Могут ли уволить муниципального служащего, если его привлекли в качестве обвиняемого?
Хотя работник государственного аппарата относится к категории трудящихся и его взаимоотношения с работодателем в основном регулируют нормы ТК РФ, есть определенные моменты, которые определяют иные Законодательные акты. Это касается в том числе оснований, процедуры и сроков увольнения таких сотрудников.
В данной статье рассказываем про увольнение с государственной службы государственного служащего.
В отличие от сотрудников коммерческих организаций госслужащие заключают не трудовой Договор, а служебный контракт. Полный перечень оснований его расторжения приведен в ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.
2004 № 79-ФЗ.
Контракт подлежит расторжению в связи с увольнением из-за допущенных при его заключении нарушений. Перечень оснований прекращения служебного контракта по решению руководства схож со списком для инициативы работодателя в ТК РФ (ст. 37 Закона о государственной гражданской службе). Это:
- несоответствие занимаемой должности по состоянию здоровья или ввиду недостатка квалификации;
- утрата доверия к служащему в связи непринятием мер по урегулированию конфликта интересов;
- неоднократное неисполнение обязанностей;
- однократное грубое нарушение должностных обязанностей;
- представление подложных документов при заключении контракта;
- прекращение допуска к гостайне;
- в случае больничного длительностью свыше 4-х месяцев подряд (если законодательно не установлен иной срок сохранения рабочего места);
- при сокращении должностей в соответствующем госучреждении или его упразднении.
При этом действуют ограничения для определенных категорий лиц в связи с увольнением по инициативе представителя нанимателя. Так, по этому основанию нельзя уволить:
- во время отпуска или больничного;
- запрещено расторгать контракт с беременными, одинокими матерями или единственными опекунами, воспитывающими детей до 14 лет или детей-инвалидов до 18 лет, женщин с детьми до 3-х лет;
Запрет на увольнение установлен только в отношении больничного длительностью до 4-х месяцев (за исключением случаев, когда предусмотрено сохранение должности на более длительный срок).
Расторжение контракта по не зависящим от воли сторон причинам происходит на тех же основаниях, что применяют для коммерческих компаний. Например (ст. 39 Закона о государственной гражданской службе):
- увольнение в связи с призывом в армию;
- при ухудшении здоровья, делающего невозможным продолжение работы;
- осуждение к отбыванию наказания;
- признание лица полностью недееспособным.
Перечень документов-оснований для расторжения контракта
Несмотря на то, что процедуру прекращения служебного контракта регулирует Закон о государственной гражданской службе, перечень документов, которые инициируют ее начало, тот же, что и в коммерческих компаниях.
Например, если работник бюджетной сферы решил уволиться, он подает заявление на увольнение госслужащего в произвольной форме. Его так же подают за две недели до даты прекращения контракта.
Хотя каждое госучреждение самостоятельно разрабатывает внутренние бланки указанных выше документов, в остальном Процедура расторжения трудовых отношений едина для всех.
Так, госслужащий, определяясь с тем, какую дату указывать в заявлении на увольнение, должен учитывать срок предупреждения об уходе. В течение этого периода работник может отозвать заявление, а по его окончании, прекратить работу.
При увольнении за виновные действия всегда проводят служебную проверку, которую оформляют отчетом. В нем:
- указывают обстоятельства совершения проступка;
- смягчающие события;
- определяют степень вины сотрудника.
Обязательно истребование письменных пояснений от провинившегося. На вопрос, считается ли увольнение с работы административным взысканием, в подобном случае можно ответить скорее положительно. Только правильнее назвать его дисциплинарным взысканием.
Порядок оформления увольнения госслужащего
После поступления документов-оснований начинают непосредственную процедуру расторжения служебного контракта. Она включает в себя:
1. Издание приказа об увольнении — на бланке собственной разработки или по форме № Т-8 (ч. 2 ст. 33 Закона о государственной гражданской службе).
В нём обязательно указывают основание прекращения сотрудничества согласно формулировкам указанного выше закона.
Например, «за однократное грубое нарушение гражданским служащим должностных обязанностей — прогул, подп. „а“ п. 3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ „О государственной гражданской службе Российской Федерации“; подп. „а“ п. 6 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации».
Также обязательно указание на дату расторжения контракта и реквизиты документов-оснований. С приказом работника нужно ознакомить под роспись. А при его отказе — сделать в нем соответствующую отметку.
