Как расследуются уголовные дела в отношении отдельных категорий лиц
Рассматриваемое производство представляет собой новое слово в процессуальном регулировании общественных отношений. Появление этого производства обусловлено наличием у определенных категорий граждан различных иммунитетов и некоторых других характеристик.
Производство по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц — Особое производство, заключающееся в правоотношениях и деятельности его участников при определяющей роли руководителя следственного органа, коллегии судей (или судьи), квалификационной коллегии судей, в том числе органов законодательной власти России, по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для возбуждения уголовного дела и привлечения в качестве обвиняемых лиц, перечень которых дан в ст. 447 УПК, и направлении уголовного дела в суд для признания их виновными и определения им наказания.
Перечень категорий лиц, в отношении которых применяется рассматриваемое производство, носит исчерпывающий (закрытый) характер и не подлежит расширительному толкованию. В основу этого перечня законом положены должностное положение отдельных категорий лиц или их уголовно-процессуальный статус.
- Производство по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц применяется в отношении:
- 1) члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления;
- 2) судьи Конституционного Суда РФ, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ, присяжного или арбитражного заседателей в период осуществления ими правосудия;
- 3) Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ;
- 4) Уполномоченного по правам человека в РФ;
- 5) Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты РФ;
- 6) прокурора;
- 6.1) Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ;
- 6.2) руководителя следственного органа;
- 7) следователя;
- 8) адвоката;
- 9) члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса;
- 10) зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.
Производство по уголовным делам в отношении перечисленных лиц ведется в общем порядке с изъятиями, предусмотренными гл. 52 УПК (ст. 447).
Основной задачей рассматриваемого производства является государственная охрана прав и законных интересов должностных и иных лиц, указанных в ст. 447 УПК, с целью обеспечения надлежащего исполнения ими возложенных на них должностных и иных функций.
Значение рассматриваемого производства заключается в следующем.
Во-первых, оно выступает в качестве дополнительной гарантии для лиц, указанных в ч. 1 ст. 447 УПК, от незаконного и необоснованного возбуждения, расследования и судебного рассмотрения и разрешения уголовного дела.
- Во-вторых, наличие этого производства обеспечивает соответствующим лицам возможность надлежащего выполнения своих должностных обязанностей или процессуальных функций, возложенных на них действующим законом.
- В-третьих, это особое производство препятствует использованию уголовного процесса в качестве незаконного средства воздействия (давления) на перечисленные категории лиц с целью добиться совершения ими действий или принятия решений вопреки их должностному и иному долгу и выполняемым функциям.
- Специфика рассматриваемого особого производства очень существенна и состоит в следующем.
1. Особой сложностью отличается Процедура возбуждения уголовного дела в отношении соответствующих лиц (ст. 448 УПК).
Решения о возбуждении уголовного дела либо привлечении в качестве обвиняемого, если дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимаются в отношении:
1) члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы — Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ с согласия соответственно Совета Федерации и Государственной Думы;
2) Генерального прокурора РФ — Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, принятого по представлению Президента РФ, о наличии в действиях Генерального прокурора РФ признаков преступления.
Заключение коллегии суда (или судьи) — процессуальный документ, содержащий вывод о наличии или отсутствии в деянии лица, в отношении которого применяется особый порядок производства по уголовному делу, признаков преступления (п. 11.1 ст. 5 УПК);
- 2.1) Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ — исполняющим обязанности Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, принятого по представлению Президента РФ, о наличии в действиях Председателя Следственного комитета признаков преступления;
- 3) судьи Конституционного Суда РФ — Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ с согласия Конституционного Суда РФ;
- 4) судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов областного звена, федерального арбитражного суда, окружного (флотского) военного суда — Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ с согласия Высшей квалификационной коллегии судей РФ;
- 5) иных судей — Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей;
- 6) Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов Счетной палаты — Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ;
- 7) Уполномоченного по правам человека в РФ — Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ;
- 8) Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты РФ — Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ;
- 9) депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ — руководителем следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъекту РФ;
- 10) прокурора, руководителя следственного органа, следователя — вышестоящим руководителем следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ, а адвоката — руководителем следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ по району, городу на основании заключения судьи районного суда или гарнизонного военного суда по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления;
- 11) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления — руководителем следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъекту РФ;
- 12) члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса — руководителем следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъекту РФ, а члена Центральной избирательной комиссии с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта РФ — Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ;
- 13) зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы — в соответствии со ст. 146 и 171 УПК с согласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ;
14) зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ — в соответствии со ст. 146 и 171 УПК с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъекту РФ.
