Как отменить присяжных заседателей?
Вот живёт человек себе, поживает. Вдруг в почтовом ящике ему приходит письмо с просьбой явиться в судебную инстанцию в качестве заседателя. Что делать-то? Некоторые граждане исполняют просьбу, а другие — не хотят в этом участвовать.
Итак, кто же такие эти судебные заседатели? Можно ли отказаться от участия в заседании? Какие требования существуют к личности кандидата? Все эти и другие важные вопросы мы подробно разберём в данной статье.
Присяжные заседатели. Кто это?
Это те же самые судьи, но непрофессиональные. Данных лиц включили в список для участия в судебном процессе для рассмотрения уголовного делопроизводства. Стоит отметить, что присяжные заседатели принимают участие исключительно в уголовных делах, где совершены тяжкие или особо тяжкие преступления. Состав заседателей формируется только по инициативе обвиняемого лица.
Такие судьи выбираются на процесс в произвольном порядке из числа обычных граждан. В конце заседания они должны вынести свой субъективный вердикт: виновен ли обвиняемый или нет. При этом они не обязаны ориентироваться на мнение профессиональных судей. Однако на окончательное решение такие лица повлиять не смогут. Вид и срок наказания выбирают исключительно уполномоченные судьи.
Можно ли отказаться от участия?
Можете. За отказ вас не могут наказать. Участие в судебном разбирательстве — это право, а не обязанность гражданина. Однако если вы приняли приглашение, а потом решили не приходить на процесс, то вас могут наказать штрафными санкциями.
Что делать, если я не знаю законодательных актов?
Это не имеет значения. Здесь первостепенно внимательно выслушать каждую сторону и вынести свой вердикт, предварительно ответив на три вопроса:
- Были ли деяния, в совершении которого обвиняется лицо?
- Доказано, что обвиняемый совершил это преступление?
- Виновен ли обвиняемый в этом преступлении?
В процессе слушания заседатели могут задавать через старшину свои вопросы в письменном виде. Если судья посчитает их уместными, то он их озвучит.
Между заседаниями присяжные находятся в специальном помещении. Связано это с тем, чтобы они не общались с прокурорами, адвокатами и подсудимым.
Судья никаким образом не должен влиять на мнение присяжных.
Что будет после моего согласия?
Вы приходите в судебный орган для формирования коллегии. Здесь несколько шагов:
- Создание списка кандидатов (основной и запасной). Количество в Верховном и военном окружном суде не должно быть меньше 14 человек. В районных и гарнизонных судах — не менее 12 человек.
- Создание коллегии. На этом шаге вам объяснят основные вопросы. Вы также сможете отказаться от участия после пояснения всех моментов. После чего секретарь суда выдаст окончательный список заседателей.
- Вручение полномочий. На этом шаге вы официально примете присягу. На время судебного разбирательства вы будете освобождены от работы, а также выплатят компенсацию. Компенсационные выплаты здесь равны половине оклада судьи. Помимо этого, вам компенсируют проезд.
Исторические факты
Суд присяжных появился в нашей стране в 1767 году. А сам институт присяжных заседателей окончательно был принят в 1864 году.
Когда к власти пришли большевики, то суд присяжных был сразу упразднён. Он прекратил своё существование в 1917 году. Лишь спустя долгие десятилетия данный вид суда был вновь открыт. Именно в это время было принято составить список присяжных заседателей в количестве двенадцати человек. А два человека идут запасными на случай непредвиденных обстоятельств.
Кто может стать присяжным?
Кандидатов здесь выбирают в произвольном порядке. Составляют списки раз в четыре года местные исполнительные органы власти. Списка всегда два: основной и запасной.
Председатель судебного органа каждый год сообщает администрации о том количестве присяжных заседателей, которые нужны для нормальной работы судебной инстанции. Именно на основании этой информации органы исполнения находят необходимое количество кандидатов.
Требования к будущим присяжным
Теперь рассмотрим основные требования к будущим заседателям судебного процесса:
- Гражданин Российской Федерации.
- Возраст от 25 лет.
- Лицо не должно стоять на учёте в наркологическом и психиатрическом диспансере.
- Полностью дееспособные личности.
- Не являются обвиняемыми или подозреваемыми в преступлении.
Полномочия и обязанности присяжных
Граждане, принявшие решение стать участником судебного разбирательства, несут следующие обязанности и полномочия:
- Рассматривают все детали преступления, изучают предметы и орудия (вещественные доказательства).
- Находятся на следственных мероприятиях, если в этом возникла необходимость.
- Задают вопросы в письменном виде.
- Ведут заметки для того, чтобы принять окончательное решение в совещательном помещении.
- Требуют пояснения законодательных норм и актов (через старшину).
Права заседателей
Главная цель — определение виновности или невиновности обвиняемого. Окончательный вердикт заседатели выносят в специальном помещении после того, как изучат все материалы делопроизводства, вещественные доказательства. А также после выступления защитников обвиняемого, самого обвиняемого и государственного обвинителя.