При увольнении по инициативе служащего в период больничного по его письменному заявлению оно может быть перенесено на период после завершения нетрудоспособности (ч. 8 ст. 36 Закона о государственной гражданской службе).
2. В последний рабочий день сотрудника финансовый отдел госструктуры проводит с ним полный расчет.
Для этого используют данные по учету рабочего времени, внутренних локальных актов и нормативных документов по оплате труда соответствующего ведомства.
Оформляют табель на уволенного сотрудника, образец которого представлен ниже. Составляют записку-расчет, в которой указывают все начисления, удержания и положенные к выплате суммы.
3. При увольнении работник должен получить:
- денежное содержание за исполнение обязанностей;
- суммы в рамках предоставленных ему госгарантий, федеральных законов;
- компенсацию неиспользованных дней отпуска.
В случае увольнения в связи с сокращением/упразднением госучреждения или в связи с длительной болезнью ему положена дополнительная выплата денежного содержания за 4 месяца.
Может быть проведено удержание из зарплаты за отгулянный авансом отпуск, невозвращенных денежных авансов. В других случаях сумма изъятия не должна превышать 20%, а в отдельных — не более 50% (например, по исполнительным листам).
4. В последний день вносят запись в трудовую книжку, если она ведется в бумажном виде или в реестр электронных сведений о трудовой деятельности.
- Нужно подать сведения по форме СЗВ-ТД — не позднее дня, следующего за датой издания приказа.
- Формулировка об увольнении в трудовой книжке должна повторять аналогичную запись об основании увольнения в приказе.
- Также в этот день делают запись в личной карточке служащего по форме № Т-2ГС (МС).
- 5. В день увольнения работник получает следующие документы:
- трудовую книжку или форму СТД-Р;
- справку о зарплате для расчета больничного по форме, утвержденной приказом Минтруда России от 30.04.2013 № 182н;
- выписки из форм по персонифицированному учету — СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, раздела 3 РСВ.
Сведения о доходах и уплаченных налогах, а также иные документы, связанные со службой по контракту выдают только по письменному заявлению увольняемого.
Если при увольнении госслужащего остался непогашенный до конца Исполнительный лист, информация по нему должна быть передана приставу-исполнителю. Так, копию документа высылают в ФССП, а оригинал с отметкой об окончании взыскания и общей удержанной суммой передают ушедшему работнику. Также уволенный должен быть исключен из реестра госслужащих.
Гость, внимание! Закрываем набор на курс по всем ФСБУ В связи с окончанием сроков сдачи годового отчета набираем последнюю группу на комплексный курс повышения квалификации по всем новым ФСБУ: «Аренда», «Запасы», «ОС», «Капвложения» и «Документооборот».
На курсе узнаете, как новые стандарты влияют на налоги, научитесь избегать ошибок, поймете, что придется изменить в учете и как его настроить по-новому.
Занятия с 1 по 30 апреля. Места в группе пока есть.
Инструкция: увольнение со службы муниципального служащего
Определение находим в статье 10 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ: так называют работника, который занимает муниципальную должность в органе власти местного уровня. Работа на такой должности регулируется местными нормативными актами, а вознаграждение за труд выплачивается ему из местного бюджета.
Нельзя отождествлять гражданских служащих, которые работают в органах федеральной государственной власти и органах власти субъектов Российской Федерации, и местных служащих — это две отдельные системы. Муниципальная служба не является подвидом государственной гражданской службы и регулируется специальными законодательными актами.
Как регулируется увольнение муниципальных служащих
Главным законом, регулирующим общие правила вступления в трудовые отношения и освобождения от должности сотрудников, является Трудовой Кодекс РФ. Вопросам увольнения посвящена глава 13.
Специальным законом, устанавливающим особенности, применимые только к местным служащим, является Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Статья 19 указанного закона содержит специальные условия освобождения от должностей местных служащих. Они применяются только к этой категории работников.