Анализ положений ч. 1 ст. 448 УПК позволяет утверждать, что ее содержание отличается слабым структурированием. Структуризация процессуального порядка возбуждения уголовного дела возможна по различным признакам.
Представляется, что в рассматриваемой статье следовало бы выделить три категории должностных лиц.
В первую группу можно было бы включить представителей высших эшелонов власти (федеральный уровень), во вторую — должностных лиц уровня субъектов РФ, в третью — должностных лиц, условно говоря, местного уровня.
Особой сложностью и существенными особенностями отличается возбуждение уголовного дела в отношении Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.
В случае возбуждения уголовного дела в отношении Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ в течение трех суток направляет в Государственную Думу представление с ходатайством о даче согласия на лишение лица неприкосновенности.
В случае принятия Государственной Думой положительного решения оно вместе с представлением Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ в течение трех суток направляется в Совет Федерации Федерального Собрания РФ с ходатайством о лишении неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих обязанностей (полномочий).
Решение Совета Федерации о лишении неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, принимается в срок не позднее трех месяцев со дня вынесения соответствующего постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ, о чем в течение трех суток со дня принятия решения должен быть извещен Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ.
Решение Государственной Думы об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, либо решение Совета Федерации об отказе в лишении неприкосновенности указанного лица влекут за собой прекращение уголовного преследования в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 27 УПК.
Представление Президента РФ о наличии в действиях Генерального прокурора РФ или Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ признаков преступления рассматривается в закрытом судебном заседании в срок не позднее 10 суток со дня его поступления в суд. Рассмотрение представления проводится с участием Генерального прокурора РФ или Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ и (или) их адвокатов на основании представленных в суд материалов.
По результатам рассмотрения представления Президента РФ суд дает заключение о наличии или об отсутствии в действиях указанных лиц признаков преступления.
Порядок производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц
Порядок производства по уголовным делам в отношении лиц, указанных в ч. 1 ст. 447 УПК, варьируется в зависимости оттого, к какой категории, обозначенной в данной правовой норме, относится тот или иной субъект. Сообразно этому дальнейшее рассмотрение вопроса мы будем осуществлять применительно к различным группам должностных лиц.
В отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы применяются следующие особенности:
- а) решение о возбуждении уголовного дела в отношении названных лиц принимается Председателем Следственного комитета РФ с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы, полученного на основании представления Генерального прокурора РФ»(н. 1 ч. 1 ст. 448 УПК)[1];
- б) согласно ст. 449 УПК член Совета Федерации и депутат Государственной Думы, задержанные по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном ст. 91, 92 УПК, за исключением случаев задержания на месте преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности;
- в) принятое судебное решение об избрании в отношении указанных парламентариев в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска исполняется с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы (ч. 3 ст. 450 УПК).
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.06.2004 № 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» ст.
450 и находящимися во взаимосвязи с ней ст.
107 и 108 УПК предполагается, что применение и отношении членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы меры пресечения в виде домашнего ареста должно осуществляться по судебному решению и с согласия соответствующей палаты Федерального Собрания РФ.
В отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы уголовное дело возбуждается с согласия Председателя Следственного комитета РФ (п. 13 ч. 1 ст. 448 УПК).
Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу может быть возбуждено в отношении указанных лиц также только с согласия Председателя Следственного комитета РФ (ч. 41 ст.
450 УПК).
В отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления решение о возбуждении уголовного дела принимается руководителем следственного органа Следственного комитета по субъекту РФ (п. 9 и 11 ч. 1 ст. 448 УПК).