Особые права заседателей
Здесь возникает у многих вопрос: почему же обвиняемые хотят, чтобы на слушании присутствовали присяжные? По их мнению, итоговое решение будет гораздо мягче, ведь такие лица могут более снисходительно озвучить свой приговор.
Однако необходимо знать, что обвиняемый может иметь, так называемые поблажки, только при наличии смягчающих обстоятельств. Решение о применении снисхождения принимает главный судья с учётом мнения присяжных заседателей. Но так как такие граждане редко владеют специальными навыками и знаниями, то они могут огласить только своё субъективное мнение.
Что делать запрещено?
Приняв решение стать присяжным, важно понимать, что на вас также могут быть наложены и ограничения. К ним относятся:
- Запрет покидать зал заседания во время судебного процесса.
- Запрет собирать необходимую информацию вне зала заседания.
- Запрет высказывать своё мнение в процессе судебного слушания.
Кто такие присяжные
- Почти любого гражданина России могут вызвать в суд в качестве присяжного заседателя.
- В статье я расскажу, кто такие присяжные, можно ли отказаться от этой роли и как заработать, выполняя свой гражданский долг.
- Присяжные заседают в районных судах и в судах уровня субъекта РФ — это областные, краевые или верховные суды республик.
Дела, рассматриваемые судами субъекта, как правило, сложнее, поэтому и количество присяжных в них больше. Например, суды субъекта по первой инстанции рассматривают дела, в которых содержится государственная тайна, а также выступают апелляционной инстанцией по отношению к районному суду — пересматривают их решения.
Кроме уголовных, бывают еще гражданские и административные дела, но в них суд присяжных не участвует.
Прежде чем человек явится в суд в качестве присяжного заседателя, ему должны прийти два письма: письмо-уведомление и письмо с приглашением стать присяжным заседателем. Отвечать на эти письма не нужно.
В списке кандидат находится четыре года. Через четыре года он может оказаться в еще одном списке.
В разных субъектах РФ уведомления могут отличаться — единого образца нет, но содержание идентично
Если человек получит уведомление и решит стать присяжным, ему больше ничего не нужно предпринимать. Суд при необходимости сам свяжется с кандидатом — пришлет письменное приглашение по почте.
Приглашение составляется в свободной форме, с официальными реквизитами суда. По распоряжению судьи его помощник и секретарь судебного заседания в случайном порядке отбирают из списка кандидатов несколько человек, которым направляют приглашения.
Закон не устанавливает, скольким людям нужно разослать письма, чтобы собрать коллегию присяжных заседателей, — это решает сам суд. Опираются, например, на то, в какое время года нужно собрать коллегию и есть ли в ближайшее время какие-то праздники.
Например, 1 сентября сложнее собрать присяжных — многие из них ведут в школу детей. Если суд не соберет нужное количество лиц с первого раза, он будет направлять приглашения снова и снова, пока не соберет коллегию.
В приглашении стать присяжным заседателем указано имя кандидата, место и время, когда нужно явиться в суд, а также перечень документов, которые необходимо взять с собой. Подтверждать явку не нужно.
Кандидату нужно явиться в назначенный суд в указанную дату и время. При входе граждан будет встречать судебный пристав. Он попросит предъявить паспорт и приглашение и отведет к залу заседания.
Каждого кандидата судья инструктирует, произносит вступительное слово: зачем его вызвали, для какого дела, какие задачи перед ним стоят и сколько примерно продлится разбирательство.
Присяжным не выдают специальных удостоверений. Если нужно подтвердить свой статус, судья выдаст справку.
Стандартное приглашение присяжного заседателя в суд. Отвечать на него не нужно, достаточно просто явиться
Проверка присяжных и их отвод. Когда коллегия присяжных формируется, стороны защиты и обвинения вправе задавать вопросы. Так они выясняют, нет ли обстоятельств, из-за которых кандидат не может быть присяжным, и могут заявить ему отвод — отстранить от участия в процессе.
Чтобы отвод осуществился, он должен быть мотивированным и судья должен его принять. Например, Подсудимый совершил покушение на жизнь общественного деятеля, а кандидат в присяжные — член политической партии или профсоюза.
Стороны и суд могут усомниться в беспристрастности кандидата, так как он сам — общественный деятель. Или подсудимый обвиняется в совершении экологической катастрофы, а кандидат в присяжные — член общества защиты природы. В этом случае тоже есть сомнения в объективности кандидата.
Заседание с участием присяжных похоже на стандартное: есть один судья, сторона защиты и обвинения, но еще есть 6 или 8 присяжных — в зависимости от суда.
Далее присяжных собирают в зале заседания. До вынесения вердикта они будут собираться только там. Присяжные сидят и слушают доводы сторон, а также изучают доказательства, которые им показывают стороны: начиная от дневника подсудимого, заканчивая гильзой патрона.