Причины увольнения муниципальных служащих
С местной службы Гражданин увольняется по общим основаниям, установленным Трудовым кодексом РФ, и к нему применяют специальные основания для увольнения муниципального служащего. Общие основания собрали в таблице:
ст. 78 ТК РФ | Соглашение сторон | Трудовой договор расторгается в любой момент, если к тому есть волеизъявление и сотрудника и работодателя |
ст. 79 ТК РФ | Истечение срока договора | По общему правилу, трудовой договор — бессрочный, но в ст. 59 ТК РФ установлено ограниченное количество случаев, когда договор заключается на определенный срок, например, на время отсутствия основного сотрудника. Истечение срока договора ведет к освобождению от должности сотрудника |
ст. 80 ТК РФ | По инициативе работника | Решение о прекращении трудовых отношений принимает сам сотрудник, о чем подает соответствующее заявление |
ст. 71 и 81 ТК РФ | По инициативе работодателя | Увольнение по инициативе работодателя требуется обосновать. Трудовой кодекс устанавливает закрытый перечень случаев, когда работник освобождается от должности, реализации каждого из этих случаев должна сопутствовать определенная процедура |
ст. 83 ТК РФ | По обстоятельствам, не зависящим от воли сторон | К таким обстоятельствам относятся, например, призыв работника на военную службу, его смерть, восстановление на работе гражданина, ранее занимавшего эту должность, чрезвычайная ситуация |
Трудовой кодекс РФ в ст. 75 содержит основание для увольнения руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера, если в организации сменился собственник. Спорным является вопрос, относятся ли к этому основанию случаи увольнения муниципальных служащих при смене руководства органа власти.
Основанием для увольнения является смена собственника. В случае местного органа это приватизация имущества из муниципальной собственности в частную.
Если в организации просто сменился руководитель либо даже местный орган реорганизован, у него изменилась подведомственность, форма собственности осталась прежней, оснований для кадровых перестановок нет.
Специальными основаниями для освобождения от должности муниципального служащего являются:
Достижения предельного возраста нахождения на муниципальной службе | Пункт 2 ст. 13 Федерального закона № 25-ФЗ устанавливает предельный возраст службы в 65 лет. Статья 19 того же закона позволяет расторгнуть трудовой договор с сотрудником, достигшим этого возраста. Продлить срок пребывания на работе можно, но единовременно только на один год. Количество продлений не регламентировано, поэтому продлевать срок работы допустимо сколь угодно долго по согласованию с работодателем |
Утрата гражданства РФ или государства, граждане которых находятся на муниципальной службе в РФ | По общему правилу, местными служащими являются только граждане РФ, но с рядом иностранных государств, в том числе Белоруссией и Арменией, у России есть международные соглашения, позволяющие их гражданам участвовать в российском местном управлении |
Несоблюдение ограничений | Федеральным законом № 25-ФЗ установлен перечень ограничений, которых обязан придерживаться местный служащий, например, он не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, занимать государственные должности или оплачиваемые должности в профсоюзе или избирательном органе |
Дисквалификация | Это вид административных наказаний за совершение, например, административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.63 КоАП РФ. Наложение такой меры исключает возможность работы гражданина на должности |
Уволенного из-за утраты доверия включают в специальный реестр! Снова поступить на муниципальную службу такой работник не сможет.
1. Как оформить соглашение о расторжении трудового договора
По соглашению сторон трудовой договор может быть расторгнут в любое время в срок, определенный сторонами. Это следует из совокупности положений ст. 78 ТК РФ, п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2. Инициатором расторжения договора по данному основанию может являться как работник, так и работодатель.
Читать дальше
Сроки для увольнения
Срок расторжения отношений с муниципальным служащим зависит от основания, по которому это происходит:
- Если основанием является сокращение численности штата, предупредить сотрудника необходимо как минимум за два месяца.
- Если сотрудник увольняется добровольно, вся процедура займет две недели.
- По соглашению сторон трудовой договор расторгается в течение периода, о котором договорятся работник и работодатель. Допустимо сокращение периода увольнения до одного дня.
- В связи с утратой доверия и при неоднократном неисполнении должностных обязанностей — не менее двух рабочих дней. Увольнение по этим основаниям является дисциплинарным взысканием. Прежде чем его применить, работодатель обязан затребовать у работника письменное разъяснение. На его предоставление работнику дается два рабочих дня. Издавать приказ об увольнении до истечения этого срока является нарушением трудовых прав работника.
- В случае достижения предельного возраста увольнение оформляется со дня, следующего за днем рождения служащего. Законодательно не оговаривается специальная процедура уведомления о грядущем расторжении договора с сотрудником, но следуя соображениям деловой этики, работодателю стоит заблаговременно известить сотрудника о том, что договор с ним не продлят после наступления предельного возраста.