В отношении зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ уголовное дело возбуждается с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ (п. 14 ч. 1 ст. 448 УПК). Согласие этого должностного лица требуется и при возбуждении перед судом ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении указанных кандидатов в депутаты (ч. 41 ст. 450 УПК).
В отношении судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, военного суда, в отношении иных судей, а также присяжных и арбитражных заседателей в период осуществления ими правосудия применяются следующие особенности:
а) решение о возбуждении уголовного дела в отношении указанных лиц принимается Председателем Следственного комитета РФ с согласия соответствующего судебного органа или квалификационной коллегии судей (п. 3—5 ч. 1 ст. 448 УПК).
Согласие на возбуждение уголовного дела должно быть получено:
- • в отношении судьи Конституционного Суда РФ — от Конституционного Суда РФ;
- • в отношении судьи Верховного Суда РФ, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, военного суда — от Высшей квалификационной коллегии судей РФ;
- • в отношении иных судей — от соответствующей квалификационной коллегии судей.
Мотивированное решение Конституционного Суда РФ, а также соответствующей квалификационной коллегии судей о даче либо об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи принимается в срок не позднее 10 суток со дня поступления в суд представления Председателя Следственного комитета РФ (ч. 5 ст. 448 УПК);
- б) судья федерального суда, мировой судья, задержанные по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном ст. 91, 92 УПК, за исключением случаев задержания на месте преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности (ст. 449 УПК);
- в) принятое судебное решение об избрании в отношении судьи Конституционного Суда РФ, судей иных судов в качестве меры пресечения заключения под стражу исполняется с дополнительного согласия соответственно Конституционного Суда РФ или квалификационной коллегии судей (ч. 2 ст. 450 УПК). Решение Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей но этому вопросу должно быть принято в срок не позднее пяти суток со дня поступления представления Председателя Следственного комитета РФ и соответствующего судебного решения (ч. 4 ст. 450 УПК).
В отношении Председателя Счетной палаты РФ, ею заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ решение о возбуждении уголовного дела принимается Председателем Следственного комитета РФ (н. 6 ч. 1 ст. 448 УПК).
Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудиторы Счетной палаты РФ, задержанные по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном ст. 91, 92 УПК, за исключением случаев задержания на месте преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности (ст. 449 УПК).
Дополнительно следует учитывать правила, установленные ст. 29 Федерального закона от 11.01.
1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», в соответствии с которой Председатель Счетной палаты, заместитель и аудиторы Счетной палаты не могут быть задержаны, арестованы, привлечены к уголовной ответственности в качестве обвиняемого без согласия той палаты Федерального Собрания РФ, которая их назначила на должность. Инспектор Счетной палаты при выполнении им служебных обязанностей не может быть привлечен к уголовной ответственности в качестве обвиняемого без согласия Коллегии Счетной палаты.
В отношении Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации решение о возбуждении уголовного дела принимается Председателем Следственного комитета РФ (п. 7 ч. 1 ст. 448 УПК).
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, задержанный по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном ст. 91, 92 УПК, за исключением случаев задержания на месте преступления, должен быть освобожден немедленно после установления его личности (ст. 449 УПК).
Кроме того, принятое судебное решение об избрании в отношении Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска исполняется только с согласия Государственной Думы (ч. 3 ст. 450 УПК).
Следует учитывать также, что в соответствии со ст. 12 Федерального конституционного закона от 26.02.
1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» Уполномоченный не может быть без согласия Государственной Думы привлечен к уголовной ответственности в качестве обвиняемого, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления.
В случае задержания Уполномоченного на месте преступления должностное лицо, произведшее задержание, немедленно уведомляет об этом Государственную Думу, которая должна в течение 24 часов принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры, иначе Уполномоченный должен быть немедленно освобожден.
В отношении кандидата в Президенты РФ решение о возбуждении уголовного дела принимается Председателем Следственного комитета РФ (п. 8 ч. 1 ст. 448 УПК).
Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под страж}' может быть возбуждено следователем или дознавателем в отношении указанного лица также только с согласия Председателя Следственного комитета РФ (ч. 41 ст. 450 УПК).