Главная особенность такого заседания в том, что стороны защиты и обвинения стараются своими доводами убедить не судью, а присяжных. Судья только руководит процессом и следит за соблюдением всех формальностей.
Стороны стараются воздействовать на эмоции заседателей, сводят к минимуму юридическую терминологию и пытаются своим выступлением расположить коллегию присяжных к своей позиции. От решения присяжных будет зависеть, осудят подсудимого или нет.
Верховный суд часто отправляет на повторное рассмотрение дела, где присяжные вынесли решение на эмоциях. Вот три примера.
Во время заседания присяжные вправе:
- Исследовать все обстоятельства уголовного дела, осматривать вещественные доказательства и документы, задавать через судью вопросы допрашиваемым лицам.
- Просить судью разъяснить нормы закона, которые относятся к делу, и другие неясные для них вопросы и понятия.
- Вести собственные записи и пользоваться ими при подготовке вердикта.
При этом присяжные не могут отлучаться из зала судебного заседания во время слушания и высказывать свое мнение до вынесения вердикта. Если один из них захочет выйти в уборную, судья объявит перерыв и приостановит процесс, потому что даже без одного присяжного дело рассматривать нельзя.
С наступлением ночного времени или после окончания рабочего дня и с разрешения судьи присяжные могут прервать совещание, чтобы отдохнуть. Закон прямо не указывает, во сколько начинаются и заканчиваются эти часы, их определяет судья по своему усмотрению.
Перед входом в совещательную комнату заседателям говорят, что они будут там делать. Задавать вопросы председательствующему судье больше нельзя — присяжные должны исходить из информации, которую получили во время процесса.
Присяжные заседатели: Как отказаться от заседательства, если пришло приглашение — основания для отказа в 2020 г. (образец заявления)
Периодически граждане России получают уведомления об избрании их в кандидаты присяжных заседателей. Реагирует каждый человек по-разному, но неизменно возникает масса вопросов – что это такое, как повлияет на основную работу и оплата подобного труда. Однако нередко первым посылом становится, как отказаться от присяжного заседательства и каковы последствия.
Нормативное регулирование участия и отказа быть присяжным в Федеральных судах
Выбор гражданина в качестве кандидатуры в присяжные не всегда означает перевод в основной или запасной список. Статистика указывает, что лишь 4% участников реально доходят до рассмотрения уголовного дела. Примечательно, что у каждого человека есть общие представления о том, как работает коллегия, но именно в ФЗ №113 дается полное разъяснение о порядке и условиях отбора.
Невзирая на то, что участие в судебном процессе в качестве присяжного – гражданский долг, в законе предусмотрена возможность отзыва своей кандидатуры. Так, при получении извещения о необходимости явиться в ведомство, гражданин вправе обратиться с письменным ходатайством о самоотводе.
По закону о присяжных заседателей отказаться можно при наличии уважительных обстоятельств или без таковых.
К первой категории относятся следующие причины:
- действующая судимость;
- присвоение статуса недееспособного;
- человек зарегистрирован на учете в наркологии или психиатрической клинике;
- незнание русского языка;
- возраст гражданина меньше 25 лет или старше 65;
- течение заболевания, препятствующее участию в процессе.
При наличии одного или нескольких факторов физическое лицо вправе подавать заявление на самоотвод и не выполнять возложенных функций.
Посмотрите видео: «Суд присяжных в России. Что скрывают от широкой публики.»
Профессиональные ограничения на участие в судебном процессе
Кроме того, отказаться от участия в присяжных заседателях можно, если профессиональная деятельность противоречит процессу рассмотрения уголовного дела. Список должностей:
- судья;
- сотрудник прокуроры;
- представитель следственного или дознавательного комитета;
- практикующий адвокат;
- работник нотариальной конторы;
- судоприставы;
- частные сыщики;
- военнослужащие ФСБ, ФСО и СВР;
- служащие таможни, МВД и ФСИН;
- священнослужители.
Как правильно отказаться от участия в суде в качестве присяжных, если пришло приглашение
Отказ от присяжного заседательства происходит на основании письменного ходатайства и по инициативе председателя судебного процесса. Как правило, это осуществляется при явке по приглашению, когда проводится дополнительная проверка кандидатов на соответствие критериям.
Возможные причины и законные основания для отказа
Избирать человека в кандидаты на пост присяжного будут без его согласия на основании списков в единой базе. Обработкой занимается программное обеспечение. В 2020 г. на заседательство могут пригласить любого гражданина при условии, что он пройдет проверку на соответствии критериям.
Если устанавливается, что потенциальный кандидат не имеет заинтересованности в рассмотрении уголовного дела, то он может получить письмо с приглашением. Есть риск оказания на коллегию в процессе судебного разбирательства психологического и физического воздействия. Но прежде чем писать отказ нужно понимать, что присяжный находится под государственной защитой.
