Консультации

Европейская конвенция по правам человека

15 марта 2022 года Россия уведомила Совет Европы о намерении выйти из этой организации. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров вручил соответствующее письмо генеральному секретарю СЕ Майе Пейчинович-Бурич.

По мнению главы комитета Государственной Думы РФ по международным делам Леонида Слуцкого, при выходе Россия будет вынуждена денонсировать Европейскую конвенцию по правам человека.

В Госдуме готовы приступить к рассмотрению этого вопроса.

ТАСС  рассказыват об истории принятия и содержании Конвенции.

История заключения

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (краткое название — Европейская конвенция по правам человека, ЕКПЧ) — это международный Договор, который был подписан в Риме 4 ноября 1950 года и вступил в силу 3 сентября 1953 года. Его участниками являются все страны — члены Совета Европы (до выхода России — 47 государств). Новые члены СЕ обязаны подписать Конвенцию при вступлении и ратифицировать ее в течение года.

Российская Федерация присоединилась к Конвенции в 1996 году и ратифицировала ее 30 марта 1998 года. ЕКПЧ вступила в силу на территории РФ 5 мая 1998 года.

Основные положения

Конвенция, состоящая из 56 статей, гарантирует право на жизнь, свободу и безопасность, на справедливое судебное разбирательство, эффективное средство правовой защиты, на уважение частной жизни, свободу мысли и религии, выражения мнения и собраний, а также запрещает пытки, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение или наказание, рабство и принудительный труд.

На эту тему

Европейская конвенция по правам человека

Текст документа дополняют 16 протоколов (некоторые из них были включены в ее текст). Так, права на собственность, образование и на свободные выборы закреплены в протоколе 1 (1952), запрещение тюремного заключения за долги, высылка граждан и свобода передвижения — в протоколе 4 (1963).

Право на апелляцию по уголовным делам, на компенсацию за неправомерное осуждение, а также право не быть судимым или наказанным дважды за одно преступление включены в Протоколы 6 и 7 (1983 и 1984).

Протокол 12 (2000) запретил общую дискриминацию, 13-й (2002) зафиксировал запрет на смертную казнь при любых обстоятельствах. Протокол 16 (2013) дает возможность верховным судам стран-участниц получать консультации и советы Европейского суда по правам человека.

Государства — члены СЕ могут быть участниками всех или нескольких протоколов. Россия не подписала 13-й и 16-й и не ратифицировала 6-й и 12-й протоколы к ЕКПЧ.

ЕСПЧ

Согласно Конвенции, в 1959 году был создан Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).

Он рассматривает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению документа, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц. С такой жалобой в Суд может обратиться любой Гражданин или житель страны — члена СЕ, если были исчерпаны все судебные возможности на национальном уровне. Решения ЕСПЧ обязательны к исполнению.

С момента создания Суда в нем было зарегистрировано свыше 957 тыс. жалоб. За 1959-2021 годы Судом вынесено свыше 24,5 тыс. решений, примерно 40% из них в отношении трех государств: Турции (3 820), России (3 116) и Италии (2 466).

Для более 84% исков ЕСПЧ установил, по крайней мере, одно нарушение Конвенции. Чаще всего нарушаются статьи 5 и 6 (право на свободу и безопасность; на справедливое судебное разбирательство), статья 1 протокола 1 (защита собственности).

Денонсация Конвенции

В соответствии со статьей 58 Конвенции, право на ее денонсацию государство-участник получает по истечении пяти лет с даты присоединения и через шесть месяцев после соответствующего уведомления генерального секретаря СЕ.

Однако государство, покидающее Совет Европы, автоматически перестает быть участником ЕКПЧ.

Тем не менее, в соответствии с российским законодательством, такое решение потребует от российского парламента принятия федерального закона, отменяющего Закон о ее ратификации.

Прекращение участия не освобождает государство от его обязательств по ЕКПЧ в отношении любого действия, которое могло явиться нарушением таких обязательств и могло быть совершено до даты вступления денонсации в силу.

Кроме денонсации статья 15 Конвенции предполагает право частичной приостановки ее действия (derogation) «в случае войны или при иных чрезвычайных обстоятельствах, угрожающих жизни нации». Начиная с 1957 года, таким правом воспользовались Ирландия, Греция, Великобритания, Турция, Албания, Грузия, Армения, Украина (2014) и Франция. 

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.: структура, протоколы, контрольный механизм, значение

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод вступила в силу в 1953 г. Конвенция устанавливает неотъемлемые пра ва и свободы для каждого и обязывает государства гарантировать эти права каждому человеку.