При производстве по уголовным делам в отношении Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий (экс-президента), следует учитывать, что в соответствии с п. 1 и 2 ст. 3 Федерального закона от 12.02.
2001 № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» экс-президент не подлежит уголовной ответственности за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента РФ, и может быть лишен неприкосновенности только в случае возбуждения уголовного дела по факту совершения им тяжкого преступления. Он также не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу, если указанные действия осуществляются в ходе производства по делам, связанным с исполнением им полномочий Президента РФ. Само производство по уголовным делам в отношении Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, имеет следующие особенности:
- а) решение о возбуждении в отношении его уголовного дела принимается Председателем Следственного комитета РФ (п. 8 ч. 1 ст. 448 УПК). При этом согласно ч. 7 ст. 448 У ПК он в течение трех суток направляет в Государственную Думу представление о лишении указанного лица неприкосновенности. В случае принятия Государственной Думой решения о даче согласия на лишение экс-президента неприкосновенности, указанное решение вместе с представлением Председателя Следственного комитета РФ в течение трех суток направляется в Совет Федерации. Решение Совета Федерации о лишении неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, принимается в срок не позднее трех месяцев со дня вынесения соответствующего постановления Государственной Думой, о чем в течение трех суток извещается Председатель Следственного комитета РФ. Решение Государственной Думы либо Совета Федерации об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности рассматриваемого должностного лица влечет за собой прекращение уголовного преследования в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 27 УПК;
- б) экс-президент, задержанный по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном ст. 91, 92 УПК, за исключением случаев задержания па месте преступления, должен быть освобожден немедленно после установления его личности (ст. 449 УПК);
- в) судебное решение об избрании в отношении Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска исполняется с согласия соответствующей палаты Федерального Собрания РФ (ч. 3 ст. 450 УПК).
Производство по уголовным делам в отношении прокуроров имеет следующие особенности:
- а) решение о возбуждении уголовного дела в отношении прокурора района, города, приравненных к ним прокуроров принимается руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ, в отношении вышестоящих прокуроров — Председателем Следственного комитета РФ или его заместителем (п. 10 ч. 1 ст. 448 УПК). Решение о возбуждении уголовного дела в отношении Генерального прокурора РФ принимается Председателем Следственного комитета РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, принятого но представлению Президента РФ (и. 2 ч. 1 ст. 448 УПК);
- б) Прокурор, задержанный по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном ст. 91, 92 УПК, за исключением случаев задержания на месте преступления, должен быть освобожден немедленно после установления его личности (ст. 449 УПК).
Отметим, что согласно ст. 54 Федерального закона от 17.01.
1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» под категорию «прокурор» подпадают не только Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, но и их заместители, а также их советники, старшие помощники, помощники и помощники по особым поручениям, действующие в пределах своей компетенции.
Вместе с тем иные работники органов и учреждений прокуратуры, выполняющие технические функции (специалисты, заведующие канцеляриями и т.д.), под данную категорию не подпадают, следовательно, на них не распространяются указанные выше процедурные правила.
В законе предусмотрены особенности производства в отношении лиц, осуществляющих функцию предварительного следствия.
Так, решение о возбуждении уголовного дела в отношении руководителя и следователя следственного органа по району, городу принимается руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ, а в отношении руководителей и следователей вышестоящих следственных органов — Председателем Следственного комитета РФ или сто заместителем (п. 10 ч. 1 ст. 448 УПК).
Согласно п. 41 ст. 5 УПК следователь это должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. В связи с этим, устанавливая круг лиц, входящих в категорию «следователь», было бы неверным считать, что речь идет только о лицах, состоящих п должности следователя.
К рассматриваемой категории лиц должны быть отнесены также сотрудники, занимающие должности старшего следователя, следователя по особо важным делам, старшего следователя по особо важным делам, и следователи-криминалисты. Представляется, что к числу следователей (в значении п. 7 ч. 1 ст.
447 УПК) должны относиться также следователи-стажеры, иные должностные лица, назначенные исполняющими обязанности следователя, во время осуществления ими полномочий по производству следствия.