Статус неприкосновенности заседателя позволяет ему обращаться за помощью к правоохранительным органам. Сотрудники полиции обязаны охранять жизнь, здоровье и имущество не только гражданина, но и его родственников.
Если вызывают в суд присяжным заседателем, то отказаться можно на основаниях, установленных в статьях №3 и №7 113-ФЗ.
В таблице представлены распространенные ситуации и порядок действия по самоотводу:
Таблица 1.
Заболевание | Необязательно, чтобы болезнь носила серьезный характер. К примеру, ОРВИ, боли в сердце или желудке могут стать законной причиной неявки в суд. | Взять справку у лечащего врача. |
Место жительство в другом регионе или населенном пункте | — | Достаточно просто не явиться в исполняющий орган, т. е. проигнорировать письмо с извещением о выборе гражданина в качестве кандидата. |
Госслужащий | В ст. №7 приведен список государственных должностей, который запрещает исполнять функции заседательства. | Взять справку с места работы. |
Пенсионеры | Если гражданину исполнилось больше 65 лет, то по закону он не может стать присяжным. | Предъявление пенсионного удостоверения или паспорта. |
При беременности | В таком положении женщина редко испытывает желание участвовать в судебных разбирательствах, т. к. обстановка может негативно отразиться на вынашивании ребенка. | Допускается игнорирование уведомления с предложением стать присяжным. Если о беременности женщина узнала после официального подтверждения кандидатуры, то взять справку у доктора. |
Определенная должность | Если отгул по работе может негативно сказаться на производственном процессе или нанести урон общественным или государственным интересам. | Представить справку с места работы. |
Религиозные убеждения | Для некоторых людей, независимо от конфессии, недопустимо судить других людей. | Достаточно указать этот момент в заявлении об отказе. |
Согласно статье №327 УПК России только после включения кандидата в список присяжных наделяет гражданина статусом и вменяет ему обязанности по исполнению возложенных функций. Происходит это на момент произнесения клятвы в зале судебного органа. После официального присвоения статуса за человеком закрепляется должность с её полномочиями и обязанностями.
Соответственно за неявку на последующие заседания без подтверждения уважительности причин временный служащий может подвергаться взысканию штрафа. Но законом не предусмотрена ответственность за игнорирование извещения о выборе человека в кандидаты. Таким образом, можно не направлять письменного ходатайства, чтобы отказываться от данной должности.
Может ли предприятие отказаться от направления работника на заседание в суд
На основании ФЗ №113 работодателям вменяется в обязанность освобождение работника, если ему поступает предложение принять участие в судебном процессе. Когда происходит вызов сотрудника для утверждения на кандидатуру присяжного, то предприятие должно сохранить место работы.
По причине недостаточного развития данного института граждане РФ нечасто привлекаются к исполнению подобной роли. Поэтому при передаче извещения в отдел кадров или бухгалтерию часто сталкиваются с непониманием и негативом. Если руководитель будет приветствовать исполнению гражданского долга, то в его отношение допускается вменять административное наказание.
Куда подавать заявление об отказе – можно ли отказаться по электронной почте
Выбирает кандидата на пост присяжного заседателя специальное программное обеспечение из избирателей. Данный перечень обновляется один раз в 4 года Верховным судом российского субъекта. Составляется два списка – общий и запасной состав.
Кандидатом может стать любой гражданин, достигший 25 лет, но не старше 65. Помимо этого, в ст. №3 и №7 Федерального закона №113 установлены дополнительные критерии. Когда человек не соответствует требованиям, то вызвать его или привлечь к исполнению функции не получится.
Если выбрали присяжным заседателем, то отказаться можно при наличии уважительных причин, либо просто проигнорировать предложение. Большинство граждан при получении письма предпочитают второй вариант действий. Примечательно, что шанс увидеть в ящике повестку в суд выпадает не так часто и происходит это, если заполнить соответствующую анкету.
Чтобы правильно отказаться от приглашения необходимо официально заявить о принятом решении, т. е. написать заявление о самоотводе.
Направление ходатайства допускается почтой России (заказное письмо с уведомлением). Использование e-mail возможно, если у гражданина есть цифровая подпись, а судебный орган придерживается электронного документооборота.
Составление заявления (образец)
Когда выбирают в присяжные заседатели, то отказаться можно путем самоотвода, если у человека есть сомнения в объективности оценки уголовного дела. Примечательно, что в этом случае гражданин не становится отступником, а, наоборот, адекватно взвешивает свои возможности.
Например, такая ситуация происходит, когда на скамье подсудимых находится знакомый, дальний родственник. Аналогично складываются обстоятельства, если присяжный состоит в дружеских отношениях с одним из участников процесса. В таких ситуациях должно восторжествовать правосудие, а не личное мнение, основанное на слухах в сети или от бабушек по подъезду.