Главное отличие Конвенции от иных между народных договоров в области прав человека — наличие реально дей ствующего механизма защиты декларируемых прав — Европейского Суда по правам человека, рассматривающего индивидуальные жалобы на нарушения Конвенции.

Членами Конвенции являются все страны Совета Европы. Новые го сударства-члены обязаны подписать ее при вступлении в Совет Европы и ратифицировать в течение одного года.

В тексте Конвенции два раздела: перечень защищаемых прав (раз дел 1, ст. 2—18) и порядок деятельности Европейского Суда (раздел II, ст. 19-59).

  • Конвенция была дополнена и изменена следующими Протоколами:
  • — Протокол № 1 (1952 г.);
  • — Протокол № 2 (1963 г.) «О наделении Европейского Суда по пра вам человека компетенцией выносить консультативные заключения»;
  • — Протокол № 4 (1963 г.) «Об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и протокол № 1»;
  • — Протокол № 6 (1983 г.) «Относительно отмены смертной казни»;
  • — Протокол № 7 (1984 г.);
  • — Протокол № 11 (1994 г.) «О реорганизации контрольного механиз ма, созданного в соответствии с Конвенцией»;

— Протокол № 14 (2004 г., дополняющий контрольную систему Кон венции).

Россия ратифицировала Конвенцию в 1998 г. (за исключением про токолов № 6,12, 13 к Конвенции, протокол № 14 был ратифицирован Россией в 2010 г.).

  1. Конвенция предусматривает:
  2. а) право на жизнь (ст. 2);
  3. б) запрет пыток или бесчеловечного или унижающего достоинство человека обращения или наказания (ст. 3);
  4. в) запрет рабства и работорговли (ст. 4);
  5. г) право на свободу, безопасность и личную неприкосновенность (ст. 5);
  6. д) право на справедливое судебное разбирательство (ст. 6);
  7. е) наказание исключительно на основании закона (ст. 7);
  8. ж) право на уважение частной и семейной жизни (ст. 8);
  9. з) свободу мысли, совести и религии (ст. 9);
  10. и) свободу выражения мнения (ст. 10);
  11. к) свободу ассоциаций (ст. 11);
  12. л) право на вступление в Брак (ст. 12);
  13. м) право на эффективные средства защиты (ст. 13);

н) запрет дискриминации (ст. 14).

Протокол № 1 к Конвенции предусматривает: а) защиту собственно сти (ст. 1); б) право на образование (ст. 2); в) право на свободные выбо ры (ст. 3).

Протокол № 4: а) запрет лишения свободы за долги (ст. 1); б) свободу передвижения (ст. 2); в) запрет высылки граждан с территории своего государства (ст. 3); г) запрет массовой высылки иностранцев (ст. 4).

Протокол № б включает отмену смертной казни (ст. 1).

Протокол № 7: а) возможность высылки иностранцев только на осно вании решения, принятого в соответствии с предусмотренной процеду рой (ст. 1); б) право на апелляцию по уголовным делам (ст. 2); в) право на компенсацию в случае судебной ошибки (ст. 3); г) запрет повторного суда и наказания (ст. 4); д) равноправие супругов (ст. 5).

  • Протокол №11 уточнил положения, касающиеся Европейского Суда по правам человека.
  • Порядок рассмотрения и условия приемлемости индивидуальных жалоб в Европейском суде по правам человека ( с учетом изменений внесенных Протоколом N14 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.)
  • Суд рассматривает поступающие к ним дела в комитетах, состоящих из трех Судей, в Палатах, включающих семь Судей, и в Большой Палате, насчитывающей в своем составе 17 Судей.

Первоначальное рассмотрение индивидуальных жалоб начинается в Комитетах, которые решают вопрос о приемлемости жалоб на единогласной основе. Если петиция (жалоба) признана неприемлемой, то такое решение комитета не подлежит обжалованию. Если комитет не смог принять решение единогласно, то вопрос о приемлемости жалобы решается Палатой, которая рассматривает спор по существу.

Большая Палата рассматривает дела в тех случаях, когда поднимаются серьезные вопросы толкования Конвенции или Протоколов к ней либо имеется вероятность того, что ответ на стоящий перед Палатой вопрос противоречит ранее вынесенному Судом решению.

Решение о передаче дел в Большую Палату может быть принято на любом этапе рассмотрения спора до вынесения решения по существу и при условии, если ни одна из сторон в споре не возражает против этого. Большая Палата, как указывалось выше, состоит из 17 судей.