В то же время уголовно-процессуальный иммунитет следователя не может быть распространен на лиц, состоящих в должности помощника следователя, поскольку данные субъекты наделены полномочиями только по осуществлению технической и организационной помощи следователю при расследовании преступлений и не могут выполнять поручения и действия процессуального характера.
То же можно сказать и о помощниках руководителей следственных органов по кадрам. Иммунитет не распространяется и на дознавателя, а также на начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, поскольку уголовно-процессуальная деятельность этих субъектов, даже при выполнении ими неотложных следственных действий, не именуется предварительным следствием.
Решение о возбуждении уголовного дела в отношении Председателя Следственного комитета РФ принимается исполняющим обязанности Председателя Следственного комитета РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, принятого по представлению Президента РФ (п. 21 ч. 1 ст.
448 УПК). Рассмотрение вопроса осуществляется в закрытом судебном заседании в 10-дневный срок с участием лица, в отношении которого внесено представление, и (или) его адвоката (ч. 2 ст. 448 УПК). По результатам рассмотрения суд дает заключение о наличии или отсутствии в действиях лица признаков преступления (ч. 3 ст. 448 УПК).
Законодатель предусмотрел дополнительные гарантии и для лиц, оказывающих квалифицированную юридическую помощь. В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 448 УПК решение о возбуждении уголовного дела в отношении адвоката принимается руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст.
448 УПК решение о возбуждении уголовного дела в отношении члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса вправе принять руководитель следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ, а в отношении члена Центральной избирательной комиссии РФ с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта РФ — Председатель Следственного комитета РФ. Следует также учитывать, что в соответствии с п. 18 и 181 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении члена избирательной комиссии с правом решающего голоса может быть возбуждено лишь с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ, а в отношении члена Центральной избирательной комиссии РФ с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта РФ — только с согласия Председателя Следственного комитета РФ.
71. Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц
ВикиЧтение
Уголовный процесс: Шпаргалка Автор неизвестен
71. Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц
Установление особого порядка направлено на создание системы гарантий деятельности, а также неприкосновенности особой категории лиц. В соответствии со ст. 447 УПК лицами, к которым применяется особый порядок производства по уголовным делам, являются:
- 1) член Совета Федерации и депутат Государственной Думы, депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо органа местного самоуправления;
- 2) судья Конституционного Суда РФ, судья федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мировой судья и судья конституционного (уставного) суда субъекта РФ, присяжный или арбитражный заседатель в период осуществления им правосудия;
- 3) Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудиторы Счетной палаты РФ;
- 4) Уполномоченный по правам человека в РФ;
- 5) Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, а также кандидат в Президенты РФ;
- 6) прокурор;
- 7) следователь;
- 8) адвокат.
Порядок производства по уголовным делам в отношении этих лиц устанавливается общими правилами судопроизводства в РФ с изъятиями, предусмотренными гл. 52 УПК и отдельными нормами в Общей части УПК.
Особый порядок производства, по общему правилу, распространяется на указанных лиц только на период состояния в указанной должности, за исключением Президента РФ. Специально законом оговорено распространение особого производства на присяжного или арбитражного заседателя на период осуществления им правосудия.
Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц определяют особенности досудебного производства.
Среди особенностей досудебного производства необходимо выделить: особенности возбуждения уголовного дела и привлечения лица в качестве обвиняемого; особенности задержания; особенности мер пресечения; особенности прекращения уголовного дела; особенности направления дела в суд.
Особенность досудебного производства в отношении лица, отнесенного к особой категории, заключается прежде всего в субъекте принятия решений по уголовному делу. Решения принимаются на двух уровнях: на уровне прокуратуры, на уровне органа, сотрудником которого является лицо, привлекаемое к ответственности. Особенность же судебного производства определяется, главным образом, подсудностью.
Вопрос 415. Особенности работы адвоката по уголовным делам в отношении несовершеннолетних и при производстве о применении принудительных мер медицинского характера.