Как оформляется увольнение муниципального служащего
Процедура снятия с должности состоит из этапов:
- Выявление и документальное оформление оснований.
- Издание приказа.
- Оформление записи в трудовой книжке гражданина и выдача всех документов.
- Полный расчет.
Например, увольнение муниципального служащего по собственному желанию предполагает следующую последовательность действий.
Шаг 1. Муниципальный служащий подает заявление.
Оно не имеет строго определенной формы, сотрудник составляет его в том виде, в котором считает нужным. Важно, чтобы в документе было четко выражено намерение уволиться и дата, с которой трудовые отношения будут прекращены.
Скачать
Шаг 2. Передача дел.
На следующий день после дня подачи заявления начинает течь двухнедельный срок отработки. Работодатель ищет увольняющемуся сотруднику замену, а тот заканчивает и передает дела.
Шаг 3. Работодатель оформляет приказ об увольнении муниципального служащего по унифицированной форме Т-8, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1.
Скачать
Шаг 4. В последний день работы в трудовой книжке делают отметку об увольнении. Ее и остальные документы сотрудника выдают ему на руки.
Шаг 5. Полный расчет. Все причитающиеся деньги нужно выдать в последний рабочий день.
Выплаты и компенсации муниципальным служащим
При увольнении гражданину выплачиваются:
- заработная плата за отработанную часть месяца с учетом всех регулярных надбавок и регулярных премий;
- компенсация неотгулянного ежегодного отпуска;
- выходное пособие при увольнении муниципального служащего, если он сокращен в связи с уменьшением штата или расформированием органа власти.
Гарантии для муниципальных служащих при увольнении
Гарантии предоставляются в случае, если расторжение трудового договора происходит в связи с ликвидацией или расформированием органа власти.
Тогда работодатель обязан предоставить работнику возможность либо перевестись на другую, более низкооплачиваемую должность, либо дать информацию о возможности трудоустройства в другом органе власти.
Если работник отказывается от предоставленных возможностей, оформляется расторжение.
Увольнение осужденного к лишению свободы
В пп. 2 п. 1 ст. 13 Федерального закона № 25-ФЗ сказано, что гражданин, осужденный к лишению свободы, не вправе оставаться на местной службе.
Трудовой кодекс РФ относит осуждение сотрудника к лишению свободы к основаниям расторжения договора, не зависящим от воли сторон. Расторжение трудовых отношений в связи с приговором реализуется только после вступления в силу решения суда. Вступившее в силу решение становится для работодателя основанием для расторжения трудового договора.
Работодатель издает приказ и под подпись ознакомит с ним муниципального служащего. Если ознакомление невозможно из-за того, что сотрудник находится в местах лишения свободы, об этом делается отметка в приказе со ссылкой на решение.
В трудовой книжке сотрудника причина прекращения трудовых отношений указывается со ссылкой на п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.
Особенности для полиции
За какие грехи могут уволить чиновника
Об этом и о том, куда жаловаться, рассказала помощник главы района по вопросам противодействия коррупции Ирина Лобачева.
Муниципальные служащие Новошешминского района находятся под пристальным вниманием – они обязаны ежегодно отчитываться о доходах, имуществе, обязательствах и могут быть уволены в связи с утратой доверия даже за не внесенный в декларацию автоприцеп. За всем тщательно следит ответственное лицо по профилактики коррупционных и иных правонарушений.
Кто следит за чиновниками?
Эту работу осуществляют помощник главы по вопросам противодействия коррупции и ответственное лицо по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
В поле зрения находятся муниципальные служащие Совета и Исполкома района, финансово-бюджетной палаты, палаты имущественных и земельных отношений, лица замещающие муниципальную должность.
Этим служащим не только нужно отчитываться о доходах, но также приходится и просить разрешения устроиться в коммерческую структуру при увольнении с муниципальной службы или выполнению иной оплачиваемой работы или же не допустить на рабочем месте конфликта интересов.
– Если, например, мне известны факты коррупции в отношении одного из чиновников, куда обратиться?
Вы можете обратиться по телефонам «горячей линии» как в правоохранительные органы, так и непосредственно мне по телефону 8(84348) 2-32-49, в управление Президента РТ по вопросам антикоррупционной политики – 8(843)-567-88-69. Также в районе действуют «Ящики гласности», куда можно написать свои обращения.
Доходы: много или мало?
– Где можно увидеть сведения о доходах муниципальных служащих?