Читайте также:  Как правильно подать исковое заявление об изменении размера алиментов?

Председатель Суда, Председатели палат и Судья, представляющий заинтересованное государство, имеют право участвовать в заседании Большой Палаты, чтобы обеспечить преемственность в прецедентной практике Суда.

Они также могут участвовать в повторном рассмотрении наиболее важных судебных дел. Решения Большой Палаты являются окончательными.

Европейская конвенция по правам человека

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод вступила в силу в 1953 г. Конвенция устанавливает неотъемлемые пра ва и свободы для каждого и обязывает государства гарантировать эти права каждому человеку.

Главное отличие Конвенции от иных между народных договоров в области прав человека — наличие реально дей ствующего механизма защиты декларируемых прав — Европейского Суда по правам человека, рассматривающего индивидуальные жалобы на нарушения Конвенции.

Членами Конвенции являются все страны Совета Европы. Новые го сударства-члены обязаны подписать ее при вступлении в Совет Европы и ратифицировать в течение одного года.

В тексте Конвенции два раздела: перечень защищаемых прав (раз дел 1, ст. 2—18) и порядок деятельности Европейского Суда (раздел II, ст. 19-59).

  1. Конвенция была дополнена и изменена следующими Протоколами:
  2. — Протокол № 1 (1952 г.);
  3. — Протокол № 2 (1963 г.) «О наделении Европейского Суда по пра вам человека компетенцией выносить консультативные заключения»;
  4. — Протокол № 4 (1963 г.) «Об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и протокол № 1»;
  5. — Протокол № 6 (1983 г.) «Относительно отмены смертной казни»;
  6. — Протокол № 7 (1984 г.);
  7. — Протокол № 11 (1994 г.) «О реорганизации контрольного механиз ма, созданного в соответствии с Конвенцией»;

— Протокол № 14 (2004 г., дополняющий контрольную систему Кон венции).

Россия ратифицировала Конвенцию в 1998 г. (за исключением про токолов № 6,12, 13 к Конвенции, протокол № 14 был ратифицирован Россией в 2010 г.).

  • Конвенция предусматривает:
  • а) право на жизнь (ст. 2);
  • б) запрет пыток или бесчеловечного или унижающего достоинство человека обращения или наказания (ст. 3);
  • в) запрет рабства и работорговли (ст. 4);
  • г) право на свободу, безопасность и личную неприкосновенность (ст. 5);
  • д) право на справедливое судебное разбирательство (ст. 6);
  • е) наказание исключительно на основании закона (ст. 7);
  • ж) право на уважение частной и семейной жизни (ст. 8);
  • з) свободу мысли, совести и религии (ст. 9);
  • и) свободу выражения мнения (ст. 10);
  • к) свободу ассоциаций (ст. 11);
  • л) право на вступление в брак (ст. 12);
  • м) право на эффективные средства защиты (ст. 13);

н) запрет дискриминации (ст. 14).

Протокол № 1 к Конвенции предусматривает: а) защиту собственно сти (ст. 1); б) право на образование (ст. 2); в) право на свободные выбо ры (ст. 3).

Протокол № 4: а) запрет лишения свободы за долги (ст. 1); б) свободу передвижения (ст. 2); в) запрет высылки граждан с территории своего государства (ст. 3); г) запрет массовой высылки иностранцев (ст. 4).

Протокол № б включает отмену смертной казни (ст. 1).

Протокол № 7: а) возможность высылки иностранцев только на осно вании решения, принятого в соответствии с предусмотренной процеду рой (ст. 1); б) право на апелляцию по уголовным делам (ст. 2); в) право на компенсацию в случае судебной ошибки (ст. 3); г) запрет повторного суда и наказания (ст. 4); д) равноправие супругов (ст. 5).

  1. Протокол №11 уточнил положения, касающиеся Европейского Суда по правам человека.
  2. Порядок рассмотрения и условия приемлемости индивидуальных жалоб в Европейском суде по правам человека ( с учетом изменений внесенных Протоколом N14 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.)
  3. Суд рассматривает поступающие к ним дела в комитетах, состоящих из трех Судей, в Палатах, включающих семь Судей, и в Большой Палате, насчитывающей в своем составе 17 Судей.