Производство по делам несовершеннолетних определяется как общими положениями УПК, так и специальными
53. Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
53. Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
Установленный УПК РФ порядок производства по делам несовершеннолетних учитывает возрастные особенности этих лиц и их правовое положение (ограничение дееспособности, обязанности родителей
Глава 50. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
Глава 50.
Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних Статья 420. Порядок производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
1. Требования настоящей главы применяются по уголовным делам в отношении лиц, не достигших к моменту совершения
Статья 420. Порядок производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
Статья 420. Порядок производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
1. Требования настоящей главы применяются по уголовным делам в отношении лиц, не достигших к моменту совершения преступления возраста восемнадцати лет.2. Производство по уголовному делу о
Глава 52. Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц
Глава 52. Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц Статья 447. Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам
1. Требования настоящей главы применяются при производстве по уголовным
Статья 447. Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам
Статья 447. Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам
1. Требования настоящей главы применяются при производстве по уголовным делам в отношении:1) члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата
68. Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних в стадии предварительного расследования
68. Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних в стадии предварительного расследования
Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних в стадии предварительного расследования: 1. Если несовершеннолетний
69. Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
69. Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
В суде производство по делам в отношении несовершеннолетних осуществляется в общем порядке, установленном ч. 3 УПК «Судебное производство» (гл. 33–39 УПК). Вместе с тем здесь должны быть
71. Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц
Установление особого порядка направлено на создание системы гарантий деятельности, а также неприкосновенности особой категории лиц. В соответствии со ст. 447 УПК лицами, к которым
Глава 50. ПРОИЗВОДСТВО ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Глава 50. ПРОИЗВОДСТВО ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Статья 420. Порядок производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
1. Требования настоящей главы применяются по уголовным делам в отношении лиц, не достигших к моменту совершения
Статья 420. Порядок производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
Статья 420. Порядок производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
1. Требования настоящей главы применяются по уголовным делам в отношении лиц, не достигших к моменту совершения преступления возраста восемнадцати лет.2. Производство по уголовному делу о
Глава 52. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В ОТНОШЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ЛИЦ
Глава 52. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В ОТНОШЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ЛИЦ Статья 447. Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам
1. Требования настоящей главы применяются при производстве по уголовным
Статья 447. Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам
Статья 447. Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам
1. Требования настоящей главы применяются при производстве по уголовным делам в отношении:1) члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата
К главе 50 «Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних»
К главе 50 «Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних»
1. Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 17 сентября 1975 г. № 5 «О соблюдении судами Российской Федерации процессуального законодательства при судебном разбирательстве уголовных дел»
Уголовно-процессуальное право
Особенности возбуждения уголовного дела в отношении рассматриваемой категории лиц определены в ст. 448 УПК РФ.
Правом принятия решения о возбуждении уголовных дел в отношении лиц, указанных в ст. 447 УПК РФ, наделены только должностные лица Собственного комитета РФ. Наибольшими полномочиями в этой части обладает Председатель Следственного комитета РФ.
Он, в частности, принимает решение о возбуждении уголовного дела в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, Генерального прокурора РФ, экс-Президента РФ и кандидата в Президенты, судей, должностных лиц Счетной палаты РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ, прокуроров, руководителей следственных органов и следователей (за исключением прокуроров, руководителей следственных органов и следователей районного звена) и некоторых других категорий лиц.
В отношении прокуроров, руководителей следственных органов и следователей (за исключением Председателя Следственного комитета РФ, а также прокуроров, руководителей следственных органов и следователей районного звена) правом возбуждения уголовных дел в настоящее время наделены также заместители Председателя Следственного комитета РФ.
Решение вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении прокуроров, руководителей следственных органов и следователей районного звена отнесено к компетенции руководителей следственных органов Следственного комитета РФ по субъектам Российской Федерации.
Они же возбуждают уголовные дела в отношении депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ; депутатов, членов выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц органов местного самоуправления; адвокатов и некоторых других лиц.
В отношении Председателя Следственного комитета РФ решение вопроса о возбуждении уголовного дела отнесено к компетенции исполняющего обязанности Председателя Следственного комитета РФ.