Реклама
– Все муниципальные служащие должны каждый год отчитываться о своих доходах, расходах и обязательствах имущественного характера.
Данные, за исключением персональных, публикуются на официальном сайте Новошешминского района, в разделе «Противодействие коррупции.
Обычно в декларации о доходах публикуется информация о доходах и имуществе, также указывается Недвижимость с указанием страны нахождения (без адреса) и источник средств при приобретении недвижимости за отчетный период.
– Вступил в силу закон о цифровых финансовых активах и цифровой валюте, которые стали считаться имуществом. Изменились ли обязанности муниципальных служащих в связи с этим законом?
– Да, цифровая валюта и цифровые финансовые активы стали имуществом, и теперь их наличие нужно указывать в декларациях о доходах.
– Что будет, если муниципальный служащий неправильно заполнит декларацию?
– Нужно различать техническую ошибку или сокрытие доходов и имущества. Так, технической ошибкой может считаться округление площади недвижимости или остатков средств на счетах. За это тоже наказывают привлекают к дисциплинарной ответственности.
А вот сокрытие – это когда человек не указал какое-либо принадлежащее ему на праве собственности имущество – например, как бывает довольно часто, прицеп для автомобиля или земельный участок.
Для того, чтобы чиновники могли «вспомнить» и исправить свои ошибки, после подачи декларации у них есть месяц для уточнения поданных сведений и предоставления уточненной справки. Если уточненных данных не поступило, а потом обнаруживается неточность сведений – это уже повод для привлечения к ответственности.
А ответственность – увольнение с муниципальной службы в связи с утратой доверия. Такой чиновник вносится в единый реестр уволенных в связи с утратой доверия, который ведет правительство Российской Федерации. Данные сохраняются в реестре пять лет, и для чиновника это «волчий билет».
Памятка увольняем взяточника
Cкачать: ms-word
ПАМЯТКА
УВОЛЬНЯЕМ ВЗЯТОЧНИКА
Одним из серьезных преступлений против государственной власти и интересов муниципальной службы является получение взятки, которое относится к нарушениям законодательства о противодействии коррупции и за которое установлена уголовная ответственность. Такой служащий, конечно, подлежит увольнению.
И даже если в действиях служащего нет состава преступления и он никакой взятки не брал, его все же могут уволить, если работодатель выяснит, что он не соблюдал требования к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
О том, что понимается под взяткой, в каких случаях, связанных с взятками, гражданский или муниципальный служащий может быть уволен и как должно осуществляться такое увольнение.
ЧТО ТАКОЕ ВЗЯТКА?
Определения понятия “взятка” законодатель не дает.
В энциклопедическом словаре взятка определяется как принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы, деньги, Услуги, иная имущественная выгода) за действие либо бездействие в интересах взяткодателя, которое это лицо не могло или не должно было совершить в силу своего служебного положения. Исходя из положений УК РФ взятка может предоставляться в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера. На практике это бывают:
- Предметы – деньги, в том числе валюта, банковские чеки и ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, машины, бытовая техника, квартиры, дачи, гаражи, земельные участки и иная недвижимость.
- Услуги имущественного характера – лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата других расходов.
Взятка может быть предоставлена в завуалированной форме, например, как банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего долга, оплата товаров по заниженной цене, покупка товаров по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты, льготный Кредит, завышенные гонорары за лекции, статьи, уменьшение арендной платы и т.д.
В некоторых случаях взяткой будет считаться и подарок.
Обратите внимание! Для государственных и муниципальных служащих установлен запрет на получение подарков стоимостью свыше 3 000 руб. Но запрет не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями (ст. 575 ГК РФ).
Основным отличием подарка от взятки является его безвозмездность. Взятка же дается за конкретное действие (бездействие) по службе или за общее благоприятствование в пользу дающего или представляемых им лиц.
То есть должна иметься связь между действием и взяткой.
При этом не имеет значения, что произошло в первую очередь – получение взятки или действие, главное, чтобы до совершения действия между лицами была договоренность.
Согласно нормам законодательства взяточничество включает в себя получение взятки, дачу взятки и посредничество во взяточничестве. Эти деяния являются тяжкими преступлениями, за которые предусмотрена уголовная ответственность.
- УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
- Итак, Уголовным кодексом предусмотрены следующие виды преступлений, связанные с взяткой:
- – получение взятки (ст. 290);
- – дача взятки (ст. 291);
– коммерческий подкуп (ст. 204).