Первоначальное рассмотрение индивидуальных жалоб начинается в Комитетах, которые решают вопрос о приемлемости жалоб на единогласной основе. Если петиция (жалоба) признана неприемлемой, то такое решение комитета не подлежит обжалованию. Если комитет не смог принять решение единогласно, то вопрос о приемлемости жалобы решается Палатой, которая рассматривает спор по существу.

Большая Палата рассматривает дела в тех случаях, когда поднимаются серьезные вопросы толкования Конвенции или Протоколов к ней либо имеется вероятность того, что ответ на стоящий перед Палатой вопрос противоречит ранее вынесенному Судом решению.

Решение о передаче дел в Большую Палату может быть принято на любом этапе рассмотрения спора до вынесения решения по существу и при условии, если ни одна из сторон в споре не возражает против этого. Большая Палата, как указывалось выше, состоит из 17 судей.

Председатель Суда, Председатели палат и Судья, представляющий заинтересованное государство, имеют право участвовать в заседании Большой Палаты, чтобы обеспечить преемственность в прецедентной практике Суда.

Они также могут участвовать в повторном рассмотрении наиболее важных судебных дел. Решения Большой Палаты являются окончательными.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод

Членство в СЕ прямо предполагает присоединение к Конвенции.

Раздел I Конвенции включает статьи, устанавливающие права и свободы человека.

В числе первых перечислены права на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Запрещаются пытки и унижение, рабство и подневольный труд, дискриминация в осуществлении прав по любому признаку. Каждый имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

  • Подтверждается принцип презумпции невиновности.
  • Согласно статьям Конвенции, каждый имеет право на уважение личной жизни и жилища, свободу мысли, совести и религии, свободу выражения своего мнения, свободу мирных собраний и объединений.
  • Допускается ограничение свободы религии и убеждений в интересах безопасности, общественного здоровья или нравственности.

Осуществление права свободно выражать мнение, получать и распространять информацию «может быть сопряжено с формальностями, условиями или санкциями». Допустимы ограничения для военных и чиновников в плане свободы собраний и объединений; ограничение на политическую деятельность для иностранцев.

В случае войны или в «иных чрезвычайных обстоятельствах, угрожающих жизни нации», государство вправе отступить от положений Конвенции, но «только в той степени, в какой это обусловлено чрезвычайностью обстоятельств».

Раздел II Конвенции посвящен деятельности Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) как единственной инстанции, отвечающей за ее толкование и соблюдение.

Европейский Суд призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм Конвенции ее государствами-участниками.

Он осуществляет эту задачу путем рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией.

Возможна также подача жалобы на нарушение Конвенции государством — членом Совета Европы со стороны другого государства-члена.

Суд принимает жалобу к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние, национальные средства правовой защиты.

ЕСПЧ не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства — участника Конвенции. Поэтому он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия.

Суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований Конвенции.

Если решено, что нарушение Конвенции имело место, а внутреннее право государства-ответчика допускает возможность только частичного устранения последствий нарушения, потерпевшей стороне может быть присуждена «справедливая компенсация».

Судьи ЕСПЧ избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы по одному от каждой страны-члена СЕ на шестилетний срок с возможностью переизбрания. Судьи выступают в личном качестве, но представитель страны, являющейся стороной в деле, обязательно принимает участие в его рассмотрении.

Неотъемлемой частью Конвенции считаются Протоколы к ней, принятые в разные годы и дополняющие ее содержание.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод

Европейская Конвенция по правам человека (ЕКПЧ) — значимое соглашение Европейского Совета от 4 ноября 1950 года, которое было окончательно утверждено и вступило в силу через три года. Оно устанавливает права и свободы любого человека, обязывая каждую страну-участницу, ратифицировавшую данное соглашение, гарантировать их.

Сегодня это базис, согласно пунктам которого осуществляется правоприменительная деятельность суда.

Если сравнивать с другими подобными договорами, Конвенцию отличает наличие действительного, реально функционирующего защитного механизма в виде Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ), в компетенции которого находится рассмотрение всех поступающих жалоб на возможные нарушение положений Конвенции.

Это значит, что любой гражданин государства, входящего в Европейский Совет, уверенный, что его права нарушены, может обратиться за судебной помощью и гарантированно ее получить.

Конвенция по защите прав и свобод человека

Сегодня актуальна и действительна версия Конвенции в редакции 1998 года. Она представляет собой относительно небольшой документ, состоящий из короткой преамбулы и 59 статей, выделенных в три основных раздела, связанных с непосредственно человеком (2-18), структурой суда (19-51) и прочими положениями, которые не могут быть отнесены к первым названным (52-59).