Приглашают присяжных в суд, как правило, на рассмотрение уголовного дела – подозрение в геноциде, убийствах, изнасиловании, а также причинение тяжкого вреда здоровья потерпевшей стороне. Поэтому, если есть сомнения лучшее решение – подавать официальный самоотвод.
Судебный орган Российской Федерации занимается рассмотрением поступивших ходатайств в рамках 5 дней. По факту осуществления анализа выносится решение, которое в дальнейшем можно обжаловать в общем процессуальном порядке.
Ответственность за отказ быть присяжным
При получении приглашения в присяжные заседатели отказаться гражданин может как на этапе извещения, так и после клятвы. Если человек просто проигнорирует письмо, то в его отношение санкции вменяться не будут. В последнем случае необходимо документально подтвердить уважительность неявки.
Штраф за отказ
В правовом поле отсутствуют штрафы за уклонение от принятия приглашения стать присяжным. Таким образом, на этапе предварительного назначения человек вправе согласиться с обязанностью по исполнению гражданского долга или отказаться.
Санкции за неявку в суд
Мужчина или женщина становится присяжным только после произнесения клятвы в судебном органе. Давать официальное согласие на заседательство, значит принять права и обязанности по участию в разбирательстве уголовного дела.
Статья №333 УПК Российской Федерации устанавливает ответственность за неявку на заседание суда без уважительных обстоятельств. В отношении нарушителя процессуального порядка вменяется штрафные санкции в размер 25 минимальных окладов. Однако до момента подписания документов и подписки о неразглашении гражданин фигурирует в процессе, как кандидат.
Во избежание штрафов необходимо заранее уведомить судебный орган или принести документы, подтверждающие уважительность неявки. Эксперты рекомендуют представить справку от врача о плохом самочувствии. Отказ перед клятвой можно мотивировать религиозными убеждениями или мировоззрением, согласно которому гражданин не вправе осуждать действия другого человека.
Участвовать на суде в качестве присяжного заседателя – почетная обязанность, которая неразрывно связана с гражданским долгом. Нередко благодаря присутствию коллегии приговор выносится объективным и справедливым.
Однако не каждый человек желает приходить на рассмотрение уголовного дела. Зачастую это сопряжено со страхом перед возможным физическим и психическим давлением. Соображения безопасности подталкивают кандидатов на принятии решение отказаться быть присяжным.
Причины уклонения разные, но такая ситуация в любом случае указывает на слабое место в правовом институте и необходимость его совершенствования.
Принимая решения о том давать согласие или нет на приглашение, нужно осознавать предстоящую ответственность за судьбу другого человека.
Посмотрите видео: «Присяжные или компьютер? Кто должен решать судьбу человека.»
Прокурор разъясняет — Прокуратура Ростовской области
Основания и порядок обжалования приговоров, постановленных судами районного звена с участием присяжных заседателей
По общим правилам уголовного судопроизводства пересмотр приговора суда первой инстанции в апелляционном порядке подразумевает повторное рассмотрение дела по вопросам как применения норм права, так и достоверности установленных фактических обстоятельств дела (событий преступного деяния и виновности подсудимых).
Вместе с тем уголовно-процессуальное законодательство предусмотрело категорию дел, для которых обсуждение вопросов факта в апелляционной инстанции остается под запретом. К такому виду судебных решений относятся приговоры, постановленные на основании вердикта коллегии присяжных заседателей.
Уголовные дела с участием присяжных заседателей рассматриваются только по ходатайству самих обвиняемых, которым разъясняются особенности данной формы судопроизводства, в том числе и порядок обжалования приговоров, для того, чтобы они могли предвидеть и оценить правовые последствия своего выбора.
Особенности пересмотра приговоров по уголовным делам, рассмотренным с участием коллегии присяжных заседателей, регламентированы ст. 389.27 УПК РФ, согласно которой для отмены или изменения в апелляционном порядке судебных решений, вынесенных с участием присяжных заседателей, необходимо наличие одного из следующих оснований:
- — существенное нарушение уголовно-процессуального закона при рассмотрении дела судом первой инстанции;
- — неправильное применение им уголовного закона при квалификации содеянного подсудимым;
- — несправедливость приговора.
- Так, оправдательный приговор, постановленный на основании оправдательного вердикта коллегии присяжных, может быть отменен только при наличии таких существенных нарушений уголовно-процессуального закона, которые:
- а) ограничили право прокурора, потерпевшего или его законного представителя и (или) представителя на представление доказательств в ходе судебного следствия;
- б) повлияли на содержание поставленных перед присяжными заседателями вопросов;
- в) повлияли на содержание данных присяжными заседателями ответов.
Что касается фактических обстоятельств дела, приведенных в приговоре в соответствии с содержанием решения присяжных заседателей, то они оспариваться сторонами не могут.