Отметим, что под коммерческим подкупом также понимаются деньги, ценные бумаги, иное имущество или имущественные права, услуги имущественного характера.
Обратите внимание! К уголовной ответственности за получение взятки может быть привлечен только представитель власти (муниципальный или государственный служащий любого ранга) или лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органах местного самоуправления, муниципальных и государственных организациях и учреждениях.
Как характеризуются эти преступления и какая уголовная ответственность за них предусмотрена, представим в таблице.
Преступление | Характеристика | Ответственность |
Получение взятки | Преступление, которое заключается в получении должностным лицом, лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо услуг имущественного характера, предоставлении иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия этого лица | – Штраф в размере от 25-кратной до 100-кратной суммы взятки; – лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет; – лишение свободы на срок до 15 лет |
Дача взятки | Преступление, которое заключается в даче взятки должностному лицу, лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) | – штраф в размере от 15-кратной до 90-кратной суммы взятки; – лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет; – лишение свободы на срок до 12 лет |
Коммерческий подкуп | Преступление, которое заключается в незаконной передаче коммерческого подкупа лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации (в том числе когда по указанию такого лица производится подкуп иного физического или юридического лица), за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица | – штраф в размере от 10-кратной до 90-кратной суммы коммерческого подкупа; – лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет; – лишение свободы на срок до 12 лет |
Согласно Постановлению Пленума ВС РФ от 09.07.2013 N 24 “О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях” (далее – Постановление N 24) ответственность за получение взятки наступает:
- За совершение должностным лицом входящих в его служебные полномочия действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц. При этом под таким действиями (бездействием) понимаются действия (бездействие), которые должностное лицо имеет право и (или) обязано совершить в пределах его служебной компетенции (например, сокращение установленных законом сроков рассмотрения обращения взяткодателя, ускорение принятия должностным лицом соответствующего решения, выбор должностным лицом в пределах своей компетенции или установленного законом усмотрения наиболее благоприятного для взяткодателя или представляемых им лиц решения).
- За способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению указанных действий (бездействию), которое выражается в использовании взяткополучателем авторитета и иных возможностей занимаемой должности для оказания воздействия на других должностных лиц в целях совершения ими указанных действий (бездействия) по службе. Такое воздействие заключается в склонении другого должностного лица к совершению соответствующих действий (бездействию) путем уговоров, обещаний, принуждения и др.
- За общее покровительство или попустительство по службе. Общее покровительство по службе может проявляться, в частности, в необоснованном назначении подчиненного, в том числе в нарушение установленного порядка, на более высокую должность, во включении его в списки лиц, представляемых к поощрительным выплатам.
К попустительству по службе относится, например, согласие должностного лица контролирующего органа не применять входящие в его полномочия меры ответственности в случае выявления совершенного взяткодателем нарушения.
При этом подобные действия (бездействие) могут быть совершены в пользу как подчиненных, так и иных лиц, на которых распространяются надзорные, контрольные или иные функции представителя власти, его организационно-распорядительные функции.
- За совершение должностным лицом незаконных действий (бездействие), которые совершены этим лицом с использованием служебных полномочий, однако в отсутствие предусмотренных законом оснований или условий для их реализации; относятся к полномочиям другого должностного лица; совершаются этим лицом единолично, однако могли быть осуществлены только коллегиально либо по согласованию с другим должностным лицом или органом; состоят в неисполнении служебных обязанностей; никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать. Например, принятие незаконного решения на основании заведомо подложных документов, внесение в документы сведений, не соответствующих действительности.
В Постановлении N 24 определено и такое понятие, как вымогательство взятки, под которым понимается не только требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции, дать взятку, но и заведомое создание условий, при которых лицо вынуждено передать указанные предметы с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов (например, умышленное нарушение установленных законом сроков рассмотрения обращений граждан).
Обратите внимание! Не образует состав получения взятки принятие должностным лицом денег, услуг имущественного характера и т.п.
за совершение действий (бездействие), хотя и связанных с исполнением его профессиональных обязанностей, но при этом не относящихся к полномочиям представителя власти, организационно-распорядительным либо административно-хозяйственным функциям (п. 7 Постановления N 24).