Читайте также:  Пошаговая инструкция оформления пособия 5000 рублей на ребенка до 3 лет на сайте ПФР через Госуслуги

Основу текста международной Конвенции взаимодополняют протоколы, со временем пополнившие список основных прав человека, а также вносящие определенные нововведения по структуре и пр. Европейский Суд особо подчеркивает, что протокольная и основная документальная часть единое целое.

Главные языки Совета Европы английский и французский, а потому ЕКПЧ принята именно на них. Оба текста практически идентичны друг другу, никаких несоответствий в текстовом содержании, которые могли бы стать причиной неточной трактовки некоторых пунктов, нет. Наблюдаются лишь незначительные погрешности юридически-технического плана, которые были в свое время выявлены.

Каждое государство-участник имеет данный документ с переводом на свой язык. Он в обязательном порядке прикладывается к акту о ратификации, а, соответственно, носит официальный характер.

Цели европейской конвенции

Главное назначение действующей конвенции включает три пункта:

  • Установление неотъемлемых прав и свобод человека, которые обязательно, неукоснительно соблюдаются странами-участниками, ратифицировавшими договор.
  • Обеспечение нормативно-правовой базы для эффективной работы Европейского Суда по правам человека.
  • Обеспечение правовой защиты человека на всеобщем, международном уровне, предоставление гарантий соблюдения установленных привилегий.

Статья 1 в документе обязательство соблюдения человеческих прав. Это самый главный пункт в соглашении, согласно которому государства обеспечивают любому своему гражданину определенные права и свободы.

Далее рассмотрим документ по разделам.

Раздел 1: Права и Свободы

В этой части прописаны пункты, касающиеся непосредственно человека. Самые главные среди них:

  • Ст. 2 – право на жизнь. Ни один человек не может быть лишен своей жизни умышленно. Исключение – приведение в действие приговора о смертной казни за деяние особой тяжести.
  • Ст. 3 и 4 – запрет на пытки. Никто не должен подвергаться насильственным действиям, находиться в ситуациях, унижающих человеческое достоинство. Полный запрет рабства и принудительного труда. Запрещено привлечение к труду по принуждению или содержанию в рабских условиях.
  • Ст. 5 – права на неприкосновенную частную жизнь.
  • Ст. 6 – право на честное ведение дел в суде. В случае возникновения споров, согласно статье 6, каждый человек имеет право на справедливое, публичное разбирательство в соответствии с принятыми законодательными нормами. Каждый обвиняемый признан невиновным в совершении преступления до тех пор, пока не будут предоставлены доказательства его вины.
  • Ст. 7 – привлечение к наказанию только на основании принятых законов. Статья 7 прописывает права человека в случае определения наказания за различные правонарушения. Никто не имеет права быть осужденным, оштрафованным сверх установленных законодательных норм.
  • Ст. 8 – право на уважительное отношение к частной и семейной жизни. Статья 8 определяет право лиц на уважение их жизни, исключается вмешательство со стороны властей, кроме ситуаций, если это предполагается законодательно.
  • Ст. 9 – свобода мысли, совести и религиозного течения. Статья 9 устанавливает, что каждый человек имеет право на свободную смену религии, собственных суждений. Важно, чтобы это не шло в противовес законодательным нормам, установленным в целях общественного порядка и безопасности.
  • Ст. 10 – свобода мнения. Согласно 10 статье, граждане стран-участниц могут свободно выражать свои мысли, придерживаться определенного мнения и заниматься распространением информации, если это не противоречит закону.
  • Ст. 11 – свободная деятельность собраний и объединений.
  • Ст. 13 – право на эффективное средство правовой защиты.
  • Ст. 14 – запрет на дискриминационные действия.
  • Ст. 15 – невозможность выполнения взятых на себя обязательств в особых случаях и ЧС.

Раздел 2: ЕСПЧ

Во втором разделе определяется порядок формирования Судебного органа, структура, статус судейства и прочие моменты организации судопроизводства. Основные акты, статьи, заслуживающие основного внимания:

  • Ст. 19 всеобщей декларации– учреждение суда. Для соблюдения взятых на себя государствами обязательств, статья 19 предусматривает формирование Европейского суда, работающего постоянно.
  • Ст. 20 и 21 – количество судей, требования к ним.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года и протоколы к ней

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ) является основополагающим договором СЕ в области прав человека, «инструментом европейского общественного порядка»[1], которы ратифицирован всеми государствами — членами СЕ, в том числе Российской Федерацией.