Такое ограничение обусловлено спецификой данной формы судопроизводства, поскольку закон наделил коллегию присяжных заседателей исключительными полномочиями по признанию доказанными (либо недоказанными) всех фактических обстоятельств дела и принятию решения о виновности или невиновности подсудимого, освободив от обязанности мотивировать свои выводы, оформленные вердиктом.
Помимо общих неустранимых в суде апелляционной инстанции процедурных нарушений, которые могут быть допущены при любой форме судопроизводства и служат основанием отмены приговора суда первой инстанции, законодательно предусмотрен ряд нарушений, которые могут иметь место только в суде с участием присяжных заседателей.
К таковым, в частности, относятся; вынесение вердикта незаконным составом коллегии присяжных; незаконное воздействие на коллегию присяжных заседателей, допущенное в ходе разбирательства дела иными участниками процесса; ограничение процессуальных прав участников судопроизводства; неясность или противоречивость вердикта; нарушение тайны совещания коллегии присяжных заседателей при вынесении вердикта; не предоставление подсудимому возможности выступить в прениях сторон при обсуждении юридических последствий вердикта; ссылка участников производства в ходе прений сторон на новые обстоятельства, которые не исследовались в судебном заседании с участием коллегии присяжных, а также иные нарушения, которые могли повлиять на характер вынесенного присяжными заседателями вердикта. Так, основанием отмены приговора могут быть нарушения ч. 6 ст. 335 УПК РФ, предписывающей суду разрешать вопросы допустимости доказательств (т.е. их соответствия установленной законодательством процедуре получения) исключительно в отсутствие присяжных заседателей, поскольку рассмотрение данного вопроса при присяжных заседателях может повлиять на объективность содержания вердикта.
Самой распространенной причиной отмены приговоров суда присяжных является неправомерное воздействие на коллегию стороной зашиты с целью сформировать негативное отношение к доказательствам обвинения, к их достаточности и законности.
Как показывает практика, именно подсудимые и их адвокаты зачастую нарушают установленный законом запрет оказывать на присяжных заседателей любое недозволенное воздействие, способное вызвать у них предубеждение, которое может отрицательно повлиять на беспристрастность коллегии и формирование мнения по делу.
Судебная практика: основания отмены приговоров с участием присяжных заседателей
❗Как отменить приговор с присяжными? Какие основания для отмены приговора, вынесенного с участием присяжных заседателей, учитываются и принимаются судами апелляционной и кассационной инстанций?
Само рассмотрение уголовных дел с участием присяжных очень специфично. Также множество особенностей и нюансов при обжаловании приговоров с участием присяжных. В данном цикле статей рассмотрим наиболее распространенные и весомые основания отмены приговоров данной категории в судах вышестоящих судебных инстанций.
Цикл статей. Часть 1
В ходе судебного разбирательства в присутствии присяжных заседателей был допрошен оперуполномоченный П., который фактически воспроизвел сведения, сообщенные ему подсудимым К. после задержания в отсутствие защитника и не подтвержденные им в суде, следовательно, показания данного свидетеля не могли быть использованы в качестве доказательства виновности.
Вопреки требованиям п. 1 ч. 2 ст. 75, ч. 5 ст. 335 УПК РФ председательствующий не только не принял мер к исключению данного недопустимого доказательства, но и привел его в напутственном слове, что повлияло на ответы присяжных заседателей при вынесении ими обвинительного вердикта и свидетельствует о существенном нарушении уголовно-процессуального закона.
Кроме того, с учетом предъявленного К. обвинения по ч. 3 ст. 30, п. «а» ч. 2 ст.
105 УК РФ при формулировании вопроса о доказанности того, что деяние имело место, председательствующий в вопросном листе не указал на то, какие именно вредные последствия, в данном случае смерть потерпевших, не наступили по независящим от действий К. обстоятельствам, что привело к неясности вердикта присяжных заседателей и является неустранимым нарушением уголовно-процессуального закона.
Апелляционное определение Пермского краевого суда от 10 июня 2021 г. № 22-3263
2. Нарушения уголовно-процессуального закона, связанные с воздействием на присяжных заседателей с целью вызвать предубеждение и повлиять на их беспристрастность, а также неясность вердикта присяжных заседателей повлекли отмену оправдательного приговора.
В нарушение ст.ст.
335, 336 УПК РФ подсудимый до судебных прений давал оценку показаниям свидетелей обвинения, заявляя об их ложности, безотносительно к обстоятельствам дела сообщал неподтвержденные документально сведения о состоянии своего здоровья и порочащие потерпевшего сведения, выступая в судебных прениях и последнем слове, дал негативную оценку работе правоохранительных органов. Защитник допускал высказывания, способные сформировать у присяжных убеждение в нарушении права стороны защиты на представление доказательств, выразившемся в запрете доводить до присяжных важную информацию по делу. Допрошенный в присутствии присяжных Свидетель стороны защиты дал показания об обстоятельствах допроса другого свидетеля.