Обязанность предотвратить конфликт интересов
Итак, получение служащим взятки является коррупционным правонарушением и неразрывно связано с таким понятием, как конфликт интересов. В силу ст. 10 Федерального закона от 25.12.
2008 N 273-ФЗ “О противодействии коррупции” (далее – Закон N 273-ФЗ) под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
- Под личной заинтересованностью служащего понимается возможность получения им или членами его семьи и родственниками доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ).
- Для государственных и муниципальных служащих установлена обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
- И первое, что должен сделать служащий, – это уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только узнает об этом.
Обратите внимание! Государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Невыполнение этой обязанности является правонарушением, влекущим увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение к иным видам ответственности по законодательству РФ (ч. 1, 3 ст. 9 Закона N 273-ФЗ).
Принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов обязан и представитель нанимателя (работодателя), если ему стало известно о возникновении у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения служащего, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной конфликта.
Осуществляется предотвращение и урегулирование конфликта интересов и путем отвода или самоотвода служащего (ст. 11 Закона N 273-ФЗ).
- В государственных и муниципальных учреждениях, как правило, существуют инструкции или памятки, как вести себя служащему для того, чтобы в первую очередь обезопасить себя от провокации взятки, и какие действия предпринимать, если взятку предложили.
- Так, при предложении взятки служащим рекомендуется:
- – вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться взяткодателем либо как готовность, либо как категорический отказ принять взятку;
- – внимательно выслушать и точно запомнить предложенные условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, форма коммерческого подкупа, последовательность решения вопросов);
- – не брать инициативу в разговоре на себя, больше “работать на прием”, позволять потенциальному взяткодателю “выговориться”, сообщать как можно больше информации;
- – доложить о данном факте служебной запиской руководителю органа;
- – обратиться с письменным или устным сообщением о готовящемся преступлении в правоохранительные органы.
- В целях недопущения конфликта интересов служащим рекомендуется:
- – внимательно относиться к любой возможности такого конфликта;
- – принимать меры по его предотвращению;
- – сообщать непосредственному руководителю о любом реальном или потенциальном конфликте интересов;
- – принимать меры по преодолению возникшего конфликта интересов самостоятельно или по согласованию с руководителем;
- – подчиняться решению руководителя по предотвращению или преодолению такого конфликта.
Непринятие служащим мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение со службы (ч. 2.3 ст. 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ “О муниципальной службе в Российской Федерации”
Верховный суд России разъяснил, за что нельзя наказывать чиновников
Статьи 20 Января 2015 г.
В обзоре судебной практики рассматриваются вопросы привлечения госслужащих к дисциплинарной ответственности, в т.ч. по увольнению в связи с утратой доверия
Верховный суд сделал обзор судебной практики споров, связанных с привлечением госслужащих к дисциплинарной ответственности, при этом в обзор включены преступления с точки зрения нарушения Федерального Закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Государственного или муниципального чиновника, нарушившего служебную дисциплину, а это выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении служебных обязанностей, представитель нанимателя вправе привлечь к дисциплинарной ответственности, в частности, уволить «в связи с утратой доверия».
Понятие «утрата доверия» рассматривается как утрата уверенности нанимателя в правомерности дельнейшего поведения служащего, что может сказаться на качестве исполнения служебных обязанностей. А лицо, совершившее такое преступление может быть лишено права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.
Однако «утрату доверия» можно считать весьма субъективным понятием, что позволяет использование данной меры в значительной степени на усмотрение работодателя. Большая часть служащих, получивших подобную запись в трудовой книжке, обращаются в суды с требованиями восстановить их на службе, а также признать незаконными решения комиссий и наложение дисциплинарных взысканий.
Коррупционные правонарушения можно условно разделить на «малозначительные» и «тяжкие». В первом случае в качестве меры наказания применяются замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии. Во втором случае служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия. К числу подобных проступков ст. 13.1 ФЗ «О противодействии коррупции» относит:
- — непринятия лицом мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является;
- — утаивание сведений о доходах и имуществе, как своих, так и супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
- — управление коммерческой организацией (кроме оговоренных законом случаев);
- — Предпринимательская деятельность;
- — вхождение в управляющий или контролирующий орган иностранной некоммерческой организации (если иное не предусмотрено законом).
Обзор судебной практики 2012–2013 годов показал, что основными причинами применения дисциплинарных взысканий к госслужащим и муниципальным чиновникам являются ведение предпринимательской деятельности, возникновение конфликта интересов и непредставление сведений о доходах и имуществе.