Кроме руководителей следственных органов Следственного комитета РФ правом возбуждения уголовных дел по правилам процедуры, предусмотренной главой 52 УПК РФ, наделены следователи Следственного комитета РФ.
Они компетентны принимать такое решение в отношении двух категорий лиц: зарегистрированных кандидатов в депутаты Государственной Думы и зарегистрированных кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ (п. 13, 14 ч. 1 ст. 448 УПК РФ).
Порядок возбуждения уголовных дел в отношении рассматриваемой категории должностных лиц отличается от обычной процедуры возбуждения уголовного дела.
Причем процедура возбуждения уголовного дела в отношении лиц, указанных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ, зависит, как правило, от должностного статуса соответствующего лица.
Чем выше статус должностного лица, тем более сложная процедура возбуждения уголовного дела.
Первый вариант возбуждения уголовного дела — упрощенный. При наличии установленных законом повода и основания соответствующее должностное лицо Следственного комитета РФ выносит постановление о возбуждении уголовного дела. И на этом процедура возбуждения дела заканчивается.
В таком порядке возбуждается большинство уголовных дел рассматриваемой категории в отношении: депутатов законодательных (представительских) органов государственной власти субъектов РФ: депутатов и иных должностных лиц органов местного самоуправления; должностных лиц Счетной палаты РФ; Уполномоченного по правам человека в РФ; прокуроров (за исключением Генерального прокурора РФ), руководителей следственных органов (за исключением Председателя СК РФ), следователей, адвокатов и некоторых других лиц.
Повторяем, при упрощенном порядке соответствующее должностное лицо свое решение о возбуждении уголовного дела принимает самостоятельно без участия других лиц.
Исключение составляет возбуждение уголовного дела в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы и зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ. Такие дела, как отмечалось, в пределах своих полномочий возбуждает следователь Следственного комитета РФ, но только с согласия Председателя СК РФ или руководителя Следственного комитета РФ по субъекту РФ.
Второй вариант возбуждения уголовного дела более сложный.
В процедуре принятия решения по вопросу о возбуждении уголовного дела участвует не только соответствующий руководитель Следственного комитета РФ, но и иные должностные лица или органы.
Такой порядок установлен в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судей, Генерального прокурора РФ, Председателя СК РФ и экс-Президента РФ.
Так, в принятии решения о возбуждении уголовного дела в отношении Генерального прокурора РФ и Председателя Следственного комитета РФ кроме должностных лиц, уполномоченных возбудить дело, принимают участие Президент РФ и Верховный Суд РФ.
До возбуждения уголовного дела Президент РФ на основании ходатайства Председателя Следственного комитета РФ или исполняющего обязанности Председателя Следственного комитета РФ обращается с представлением в Верховный Суд РФ дать заключение о наличии в действиях лица, в отношении которого решается вопрос о возбуждении уголовного дела, признаков преступления. Иначе говоря, Верховный Суд РФ должен решить вопрос о наличии основания для возбуждения уголовного дела.
Представление Президента РФ в Верховном Суде РФ рассматривает коллегия из трех судей данного суда.
Представление рассматривается в закрытом судебном заседании в 10-дневный срок после его поступления с участием лица, в отношении которого решается вопрос о возбуждении дела (Генерального прокурора РФ или Председателя Следственного комитета РФ и (или) их адвокатов), на основании представленных в суд материалов (ч. 2 ст. 448 УПК РФ).
По результатам рассмотрения представления коллегия судей Верховного Суда РФ дает заключение о наличии или об отсутствии в действиях лица признаков преступления (ч. 2 и 3 ст. 448 УПК РФ).
Положительное решение суда дает право руководителю следственного органа вынести постановление о возбуждении уголовного дела. Отрицательное заключение суда не дает такого права.
В этом случае выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному п. 6 ч. 1 ст. 24 УПК РФ.
Иная процедура возбуждения уголовных дел установлена в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы и судей. Напомним, что решение вопроса о возбуждении таких дел вправе принимать только Председатель Следственного комитета РФ.
Важная часть возбуждения уголовного дела в отношении названных лиц — процедура лишении их неприкосновенности (депутатской и судейской), установленная Конституцией РФ соответственно ст.