Указанные нарушения являются существенными, поскольку, несмотря на реакцию председательствующего, делавшего замечания стороне защиты и просившего присяжных не принимать во внимание сказанное, могли оказать воздействие на присяжных заседателей, повлиять на содержание данных ими ответов.
Из вердикта присяжных заседателей следует, что признав доказанным факт нанесения потерпевшему ударов руками и ногами по телу, они вместе с тем установили, что указанные удары не повлекли телесных повреждений, однако Потерпевший скончался после их нанесения в больнице.
Вопросы о причастности подсудимого к нанесению ударов и смерти потерпевшего, о виновности подсудимого были оставлены коллегией присяжных заседателей без ответа. Однако в нарушение положений ч. 2 ст.
345 УПК РФ председательствующий не предложил присяжным в целях устранения неясности вердикта вернуться в совещательную комнату для внесения уточнений в вопросный лист.
Кроме того, в нарушение ч. 1 ст. 234, ч. 23 ст. 328, ч. 1 ст. 259 УПК РФ на предварительном слушании и при формировании коллегии присяжных заседателей, проводившихся в закрытом судебном заседании, велась аудиозапись.
Указанные нарушения уголовно-процессуального закона в совокупности повлекли отмену оправдательного приговора, постановленного с участием присяжных заседателей, и направление дела на новое судебное рассмотрение со стадии судебного разбирательства в тот же суд, но в ином составе суда.
Апелляционное определение Пермского краевого суда от 18 мая 2021 г. № 22-2657
3. Обвинительный приговор, постановленный на основании вердикта присяжных заседателей, отменен, поскольку не содержит квалификацию содеянного и противоречит вердикту присяжных заседателей.
Приведя в описательно-мотивировочной части приговора в отношении Ф. описание деяния согласно вердикту присяжных заседателей, суд в нарушение п. 3 ст. 351 УПК РФ не дал ему соответствующей квалификации, ограничившись указанием части и статьи Уголовного кодекса РФ, без приведения ее диспозиции.
Кроме того, при назначении наказания суд исходил из того, что Ф. признан незаслуживающим снисхождения, что противоречит вердикту присяжных заседателей.
Указанные нарушения судебной коллегией признаны неустранимыми, в связи с чем на основании ч. 1.1 ст. 389.22 УПК РФ приговор отменен с передачей уголовного дела на новое рассмотрение в суд, постановивший приговор, но иным составом суда с момента, следующего за провозглашением вердикта присяжных заседателей.
Апелляционное определение Пермского краевого суда от 30 марта 2021 г. № 22-1753
❗ Напоминаю, что сам я профессионально занимаюсь обжалованием приговоров, вынесенных в любом порядке, любыми судами, по всем регионам РФ. По результатам защиты вынесено более 10 оправдательных приговоров! Отменено и смягчено свыше 100 приговоров!
Более подробно обо мне и по вопросам обжалования приговоров можно узнать по ссылке. Там же можно БЕСПЛАТНО проконсультироваться по вопросам обжалования приговоров. ОБРАЩАЙТЕСЬ!
- Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал: «VIP-жалоба на приговор», — узнайте все об эффективном обжаловании приговоров!
- БУДУТ ПРИВЕДЕНЫ ЕЩЕ МНОГО ХОРОШИХ КОНКРЕТНЫХ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ СМЯГЧЕНИЯ И ОТМЕНЫ ПРИГОВОРОВ ПО РЕАЛЬНЫМ УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ, С МНОГОЧИСЛЕННЫМИ ПРИМЕРАМИ ПРАКТИКИ ОБЖАЛОВАНИЯ!
- Спасибо за уделенное внимание❗????
- Лайк и комментарий приветствуются❗????
- Подписывайтесь
© В.В. Панфилов, 2021
Рассмотрение заявлений граждан о необоснованном включении в списки кандидатов в присяжные заседатели
Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Комитетом, должностными лицами Комитета, государственными гражданскими служащими Комитета, МФЦ, работниками МФЦ в ходе предоставления государственной Услуги.
Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке.
Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.
Заявитель может подать жалобу, в том числе в следующих случаях:
- нарушение срока регистрации запроса о предоставлении государственной услуги;
- нарушение срока предоставления государственной услуги;
- требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга для предоставления государственной услуги;
- отказ в приеме у заявителя документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга для предоставления государственной услуги;
- отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иные нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга;
- требование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга;
- отказ Комитета, должностного лица Комитета, государственного гражданского служащего Комитета в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений;
- нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной услуги;
- приостановление предоставления государственной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга;
- требование у заявителя при предоставлении государственной услуги документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона № 210-ФЗ.
В случае если жалоба подается через представителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя.