Инициаторами увольнений были не только представители нанимателя, но и прокуроры, которые в числе прочего обращались в суд с требованием расторгнуть контракт с провинившимся служащим.
Подчеркнем, что основанием для дисциплинарного наказания является только дисциплинарный проступок, и вынесение обвинительного приговора по уголовному делу не является условием наступления дисциплинарной ответственности.
Это правило действует и в противном случае — если вынесен оправдательный приговор, а коррупционный проступок имел место, то чиновник не освобождается от дисциплинарной ответственности.
Чтобы добиться соответствия между тяжестью наказания и личностью нарушителя, суды уточняют не только факт нарушения, но и обстоятельства правонарушения, соблюдения служащим других запретов и предыдущие результаты исполнения своих обязанностей.
В качестве примера представлен Б., занимавший должность руководителя территориального управления Федерального агентства по рыболовству. Он утаивал сведения об имеющемся у него счете в банке, на который было переведено около 22 миллионов рублей.
Суд посчитал увольнение правомерным, учитывая тяжесть правонарушения (сокрытие получения дохода в размере двадцати двух миллионов рублей), тот факт, что ранее к Б. применялось взыскание за аналогичное Правонарушение, а также то, что Б.
не предоставлял объяснения и уклонялся от комиссии, которая вела проверку по факту нарушения.
Конфликт интересов — это противоречие между надлежащим исполнением своих служебных обязанностей и получением для себя лично (либо для третьих лиц) какой-либо выгоды.
В случае возможности возникновения конфликта интересов государственный служащий обязан письменно известить своего начальника, предотвращение конфликта тогда может быть в изменении должностного положения, отвод или самоотвод служащего от исполняемых обязанностей.
В обзоре приводится пример дела некой П., переведенной на должность заведующего отделом архитектуры и строительства района. Основанием для увольнения и отказа в удовлетворении иска стали подтвержденные факты того, что П.
, пользуясь своим положением, заключала договоры с коммерческими организациями, одной из которых владел ее отец, а второй сын. При этом резко уменьшился объем работы, выполняемый муниципальными учреждениями архитектуры.
В части 6 ст. 11 ФЗ «О противодействии коррупции» прописана обязанность чиновника, владеющего ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных капиталах организаций), в целях предотвращения конфликта интересов передать их в доверительное управление.
В обзоре рассматривается дело уволенного таможенного чиновника, который после вступления в должность заместителя начальника отдела специальных таможенных процедур таможенного поста не передал в управление свою долю коммерческой брокерской фирмы, занимающуюся операциями с декларированием товаров, идущих через границу.
В случае если при возникновении возможной ситуации конфликта интересов нет материальной составляющей, суд может вынести решение о признании незаконным увольнения чиновника и отмене дисциплинарных взысканий, как это произошло с делом Я., занимающей должность начальника отдела организации контроля обращения лекарственных средств. Я.
не сообщила о возможном конфликте интересов с организацией, где начальником отдела работал муж Я.. Суд поддержал решение об отмене дисциплинарных взысканий на основании того, что муж истицы не имеет отношения к деятельности организации по обеспечению граждан лекарственными средствами.
А утверждения ответчика о возможности возникновения конфликта интересов не подтверждены фактическими доказательствами.
Близкое родство муниципальных чиновников само по себе не является основанием для прекращения служебных отношений. Суд восстановил замглавы города в должности, после того как ее уволили на основании того, что на работу в администрацию была принята невестка замглавы.
Поскольку нет факта непосредственной подчиненности по роду службы, а замужество состоялось после принятия на работу, суд не увидел оснований для прекращения служебных отношений с истцом на основании пункта 5 части 1 статьи 13 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Непредставление информации о доходах и имуществе не всегда является поводом для увольнения, поскольку данную информацию обязаны представить лишь чиновники, чьи должности включены в соответствующие перечни. Если должности в перечне нет — чиновник не должен отчитываться, на этом основании суд восстановил на работе специалиста юридического отдела муниципальной администрации, не сообщившего о своих доходах.
Очевидно, что к чиновникам необходимо предъявлять определенные жесткие требования и требовать их исполнения, но при этом важно не допускать и нарушения их прав.
Помимо обязанностей законом установлены и запреты в отношении чиновников – им запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории России, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.