98 и ст. 122.
Для этого Председатель Следственного комитета РФ вносит в соответствующую инстанцию представление о даче согласия на возбуждение уголовного дела, к которому прилагаются необходимые материалы.
Так, вопрос о лишении неприкосновенности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы решает соответственно Совет Федерации и Государственная Дума.
Представление Председателя Следственного комитета РФ рассматривается на заседании соответствующей палаты, причем от Председателя Следственного комитета РФ могут быть потребованы дополнительные материалы.
В рассмотрении вопроса на заседании соответствующей палаты вправе присутствовать лицо, в отношении которого внесено представление.
По внесенному представлению соответствующая палата Федерального Собрания принимает мотивированное решение и в трехдневный срок извещает о нем Председателя Следственного комитета РФ1См.: ст.
20 Федерального закона от 8 мая 1994 г. № З-ФЗ (в последующих редакциях) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (СЗ РФ. 1994.
№ 28. Ст. 3466)..
- Вопрос о лишении неприкосновенности в отношении судьи Конституционного Суда РФ решает Конституционный Суд РФ. В отношении судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, судей судов областного звена и военных судов решает
- Высшая квалификационная коллегия судей РФ, в отношении судей судов районного звена и мировых судей — квалификационная коллегия судей соответствующего субъекта РФ.
- Представление Председателя Следственного комитета РФ о даче согласия на возбуждение уголовного дела Конституционный Суд РФ, а также соответствующая квалификационная коллегия судей должны рассмотреть в течение 10 суток со дня поступления представления и вынести мотивированное решение о даче либо об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении соответствующего судьи.
При отсутствии согласия на возбуждение уголовного дела его возбудить нельзя. Поэтому в этом случае должно быть вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному п. 6 ч. 1 ст. 24 УПК РФ.
Если же согласие соответствующей инстанции на возбуждение уголовного дела будет дано, Председатель Следственного комитета РФ имеет право возбудить уголовное дело, о чем выносит мотивированное постановление. И на этом решение вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении лица рассматриваемой категории (члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы или судьи) считается завершенным.
В ином порядке возбуждается уголовное дело в отношении бывшего Президента РФ. Следует иметь в виду, что в соответствии с Федеральным законом от 12 декабря 2001 г.
№ 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» бывший Президент РФ продолжает пользоваться неприкосновенностью и после окончания своих полномочий, в том числе и процессуальной.
Он может быть лишен неприкосновенности только в том случае, если в отношении него возбуждено уголовное дело по факту государственной измены или совершения иного тяжкого преступления.
При наличии соответствующих данных о совершении одного из таких преступлений Председатель Следственною комитета РФ возбуждает уголовное дело.
Затем в течение трех суток Председатель Следственного комитета РФ направляет в Государственную Думу представление о лишении указанного лица неприкосновенности.
В случае принятия Государственной Думы решения о даче согласия на лишение неприкосновенности экс-Президента это решение вместе с представлением Председателя Следственного комитета РФ в течение трех суток направляются в Совет Федерации, который тоже должен высказать свое мнение поэтому поводу. Решение Совета Федерации принимается в срок не позднее трех месяцев со дня вынесения соответствующею постановления Государственной Думы, о чем в течение трех суток извещается Председатель Следственного комитета РФ.
Решение Государственной Думы и Совета Федерации об отказе в лишении неприкосновенности указанного лица влечет за собой прекращение уголовного преследования в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 27 и ч. 7 ст. 448 УПК РФ.
В случае дачи этими инстанциями согласия на лишение неприкосновенности экс-Президента постановление Председателя Следственного комитета РФ о возбуждении уголовного дела признается легитимным и оно остается в силе.
Согласно ч. 8 ст. 448 УПК РФ не допускается возбуждение в отношении судьи уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ст.
305 УК РФ (Вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта), в случае, если соответствующий судебный акт, вынесенный этим судьей или с его участием, вступил в законную силу и не отменен в установленном процессуальным законом порядке как неправосудный.