История принятия ЕКПЧ берет свое начало после Второй мировой войны и во многом обусловлена значительными политическими, экономическими и социальным потерями, а также многомиллионными человеческими жертвами, понесенными государствами Европы.

Итоги Второй мировой войны наглядно показали, что отдельн взятое государство не всегда в состоянии самостоятельно обеспечить должный уровень защиты прав и свобод человека, поэтому соблюдение прав человека должн стать объектом пристального внимания всех европейских государств на межправительственном уровне.

Учредив в 1949 г. СЕ, европейские государства приступили к разработке первого общеевропейского договора о правах человека, взяв за основу Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г.

Однако в отличие от Всеобщей декларации прав человека, государства — члены СЕ ЕКПЧ должна была стать договором, накладывающим на государства вполне конкретные обязательства по соблюдению обеспечению реализации и защите прав человека и предусматривающим создани механизма, который позволял бы эффективно контролировать выполнение государствами принятых обязательств.

Впоследствии ЕСГ1Ч сформулировал цели принятия ЕКПЧ следующим образом: «установить определенные международные стандарты, которые должны соблюдаться Договаривающимися Государствами в их взаимоотношениях с лицами, находящимися иод их юрисдикцией»[2] и обеспечить эффективную и реальную защиту прав и свобод человека[3].

4 ноября 1950 г. в Риме государства-члены СЕ открыли для подписания ЕКПЧ. Согласно Преамбуле к ЕКПЧ участниками договора могут быть государства члены СЕ, которые разделяют цель принятия Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

, а именно «обеспечение всеобщего и эффективного признания и осуществления провозглашенный в ней прав», а также цель СЕ — «достижение большего единства между его членами», одним из способов достижения которого «является защит и развитие прав человека и основных свобод», которые объединены общим наследие «политических традиций, идеалов свободы и верховенства права», а также стремлением «сделать первые шаги на пути обеспечения коллективного осуществления некоторых их прав, изложенных во Всеобщей декларации прав человека».

Основное обязательство государств — участников ЕКПЧ сформулировано в ст. 1 договора: «Высокие Договаривающиеся Стороны обеспечивают каждому лицу, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, определяемые в разделе I настоящей Конвенции».

В разд. I ЕКПЧ, в ст.

2—14 закреплен исчерпывающий перечень прав и свобод человека, охватывающий важнейшие гражданские и политически права: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, свободу мысли, свободу совести и вероисповедания, свободу выражения мнения, право на мирные собрания, право на объединения и ассоциации, прав на уважение частной и семейной жизни, право на справедливое судебно разбирательство, право на уважение собственности, запрет дискриминации, пыток, рабства и принудительного труда, недопустимость наказани без закона и другие. Несмотря на широкий спектр гарантируемых прав в ЕКПЧ, как и в протоколах к ней, которые были приняты в дальнейшем не закреплено ни одного социального права. Данный пробел был устранен лишь через 11 лет с открытием для подписания в 1961 г. Европейско социальной хартии и ряда других договоров аналогичной направленности.

Раздел II ЕКПЧ предусматривает учреждение трехзвенного контрольного механизма, состоящего из Европейской комиссии по правам человека, ЕСГ1Ч и Комитета министров СЕ.

Заявители должны были обращатьс с жалобами в Европейскую комиссию по правам человека, которая выступала своеобразной предварительной инстанцией.

Комиссия оценивал жалобы на предмет соблюдения условий приемлемости и изучала фактические обстоятельства дела, предлагая сторонам примирительные процедуры. Затем дело передавалось в ЕСПЧ, который выносил постановление обязательное к исполнению для государства — ответчика по делу.

Трети элемент в системе судебного контроля — политический орган СЕ — Комитет министров — мог сделать вывод о том, имело ли место нарушени ЕКПЧ в обстоятельствах конкретного дела, но только в том случае, есл данная жалоба не передавалась в Суд.

Контрольные органы ЕКПЧ получили право рассматривать жалобы на нарушение прав и свобод человека, гарантированных согласно ЕКПЧ а также толковать положения ЕКПЧ применительно к обстоятельства конкретного дела. Впоследствии этот перечень был расширен за счет прав готовить консультативные заключения по запросу Комитета министров СЕ.

Институт жалобы на нарушение прав человека сам по себе не был новеллой для времени принятия ЕКПЧ, однако поистине революционны стало предоставление права обращения в международный контрольный орган не только государствам, но и частным лицам.