В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:
- оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации Доверенность (для физических лиц);
- оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя (при наличии печати) и подписанная руководителем юридического лица или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
- копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.
Жалоба должна содержать:
- наименование Комитета, должность и фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) должностного лица либо государственного гражданского служащего Комитета, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
- фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя-физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя-юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
- сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета, в том числе в случае подачи жалобы в МФЦ или через Портал — вид нарушения, указанный в административном регламенте;
- доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
- Исполнительные органы и уполномоченные на рассмотрение жалобы должностные лица, которым может быть подана жалоба в досудебном (внесудебном) порядке.
- Жалоба подается в Комитет, предоставляющий государственную услугу.
- Жалоба также может быть подана в вышестоящий орган — Правительство Санкт-Петербурга.
Жалоба на решения и действия (бездействие) руководителя Комитета подается вице-губернатору Санкт-Петербурга-руководителю Администрации Губернатора Санкт-Петербурга, координирующему и контролирующему деятельность Комитета в соответствии с распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга от 12.11.2014 № 14-рг «О распределении обязанностей между вице-губернаторами Санкт-Петербурга».
Жалоба может быть подана:
- в электронной форме;
- в письменной форме на бумажном носителе.
- Подача жалобы в письменной форме на бумажном носителе осуществляется:
- В электронной форме могут быть представлены документы, указанные в административном регламенте, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.
- Подача жалобы в электронной форме осуществляется в сети «Интернет» посредством официального сайта Администрации Санкт-Петербурга с использованием сервиса «Электронная приемная».
- Жалоба на решения и действия (бездействие) Комитета, его должностных лиц и государственных гражданских служащих рассматривается Комитетом.
- Жалоба на решения и действия (бездействие) руководителя Комитета рассматривается вышестоящим органом.
- МФЦ, в случае подачи жалобы через МФЦ, обеспечивает передачу жалобы в Комитет в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и указанным Комитетом, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.
В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.
В случае если в отношении поступившей жалобы федеральным законом установлен иной порядок (Процедура) подачи и рассмотрения жалоб, положения настоящего раздела не применяются, и заявитель уведомляется о том, что его жалоба будет рассмотрена в порядке и сроки, предусмотренные федеральным законом.
Комитет вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:
- наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.
В случае оставления жалобы без ответа Комитет в течение трех рабочих дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес под даются прочтению.
Срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в Комитете.
Жалоба, поступившая в Комитет либо вышестоящий орган, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, работником, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Комитетом.
В случае обжалования отказа Комитетом в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.
По результатам рассмотрения жалобы Комитет принимает одно из следующих решений:
- жалоба удовлетворяется, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга;
- в удовлетворении жалобы отказывается.
- Указанное решение принимается в форме акта Комитета.
- По результатам проверки при отсутствии в жалобе доводов, подтверждающих наличие указанного заявителем вида нарушения порядка предоставления услуги, должностное лицо, ответственное за рассмотрение жалобы, принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу в связи с несоответствием сведений, изложенных в жалобе, указанному виду нарушения.
- Комитет отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:
- наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
- подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями административного регламента в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.
- Порядок информирования заявителя о результатах рассмотрения жалобы.
- При удовлетворении жалобы Комитет принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
- Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
- В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:
- наименование Комитета, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе;
- номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, работнике, решение или действие (бездействие) которого обжалуется; фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя; основания для принятия решения по жалобе; принятое по жалобе решение;
- в случае если жалоба признана обоснованной — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
- в случае если жалоба признана не обоснованной — аргументированные разъяснения о причинах принятого решения, а также информация о порядке обжалования принятого решения.
- Также в ответе о результатах рассмотрения жалобы приносятся извинения за доставленные неудобства и указывается информация о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги.
- Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Комитета, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб.
- По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица Комитета, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.
- Порядок обжалования решения по жалобе.
- Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано вице-губернатору Санкт-Петербурга — руководителю Администрации Губернатора Санкт-Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета (адрес: Смольный проезд, дом 1, литера Б, Санкт-Петербург, 191060, телефон: (812) 576-62-62), в Правительство Санкт-Петербурга, а также в суд в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.
- Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.
- Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы осуществляется посредством размещения информации на Портале.
- Информирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) осуществляется также при обращении заявителя по телефонам, адресам электронной почты, указанным на информационном портале Комитета и на Портале.
В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, работник, наделенные полномочиями по рассмотрению жалоб в соответствии с частью 1 статьи 11.2 Федерального закона № 210-ФЗ, незамедлительно направляют имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
Положения настоящего раздела, устанавливающие порядок подачи и рассмотрения жалоб заявителей на нарушения их прав при предоставлении государственных услуг, не распространяются на отношения, регулируемые Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Закон № 59-ФЗ).
Жалобы заявителей на организацию предоставления государственных услуг в Комитет подаются и рассматриваются в порядке, предусмотренном Законом № 59-ФЗ.