые может требовать каждое государство-участник.
Для признания и защиты смежных прав на территории РФ наличие или отсутствие знака охраны смежных прав никакого значения не имеет — он может выполнять только информационную роль, указывая на то, что какое-то лицо по каким-то основаниям считает себя обладателем смежных прав. Какими именно правами располагает такое лицо и на каком основании они ему принадлежат, каждый раз должно устанавливаться с использованием конкретных доказательств — договоров, разделительных и передаточных балансов, свидетельств о праве на Наследство и т.д.
Важное значение при осуществлении смежных прав имеет деятельность организаций по коллективному управлению имущественными правами авторов и иных правообладателей.
Некоторые произведения, создаваемые авторами, в силу своей сущности не позволяют автору уследить за их использованием.
Например, композитор практически не в состоянии проследить все случаи копирования и исполнения своих произведений но радио, телевидению, на дискотеках, в ресторанах и т.п.
Индивидуальные меры по реализации своих прав и получению за это вознаграждения могут не оправдать себя, в связи с этим единственный реальный выход из этого положения — коллективное управление имущественными правами.
В Российской Федерации особенности коллективного управления имущественными правами регламентированы ст. 1242— 1244 ГК РФ.
В целях обеспечения имущественных прав авторов, исполнителей, производителей фонограмм и иных обладателей авторских и смежных прав в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно, могут создаваться организации, управляющие имущественными правами указанных лиц на коллективной основе.
Авторы объединяются и формируют организацию по управлению их имущественными правами, которая является юридическим лицом в виде некоммерческой организации.
В качестве таких организаций в настоящее время выступают Российское авторское общество (РАО), Российское общество по управлению правами исполнителей (РОУПИ), Российская фонографическая ассоциация (РФА), Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС) и др.
Эти организации на основе полномочий, полученных от правообладателей, предоставляют лицензии пользователям на соответствующие способы использования произведений и объектов смежных прав.
Условия таких лицензий должны быть одинаковыми для всех пользователей одной категории. Указанные организации не вправе отказать в выдаче лицензии пользователю без достаточных на то оснований.
Такие лицензии разрешают использование предусмотренными в них способами всех произведений и объектов смежных прав и предоставляются от имени всех обладателей авторских и смежных прав, включая и тех, которые не передали организации полномочий. Однако правообладатели могут заявить о том, что они отказываются от услуг такой организации.
Таким образом, институт коллективного управления имеет определенные элементы представительства, обладающие следующими особенностями:
- • такое представительство осуществляется не только от имени лиц, передавших полномочия по договору (пользуясь языком закона), но и тех, кто не передавал полномочия. В связи с этим возможны многочисленные злоупотребления;
- • представительство осуществляет путем предоставления лицензии от имени всех, а не в отношении каждого заключается лицензия;
- • создание организации по коллективному управлению осуществляется но инициативе правообладателей.
Возникновение и осуществление смежных прав. Смежные права возникают так же, как и авторские, независимо от выполнения каких-либо формальностей.
Если при создании любых объектов авторского права у автора возникают как имущественные, так и личные неимущественные права, то для объектов смежных прав личные неимущественные права характерны далеко не во всех случаях.
Так, в отношении прав исполнителей юридически неточно говорить о таких правах, как право авторства, право на обнародование, право на отзыв. Само создание указанного объекта предполагает его обнародование под настоящим или вымышленным именем исполнителя.
Реализация права на отзыв исполнения возможна только при использовании произведения через запись или передачу. Право авторства — право признаваться исполнителем соответствующего произведения реализуется через право на имя и прямо законодательством не предусмотрено.
Нарушение права авторства проявляется в нарушении права на имя.
Что касается производителей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания, в качестве которых чаще всего выступают юридические лица, то для них закон вообще не предусматривает возможности существования личных неимущественных прав.
Пределгя осуществления смежных прав. Как и авторские, смежные права имеют определенные ограничения. Использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается в случаях свободного использования произведений, в частности:
- 1) свободное воспроизведение произведения в личных целях;
- 2) свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях;
- 3) свободное публичное исполнение правомерно обнародованного музыкального произведения;
- 4) свободное воспроизведение произведения для целей правоприменения;
- 5) свободная запись произведения организацией эфирного вещания в целях краткосрочного пользования.
Исключительное право на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю.
К исключительным правам на исполнения, фонограммы, сообщения в эфир или по кабелю радио- и телепередач, на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, соответственно применяются положения о переходе исключительного права на произведение по наследству (ст. 1283 ГК РФ).
В случаях нарушения исключительного права на объект смежных прав обладатель исключительного права наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:
- 1) в размере от 10 тыс. до 5 млн руб., определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;
- 2) в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров фонограммы;
- 3) в двукратном размере стоимости права использования объекта смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта тем способом, который использовал нарушитель.
В целях обеспечения иска по делам о нарушении смежных прав к ответчику или к лицу, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно является нарушителем смежных прав, а также к объектам смежных прав, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, соответственно применяются меры, предусмотренные ст. 1302 ГК РФ.
Так, по иску М. П. Никитенко, К. П. Никитенко (наследников выдающегося пианиста — Э. Г.
Гилельса) к Федеральному государственному унитарному предприятию Государственный Дом радиовещания и звукозаписи, АП КО «Международная книга», АО «Ладъ» о защите авторских и смежных прав, взыскании компенсации за нарушение авторских и смежных прав, морального вреда суд при определении размера компенсации сослался на следующие обстоятельства.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, длительности нарушения прав истцов и учитывая, что произведения Э. Г. Гилельса входят в состав мировой культуры и записи его исполнений раскупаются во всем мире, что должно было обеспечить ответчикам высокую раскупаемость компакт-дисков и доход от их продаж, исходя из игнорирования ответчиками авторских нрав Э. Г.
Гилельса, уклонения ответчиков от расчетов с наследниками исполнителя после введения в действие законодательства, обеспечивающего защиту прав артистов-иснолнителей, а также тот факт, что эти нарушения допущены профессиональными участниками рынка по воспроизводству и распространению записей исполнений, руководствуясь принципами разумности и справедливости, суд установил компенсацию.
Авторы и исполнители в случае нарушения их личных неимущественных прав или имущественных прав также вправе требовать от нарушителя возмещения морального вреда.
В числе негативных последствий, которые возникают для нарушителя, — Конфискация контрафактных экземпляров произведений и фонограмм но решению суда или судьи единолично, а также по решению арбитражного суда. Причем суд принимает такое решение независимо от наличия ходатайства об этом со стороны истца.
Конфискованные экземпляры произведений и фонограмм, материалы и оборудование, используемые для их воспроизведения, и иные орудия совершения административного правонарушения, подлежат уничтожению, за исключением случаев передачи конфискованных экземпляров произведений или фонограмм обладателю авторских прав или смежных прав по его просьбе. Если указанные орудия или предметы были изъяты или арестованы, то их уничтожение или передача производится судьей или по его поручению органом, должностное лицо которого произвело изъятие или арест (ч. 3 ст. 32.4 КоАП РФ).