С принятием ЕКПЧ у каждого физического лица, неправительственной организации и групп частных лиц, появилось право сообщить о нарушении его прав государством — участником ЕКПЧ в контрольные органы ЕКПЧ, которые рассматривали поступившую жалобу и выносили постановление, исполнени которого носило обязательный характер.

Предоставление частным лицам права на подачу жалоб было неоднозначно воспринято государствами, многие из которых усматривали в этом вмешательство в свои внутренние дела и ограничение государственного суверенитета.

Читайте также:  В каких случаях выезд за границу невозможен?

Компромиссны стало следующее решение: частные лица получат право обращаться в Европейску комиссию по правам человека и Суд только после того как государство-ответчи по жалобе признает за ними такое право, сделав специальное заявление.

Сроки представления такого заявления нс были установлены, поэтому теоретически государство могло его вообще никогда не делать. Некоторым государствам потребовалис десятки лет, чтобы решиться на такой шаг.

Например, Франция признала за частными лицами право обращаться в Европейскую комиссию по правам человека и Су более чем через 30 лет после присоединения к ЕКПЧ.

Контрольные органы ЕКПЧ могли приступить к работе после того, как восемь государств — участников ЕКПЧ признают их права рассматриват индивидуальные жалобы, поэтому первые дела Европейская комисси по правам человека приняла к производству лишь в 1955 г., а ЕСПЧ —В в 1959 г. Первое постановление ЕСПЧ вынес 7 апреля 1961 г. — по дел Лоулес против Ирландии К

Несмотря на предоставление частным лицам права на обращение в Европейскую комиссию по правам человека, это нововведение рассматривалось лишь как дополнительная гарантия защиты прав человека поэтому организация деятельности контрольного механизма ЕКПЧ и Процедура рассмотрения обращений были преимущественно ориентирован на межгосударственные споры. Однако первые 30 лет работы Европейско комиссии по правам человека и ЕСПЧ показали, что эти органы преимущественно занимаются рассмотрением индивидуальных жалоб. Единственный межгосударственный спор, по которому ЕСПЧ вынес постановлени за указанный период, — дело Ирландия против Соединенного Королевства[4] [5].

Явное преобладание индивидуальных жалоб предопределило необходимость постепенной реорганизации контрольного механизма ЕКПЧ, которой активно способствовали Европейская комиссия по правам человека и Суд.

Например, рассматривая в 1960 году дело Лоулес против Ирландии на предварительный вопрос Европейской комиссии по правам человека, должен ли ЕСПЧ зна комиться с письменными замечаниями заявителя но ее докладу, Суд дал отрицательный ответ, указав, что при рассмотрении дела в Суде участие заявителя не предусмотрено, равно как и представление его письменных заявлений.

В ходе публичных слушаний может выступать только представитель Европейской комиссии по правам человека и государства — ответчика по делу.

Однако через некоторое врем Суд изменил свою позицию, посчитав, что отсутствие у заявителя и его представителя права принимать участие в слушаниях по своему делу наравне с государством против которого подана жалоба, нарушает принцип равенства и состязательност сторон в процессе. Со временем данный поход нашел отражение в новой редакци Регламента ЕСПЧ, принятой в 1983 г.

: заявитель — частное лицо получил статус-стороны в процессе, но не в личном качестве, а в лице своего представителя, которым мог быть адвокат, практикующий в любом государстве — члене СЕ. В перио с 1963 по 1992 г. процедура рассмотрения жалоб была изменена шестью дополнительными протоколами к ЕКПЧ.

Протокол № 13 был подписан 3 мая 2002 г. в Вильнюсе. Протокол устанавливает общий запрет на применение смертной казни, который не знает никаких исключений и не может быть нарушен ни при каких, даже чрезвычайных обстоятельствах. Протокол вступил в силу 1 июля 2003 г.

Вступление в СЕ целого ряда новых членов из числа государств Центральной и Восточной Европы, которое произошло в 1990-е гг., вызвало значительный рост количества жалоб. В 1992 г. необходимость реорганизации контрольного механизма ЕКИЧ признала ПАСЕ. В Венско декларации от 9 декабря 1993 г.

, принятой на саммите глав государст и правительств — членов СЕ, подчеркивалась необходимость «создат как неотъемлемую часть Конвенции единый Европейский Суд по права человека, который заменит существующие контрольные органы».

Полученные сигналы о том, что система не справляется с нагрузкой и нуждаетс в реорганизации, обусловили разработку и подписание в 1994 г. Протокол № 11 к ЕКПЧ, который вступил в силу в 1998 г., заменив трехступенчату систему контроля единым ЕСПЧ.

В результате такой реформы все межгосударственные и индивидуальные жалобы теперь направляются сраз в Суд, который регистрирует их и рассматривает как на предмет приемлемости, так и по существу обращения. Комитет министров СЕ сохрани за собой надзорные полномочия за исполнением постановлений ЕСПЧ[6].

Протокол № 11 к ЕКПЧ, безусловно, повысил эффективность работы контрольного механизма ЕКПЧ: если дореформенные Европейская комиссия по правам человека и Суд вынесли 38 389 решений по приемлемост и по существу дела за 44 года своей деятельности, то новый ЕСПЧ —В 61 633 решения но приемлемости и по существу дела за первые пять ле своей работы[7].

Однако несмотря на положительную динамику, проблем перегруженности ЕСПЧ не была решена. В 2004 г. СЕ объединял государства с общей численностью населения около 820 млн человек. Пото обращений, поступающих в Суд, стремительно увеличивался: в 1990 г было подано 5279 жалоб, в 1994 г. — 10 335, в 1998 г. — 18 164, в 2002 г. —В 34 546 жалоб[8].

При этом подавляющее большинство обращений признавались неприемлемыми и не доходили до разбирательства но существу поэтому основная нагрузка ложилась на структуры ЕСПЧ, работающи с жалобами на первоначальных стадиях судопроизводства.

Стремлени повысить пропускную способность ЕСПЧ при условии сохранения высокого качества правосудия проявилось в изменениях, которые в итоге был внесены в контрольный механизм ЕКПЧ Протоколом № 14, открытым для подписания 13 мая 2004 г.

[9] Протокол № 14 к ЕКПЧ не содержит радикальных структурных новшеств, однако в целом ориентирован на повышение эффективности работы ЕСПЧ. Протокол № 14 к ЕКПЧ вступил в сил 1 июня 2010 г. Основные новеллы, внесенные этим документом, отражен в действующей редакции ЕКПЧ[10].

ЕКПЧ часто называют «уставным» договором СЕ[11], поскольку его ратификация фактически стала обязательным условием членства государств в СЕ. Начиная с 1989 г.

ПАСЕ при поддержке Комитета министров СЕВ в заключениях по заявкам государств на вступление в СЕ настоятельн рекомендует каждому государству-кандидату ратифицировать ЕКПЧ Подобное требование было выдвинуто и Российской Федерации, котора стала участником ЕКПЧ 5 мая 1998 г.

[12] Тесная взаимосвязь между членством в СЕ и участием в ЕКПЧ вытекает и из положений самой ЕКПЧ Согласно ч. 3 ст. 58 ЕКПЧ государство, «которое перестает быть члено Совета Европы, перестает быть и Стороной настоящей Конвенции».

  • Именно поэтому, когда в 1969 г. Греция заявила о своем выходе из состава СЕ,
  • г-н Пипинелис, занимавший в то время должность министра иностранных дел Греции,
  • направил Генеральному секретарю СЕ два документа: один — о денонсации Устава
  • СЕ, второй — о денонсации ЕКПЧ[13].

Подчеркивая значение ЕКПЧ, А. Райнер, в частности, отмечает, что этот договор играет ведущую роль в процессе гармонизации стандарто в области прав и свобод человека в Европе.

Права, закрепленные в это акте, в современных европейских обществах признаются имеющими обязательную силу и опосредуют отношения человека с государством.

Эт права в их совокупности представляют собой минимальные обязательны стандарты, отвечающие требованиям современного европейского конституционализма[14].

В 2013 г. были открыты для подписания два новых Протокола к ЕКПЧ, ни один из которых пока не вступил в силу.

  1. Протокол № 15 содержит положения относительно принципа субсидиарности и доктрины свободы усмотрения государства, а также снижает срок подачи жалобы с шести до четырех месяцев, отсчитываемых с дат вынесения окончательного решения по существу дела внутри государства Протокол вступит в силу после его ратификации всеми государствами -участниками ЕКПЧ.
  2. Протокол № 16 к ЕКПЧ позволит высшим судебным органам государства — участника ЕКПЧ направлять в ЕСПЧ запросы о подготовке консультативных заключений по принципиальным вопросам, касающимся толкования или применения прав и свобод человека, гарантируемы согласно ЕКПЧ или протоколам к ней.
  3. Работа по дальнейшему повышению эффективности ЕКПЧ и ЕСПЧ осуществляется государствами в рамках Интерлакенского процесса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector